Франсуа Хотмана (23 августа 1524 - 12 Февраль 1590 г.) был французским протестантским юристом и писателем, связанным с юридическими гуманистами и с монархомаками, которые боролись против абсолютной монархии. Его имя часто пишется на английском как «Фрэнсис». Его фамилия латинизируется им самим как Хотоманус, другими - как Хотоманнус и Хоттоманнус . Его называют «одним из первых революционеров современности».
Он родился в Париже, старшем сыне Пьера Хотмана (1485–1554), сеньора де Виллера. -Сент-Поль, jure uxoris и Поль де Марль, наследница Seigneurie de и Villers St Paul. Его дед Ламберт Хотман, силезский бюргер, эмигрировавший из Эммериха (в герцогстве Клеве ), покинул свою родную страну, чтобы отправиться во Францию с Энгельберт, граф Неверский. Его отец Пьер был юристом, практикующим в парижской коллегии адвокатов. Примерно во время рождения Франсуа Пьер был назначен на официальную должность в Департаменте лесов и лесов (известном как «Мраморный стол»). К этому времени семья Хотман, то есть Пьер, его братья и дяди, были одной из самых важных легальных семей во Франции.
Пьер, ревностный католик и советник парламента Парижа, задумал своего сына для закона и отправил его в возрасте пятнадцати лет в Орлеанский университет. Он получил докторскую степень за три года и вернулся в Париж. Работа практикующего юриста не пришлась ему по вкусу; он обратился к юриспруденции и литературе, а в 1546 году был назначен преподавателем римского права в Парижском университете. Стойкость Анны Дюбур под пытками добилась его приверженности делу реформ.
Оставив карьеру, в которую он вступил с высокой репутацией, он отправился в 1547 году в Лион. Летом 1548 года в Бурже он женился на Клоде Обелене (дочери сьера де ла Ривьера и Франсуазы де Брахе). Она и ее отец, как и он сам, были беженцами. В октябре 1548 года он переехал в Женеву, чтобы быть секретарем Жана Кальвина. Он поступил в Лозанну и был избран в этот университет в феврале 1550 года. Там по рекомендации Кальвина он был назначен профессором художественной литературы и истории. Он стал гражданином Женевы в 1553 году, его старший ребенок Жан родился там в 1552 году. По приглашению магистратуры он читал лекции в Страсбурге по закону <16.>в октябре 1555 г. и стал профессором в июне 1556 г., заменив Франсуа Бодуэна, который был его коллегой в Париже. Он был участником из Страсбурга Коллоквиума Вормса 11 сентября 1557 года.
Его слава была такова, что ему предлагали суды Пруссии и Гессен, а также Елизаветой I Английской. Он дважды посетил Германию, в 1556 г. сопровождал Кальвина на Франкфуртском сейме. Ему доверили секретные миссии от гугенотов лидеров к немецким властителям, когда-то имевшим верительные грамоты от Екатерины Медичи. В 1560 г. он был одним из главных зачинщиков заговора Амбуаза ; в сентябре того же года он был с Антуаном Наваррским в Нераке. В 1562 году он присоединился к Людовику, принцу Конде. В 1564 году он стал профессором гражданского права в Валенсии, восстановив своим успехом репутацию своего университета. В 1567 г. он сменил Жака Кухаса на кафедре юриспруденции в Бурже.
Пять месяцев спустя его дом и библиотека были разрушены католической толпой; он бежал из Орлеана в Париж, где Мишель де л'Опиталь сделал его историографом королем Карлом IX. В качестве агента гугенотов он был отправлен в Блуа для заключения мира 1568 года. Он вернулся в Бурж, но был изгнан из-за начала военных действий. В Sancerre, во время осады, он составил свой Consolatio (опубликованный в 1593 году). Мир 1570 года вернул его в Бурж, откуда он в третий раз бежал от бойни святого Варфоломея (1572). В 1572 году он навсегда покинул Францию со своей семьей в пользу Женевы. Там он стал профессором римского права и опубликовал свою «Франко-Галлию» в 1573 году. При приближении герцога Савойского он переехал в Базель в 1579 году. В 1580 году он был назначен статский советник Генриха Наваррского. чума отправила его в 1582 году в Монбельяр, где в 1583 году умерла его жена Клод. Вернувшись в Женеву в 1584 году, он совершил своего рода научный поворот, увлекшись алхимией и исследование философского камня. Он был принят в Тайный совет короля Генриха в декабре 1585 года. В 1589 году он окончательно удалился в Базель, где и умер, оставив двух сыновей и четырех дочерей; он был похоронен в соборе.
Хотман был домоседом и искренне набожным человеком (как показывает его Consolatio). Его постоянные отстранения были вызваны не столько страхом за себя, сколько за свою семью, и он имел конституционное стремление к миру. Он много сделал для юриспруденции 16 века, обладая критическим знанием римских источников и прекрасным латинским стилем. Он выдвинул идею национального свода французского права. Его сочинений было очень много, начиная с Degradibusognationis (1546) и заканчивая трактатом о Евхаристии (1566); трактат (Anti-Tribonian, 1567), показывающий, что французское право не может основываться на Юстиниане ; жизнь Колиньи (1575); полемика (Brutum fulmen, 1585), направленная против быка из Сикста V, со многими другими работами по праву, истории, политике и классической науке.
Его самая важная работа, «Франко-Галлия» (1573 г.), в свое время не пользовалась благосклонностью ни у католиков, ни у гугенотов (кроме тех случаев, когда она соответствовала их целям); тем не менее, его популярность сравнивают с той, которую позже приобрела «Contrat Social» Жан-Жака Руссо. Он представлял идеал протестантской государственной мудрости, выступая за представительное правительство и выборную монархию. Это служило цели иезуитов в их памфлетной войне против Генриха IV Франции.
У него было семеро детей от жены:
François Hotman [1574] (2007). Франко-Галлия (крупное издание): или отчет о древнем свободном государстве Франция. BiblioBazaar. ISBN 1-4346-1376-3.
Salmon, J.H.M.; Хотман, Франсуа; Гизи, Ральф Э. (1972). Франкогаллия. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-08379-6.