Парафраз масса представляет собой музыкальное оформление из обыкновенных в мессе, которая использует в качестве основы развернутой версии CANTUS Firmus, как правило, выбирает из Plainsong или какого - либо другого священного источника. Это было обычным средством массовой композиции с конца 15-го века до конца 16-го века, в период эпохи Возрождения в истории музыки, и наиболее часто использовалось композиторами в тех частях Западной Европы, которые оставались под прямым контролем Римско-католическая церковь. Он отличается от других типов массовой композиции, включая циклическую массу, пародию, канон, соггетто кавато, свободную композицию и смеси этих техник.
Музыкальный парафраз, как правило, использовался в течение долгого времени, прежде чем он был впервые применен к музыке ординария мессы. В начале и середине 15 века для таких произведений, как мотет, было обычным делом использовать приукрашенную простую формулировку. мелодия как его источник, причем мелодия обычно находится в самом верхнем голосе. Данстейбл «s Gloria является примером такой процедуры, как и две установки по Дюфаям из Марианы антифон Алма Redemptoris матеры. Многие композиции в стиле fauxbourdon, характерном для бургундской школы, используют перефразированную версию простой мелодии в верхнем голосе. В этих случаях пересказ не заслонит источник; его все еще можно было легко узнать по любому нанесенному орнаменту.
Дюфай, вероятно, был одним из первых, кто использовал технику перефразирования в мессе. Его Missa Ave regina celorum (написанная между 1463 и 1474 годами) похожа на мессу cantus firmus в том, что мелодия находится в теноре, однако она перефразирована путем уточнения (и он также включает в этот антифон фрагменты своего собственного песнопения, предвещая пародийная техника). К 1470-м или 1480-м годам появляются первые массы, использующие перефразирование более чем одним голосом: сохранились два примера Иоганна Мартини : Missa domenicalis и Missa ferialis.
К началу XVI века перефразированные мелодии стали использоваться во всех голосах полифонической текстуры. Самый известный пример с начала 16 - го века, и один из самых известных перефразировать масс когда - либо составленных, был мессе pange лингва по Josquin де Пре, который является расширенной Fantasia на Pange Lingua гимном Корпус - Кристи по Фомы Аквинского. Эта месса, вероятно, была составлена ближе к концу жизни Жоскена, примерно в 1520 году. В Missa pange lingua все голоса несут варианты гимна, а начало последовательных фраз отмечает точки подражания в мессе. Всем голосам придается равный вес, и оценка достигает единства мотивов, что является значительным изменением по сравнению с предыдущей практикой.
Еще одним композитором поколения Жоскена, сыгравшим важную роль в развитии массы перефразирования, был Пьер де Ла Рю. Как и Жоскин, он начал с техники cantus firmus и продолжал использовать ее на протяжении большей части своей жизни; но он начал дорабатывать исходный материал, в конечном итоге интегрировав его в несколько голосов полифонической текстуры, где все голоса имели равный вес.
Позже, в 16 веке, перефразирование оставалось распространенной техникой построения масс, хотя использовалось гораздо реже, чем техника пародии. Палестрина использовал технику перефразирования в 31 своей работе, уступая только пародии, которую он использовал в 51. Большинство его масс, основанных на гимнах, являются массами-парафразами. В этих произведениях исходные гимны часто представлены в сжатом виде. Когда в 1562 году Тридентский собор запретил использование светских песен в качестве источников для масс, композиторам, рыскавшим по ним в поисках пародий, больше не было доступа к большому корпусу музыки; те композиторы, которые следовали указаниям Совета, часто возвращались к использованию монофонических гимнов и простой песни, источников, которые предлагали технику перефразирования. Действительно, в тот период это был излюбленный метод использования григорианских песнопений для созидания масс.
Парафразные массы писались сравнительно редко в Англии и Германии, особенно после протестантской Реформации. Композиторы масс в этих регионах разрабатывали стили независимо друг от друга, и в обеих областях были склонны использовать вариации техники cantus firmus.