Богословие Мартина Лютера сыграл важную роль в оказании влияния на протестантскую реформацию, особенно на темы, касающиеся оправдания верой, отношения между Законом и Евангелием (также инструментальный компонент Реформатское богословие) и различные другие богословские идеи. Хотя Лютер никогда не писал «систематического богословия» или «summa» в стиле св. Фома Аквинский, многие его идеи систематизированы в лютеранских конфессиях.
«Эта единственная и прочная скала, которую мы называем доктриной оправдания, - настаивал Лютер», - главная статья все христианское учение, которое включает в себя понимание всякого благочестия ». Лютеране склонны следовать за Лютером в этом вопросе. Для лютеранской традиции доктрина спасения только благодатью через только веру в только Христос является материальный принцип, на котором основываются все другие учения.
Лютер пришел к пониманию оправдания как полностью творения Бога. Вопреки учению своего времени о том, что верующие становятся праведными благодаря вливанию Божьей благодати в душу, Лютер утверждал, что христиане получают эту праведность исключительно извне; что праведность не только исходит от Христа, она на самом деле является праведностью Христа и остается вне нас, а просто вменяется нам (а не вливается в нас) через веру. «Вот почему одна вера делает кого-то справедливым и исполняет закон», - сказал Лютер. «Вера - это то, что приносит Святой Дух через заслуги Христа». Таким образом, вера для Лютера - это дар от Бога, и «... живая, смелая вера в Божью благодать, настолько уверенная в Божьем благоволении, что она тысячу раз рискнула бы умереть, полагаясь на нее». Эта вера захватывает праведность Христа и присваивает ее себе в сердце верующего.
Исследование и исследования Лютера заставили его усомниться в современном использовании таких терминов, как покаяние и праведность в Римско-католической церкви. Он пришел к убеждению, что церковь упустила из виду то, что он считал несколькими центральными истинами христианства, наиболее важной из которых является доктрина оправдания только верой. Он начал учить, что спасение - это дар Божьей благодати через Христа, полученный верой. В результате своих лекций о Псалмах и послании Павла римлянам в 1513–1516 годах Лютер «достиг экзегетического прорыв, понимание всеобъемлющей благодати Бога и вседостаточной заслуги Христа ». Это было особенно в связи с Посланием к Римлянам 1:17 «Ибо в нем открывается правда Божия от веры к вере, как написано:« Праведный верою жив будет »». Лютер пришел к одному из своих самых важных пониманий., что "Божья праведность" не была активным, суровым, карающим гневом Бога, требующим от человека безупречного соблюдения Божьего закона, чтобы спастись, а, скорее, Лютер пришел к убеждению, что Божья праведность - это то, что Бог дает человеку как дар, даром через Христа. "Лютер вышел из своей огромной борьбы с более твердым доверием к Богу и любовью к нему. Доктрина спасения только по благодати Божьей, полученная как дар через веру и независимо от человеческих заслуг, была мерой, по которой он судил религиозные практики
Лютер объяснил оправдание таким образом в своих статьях Смолкалда :
Первая и главная статья такова: Иисус Христос, наш Бог и Господь умер за наши грехи и воскрес для нашего оправдания (Римлянам 3: 24-25). Он единственный Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира (Иоанна 1:29), и Бог возложил на Него беззакония всех нас (Исаия 53: 6). Все согрешили и оправдываются даром, без своих дел и заслуг, по Его благодати, через искупление во Христе Иисусе, в Его крови (Римлянам 3: 23-25). В это надо верить. Это не может быть получено или осознано каким-либо иным образом какой-либо работой, законом или заслугами. Следовательно, ясно и определенно, что только эта вера оправдывает нас... Ничто из этого статьи не может быть уступлено или отдано, даже если небо, земля и все остальное падают (Марка 13:31)
См. Также: Богословие Креста
Еще одним важным аспектом его теологии был акцент на «правильном различии» между Законом и Евангелие. Он считал, что этот принцип толкования является важной отправной точкой в изучении Священных Писаний, и что неспособность правильно провести различие между Законом и Евангелием лежит в основе многих фундаментальных теологических ошибок.
Согласно некоторым толкователям, особенно Филиппу Якобу Спенеру, Лютер развил представление о том, что все верующие являются «частью одного тела», как средство претендовать на священство всех верующих . Хотя понятие и значение несколько неясны, эта концепция явно была разработана в противовес преобладающему средневековому разделению христиан на «духовных» (иерархия) и «светских» христиан (мирян). С этой точки зрения все христиане являются «священниками» в глазах Бога. Это понятие является общим для всех христианских конфессий, обычно обозначаемых как «протестант ».
(латинское simul, «одновременный» + латинское justus, «праведный» + латинское et, и «+ латинское peccator,« грешник »)
Римско-католическое богословие утверждает, что крещение смывает первородный грех. Однако «похоть » остается склонностью к греху, который не является грехом, если не реализован. Лютер и реформаторы, вслед за Августином, настаивали на том, что то, что называлось «похотью», на самом деле было грехом. Не отрицая действительности крещения, Лютер утверждает, что склонность к греху действительно является грехом.
«Simul justus et peccator» означает, что христианин одновременно и праведник, и грешник. Человеческие существа оправдываются только по благодати, но в то же время они всегда останутся грешниками, даже после крещения. Доктрину можно толковать двояко. С точки зрения Бога, люди в то же время полностью грешники и полностью праведны во Христе (totus / totus). Однако можно также утверждать, что люди отчасти грешны, а отчасти праведны (партим / партим). Доктрина «simul justus» не является оправданием беззакония или разрешением на продолжающееся грешное поведение; скорее, при правильном понимании она утешает человека, который действительно хочет быть свободным от греха и осознает внутреннюю борьбу внутри него. Послание к Римлянам 7 - ключевой библейский отрывок для понимания этой доктрины.
Лютер также не отрицает, что христианин может когда-либо «улучшить» свое поведение. Вместо этого он хочет удержать христиан от надежды или отчаяния из-за их собственного поведения или отношения.
Доктрина философа 18 века Иммануила Канта о радикальном зле была описана как адаптация лютеранского «simul justus et peccator».
Доктрина Мартина Лютера о двух царствах (или двух царствованиях) Бога учит, что Бог является правителем всего мира и что он правит двумя способами как по закону, так и по Евангелию.
Бог правит земным царством через светское правительство, посредством закона и меча. Как Создатель, Бог желает способствовать социальной справедливости, и это достигается путем политического использования закона. В то же время Бог управляет своим духовным царством, чтобы продвигать человеческую праведность перед Богом. Это делается через Евангелие, согласно которому все люди оправдываются только по Божьей благодати.
Это различие в лютеранском богословии часто связано с идеей об отсутствии особого христианского вклада в политическую и экономическую этику. Человеческого разума достаточно, чтобы понять, что является правильным поступком в политической и экономической жизни. Евангелие не вносит никакого вклада в содержание социальной этики. С этой точки зрения лютеранское богословие часто поддерживало власть имущих в политической и экономической областях.
Финская стипендия последних лет представила особый взгляд на Лютера. Туомо Маннермаа из Университета Хельсинки провел "Новое финское толкование Лютера", которое представляет взгляды Лютера на спасение в терминах, более близких к восточным Ортодоксальная доктрина теозиса, а не устоявшиеся интерпретации немецких ученых Лютера.
Ученик Маннермаа Олли-Пекка Вайнио утверждал, что Лютер и другие лютеране в шестнадцатом веке (особенно теологи, которые позже написал Формулу согласия) продолжал определять оправдание как соучастие во Христе, а не просто как судебное вменение. Вайнио заключает, что лютеранское учение об оправдании может отрицать достоинства человеческих поступков, «только если новая жизнь, данная грешнику, будет истолкована как участие в божественной Жизни во Христе... Вера, объектом которой является Христос, и которая постигает Его, и Его заслуги, представляющие Его как форму веры, считаются праведностью "
Финский подход утверждает, что это связано с гораздо более поздней интерпретацией Лютера, что он широко известен как центр его доктрины человеческого спасения в вере в то, что люди спасены приписыванием им не их собственной праведности, праведности Христа («чужой»). Это известно как теологическая доктрина судебного оправдания. Скорее, финская школа утверждает, что учение Лютера о спасении было похоже на учение восточного православия, теозис (обожествление). Финский язык намеренно заимствован из греческой православной традиции, и, таким образом, он раскрывает намерение и контекст этого богословского предприятия: это попытка лютеран найти общий язык с православием, попытка, предпринятая в условиях разрядки между Востоком и Западом 1970-х годов., но приобретает больший импульс в мире после 1989 года, поскольку такой диалог кажется гораздо более актуальным для церквей по всему Балтийскому региону.
Новая финская интерпретация подверглась сомнению, потому что она игнорирует корни Лютера и теологическое развитие в западном христианском мире, и он характеризует учение Лютера о Оправдании как основанное на праведности Иисуса Христа, которая пребывает в верующем, а не на его праведности, вмененной верующему. Колб и Аранд (2008) утверждают, что «эти взгляды игнорируют радикально разные метафизические основы понимания Лютера и Восточной церкви, и они игнорируют понимание Лютера динамичной, воссоздающей природы Божьего Слова». В антологии «Союз со Христом: новое финское толкование Лютера» тема осиандрианства затрагивается, потому что финская школа воспринимается как переиздание учения Андреаса Осиандера о спасении через то, что Христос вселил в верующего со своей божественной силой. природа.