Циклическая масса

редактировать

Через Музыка эпохи Возрождения, циклическая месса была установкой ординарной римско-католической мессы, в которой каждый из движения - Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus и Agnus Dei - разделяли общую музыкальную тему, обычно cantus firmus, что делало их единым целым. Циклическая масса была первой многодвижущейся формой западной музыки, подчиняющейся единому организующему принципу.

Период создания циклических масс был примерно с 1430 по 1600 год, хотя некоторые композиторы, особенно в консервативных музыкальных центрах, писали их после этой даты. Типы циклических масс включают массу "девиз" (или массу "мотив головы"), массу cantus-firus, перефразированную массу, пародию. масса, а также массы, основанные на комбинации этих приемов.

Содержание
  • 1 История
  • 2 См. Также
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки
История

До завершения настройки Mass Ordinary одним композитором, который стали нормой примерно к середине 15 века, композиторы часто устанавливают пары частей. Пары Gloria-Credo, а также пары Sanctus-Agnus Dei встречаются во многих рукописях начала 15 века таких композиторов, как Иоганн Чикония, Арнольд де Лантинс и Сакара да Терамо. Хотя возможно, что некоторые из этих композиторов написали весь сеттинг мессы, до нас не дошло ни одного полного циклического сеттинга одного композитора. (Messe de Nostre Dame, автор Guillaume de Machaut (ок. 1300–1377), датируемый до 1365 года, как правило, не считается истинной циклической массой, но является самым ранним дошедшие до полной масс-постановки одного композитора, хотя известно о существовании по крайней мере четырех более ранних подобных пьес.) Некоторые массовые циклы периода 1420–1435 годов, особенно в северной Италии, показывают, что композиторы работали в направлении единой массы., но решали проблему по-другому: часто для каждого движения массы использовался отдельный тенор, который в остальном был стилистически унифицирован.

Истинная циклическая масса, скорее всего, возникла в Англии, и первые композиторы Известно, что организовали массу, используя одни и те же cantus firmus в каждом движении, были Джон Данстейбл и Леонел Пауэр. Однако именно Missa Caput, анонимная английская композиция, некогда приписываемая Гийому Дюфе, «одна из самых почитаемых композиций 15 века», оказала наибольшее влияние на континентальная практика; эта работа встречается в семи отдельных континентальных источниках 15 века, больше, чем любая другая масса до 1480-х годов. Помимо прочего, это была первая широко влиятельная работа, в которой использовалась свободно написанная басовая партия под tenor cantus firmus. В результате распространения Missa Caput примерно с середины века композиторы обычно добавляли этот низкий голос к своим полифоническим текстурам; это обеспечило гармоническую и каденциальную гибкость, которой раньше не хватало.

Самым ранним постоянно используемым методом для организации движений массы было использование мотива головы, также известного как "девиз" ". В этом случае узнаваемая тема или тематический фрагмент начинали каждый из важных разделов массы. Многие «девизные» массы были объединены и другими способами, но в такой процедуре не было необходимости. Ранним примером "девизной" массы является Missa verbum incarnatum Арнольда де Лантинса, вероятно, датируемого примерно 1430 годом, в котором каждое движение связано с использованием мотива головы. Кроме того, движения содержат тонкие отсылки к его собственному motet O pulcherrima mulierum. Многие из масс Дюфая используют технику мотивов головы, даже если они используют другую, такую ​​как cantus-firmus. Техника девиза была распространена на континенте, но редко у английских композиторов.

В конце 15 века техника cantus firmus была наиболее частым методом, используемым для объединения циклических масс. Cantus firmus, который сначала был взят из григорианского песнопения, но позже из других источников, таких как светские шансоны, обычно устанавливался на более длинные ноты в голосе тенора (следующий за самым низким). Другие голоса можно было использовать по-разному, от свободно составленной полифонии до строгого канона, но текстура была преимущественно полифонической, но не подражательной. В некоторых случаях cantus firmus появлялся также голосами, отличными от тенора, с возрастающей свободой по мере того, как столетие подходило к концу. Светские шансоны стали излюбленным источником cantus firmi ко времени Оккегема и его поколения (последняя треть 15 века), и композиторы начали писать свои собственные; Например, Missa au travail suis Окегема основана на его собственном шансоне с таким именем.

Окегем был особенно экспериментальным композитором, написав, вероятно, первый пример мессы, полностью организованной по канону: Missa prolationum. Вместо того, чтобы основываться на фиксированном cantus firmus, каждое движение представляет собой канон измерения с интервалом имитации, расширяющимся от унисона до октавы в течение массы (Лиман Перкинс назвал это «самым необычным» контрапунктное достижение 15 века », и сравнил его по объему и исполнению с вариациями Гольдберга из И.С. Баха ). Другая масса Окегема, Missa cuiusvis toni, написана так, что ее можно исполнять в любом из четырех режимов.

К началу XVI века техника cantus firmus перестала быть предпочтительным методом для композиции масс, за исключением некоторых областей, далеких от Рима и Нидерландов (испанские композиторы, в частности, использовали этот метод в 16 век). Некоторые другие методы организации циклических масс включают перефразирование и пародию.

В технике перефразирования исходная мелодия, которая может быть священной или светской, разрабатывается обычно с помощью орнамента, но иногда с помощью сжатия. Обычно в масс-парафразах мелодия звучит любым голосом. Жоскен де Пре 'Missa Pange lingua (ок. 1520 г.) является известным примером; Палестрина также широко использовала этот метод, уступая только технике пародии.

пародийная масса, также известная как имитационная масса (использование слова «пародия» не подразумевает сатиры, но основано на неправильном прочтении источника XVI века), использует множество голосов из полифонического источника для объединения различных движений циклической массы. Техника пародии была наиболее распространенной из всех техник в 16 веке: одна Палестрина написала 51 пародийную массу. При создании пародийной мессы можно было использовать как священный, так и светский исходный материал, и некоторые песни действительно были светскими: поздним примером был Орланде де Лассус 'Missa entre vous filles (1581), основанный на непристойном популярная песня Clemens non Papa, "Entre vous filles de quinze ans" ("Вы милые 15-летние девочки").

См. также
Примечания
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-16 12:29:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте