Пропаганда во время Реформации, чему способствовало распространение печатного станка по всей Европе и, в частности, в Германии, сделал доступными для публики новые идеи, мысли и доктрины способами, невиданными до шестнадцатого века. Печатный станок был изобретен примерно в 1450 году и быстро распространился по другим крупным городам Европы; ко времени Реформации в 1517 году полиграфические центры существовали более чем в 200 крупных европейских городах. Эти центры стали основными производителями работ по Реформации протестантов, а в некоторых случаях и работ по Контрреформации, выдвинутых католиками.
Во время Реформации использовалось несколько различных методов пропаганды, включая брошюры / листовки, тексты, письма и переводы Библии / Нового Завета. Брошюры и листовки были одной из наиболее распространенных форм пропаганды, обычно состоявшей из восьми-шестнадцати страниц - были относительно небольшими и их легко скрыть от властей. Это сделало их очень полезными для реформаторов, идеи которых не были приняты римско-католическими властями. Большинство этих брошюр пропагандировали Реформацию и протестантские идеи; однако памфлеты также использовались римско-католическими пропагандистами, но не с той же целью.
Протестантская и римско-католическая пропаганда во время Реформации пыталась склонить общественность к принятию или продолжению религиозных обрядов. Пропагандисты обеих групп пытались опубликовать документы о церковном учении, чтобы либо удержать своих верующих, либо повлиять на новых верующих. Иногда эти печатные тексты также служили руководством для мирян, чтобы они могли ссылаться на них о том, как вести себя в церкви и обществе.
Печатные тексты и брошюры были доступны большому количеству грамотных людей по относительно доступной цене. Более того, идеи и убеждения авторов реформы, в том числе Мартина Лютера, также широко распространялись устно среди большого числа неграмотных людей, которые иначе не могли быть вовлечены в Реформацию. Римско-католические пропагандисты также использовали этот метод пропаганды внутри церкви, но он был не так эффективен, как протестантские пропагандисты.
Протестантская пропаганда и церковная доктрина порвали с традиционными условности католической церкви. Они призвали к изменению порядка управления церковью и настаивали на прекращении покупки и продажи индульгенций и религиозных постов, а также допущенной папской коррупции. Вдобавок к этому реформаторы поставили под сомнение авторитет церкви и, в частности, Папы. Протестанты считали, что главным авторитетом в их церкви должно быть Евангелие или Священное Писание (излагаемое частным толкованием), а не Папа, который является земным главой Католической церкви.
Еще одно доминирующее послание в протестантской пропаганде была обнаружена идея о том, что каждому человеку должен быть предоставлен доступ к Библии, чтобы он мог толковать ее самостоятельно; это была основная причина, по которой Лютер перевел и опубликовал многочисленные экземпляры Нового Завета в годы Реформации. Протестанты подвергли сомнению веру в то, что Папа имел единоличную власть толковать Священное Писание. Это можно увидеть в публикации Лютера под названием «К христианскому дворянству немецкой нации», в которой критиковалось католическое убеждение в том, что Папа является верховным и может толковать Священные Писания так, как он считает нужным. Чтобы бороться с этим, Лютер выдвинул аргументы из Библии, указывающие на то, что каждый имеет возможность толковать Священное Писание, а не только Папа.
По тону и стилю пропаганда Реформации, иногда серьезная по тону, часто была сатирической, с игрой слов и сарказмом. В этом развиваются ранние средневековые традиции религиозной сатиры. Одним из примеров этого может быть комментарий Мартина Лютера к жизни Иоанна Златоуста в его Die Lügend von S. Johanne Chrysostomo.
Послания Реформации были очень противоречивыми и часто запрещались в ряде публикаций. Католические города. Несмотря на эту попытку католической церкви сдерживать и подавлять протестантскую пропаганду, протестантские пропагандисты нашли эффективные способы распространения своих посланий среди своих верующих. Использование брошюр стало основным методом распространения протестантских идей и доктрин. На изготовление брошюр требовалось немного времени, их можно было напечатать и быстро продать, что затрудняло их отслеживание властями и, таким образом, делало их очень эффективным методом пропаганды. Огромное количество брошюр, выпущенных в этот период времени, указывает на то, что протестантские работы во время Реформации были доступны на постоянной основе и в большом масштабе, что сделало спорные идеи доступными для масс. Это одна из причин того, что протестанты добились успеха в их пропагандистской кампании и в Реформации.
Раскол реформаторов не приветствовался католиками, которые назвал такое поведение и работы протестантских пропагандистов еретическими. Они не соглашались с протестантскими реформаторами и сообщениями, которые они представляли публике. Большинство католиков считали, что церковные вопросы не следует обсуждать с мирянами, а следует держать за закрытыми дверями. Большинство работ, опубликованных католиками, были контрреформационными и реактивными.
Вместо того, чтобы публиковать активные работы, католические апологеты часто опровергали аргументы Лютера и других протестантов после того, как они были опубликованы. Примером реактивной пропагандистской кампании, разрекламированной католиками, была Крестьянская война 1525 года. Пропагандисты обвинили Лютера в Крестьянской войне и во всех вызванных ею беспорядках. Многие ведущие римско-католические писатели считали, что если бы Лютер не написал своих еретических произведений, насилия, вызванного Крестьянской войной, не произошло бы. Это можно увидеть в работе Иеронима Эмсера под названием «Ответ на« мерзость »Лютера против священной тайной мессы, а также как, где и какими словами Лютер призывал, писал и продвигал восстание в его книги опубликованы в Дрездене в 1525 году. Эмсер фактически процитировал работу Лютера в этой статье и тем самым непреднамеренно представил протестантские идеи и доктрину римско-католическим читателям, которые, возможно, не имели с ними никакого предварительного знакомства.
В отличие от протестантов. Римско-католические пропагандисты, нацеленные на массы через печатные издания на народном языке, преследовали влиятельных людей, таких как священники, которые еженедельно проповедовали своим прихожанам. Таким образом, с меньшим количеством произведений они достигли широкой католической аудитории.
Хотя католические пропагандисты действительно проводили некоторые эффективные пропагандистские кампании, в первую очередь кампанию против Лютера в отношении Крестьянской войны, они не позаботились о том, чтобы донести свое послание до широкой публики.. Им не удалось извлечь выгоду из того, что было у протестантских пропагандистов; они обычно не выпускали произведения на народном языке, что было эффективной тактикой для протестантов. Также католические издания на немецком или латинском языках, выпущенные в годы Реформации, были значительно меньше протестантов. Огромный объем протестантских публикаций сделал невозможным для пропагандистов католической церкви подавить протестантские идеи и доктрины, которые изменили религиозную мысль и доктрину в шестнадцатом веке.
Был ряд протестантских реформаторов, сыгравших роль в успехе протестантской пропаганды, например, Андреас Боденштейн фон Карлштадт, Урбан Региус и Филипп Меланхтон. Самым влиятельным человеком был Мартин Лютер. Лютер написал гораздо больше, чем любой другой ведущий реформатор, и большинство его работ было на немецком языке. Подсчитано, что к 1530 году у произведений Лютера было более 2200 экземпляров (с переизданиями), и он продолжал писать до самой своей смерти в 1546 году.
Использование Лютера языка народа было одним из основные идеи Реформации. Он верил в «Священство всех верующих», что каждый человек сам по себе является священником и может взять на себя управление своей верой. Из общего числа прижизненных печатных изданий Лютера, которое оценивается примерно в 3183, 2645 были написаны на немецком языке и только 538 на латыни. Превосходство Лютера означало, что протестантская пропагандистская кампания была сплоченной, с последовательным и доступным посланием.
Лютер произвел и другие произведения: проповеди, которые читались в церквях по всей Империи; переводы Библии, в первую очередь Нового Завета, написанные на немецком языке; учение о том, как вести себя в церкви и обществе; и множество писем и трактатов. Часто Лютер писал в ответ другим, кто критиковал его работы или просил разъяснений или обоснований по какой-либо проблеме. Три основных трактата Лютера, написанные в 1520 году, - это «К христианской знати немецкого народа», «О свободе христианина» и «О вавилонском пленении церкви»; эти работы были важными документами для Реформации в целом.
Католические пропагандисты изначально не имели такого успеха, как протестанты, но включали несколько примечательных фигур: Иоганн Кохлей, Иероним Эмсер., Георг Витцель и Джон Эк, писавшие в защиту католицизма, против Лютера и протестантизма. Всего ими выпущено 247.