Жан-Люк Годар

редактировать
Французско-швейцарский кинорежиссер, сценарист и кинокритик

Жан-Люк Годар
Жан-Люк Годар в Беркли, 1968.jpg Годар в 1968 году
Родился(1930-12-03) 3 декабря 1930 (возраст 89). Париж, Франция
Гражданство
  • Франция
  • Швейцария
Род занятий
  • Кинокритик
  • кинорежиссер
  • актер
Годы работы1950 - настоящее время
Известные работыБездыханный. Моя жизнь to Live. Презрение. Пьеро ле Фу. Две или три вещи, которые я знаю о ней. История кино
ДвижениеФранцузская новая волна
Супруг (ы)Анна Карина. ​​(m.1961; див. 1965) ​. Анна Вяземски. ​​(m.1967; раздел 1979) ​
Партнер (ы)Анн-Мари Миевиль
РодственникиПедро Пабло Кучински (двоюродный брат)
Награды
Подпись
Жан-Люк Годар Signature.svg

Жан-Люк Годар (UK :, US : ; Французский: ; родился 3 декабря 1930 г.) - французско-швейцарский кинорежиссер, сценарист и кинокритик. Он получил известность как пионер кинодвижения французской новой волны 1960-х годов и, возможно, самый влиятельный французский режиссер послевоенной эпохи. Согласно AllMovie, его работа "произвела революцию в форме кинофильма" благодаря экспериментам с повествованием, звуком и операторской работой.

В начале его карьеры в качестве кинокритик влиятельного журнала Cahiers du Cinéma, Годар подверг критике «Традицию качества» мейнстрима французского кинематографа, которая подчеркивала устоявшиеся условности выше инноваций и экспериментов. В ответ он и его единомышленники-критики начали снимать собственные фильмы, бросая вызов условий традиционного Голливуда в дополнение к французскому кино. Годар впервые получил всемирное признание за свой фильм 1960 года Breathless, который помог основать движение «Новая волна». В его работах часто используются отсылки к истории кино и часто выражаются его политические взгляды; он был заядлым читателем экзистенциальной и марксистской философии. Со времен Новой волны его политика стала гораздо менее радикальной, и его недавние фильмы посвящены репрезентации и человеческому конфликту с гуманистической и марксистской точки зрения.

По результатам опроса Обзор и звук 2002 года, Годар занял третье место в десятке лучших режиссеров всех времен (который был составлен путем подбора режиссеров отдельных фильмов, за которые голосовали критики). Говорят, что он «создал одну из главных групп критического анализа любого режиссера с середины двадцатого века». Он и его работа занимали центральное место в нарративной теории и «бросили вызов как нормам коммерческого повествования, так и лексике кинокритики». В 2010 году Годар был удостоен Почетной премии Академии, но не присутствовал на церемонии награждения. Фильмы Годара вдохновили многих режиссеров, в том числе Мартин Скорсезе, Квентин Тарантино, Брайан Де Пальма, Стивен Содерберг, Д. А. Пеннебейкер, Роберт Альтман, Джим Джармуш, Вонг Кар-Вай, Вим Вендерс, Бернардо Бертолуччи и Пьер Паоло Пазолини.

Через своего отца он приходится двоюродным братом Педро Пабло Кучински, бывшему президенту Перу. Он был дважды женат, на актрисах Анне Карине и Анне Вяземски, которые снялись в нескольких его фильмах. Его сотрудничество с Кариной, в том числе такие, получившие признание критиков фильмы, как Vivre sa vie (1962), Bande à part (1964) и Pierrot le Fou (1965). - были названы журналом Режиссер «возможно, самым влиятельным произведением в истории кино».

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Начало карьеры (1950–59)
    • 2.1 Кинокритика
    • 2.2 Кинопроизводство
  • 3 Период Новой волны (1960–1968)
    • 3.1 Фильмы
      • 3.1.1 Бездыханный
      • 3.1.2 Маленький солдат
      • 3.1.3 Моя жизнь to Live
      • 3.1.4 Les Carabiniers and Contempt
      • 3.1.5 Anouchka Films
      • 3.1.6 Уик-энд
    • 3.2 Политика
      • 3.2.1 Вьетнамская война
    • 3.3 Бертольд Брехт
    • 3.4 Марксизм
  • 4 Революционный период (1968–79)
    • 4.1 Фильмы
    • 4.2 Жан-Пьер Горин
    • 4.3 Группа Дзига Вертова
    • 4.4 Sonimage
  • 5 Последние фильмы (1980 - настоящее время)
  • 6 Личная жизнь
  • 7 Фильмография
  • 8 Сотрудничество с ECM Records
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки
Ранние годы

Жан-Люк Годар родился 3 декабря 1930 года в 7-м округе Парижа, в семье Одиллии (урожденной Моно) и Поля Годара, швейцарского врача. Его состоятельные родители происходили из протестантских семей франко-швейцарского, а его мать была дочерью происхождения Жюльена Моно, основателя Banque Paribas. Она была правнучкой теолога Адольфа Монольфа. Среди других родственников по материнской линии - композитор Жак-Луи Моно, натуралист Теодор Моно и пастор Фредерик Моно. Через четыре года после рождения Жан-Люка его отец перевез семью в Швецию. В начале Второй мировой войны Годар находился во Франции и с трудом вернулся в Лондон. Он провел большую часть войны в Швейцарии, хотя его семья совершала тайные поездки в поместье его деда на французской стороне Женевского озера. Годар учился в школе в Ньоне, Швейцария.

Нечастый кинозал, он приписал свое знакомство с кино чтением эссе Мальро «Очерк психологии кино» и чтением La Revue du cinéma, который был возобновлен в 1946 году. В 1946 году он пошел учиться в Лицей Буффон в Париже и благодаря семейным связям, смешался с его представителем культурной элиты. Он поселился у писателя Жана Шлюмберже. Провалив экзамен на степень бакалавра в 1948 году, он вернулся в Швейцарию. Он учился в Лозанне и жил со своими родителями, чей брак распался. Он также провел время в Женеве с группой, которую входили еще один киноманатик, Роланд Толмачофф, и философ-крайний правый Жанвулеско. Его старшая сестра Рэйчел наплала его рисовать, что он и делал, в абстрактном стиле. Проведя время в школе-интернате в Тононе для подготовки к повторному тестированию, которое он прошел, он вернулся в Париж в 1949 году. Он зарегистрировался для сертификата по антропологии в Парижский университет (Сорбонна), но не посещал занятия. Он связался с молодой группой кинокритиков в киноклубах, положивших начало Новой Волне. Первоначально Годар имел только французское гражданство, затем в 1953 году он стал гражданином Гланд, кантона Во, Швейцария, возможно, путем упрощенной натурализации через своего швейцарского отца..

Ранняя карьера (1950–59)

Кинокритика

В Париже, в Латинском квартале незадолго до 1950 г., киноклубы (фильм) общества становились все более заметными. Годар начал посещать эти клубы - Cinémathèque Française, Ciné-Club du Quartier Latin (CCQL), киноклуб «Работа и культура» и другими, - которые стали его постоянными посещениями. Cinémathèque была основана Анри Ланглуа и Жоржем Франжу в 1936 году; «Работа и культура» была образовательной группой, для которой Андре Базен организовал показы фильмов и культуры военного времени и стала образцом для киноклубов, возникших по всей Франции после Освобождения; CCQL, основанный примерно в 1947 или 1948 году, вдохновлялся и интеллектуально системлся Морисом Шерером. В этих клубах он познакомился с другими энтузиастами кино, включая Жака Риветта, Клода Шаброля и Франсуа Трюффо. Годар был представителем поколения, для которого кино приобрело особое значение. Он сказал: «В 1950-х годах кино было так же важно, как хлеб, но теперь это не так. Мы думали, что кино заявит о себе как инструмент познания, микроскопе... телескопе... Cinémathèque Я открыл для себя мир, о котором мне никто не говорил. Нам рассказали о Гете, но не о Дрейере... Мы смотрели немые фильмы в эпоху звуковых фильмов. Мы мечтали о фильмах. Мы были как христиане в катакомбах ».

Его набег на фильмы начался с области критики. Вместе с Морисом Шерером (писавшим под известным псевдонимом Эрик Ромер ) и Жаком Риветтом он основал недолговечный киножурнал Gazette du cinéma, в котором было опубликовано пять в 1950 году. Когда Базен стал соучредителем влиятельного критического журнала Cahiers du cinéma в 1951 году, Годар был первым из молодых критиков из группы CCQL / Cinémathèque, которые опубликовали его. В январе 1952 года был опубликован его рецензия на американскую мелодраму режиссера Рудольфа Мате, Никаких грустных песен для меня. Его «Защита и иллюстрация классического декупажа», опубликованная в сентябре 1952 года, которая представляет собой одно из первых важных вкладов в кинокритику, является одним из первых важных вкладов в кинокритику. Восхваляя Отто Премингера и «величайшего американского художника - Говарда Хоукса », Годар ставит их суровые мелодрамы выше более «формальных и откровенно искусных фильмов Уэллса, Деяния Сика и Уайлер, которые поддерживал Базен ". На тот момент в деятельности Годара не входило создание фильмов. Скорее, он смотрел фильмы и писал о них, и помогал другим снимать фильмы, в частности, Ромеру, с которым он работал над Презентация ou Charlotte et son steak.

Кинопроизводство

Покинув Париж осенью В 1952 году Гоодар вернулся в свою матери в Лозанну. -Пьером Лаубшером, который работал на плотине Гранд Диксенс. Через Лаубшера он устроился строителем на стройплощадке Plaz Fleuri на плотине., он перешел на должность оп ератора телефонной станции. Во время дежурства в апреле 1954 года он позвонил Лаубшеру, который сообщил о том, что Одиль Моно, мать Годара, погибла в аварии на скутере. Благодаря друзьям из кинокамеру, которые одолжили ему 35-миллиметровую пленку, он смог снимать на 35-миллиметровую пленку. Он переписал комментарий, написанный Лаубшером, и дал своему фильму рифмованное название Opération béton (Бетонная операция). Компания, которая управляла плотиной, купила фильм и использовала его в рекламных целях.

Продолжая работать на Cahiers, он снял 10-минутный короткометражный фильм Une femme coquette (1955). в Женеве ; а в январе 1956 года вернулся в Париж. План художественного фильма Гете Избирательная близость оказался слишком амбициозным и ни к чему не привел. Трюффо заручился его с помощью, чтобы проработать идею фильма, основанного на реальной истории о мелком преступнике Мишеле Портейле, который застрелил полицейского на мотоцикле и чья подруга выдала его полиции, но Трюффо не смог интересуют любых производителей. Другой проект с Трюффо, комедия о приехавшей в Париж деревенской девушке, также был заброшен. Он работал с Ромером над запланированной серией короткометражных фильмов о жизни двух молодых женщин, Шарлотты и Вероники; осенью 1957 года Пьер Браунбергер снял первый фильм из этой серии, Все мальчики зовут Патрик, снятый Годаром по сценарию Ромера. Une histoire d'eau (1958) был создан в основном из неиспользованных кадров, снятых Трюффо. В 1958 году Годар с актерским составом, в который входили Жан-Поль Бельмондо и Энн Колетт, сделал свой последний шанс, чем получить международную известность как режиссер Шарлотта и сын Жюля, дань уважения Жан Кокто. Фильм снимался в гостиничном номере Годара на рю де Ренн и, по-видимому, отражал нечто от «романтической строгости» собственной жизни Годара в то время. Его швейцарский друг Роланд Толмачофф отметил; «В Париже у него на стене висел большой плакат Богарта и больше ничего». В декабре 1958 года Годар делал репортажи с фестиваля короткометражных фильмов в Tours и хвалил работу и подружился с Жаком Деми, Жаком Розье и Аньес Варда - он уже знал Алена Рене, чью работу он тоже хвалил, - но теперь Годар хотел снять художественный фильм. Он побывал на Каннском кинофестивале 1959 года и попросил Трюффо разрешить ему использовать его историю, которую они вместе работали в 1956 году, об угонщике автомобилей Мишеле Портейле. Он искал денег у продюсера Жоржа де Борегара, с которым он встречался ранее, когда некоторое время работал в рекламном отделе парижского офиса Twentieth Century Fox, и также был на фестивале. Борегар мог предложить свой опыт, но был в долгу от двух постановок, основанных на рассказах Пьера Лоти ; следовательно, финансирование поступило от кинопроката Рене Пиньера.

Период Новой волны (1960–68)

Самый знаменитый период Годара как режиссера начинается примерно с его первого полнометражного фильма, Бездыханный (1960) до Week End (1967). Его работа в этой области сосредоточена на обычных обычных фильмах. Хотя работа Годара в это время считается революционной сама по себе, этот период отличается от периода, который последовал сразу за ним, когда Годара идеологически осуждал большую часть истории кино как «буржуазную» и, следовательно, беспочвенную.

Фильмы

Бездыханный

Годара Бездыханный (À bout de souffle, 1960), в главных ролях Жан-Поль Бельмондо и Жан Себерг отчетливо выразил стиль французской новой волны и включил цитаты из нескольких элементов популярной культуры, в частности, американский нуара. В фильме использовались различные техники, такие как новаторское использование прыжков (которые традиционно считались дилетантскими), отступление персонажей и разрыв линии взгляда внутри.

С самого начала своей карьеры Годар включил в свои фильмы больше ссылок на фильмы, чем любой из его коллег по «Новой волне». В «На бездыхании» его цитаты включают постер с изображением Хамфри Богарта - из The Harder They Fall, его последний фильм (выражение которого главный актер Жан-Поль Мондо благоговейно пытается подражать) - визуальные цитаты из фильмов Ингмара Бергмана, Сэмюэля Фуллера, Фрица Ланга и других; и экранное посвящение Monogram Pictures, американской студии B-movie. Цитаты из литературы и ссылки на нее включают Уильям Фолкнер, Дилан Томас, Луи Арагон, Рильке, Франсуаза Саган, Морис Сакс. В фильме также есть цитаты в изображениях или в звуковой дорожке: Моцарт, Пикассо, Дж. С. Бах, Пауль Клее и Огюст Ренуар. «Этот кинотеатр от первого лица вызвал не опыт режиссера, его присутствие».

Годар хотел нанять американскую актрису Джин Себерг, которая жила в Париже со своим мужем Франсуа Морёем, юристом, на роль американца. женщина. Себерг прославился в 1956 году, когда Отто Премингер выбрал ее на роль Жанны д'Арк в его Святой Жанне, а снял ее в своей кислотной адаптации 1958 года Bonjour Tristesse.. Ее в этом фильме в целом не считалась роль успехом - критик The New York Times назвал ее «неуместной любительницей», - но Трюффо и Годар не согласились. На Мишеля Пойкара роль роли Бельмондо, актера, которого он уже назвал, писавшего в «Искусстве» в 1958 году «Мишеля Симона и Жюля Берри завтрашнего дня». Оператором был Рауль Кутар, выбор продюсера Борегара. Годар хотел, чтобы «Без дыхания» снимали как документальный фильм, с легкой ручной камерой и минимум дополнительного освещения; Кутар имеет опыт работы в системе французской армии в Индокитае во время франко-индокитайской войны. Отслеживающие кадры были сняты Кутаром из инвалидной коляски, которую толкал Годар. Хотя Годар продил пример сценария, он отказался от него и писал диалоги изо дня в день по мере продвижения производства. Важность фильма была признана немедленно, и в январе 1960 года Годар получил Премию Жана Виго, присужденную «для поощрения автора будущего». Один рецензент представил пророчество Александра Астрюка в возрасте caméra-stylo, камеру, которую новое поколение будет использовать с той эффективностью, с которой писатель использует свое перо, , - «вот на самом деле работа подлинно написано с помощью caméra-stylo».

Анна Карина, отказавшись от роли в «Задыхании», появился следующий фильм Годара Le Petit Soldat, который касался войны Франции в Алжире

Маленький солдат

В следующем году Годар снял Le Petit Soldat (Маленький солдат), снятый на месте в Женеве и посвященный алжирской войне Независимость. Действие фильма начинается 13 мая 1958 года, в день попытки переворота в Алжире, и заканчивается в том же месяце. В фильме Бруно Форестье, фотожурналист, имеющий связь с правой военизированной группой, работающей на французском правительстве, приказывают убить профессора, обвиняемого в пособничестве алжирскому сопротивлению. Он влюблен в Веронику Драйер, молодую, которая работала с алжирскими бойцами. Он взят в плен алжирскими боевиками и подвергнут пыткам. Его организация захватывает и пытает ее. «Солдатика» играла Мишель Субор, а Веронику Дрейер - Анна Карина - его первое сотрудничество с ней. В отличие от Себерг, Карина практически не имела опыта актрисы, и Годар использовал ее неловкость как элемент своего выступления. Он писал диалоги каждый день и, поскольку он был снят без прямого звука и дублировался, называл диалоги актерам. Форестье был персонажем, близким к самому Годару, имиджмейкером и интеллектуалом, «более или менее моим представителем, но не полностью», - сказал Годар в интервью. Фильм из-за своего политического характера подразумевал, что Франция была вовлечена в грязную войну, применяя пытки, и была запрещена французским правительством до января 1963 года. Годар и Карина были парой к концу съемок. Она снова появилась вместе с Бельмондо в первом цветном фильме Годара Женщина есть женщина (1961), который был задуман как дань уважения американскому мюзиклу. Корректировки, которые Годар внес в первоначальную версию истории, придали ей автобиографический резонанс, «особенно в отношении его отношений с Анной Кариной». В фильме показано «заключение в четырех стенах семейной жизни» и «эмоциональные и художественные линии разлома, которые угрожали их отношениям».

Моя жизнь, чтобы жить

Следующий фильм Годара, Vivre sa vie (Моя жизнь, чтобы жить) (1962), был одним из его самых популярных среди критиков. Карина сыграла Нану, заблудшую мать и начинающую актрису, чьи финансовые затруднения привели ее к жизни уличной проститутки. Это эпизодический отчет о том, как она объяснила, что она свободна, даже несмотря на то, что она привязана к концу короткого поводка сутенера. В одной из сцен в кафе она раскидывает руки и объявляет, что может поднимать или опускать их по своему желанию.

Фильм имел массовый успех и привел к тому, что Колумбия заключила с ним сделку, по которой ему будут предоставлены 100000 долларов на создание фильма с полным художественным контролем.

Les Carabiniers and Contempt

Les Carabiniers (1963) рассказывал об ужасах войны и присущей ей несправедливости. Именно влияние и предложение Роберто Росселлини привело Годара к созданию этого фильма, в котором рассказывается о двух крестьянах, которые присоединяются к армии короля, только чтобы найти вовсем этой тщетность, поскольку король раскрывает обман войны. -правительственные руководители.

Его самым коммерчески успешным фильмом был Le Mépris (През) (1963) с Мишелем Пикколи и одной из самых известных женщин-звезд Франции, Брижит Бардо. Совместное производство Италии и Франции, Презрение стало известно как вершина кинематографического модернизма с его глубокой рефлексивностью. Фильм следует за Полом (Пикколи), сценаристом, которому Прокош (Джек Пэлэнс ), заносчивый американский кинопродюсер, получает заказ переписать сценарий для адаптации фильма Гомера Одиссея, которую снимал австрийский режиссер Фриц Ланг. Интерпретация этой истории Лэнгом «высокая культура » ускользает от Прокоша, персонаж которого твердым обвинением иерархии коммерческого кино. Другая информация является неспособностью совместить любовь и труд, о чем свидетельствует разрушение брака Пола с Камиллой (Бардо) во время съемок.

Anouchka Films

В 1964 году Годар и Карина основали продюсерскую компанию Anouchka Films. Он направил Bande à part (Band of Outsiders), еще одно сотрудничество между ними, описанное Годаром как «Алиса в стране чудес встречает Франца Кафку ». Он следует за двумя молодыми людьми, которые хотят выиграть в ограблении, которые влюбляются в Карину, и цитатами из нескольких гангстерских фильмов съездов.

Une femme mariée (Замужняя женщина) (1964) последовала за "Группой аутсайдеров". Это была медленная, нарочитая, приглушенная черно-белая картина без реальной истории. Фильм был снят за четыре недели и был «откровенно модернистским фильмом». Онал «причастность Годара к наиболее передовым мировоззрениям того времени, как это указано в работах Клода Леви-Стросса и Ролана Барта », а его фрагментация и абстракция также отразили «его потерю. веры в знакомые голливудские стили ". Годар снял фильм в то время, когда он получил финансирование для Пьеро ле Фу (1965).

В 1965 году Годар снял Alphaville, футуристическая смесь научной фантастики, нуара и сатиры. Эдди Константин в главной роли Лемми Осторожный, детектив, который отправляют в город, контролируемый гигантским компьютером по имени Альфа 60. Его миссия - установить контакт с профессором фон Брауном (Говард Вернон ), знаменитый ученый, который загадочно замолчал и, как полагают, подавлен компьютером. Пьеро ле Фу (1965) отличался сложной сюжетной линией, характерными личностями и жестокимлом., Автор, критик и президент Каннского кинофестиваля, назвал его и «ретроспективой», и повторением того, как он играл на многих из ранних персонажей и тем Вызвать серьезные проблемы с фильмом достаточно дорогим, чтобы вызвать серьезные проблемы с фильмом. ированием. В цвете он отошел от минималистских работ Годара (например, Breathless, Vivre sa vie и Une femme mariée). Он попросил участия Жан-Поля Бельмондо, известный на тот момент актера, вероятность необходимого капитала.

Маскулин Феминин (1966), основанный на двух историях Ги де Мопассана, La Femme de Paul и Le Signe, был исследованием современной французской молодежи и ее участия в культурной политике. Подзаголовок обозначает персонажей как «дети Маркса и Coca-Cola ». Хотя иногда думает, что кино Годара изображает полностью мужскую точку зрения, Филип Джон Ашер показывает, как фильм, соединяя образы и разрозненные события, кажется, стирает гендерные границы.

Годар за ним Сделано в США (1966), исходным языком которого был «Джаггер» Ричарда Старка ; и Две или три вещи, которые я знаю о ней (1967), в которых Марина Влади изображает женщину, ведущую двойную жизнь как домохозяйку и проститутку. Классический криминальный триллер Новой волны "Сделано в США" вдохновлен американскими фильмами нуар. Анна Карина играет антигероя, разыскивающего своего убитого любовника; в фильме есть эпизодическая роль Марианны Фейтфул.

Ла Шинуаз (1967) увидела Годара в его наиболее политически откровенной форме. Фильм был ориентирован на группу студентов и был посвящен идеям, исходящим от групп студенческих активистов в современной Франции. Выпущенный незадолго до событий мая 1968 года, некоторые думают, что фильм предвещает произошедшие студенческие восстания.

Уик-энд

В том же году Годар снял более красочный и политический фильм Уик-энд. Она следует за парижской парой, которая уезжает на выходные по французской сельской местности, чтобы забрать наследство. За этим столкновение с трагическими изъянами чрезмерно поглощающей буржуазии. Фильм содержит одни из самых известных в истории кино. Один из них, восьмиминутный отслеживающий кадр пары, застрявшей в непрекращающейся пробке на выезде из города, регистрируется как новая техника, которую Годар использовал для деконструкции буржуазных тенденций. Поразительно, но некоторые кадры содержат лишние кадры, так сказать, до начала дубля (пока актеры готовятся) и после его окончания (когда актеры выходят из персонажа). Загадочная и смелая концовка «Уик-энда», которая гласит «Конец кино», надлежащим образом знаменует собой конец повествовательного и кинематографического периода в кинематографической карьере Годара.

Политика

Политика в фильмах Годара никогда не бывает далека от поверхности. Одна из его самых ранних работ, Le Petit Soldat, посвященная войне за независимость Алжира, отличалась попытка представить сложность спора, а не преследовать какую-либо конкретную идеологическую повестку дня. В этом контексте Les Carabiniers представляет вымышленную войну, которая изначально романтизирована подходом персонажа к службе, но становится жестким антивоенным метонимом. В дополнение к международным конфликтам, на которые Годар искал художественного ответа, он также был очень обеспокоен социальными проблемами во Франции. Самый ранний и лучший пример этого - мощное изображение проститутки Карины в Vivre sa vie.

В Париже 1960-х годов политическая среда не была захвачена одним конкретным движением. Однако был отчетливый послевоенный климат, сформированный различными системами, такими как колониализм в Северной Африке и Юго-Восточной Азии. Марксистская позиция Годара не про салон в полной мере до «Шинуаза» и «Уик-энда», но очевидна в нескольких фильмах, а именно «Пьеро» и «Une femme mariée».

Некоторые обвиняли Годара в антисемитских взглядах: в 2010 году, в преддверии вручения Годара почетного Оскара, в известной статье в New York Times автор статьи Майкл Чипли обратил внимание на идею, которая циркулировала в прессе в предыдущие недели, что Годар может быть антисемитом и, следовательно, не заслуживает похвалы. Чипли ссылается на книгу Ричарда Броуди «Все есть кино: трудовая жизнь Жан-Люка Годара» и ссылается на предыдущую, более длинную статью, опубликованную в «Еврейском журнале», как близкую к истокам дискуссии. В статье также используется книга Броуди, например, в следующей цитате, которую Годар сделал по телевидению в 1981 году: «Моисей - мой главный враг... Моисей, когда он получил заповеди, он увидел их изображения и перевел. Затем он принес тексты, он не показал то, что он видел. Вот почему еврейский народ проклят ». Сразу после публикации статьи Годара подошла к Холокосту с «величайшей моральной серьезностью». В самом деле, в его документальных фильмах есть кадры из Холокоста в контексте, предполагающем, что он считает нацизм и Холокост краем истории. Взгляды Годара на Государство Израиль становятся более сложными. В 1970 году Годар отправился на Ближний Восток, чтобы снять пропалестинский фильм, который он не закончил, и отснятый материал которого в итоге стал частью фильма 1976 года Ici et ailleurs. В этом фильме, кажется, рассматривает дело палестинцев как одно из многих мировых левых революционных движений. В другом месте Годар открыто назвал себя антисионистом, но отверг обвинения в антисемитизме.

Вьетнамская война

Годар выпустил несколько произведений, непосредственно посвященных войне во Вьетнаме. Кроме того, в Пьеро ле Фу есть две сцены, которые решают эту проблему. Первая - это сцена, которая происходит во время начальной автомобильной поездки между Фердинандом (Бельмондо) и Марианной (Карина). По автомобильному радио они слышат сообщение «Гарнизон убит Вьетконгом, который потерял 115 человек». Марианна пространным размышлением о том, как радио дегуманизирует боевиков Северного Вьетнама.

В том же фильме любовники нападают на группу американских моряков, которые борются с преступностью. Их немедленная реакция, выраженная Марианная, - «Проклятые американцы!» - очевидный выход из разочарований, многие французские коммунисты испытывали по поводу американской гегемонии. Затем Фердинанд переосмысливает: «Ничего страшного, мы изменим нашу политику. Мы можем поставить пьесу. Может, они дадут нам немного долларов ». Марианна озадачена, но Фердинанд предполагает, что американцы хотели бы войны во Вьетнаме. Далее следует импровизированная пьеса, в которой Марианна одевается как стереотипная вьетнамская женщина, а Фердинанд - как американский моряк. Сцена заканчивается коротким кадром, показывающим сообщением мелом, оставленной парой на полу: «Да здравствует Мао !» (Да здравствует Мао!).

Примечательно, что он также участвовал в Loin du Vietnam (1967). Антивоенный проект, он из семи эскизов, поставленных Годаром (который использовал стоковые кадры из Ла Шинуаз), Клод Лелуш, Йорис Ивенс, Уильям Кляйн, Крис Маркер, Ален Рене и Аньес Варда.

Бертольт Брехт

Связь Годара с немецким поэтом и драматургом Бертольдом Брехтом проистекает прежде всего из его попытки транспонировать теорию Брехта об эпическом театре и его перспективах. отчуждения зрителя (Verfremdungseffekt ) через радикальное разделение элементов среды (театр в случае Брехта, но в случае Годара фильм). Влияние Брехта остро ощущается во многих работах Годара, особенно до 1980 года, когда Годар использовал кинематографическое выражение для определенных политических целей.

Например, эллиптическое редактирование Breathless ', которое лишает зрителя текучего повествования, типичного для мейнстрима, заставляет зрителей брать на себя более важные роли, соединяя сами части и уходя с больше вложений в содержание работы. Годар также использует другие устройства, в том числе асинхронный звук и тревожные заголовки, и, возможно, его любимым персонажем является персонаж. Во многих из его наиболее политических работ, в частности, Week-end, Pierrot le Fou и La Chinoise, персонажи обращаются к аудитории с мыслями, чувствами и инструкциями..

Марксизм

A Марксистское прочтение возможно с большинством, если не со всеми ранними работами Годара. Однако прямое взаимодействие Годара с марксизмом не становится явным до конца выходных, где имя Карл Маркс упоминается в сочетании с такими фигурами, как Иисус Христос. Постоянным рефреном на протяжении всего кинематографического периода Годара является рефрен буржуазного консьюмеризма, превращения повседневной жизни и деятельности в товар и отчуждения человека - все это центральные черты критики капитализма Марксом.

В эссе о Годаре философ и эстетик Жак Рансьер заявляет: «Когда в« Пьеро ле Фу », 1965 год, фильме без четкого политического послания, Бельмондо использовал слово« скандал » 'и' свободу ', которую скандальный пояс якобы предлагал женщинам, контекст марксистской критики коммодификации, поп-арта насмешек над потребителями и феминистского осуждения женской лживости. «освобождения» было достаточно, чтобы вызвать диалектическое прочтение анекдота и всей истории ». То, как Годар относился к политике в свой кинематографический период, было в контексте шутки, произведения искусства или отношений, которые использовались в качестве справочного материала, романтизирующего марксистскую риторику, а не только в качестве инструмента просвещения.

Une femme mariée также построена вокруг концепции Маркса товарного фетишизма. Годар однажды сказал, что это «фильм, в котором люди рассматриваются как вещи, в котором погони в такси чередуются с этологическими интервью, в котором зрелище жизни смешано с ее анализом». Он очень хорошо понимал, каким образом он хотел изобразить человека. Его усилия явно характерны для Маркса, который в своих Экономических и философских рукописях 1844 г. дает одну из своих самых тонких разработок, анализируя, как рабочий отчуждается от своего продукта, объекта его производственной деятельности. Жорж Садуль в своем коротком размышлении о фильме описывает его как «социологическое исследование отчуждения современной женщины».

Революционный период (1968–79)

Период, который охватывает нечетко с мая 1968 года по 1970-е годы, подвергся еще большему количеству различных маркировок. Они включают в себя все, от его «воинственного» периода до его «радикального» периода, наряду с такими конкретными терминами, как «маоистский » и расплывчатыми, как «политический». В этот период Годар присоединился к определенной революции и использовал последовательную революционную риторику.

Фильмы

В период потрясений конца 1960-х годов Годар увлекся «созданием политических фильмов с политической точки зрения». Хотя многие из его фильмов с 1968 по 1972 год являются полнометражными, они малобюджетны и бросают вызов представлению о том, каким может быть фильм. Помимо отказа от массового кинопроизводства, Годар также пытался избежать культа личности, сложившегося вокруг него. Он работал анонимно в сотрудничестве с другими режиссерами, в первую очередь с Жан-Пьером Горином, с которым он сформировал кинокомплекс Дзига-Вертов. В этот период Годар снимал фильмы в Англии, Италии, Чехословакии, Палестине и Америке, а также во Франции. Он и Горин гастролировали со своими работами, пытаясь вызвать дискуссию, в основном в кампусах колледжей. Этот период достиг апогея с высокобюджетным спектакль Tout Va Bien, в котором снялись Ив Монтан и Джейн Фонда. Из-за аварии на мотоцикле, которая серьезно вывела Годара из строя, Горин в итоге руководил этой самой знаменитой совместной работой почти в одиночку. В качестве дополнения к Tout va bien, пара написала Письмо Джейн, 50-минутный «осмотр кадра», на котором Джейн Фонд посетила Вьетконг во время Вьетнамская война. Фильм - деконструкция западной империалистической идеологии. Это был последний совместный фильм Годара и Горина.

В 1978 году Годар получил заказ от правительства Мозамбика на создание короткометражного фильма. За это время его опыт работы с пленкой Kodak заставил его критиковать пленку как «изначально расистскую», поскольку она не отражала разнообразия, нюансов или сложности темно-коричневой или темной кожи. Это произошло потому, что Кодак карточки Ширли были сделаны только для кавказцев, и эта проблема не решалась до 1995 года.

После этого важного сотрудничества Годар встретил свою спутницу жизни Анн-Мари. Мьевиль. Они создали продюсерскую компанию SonImage в Швейцарии и вместе сняли два художественных фильма: Номер два и Комментарий ca va. Они также сняли два сериала для французского телевидения: Six fois deux и France / tour / détour / deux enfants. С тех пор, как в 1980 году Годар вернулся к основному кинопроизводству, Анн-Мари Мьевиль осталась важным соавтором.

Жан-Пьер Горин

событий мая 1968, когда произошли всеобщие потрясения в ответ на «авторитарный де Голль », и профессиональная цель Годара была пересмотрена, он начал сотрудничать с единомышленниками на арене кинопроизводства. Самым известным сотрудником был Жан-Пьер Горин, ученик-маоист Луи Альтюссера, Мишеля Фуко и Жака Лакана (который позже стал профессором кинематографии в Калифорнийском университете в Сан-Диего), увлеченно для кино, которое привлекло внимание Годара.

Между 1968 и 1973 годами Годар и Горин совместно создали пять фильмов с сильными маоистскими идеями. Самым ярким фильмом коллаборации стал Tout Va Bien (1972). В фильме снялась Джейн Фонда, которая в то время была женой французского режиссера Роджера Вадима. Фонд была на пике своей актерской карьеры, выиграв премию «Оскар» за роль в фильме «Клют» (1971) и прославившись как левый антивоенный активист. В главной мужской роли был легендарный французский певец и актер Ив Монтан, снявшийся в престижных фильмах Жоржа Клузо, Алена Резне, Саши Гитри, Винсента Минелли, Жоржа Кьюкора и Коста-Гавраса.

Группа Дзига Вертова

Небольшая группа маоистов, которую объединил Годар, в которую входил Горин, получила название Группа Дзига Вертова. Годар проявлял особый интерес к Дзиге Вертову, советскому кинорежиссеру, принятое имя которого происходит от глагола вращать или вращать, и его лучше всего помнят по фильму Человек с кинокамерой (1929) и современник великих советских теоретиков, в первую очередь Сергея Эйзенштейна, и русских конструктивистов и авангардистов, таких как Александр Родченко и Владимир Татлин. Частично политически сдвиг Годара после мая 1968 года был направлен на активное участие в классовой борьбе.

Sonimage

В 1972 году Годар и швейцарский кинорежиссер Анн-Мари Мьевиль основали компанию по производству и распространению альтернативных видео Sonimage., базирующаяся в Гренобле. Под Sonimage Годар выпустил как Numéro Deux (1975), так и Sauve qui peut (la vie) (1980). В 1976 году Годар и его жена Мьевиль вместе работал над серией новаторских видеоработов для европейского телевещания под названием Six fois deux / Sur et sous la communication (1976) и France / tour / détour / deux / enfants (1978).

Недавние фильмы (1980 - настоящее время)

Годар вернулся к нескольким более традиционной фантастике Sauve qui peut (la vie) (1980), первый из более мейнстримных фильмы, отмеченные автобиографические методы лечения: за нимали последовательных Passion, Lettre à Freddy Buache (оба 1982 г.), Prénom Carmen (1984) и Grandeur et al. décadence d'un petit commerce de cinéma (1986). Тем не менее, был еще один всплеск споров с Je vous salue, Мари (1985), который был осужден католической церковью за предполагаемую ересь, а также с королем Лиром. (1987), очерк о Уильяме Шекспире и языке. Также в 1987 году был завершен отрывок из фильма ARIA, который основан на сюжете Armide ; происходит в спортзале, и в нем используются несколько арий Жана-Батиста Люлли из его знаменитого Армида.

Его более поздние фильмы былиены большой формальной красотой и часто чувство реквиема - Nouvelle Vague (New Wave, 1990), автобиографический JLG / JLG, autoportrait de décembre (JLG / JLG: Автопортрет в декабре 1995 г.) и Навсегда Моцарт (1996). Allemagne année 90 neuf zéro (Германия, год 90, девять ноль, 1991) - это квази-продолжение Alphaville, но сделанное в элегическом тоне и сосредоточено на неизбежном старении.

В период с 1988 по 1998 год он выпустил серию из нескольких частей Histoire (s) du cinéma, монументальный проект, который объединил в себе все новшества его видеоработ и страстное участие в решении проблем. истории двадцатого века и истории самого фильма.

В 2001 году был выпущен Éloge de l'amour (Похвала любви). Фильм примечателен использованием как пленки, так и видео - первая половина снята в черно-белом формате 35 мм, вторая половина снята в цвете на DV, а затем передана на пленку для редактирования. Смешение фильма и видео напоминает высказывание Sauve Qui Peut, в котором напряжение между фильмом и видео вызывает борьбу между Каином и Авелем. Фильм также известен тем, что содержит темы старения, любви, разлуки и нового открытия, поскольку он следует за молодым художником Эдгаром в его созерцании новой работы о четырех стадиях любви.

В Notre musique (2004) Годар обратил свое внимание на войну, в частности, войну в Сараево, но с вниманием ко всей войне, включая Гражданская война в США, война между США и коренными американцами и израильско-палестинский конфликт. Фильм разделен на три дантовских царства: Ад, Чистилище и Рай. Очарование Годара парадоксом постоянно присутствует в фильме. Он открывается длинным, тяжеловесным монтажом военных образов, иногда переходящим в комикс; Рай показан как пышный лесной пляж, патрулируемый морской пехотой США.

фильм Годара Социализм (2010), премьера которого состоялась в разделе Особый взгляд на 2010 Каннский кинофестиваль. Он был показан в театральном масштабе во Франции в мае 2010 года.

Ходили слухи, что Годар рассматривал возможность снять экранизацию фильма Дэниела Мендельсона Потерянные: поиск шести из шести миллионов., отмеченная наградами книга о Холокосте. В 2013 году Годар выпустил короткометражку Les trois désastres (Три бедствия) как часть комплексного фильма 3X3D с режиссерами Питером Гринуэем и Эдгаром Пера. Премьера 3X3D состоялась на Каннском кинофестивале 2013.

Его фильм 2014 года Прощай, язык, снятый в 3-D, вращается вокруг пары, которая не может общаться друг с другом, пока их домашняя собака выступает для них как переводчик. Фильм был выбран для участия в конкурсе на Золотую пальмовую ветвь в основной части конкурса на Каннском кинофестивале 2014, где получил Приз жюри.

в 2015 году. Дж. Хоберман сообщил, что Годар работает над новым фильмом. Первоначально названный Tentative de bleu, в декабре 2016 года соруководитель Wild Bunch Винсент Мараваль заявил, что Годар снимал Le livre d'image (The Image Book ) почти два года "в различных арабских странах, включая Тунис. "и что это исследование современного арабского мира. Le livre d’image впервые был показан в ноябре 2018 года.

4 декабря 2019 года в Fondazione Prada в Милане открылась художественная инсталляция, созданная Годаром. Инсталляция под названием Le Studio d'Orphée представляет собой воссозданное рабочее пространство и включает монтажное оборудование, мебель и другие материалы, которые использовал Годар в пост-продакшене.

Личная жизнь

Годар был дважды женат, двум его ведущим женщинам: Анне Карине (1961–1965) и Анне Вяземски (1967–1979). Начиная с 1970 года, он лично и профессионально сотрудничал с Анн-Мари Миевиль. Годар жил с Миевилем в муниципалитете Ролле с 1978 года, и его бывшая жена Карина описывала его как «затворника».

Его отношения с Кариной, в частности, произвели некоторые из его самых фильмы, получившие признание критиков, и их отношения получили широкую огласку; The Independent описал их как «одну из самых знаменитых пар 1960-х годов». Писатель журнала Filmmaker назвал их сотрудничество «возможно, самым влиятельным произведением в истории кино». В конце жизни Карина сказала, что они больше не разговаривают друг с другом.

В 2017 году Мишель Хазанавичус снял фильм о Годаре, Redoubtable, основанный на мемуарах One Год спустя (2015) Вяземского. Он рассказывает о его жизни в конце 1960-х, когда они с Вяземским вместе снимали фильмы. Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале в 2017 году. Годар сказал о фильме, что это была «глупая, глупая идея».

Фильмография

Художественные фильмы

Сотрудничество с ECM Records

Годар прочно дружил с Манфред Эйхер, основатель и глава инновационного немецкого музыкального лейбла ECM Records. Лейбл выпустил саундтреки к альбомам Годара Nouvelle Vague (ECM NewSeries 1600-01) и Histoire (s) du cinéma (ECM NewSeries 1706). Это сотрудничество с годами расширилось, что привело к тому, что Годар разрешил ECM использовать кадры из его фильмов для обложек альбомов, а Эйхер взял на себя музыкальное руководство таких фильмов Годара, как Allemagne 90 neuf zéro, Hélas Pour Moi, JLG и For Ever Mozart. В его фильмах использовались треки из записей ECM; например, в саундтреке к фильму In Praise of Love широко используются Кетил Бьёрнстад и альбом Дэвида Дарлинга Эпиграфы. Годар также выпустил на лейбле коллекцию короткометражек, созданных им с Анн-Мари Миевиль, под названием Four Short Films (ECM 5001).

Среди обложек альбомов ECM с кадрами из фильмов Годара есть следующие:

См. также
Ссылки
Дополнительная литература
Внешние ссылки
Викискладе есть материалы, связанные с Жан-Люком Годаром.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Жан-Люк Годар
Последняя правка сделана 2021-05-24 04:29:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте