Франсуа Трюффо | |
---|---|
Трюффо в 1965 году | |
Родился | Франсуа Ролан Трюффо. (1932-02-06) 6 февраля 1932. Париж, Франция |
Умер | 21 октября 1984 (1984-10-21) (52 года). Нейи-сюр-Сен, Франция |
Род занятий |
|
Годы работы | 1955–1984 |
Движение | Французская новая волна |
Супруг (ы) | Мадлен Моргенштерн. (m.1957; раздел 1965) |
Партнер (ы) |
|
Дети | 3 |
Франсуа Ролан Трюффо (UK :,US : ; Французский: ; 6 февраля 1932 г. - 21 октября 1984 г.) был французским кинорежиссером, сценаристом, продюсером, актером, кинокритиком. Он широко известен как один из основателей французской новой волны. За свою более чем четверть века карьеру он остается иконой французской киноиндустрии, сняв более 25 фильмов. Фильм Трюффо «400 ударов» является определяющим фильмом французского движения «Новая волна» и имеет четыре продолжения: Антуан и Колетт, Поцелуи, Кровать. и Board, и Love on the Run, между 1958 и 1979 годами.
Фильм Трюффо 1973 года Day for Night принес ему признание критиков и несколько похвал, в том числе Премия BAFTA за лучший фильм и Премия Оскар за лучший фильм на иностранном языке. Среди других его известных фильмов: Стреляй в пианиста (1960), Джулс и Джим (1961), Мягкая кожа (1964), Дикая Чайлд (1970), Две английские девушки (1971), Последнее метро (1980) и Женщина по соседству (1981).
Трюффо родился в Париже 6 февраля 1932 года. Его матерью была Жанин де Монферран. Будущий муж его матери, Ролан Трюффо, принял его как приемного сына и дал ему его фамилию. Его передали жить с различными нянями и его бабушкой в течение нескольких лет. Его бабушка привила ему любовь к книгам и музыке. Он жил с ней до ее смерти, когда Трюффо было восемь лет. И только после ее смерти он жил со своими родителями. Личность биологического отца Трюффо неизвестна, но частное детективное агентство в 1968 году показало, что его расследование привело к Ролану Леви, еврейскому дантисту из Байонна. Семья матери Трюффо оспорила открытие, но Трюффо поверил и принял это.
Трюффо часто останавливался с друзьями и старался как можно чаще не выходить из дома. Он знал Роберта Лашене с детства, и они были лучшими друзьями на всю жизнь. Лашене был источником вдохновения для персонажа Рене Биги в 400 ударов и работал ассистентом в некоторых фильмах Трюффо. Кино предоставило Трюффо величайший побег от неудовлетворительной семейной жизни. Ему было восемь лет, когда он увидел свой первый фильм «Паради Перду» Абеля Ганса («Потерянный рай», 1939), в котором началась его одержимость. Он часто прогуливал школу и пробирался в театры, потому что у него не было денег на поступление. После исключения из нескольких школ, в 14 лет он решил стать самоучкой. Двумя его академическими целями были смотреть три фильма в день и читать три книги в неделю.
Трюффо часто бывал Анри Ланглуа в Французской синематеке, где он был разоблачен в бесчисленное количество зарубежных фильмов, знакомство с американским кино и режиссерами, такими как Джон Форд, Ховард Хоукс и Николас Рэй, а также с фильмами британского режиссера Альфред Хичкок.
После основания собственного киноклуба в 1948 году Трюффо встретил Андре Базена, который оказал большое влияние на его профессиональную и профессиональную жизнь. личная жизнь. Базен в то время был критиком и главой другого кинематографического общества. Он стал личным другом Трюффо и помог ему выйти из различных финансовых и криминальных ситуаций в годы его становления.
Трюффо присоединился к французской армии в 1950 году, в возрасте 18 лет, но потратил следующие два года. лет пытается сбежать. Он был арестован за попытку дезертировать из армии и заключен в военную тюрьму. Базен использовал свои политические связи, чтобы освободить Трюффо и устроить его на работу в своем новом киножурнале Cahiers du cinéma.
В течение следующих нескольких лет Трюффо стал критиком. (и позже редактор) в Cahiers, где он прославился своими жестокими, неумолимыми отзывами. Его называли «Могильщиком французского кино», и он был единственным французским критиком, не приглашенным на Каннский кинофестиваль 1958 года . Он поддержал Базена в разработке одной из самых влиятельных теорий кино, теории авторства.
. В 1954 году Трюффо написал в Cahiers du cinéma статью «Une Certaine Tendance du Cinéma Français» («Определенная тенденция французского Кино »), в котором он атаковал состояние французских фильмов, подверг критике некоторых сценаристов и продюсеров и перечислив восемь режиссеров, которых он считал неспособными придумать« мерзких »и« гротескных »персонажей и сюжетные линии, которые он назвал характерными для основного французского кино. промышленность: Жан Ренуар, Роберт Брессон, Жан Кокто, Жак Беккер, Абель Ганс, Макс Офулс, Жак Тати и Роджер Линхардт. Статья вызвала бурю споров, и Трюффо получил предложение написать для общенационального, более читаемого культурного еженедельника Arts-Lettres-Spectacles. Трюффо написал для этого издания более 500 статей из фильмов за следующие четыре года.
Позднее Трюффо разработал теорию автора, согласно которой режиссер был «автором» его работ, а великие режиссеры, такие как Ренуар или Хичкок, имеют разные стили и темы, которые пронизывают их фильмы. Хотя его теория тогда не получила широкого признания, она получила некоторую поддержку в 1960-х годах у американского критика Эндрю Сарриса. В 1967 году Трюффо опубликовал свое интервью с Хичкоком, Хичкок / Трюффо (Нью-Йорк: Саймон и Шустер ).
Будучи критиком, Трюффо решил снимать фильмы. Он начал с короткометражного фильма Une Visite (1955), а за ним последовал фильм Les Mistons (1957).
Увидев Орсона Уэллса Touch of Evil на Expo 58, Трюффо сделал свое режиссерский дебют в полнометражном фильме «400 ударов » (1959), получивший широкое признание критиков и коммерсантов. Он получил награду за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале 1959 года. Фильм следует за персонажем Антуана Дуанеля через его опасные злоключения в школе, несчастную семейную жизнь и более позднюю реформу школы. Фильм в высшей степени автобиографичен. И Трюффо, и Дуанель были только детьми браков без любви; они оба совершили мелкие преступления в виде краж и прогулов у армии. Трюффо бросил Жан-Пьера Лео на роль Дуанеля. Лао считался обычным 14-летним мальчиком, который пробовался на роль после просмотра рекламного проспекта, но интервью после выхода фильма (одно из них есть на DVD-диске Criterion) показывают естественную утонченность Лао и инстинктивное понимание актерского мастерства перед камерой.. Лео и Трюффо вместе работали над несколькими фильмами на протяжении многих лет. Их наиболее примечательным сотрудничеством стало продолжение истории Дуанеля в серии фильмов под названием «Цикл Антуана Дуанеля».
В центре внимания «400 ударов» - жизнь Дуанеля. Фильм рассказывает о нем на протяжении его беспокойного подросткового возраста. Он застрял между нестабильными родительскими отношениями и изолированной юностью. С самого рождения Трюффо оказался в затруднительном положении. Поскольку он родился вне брака, его рождение должно было оставаться в секрете из-за клейма внебрачности. В больничных картах он был зарегистрирован как «ребенок, рожденный от неизвестного отца», и в течение длительного периода времени за ним ухаживала медсестра. Его мать в конце концов вышла замуж, и ее муж дал Франсуа свою фамилию Трюффо.
Хотя он был официально признан законнорожденным ребенком, родители не приняли его. У Трюффо был еще один ребенок, который умер вскоре после рождения. Этот опыт сильно опечалил их, и в результате они презирали Франсуа из-за того сожаления, которое он представлял (Knopf 4). Он был изгоем с ранних лет, отвергнутым как нежеланный ребенок. Франсуа отправили жить к бабушке и дедушке. Когда умерла его бабушка, родители взяли его к себе, к большому разочарованию матери. Его переживания с матерью были тяжелыми. Он вспомнил, как она плохо обращалась с ним, но находил утешение в смехе и духе отца. У Франсуа было очень удручающее детство после переезда к родителям. Они оставили его одного, когда брали отпуск. Он даже вспомнил, как был один во время Рождества. Оставление в покое вынудило Франсуа обрести независимость, он часто выполнял различные работы по дому, чтобы улучшить его, например, красил или менял электрические розетки. К сожалению, такие добрые жесты часто приводили к катастрофическим событиям, из-за которых его ругала мать. Его отец в основном смеялся над ними.
400 ударов ознаменовали начало движения французской новой волны, которое дало режиссерам, таким как Жан-Люк Годар, Клод Шаброль и Жак Риветт более широкая аудитория. «Новая волна» посвящена осознанному отказу от традиционной структуры кино. Это была тема, над которой Трюффо писал в течение многих лет.
После успеха «400 ударов» Трюффо показал дизъюнктивное редактирование и, казалось бы, случайные голоса за кадром в своем следующем фильме «Стреляй в пианист» (1960) В главной роли Шарль Азнавур. Трюффо сказал, что посреди съемок он понял, что ненавидит гангстеров. Но поскольку бандиты были главной частью истории, он смягчил комичность персонажей и сделал фильм более подходящим для него.
Несмотря на то, что «Стреляй в пианиста» был высоко оценен критиками, он не имел хороших кассовых сборов. В то время как фильм был сосредоточен на двух излюбленных элементах французской новой волны, американском фильме-нуар и на них самих, Трюффо никогда больше не экспериментировал так интенсивно.
В 1962 году Трюффо снял свой третий фильм, Жюль и Джим, романтическую драму с Жанной Моро в главной роли. Фильм был очень популярен и имел большое влияние.
В 1963 году Трюффо пригласили режиссировать американский фильм Бонни и Клайд, с трактовкой, написанной Esquire журналистами Дэвидом Ньюманом и Роберт Бентон намеревался познакомить Голливуд с французской новой волной. Хотя он был достаточно заинтересован, чтобы помочь в разработке сценария, Трюффо в конечном итоге отказался, но не раньше, чем интересный Жан-Люк Годар и американский актер и будущий продюсер Уоррен Битти, которые продолжили фильм с режиссером Артуром Пенном.
Четвертым фильмом, который направил Трюффо, был Мягкая кожа (1964). Его выпуск не получил одобрения.
Первый не-французский фильм Трюффо был экранизацией 1966 года классического научно-фантастического романа Рэя Брэдбери 451 градус по Фаренгейту, демонстрирующего фильм Трюффо любовь к книгам. Его единственный англоязычный фильм, снятый на натуре в Англии, стал большим испытанием для Трюффо, потому что сам он почти не говорил по-английски. Это также был его первый цветной фильм, снятый кинематографистом Николасом Роугом. Крупномасштабное производство было трудным для Трюффо, который работал только с небольшими бригадами и бюджетом. Съемки также были осложнены конфликтом с ведущим актером Оскаром Вернером, который был недоволен своим персонажем и ушел со съемочной площадки, оставив Трюффо снимать сцены, используя двойной выстрел сзади. Фильм потерпел неудачу с коммерческой точки зрения, и Трюффо больше никогда не работал за пределами Франции. Культовый статус фильма неуклонно рос, хотя некоторые критики неоднозначно относятся к нему как к адаптации. Обзор фильма Чарльза Сильвера в 2014 году хвалит его.
Трюффо и Клод Джейд на премьере фильма Любовь в бегах в Люксембурге, апрель 1979 годаТрюффо работал над проектами на самые разные темы. Невеста в черном (1968), жестокая история о мести, представляет собой стильную дань уважения фильмам Альфреда Хичкока (снова в главной роли с Моро).
Поцелуи (1968) были продолжением цикла Антуана Дуанеля с Клодом Джейдом в роли невесты Антуана, а затем его жены Кристин Дарбон. Во время съемок Трюффо влюбился в Джейд и был с ней помолвлен. Это был большой успех в международном искусстве. Вскоре после этого Джейд дебютировала в Голливуде в фильме Хичкока «Топаз».
Русалка Миссисипи (1969), с Катрин Денев и Жан-Полем Бельмондо - это личность- загибающий романтический триллер.
Дикое дитя (1970) включает актерский дебют Трюффо в главной роли врача 18 века Жан Марк Гаспар Итар.
Постель и Доска (1970) был еще одним фильмом Антуана Дуанеля, также с Джейд, теперь экранной женой Лео.
Две английские девушки (1971) - женское отражение той же истории любви, что и «Жюль и Джим». Он основан на рассказе Анри-Пьера Роше, написавшего Жюля и Джима, о человеке, который одинаково влюбляется в двух сестер, и их любовной связи на протяжении многих лет.
Такой великолепный ребенок, как я (1972) - эпатажная комедия, которую не приняли хорошо.
День за ночь получил Трюффо Оскар за лучший иностранный фильм. Этот фильм, вероятно, является его самой рефлексивной работой. Это история съемочной группы, которая пытается закончить фильм, решая личные и профессиональные проблемы, связанные с созданием фильма. Трюффо играет режиссера создаваемого художественного фильма. В этом фильме представлены сцены из его предыдущих фильмов. Считается его лучшим фильмом с момента его самых ранних работ. Журнал Time поместил его в список 100 лучших фильмов века (вместе с «400 ударами»).
В 1975 году Трюффо получил большую известность благодаря Истории Адель Х. ; Изабель Аджани в главной роли получила номинацию на премию Оскар за лучшую женскую роль. Его фильм 1976 года Маленькая перемена был номинирован на Золотой глобус за лучший фильм на иностранном языке.
Мужчина, который любил женщин (1977), романтическая драма, была незначительным хитом.
Трюффо также появился в фильме Стивена Спилберга 1977 г. «Близкие контакты третьего рода» в роли ученого Клода Лакомба.
Зеленая комната (1978) в главной роли Трюффо. Это был кассовый провал, поэтому он снял Любовь в бегах (1979) с Лео и Джейд в главных ролях в качестве финального фильма цикла Дуанеля.
Один из последних фильмов Трюффо подарил ему международное возрождение. Последний Метро (1980) получил 12 номинаций на Премию Сезар и 10 побед, включая Лучшего режиссера.
Последний фильм Трюффо был снят в черно-белых тонах, что придавало его карьере ощущение того, что у него есть подставки для книг. С уважением. - это дань уважения Трюффо его любимому режиссеру Хичкоку. В нем рассматриваются многочисленные хичкоковские темы, такие как частная вина против общественной невиновности, расследование убийства женщиной и анонимные локации.
Увлеченный читатель, Трюффо адаптировал многие литературные произведения, в том числе два романа Анри-Пьера Роше, Рэя Брэдбери 451 градус по Фаренгейту, Генри Джеймс «Алтарь мертвых », снятый как Зеленая комната, и несколько американских детективных романов.
Другие фильмы Трюффо были основаны на оригинальных сценариях, часто написанных в соавторстве со сценаристами Сюзанн Шиффман или Жаном Грюо. В них были представлены самые разные сюжеты: мрачная История Адель Х., вдохновленная жизнью дочери Виктора Гюго с Изабель Аджани ; День за ночью, снятый на Victorine Studios, запечатлевший взлеты и падения кинопроизводства; и Последнее метро, действие которого происходит во время немецкой оккупации Франции во время Второй мировой войны, фильм был награжден десятью Премией Сезара.
Известный как киноман на протяжении всей жизни, Трюффо однажды (согласно документальному фильму 1993 года Франсуа Трюффо: Украденные портреты ) автостопщик, которого он подобрал, вышвырнул из своей машины, узнав, что он не любит фильмы.
Многие режиссеры восхищаются Трюффо, и дань уважения его работе появилась в таких фильмах, как Почти знаменит, Лицо и Водолазный колокол и бабочка, а также романиста Харуки Мураками Кафка на берегу.
Трюффо выразил свое восхищение такими режиссерами, как Луис Бунюэль, Ингмар Бергман, Роберт Брессон, Роберто Росселлини и Альфред Хичкок. Трюффо написал Хичкок / Трюффо, книгу о Хичкоке, основанную на длинной серии интервью.
На Жан Ренуар он сказал: «Я думаю, что Ренуар - это единственный режиссер, который практически безошибочен, который никогда не делал ошибок в фильмах. И я думаю, что если он никогда не делал ошибок, то это потому, что он всегда находил решения, основанные на простоте - человеческих решениях. Он единственный кинорежиссер, который никогда не притворялся. Он никогда не пытался стиль, и если вы знаете его работу - которая очень обширна, поскольку он имел дело со всеми видами предметов - когда вы застряли, особенно как молодой режиссер, вы можете подумать о том, как Ренуар справился бы с ситуацией, и вы в целом найти решение ».
В 1973 году Жан-Люк Годар обвинил Трюффо в создании фильма, который был« ложью »(« День за ночь »), и Трюффо ответил 20-страничным письмо, в котором он обвинил Годара в том, что он радикально-шикарный лицемер, человек, который считал всех «равными» только теоретически. «Урсула Андресс воинственности - вроде Брандо - кусок дерьма на пьедестале». Эти двое никогда больше не разговаривали и не видели друг друга. Однако, как отмечают Серж Тубиана и Антуан де Бек в своей биографии Трюффо, Годар позже попытался примирить их дружбу, и после смерти Трюффо написал введение к сборнику своих писем и пространную дань уважения в своем видео-эссе. 211>Histoire (s) du cinéma.
Трюффо был женат на Мадлен Моргенштерн с 1957 по 1965 год, и у них было две дочери, Лаура (1959 года рождения) и Ева (1961 года рождения). Мадлен была дочерью Игнаса Моргенштерна, управляющего директора одной из крупнейших французских кинопрокатных компаний, и в значительной степени отвечала за обеспечение финансирования первых фильмов Трюффо.
Трюффо был заядлым бабником и имел романы со многими из своих ведущих дам, в том числе Мари-Франс Пизье (Антуан и Колетт, Любовь в бегах ), Жанна Моро (Жюль и Джим, Невеста в черном ), Франсуаза Дорлеак (Мягкий Кожа ), Джули Кристи (451 градус по Фаренгейту ), Катрин Денев (Русалка Миссисипи, Последнее метро ) и Жаклин Биссет (День за ночь ). Трюффо также влюбился в Изабель Аджани во время съемок Истории Адели Х., но его успехи были отвергнуты.
В 1968 году Трюффо был помолвлен с актрисой Клодом Джейдом (Поцелуи, Кровать и стол, Любовь в бегах); он и Фанни Ардан (Женщина по соседству, Конфиденциально ваша ) жили вместе с 1981 по 1984 год и имели дочь Жозефину Трюффо (родилась 28 сентября 1983 года).
Трюффо был атеистом, но очень уважал католическую церковь и просил мессу на его похороны.
В июле 1983 года Трюффо арендовал дом Франса Галля и Мишеля Бергера за пределами Онфлера, Нормандия (сочинение для фильма Филиппа Лабро Rive droite, rive gauche ), когда у него случился первый инсульт, и ему поставили диагноз опухоль мозга. Он должен был присутствовать на премьере фильма Amadeus своего друга Милоша Формана, когда он скончался 21 октября 1984 года в возрасте 52 лет в American Hospital в Нейи-сюр-Сен во Франции.
На момент смерти он готовился к многочисленным фильмам. Он намеревался снять 30 фильмов, а затем уйти на пенсию, чтобы писать книги до конца своей жизни. Ему не хватило пяти фильмов. Похоронен на кладбище Монмартр.
Год | Название | Оригинал title | Заметки |
---|---|---|---|
1955 | Визит | Une Visite | |
1957 | Озорники | Les Mistons | |
1958 | История воды | Une Histoire d'eau | Совместно с Жан-Люком Годаром |
1961 | Армейская игра | «Тир-о-флан 62» | Режиссер Клод де Живре ; Трюффо указан как содиректор |
1962 | Антуан и Колетт | Антуан и Колетт | Сериал Антуана Дуанеля, отрывок из Любовь в двадцать лет |
Год | Заголовок | Первоначальное название | Примечания |
---|---|---|---|
1960 | Без дыхания | À bout de souffle | Режиссер Жан-Люк Годар |
1988 | Маленький вор | La Petite voleuse | Режиссер Клод Миллер |
1995 | [Wikidata ] | Belle Époque | Miniseries, с Жан Грюо ; Режиссер Гэвин Миллар |
Год | Название | Роль | Примечания |
---|---|---|---|
1956 | Le Coup du berger | Гость вечеринки | В титрах не указан, Режиссер Жак Риветт |
1956 | Соната Крейцера | ||
1959 | 400 ударов | Человек на ярмарке развлечений | В титрах не указано |
1963 | À tout prendre | Сам | В титрах не указано |
1964 | Мягкая кожа | Le pompiste | Голос, в титрах не указан |
1970 | Дикий ребенок | Доктор. Жан Итар | Ведущая роль |
1970 | Кровать и стол | Продавец газет | Голос, в титрах не указан |
1971 | Две английские девушки | Рецитант / Рассказчик | Голос, в титрах |
1972 | Такой великолепный ребенок, как я | Журналист | Голос, в титрах |
1973 | День за ночь | Ферран, кинорежиссер | главная роль |
1975 | История Адель Х. | Офицер | В титрах не указан |
1976 | Мелкое изменение | Отец Мартины | В титрах не указан |
1977 | Мужчина, который любил женщин | Мужчина на похоронах | В титрах не указан |
1977 | Близкие контакты третьего рода | Клод Лакомб | Режиссер Стивен Спилберг. Номинация - Премия BAFTA за лучшую мужскую роль второго плана |
1978 | Зеленая комната | Жюльен Давенн | Главная роль |
1981 | Женщина по соседству | Камея | Без титров |
Год | Название | Оригинальное название | Примечания |
---|---|---|---|
1958 | Анна твоя мама | Ди Режиссер Гарри Кюмель | |
1960 | Завещание Орфея | Завещание Орфея | Режиссер Жан Кокто |
1961 | Le scarabée d'or | Режиссер Роберт Лашене | |
1961 | Париж принадлежит нам | Парижский дом | Режиссер Жак Риветт |
1968 | Обнаженное детство | L'Enfance Nue | Режиссер Морис Пиала |
На Викискладе есть материалы, связанные с Франсуа Трюффо. |