В фильмах и видео производство, разделенный экран - это видимое разделение экрана, традиционно пополам, но также и в нескольких одновременных изображениях, разрушающее иллюзию того, что рамка экрана представляет собой непрерывный вид реальности, подобный кадру человека. глаз. Может быть, а может и не быть явной границы. До появления цифровой технологии разделение экрана на пленках осуществлялось с помощью оптического принтера для объединения двух или более действий, снятых отдельно, путем копирования их на один и тот же негатив, называемый составным.
В кинопроизводстве разделение экрана - это также метод, позволяющий одному актеру дважды появляться в сцене. Самый простой способ - заблокировать камеру и дважды снять сцену, при этом одна «версия» актера появляется слева, а другая - справа. Стык между двумя разделениями должен быть невидимым, чтобы дублирование выглядело реалистичным.
Несколько фильмов, снятых на студии в 1960-х годах, популяризировали использование разделенного экрана. Среди них Indiscreet (1958), Grand Prix Джона Франкенхаймера (1966), Ричард Флейшер The Boston Душитель (1968), Норман Джуисон Дело Томаса Крауна (1968), Аэропорт (1970), Вудсток (1970), Штамм Андромеды (1971), Сестры (1972), Кэрри (1976) и More American Graffiti (1979).
В Indiscreet эта техника широко использовалась для обхода цензоров и позволяла Кэри Гранту и Ингрид Бергман лечь вместе, и даже для того, чтобы похлопать ее по низу.
Влиятельной ареной для великих фильмов с разделенным экраном 1960-х годов были две всемирные выставки - Всемирная выставка 1964 года в Нью-Йорке, где Рэй и Чарльз Имс сняли 17-экранный фильм, который они создали для павильона IBM «Think» (он включал разделы, посвященные вождению гоночного автомобиля), и фильм с тремя разделами «Быть живым», Фрэнсис Томпсон, который в том же году получил премию «Оскар» за лучший короткометражный фильм. Джон Франкенхаймер получил Гран-при после посещения Всемирной выставки в Нью-Йорке 1964 года. Успех этих павильонов в дальнейшем повлиял на Универсальную выставку 1967 года в Монреале, обычно называемую Expo 67, где многоэкранные основные моменты включали В лабиринте, приветствовали от журнала Time как «потрясающего визуального показа». В их обзоре делается вывод: «такие визуальные удовольствия, как Лабиринт... предполагают, что кино - наиболее типичное искусство 20-го века - только начало исследовать свои границы и возможностей », а также A Place to Stand, в котором отображалась Кристофера Чепмена новаторская « техника многодинамического изображения » смещения нескольких изображений. Режиссеры Норман Джуисон и Ричард Флейшер задумали свои амбициозные фильмы с разделенным экраном 1968 года после посещения Expo '67.
Также часто используют эту технику для одновременного изображения обоих участники телефонного разговора, давнего соглашения, восходящего к ранним молчаниям, как в треугольных кадрах Лоис Вебер в ее саспенсе 1913 года и кульминацией Pillow Talk, где Дорис Дэй и Рок Хадсон разделяют линию партии. Таким образом, с этим соглашением связаны фильмы Дорис Дэй / Рок Хадсон, в которых Долой любовь, единственное слегка ироничное почитание, использовалось разделение экрана в несколько телефонных звонков, явно пародирующих это использование. В получившем премию Эмми телефильме 1971 года "Песня Брайана", в котором рассказывается история бывшего Чикагского медведя, бегущего назад Брайана Пикколо и члена Зала славы Гейла Сэйерса, это ночь после второй операции Пикколо, и Пикколо (Джеймс Каан) разговаривает с Сэйерсом Билли Ди Уильямс) по телефону. Есть диагональный разделенный экран от верхнего левого угла до нижнего правого угла (Piccolo справа и Sayers слева). В серии BBC Coupling разделение экрана широко использовалось как одна из нескольких нетрадиционных для телесериалов техник, часто с юмористическим эффектом. Один эпизод, «Split», даже был назван в честь использования этого эффекта. В популярном сериале Fox TV 24 широко использовался разделенный экран, чтобы отображать множество одновременных событий, усиливая элемент шоу в реальном времени, а также соединяя его многочисленные сюжетные линии.
Необычное и революционное использование разделенного экрана в качестве расширения кинематографического словаря было изобретено кинорежиссером Роджером Эвари в Правилах притяжения (2002), где два отдельные половины разделенного экрана складываются в один цельный снимок за счет использования фотографии с управлением движением. Этот нашумевший кадр был изучен и подробно описан в «Анатомии сцены» телеканала Bravo.
Появление цифровых видеотехнологий значительно упростило разделение экрана, и в последних цифровых фильмах и музыкальных видеоклипах эта возможность подробно исследована. Иногда техника используется, чтобы показать действия, происходящие одновременно; Timecode (2000) Майка Фиггиса - это недавний пример, в котором комбинация четырех цифровых видеокамер реального времени отображается непрерывно на протяжении всего фильма. Разделенный экран также можно использовать в той степени, в которой он становится частью повествовательной структуры фильма, как в «Бостонском душителе».
Раннее использование разделенного экрана можно увидеть в русском немом фильме Пиковая дама (1916), режиссер Яков Протазанов, где на одном экране изображена действительность, а на другом - внутренние желания персонажа. Эта техника использовалась для изображения близнецов в таких фильмах, как Чудо-человек (1945), Темное зеркало (1946), Ловушка для родителей (оба оригинал 1961 года и ремейк 1998 года ) и Адаптация (2002). В версии «Ловушки для родителей» 1961 года разговоры между близнецами были смоделированы путем съемки актрисы (Хейли Миллс ), когда она стояла слева от кадра лицом вправо, а затем снова снимали ее, стоя справа. и лицом влево. Негатив первого действия был помещен в принтер и скопирован на другой негатив, составной, но этот другой негатив был замаскирован, так что копируется только правая часть исходного изображения. Затем композиция перематывалась и негатив второго экшена копировался на правую сторону каждого кадра. На этом втором проходе левая сторона была замаскирована для предотвращения двойной экспозиции. Затем этот прием тщательно скрывается линиями фона, такими как окна, двери и т. Д., Чтобы замаскировать разделение.
В фильме Ханса Каноса 2005 года Разговоры с другими женщинами широко использовались разделенные экраны. В ходе беседы снимок и обратный снимок двух актеров в одном дубле, снятый двумя камерами, на протяжении всего фильма. Фильм был разработан, чтобы привлечь зрителей в качестве редакторов восприятия, поскольку они могут выбрать, как персонаж действует и реагирует в реальном времени. Хотя функция «выстрел / обратный кадр» разделенного экрана занимает большую часть времени просмотра фильма, создатели фильма также использовали разделенный экран для других пространственных, временных и эмоциональных эффектов. Разделенный экран разговоров иногда показывал воспоминания недавнего или далекого прошлого, сопоставленные с настоящим; моменты, воображаемые или ожидаемые персонажами, сопоставленные с настоящей реальностью; настоящий опыт разбит на несколько эмоций для данной линии или действия, показывая актера, исполняющего один и тот же момент по-разному; и действия в настоящем и ближайшем будущем сопоставлены, чтобы ускорить повествование во временном перекрытии.
Провидец из Франции, Абель Ганс, использовал термин «Polyvision », чтобы описать свой трехкамерный и трехпроекторный техника расширения и разделения экрана в его немой эпопее 1927 года Наполеон. Режиссер Брайан Де Пальма включил разделенные экраны во многие свои фильмы, в первую очередь в Сестры (1973), и с тех пор они стали синонимом его стиля кинопроизводства (в частности, «Взрыв» 1981 г. и Глаза змеи 1998 года).
Бонусная функция «Интерактивный Олаф» из DVD версии серии неудачных событий Лемони Сникета показывает Джима Тесты макияжа Керри из фильма на четырехстороннем разделенном экране. Зрители могут разделить звук, выбрав, какой из них слушать, а затем нажав «ENTER» на пульте дистанционного управления DVD. Разделенный экран также моделировался в видеоиграх. В частности, Fahrenheit, где он используется, чтобы позволить игроку отслеживать несколько одновременных элементов, имеющих отношение к игровому процессу.
В ряде музыкальных видеоклипов творчески использовались презентации с разделенным экраном. В видео Майкла Джексона «Билли Джин » на разделенном экране показано несколько стоп-кадров. Режиссер видео и кино Мишель Гондри широко использовал технику разделения экрана в своих видео. Одним из ярких примеров является «Сахарная вода» - Cibo Matto (1996), где одна сторона экрана показывает видео, воспроизводимое в обычном режиме, а другая сторона показывает то же видео, воспроизводимое в обратном направлении. Благодаря тщательной и творческой постановке кажется, что обе стороны взаимодействуют напрямую - перемещая объекты из стороны в сторону и визуально обращаясь друг к другу. Музыкальное видео на "Doo Wop (That Thing) " от Lauryn Hill было снято с использованием техники разделения экрана, в видео показана Лорин, исполняющая песню на вечеринках в двух разных эпохах. : середина 1960-х (1967 год показан слева от видео) и конец 1990-х (1998 год показан справа).
Разделенный экран также широко используется в телевизионных программах. В выпусках новостей часто два репортера отображаются в кадре с разделенным экраном. Ситком Шоу 70-х, Nickelodeon подростковый ситком Дрейк и Джош, Disney Channel подростковый ситком Лиззи МакГуайр, USA Network Burn Notice и Fox 24 широко использовали разделенные экраны. Иногда он используется в игровых шоу для одновременного показа двух участников, а также в телепрограммах, когда участники обсуждения находятся в разных местах.
Разделенные экраны часто используются в автоспорте, особенно во время машины безопасности пит-стопов в IndyCar Series и NASCAR, где используется четырехстороннее разделение, чаще всего с пит-стопами трех ведущих автомобилей или грузовиков, показанными слева, и снимком выхода из пит-стопа (где порядок перезапуска определяется после пит-стопов) справа, а в некоторых из них всего четыре различные автомобили или грузовики делают пит-стопы. Часто эти пит-стопы могут полностью изменить исход гонки. В спорте мгновенный повтор, подборка основных моментов или короткометражка на конкретную тему, относящуюся к игре, могут быть показаны в углу, пока идет основная игра.
Разделенные экраны иногда используются во время рекламных пауз, как, например, в репортаже ESPN о гонках «Side-By-Side », где на одной стороне экрана показаны кадры гонок, а на другой - реклама. Это позволяет показывать рекламу, не прерывая освещение гонок.
Разделенные экраны также распространены в рекламе, часто для показа сравнения.