Стэнли Донен

редактировать
Американский кинорежиссер и хореограф

Стэнли Донен
Stanley Donen (cropped).JPG Донен в 2010 году
Родился( 1924-04-13) 13 апреля 1924. Колумбия, Южная Каролина, США
Умер21 февраля 2019 (2019-02-21) (94 года). Нью-Йорк, США
Род занятийКинорежиссер, продюсер, хореограф, танцор, режиссер
Годы деятельности1940–2003
Известен поПоющие под дождем, В городе, Смешное лицо, Шарада
Супруг (ы)Жанна Койн. ​​(m.1948 ; див. 1951) ​. Мэрион Маршалл. ​​(m.1952; раздел 1959) ​. Адель О'Коннор Битти. ​​(m.1960; раздел. 1971) ​. Иветт Мимье. ​​(m.1972; раздел 1985) ​. Памела Брейден. ​​(m.1990; раздел 1994) ​
Партнер (ы)Элейн Мэй (1999–2019; его смерть)
Дети3, включая Джошуа Донен

Стэнли Донен (; 13 апреля 1924 - 21 февраля 2019), американский кинорежиссер и хореограф, чьи самые знаменитые работы В городе (1949) и Поющие под дождем (1952), в обоих из которых снялись Джин Келли, который был одним из режиссеров. Среди других его фильмов: Королевская свадьба (1951), Семь невест для семи братьев (1954), Смешное лицо (1957), Несдержанный (1958) и Charade (1963). Он начал свою карьеру с хора на Бродвее для режиссера Джорджа Эбботта, где он подружился с Келли. С 1943 года он был в Голливуде и работал хореографом, прежде чем начал сотрудничать с Келли. После «В городе» Донен работал режиссером по контракту для MGM под руководством продюсера Артура Фрида, продюсируя хорошо принятые критиками кассовые хиты. Донен и Келли были сорежиссерами мюзикла Поющие под дождем, выпущенного в апреле 1952 года, который вошел в списки лучших когда-либо снятых фильмов. Отношения Донена с Келли ухудшились во время их последнего сотрудничества Это всегда хорошая погода (1955). Затем он разорвал свой контракт с MGM, чтобы стать независимым продюсером в 1957 году. Он продолжал снимать фильмы на протяжении 1950-х, 1960-х и 1970-х годов, часто с финансовыми успехами, которые привлекали положительное внимание. Его выход в кино стал менее частым в начале 1980-х, и он ненадолго вернулся на сцену в качестве режиссера в 1990-х и снова в 2002 году.

Донену приписывают переход от реалистичных закулисных драм в голливудских музыкальных фильмах. к более интегрированной форме искусства, в которой песни были естественным продолжением истории. До того, как Донен и Келли снимали свои фильмы, мюзиклы - такие как экстравагантные и стилизованные работы Басби Беркли - часто ставились на бродвейской сцене, где музыкальные номера были частью сценического шоу. Фильмы Донена и Келли создавали более кинематографическую форму и включали танцы, которые могли быть достигнуты только в кино. Донен заявил, что то, что он делал, было «прямым продолжением мюзиклов Астера - Роджерса... которые, в свою очередь, исходили от Рене Клера и Любич... То, что мы сделали, было направлено не на реализм, а на нереальное ».

Донен пользуется большим уважением у историков кино, но его карьеру часто сравнивают с карьерой Келли, и есть споры по поводу кто заслуживает большего признания за их сотрудничество. Их отношения были сложными, как в профессиональном, так и в личном плане, но фильмы Донена как сольного режиссера, как правило, оцениваются критиками лучше, чем фильмы Келли. Французский кинокритик Жан-Пьер Курсодон сказал, что вклад Донена в развитие голливудского мюзикла «превосходит чей-либо вклад, в том числе Винсенте Миннелли ». Дэвид Куинлан назвал его «королем голливудских мюзиклов ». В 1998 году кинорежиссер Мартин Скорсезе вручил Донену почетную премию Академии на 70-й церемонии вручения награды Академии. Среди других почетных наград - «Золотой лев за карьеру» от Венецианского кинофестиваля 2004 года. Донен был женат пять раз и имел троих детей. Режиссер и комик Элейн Мэй была его партнершей с 1999 года до его смерти в 2019 году. Он был последним выжившим известным режиссером Золотого века.

Голливуда. Содержание
  • 1 Ранняя жизнь и сценическая карьера
  • 2 Карьера в кино
    • 2,1 1943–1949: голливудский хореограф
    • 2,2 1949: В городе
    • 2,3 1949–1952: контрактный директор MGM
    • 2,4 1952: Поющие под дождем
    • 2.5 1952–1955: Дальнейший успех и разрыв с MGM
    • 2.6 1956–1959: директор и независимый продюсер
    • 2.7 1960–1969: Великобритания
    • 2.8 1970–2003: Поздние работы
  • 3 Наследие
  • 4 Кино-танец
    • 4.1 Техники
  • 5 Отношения с Джином Келли
    • 5.1 Джин Койн
    • 5.2 Профессиональный конфликт
    • 5.3 Режиссерская карьера
  • 6 Личная жизнь
  • 7 Фильмография
  • 8 Награды и номинации
  • 9 Источники
    • 9.1 Примечания
    • 9.2 Библиография
  • 10 Внешние ссылки
Ранняя жизнь и сценическая карьера

Стэнли Донен родился 13 апреля 1924 года в г. Колумбия, Южная Каролина, Мардохею Моисею Дону Эн, менеджер магазина одежды, и Хелен (Коэн), дочь продавца ювелирных изделий. Его младшая сестра Карла Донен Дэвис родилась в августе 1937 года. Родившись в семье евреев,, он стал атеистом в юности. Донен описал свое детство как одинокое и несчастное, как одного из немногих евреев в Колумбии, и время от времени он подвергался издевательствам со стороны антисемитских одноклассников в школе. Чтобы справиться с изоляцией, он провел большую часть своей юности в местных кинотеатрах и особенно любил вестерны, комедии и триллеры. Больше всего на него повлиял фильм 1933 года Фред Астер и Джинджер Роджерс мюзикл Полет в Рио. Донен сказал, что он «должно быть, видел эту картину тридцать или сорок раз. Я был перенесен в какой-то фантастический мир, где все казалось счастливым, удобным, легким и поддерживаемым. Меня наполняло чувство благополучия». Он снимал и демонстрировал домашние фильмы с помощью камеры 8 мм и проектора, купленных для него отцом.

Вдохновленный Астером, Донен брал уроки танцев в Колумбии и выступал в местном городском театре. Его семья часто ездила в Нью-Йорк во время летних каникул, где он смотрел бродвейские мюзиклы и брал уроки танцев. Одним из его первых наставников в Нью-Йорке был Нед Уэйберн, который обучал одиннадцатилетнего Астера в 1910 году. После окончания средней школы в шестнадцать лет Донен поступил в Университет Южной Каролины За один летний семестр изучаю психологию. Ободренный своей матерью, он переехал в Нью-Йорк, чтобы продолжить танцевать на сцене осенью 1940 года. После двух прослушиваний он был приглашен на роль солиста хора в оригинальной бродвейской постановке «95» Роджерса и Харта. Приятель Джои, режиссер легендарный Джордж Эбботт. Титульного приятеля Джои сыграл молодой многообещающий Джин Келли, который стал звездой Бродвея в этой роли.

Эбботт пригласил Донена в припев своего следующего бродвейского шоу Лучший нападающий. Он стал помощником режиссера шоу, и Келли попросила его стать его помощником хореографа. В конце концов Донен был уволен из Best Foot Forward, но в 1942 году был постановщиком и помощником хореографа в следующем шоу Эбботта Beat the Band. В 1946 году Донен ненадолго вернулся на Бродвей, чтобы помочь поставить танцевальные номера для Зови меня мистером.

Карьера

1943–1949: голливудский хореограф

В 1943 году Артур Фрид, успешный продюсер музыкальных фильмов в Metro Goldwyn Mayer, купил права на экранизацию для Best Foot Forward и снял версию фильма с Люсиль Болл и Уильям Гэкстон. Донен переехал в Голливуд, чтобы пройти прослушивание в фильме, и подписал годичный контракт с MGM. Донен выступал в качестве хореографа, а Чарльз Уолтерс назначил его помощником хореографа. В MGM Донен возобновил дружбу с Келли, которая теперь играла роль второго плана в мюзиклах. Когда Келли был одолжен в Columbia Pictures для съемок фильма, ему предложили поставить хореографию для его собственных танцевальных номеров и попросили Донена помочь. Келли заявил: «Стэнли нужна была работа. Мне нужен был кто-то, кто посчитал бы для оператора, кто-то, кто знал бы шаги и мог бы объяснить, что я собираюсь делать, чтобы кадр был правильно настроен». Донен принял и поставил три танцевальные сцены с Келли в Девушка с обложки (1944). Донену пришла в голову идея танцевальной сцены «Альтер эго», где отражение Келли выпрыгивает из витрины и танцует с ним. Режиссер Чарльз Видор настаивал на том, что эта идея никогда не сработает, поэтому Донен и Келли сами сняли сцену, а Донен потратил больше года на ее монтаж. Этот фильм сделал Келли кинозвездой, и многие кинокритики считают его важным и новаторским мюзиклом. Донен подписал годичный контракт с Columbia и поставил там несколько фильмов, но вернулся в MGM на следующий год, когда Келли захотелось помощи в его следующем фильме.

Синатра и Келли в Anchors Aweigh

В 1944 году Донен и Келли поставили хореографию. мюзикл Anchors Aweigh, выпущенный в 1945 году, с Келли и Фрэнком Синатрой в главных ролях. Фильм наиболее известен своей новаторской сценой, в которой Келли танцует с Мышонком Джерри из мультфильмов Том и Джерри. Впервые в истории художественных фильмов нарисованная от руки анимация будет смешана с кадрами живых выступлений. Анимацию контролировали Уильям Ханна и Джозеф Барбера, и ее приписывают продюсеру анимации MGM Фреду Куимби, но идея сцены принадлежала Донену. Первоначально Донен и Келли хотели использовать для эпизода Микки Мауса или Дональда Дака и встретились с Уолтом Диснеем, чтобы обсудить проект; Дисней работал над подобной идеей в Трех кабальеро (1944) и не хотел лицензировать одного из своих персонажей для MGM. Дуэт потратил два месяца, снимая танец Келли, а Донен целый год совершенствовал сцену, кадр за кадром. По словам Барбера, «чистый результат на превью Anchors Away, на который я пошел, поразил аудиторию».

Пока Келли завершил свою службу в США. ВМС США в качестве фотографа с 1944 по 1946 год Донен работал некредитованным хореографом над музыкальными фильмами. Об этом периоде Донен сказал: «Я практиковался в своем ремесле, работая с музыкой, треками и фотографией. Я часто руководил последовательностями. Я всегда пытался иметь оригинальное представление о том, как создавать музыкальные последовательности». Донен заявил, что он был освобожден от военной службы как 4-F из-за высокого кровяного давления. Когда Келли вернулся к гражданской жизни, он и Донен поставили и поставили танцевальные сцены Келли в фильме Жизнь по-крупному (1947). Затем они начали работу над оригинальной историей о двух бейсболистах начала 20-го века, которые проводили межсезонье как водевиллиан певцов и танцоров. Этот фильм в конечном итоге стал Выведи меня на игру с мячом (1949). Келли и Донен надеялись стать сорежиссерами фильма, но вместо этого Фрид нанял Басби Беркли, и они поставили только танцевальные номера Келли. В фильме снимались Келли, Фрэнк Синатра и Жюль Муншин.

1949: В городе

После успеха «Выведи меня на игру с мячом» Фрид дал Донену и Келли шанс стать режиссером В городе, выпущенный в 1949 году. Фильм представляет собой экранизацию Бетти Комден и Адольфа Грина бродвейского мюзикла о моряках в отпуске в Нью-Йорке. Йорк и был первым мюзиклом, в котором были сняты натурные съемки. Донен и Келли хотели снять весь фильм в Нью-Йорке, но Фрид разрешил им провести только одну неделю вдали от студии.

На этой неделе был снят первый номер фильма »Нью-Йорк, Нью-Йорк. Йорк ". Вдали от студийных помех и ограничений звуковой сцены Донен и оператор Гарольд Россон сняли сцену на улицах Нью-Йорка, в которой впервые были применены многие кинематографические приемы, которые были приняты французской новой волной Десять лет спустя. Эти методы включали пространственные скачкообразные кадры, панорамирование на 360 градусов, скрытые камеры, резкие изменения направления экрана и непрофессиональных актеров. Биограф Донена Джозеф А. Каспер заявил, что сцена избегает быть беспричинной или дилетантской, в то же время «развивая сюжет, описывая сеттинг, передавая его вдохновляющую атмосферу и маниакальное настроение, вводя и очерчивая характер». Каспер также сказал: «Сегодня фильм рассматривается как поворотный момент: первый настоящий мюзикл, который вывел танец, а также музыкальный жанр из театра и захватил его с помощью фильма и для фильма, а не в кино; первый, кто сделать город важным персонажем и первым отказаться от хора ».

В главных ролях Келли, Фрэнк Синатра и Джулс Муншин в роли трех моряков на 24-часовой отпуск на берегу в Нью-Йорке, чьи романтические увлечения привели их к Энн Миллер, Бетти Гарретт и Вере-Эллен. Фильм имел успех как финансово, так и критически. Он получил премию Оскар за лучшую музыку, озвучивание музыкальной картины, а сценаристы Комден и Грин выиграли премию Гильдии писателей Америки за лучший сценарий. Американский мюзикл. Как и Орсон Уэллс, Донен дебютировал в качестве режиссера в 25 лет. Донен заявил, что Келли «отвечала за большинство танцевальных движений. Я был за камерой в драматических и музыкальных сценах. " Келли считал, что он и Донен «были хорошей командой. Я думал, что мы очень хорошо дополняли друг друга», - сказал он.

1949–1952: директор по контракту MGM

Фред Астер танцует на стенах и потолке в Royal Свадьба, специальный эффект с использованием вращающейся цилиндрической камеры из армированной стали, в которой снимается фильм.

После успеха «В городе» Донен подписал семилетний контракт с MGM в качестве режиссера. Его следующие два фильма были для Фрида, но без Келли. После того, как Донен был заменен на посту директора «Языческой песни о любви» из-за личных разногласий со звездой Эстер Уильямс, Донен получил возможность руководить кумиром своего детства Фредом Астером.

Королевская свадьба (1951) играла главную роль Астер и Джейн Пауэлл в составе американской танцевальной команды брата и сестры, выступающей в Англии во время королевской свадьбы Елизаветы и Филиппа в 1947 году. Джуди Гарланд изначально играла главную роль. роль, но был уволен за прогулы из-за болезни и заменен Пауэллом. В фильме роман Пауэлла с богатым англичанином (Питер Лоуфорд ) грозит разрушить акт брата и сестры, в то время как Астер находит свой роман с другой танцовщицей (Сара Черчилль ). Фильм основан на реальной карьере Астера с его сестрой и ранней партнершей по танцам, Адель Астер, которая вышла на пенсию после женитьбы на английском лорде в 1932 году, и включает в себя одну из самых запоминающихся танцевальных сцен Астера, "Ты для меня весь мир "число, в котором он, кажется, бросает вызов гравитации, танцуя сначала на стенах, а затем на потолке. Выстрел был произведен за счет построения набора внутри усиленной сталью вращающейся цилиндрической камеры с камерой, прикрепленной к цилиндру. И Астер, и автор текстов фильма Алан Джей Лернер заявили, что они придумали эту идею. Фильм включал музыку Лернера и Бертона Лейна и был выпущен в 1950 году.

Затем Донен снял Love Is Better Than Ever, который был выпущен только в марте 1952 года. В фильме Ларри Паркс играет уличного агента шоу-бизнеса, который вынужден жениться на невинной молодой учительнице танцев (Элизабет Тейлор ). Донен и Келли появляются в эпизодических ролях. Причиной задержки освобождения более чем на год стало появление Паркса перед Комитетом по антиамериканской деятельности Палаты представителей и его окончательное признание своего бывшего члена Коммунистической партии и его наименование других. Фильм не имел кассовых сборов.

1952: Поющие под дождем

Джин Келли в Поющих под дождем

Келли был на пике своей славы после выхода на экраны Американец в Париже (1951). Затем он снова объединился с Доненом, чтобы снять Поющие под дождем (1952), который стал одним из самых популярных фильмов всех времен. Продюсером фильма выступил Фрид, сценарий - Комден и Грин, сфотографировал Гарольд Россон, в главных ролях - Келли, Дебби Рейнольдс, Дональд О'Коннор, Джин Хаген, Миллард Митчелл и Сид Чарисс.

Фрид хотел создать мюзикл с использованием старых песен, которые он и композитор Нацио Херб Браун написали в конце 1920-х - начале 1930-х годов. Он нанял Комдена и Грина для написания сценария с участием Донена и Келли на ранних стадиях разработки. Комден и Грин решили написать рассказ, вдохновленный временным периодом, в который были написаны песни, и высмеяли переход Голливуда от немого кино к «звуковому кино » в конце 1920-х годов. Комден, Грин и Донен взяли интервью у всех в MGM, кто был в Голливуде в тот период, высмеивая как первые мюзиклы, так и технические трудности с ранними звуковыми фильмами. Сюда входили персонажи, основанные на мотивах Фрида и Беркли, а также сцена, в которой упоминается звезда немого кино Джон Гилберт. Донен и Келли также использовали большую коллекцию декораций, реквизита, костюмов и устаревшего оборудования MGM из 1920-х.

Кадр из «Поющих под дождем»

В фильме Дон Локвуд (Келли) и Лина Ламонт (Хаген)) - две звезды немого кино в Голливуде, карьере которых угрожает изобретение «звуковых фильмов». С помощью своего лучшего друга Космо Брауна (О'Коннор) и любовного интереса Кэти Селден (Рейнольдс) Локвуд спасает свою карьеру, превратив свой последний фильм в мюзикл. Съемки прошли гармонично, но Донен посчитал, что эпизод из балета Келли «Мелодия Бродвея» был слишком длинным. На постановку музыкального номера «Singin 'in the Rain» ушло несколько месяцев, и Донен и Келли сочли необходимым вырыть ямы в цементе, чтобы образовались лужи на улице.

Фильм был хитом, когда он был выпущен в апреле 1952 года, заработав более 7,6 миллиона долларов. Фильм Келли «Американец в Париже» неожиданно стал победителем в категории «Лучший фильм» на «Оскаре» в марте, и MGM решила переиздать его. «Поющих под дождем» сняли со многих кинотеатров, чтобы продемонстрировать предыдущий фильм, что не позволило ему получить дальнейшую прибыль. Поющие под дождем были номинированы на две премии Оскар : Лучшая актриса второго плана в номинации «Хаген» и «Лучший оригинальный саундтрек». Дональд О'Коннор выиграл премию «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль в мюзикле или комедии, а «Комден и Грин» снова выиграли премию Гильдии писателей Америки за лучший написанный американский мюзикл. Первоначально фильм получил лишь умеренные отзывы критиков, таких как Босли Кроутер, и не получил широкого признания до конца 1960-х годов. Одним из первых ее сторонников была критик Полин Кель, которая сказала, что это «пожалуй, самый приятный из всех мюзиклов по фильму - чуть ли не лучший голливудский мюзикл всех времен». Он был переиздан в 1975 году и имел успех у критиков и публики.

1952–1955: Дальнейший успех и разрыв с MGM

Элизабет Тейлор и Стэнли Донен, ок. 1952

Теперь, став успешным режиссером, Донен продолжил сольную карьеру в MGM с фильмом Fearless Fagan (1952). Основанный на реальных событиях, в фильме Карлтон Карпентер играет роль солдата, который берет с собой своего ручного льва, когда тот присоединяется к армии. В мюзикле Донена Дайте девушке перерыв (1953) в главных ролях Дебби Рейнольдс, Мардж Чэмпион и Хелен Вуд в роли трех начинающих танцовщиц, соревнующихся за главную роль в новом бродвейском мюзикле. Боб Фосс, Чемпион Гауэра и Курт Каснар также появляются с музыкой Бертона Лейна и Айры Гершвин. Танец «Дайте девушке передышку» между Рейнольдсом и Фоссе был поставлен задом наперед, а затем воспроизведен в обратном порядке, чтобы создать иллюзию того, что они оба окружены сотнями воздушных шаров, которые мгновенно появляются при прикосновении их пальцев. Съемки фильма стали горьким опытом для Донена из-за серьезной драки на съемочной площадке между Фоссом и Гауэром Чемпионом из-за хореографии фильма. Фильм не получил хороших отзывов после выпуска, но его репутация со временем выросла.

Донен укрепил свою сольную карьеру и записал еще один хит в мюзикле Семь невест для семи братьев (1954). Основанный на рассказе Стивена Винсента Бенета, музыку к фильму написали Сол Чаплин и Джин де Поль, а слова Джонни Мерсер и хореография Майкла Кидда. Джейн Пауэлл играет Милли, приграничную женщину 1850-х годов, которая выходит замуж за Адама (Говард Кил ) всего через несколько часов после встречи с ним. Когда она возвращается с Адамом в его бревенчатую хижину в глуши Орегона, Милли обнаруживает, что шесть братьев ее мужа нецивилизованы и тупицы. Она ставит своей задачей приручить их, и по саркастическому предложению Милли братья похищают шесть женщин из соседнего города, чтобы жениться на них. Фильм был снят в новом формате CinemaScope и запомнился своими танцевальными сценами, в частности сценой «возведение сарая », в которой архитектура и строительство превращаются в акробатические балетные ступени. «Семь невест для семи братьев» был одним из самых кассовых фильмов 1954 года и вошел в десятку лучших фильмов многих критиков. Он был номинирован на пять премий Оскар, в том числе за лучший фильм и лучшую музыку (оценка музыкального изображения), которые он выиграл. Его успех стал неожиданностью для MGM, которые вложили больше денег в два других мюзикла: Роуз Мари и Бригадун с Келли в главной роли. «Семь невест для семи братьев» был более прибыльным, чем любой из других фильмов, а также «В городе» и «Поющие под дождем», и его успех стал поворотным моментом в карьере Донена. Позже фильм подвергся критике со стороны романиста Франсин Проз, который охарактеризовал его как анти-женский, назвав его «одним из самых отвратительных фильмов о мужчинах и женщинах, которые когда-либо были сняты», и мюзиклом об изнасиловании. 728>Глубоко в моем сердце (1954)- биографический фильм Донена, посвященный Зигмунду Ромбергу, американскому композитору оперетты, родившемуся в Венгрии. В главной роли Хосе Феррер, фильм включил в себя эпизодические роли контрактных актеров MGM, включая единственную экранную пару Джина Келли и его брата Фреда. Хотя фильм получил посредственные отзывы, статус Ромберга помог сделать фильм хитом.

Третьим и последним режиссерским сотрудничеством Донена с Келли было Это всегда хорошая погода (1955), еще один мюзикл. Продюсером выступил Фрид, написали Комден и Грин, а партитура - Андре Превен. В главных ролях играли Келли, Дэн Дейли, Сид Чарисс, Майкл Кидд и Долорес Грей. Изначально задуманный как продолжение «В городе», Келли, Дэйли и Кидд сыграют трех бывших солдат, которые воссоединяются через 10 лет после Второй мировой войны и обнаруживают, что ни одна из их жизней не сложилась так, как они ожидали. Келли подошел к Донену с проектом, и сначала Донен отказывался от его собственного успеха. Их дружба плохая во время съемок, и Донен отметила: «Атмосфера с первого дня была очень напряженной, и никто ни с кем не разговаривал». Он назвал это «стопроцентным кошмаром», который был борьбой от начала до конца ». На этот раз MGM отказалась разрешить содиректорам сниматься на натуре в Нью-Йорке. «Всегда хорошая погода» были умеренно прибыльными, но не такими успешными, как их предыдущие два фильма. Это был последний фильм Донена с Келли или Фрид. После его завершения он выполнил контрактное соглашение MGM, произведенное с другими студиями. Его последний проект для MGM заканчивал последние четыре дня съемок «Кисмет » в июле 1955 года для режиссера Винсента Миннелли.

1956–1959: режиссер и независимый продюсер

Одри Хепберн в «Забавном лице »

Следующий фильм Донена был на Paramount Pictures для продюсера Роджера Иденса. Funny Face (1957) содержит четыре оригинальных песен Джорджа и Иры Гершвин из не имеющего отношения к делу бродвейского мюзикла с тем же названием 1927 года, в котором снялся Фред Астер. По мотивам жизни модного фотографа Ричарда Аведона, который также был написан визуальным консультантом и разработал начальную последовательность заголовков для фильма, он был написан Леонардом Герш и включил дополнительную музыку Герши и Эденс. Донен и Иденс начали пре-продакшн в MGM, но у них возникли трудности с совмещением контрактов с Paramount Астера и Одри Хепберн, принадлежащих Warner Brothers прав на музыку Гершвина, которые они хотели, и их собственные контракты MGM. В конце концов была достигнута договоренность, по которой Донен был освобожден от контракта с MGM и позволил ему снять следующие два фильма в Paramount и Warner Brothers соответственно. Астер играет старе модного фотографа, который обнаруживает интеллектуальную богемную Хепберн в магазине подержанных книг в Гринвич-Виллидж и превращает ее в свою новую модель, влюбляясь в нее в Париже. Донен, Аведон и оператор Рэй Джун объединились, чтобы придать фильму абстрактный дымчатый вид, напоминающий модную то время, несмотря на протесты Paramount, которая недавно инвестировала в резкий VistaVision формат фильма. «Веселая мордашка» была на конкурсе Каннского кинофестиваля 1957 года и получила хорошие отзывы от критиков, таких как Босли Кроутер. Зрение и звук, напротив, обвинили ее в антиинтеллектуальности. 551>

Во время подготовки к съемкам «Забавной морды» Донен получил письмо от своего старого босса Джорджа Эбботта, в котором ему предлагалось снять киноверсию сценического хита Эбботта Пижамная игра в Warner Brothers. В рамках гарантии по принадлежащей музыке Warner Гершвина, которую он хотел для «Забавного лица», Донен принял предложение, и он и Эбботт были сорежиссерами киноверсии. Пижамная игра (1957) звезды Дорис Дэй и Джон Райт, на музыку Ричарда Адлера и Джерри Росс и хореографию Боба Фосса. Райт играет начальника фабрики по производству одежды для сна, который постоянно спорит с профсоюзным профсоюзом (Дэй), пока они не влюбляются друг в друга. Донен описал свои рабочие отношения с Abbott, как расслабляющие, заявив, что «[Abbott] играл в теннис, приходил час смотреть на съемочную площадку, затем смотрел гонки, а уходил домой». Это лишь скромный финансовый успех, но Жан-Люк Годар похвалил его и был заявлено: «Донен, несомненно, является мастером мюзикла. Пижамная игра существует, чтобы доказать это ».

Донен. следующий фильм был Поцелуй их для меня (также 1957). Кэри Грант лично попросил его направить его, и он начал править, еще находясь по контракту с MGM. Сюжет фильма очень напоминает «В городе», в нем Грант, Рэй Уолстон и Ларри Блайден играют трех офицеров ВМФ в отпуске в Сан-Франциско в 1944 году. В отличие от «В городе», Поцелуй «Они для меня» - это мрачная комедия, в которой бескорыстный героизм офицеров противопоставляется их эгоцентричному гедонизму в отпуске. Фильм получил в основном плохие отзывы.

После трех фильмов, выпущенных в 1957 году, Донен стал независимым продюсером и режиссером. Он неохотно согласился направить Поцелуй их для меня при условии, что 20th Century Fox выкупит его оставшийся контракт с MGM. Освободившись от договорных обязательств, он вместе с Грантом основал Grandon Productions и подписал контракт на распространение через Warner Brothers. Донен продюсировал почти все свои фильмы до конца своей карьеры, иногда под названием «Stanley Donen Productions». Донен и Грант открыли компанию свою серией Indiscreet (1958), основанной на пьесе Нормана Красны с Грантом и Ингрид Бергман в главных ролях. Из-за графика Бергмана фильм снимался на натуре в Лондоне. Бергман играет известную и замкнутую актрису, которая влюбляется в предположительно женатого плейбоя-дипломата Гранта. Когда Бергман обнаруживает, что он лгал о жене, она придумывает фарс с другим мужчиной, чтобы завоевать полную любовь Гранта. Сцена в фильме демонстрирует умный обход Доненом строгих Производственного кодекса. В этой сцене Грант находится в Париже, в то время как Бергман все еще находится в Лондоне, и они обмениваются разговорами на подушках по телефону. Донен использовал разделенный экран двух звезд с синхронизированными движениями, чтобы создать впечатление, что они находятся в одной постели вместе. Фильм имел финансовый успех и успех у критиков, и Донена сравнивали с такими режиссерами, как Эрнст Любич и Джордж Кьюкор.

Донен ненадолго вернулся в музыкальный жанр с Проклятые янки! (также 1958), основанный на бродвейском хите Джорджа Эбботта . Он снова стал со-режиссером с Abbott в том же сотрудничестве, что и их первый фильм. Как и в «Пижамной игре», в фильме музыка Адлера и Росса, а также хореография Фосса. В нем снимались Таб Хантер, Гвен Вердон и Рэй Уолстон. Проклятые янки! является адаптацией легенды Фауста о фанате вашингтонских сенаторов, который продал бы свою душу, чтобы проигравшей команде хорошего нападающего. Уолстон играет дьявола, украшенного Brooks Brothers,, который исполняет желание поклонника и превращает его в мускулистого молодого нападающего Джо Харди (Хантера). Донен смог заснять три настоящих игры Сенатор– Янки на месте с помощью семи посредством скрытых камер. Малобюджетный фильм имел умеренный финансовый успех и получил хорошие отзывы. Это также был последний музыкальный фильм Донена до «Маленького принца» (1974).

1960–1969: Соединенное Королевство

После того, как Скромный Донен сделал Англию своим домом до начала 1970-х. Снижение владения мюзиклов заставило Донена сосредоточиться на комедийных фильмах. Он заметил, что его "лондонская база дала мне преимущество в том, что я не участвовал в голливудских крысиных бегах. Просто идти своим путем, несмотря на то, что кто-то делает или несмотря на то, что вы уже сделали, доставляло мне удовлетворение". ". преимущество европейского влияния: их взгляд на жизнь, создание фильмов ». Находясь в Великобритании в начале 1960-х, Донен получил высокую оценку как один из первых, кто повлиял на зарождавшееся движение британской кино новой волны.

В конце 1950-х годов Донен подписал неэксклюзивный Сделка по выпуску трех фильмов с Columbia Pictures. Его первым фильмом по этому контракту был Еще раз, с чувством! (1960). Адаптированный Гарри Курниц из его собственной сценической пьесы, фильм был снят в Париже, а в главной роли Юл Бриннер играл деспотичного дирижера оркестра, любовница которого (Кей Кендалл ) растет устал от его истерик и заговоров выйти за него замуж, чтобы поскорее развестись за его деньги. Кендалл был неизлечимо болен лейкемией во время съемки и умер до ее освобождения. Фильм не имел успеха ни финансово, ни критически.

Донен быстро воссоединился с Бриннером и Курницем для фильма Пакет-сюрприз (также 1960). В этом фильме Бриннер играет американского гангстера, депортированного на греческий остров Родос. Митци Гейнор играет «неожиданную посылку», которую отправляют на остров, чтобы успокоить Бриннера, а Ноэль Кауард играет короля Родоса, которого Бриннер замышляет свергнуть. Фильм не имел финансового успеха, и Донен заявил, что он был снят, потому что ему «отчаянно нужны деньги по личным причинам». Это были единственные два фильма, которые Донен снял по контракту с Колумбией. Студия отменила сделку из-за плохих кассовых сборов, и Донен не смог продюсировать проекты, которые он преследовал в то время: драматург Роберт Болт Человек на все времена и Голубое пятно, оба фильма стали успешными фильмами для других режиссеров.

Grandon Productions продюсировала следующий фильм Донена: Трава зеленее, выпущенный через Universal Pictures в декабре 1960 года. Кэри Грант и Дебора Керр играют графа и графиню большого поместья в Англии, которые вынуждены разрешить экскурсии по своему особняку, чтобы решить свои финансовые проблемы.. Роберт Митчам играет американского нефтяного магната, который влюбляется в Керра, а Джин Симмонс играет эксцентричную американскую наследницу, бывшую девушку Гранта. Фильм стал финансовым разочарованием в Соединенных Штатах, но имел успех в Англии, где первоначальная сценическая версия была хитом Вест-Энда.

Кэри Грант и Одри Хепберн в Шараде, самом финансово успешном фильме Донена.

Одним из самых хвалебных фильмов Донена был Шарад (1963) с Кэри Грантом, Одри Хепберн, Уолтером Мэттау, Джеймсом Кобурном, Джорджем в главных ролях. Кеннеди и Нед Гласс. Донен сказал, что он «всегда хотел снять фильм, похожий на один из моих любимых, фильм Хичкока Север через северо-запад », и этот фильм назвали «лучшим фильмом Хичкока. то, что не сделал Хичкок ". «Шарад» был произведен Stanley Donen Productions, выпущен Universal и адаптирован Питером Стоуном из его собственного романа. Реджи Лэмперт (Хепберн) обнаруживает, что ее муж был убит, и (по крайней мере) трое зловещих мужчин ищут 250 тысяч долларов золотом, которые он где-то спрятал. Питер Джошуа (Грант) подружился с Реджи и помогает ей отбиваться от трех головорезов, в то время как они влюбляются друг в друга. Фильм был выпущен в декабре 1963 года, всего через две недели после убийства президента США Джона Ф. Кеннеди, и слово «убийца» пришлось дублировать дважды. Это был самый финансово успешный фильм Донена, оказавший влияние на ряд романтических комедийных триллеров, выпущенных в последующие годы. Кинокритик Джудит Крист назвала это «стильной и забавной мелодрамой», а Полин Кель сказала, что в ней есть «свежесть и дух, которые отличают ее от фильмов любой другой страны», и что она «вероятно, лучшая. Американский фильм [1963] ». Он был переделан как Правда о Чарли (2002), режиссер Джонатан Демме.

Донен снял еще один вдохновленный Хичкоком фильм с Arabesque (1966) с Грегори Пек и Софи Лорен. Фильм был написан Джулианом Митчеллом и Стэнли Прайсом с некредитованной переписью Питера Стоуна. Пек играет американского профессора Оксфордского университета, который является экспертом в древних иероглифах. Премьер-министр Ближнего Востока обращается к нему с просьбой расследовать деятельность организации, которая пытается убить его и использует иероглифические коды для связи. Расследование приводит Пека к одной загадке за другой, часто с загадочной любовницей премьер-министра (Лорен). Этот фильм стал вторым последствием Донена пять попаданий.

Донен снялся в фильме Два на дорогу (1967) с Одри Хепберн и Альбертом Финни в главных ролях с Элеонор Брон, Уильям Дэниэлс и Жаклин Биссет в ролях второго плана. Фильм был придуман Доненом и написан писателем Фредериком Рафаэлем, который был номинирован на премию Оскар. Его назвали одним из самых личных фильмов Донена, «с проблесками страсти, за которые никогда не было раньше», и «настоящим учебником по монтажу фильмов». Сложная и нелинейная история фильма повествует о 12-летних отношениях между Хепберн и Финни в течение четырех отдельных (но связанных) поездок, которые они совершают на протяжении многих лет на юге Франции. Он был умеренно успешным в прокате, в то время как критика крайне неоднозначной. Босли Кроутер назвал фильм «просто еще одной версией коммерческого американского мусора». Это также фильм, о котором, по словам Донена, его чаще всего спрашивали студенты-киностудии.

Живя в Англии, Донен стал поклонником британского сценического ревю Beyond the Fringe и пожелал работать с двумя участниками шоу, Питером Кук и Дадли Муром. В результате получился фильм Ослепленный ослеплением (1967), обновленная версия легенды Фауста. Он был написан Куком с музыкой Мура, в нем также играли Элеонора Брон и Ракель Уэлч. Мур играет одинокого молодого человека, чья безответная любовь к своему коллеге (Брону) толкает его на попытку самоубийства. В этот момент появляется дьявол (Кук) и предлагает ему семь желаний в обмен на его душу. Веселая ассоциация фильма с Swinging London 1960-х разделила критиков, но Роджер Эберт назвал его сатиру «колючей и современной... сухой и сдержанной» и в целом «великолепно сфотографированный, умный, очень забавный фильм ». С другой стороны, журнал Время назвал ее самой слабой из всех известных вариаций на тему Фауста. Фильм стал хитом и пользовался особой популярностью среди студентов колледжа. Донен считал его фаворитом среди своих собственных фильмов и назвал его «очень личным, потому что я много говорил о том, что я важным в жизни». Он был переделан как Ослепленный (2000) режиссером Гарольдом Рамисом.

Лестница (1969) - это адаптация Донена автобиографической пьесы Чарльза Дайера на музыку Дадли Мура. Рекс Харрисон и Ричард Бертон в роли гей-пары среднего возраста, которая управляет лондонской парикмахерской и живет вместе в «плохом браке». Фильм снимался в Париже для целей налогообложения и не имел финансового успеха. Он получил плохие отзывы после выпуска, но был переоценен кинокритиком Армондом Уайтом в 2007 году. Он назвал фильм «редким голливудским фильмом, изображающим гей-опыт с мудростью, юмором и теплотой», и «потерянное сокровище».

1970–2003: Более поздние работы

После разрыва брака Донена с Аделл Битти он вернулся в Голливуд в 1970 году. Продюсер Роберт Эванс попросил Донена снять экранизацию любимой детской книги Маленький принц, впервые опубликованной в 1943 году. Автор текста Алан Джей Лернер и композитор Фредерик Лоу написали музыку, сценарий и съемки были сделаны на месте в Тунис. Маленький принц (1974) в роли Стивена Уорнера с Ричардом Кили, Бобом Фоссом, Джином Уайлдером и Донна МакКечни. Это был первый музыкальный фильм Донена после «Проклятых янки»! Хотя в нем было очень мало танцев, Фоссил поставил свои собственные танцевальные сцены в роли змеи. Лернер заявил, что Донен «взял на себя ответственность за каждый темп, удалите музыкальные фразы по своему желанию и искажать смысл каждой песни, пока не станет неузнаваемым весь счет». Он был выпущен в 1974 году и стал финансовой катастрофой.

Следующим фильмом Донена был Lucky Lady (1975) с Лайзой Миннелли, Джином Хэкменом и Берт Рейнольдс. Миннелли играет эпохи запрета бутлегера, который контрабандой переправляет алкоголь из Мексики в Калифорнию с помощью Хэкмана и Рейнольдса, которые оба соревнуются за ее любовь. Донен заявил, что он «действительно заботился о [фильме] и отдал ему три года своей жизни... Я думаю, что это очень хороший фильм». Фильм вышел за рамки бюджета и проиграл в прокате. Большинство критиков были без энтузиазма; однако Джей Кокс похвалил фильм за «блестящую поверхность и полную легкомыслие, которые характеризовали голливудские фильмы 1930-х годов».

Ностальгия по старым голливудским фильмам была бы темой Донена. следующий фильм: Movie Movie (1978), спродюсированный Lew Grade s ITC Entertainment и сценарий Ларри Гелбарт и Шелдон Келлер. На самом деле фильм представляет собой два более коротких фильма, представленных как старомодный двойной фильм, дополненный фальшивым трейлером фильма и вступительным словом комика Джорджа Бернса. В главных ролях были Джордж С. Скотт, Триш Ван Девер, Ред Баттонс, Майкл Кидд и Эли Уоллах. Премьера состоялась в конкурсе 29-й Берлинский международный кинофестиваль в 1978 году. Первый из двух фильмов - «Динамитные руки», черно-белая дань уважения боксу и морали. Второй фильм - «Красавицы 1933 года» Бакстера, дань уважения экстравагантным мюзиклам Басби Беркли. Как и предыдущие два фильма Донена, он был неудачным как в финансовом, так и в критическом плане.

Донен снял научно-фантастический фильм Сатурн 3 (1980) с Кирком Дугласом, Фарра Фосетт и Харви Кейтель. Донен прочитал сценарий, когда его сценарист (и художник-постановщик Movie Movie) Джон Барри впервые показал его ему, побудив Донена передать его Лью Грейду. Первоначально Донен был нанят для продюсирования, но Грейд попросил его закончить фильм, когда Барри, впервые ставший режиссером, не смог руководить. По словам Донена, «лишь небольшая часть того, что снял Барри, попала в законченный фильм». Это была критическая и финансовая катастрофа, изначально Донен не хотел, чтобы его считали директором. В начале 1980-х Донен был назначен режиссером экрани Стивена Кинга Мертвая зона и работал со сценаристом Джеффри Боамом над сценарием. Донен в конце концов выбыл из проекта, и несколько лет спустя Дэвид Кроненберг снял фильм. Боам заявил, что Донен изначально был привлечен к созданию фильма, потому что он хотел «установить связь с современной молодой аудиторией» и что сценарий, над которым они работали вместе, «очень близок к сценарию, который в итоге написал Дэвид».

Последним театральным фильмом Донена был романс с мая по декабрь Во всем виноват Рио (1984). Фильм является ремейком фильма Клода Берри Un moment d'égarement (1977) по сценарию Гелбарта и Чарли Петерса. В главных ролях: Майкл Кейн, Джозеф Болонья, Мишель Джонсон, Валери Харпер и Деми Мур. местонахождение в Рио-де-Жанейро. Кейн и Болонья играют богатых руководителей на отдыхе со своими семьями в Рио, где у Кейна роман с дочерью-подростком Болоньи (Джонсон). Он получил плохие отзывы, но имел скромный финансовый успех.

В 1986 году Донен организовал телевизионную церемонию вручения 58-й церемонии вручения премии Оскар, которая включала музыкальное исполнение песни "Once a Star" "Всегда звезда" с Джун Эллисон, Лесли Кэрон, Мардж Чэмпион, Сид Чарисс, Кэтрин Грейсон, Ховард Кил, Энн Миллер, Джейн Пауэлл, Дебби Рейнольдс, и Эстер Уильямс. Также в 1986 году Донен снял музыкальный эпизод для эпизода популярного телесериала Moonlighting и снял клип на песню Лайонела Ричи «Танцы на потолке ». В 1989 году Донен был удостоен звания почетного доктора изящных искусств Университета Южной Каролины. В своем вступительном слове Донен заявил, что он считает себя уникальным в том, что он был первым чечеточником, который стал врачом, а затем танцевал чечетку для выпускников. Примерно в то же время Донен вел семинар по киномюзиклам в Институте Сандэнса по просьбе Роберта Редфорда.

. В 1993 году Донен готовился продюсировать и направлять музыкальную адаптацию фильма Роберт Льюис Стивенсон Странный случай доктора Джекила и мистера Хайда в главной роли Майкл Джексон. После того, как обвинения в том, что Джексон приставал к мальчикам на своем ранчо Neverland, стали скандалом в таблоидах, проект был заброшен. Позже в том же году Донен поставил сценический мюзикл The Red Shoes (основанный на фильме Пауэлла и Прессбургера ) в Театре Гершвина. Он заменил первоначального директора Сьюзан Шульман всего за шесть недель до открытия шоу. Он закрылся через четыре дня.

В 1998 году Донен был выбран для получения Почетной премии Оскар «в знак признательности за работу, отмеченную изяществом, элегантностью, остроумием и визуальными инновациями.. " Кинорежиссер Мартин Скорсезе был выбран для вручения награды Донену. Скорсезе отдал должное Донену, рассказавшему о его карьере и его влиянии на кино, прежде чем сыграть монтаж своей работы в фильмах от Поющие под дождем и Смешное лицо до О городе и Шарада. В приветственной речи Донена он танцевал со своей статуей Оскара, исполняя песню Ирвинга Берлина «Cheek to Cheek », песню, впервые популяризированную кумиром его детства Фредом Астером.

Последним фильмом Донена был телефильм Любовные письма, который транслировался на ABC в апреле 1999 года. В фильме снялся Стивен Вебер. и Лаура Линни и основан на пьесе А. Р. Герни. Вебер играет успешного сенатора США, который узнает, что его давно потерянная любовь (Линни) недавно умерла. На протяжении многих лет они переписывались только по почте, и Вебер вспоминает Линни по своей коллекции старых любовных писем. Донен хотел снять театральную киноверсию пьесы, но не смог получить финансирование от какой-либо крупной студии и вместо этого передал проект в ABC. В 2002 году Донен поставил музыкальную пьесу Элейн Мэй для взрослых Entertainment с Дэнни Айелло и Джинни Берлин в главных ролях в Стэмфорде, Коннектикут. В 2004 году он был награжден Золотым львом карьеры на 61-м Венецианском международном кинофестивале.

Наследие
Келли, Рейнольдс и О'Коннор за вступительные титулы «Поющих под дождем»

В течение своей карьеры самым большим соперником Донена был Винсенте Минелли, с которым его часто сравнивают. Как и Донен, Миннелли был директором по контракту в MGM, известным своими мюзиклами, которые он делал для Freed Unit. Согласно биографу Донена Стивену М. Сильверману, критики склонны «выражать явное предпочтение смелому, серьезному стилю режиссуры Донена, а не импрессионистской визуальной палитре Миннелли и мотивам экспрессионистов», в то время как большинство режиссеров считают предпочитать работы Миннелли. Майкл Кидд, который работал с обоими режиссерами в начале своей карьеры, описывает Миннелли как менее открытого для совместных предложений, чем Донен. Операторская работа двух режиссеров отличается тем, что Миннелли часто использовал прямые и обратные снимки с отслеживанием, в то время как Донен предпочитал горизонтальные снимки с отслеживанием и кадры с краном. Сильверман сказал, что кинокритики считают подход Донена более подходящим для танцевальных сцен.

Дэвид Томсон отвергает большинство своих более поздних комедийных фильмов, но хвалит его за то, что он руководил мюзиклом в торжествующем и личном направлении: на открытом воздухе.... Даже Миннелли не может сравниться с волнением на свежем воздухе таких сцен. И мало кто может сравниться с его сочетанием песни, танца и истории. "Эндрю Саррис отвергает Донена как человека, у которого нет собственного стиля и как зависимый от его сотрудников в его лучших фильмах. Дебби Рейнольдс преуменьшает его вклад в «Поющие под дождем», заявив, что «Стэнли просто управлял камерой, потому что Стэнли не танцевал».

Среди поклонников Донена есть режиссеры Вуди Аллен, Педро Альмодовар, Линдси Андерсон, Чарли Чаплин, Дэмиен Шазель, Жюль Дассен, Гильермо Дель Торо Уильям Фридкин, Жан-Люк Годар, Стэнли Кубрик, Кристофер МакКуорри, Карел Рейс, Мартин Скорсезе, Стивен Спилберг, Франсуа Трюффо и Эдгар Райт. Режиссерское мастерство Донена высоко оценили такие актеры, как Сид Чарисс, Митци Гейнор и Одри Хепберн. Работа Донена повлияла на более поздних режиссеров киномюзиклов Билла Кондона, Роба Маршалла и Баз Лурманна Фильм 2011 года Художник отдает дань уважения Сингину «Под дождем» (среди других фильмов), и Донен похвалил фильм после его премьеры в Лос-Анджелесе.

«Поющие под дождем» - самый почитаемый фильм Донена, и он был включен в первую группу фильмов, которые будут внесен в Национальный реестр фильмов в Библиотеке Конгресса в 1989 году и дважды был включен в престижный список Sight Sound «Десять лучших фильмов», в 1982 и 2002 годах. Чаплин и Трюффо были одними из первых его поклонников. Билли Уайлдер назвал фильм «одной из пяти величайших картин, когда-либо созданных».

Кинотеатр

Донен снял множество признанных критиками и популярных фильмов. Его самый важный вклад в искусство кино - это помощь в переводе мюзиклов из реалистичных закулисных декораций кинотеатра в более кинематографическую форму, которая объединяет фильм с танцем. В конце концов киноведы назвали эту концепцию «киноданцем» (танец, который можно создать только в кино), и его истоки восходят к фильмам Донена / Келли. Киновед Кейси Чэрнесс описал «кинодэнс» как «соединение отличительных сильных сторон танца и кинопроизводства, чего раньше никогда не было», и добавляет, что Донен и Келли «похоже, подняли голливудский танец с упрощенного отображения танцевальных или фотографических изображений. способность к восприятию, которое включает в себя как то, что танцор может делать, так и то, что видит камера... [Они] разработали баланс между камерой и танцором, который... побудил фотографа и хореографа внести значительный вклад в создание и окончательную эффективность танец. "

Когда" звуковые фильмы "начали набирать обороты в киноиндустрии, голливудские студии нанимали лучших талантов Бродвея для создания музыкальных фильмов, таких как Бродвейская мелодия и Беркли 42-я улица. Эти фильмы создали закулисный мюзикл, поджанр, в котором сюжет вращается вокруг сценического шоу и людей, участвующих в его постановке. Они устанавливают стандарт музыкального жанра, помещая свои музыкальные номера либо в контекст сценического выступления, либо добавляя и не требуя дальнейшего развития сюжета или развития персонажей. Донен заявил, что они ему не нравятся, и что его собственные фильмы были «реакцией на эти закулисные мюзиклы». Донен назвал продюсера Фрида движущей силой перехода, добавив, что у Фрида «был какой-то инстинкт, чтобы изменить мюзикл из закулисного мира во что-то еще. Он не совсем знал, во что его превратить, просто он должен был изменение." Келли заявил, что Донен был единственным человеком, которого он знал, который понимал, как мюзиклы могут развиваться и лучше соответствовать кинематографической среде.

Методы

Фильмы Донена и Келли устанавливают новые стандарты для спецэффектов, анимации и монтажа. и кинематография. Их первая совместная работа Cover Girl четко определила их намерения, особенно в танцевальной последовательности "Alter Ego". В нем использовался особый эффект, которого нельзя было достичь с помощью живого дубля, при этом продвигаясь вперед по сюжету и раскрывая внутренний конфликт персонажа. Донен и Келли проверили пределы возможностей фильма с танцем Джерри Мышонка в Anchors Aweigh, одном из первых фильмов, где персонаж из живых боевиков танцует с анимационным.

К тому времени, когда они сняли «Take Me Out to» В «Игре с мячом» они усовершенствовали то, что Мартин Рубин назвал «показателем меняющихся тенденций в музыкальных фильмах», которые отличались от спектаклей в Беркли в сторону «относительно небольших дел, в которых основной упор делается на комедию, переходы к повествованию, умение тексты, а также личности и исполнительское мастерство звезд, а не зрелищность и групповая динамика ». Рубин считает, что Донен и Келли сделали мюзиклы более реалистичными, по сравнению со стилем Беркли «отделение повествовательного пространства от пространства перформанса». Игра «Выведи меня на мяч» была последним фильмом Беркли в качестве режиссера, и сегодня его можно рассматривать как переход к лучшему. факел. И Донен, и Келли сочли трудным работать с Беркли, и режиссер ушел до завершения фильма.

Когда Донен и Келли выпустили фильм «В городе», они смело открыли фильм экстравагантным музыкальным номером, снятым на месте действия в Нью-Йорке. с быстрым монтажом и экспериментальной операторской работой, тем самым нарушая условности того времени. Их самый знаменитый фильм «Поющие под дождем» - это мюзикл о рождении мюзикла. В фильме есть музыкальный монтаж, который, по словам Донена, «снимает здесь Басби Беркли, только мы над ним смеемся». Чарнесс заявила, что отсылки к Беркли «Singin 'in the Rain» «знаменуют собой первый раз, когда голливудский мюзикл был рефлексивным и удивлялся его собственной экстравагантной неадекватности танца», и что «преобладает цветочный узор калейдоскопа Беркли». как и линия чечеток, которые видны только с колен ". Чэрнесс также заявила, что кинематография фильма «перемещает перспективу зрителей вместе с танцем».

Чарнесс выделила знаменитый номер названия фильма и заявляет, что «это очень кинетический момент, потому что, хотя технически совершенного танца нет. в настоящее время ощущение качания по кругу с раскрытым зонтиком - это блестяще удачный выбор движения, которое будет легко идентифицировано аудиторией, которая может ничего не знать кинестетически о реальном танце... Сопровождение этого движения - это захватывающий дух откат в Кадр с высоким подъемным краном, который происходит в то время, когда Келли разворачивается в своих самых широких дугах с зонтом. Эффект головокружительный. Возможно, лучший единственный пример применения ноу-хау камеры в танцевальном моменте в каноне Донен-Келли. " Он также похвалил направление Донена в номере «Моисей предполагает», включая «определенные приемы камеры, которые Донен к настоящему времени сформулировал... тележку, снятую в среднем кадре, чтобы обозначить окончание одного кадра и начало другого». Хотя Донен приписывает более ранние мюзиклы Рене Клера, Любича и Астера как «интегрированные», он также заявляет, что «в ранних мюзиклах Любича и Клера они с самого начала дали понять, что их персонажи собираются петь оперативно. Джин и я не зашли так далеко. В 'Moses Supposes' он и Дональд как бы уговаривают себя в песне ". «Королевская свадьба» Донена и «Дай девушке перерыв» продолжали использовать кадры со спецэффектами для создания сложных танцевальных сцен.

Отношения с Джином Келли

Отношения Донена с Джином Келли были сложными, о чем он часто говорил с горечью. его бывший друг и наставник спустя десятилетия после совместной работы. В последующие годы Келли никогда не относилась к Донену отрицательно. Однако Сильверман утверждал, что комментарии Келли часто были снисходительными и демонстрировали «давнюю попытку уменьшить вклад Донена в их коллективную работу». Причины их конфликта были как личными (оба мужчины женились на танцовщице Жанне Койн ), так и профессиональными (Донен всегда чувствовал, что Келли не относилась к нему как к равному). Они разошлись во мнениях по поводу того, кто заслуживает большего уважения к их совместным проектам: три фильма в качестве содиректора и четыре в качестве со-хореографов.

Жанна Койн

Жанна Койн с Келли (крайняя справа) в 1958 году. Койн вышла замуж за Донена в 1948 году, а затем вышла замуж за Келли в 1960 году.

В возрасте 7 лет Койн поступила в танцевальную студию Джин Келли в Джонстауне, штат Пенсильвания и влюбилась в него школьницей. в Best Foot Forward, где она воссоединилась с Келли и впервые встретила Донена, позже переехав с ними в Голливуд. Она и Донен сбежали в 1948 году, но их брак стал натянутым. Они расстались в 1950 году и развелись в 1951 году. Во время их брака Донен признался Койну, что разочаровался в Келли во время съемок фильма «В городе», но обнаружил, что она сразу же встала на сторону Келли. Койн работала личным помощником Келли в нескольких фильмах, будучи замужем за Доненом, и продолжала помогать Келли до ее смерти. Ходили слухи, что у Келли и Койн был роман как во время, так и после свадьбы Койна с Доненом, а также что Донен был влюблен в первую жену Келли Бетси Блэр. В автобиографии Блэра не упоминается ни роман между Келли и Койн, ни какие-либо романтические отношения с Доненом. Тем не менее, она заявляет, что брак Донена и Койн был несчастливым и что Донен был очень близок и с ней, и с Келли.

Келли сказала, что импульсивный брак Донена с Койн показал эмоциональную незрелость и отсутствие здравого смысла, и заявила что «брак Джинни со Стэнли был обречен с самого начала. Потому что каждый раз, когда Стэнли смотрел на Джинни, он видел Бетси, которую любил; и каждый раз, когда Джинни смотрела на Стэнли, я думаю, она видела меня. Так или иначе, все это было красиво. кровосмесительный ". Брак Келли с Блэром распался в 1957 году, после чего он переехал к Койн. Они поженились в 1960 году, у них родилось двое детей. Койн умер от лейкемии в 1973 году. В ноябре 2012 года в мюзикле What A Glorious Feeling было показано как создание «Поющих под дождем», так и любовный треугольник между Доненом, Келли и Койн.

Профессиональный конфликт

Отношения Донена и Келли были описаны как отношения персонажей Дона Локвуда и Космо Брауна в «Поющих под дождем», где Келли играет главную роль, а Донен - ​​его надежный помощник. Келли описал Донена как сына для него, и Донен изначально боготворил Келли, но все же находил его «холодным, эгоистичным и очень грубым». Хотя Донен считает, что Келли «начал свою карьеру режиссера», он также заявил, что продюсер MGM Роджер Иденс был его самым большим промоутером.

Многие люди считают, что Донен всем был обязан Келли, а биограф Келли Клайв Хиршхорн описал Донена, как «не имеющего особой идентичности или очевидного таланта... и он был всего лишь парнем с юга, который хотел добиться успеха в шоу-бизнесе». Донен заявил, что переехал в Голливуд по собственному желанию; другие источники утверждают, что он следил за Келли, которая затем помогла ему получить свою первую работу. Келли иногда смущала Донена на публике и покровительствовала ему, например, ругала его за то, что он не мог идти в ногу со своими танцевальными шагами во время репетиций Cover Girl. Донен признался, что не считал себя великим исполнителем. Несмотря на растущее недовольство Донена Келли, он смог сдержать свои чувства и профессиональное отношение во время их сотрудничества. Напряженность между ними резко возросла на съемках сериала «Погода всегда ясная». После недавних хитов Донена «Глубоко в моем сердце» и «Семь невест для семи братьев» он не хотел снимать еще один фильм с Келли. Они впервые дрались на съемочной площадке, и теперь более уверенный в себе Донен заявил о себе. Донен почти ушел из фильма, и его дружба с Келли закончилась.

Другие противоречия включали в себя популярные фильмы Донена по сравнению с «Бригадуном» Винсенте Миннелли (в котором Келли принимала активное участие и который хотела направить) и собственный амбициозный фильм Келли Приглашение на танец, оба из которых были финансово неудачными. Во время съемок «Семи невест для семи братьев» Донен часто жаловался на свои бюджетные ограничения, в то время как у Бригадуна был гораздо больший бюджет. Примерно в это же время попытки Келли драматически сыграть в фильмах Дьявол делает три (1952) и Чайки над Сорренто (1954) также провалились, и его брак с Бетси Блэр подходил к концу.

Позже Донен заявлял, что ему нечего сказать о Келли. В 1991 году, посвящая дань уважения Comden and Green, Келли в публичной речи сказала, что Донен «нуждался в [он], чтобы расти вместе с ним», но добавил: «Мне нужен Стэнли в задней части камеры». Он также описал Донена как своего мальчика для битья в MGM. Хотя Донен часто жаловался, что Келли никогда не давал ему должного признания за их работу, Келли все же признала его за танцевальные последовательности Джерри Мыши и «Альтер эго». В 1992 году Донен сказал: «Я благодарен ему, но я выплатил долг в десять раз больше. И он получил от меня ценность своих денег». Бетси Блэр утверждала, что была "удивлена ​​и ошеломлена" горечью Донена по отношению к Келли.

Режиссерская карьера

Относительная важность вклада двух мужчин обсуждалась критиками. Дэвид Томсон писал о «проблеме оценки карьеры [Донена]: кто чем занимался в их сотрудничестве? И каково настоящее положение Донена как режиссера?» Томсон заметил, что «ничто в его карьере не предполагает, что Джин Келли мог бы заснять на видео, как он поет под дождем, воодушевленный выстрелом Донена, когда он отступает». Однако в отчетах утверждается, что Келли ехала на штанге камеры между кадрами и во время настройки камеры. Донен заявил, что «к тому времени, когда вы проработаете это от начала до конца десять миллионов раз, вы не сможете вспомнить, кто что сделал, за исключением нескольких случаев, когда вы помните, что у вас возникла идея». Композитор Сол Чаплин сказал, что «Джин был основным двигателем, а Стэнли - энергичным и талантливым учеником». Во время съемок фильма «В городе» все записки и корреспонденция от MGM к постановке были адресованы исключительно Донену, а не Келли.

Однако актриса Кэтлин Фриман заявила, что, когда люди посещали съемочную площадку, из Singin 'in the Rain, чтобы рассказать о своих переживаниях в эпоху молчания, они просили поговорить с Келли. Арт-директор Singin 'in the Rain Рэндалл Дуэлл заявил: «Джин руководил шоу. У Стэна было несколько хороших идей, и он работал с Джином, но он все еще был для Джина« офисным мальчиком », хотя Джин очень уважал его ". Келли стала более вовлеченной в сценарий Singin 'in the Rain во время его третьего проекта, когда его структура стала напоминать окончательную версию. Если сравнивать фильмы Донена и Келли в качестве сольных режиссеров, то фильмы Донена обычно были более признаны критиками и финансово успешны, чем фильмы Келли. Фильму Келли Привет, Долли! (1969) приписывают эффективное убийство голливудского мюзикла.

Личная жизнь
Донен с Майком Николсом в Линкольн-центре 2010 ретроспектива

Донен был женат, развелся пять раз и имел троих детей. Его первой женой была танцовщица, хореограф и актриса Жанна Койн. Они поженились 14 апреля 1948 года и развелись в мае 1951 года. Второй женой Донен была актриса Мэрион Маршалл, которая была девушкой и протеже Говарда Хокса, а затем вышла замуж за актера Роберт Вагнер. У Донена и Маршалла было два сына вместе: Питер Донен (1953–2003) и Джошуа Донен, родившийся в 1955 году. Взятые вместе имена мальчиков дали имя персонажу Кэри Гранта из фильма 1963 года Шарада. Донен и Маршал были женаты с 1952 по 1959 год. У них была длительная битва за опеку над своими сыновьями после того, как Маршалл женился на Вагнере, а Донен переехал в Англию. Третьей женой Донена была Адель, графиня Битти. Ранее она была второй женой 2-го графа Битти. Они поженились в 1960 году, у них родился сын (Марк Донен, 1962 года рождения), и они вместе жили в Лондоне. Они расстались в 1969 году и развелись в 1971 году. Четвертой женой Донен была американская актриса Иветт Мимье. Они были женаты с 1972 по 1985 год, но остались близкими друзьями после развода. Пятой женой Донена была Памела Брейден, которая была на 36 лет младше его. Донен сделал ей предложение через четыре дня после знакомства. Они были женаты с 1990 по 1994 год.

В начале 1940-х Донен встречался с актрисой Джуди Холлидей во время работы на Бродвее. Он также встречался с Элизабет Тейлор в течение года между его первым и вторым браками. В последние годы его жизни давним компаньоном Донена была писательница и режиссер Элейн Мэй, с которой он встречался с 1999 года до своей смерти и утверждал, что предлагал брак «около 172 раз».

Старший сын Донена Питер Донен был художником по визуальным эффектам, работавшим над такими фильмами, как Супермен III, Spaceballs, Идентификация Борна и Правда о Чарли. Он также разработал титры для фильма «Во всем виноват Рио». Он умер от сердечного приступа в 2003 году в возрасте 50 лет. Второй сын Донена, Джошуа Донен, является кинопродюсером, работавшим над такими фильмами, как Быстрые и мертвые и Исчезнувшая. Марк Донен, третий сын Стэнли, работал ассистентом продюсера в фильме «Во всем виноват Рио».

В 1959 году отец Донена, Мордехай, умер в возрасте 59 лет в Бофорте, Южная Каролина. Его мать, Хелен, умерла в 1989 году в возрасте 84 лет в Южной Каролине, и Донен произнес панегирик на ее похоронах.

С смертью в 2000-х Билли Уайлдера, Джорджа Сидни, Элиа Казан, Роберт Уайз и Жюль Дассен, Донен стал последним выжившим известным кинорежиссером Золотого века Голливуда. В последние годы жизни он периодически появлялся на кинофестивалях и ретроспективах и продолжал развивать идеи для кинопроектов. Он был героем документального фильма 2010 года «Стэнли Донен: ты просто сделай это».

В декабре 2013 года было объявлено, что Донен находится в стадии подготовки к съемке нового фильма, написанного в соавторстве с Элейн Мэй, продюсером которого будет заниматься Майк Николс. В таблице с чтением сценария для потенциальных инвесторов были включены такие актеры, как Кристофер Уокен, Чарльз Гродин, Рон Рифкин и Джинни. Берлин. В рамках празднования 90-летия Донена в 2014 году с июля по август в Колумбии, Южная Каролина прошла ретроспектива его работы «Много талантов и немного удачи: праздник Стэнли Донена». Он включал в себя экскурсию по району детства Донена, лекцию Стивена Сильвермана и просмотры фильмов в кинотеатре Nickelodeon Донен часто бывал в детстве.

21 февраля 2019 года Донен умер в возрасте 94 из-за сердечной недостаточности в Нью-Йорке. Помимо мая, у него остались два сына и сестра.

Фильмография

Избранная фильмография

ГодНазваниеРежиссерProducerNotesRef.
1949On the Town YesNoco-directed with Gene Kelly
1951Royal Wedding YesNo
1952Love Is Better Than Ever YesNo
1952Singin' in the Rain YesNoco-director with Gene Kelly. also choreographer
1954Seven Brides for Seven Brothers YesNo
1955It's Always Fair Weather YesNoco-director with Gene Kelly. also choreographer
1957Funny Face YesNo
1957Kiss Them for Me YesNo
1957The Pajama Game YesYesco-director with George Abbott
1958Indiscreet YesYes
1958Damn Yankees! YesYesco-directed with George Abbott
1960Once More, with Feeling! YesYes
1960Surprise Package YesYes
1960The Grass Is Greener YesYes
1963Charade YesYes
1966Arabesque YesYes
1967Two for the Road YesYes
1967Bedazzled YesYes
1974The Little Prince YesYes
1975Lucky Lady YesNo
1978Movie Movie YesYes
1999Love Letters YesNoTelevision Movie
Awards and nominations
YearAwardCategory ProjectResultRef.
1998 Academy Award Honorary Academy Award N/AWon
1952 Directors Guild Award Best Director - Feature Film Singin' in the Rain (with Gene Kelly )Nominated
1954 Seven Brides for Seven Brothers Nominated
1957 Funny Face Nominated
1958 Damn Yankees! (with George Abbott )Nominated
1967 Two for the Road Nominated
1957 Cannes Film Festival Palme d'Or Funny Face Nominated
1979Berlin International Film Festival Silver Bear Movie Movie Nominated
1989Los Angeles Film Critics Association Career Achievement AwardN/AWon
1995National Board of Review Billy Wilder AwardN/AWon
2004Venice Film Festival Golden Lion N/AWon
References

Notes

Bibliography

External links
Wikimedia Commons has media related to Stanley Donen.

Последняя правка сделана 2021-06-09 07:56:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте