Альберт Финни | |
---|---|
Финни в 1966 году | |
Родился | (1936-05 -09) 9 мая 1936 г.. Салфорд, Англия |
Умер | 7 февраля 2019 г. (2019-02-07) (82 года). Лондон, Англия |
Образование | Королевская академия драматического искусства |
Род занятий | Актер |
Годы деятельности | 1956–2012 |
Супруг (ы) | Джейн Уэнам (m.1957; div. 1961) . Анук Эме (m.1970; div. 1978) . Пене Делмэдж (m.2006) |
Дети | 1 |
Альберт Финни (9 мая 1936 - 7 февраля 2019) был английским актером, который работал в кино, телевидение и театр. Он учился в Королевской академии драматического искусства и работал в театре, прежде чем в начале 1960-х стал известен на экране, дебютировав в фильме The Entertainer (1960) режиссера Тони Ричардсона., который ранее руководил им в театре. Он продолжил успешную карьеру в театре, кино и на телевидении.
Он известен своими ролями в Субботняя ночь и воскресенье утром (также 1960), Том Джонс (1963), Двое в дорогу (1967), Скрудж (1970), Энни (1982), Комод (1983), Перекресток Миллера (1990), Неважный человек (1994), Эрин Брокович (2000), Big Fish (2003), Ультиматум Борна ( 2007), Прежде чем дьявол узнает, что ты мертв (2007), Наследие Борна (2012) и фильм о Джеймсе Бонде Skyfall (2012).
Обладатель премий BAFTA, Золотой глобус, Эмми и Гильдия киноактеров, Финни был номинирован на Премия Оскар пять раз, как лучший актер четыре раза, за Тома Джонса (1963), Убийство в Восточном экспрессе (1974), Комод (1983), и Под вулканом (1984), и как Лучшая мужская роль второго плана Эрин Брокович (2000). Он получил несколько наград за роль Уинстона Черчилля в телевизионном биографическом фильме 2002 BBC - HBO The Gathering Storm.
Финни родился в Солфорде, Ланкашир, в семье Алисы (урожденной Хобсон) и букмекера Альберта Финни. Он получил образование в начальной школе Тутал Драйв, средней школе Солфорда и Королевской академии драматического искусства (RADA), которую окончил в 1956 году.
В то время как в RADA Финни рано появился на телевидении, сыграв мистера Хардкасла в Оливере Голдсмите «Она склоняется к победе ». BBC снимала и транслировала выступления студентов RADA в Театре Ванбру в Лондоне в пятницу, 6 января 1956 года. Среди других участников актерского состава были Рой Киннер и Ричард Бриерс. Финни окончил RADA и стал участником Королевской шекспировской труппы.
Финни получил контракт от Rank Organization, но отказался выступать в Бирмингемской республике. Он снимался в постановке Скупой. для Birmingham Rep, который был снят для BBC в 1956 году. Также для BBC он появился в фильмах «Работа на Клавердон-роуд» (1957) и View Friendship and Marriage (1958).
В Бирмингеме он сыграл главную роль в «Генрихе V», а в 1958 году дебютировал на лондонской сцене в фильме Джейн Арден The Party режиссера Чарльз Лоутон, который играл главную роль в постановке вместе со своей женой, Эльзой Ланчестер.
Финни гость снялся в нескольких сериях Emergency-Ward 10 и был Лисандром в телевизионной версии Сон в летнюю ночь (1959), режиссер Питер Холл.
В 1959 году Финни появился в Стратфорде в главной роли в Кориолан, заменив больного Лоуренса Оливье.
Первое появление Финни в фильме было в Тони Ричардсоне 's The Entertainer (1960), с Лоуренсом Оливье. Финни и Алан Бейтс сыграли сыновей Оливье. Он совершил прорыв в кино в том же году, когда изобразил разочаровавшегося фабричного рабочего в киноверсии Карела Рейса фильма Алана Силлитоу Субботняя ночь и воскресенье утром (1960), продюсер Ричардсон. Фильм имел кассовый успех и стал третьим по популярности фильмом в Великобритании в том году. Он заработал более полумиллиона фунтов стерлингов прибыли. Затем Финни сыграл Билли Лжеца (1960) на сцене и для британского телевидения.
Финни был выбран на роль Т. Э. Лоуренс в Дэвид Лин в постановке Лоуренс Аравийский после успешного и тщательно проработанного кинопроба, на съемку которого ушло четыре дня. Однако Финни отказался подписать многолетний контракт с продюсером Сэмом Шпигелем и решил не принимать эту роль.
Финни создал главную роль в Лютере, Пьеса 1961 года Джона Осборна, изображающая жизнь Мартина Лютера, ключевой ранней фигуры протестантской Реформации. Он исполнил роль с английской труппой в Лондоне, Ноттингеме, Париже и Нью-Йорке. Оригинальный Вест-Энд закончился в Фениксе в марте 1962 года, после 239 выступлений там, когда Финни был вынужден покинуть актерский состав, чтобы выполнить договорное обязательство с кинокомпанией.
Финни снялся в фильме 1963 года Оскар Том Джонс, снятом Ричардсоном по сценарию Осборна. Успех Тома Джонса привел к тому, что британские экспоненты проголосовали за Финни как за девятую по популярности звезду в прокате в 1963 году.
Финни последовал за этим с небольшой ролью в ансамблевом военном фильме Победители (1963), который не увенчался успехом. Затем он дебютировал на Бродвее в «Лютере» в 1963 году. Когда этот пробег закончился, он решил взять отпуск на год и отправиться в кругосветное путешествие. «Люди говорили мне, чтобы я нажился на моем успехе, пока я был горяч», - сказал он позже. «Я играл около восьми лет, и у меня был только один отпуск... Капитан Кук был моим героем, когда я был ребенком, и я подумал, что будет интересно побывать в некоторых местах на Тихом океане. где он был ».
Успех Тома Джонса позволил Финни в 1964 году снять свой следующий фильм Ночь должна пасть, в котором он также снялся и режиссером был Рейс.. Ремейк классического одноименного фильма 1937 года, фильм провалился, и игра Финни получила плохие отзывы.
Финни взялся за дело. сезон пьес в Королевском национальном театре, в том числе Мисс Джули Августа Стриндберга в 1965 году. Он вернулся в фильмы с Двое в дорогу (1967) с участием Одри Хепберн.
Он и Майкл Медвин сформировали продюсерскую компанию Memorial Productions, которая сняла Privilege (1967), режиссер Питер Уоткинс ; Горение (1968), короткометражный фильм режиссера Стивена Фрирза ; и Если.... (1968), режиссер Линдси Андерсон. Мемориал также занимался сценическими постановками, такими как День смерти Джо Эгга, который Финни исполнил в Лондоне, а затем на Бродвее. «Мемориал» также выпустил некоторые, в которых Финни не появлялся, например «Весна», «Портвейн» и «Бургер».
Мемориал затем снял фильм Чарли Бабблз (1968), в котором Финни играл главную роль и также был режиссером. Лайза Миннелли дебютировала в полнометражном кино. Позже Финни назвал это «самым сильным чувством творчества, которое у меня когда-либо было».
Только как актер он снял Лето Пикассо (1969). Финни сыграл главную роль в мюзикле Скрудж в 1970 году.
Финни затем снял Gumshoe (1971), первую полнометражную картину, поставленную Стивеном Фрирсом <363.>, для Мемориала. «Мемориал» продолжал выпускать фильмы, в которых Финни не появлялся: Весна и портвейн (1970) с Джеймсом Мэйсоном; Любящая память (1971), ранний режиссерский проект Тони Скотта ; Холодные моменты (1971), первая особенность фильма Майка Ли ; O Lucky Man! (1973) для Андерсона; и Закон и беспорядок (1974); снят в Голливуде.
В 1972 году Финни вернулся на сцену после шестилетнего отсутствия с Alpha Beta, которую он позже снял для телевидения с Рэйчел Робертс.
Memorial Productions вышла из производства, и Финни сосредоточился на актерской игре. «Сначала все было нормально, - сказал он позже, - но в конце концов он сидел в офисе, предлагал идеи Голливуду и ждал, пока зазвонит телефон».
Финни сыграл главного бельгийского детектива Агаты Кристи Эркюля Пуаро в фильме Убийство в Восточном экспрессе (1974). Финни стал настолько известен своей ролью, что в течение нескольких лет жаловался на то, что она типизировала его: «Люди действительно думают, что я стою 300 фунтов с французским акцентом», - сказал он.
Он объявил, что намеревается сыграть. снял фильм «Девушка в Мелани Кляйн» для «Мемориала», но его так и не сняли.
Финни решил отвлечься от художественных фильмов и сосредоточиться на сценической игре, став классикой в Национальном театре в Лондоне. «Я чувствовал, что это требует обязательств», - сказал он позже. «Когда вы все время снимаетесь в кино, вы перестаете дышать. Вы буквально не дышите так, как когда играете классику. Когда вам приходится произносить эти длинные сложные речи на сцене, вы не могу взмахнуть плечами после каждого предложения. Набор мускулов, необходимых для такого актерского мастерства, нужно тренировать. Я действительно хотел попытаться отдать должное моему собственному потенциалу в ролях. Я не хотел сниматься в кино актер просто зашел, сыграл Гамлета и снова взлетел. Я хотел почувствовать себя частью компании. "
Финни был в National более трех лет, в течение которых он играл в Гамлете, Макбет, Тамбурлейн и пьесы Антона Чехова.
Финни сняли телефильм в 1975 году по сценарию Питера Николса, и он также сыграл эпизодическую роль в фильме Дуэлянты (1977), первом фильме режиссера Ридли Скотта. Он также выпустил альбом через Motown.
Финни не играл главную роль в художественном фильме шесть лет и начал думать о возвращении в кино. Последние два успешных фильма, которые он снял, - это Скрудж и Восточный экспресс, в которых он был сильно замаскирован. «Большинство американцев, вероятно, думают, что я вешу 300 фунтов, у меня черные волосы и я говорю с французским акцентом, как Эркюль Пуаро», - сказал Финни. «Так что я подумал, что они должны взглянуть на меня, пока я был еще почти юным и симпатичным».
Финни решил снять шесть фильмов подряд, «чтобы я мог расслабиться и снова вернуться к этому.. Чтобы чувствовать себя по-настоящему уверенно и комфортно перед камерой, вам нужно сделать это какое-то время. "
Первые три были триллерами: Loophole (1981), с Сюзанной Йорк ; Вольфен (1981), режиссер Майкл Уэдли ; и Лукер (1981), сценарий и режиссер Майкл Крайтон.
Он получил отличные отзывы за свою роль в драме Стреляй в луну (1982). Финни сказал, что роль «требовала личного актерского мастерства; мне пришлось копаться в себе. Когда вам нужно раскрыть себя и использовать свою уязвимость, вы можете немного приблизиться к краю».
Менее хорошо было воспринято его исполнение в роли Дэдди Варбакса в Голливудской киноверсии Энни (1982), режиссером которой был Джон Хьюстон. Финни сказал, что сняться в этом фильме после «Стреляй на луну» было «изумительно. Я использую совершенно другую сторону себя, как Уорбакс.« Энни »- это шоу-бизнес; он открытый, простой и прямой. Для него нужны смелые основные цвета. Я не
Финни вошел в фильм Комод (1983) режиссера Питера Йейтса, который принес ему номинацию на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль.. Затем он сыграл главную роль в телефильме Папа Иоанн Павел II (1984), его дебют на телевидении в Америке.
Хьюстон выбрал Финни на главную роль Под вулканом (1984), который принес обоим мужчинам большое признание, в том числе еще одну номинацию на Оскар за Финни.
Финни сыграл главную роль Сидни Кентридж в драматизации 1984 года расследования расследования смерть Стива Бико, который был снят для телевидения после лондонского пробега.
Финни выступал на сцене в «Сиротках» в 1986 году, затем сделал версию фильма, поставленную Алан Дж. Пакула. Он сыграл главную роль в телевизионном мини-сериале Бесконечная игра (1989), сценаристом и режиссером которого является Брайан Форбс.
Финни начал 1990-е с главной роли. в фильме для HBO, Образ (1990). Он получил большое признание, играя босса гангстера в Перекрёсток Миллера (1990), заменив Трея Уилсона незадолго до съемок.
Финни также появился на Roger Waters 'The Wall - Live in Berlin (1990), где он сыграл «Судью» во время исполнения «The Trial ".
Финни снял фильм The Green Man (1990) для британского телевидения по роману Кингсли Эмиса.
. За ним последовал фильм The Playboys (1992) для Gillies MacKinnon ; Rich in Love (1993) для Брюс Бересфорд ; Версия Браунинга (1994) для Майк Фиггис ; Неважный человек (1994), для Сури Кришнамма ; и The Run of the Country (1995) для Питер Йейтс. В 1994 году Финни сыграл гей-кондуктора автобуса в начале 1960-х. Дублин в Неважный человек.
Он сыграл главную роль в Деннис Поттер <Последние две пьесы 363>, Караоке (1996) и Холодный Лазарь (обе 1996). В последнем он сыграл застывшую, бестелесную голову.
Финни сделал Ностромо (1997) для телевидения и Вашингтон Square (1997) для Агнешки Холланд затем сделал A Rather English Marriage (1998) с Томом Куртенэ. У него были роли второго плана в фильмах Завтрак чемпионов (1999) и Simpatico (1999).
У Финни был самый большой успех за долгое время с Эрин Брокович (2000), наряду с Джулией Робертс для Стивена Содерберга..
Финни сыграл эпизодическую роль в фильме Содерберга Трафик (2000) и сыграл Эрнеста Хемингуэя в (2001) для телевидения.
Он сыграл главную роль в Delivering Milo (2001), а в 2002 году получил признание критиков за исполнение Уинстона Черчилля в The Gathering Storm. Британская академия кино и телевидения (BAFTA), Эмми и Золотой глобус награды за лучшую мужскую роль.
Он также сыграл главную роль в телесериале Мой дядя Сайлас, основанном на рассказах Х. Э. Бейтс, о мошеннике, но симпатичном браконьерах и сельскохозяйственных рабочих, ухаживающих за своим внучатым племянником. Шоу транслировалось в двух сериях в 2001 и 2003 годах.
Финни сыграл ключевую роль в Big Fish (2003) режиссера Тим Бертон и сыграл еще одну эпизодическую роль. для Содерберга в Двенадцать друзей Оушена (2004). Он пел в фильме Тима Бертона Corpse Bride (2005) и в фильме Аспекты любви (2005).
Финни воссоединился с Ридли Скоттом в Хороший год (2006). У него были роли второго плана в фильмах Удивительная благодать (2006), Ультиматум Борна (2007) и Прежде чем дьявол узнает, что ты мертв (2007). В последний раз он появлялся в художественном фильме в фильме Skyfall (2012).
Пожизненный сторонник Манчестер Юнайтед, Финни рассказал документальный фильм «Мюнхен» о авиакатастрофе, в которой погибло большинство Басби Бэйбэ в 1958 году, который был показан на телеканале «Юнайтед». Телеканал MUTV в феврале 2008 года.
Он был номинирован на премию Тони за фильмы Лютера (1964) и День в Смерть Джо Эгга (1968), а также снялся на сцене в фильмах Любовь за любовь, Мисс Джули Стриндберга, Черная комедия, Country Wife, Alpha Beta, Beckett's Last Tape, Tamburlaine the Great, Another Time и его последнее выступление на сцене в 1997 году, «Art» от Ясмина Реза, которая предшествовала бродвейскому забегу 1998 года, удостоенному премии Тони.
Он получил премию Оливье за сирот в 1986 году и трижды Evening Standard Theater Awards за лучшую мужскую роль.
Финни никогда не отказывался от сценической работы и продолжал сотрудничать с Национальной театральной труппой в Лондоне, где в середине 1960-х выступал в шекспировской пьесе «Много шума из ничего» в «Олд Вик» и «Вишневый сад» Чехова. в 1970-х годах в Национальном театре.
От первой жены Джейн Уэнам у него родился сын Саймон Финни, который работает в киноиндустрии в качестве оператора. В 1970 году, почти через десять лет после развода с Уэнамом, Финни женился на французской актрисе Анук Эме, и этот союз продлился восемь лет. Затем он женился в третий и последний раз в 2006 году на Пенелопе Дельмадж, которая в то время работала туристическим агентом. Они оставались вместе до смерти Финни.
Финни в мае 2011 года публично сообщил, что лечился от рака почки. Согласно интервью 2012 года, у него было диагностировано заболевание пятью годами ранее, и он перенес операцию, за которой последовали шесть курсов химиотерапии. Финни умер в возрасте 82 лет от грудной инфекции 7 февраля 2019 года в Royal Marsden Hospital в Лондоне.
Финни отклонил предложение CBE в 1980 году, а также рыцарское звание в 2000 году. Он раскритиковал такие королевские почести, как «увековечение снобизма».
Год | Категория | Работа | Результат |
---|---|---|---|
1964 | Лучший актер | Том Джонс | Номинация |
1975 | Убийство в Восточном экспрессе | Номинация | |
1984 | Комод | Номинация | |
1985 | Под вулканом | Номинация | |
2001 | Лучшая мужская роль второго плана | Эрин Брокович | Номинация |
Джулия Робертс упомянула Финни в своей речи на премию «Оскар» за лучшую женскую роль в «Эрин Брокович», назвав его «приятно сниматься».
Финни получил 13 номинаций BAFTA (девять фильм, четыре ТВ), выиграв два:
Кроме того, Финни получил награду Премия BAFTA Academy Fellowship в 2001 году.
Он выиграл премию «Эмми» за выдающуюся ведущую роль в мини-сериале или «Сделано». для телефильма, за роль Уинстона Черчилля в HBO в фильме The Gathering Storm. Ранее он был номинирован на телефильм HBO «Образ» (1990).
Он получил девять номинаций на Золотой глобус, выиграв три:
За работу над Бродвей, Финни был номинирован на двоих Tony Awards за лучшую мужскую роль в пьесе за Лютера в 1964 году и A Day in the Death of Joe Egg в 1968 году. он выиграл Премию Лоуренса Оливье за лучшую мужскую роль за Сирот в 1986 году. Он трижды выигрывал Evening Standard Theatre Award за лучшую мужскую роль за Блоха в ухе в 1966 г., Тамбурлейн Великий в 1976 г. и «Сироты» в 1986 г.
Среди других наград: Золотая лавра за его работа над Скрудж (1970) и за его работу над Томом Джонсом, за которую он занял 3-е место в "Лучшем мужском комедийном представлении" за 1964 год. Он был отмечен Лос-Анджелесом Ассоциация кинокритиков за лучшую мужскую роль в фильме Под вулканом (который он связал с Ф. Мюррей Абрахам для Амадеус ), Национальная комиссия по надзору за лучшую мужскую роль в фильмах «Субботний вечер» и «Воскресное утро» и Нью-Йоркский кружок кинокритиков за лучшие Актерская награда для Тома Джонса.
Финни получил две награды Гильдии киноактеров за лучшую мужскую роль второго плана, за Эрин Брокович и за лучшую мужскую роль второго плана. участник актерского ансамбля в фильме Трафик. Он также был номинирован на «Надвигающуюся бурю» за лучшую роль мужского актера в телевизионном фильме или мини-сериале, но не выиграл.
Он получил награду Серебряного берлинского медведя за лучшую мужскую роль за Дрессер на 34-м Берлинском международном кинофестивале в 1984 году.
Он выиграл Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль за Тома Джонса на Венецианский кинофестиваль.
Год | Должность | Роль | Театр | Ссылка. |
---|---|---|---|---|
1956 | Генрих V | Король Генри | Бирмингемский репертуарный театр | |
1958 | Партия | Сойя | Новый театр | |
1959 | Кориолан | Кориолан | Королевский Шекспировский театр | |
1961 | Лютер | Мартин Лютер | Королевский придворный театр | |
1963 | Театр Лант-Фонтанн | |||
1965 | Черная комедия | Гарольд Горриндж | Театр Олд Вик | |
Много шума из ничего | Дон Педро | Театр Олд Вик | ||
1965–1966 | Мисс Джули | Жан | Театр Олд Вик | |
1966 | Блоха в ее ухе | Виктор Эммануэль Чандебис | Театр Олд Вик | |
1968 | День смерти Джо Эгга | Бри | Театр Брукса Аткинсона | |
1976 | Гамлет | Принц Гамлет | Королевский национальный театр | |
Тамбурлен | Тамбурлен | |||
1978 | Вишневый сад | Лопахин | Королевский национальный театр | |
1984 | Сержант Масгрейв Танец | Сержант Масгрейв | Театр Олд Вик | |
1986 | Сироты | Гарольд | Театр Аполло | |
1996 | 'Искусство' | Марк | Виндхэм. atre |
На Викискладе есть материалы, связанные с Альберт Финни. |
В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Альбертом Финни |