Питер Аэрцен (1508 - 2 июня 1575), которого из-за своего роста звали Ланге Пит («Высокий Пит»), был голландским художником в стиле северного маньеризма. Ему приписывают изобретение монументальной жанровой сцены, которая сочетает натюрморт и жанровую живопись, а также часто включает библейскую сцену на заднем плане. Он активно работал в своем родном городе Амстердам, но также долгое время работал в Антверпене, тогдашнем центре художественной жизни Нидерландов.
Его жанровые сцены оказали влияние на более позднее Фламандская живопись барокко, голландский натюрморт, а также в Италии. Его крестьянские сцены на несколько лет предшествовали гораздо более известным картинам, написанным в Антверпене Питером Брейгелем Старшим.
Аэрцен родился в Амстердаме, и поступил в ученики к Аллаерту Клаесу. Позже он отправился в Южные Нидерланды и поселился в Антверпене, сначала со своим соотечественником Яном Мандийном. Аэрцен стал членом Антверпенской гильдии Святого Луки. В официальных книгах Гильдии он записан как «Langhe Peter, schilder» (Высокий Питер, художник). В 1542 году он стал гражданином (бедняк ) Антверпена. Аэрцен вернулся в Амстердам в 1555-56 гг.
Начав писать религиозные произведения, в 1550-х годах он разработал живопись домашних сцен, в которых он воспроизводил предметы мебели, кулинарию посуда и еда с большим чутьем и реализмом. Его «Мясная лавка с бегством в Египет» (Упсала, 1551) «была названа самым ранним примером маньеристской инверсии натюрморта в северной живописи», где «низший» сюжет гораздо более заметен, чем предмет из истории живописи. Подобная инверсия в пейзажной живописи была развита Иоахимом Патиниром в Антверпене несколькими десятилетиями ранее, когда он изобрел мировой пейзаж. В отличие от них, в работах Аэрцена жанровый материал доминирует в передней части изображения, а историческая сцена, обычно религиозная, которую легко не заметить на заднем плане. Эта изобразительная техника основана на картинах другого антверпенского художника, Яна Сандерса ван Хемессена, чьи жанровые трактовки религиозных и моральных сцен аналогичным образом включают в себя меньшие сцены, вставленные на задний план.
Продавец игры, 1561 Яичный танец, 1552На Упсальской росписи зоны за стойлом мясника показывают (слева) вид из окна церкви, Святое Семейство раздающее милостыню в своем путешествии, рабочий посреди земли, веселая компания ест мидии и устриц (считается, что они вызывают похоть) в задней комнате позади. Знак вверху справа рекламирует землю позади нее как выставленную на продажу. Картина предлагает зрителю множество вариантов жизни в виде аллегории о физической и духовной пище. На картине изображен герб Антверпена, что позволяет предположить, что это был гражданский заказ, возможно, гильдии богатых мясников. Такие сюжеты в основном были написаны примерно до 1560 года.
Рыночная сценаВ эпоху Возрождения классический образец художника Пейраикос, известный только от Плиния Старшего, имел большое значение. в обосновании жанра и других «низких» сюжетов в живописи. Арцена сравнил с Пейраиком голландский гуманист эпохи Возрождения Адриан Юний (Адриан де Йонгхе, 1511–1575) в его «Батавии», опубликованном посмертно в 1588 году, в котором Аэрцен сравнивается по каждому пункту Плиния. описание в чисто хвалебной манере. В статье Зорана Квака утверждается, что картина его сына Питера Питерса Старшего (1540–1603), обычно называемая «Рыночная сцена с путешествием в Эммаус», на которой заметно изображена полуобнаженная фигура, которая явно является повар (с Иисусом и его товарищами в виде меньших фигур позади него), по сути, представляет собой автопортрет в частично комическом духе, изображенный как Пираик.
Христос в доме Марфы и Марии, 1553 г.Позже он также писал более традиционные трактовки религиозных сюжетов, которые теперь в основном утрачены, поскольку во время иконоборчества бельденской бури было уничтожено несколько картин, заказанных для католических церквей.. Некоторые из его лучших работ, в том числе алтарей в различных церквях Амстердама, также были уничтожены в дни, предшествовавшие событию, известному как Alteratie, или «Переход», когда Амстердам формально вернулся к Протестантизм из католицизма 26 мая 1578 г. в начале Восьмидесятилетней войны. Одно из сохранившихся религиозных произведений - Распятие в Королевском музее изящных искусств Антверпена.
Крестьяне у очага, 1560Точная формула натюрморта и жанровых фигур на переднем плане Эрстена с небольшие сцены из исторической живописи на заднем плане сохранялись только для следующего поколения (или двух, поскольку Иоахим Втевал написал несколько похожих работ), но исторические картины с очень заметными и обильными элементами натюрморта на переднем плане были созданы Рубенсом и его поколением, а в 17 веке и живопись фламандского барокко, и живопись голландского золотого века развивали важные жанры независимого натюрморта.
Рыночная сцена, 1569В отличие от Питера Брейгеля Старшего, жанровые фигуры Аэрцена (особенно женщины) в основном изображались идеализированными с большим достоинством и без всяких усилий в комедии, с использованием поз которые в конечном итоге произошли от классического искусства. В некоторых случаях кажется, что они были заимствованы из современных придворных портретов художников, таких как Антонис Мор. Два необычных индивидуальных жанровых портрета (вероятно, не настоящих личностей) женщин-поваров в Генуе и Брюсселе, один в полный рост, а другой в формате трех четвертей, разработанный Тициан для королевских портретов: покажите их с вертелами с домашней птицей в руках, как если бы они были маршалловскими жезлами.
Среди известных учеников, обучавшихся в его мастерской, были Страданус и племянники Аэрцена, Иоахим Бёкелер и Хайбрехт Бекелер. Иоахим Бёкелар продолжил и развил стиль и тему живописи Аэрцена.
Он женился на Кателийне Бекелар, дочери и сестре антверпенского художника и тете Иоахима Бекелера и Хайбрехта Бекелера. Из восьми детей пары трое сыновей, Питер, Аэрт и Дирк стали успешными художниками.
Die Eierfrau Die vier Evangelisten