Хосе Феррер | |
---|---|
Феррер в 1952 году | |
Родился | Хосе Висенте Феррер де Отеро и Синтрон ( 1912-01-08)8 января 1912 г. Сан-Хуан, Пуэрто-Рико, США |
Умер | 26 января 1992 г. (1992-01-26)(80 лет) Корал-Гейблс, Флорида, США |
Место отдыха | Кладбище Санта-Мария-Магдалена-де-Пацци, Сан-Хуан |
Образование | Принстонский университет (1933, бакалавр Арч ) |
Занятие | Актер, режиссер |
Активные годы | 1935–1992 |
Супруг (а) | |
Дети | 6, включая Мигеля |
Родственники | |
Награды | Национальная медаль искусств (1985) |
Хосе Висенте Феррер де Отеро и Синтрон (8 января 1912 - 26 января 1992), известный как Хосе Феррер, был пуэрториканским актером и режиссером театра, кино и телевидения. Он первым достиг известность за роль Сирано де Бержерака в игре с тем же названием, которая принесла ему вступительную премию Тони за лучшую мужскую роль в пьесе в 1947 году исполняла роль в 1950 версии фильма и получил премию Оскар, что делает его первым актером из Пуэрто-Рико и первым латиноамериканским актером, получившим Оскар.
Среди его самых известных ролей в кино Анри де Тулуз-Лотрек в « Мулен Руж» (1952), адвокат Барни Гринвальд в «Мятеж Каина» (1954), турецкий бей в « Лоуренсе Аравийском» (1962), Зигфрид Рибер в « Корабле дураков» (1965).) и Император Шаддам в Дюне (1984). Феррер также продолжил плодотворную актерскую и режиссерскую карьеру на Бродвее, выиграв вторую лучшую мужскую роль Тони за «Шрайк» и за лучшую режиссуру за «Шрайк», «Четыре постера» и « Шталаг 17».
Феррер был отцом актера Мигеля Феррера, дедушкой актрисы Тессы Феррер и дядей актера Джорджа Клуни. Его вклад в американский театр был признан в 1981 году, когда он был введен в Зал славы американского театра. В 1985 году он получил Национальную медаль искусств от президента Рейгана, став первым актером, удостоенным такой чести.
Феррер родился в Сан-Хуане, Пуэрто-Рико, в семье Марии Провиденсии Синтрон, которая была из небольшого прибрежного городка Ябукоа, Пуэрто-Рико, и Рафаэля Феррера, адвоката и писателя из Сан-Хуана. Он был внуком Габриэля Феррера Эрнандеса, врача и защитника независимости Пуэрто-Рико от Испании. У него было две младшие сестры, Эльвира и Летиция.
Семья переехала в Нью-Йорк в 1914 году. Феррер учился в швейцарской школе-интернате Institut Le Rosey.
В 1933 году Феррер получил степень бакалавра архитектуры в Принстонском университете, где написал свою кандидатскую диссертацию на тему «Французский натурализм и Пардо Базан ». Феррер также был членом Princeton Triangle Club и играл на фортепиано в группе «Хосе Феррер и его крысоловы». Затем Феррер изучал романские языки в Колумбийском университете в 1934–1935 годах.
Первое профессиональное появление Феррера в качестве актера состоялось летом 1934 года в театре «шоубот» на Лонг-Айленде.
В 1935 году Феррер был постановщиком театра в Suffern Country Playhouse, которым управлял Джошуа Логан, которого Феррер знал в Принстоне. Рут Гордон и Хелен Хейс рекомендовали его Джеду Харрису.
Феррер дебютировал на Бродвее в 1935 году в фильме «Незначительное убийство», в котором было сыграно 69 спектаклей.
Его также можно было увидеть в фильмах «Палка в грязи» (1935) и « Весенний танец» (1936). Первый большой успех Феррера был в спектакле « Брат Крыса» (1936–38), в котором было представлено 577 выступлений. В Clover баллотировался всего 3 спектакля. «Как стать жестким с этим» (1938), как и « Легенда Миссури» (1938), тоже был недолгим.
Дочери Мамбы (1939) участвовали в 163 спектаклях. Феррер последовал за ним с « Ки Ларго» (1939-40) с Полом Муни и режиссером Гатри МакКлинтиком, в котором было проведено 105 шоу, а позже по нему был снят фильм.
Феррер добился огромного личного успеха в главной роли тети Чарли (1940–41), частично в костюме, под руководством Джошуа Логана. Всего было проведено 233 выступления.
Затем Феррер заменил Дэнни Кея в ревю Let's Face It! (1943).
Феррер дебютировал на Бродвее в роли режиссера с Викки (1942), в которой он также снялся. Это было недолгое время.
Он играл Яго в Маргарет Вебстер Broadway производства «s из Отелло (1943-44), который играл главную роль Пола Робсона в главной роли, Webster, как Эмилия, и жена Феррера, Ута Хаген, а Дездемону. Эта постановка до сих пор является рекордсменом по продолжительности повторного исполнения шекспировской пьесы, представленной в Соединенных Штатах, - 296 представлений (она будет возрождена в 1945 году).
Феррер был продюсером и постановщиком, но не появлялся в фильме «Странные фрукты» (1945–46) с Мелом Феррером в главной роли (без родственников).
Среди других ролей на радио Феррер сыграл детектива Фило Вэнса в одноименном сериале 1945 года.
Феррер лучше всего запомнился своей игрой в главной роли Сирано де Бержерака, которую он впервые сыграл на Бродвее в 1946 году. Феррер опасался, что постановка потерпит неудачу на репетициях из-за открытой неприязни к пьесе режиссера Мела Феррера. (нет родственников), поэтому он позвал Джошуа Логана (который руководил его звездным исполнением в « Тете Чарли» ), чтобы тот выступил в роли «доктора-доктора» в постановке. Логан написал, что ему просто нужно было исключить части бизнеса, которые директор Феррер вставил в свою постановку; они, по-видимому, были предназначены для саботажа наиболее сентиментальных элементов пьесы, которые режиссер считал банальными и дурным тоном. Постановка стала одним из хитов бродвейского сезона 1946/47 годов, получив Ферреру первую премию Тони за лучшую мужскую роль за его изображение длинноносого поэта / фехтовальщика.
Феррер поставил, но не появился в фильме «Как мы прощаем наших должников» (1947), в котором было проведено 5 спектаклей. Был еще один короткий пробег для Volpone (1947), который Феррер адаптировал и сыграл главную роль.
Феррер дебютировал в кино в разноцветной эпопее « Жанна д'Арк» (1948) в роли безвольного дофина и Ингрид Бергман в роли Жанны. Игра Феррера принесла ему номинацию на «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана.
В Центре города он участвовал в возрождении « Улицы ангелов» (1948) и «Алхимика» (1948), а также снял « SS Glencairn» (1948) и «Комедию о насекомых» (1948) (также появлявшуюся в последнем).
У Феррера был еще один бродвейский хит - «Серебряный свисток» (1948–49), в котором было сыграно 219 выступлений. В 1949 году он исполнил два шоу для The Philco-Goodyear Television Playhouse на телевидении: «Сирано» в главной роли и адаптацию « Что заставляет Сэмми Бежать?». в роли Сэмми Глика (адаптировано Пэдди Чаевски ).
Феррер вернулся в Голливуд, чтобы сняться в « Водовороте» Отто Премингера (1950), поддерживая Джина Тирни, и Ричарда Брукса « Кризис» (1950), с Кэри Грантом.
Затем Феррер сыграл главную роль в « Сирано де Бержерак» (1950), поставленном Майклом Гордоном и продюсером Стэнли Крамером. Феррер получил премию «Оскар» за лучшую мужскую роль. Фильм получил широкое признание, хотя и потерял деньги. Феррер пожертвовал Оскар Университету Пуэрто-Рико, и впоследствии он был украден в 2000 году.
Феррер вернулся на Бродвей для возрождения « Двадцатого века» (1950–51), в котором он снялся и снялся вместе с Глорией Свенсон ; было сыграно 233 спектакля. Сразу после этого он продюсировал и поставил, но не появлялся в « Шталаге 17» (1951–52), ставшем большим хитом на 472 спектакля. Еще более популярным стал «Четыре постера» (1951–53), в котором он снял Хьюма Кронина и Джессику Тэнди ; Всего было проведено 632 спектакля.
Феррер вернулся на экраны кино в комедии « Все может случиться» (1952) режиссера Джорджа Ситона, где Феррер сыграл иммигранта.
Более популярным был « Мулен Руж» (1952), в котором Феррер исполнил роль Тулуз-Лотрека под руководством Джона Хьюстона. Феррер получил 40% прибыли.
Вернувшись на Бродвей, Феррер снялся в фильме «Шрайк» (1952), в котором было сыграно 161 спектакль.
Его следующие два концерта были режиссером только: Хортон Фут «s The Chase (1952) был только короткий бежать, но мой 3 - Ангелы (1953-54), пошли на 344 спектаклей.
У Феррера был еще один кинематографический хит с « Мисс Сэди Томпсон» (1953) с Ритой Хейворт в главной роли. Феррер ненадолго возродил некоторые из своих шоу в Центре города в 1953 году: «Сирано», «Шрайк», « Ричард III», «Тетя Чарли».
Феррер в роли лейтенанта Барни Гринвальда в фильме «Мятеж Кейна», выпущенном в 1954 году.Он вернулся в кино с фильмом «Мятеж Каина» (1954) для Крамера, снявшись в главных ролях с Хамфри Богартом и Ван Джонсоном, играя адвоката Барни Гринвальда; фильм имел огромный успех. Еврейская вера Гринвальда, столь заметная в романе, что она использовалась в его суждениях об офицерах USS Caine, была преуменьшена в фильме, поскольку Феррер, будучи пуэрториканцем, номинально был католиком.
Также популярен был « Глубоко в моем сердце» (1955), где Феррер сыграл Зигмунда Ромберга и принесший прибыль более 1 миллиона долларов.
Феррер дебютировал в качестве режиссера киностудии Universal в экранизации «Шрайк» (1955), в которой он также снялся вместе с Джун Эллисон.
Затем Феррер исполнил Сирано в эпизоде « Продюсерской выставки» на телевидении, режиссер Мел Феррер и Клэр Блум в главной роли.
Он отправился в Англию, чтобы играть главную роль в и направить военный фильм для Warwick Productions, ракушка Heroes (1955), вместе с Тревором Ховард ; он имел успех в британской прокате.
Феррер был соавтором сценария и снялся в фильме «Великий человек» (1956) в киностудии Universal. Он снялся в двух фильмах для MGM: Я обвиняю! (1958), где он сыграл капитана Альфреда Дрейфуса, и «Высокая цена любви» (1958), комедия с Дженой Роулендс. Оба провалились в прокате.
Вернувшись на Бродвей, Феррер стал соавтором и поставил сценический мюзикл « О, капитан!» (1958) с Тони Рэндаллом, у которого был лишь небольшой пробег. Он снялся в фильме « Эдвин Бут» (1958), сыграв главную роль; это не имело успеха.
В 1958 году Феррер озвучил детский альбом Tubby the Tuba, который был номинирован на лучшую запись для детей на 1-й ежегодной премии Грэмми.
Феррер взял на себя руководство проблемным мюзиклом « Юнона» (1959) у Винсента Дж. Донехью, который сам перешел к Тони Ричардсону. Шоу, в котором снималась Ширли Бут, закрылось после 16 выступлений и вызвало крайне негативную критическую реакцию.
Тем не менее, он последовал за ним направляя оригинальную сценическую из Сол Левитт «s The Андерсонвилль Trial (1959-60), об испытании после выявления условий в печально известной гражданской войны тюрьмы. Это был хит, и в нем участвовал Джордж Скотт, сыгравший 179 спектаклей.
Примерно в это же время Феррер также появился на телевидении в эпизодах General Electric Theater и The United States Steel Hour.
Феррер подписал контракт с 20th Century Fox на постановку фильмов. Он снял « Возвращение на Пейтон-плейс» (1961) и « Ярмарку штата» (1962), оба из которых были коммерческими разочарованиями.
У Феррера была ключевая роль второго плана в фильме « Лоуренс Аравийский» (1962), который имел огромный успех. Хотя игра Феррера была небольшой, он сказал, что это была его лучшая игра на экране.
В «Фоксе» он играл следователя полиции в « Девяти часах Раме» (1963). Он также снялся в качестве гостя на The Greatest Show on Earth.
Феррер вернулся на Бродвей, чтобы сыграть главную роль в мюзикле Ноэля Кауарда « Девушка, которая пришла к ужину» (1963–64), в котором было сыграно 112 спектаклей.
Он рассказал первый эпизод популярного ситкома 1964 года « Заколдованные» в псевдодокументальном стиле.
Феррер отправился в Германию, чтобы сделать Stop Train 349 (1963) с Шоном Флинном. Он появился во французском фильме 1964 года « Сирано и д'Артаньян» режиссера Абеля Ганса.
Вернувшись в Голливуд, Феррер сыграл Ирода Антипу в «Величайшей истории, когда-либо рассказанной» (1965) и был в « Корабле дураков» (1965) для Стэнли Крамера.
Заметным выступлением его более поздней сценической карьеры было исполнение роли Мигеля де Сервантеса и его вымышленного творения Дон Кихота в популярном мюзикле « Человек из Ла-Манчи». Феррер взял на себя роль Ричарда Кили в 1966 году и впоследствии отправился с ним в турне в составе первой национальной труппы шоу. Тони Мартинес продолжал играть роль Санчо Пансы при Феррере, как и Кайли.
Феррер снялся в фильме Карла Райнера « Вступайте в смех» (1967) и снялся в постановке « Кисмета» (1967) по телевидению. Он поехал в Европу, чтобы сниматься в « Сервантесе» (1967) и появился в «Дело о клевете» (1968) для американского телевидения. Он также озвучил злого Бена Харамеда в специальном рождественском телешоу Ранкина / Баса 1968 года «Маленький барабанщик». В 1968 году IRS отправило ему налоговый счет на сумму 122000 долларов за 1962 год.
Феррер снялся в телевизионных фильмах «Водолеи» (1970), « Гидеон» (1971) и « Перекрестное течение» (1971), а также снялся в фильмах «Название игры» и « Баньон».
Феррер поставил «Сеть и рок» (1972) на сцене в Нью-Йорке и появился в фильмах «Убийства Маркуса-Нельсона» (1973), « Великие тайны Орсона Уэллса» (1973) и « Коломбо».
Около 1973 года он передал Прикосновение роялти, документальный фильм о жизни и смерти Пуэрто - Рико «s бейсбол звезда Роберто Клементе. Феррер озвучил обе версии, испанскую и английскую.
Феррер озвучил сильно усеченную мультяшную версию Сирано для эпизода ABC Afterschool Special в 1974 году.
Феррер появился в фильмах «Пропавшие без вести смертельно» (1975), « Вечно молодой», «Навсегда свободны» (1975), « Приказ на убийство» (1975), « Медицинская история» (1975), «Искусство преступления» (1975), « Трумэн в Потсдаме» (1976) (роль Сталина).), Большой автобус (1976), Пако (1976)., Путешествие проклятых (1976), Авария! (1976), Страж (1977), Золтан, Собака Дракулы (1977), Экзо-человек (1977), Кто видел ветер (1977), Обмен Райнемана, Личные дела Дж. Эдгара Гувера (1977), Fedora (1978) из фильмов Билли Уайлдера, «Удивительный капитан Немо» (1978) (в главной роли) и «Рой». Он снялся в фильмах « Старски», «Хатч» и « Сказки о неожиданном».
Во время двухсотлетия Феррер передал мировую премьеру Майкл Джеффри Шапиро «s Декларации независимости 4 июля 1776 года для чтеца и оркестра с Рьим ведущим филармонической Симфонией Вестчестера.
Феррер был замещающим актером в постановке « Жизнь в театре» Дэвида Мэмета (1977–78). Он продюсировал и играл главную роль в « Белых пеликанах» (1978) и постановил « Кармелину» (1979) на сцене, но в этой постановке было всего 17 спектаклей.
Он снимался в фильмах «Пятый мушкетер» (1979), «Согласие... Аэропорт» 79 (1979), « Естественные враги» (1979), «Французское Атлантическое дело» (1979), «Жизнь греха», фильм 1979 года пуэрториканского режиссера Эфраина Лопеса. Нерис, в котором также играли Рауль Хулиа, Мириам Колон и Генри Дэрроу, и « Битвы: Убийство, которое не умрет» (1980). Он поставил The Merchant на сцене в Канаде.
В 1980 году он сыграл свою роль в качестве будущего правосудия Abe Fortas в сделанный фор- телефильмам версии Энтони Льюиса « Труба Гедеона, напротив Генри Фонда в Emmy -nominated производительность, как Кларенс Эрла Гидеона.
Он также был в драке Батл-Крик (1980), Дворце удовольствий (1980), Торговцы снов (1980), Magnum, PI, Эвита Перон (1981), Берлинский туннель 21 (1981), Питер и Пол (1981) с Энтони Хопкинсом., Bloody Birthday (1981), Вуди Аллен 's Sex Comedy в летнюю ночь (1982), Blood Tide (1982), Blood Feud (1982), эта девушка по найму (1983), Существо (1983) и Мэла Брукса ' s версия " Быть или не быть" (1983).
С 1982 по 1985 год он был художественным руководителем театра Коконат-Гроув в Майами.
Он играл главную роль в фильмах « Куинси», «Я», « Другой мир», « Остров фантазий», « Отель», «Лодка любви», « Пересечение мостов» и « Она написала убийство».
Феррер снимался в фильмах «Зло, которое делают люди» (1984), « Самсон и Далила» (1984) и Джордж Вашингтон (1984). Он был Императором в Дюне (1984) и был в Гитлеровских СС: Портрет во зле (1985), Соблазн (1985), Завет (1985), Кровь и орхидеи (1986), Молодой Гарри Гудини и Ветер в ивах ( 1987).
Феррер попрощался с Сирано, исполнив короткий отрывок из пьесы для телетрансляции Tony Awards 1986 года.
Феррер был повторяющейся роль Джулия Даффи «s WASPy отца в затянувшемся телесериале Newhart в 1980 - х.
В интервью, данном в 1980-х годах, он сетовал на отсутствие хороших характерных ролей для стареющих звезд и признал, что теперь он брал на себя роли в основном из-за денег, например, его роли в хоррор-бродяге The Swarm, в котором он играл доктора., и «Собака Дракулы», в которой он сыграл полицейского инспектора.
Последние выступления Феррера включают «Солнце и луна» (1987), American Playhouse (« Странная интерлюдия » с Кеннетом Брана ), «День матери» (1989), Matlock, Hired to Kill (1990), Old Explorers (1990) и The Perfect Tribute.
Он был задействован в бродвейской пьесе « Разговоры с моим отцом» (1991), но снялся из-за плохого здоровья.
Феррер был женат пять раз и имел шестерых детей:
Феррер умер от рака прямой кишки в Корал-Гейблс, Флорида, 26 января 1992 года, через 18 дней после своего 80-летия, и был похоронен на кладбище Санта-Мария-Магдалена де Паццис в Старом Сан-Хуане в его родном Пуэрто-Рико.
Год | Заголовок | Роль | Примечания |
---|---|---|---|
1948 г. | Жанна д'Арк | Дофин Карл VII | Назначенный - Премия Оскар за лучшую мужскую роль второго плана |
1950 | Водоворот | Давид Корво | |
1950 | Тайная ярость | Хосе | В титрах не указан |
1950 | Кризис | Рауль Фарраго | |
1950 | Сирано де Бержерак | Сирано де Бержерак | |
1952 г. | Все может случиться | Георгий Папашвили | |
1952 г. | Мулен Руж | Анри де Тулуз-Лотрек | Назначенный - Премия Оскар за лучшую мужскую роль |
1953 г. | Выставка продюсеров: "Сирано де Бержерак" | Сирано де Бержерак | Назначенный - Primetime Emmy Award за выдающуюся ведущую роль в мини-сериале или фильме |
1953 г. | Мисс Сэди Томпсон | Альфред Дэвидсон | |
1954 г. | Мятеж Каина | Лейтенант Барни Гринвальд | Номинация - Премия BAFTA за лучшую иностранную мужскую роль |
1954 г. | Глубоко в моем сердце | Зигмунд Ромберг | |
1955 г. | Шрайк | Джим Даунс | Также директор |
1955 г. | Герои ракушек | Майор стрингер | Также директор |
1956 г. | Великий человек | Джо Харрис | Также директор |
1957 г. | Четыре девушки в городе | Директор | В титрах не указан |
1958 г. | Обвиняю! | Капитан Альфред Дрейфус | Также директор |
1958 г. | Высокая цена любви | Джим «Джимбо» Фрай | Также директор |
1961 г. | Вернуться в Пейтон Плейс | Голос Марка Стила | Также режиссер, в титрах не указан |
1962 г. | Ярмарка штата | Директор | |
1962 г. | Лоуренс Аравийский | Турецкий бей | |
1963 г. | Девять часов до Рамы | Supt. Гопал Дас | |
1963 г. | Остановить поезд 349 | Коуэн Репортер | |
1964 г. | Сирано и д'Артаньян | Сирано де Бержерак | |
1965 г. | Величайшая история из когда-либо рассказанных | Ирод Антипа | |
1965 г. | Корабль дураков | Зигфрид Рибер | |
1967 | Входят смеясь. | Г-н Харрисон Б. Марлоу | |
1967 | Сервантес | Хасан Бей | |
1968 г. | Маленький барабанщик | Бен Харамад | Голос |
1975 г. | Вечно молодой, навсегда свободный | Отец Альберто | Также известный как e'Lollipop |
1975 г. | Эль клан де лос имморалес | Инспектор Рид | |
1976 г. | Пако | Фермин Флорес | |
1976 г. | Большой автобус | Железный человек | |
1976 г. | Путешествие проклятых | Мануэль Бенитес | |
1976 г. | Крушение! | Марк Денн | |
1977 г. | Биржа Райнемана | Эрих Райнеманн | |
1977 г. | Часовой, караульный | Жрец Братства | |
1977 г. | Кто видел ветер | Бен | |
1977 г. | Личные дела Дж. Эдгара Гувера | Лайонел Маккой | |
1978 г. | Возвращение капитана Немо | Капитан Немо | |
1978 г. | Собака Дракулы | Инспектор Бранко | |
1978 г. | Fedora | Доктор Вандо | |
1978 г. | Рой | Доктор Эндрюс | |
1979 г. | Французский атлантический роман | Президент Аристид Брушар | |
1979 г. | Пятый мушкетер | Афон | |
1979 г. | Конкорд... Аэропорт 79 | Главный суперинтендант Морабито | (ТВ-версия), В титрах не указан |
1979 г. | Природные враги | Гарри Розенталь | |
1980 г. | Торговцы снов | Джордж Паппас | |
1980 г. | Большая драка | Доменичи | |
1981 г. | Кровавый день рождения | Доктор | |
1981 г. | Петр и Павел | Гамалиэль | |
1982 г. | Секс-комедия в летнюю ночь | Леопольд | |
1982 г. | Кровавый прилив | Нерей | |
1982 г. | И они выключены | Мартин Крейг | |
1983 г. | Существо | Мэр Гордон Лейн | |
1983 г. | Быть или не быть | Проф. Силецкий | |
1984 | Зло, которое делают люди | Доктор Гектор Ломелин | |
1984 | Джордж Вашингтон | Роберт Динвидди | |
1984 | Дюна | Падишах Император Шаддам IV | |
1985 г. | СС Гитлера: портрет во зле | Людвиг Розенберг | |
1987 г. | Ветер в ивах | Барсук | Голос, ТВ Фильм |
1987 г. | Солнце и Луна | Дон Фульхенсио | |
1990 г. | Старые исследователи | Уорнер Уотни |