Филипп Спенер

редактировать
Филипп Якоб Спенер
Филипп Якоб Спенер.jpg
Родился(1635-01-30) 30 января 1635 г.. Раппольцвейлер, владения лордов Раппольтштейнов в Священной Римской империи
Умер5 февраля 1705 г. (1705-02-05) (70 лет). Берлин, маркграф Бранденбургский в Священной Римской империи
ОбразованиеСтрасбургский университет
Род занятий
ДвижениеПиетизм

Филипп Якоб Спенер (23 января 1635 - 5 февраля 1705), был немцем лютеранином теологом, который по сути основал то, что впоследствии стало известно как пиетизм. Позже его окрестили «отцом пиетизма». Два его основных произведения (1675) и Allgemeine Gottesgelehrtheit (1680) были опубликованы плодовитым писателем, когда он был главным пастором лютеранской церкви в Франкфурте. В 1691 году он был приглашен в Берлин судом Бранденбурга. Даже в Берлине Спенер, как и всю свою жизнь, был не в ладах с господствующей лютеранской ортодоксией. Спенер оказал влияние на создание Университета Галле, но теологический факультет другого университета, Виттенберга, формально обвинил его в 264 ошибках.

Содержание
  • 1 Жизнь
  • 2 Теология
  • 3 Ссылки
  • 4 Дополнительная литература
  • 5 Внешние ссылки
Жизнь

Спенер родился в Раппольцвейлере во владениях лордов Раппольтштейнов в Верхнем Эльзасе (ныне часть Франции, в то время часть Священной Римской империи ). После непродолжительного обучения в гимназии в Кольмаре он отправился в Страсбург в 1651 году, где посвятил себя изучению филологии, история и философия и получил степень магистра (1653 г.) в диспуте против философии Томаса Гоббса. Затем он стал частным наставником принцев Кристиана и Карла из курфюрста Пфальца и читал в университете лекции по филологии и истории. С 1659 по 1662 год он посетил университеты Базеля, Тюбингена и Женевы и начал изучение геральдики, которое он преследовал повсюду. его жизнь. В Женеве особенно его религиозные взгляды и склонности были обращены в сторону мистицизма.

Мемориальная доска на Николаикирхплац в Берлине

Спенер вернулся в Страсбург в 1663 году, где он был назначен проповедником без пастырских обязанностей, с правом чтения лекций. Три года спустя его пригласили стать главным пастором в лютеранской церкви в Франкфурте. Здесь он опубликовал две свои основные работы, Pia desideria (1675) и Allgemeine Gottesgelehrtheit (1680), и начал ту форму пастырской деятельности, которая привела к движению под названием пиетизм. В 1686 году он принял приглашение к первому придворному капеллану в Дрездене. Но курфюрст Иоанн Георг III, по личному желанию которого ему предложили этот пост, вскоре был оскорблен, когда Спенер осудил нравы двора Джона Джорджа. Спенер отказался уйти в отставку, и правительство саксонцев не решилось уволить его. Но в 1691 году саксонский представитель в Берлине убедил суд Бранденбурга предложить ему пост ректора Святого Николая в Берлине с титулом советника Маршера Консистории (Консисториалрат).

В Берлине Спенер пользовался большим почетом, хотя склонности двора и правительственных чиновников были скорее рационалистическими, чем пиетистскими. Университет Галле был основан под его влиянием в 1694 году. Всю свою жизнь Спенер подвергался нападкам и издевательствам со стороны ортодоксальных лютеранских богословов; с годами его противники множились, и движение, которое он основал, все больше и больше становилось предметом враждебной критики. В 1695 г. теологический факультет Виттенберга формально возложил на него 264 ошибки, и только смерть освободила его от этих ожесточенных конфликтов. Его последней важной работой была «Теологише Беденкен» (1700–1702), к которой после его смерти было добавлено «Летцте теологише Беденкен» с биографией Шпенера, написанной CH фон Канштейн (1711). Спенер умер в Берлине.

Богословие
Пиа Дезидерия

Наибольшее влияние оказали Иоганн Арндт, Льюис Бейли, Жан де Лабади и Теофил Гросгебауэр, в собственных трудах Спенера делается упор на личную трансформацию через духовное возрождение и обновление. Именно эта ориентация на индивидуальную преданность и благочестие помещает его в царство пиетизма. Спенер хотел укрепить и обновить церковь за счет развития более знающих и преданных членов. В своей «Пиа Дезидерия» он дал шесть предложений о том, как провести эту реформу: (1) более тщательно знакомить верующих с Писанием посредством частных чтений и групп по изучению в дополнение к проповедям; (2) увеличить участие мирян во всех функциях церкви; (3) подчеркнуть, что верующие применяют на практике свою веру и знание Бога; (4) подходить к религиозным дискуссиям со смирением и любовью, по возможности избегая споров; (5) обеспечить, чтобы пасторы были хорошо образованными и благочестивыми; и (6) сосредоточить проповедь на развитии веры в обычных верующих. Как видно из этих предложений, Спенер видел положительные изменения в церкви, зависящие в первую очередь от благочестивого участия отдельных верующих.

Хотя Спенера называли «отцом пиетизма» Альбрехт Ритчль ( Geschichte des Pietismus, II, 163) утверждает, что «он сам не был пиетистом», поскольку он не защищал квиетистские, законнические и полусепаратистские практики пиетизма, хотя они были более или менее вовлечены в занимаемые им позиции или практики, которые он поощрял или потворствовал. Единственными двумя пунктами, по которым он отошел от ортодоксальной лютеранской веры своего времени, были требование возрождения как sine qua non истинного богослова и ожидание обращения евреев и падение папства как прелюдия триумфа церкви. В отличие от более поздних пиетистов, он не настаивал на необходимости сознательного кризиса обращения и не поощрял полного разрыва между христианской и светской жизнью. Иногда Спенера считали одним из крестных отцов графа фон Зинцендорфа, лидера Моравской братской общины в Хернхут в Саксонии. Хотя Зинцендорф познакомился со Спенером в детстве в доме своей бабушки в Хеннерсдорфе, Спенер не был его крестным отцом.

Спенер был плодовитым писателем. Список опубликованных им работ состоит из 7 томов. фолио, 63 кварто, 7 октаво, 46 дуодецимо; издание его главных сочинений было опубликовано П. Грюнбергом в 1889 году. TVG Brunnen Verlag в Гиссене, Германия, начал новое издание работ Спенера в 1996 году.

Ссылки
Дополнительная литература
  • (де) Йоханнес Вальманн: Филипп Якоб Спенер унд die Anfänge des Pietismus, Тюбинген 1970 (2. Aufl. 1986).
  • (де) Рейнхард Бреймайер, «Der Vater des deutschen Pietismus und seine Bücher. Zur Privatbibliothek Philipp Jakob Speners », в: Bibliothecae selectae da Cusano a Leopardi, a cura di Eugenio Canone, Firenze, Leo S. Olschki Editore, 1993, с. 299-331 (Lessico Intellettuale Europeo, 58).
  • (en) Werner Raupp: Art. Спенер, Филипп Якоб (1635–1705), в: Хайнер Ф. Клемме / Манфред Куэн (главные редакторы), Словарь немецких философов восемнадцатого века, Vol. 3, Лондон / Нью-Йорк 2010, стр. 1106–1110.
Внешние ссылки
Викискладе есть материалы, связанные с Филиппом Джейкобом Спенером.
Последняя правка сделана 2021-06-02 03:12:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте