Живопись фламандского барокко относится к искусству, произведенному в Южных Нидерландах во время испанского контроля в 16-17 веках. Период примерно начинается, когда Голландская Республика была отделена от Габсбургской Испании регионов на юге с повторным захватом испанцами Антверпена в 1585 году и продолжается примерно до 1700 года. когда власть испанских Габсбургов закончилась смертью короля Карла II. Антверпен, родина выдающихся художников Питера Пауля Рубенса, Энтони ван Дейка и Якоба Йорданса, был центром искусства, в то время как другие известные города включают Брюссель и Гент.
Рубенс, в частности, оказал сильное влияние на визуальную культуру семнадцатого века. Его нововведения помогли определить Антверпен как один из главных художественных городов Европы, особенно для образов Контрреформации, а его ученик Ван Дайк сыграл важную роль в создании новых направлений в английской портретной живописи. Другие разработки в живописи фламандского барокко аналогичны тем, которые были обнаружены в живописи Золотого века Голландии, с художниками, специализирующимися в таких областях, как историческая живопись, портретная живопись, жанровая живопись, пейзаж и натюрморт.
История голландской и фламандской живописи | |
Ранние нидерландские (1400–1523) | |
Живопись эпохи Возрождения (1520–1580) | |
Северный маньеризм (1580–1615) | |
Голландская живопись «Золотого века» ( 1615–1702) | |
Живопись фламандского барокко (1608–1700) | |
Список голландских художников | |
Список фламандских художников |
«Фламандский» в контексте этого и художественных периодов, таких как «Фламандские примитивы» "(на английском сейчас Ранняя нидерландская живопись ), часто включает регионы, не связанные с современной Фландрией, включая Герцогство Брабант и автономный Принц -Епископство Льежское. Однако к семнадцатому веку Антверпен стал главным городом инновационного художественного творчества, во многом благодаря присутствию Рубенса. Брюссель был важным местом расположения двора, что привлекло внимание Давида Тенирса Младшего позже в этом веке.
Франс Хогенберг, Кальвинист Бунт иконоборцев 20 августа 1566 года, когда многие картины и церковные украшения были уничтожены и впоследствии заменены поздними северными маньеристами и художниками барокко.Хотя картины конца XVI века принадлежат к общим северным маньеристам и позднему ренессансу, которые были распространены по всей Европе, такие художники, как Отто ван Вин, Адам ван Ноорт, Мартен де Вос и семья Франкен сыграли особенно важную роль в создании условий для местного барокко. Между 1585 и началом 17 века они сделали много новых запрестольных образов взамен разрушенных во время конокластических вспышек 1566. Также в это время Франс Франкен Младший и Ян Брейгель Старший стали важными благодаря своим маленьким кабинетным картинам, часто изображающим мифологию и историю. предметы.
Питер Пауль Рубенс (1577–1640), ученик Отто ван Вина и Адама ван Ноорта, провел восемь лет в Италии (1600–1608), в течение этого времени он изучал образцы классической античности, итальянского Возрождения и современников Адама Эльсхаймера и Караваджо. После своего возвращения в Антверпен он основал важную студию, обучая таких студентов, как Энтони ван Дейк, и в целом оказав сильное влияние на направление фламандского искусства. Большинство художников, работавших в городе в первой половине 17 века, находились под непосредственным влиянием Рубенса.
Питер Пауль Рубенс и Франс Снейдерс, Прометей Баунд, 1611-12. Художественный музей Филадельфии. Эта картина является примером сотрудничества и специализации фламандского барокко. Снайдерс, который специализировался на животных, нарисовал орла, а Рубенс нарисовал фигуру Прометея.Фламандское искусство отличается большим объемом сотрудничества, которое имело место между независимыми мастерами, которое частично было связано с местной тенденцией специализироваться в определенной области. Франс Снайдерс, например, был художником-анималистом, а Яном Брейгелем Старшим восхищались его пейзажи и картины с растениями. Оба художника работали с Рубенсом, который часто рисовал фигуры, и другими художниками, создавая совместные работы.
Франс Франкен Младший, Preziosenwand (Стена сокровищ), 1636. Художественно-исторический музей, Вена. Этот тип живописи был одним из явно фламандских нововведений, появившихся в начале 17 века.Цветок натюрморт живопись, созданная около 1600 года такими художниками, как Ян Брейгель. Старший был частично фламандским нововведением, нашедшим отражение в Голландской республике в трудах уроженца Антверпена Амброзиуса Босхарта (1573–1621). Однако в Антверпене этот новый жанр также развился в особый католический тип живописи - картины. Другие типы картин, тесно связанные с фламандским барокко, включают монументальные сцены охоты Рубенса и Снайдерса, а также таких художников, как Виллем ван Хехт и Давид Тенирс Младший.
Историческая живопись, включающая библейские, мифологические и исторические сюжеты, считалась теоретиками семнадцатого века самым благородным искусством. Авраам Янссенс был важным художником-историком в Антверпене между 1600 и 1620 годами, хотя после 1609 года Рубенс был ведущей фигурой. И Ван Дайк, и Якоб Йорданс активно писали монументальные исторические сцены. После смерти Рубенса Йорданс стал самым важным фламандским художником. Другие известные художники, работающие на идиоме Рубенса, включают Гаспара де Крайера, который работал в Брюсселе, Артуса Вольффорта, Корнелиса де Вос, Ян Косьерс, Теодор ван Тулден, Абрахам ван Дипенбек и Ян Бекхорст. Во второй половине века художники-историки сочетали местное влияние Рубенса со знанием классицизма и итальянского барокко. Художники в этом духе: Эразм Квеллин Младший, Ян ван ден Хёке, Питер ван Линт, Корнелис Шут и Томас Виллебуртс Босхарт. Позже в этом веке многие художники обратились к Антони ван Дейку как к оказавшему большое влияние. Среди них были Питер Тейс, Лукас Франшой Младший и художники, которых также вдохновляла театральность позднего барокко, такие как Теодор Бойерманс и Ян-Эразмус. Квеллин. Кроме того, фламандский вариант Караваджизма был выражен Теодором Ромбоутом и Джерардом Сегерсом.
Рубенс тесно связан с развитием искусства Барокко запрестольный. Написанный для гильдии аркебузиров , Снятие с креста триптих (1611–14; Собор Богоматери, Антверпен ) - с боковыми крыльями, изображающими Посещение и Представление в Храме, и внешние панели, изображающие Св. Кристофер и Отшельник - важное отражение идей Контрреформации об искусстве в сочетании с барочным натурализмом, динамизмом и монументальностью. Роджер де Пайлс объясняет, что «художник так полно вошел в выражение его тема, что вид этой работы может коснуться ожесточенной души и заставить ее испытать страдания, перенесенные Иисусом Христом, чтобы искупить ее ».
Антонис ван Дайк, Портрет короля Карла I, 1635 г. Лувр, Париж.Рубенс, хотя и не является преимущественно художником-портретистом, включает ранние работы, такие как его Портрет Бригиды Спинола-Дориа (1606, Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия ), картины его жен (Honeysuckle Bower и Het Pelsken ), а также многочисленные портреты друзей и знати. Он также оказал сильное влияние на портретную живопись в стиле барокко через своего ученика Энтони ван Дейка. Ван Дайк стал придворным художником Карла I Английского и оказал влияние на последующую английскую портретную живопись. Среди других успешных портретистов Корнелис де Вос и Якоб Йорданс. Хотя большая часть фламандских портретов в натуральную величину или монументальна, Гонсалес Кокес и Гиллис ван Тилборх специализировались на групповых портретах небольшого размера.
Адриан Брауэр, Горький напиток, ок. 1630–1640. Выразительные крестьяне Брауэра типичны для жанровой живописи «низменности».Жанровая живопись, или сцены повседневной жизни, распространены в 17 веке. Многие художники следуют традиции Питера Брейгеля Старшего в изображении "низменных" крестьянских тем, хотя изящные "светские" сюжеты изображают модно одетых пар на балах или в садах. любви тоже распространены. Адриан Брауэр, маленькие картины которого часто изображают крестьян, сражающихся и пьющих, оказал особое влияние на последующих художников. Изображения женщины, выполняющей домашние дела, популяризированные в северных Нидерландах Питером де Хохом и Яном Вермеером, не являются важной темой на юге, хотя такие художники, как Ян Сиберехтс в некоторой степени исследовал эти темы.
Фламандская жанровая живопись прочно связана с традициями Питера Брейгеля Старшего и была стилем, который продолжался прямо в 17 веке через копии и новые композиции сделанные его сыновьями Питером Брейгелем Младшим и Яном Брейгелем Старшим. Многие из них - картины кермиса и сцены, на которых крестьяне участвуют в других развлечениях на природе, рассматриваемые с возвышенности. Художники Голландской республики, такие как фламандский Дэвид Винкбунс и Руландт Савери, также делали аналогичные работы, популяризируя деревенские сцены повседневной жизни, тесно связанные с голландской и фламандской живописью.
Адриан Брауэр (1605 или 1606–1638) обычно рисовал небольшие сцены драки оборванных крестьян, игр, пьянства и, как правило, проявление преувеличенного и грубого поведения. Брауэр родился в Южных Нидерландах и провел 1620-е годы в Амстердаме и Харлеме, где он попал под влияние Франса и Дирка Халса и другие художники, работающие в свободной живописной манере. По возвращении в Антверпен около 1631 или 1632 года он представил новый влиятельный формат, в котором предметы изображались как внутренние, а не внешние сцены. Он также рисовал выразительные этюды лица, такие как «Горький напиток» (иллюстрированный), жанр, называемый трони («лица»). Искусство Брауэра было признано еще при его жизни и оказало сильное влияние на фламандское искусство. На момент смерти Рубенс владел большим количеством его работ, чем любой другой художник, и такие художники, как Давид Тенирс Младший, Ян ван де Венне, Йос ван Крезбек и Давид Риккарт III продолжал работать аналогичным образом.
Картины элегантных пар в последней моде, часто с основополагающими темами любви или пяти чувств, обычно рисовал Иероним Франкен Младший, Луи де Коллери, Симон де Вос, Давид Тенирс Младший и Давид Риккарт III. Сад любви Рубенса (ок. 1634–165; музей Прадо ) принадлежит к этим традициям.
В то время как элегантные корпоративные сцены и работы Брауэра и его последователей часто были небольшими по размеру, другие художники обращались к Караваджо в поисках вдохновения и рисовали крупно., театрально вдохновленные сцены, в которых музыканты, карточные игроки и гадалки выдвигаются на первый план композиции. Эти картины, как и другие картины Караваджисти, обычно освещаются сильными световыми эффектами. Адам де Костер, Жерар Сегерс и Теодор Ромбоут были главными представителями этого популярного стиля в начале 17 века, который был популяризирован итальянскими последователями Караваджо, такими как Бартоломео Манфреди и Утрехт Караваггисти как Геррит ван Хонтхорст. На Ромбоута также оказал влияние его учитель Авраам Янссенс, который начал включать в свои исторические картины влияния Караваджа с первого десятилетия 17-го века.
Джейкоб Йорданс, Король пьет. Йорданс был хорошо известен своими большими картинами с моралистическими жанровыми сценами, такими как это изображение праздника Богоявления.Якоб Йорданс, который стал самым важным художником Антверпена после картины Рубенса. Смерть в 1640 году, хорошо известен своими монументальными жанровыми картинами на такие темы, как «Король пьет» и «Как старый поет, так трубит юный». Во многих из этих картин используются композиционные и световые эффекты, похожие на те, что были у Караваджистов, в то время как обработка предметов вдохновила голландских художников, таких как Ян Стин.
Другой популярный тип живописи, изобретенный в Низины - это пейзажи с историческими и вымышленными сражениями, а также перестрелками и грабежами. Себастьян Вранкс и его ученик Питер Снайерс специализировались в этом жанре, а ученик Снайера Адам-Франс ван дер Мейлен продолжал рисовать их в Антверпене, Брюсселе и Париж до конца века.
Майкл Свертс, Борцовский матч, 1649. Карлсруэ, Государственный кунстхалле. На стиль Свертса повлияло его пребывание в Риме, и в этой картине он сочетает жанровый сюжет с классическими позами и итальянским колоритомСледуя освященной веками традиции, многие северные художники отправились в Италию в 17 век. Фламандские художники, такие как Ян Миэль (1599–1664), Майкл Свертс (1618–1664), Антон Губау (1616–1698) и Виллем Рейтер (около 1642–1681) отправился в Рим, где некоторое время работал. Здесь они испытали влияние работ художников-жанристов, действующих в Риме, именуемых Бамбоччанти. Бамбоччанти состояли в основном из голландских и фламандских художников, которые принесли в Италию существующие традиции изображения крестьянских предметов из нидерландского искусства шестнадцатого века и обычно создавали небольшие кабинетная живопись или офорты из повседневной жизни низших классов в Риме и его сельской местности. Голландский художник Питер ван Лаер по прозвищу «Il Bamboccio» (что в переводе с итальянского означает «уродливая кукла» или «марионетка») начал этот жанр живописи в Риме. В целом жанровая живопись не получила широкого распространения в Италии, особенно официальными организациями, такими как Академия Святого Луки. Многие из художников были также членами Bentvueghels, общества в основном фламандских и голландских художников, работавших в Риме. Он действовал как сеть поддержки для голландских художников в Риме, которые нуждались в помощи, но более известны «богемным » образом жизни своих членов и пьяными празднествами.
Гиллис ван Конинкслоо был новаторским пейзажистом в Антверпене в конце 16 века, который представил более естественный вид вместо традиционного мирового пейзажа, популяризированного более ранними художниками например Иоахим Патинер. Он оставил сильное влияние на северную пейзажную живопись в целом в течение своего периода в Амстердаме и в качестве одного из основателей. Лесные и горные пейзажи были написаны Авраамом Говертсом, Александром Кейринксом, Гийсбрехтом Лейтенсом, Тобиасом Верхахтом и Йусом де Момпером. Пауль Бриль поселился в Риме, где он специализировался как художник-пейзажист, украшавший римские виллы и создававший небольшие росписи кабинетов.
Питер Пауль Рубенс, Пейзаж с видом на Хет-Стен, 1636Ян Вильденс и Лукас ван Уден рисовали природные пейзажи, вдохновленные Рубенсом, и часто сотрудничали с фигуристами или специалистами по животным, чтобы нарисовать фоны. Рубенс обратился к пейзажной живописи в 1630-х годах, сосредоточив внимание на территории вокруг своего замка Het Steen. Хорошо известный пример - Пейзаж с видом на Хет Стин (Национальная галерея Лондона ).
Маленькие морские пейзажи (зикены) были еще одной популярной темой. Такие художники, как Бонавентура Петерс рисовали затонувшие корабли и атмосферные виды кораблей в море, а также воображаемые виды экзотических портов. Хендрик ван Миндерхаут, который был из Роттердама и поселился в Антверпене, продолжил эту последнюю тему, одновременную с развитием морской живописи в Голландской Республике.
Внутренние архитектурные виды, обычно церквей, разработаны на основе работ Ганса Фредемана де Фриза конца шестнадцатого века. Многие из них были настоящими локациями. Питер Неффс I, например, сделал множество интерьеров Собора Богоматери в Антверпене. Хендрик ван Стеенвейк II, с другой стороны, последовал прецеденту Вредемана в живописи воображаемых интерьеров. Жанр продолжили в конце семнадцатого века Антон Геринг и Вильгельм Шуберт ван Эренберг, но фламандские примеры не демонстрируют того же уровня новаторства, что и в голландских перспективах Питер Янс Саенредам или Эмануэль де Витте.
Давид Тенирс Младший, эрцгерцог Леопольд Вильгельм в своей галерее в Брюсселе. Тенирс задокументировал коллекцию картин эрцгерцога в этой работе, когда он был придворным художником в Брюсселе.Картины из галереи появились в Антверпене около 1610 года и развивались - как архитектурные интерьеры - из композиций из Ганса Фредемана де Вриса. Одним из первых новаторов этого нового жанра был Франс Франкен Младший, который представил тип работы, известный как Preziosenwand (стена сокровищ). На них гравюры, картины, скульптуры, рисунки, а также коллекционные предметы из мира природы, такие как ракушки и цветы, собраны вместе на переднем плане у стены, имитирующей энциклопедические шкафы с диковинками. Аналогичным вариантом этих коллекций художественного богатства является серия пяти чувств, созданная Яном Брейгелем Старшим и Рубенсом (Музей Прадо, Мадрид ). Виллем ван Хехт (1593–1637) разработал еще один вариант, в котором иллюстрации реальных произведений искусства выставляются в галерее фэнтезийного искусства, а ценители и любители искусства восхищаются ими. Позже в этом же веке Давид Тенирс Младший, работая придворным художником эрцгерцога Леопольда Вильгельма Австрийского, задокументировал коллекцию итальянских картин эрцгерцога в Брюсселе в качестве художников галереи. как в печатном каталоге - Theatrum Pictorium. Картины Фламандской галереи и коллекции произведений искусства были интерпретированы как своего рода визуальная теория искусства. Такие картины продолжали делать в Антверпене Жерар Томас (1663–1721) и Бальтазар ван ден Босше (1681–1715) и предвещали развитие ведуты в Италии и галереи Джованни Паоло Паннини.
Ян Брейгель Старший, Цветочный натюрморт, 1606/7. Брейгель был новатором в жанре цветочного натюрморта.Ян Брейгель Старший был одним из важных новаторов цветочного натюрморта около 1600 года. Эти картины, которые представляли безукоризненно собранные композиции и композиции, были воображаемыми творениями цветов, распускающихся в разное время года. Они были популярны среди ведущих покровителей и знати по всей Европе и, как правило, имеют в основе мотив Vanitas. Композиции картин Брейгеля также оказали влияние на более поздние голландские цветочные композиции. Сыновья Брейгеля Ян Брейгель Младший и Амброзиус Брейгель также были специалистами по цветам. Осиас Беерт (1580–1624) был еще одним художником-цветочником в начале 17 века. Его картины имеют много общего с северными современниками, такими как Амброзиус Босхарт Старший.
Тесно связанный с цветочным натюрморт жанр живописи с цветочными гирляндами, который был изобретен Яном Брейгелем в сотрудничестве с кардиналом Федерико Борромео в Милане. Ранние версии этих картин, такие как совместная работа Брейгеля и Рубенса в Мюнхене (Старая пинакотека, Мюнхен ), показывают Деву Марию и Христа ребенок в окружении гирлянды цветов. Они были интерпретированы как отчетливо контрреформационные изображения, с цветами, подчеркивающими нежность Богородицы и Младенца - изображения которых были уничтожены в большом количестве во время иконоборческих вспышек 1566 года. Ученик Брейгеля, Иезуит художник Даниэль Сегерс также написал многие из этих видов работ для международной клиентуры. В более поздних версиях мясистая Мадонна с младенцем уступила место скульптурным нишам и даже языческой тематике.
Осиас Берт, Натюрморт с устрицами, ок. 1610. Staatsgalerie Stuttgart. Натюрморты Бёрта типичны для типа «завтрак», написанного в начале 17 века..Ontbijtje, или «маленький завтрак», - это тип натюрморта, который был популярен как в северных, так и в южных Нидерландах демонстрируются разнообразные сосуды для еды и питья и такие продукты, как сыр и хлеб, на нейтральном фоне. Осиас Бирт, Клара Петерс, Корнелис Маху и Якоб Фоппенс ван Эс (ок. 1596–1666) - все художники, создавшие эти виды покраски. Более сложным является пронк, или «роскошный» натюрморт. Этот стиль развился в Голландской республике и был принесен в Антверпен Ян Давидс де Хем. Они демонстрируют в большем масштабе, чем предыдущие работы, сложные композиции из дорогих предметов, редких продуктов и мясистых очищающих фруктов. Эти картины относятся к vanitas и мотивам быстротечности.
Франс Снайдерс, Кладовая, ок. 1620.Франс Снейдерс (1579–1657) нарисовал большие натюрморты с акцентом на мертвую дичь и животных. Его сочинения, а также сочинения его последователя Адриан ван Утрехт (1599–1652). оглянитесь на картины шестнадцатого века Питера Аэрцена и Иоахима Бекелера, но прививайте эту традицию с монументальностью высокого барокко. Последующие художники Ян Фит и Питер Боэл развили этот тип более подробно, включив заметную смесь живых животных и мертвой дичи. Эти последние картины тесно связаны с изображениями охоты, вошедшими в моду во фламандской живописи в 17 веке.
Питер Пауль Рубенс, Охота на тигра, леопарда и льва, ок. 1617–1618. Musée des Beaux Arts, Ренн. Эта картина типична для «экзотических» охот Рубенса, написанных между 1615 и 1625 годами.Рубенс представил монументальную охоту фламандскому искусству, изображая в большом масштабе близкую битву, вдохновленную его изучением классическая древность и Леонардо да Винчи Битва при Ангиари. В этих работах показаны как благородные охоты, такие как Охота на волков и лис (Метрополитен-музей ), так и экзотические охоты, такие как Охота на львов (Старая пинакотека, Мюнхен ). Франс Снайдерс и Поль де Вос создали такие же большие картины, которые отличаются от работ Рубенса тем, что они сосредоточены на животных и не принимают участия человека.
Маленькие замысловатые картины, обычно изображающие историю и библейские сюжеты, в большом количестве создавались в Южных Нидерландах на протяжении 17 века. Многие из них были созданы анонимными художниками, однако такие художники, как Ян Брейгель Старший, Хендрик ван Бален, Франс Франкен Младший и Хендрик де Клерк были успешными краснодеревщиками в первой половине 17 века. Эти художники, а также последователи Адама Эльсхаймера, такие как Давид Тенирс Старший, отчасти остались сформированными продолжающимися маньеристическими стилистическими тенденциями. Однако Рубенс оказал влияние на ряд более поздних художников, которые включили его стиль барокко в небольшой контекст этих работ. Среди них Франс Воутерс, Ян Томас ван Иперен, Симон де Вос, Питер ван Линт и Виллем ван Херп.. Эти небольшие картины широко продавались по всей Европе, и через Испанию в Латинскую Америку.