Лоуренс Оливье

редактировать
Английский актер, режиссер и продюсер XX века . Снимок головы и плеч мужчины среднего среднего возраста, слегка лысеющий, с карандашными усами Оливье в 1972 году

Лоуренс Керр Оливье, барон Оливье, OM (; 22 мая 1907 - 11 июля 1989) был английским актером и режиссером, который вместе со своими современниками Ральфом Ричардсоном и Джоном Гилгудом был одним из троицы актеров-мужчин, доминировавших в сцена середины 20 века. Он также работал в кино на протяжении всей своей карьеры, сыграв более пятидесяти ролей в кино. В конце своей карьеры он добился значительных успехов в телевизионных ролях.

Его семья не имеет театральных связей, но Отец Оливье, священник, решил, что его сын должен стать актером. После учебы в театральной школе в Лондоне изучил свое ремесло в серии актерских работ в конце 1920-х годов. В 1930 году он добился своего первого значительного успеха в Вест-Энде в фильме Ноэля Кауарда Частная жизнь, и он появился в своем первом фильме. В 1935 году он сыграл в знаменитом спектакле «Ромео и Джульетта» вместе с Гилгудом и Пегги Эшкрофт, и к концу десятилетия он стал признанной звездой. В 1940-х годах вместе с Ричардсоном и Джоном Барреллом Оливье был со-директором Старый Вик, превратив его в весьма уважаемую компанию. Среди его самых знаменитых ролей были Ричард III Шекспира и Софокл Эдип. В 1950-х Оливье был независимым актером-менеджером, но его сценическая карьера была в упадке, пока он не присоединился к авангарду English Stage Company в 1957 году, чтобы сыграть главную роль в The Entertainer, роль, которую он представила позже в фильме. С 1963 по 1973 год он был директором-основателем британского национального театра, управляя труппой, которая воспитала многих будущих звезд. Его собственные роли там включаются главную роль в Отелло (1965) и Шейлок в Венецианском купце (1970).

Среди фильмов Оливье Грозовой перевал (1939), Ребекка (1940) и трилогия шекспировских фильмов в роли актера-режиссера: Генри V ( 1944), Гамлет (1948) и Ричард III (1955). Его более поздние фильмы включают Спартак (1960), Ботинки рыбака (1968), Сыщик (1972), Марафонец (1976) и Мальчики из Бразилии (1978). Его телевизионные выступления включали адаптацию Луны и Шестипенсовика (1960), ночь среди долгого дня в (1973), Любовь руин (1975), Кот на раскаленной оловянной крыше (1976), Возвращение в Брайдсхед (1981) и Король Лир (1983).

Оливье удостоился звания рыцарства (1947), пожизненного пэра (1970) и Ордена за заслуги (1981). За свою работу на экране он получил четыре премии Оскар, две премии Британской киноакадемии, пять премий Эмми и три премии Золотой глобус.. Самая большая аудитория национального театра названа в его честь, и он отмечен в Премии Лоуренса Оливье, ежегодно вручаемых Обществом Лондонского театра. Он был женат трижды: на актрисах Джилл Эсмонд с 1930 по 1940 год, Вивьен Ли с 1940 по 1960 год и Джоан Плаурайт с 1961 года до самой смерти.

Содержание

  • 1 Жизнь и карьера
    • 1.1 Семейное происхождение и ранние годы (1907–1924)
    • 1.2 Ранняя актерская карьера (1924–1929)
    • 1.3 Восходящая звезда (1930–1935)
    • 1,4 Олд Вик и Вивьен Ли (1936–1938)
    • 1,5 Голливуд и Вторая мировая война (1938–1944)
    • 1,6 Совместное руководство «Олд Вик» (1944–1948)
    • 1,7 Послевоенное (1948–1951)
    • 1.8 Независимый актер-менеджер (1951–1954)
    • 1.9 Последние постановки с Ли (1955–1956)
    • 1.10 Королевский двор и Чичестер (1957–1963)
    • 1.11 Национальный театр
      • 1.11.1 1963–1968
      • 1.11.2 1968–1974
    • 1.12 Поздние годы (1975–1989)
  • 2 Награды, почести и памятные знаки
  • 3 Техника и репутация
  • 4 Сценические роли и фильмография
  • 5 Примечания и ссылки
    • 5.1 Примечания
    • 5.2 Ссылки
    • 5.3 Источники
  • 6 Сценные ссылки

Жизнь и карьера

Семейное прошлое и ранние годы (1907–1907) 1924)

Дом на Уотен-роуд, Доркинг, Суррей, где Оливье родился в 1907 году

О ливье родился в Доркинг, Суррей, молодой из трех детей преподобного Жерара Керра Оливье (1869–1939) и его жены Агнес Луизы, урожденной Крукенден (1871–1920). Их старшими детьми были Сибилла (1901–1989) и Жерар Дакрес «Дики» (1904–1958). Его прапрадед был французского гугенотского происхождения а Оливье происходил из длинной линии протестантских священнослужителей. Жерар Оливье начал карьеру школьным учителем, но к тридцати годам обнаружил сильное религиозное призвание и был положен в священники англиканской церкви. Он исповедовал чрезвычайно высокую церковь, ритуалист англиканство и любил, чтобы его называли «отец Оливье». Это делало его неприемлемым для сообщества англиканских конгрегаций, единственные должности, которые емуали, были временными, обычно заменяющими постоянными действующими в их отсутствие. Это означало кочевое существование, и в первые несколько лет жизни Лоуренса он никогда не жил в одном месте достаточно долго, чтобы заводить друзей.

В 1912 году, когда Оливье было пять лет, его отец получил постоянное назначение в качестве помощника ректор в Сент-Сэвиерс, Пимлико. Он занимал этот пост шесть лет, и наконец-то стала возможна стабильная семейная жизнь. Оливье был предан своей матери, но не своему отцу, которого он считал холодным и отстраненным родителем. Тем не менее, он многому научился у него исполнительскому искусству. В молодости Жерар Оливье думал о сценической карьере и был драматичным и эффективным проповедником. Оливье писал, что его отец знал, «когда умолкать, когда кричать об опасностях адского огня, когда вставлять кляп, когда внезапно становиться сентиментальным... Быстрая смена настроения и манер поглотила меня, и я никогда не забывал их. "

интерьер богато украшенной викторианской церкви Интерьер Всех Святых, Маргарет-Стрит

В 1916 году, после посещения ряда подготовительных школ, Оливье сдал экзамен по пению для поступления в хоровую школу Всех Святых, Маргарет-стрит, в Стиль поклонения церкви был (и остается) англо-католическим англо-католическим с упором на ритуалы, облачения и ладан, хотя чувствовал себя в некотором роде чужаком. В школьной постановке Юлия Цезаря в 1917 году игра десятилетнего Оливье в роли Брута произвела впечатление на аудиторию, в которую входили Леди Три, юная Сибил Торндайк, и Эллен Терри, который написала в своем дневнике: «Маленький мальчик, сыгравший Брута, уже является великим актером»., таких как Мария в Двенадцатая ночь (1918) и Кэтрин в Укрощение строптивой (1922).

От Всех Святых, Оливье поступил в школу Святого Эдуарда в Оксфорде с 1920 по 1924 год. Он не оставил большого следа до своего последнего года обучения, когда выиграл Пака в школьной постановке Сон в летнюю ночь ; его выступление было явлением силы, которое принесло ему популярность среди одноклассников. В январе 1924 года его брат уехал из Англии, чтобы работать в Индии плантатором каучука. Оливье очень скучал по нему. Он вспомнил в своих мемуарах, что его отец ответил: «Не будь таким дураком, ты не поедешь в Индию, ты идешь на сцену».

Ранняя актерская карьера (1924–1929)

В 1924 году Жерар Оливье, обычно скромный человек, сказал своему сыну, что он должен получить не только допуск в Центральную школу речевого и драматического искусства, но и стипендию со стипендией. чтобы покрыть его плату за обучение и расходы на проживание. Сестра Оливье училась там и была любимицей Элси Фогерти, основательницы и директора школы. Позже Оливье предположил, что именно на основании этого Фогерти согласился наградить его стипендией.

молодая темноволосая женщина в профиль слева Пегги Эшкрофт, современница и подруга Оливье в Центральной школе речевого обучения и драматического искусства, сфотографировано в 1936 году

Одним из современников Оливье в школе была Пегги Эшкрофт, которая была довольно неотесанным в том, его рукава были слишком короткими, но он был очень живым. и большое удовольствие ». По его собственному признанию, он не был очень добросовестным учеником, но Фогерти нравился ему и позже сказал, что он и Эшкрофт выделялись среди ее американских учеников. Покинув школу через год, Оливье получил работу в небольших гастрольных компаниях, прежде чем в 1925 году его взяли на работу Сибил Торндайк и ее муж Льюис Кассон в качестве сценического исполнителя, дублера и помощника режиссера в их Лондоне. Компания. Он смоделировал свой стиль исполнения в стиле Джеральда дю Морье, о котором он сказал: «Он, казалось, бормотал на сцене, но обладал такой совершенной техникой. Когда я начинал, я был так занят исполнением дю Морье, что я сказал. Шекспировские актеры, которые я видел, были ужасными радиолюбителями, вроде Фрэнка Бенсона ". Стремление Оливье говорить естественно и исключено, что он называл« пением »стихов Шекспира, было причиной большого разочарования в его начале карьеры, поскольку критики

В 1926 году по рекомендации Торндайка Оливье присоединился к Бирмингемская репертуарная труппа. Его биограф Майкл Биллингтон представила бирмингемскую компанию как «университет Оливье», где на втором курсе ему предоставлена ​​возможность сыграть широкий круг важных ролей, включая Тони Лампкина в Она наклоняется, чтобы завоевать, главная роль в Дядя Ваня и пароль в Все хорошо, Биллингтон Мел, что помолвка привела к «дружбе на всю жизнь с его коллегой-актером Ральфом Ричардсоном, которая должна иметь решающее влияние на британский театр».

Играя главная роль для подростко в «Птице» Работая в Royalty Theatre в июне 1928 года, Оливье начал отношения с Джилл Эсмонд, дочерью актеров Генри В. Эсмонда и Евы Мур.. Позже Оливье рассказывал, что он думал, что «она наверняка отлично справится с женой... Я не мог добиться большего в моем возрасте и с моим ничем не примечательным послужным списком, поэтому я сразу влюбился в нее».

В 1928 году Оливье исполнил роль Стэнхоупа в Р. «Конец путешествия» К. Шерриффа , в котором он добился большого успеха на премьере сингла «Воскресенье вечером». В следующем году ему предложили роль в постановке Вест-Энд, но он отказался от нее в пользу более гламурной роли Бо Гест в сценической адаптации П. Одноименный роман К. Рена 1929 г. «Конец путешествия» имел длительный успех; Beau Geste потерпел неудачу. Manchester Guardian пишет: «Мистер Лоуренс Оливье сделал все, что мог, как Бо, но он заслуживает и получает лучшие роли. Мистер Оливье собирается сделать себе громкое имя ». До конца 1929 года Оливье в семи пьесах, все из которых были недолговечными. Биллингтон приписывает эту частоту неудач неудачному выбору Оливье, а не просто невезению.

Восходящая звезда (1930–1935)

В 1930 году, думая о предстоящем браке, Оливье заработал немного дополнительных денег. с небольшими ролями в двух фильмах. В апреле он поехал в Берлин, чтобы снять русскоязычную версию Временной вдовы, криминальной комедии с Лилиан Харви, а в мае он провел ночи, работая над другой комедией, Слишком много жуликов. Он стал его личным менеджером, который стал его личным менеджером. Оливье не нравилось работать в кино, которое он назвал «этим маленьким анемичным медиумом, который не выносил великой игры», но в финансовом отношении это было намного более выгодным, чем его работа в театре.

Оливье и Эсмонд поженились 25 июля 1930 года, Всех Святых, Маргарет-стрит, хотя через несколько недель оба поняли, что ошиблись. Позже Оливье записал, что брак был «довольно грубой ошибкой. Я настаивал на том, чтобы выйти замуж из жалкой смеси религиозных и животных побуждений... »Она призналась мне, что была влюблена в другое место и никогда не сможет любить меня так сильно, как Я бы пожелал». Позже Оливье рассказал, что после свадьбы он не вел дневник в течение десяти лет и никогда больше не следовал религиозным обрядам, хотя эти факты «простым совпадением», не с свадьбой.

В 1930 году Ноэль Кауард выбрал Оливье на роль Виктора Принна в своей новой пьесе Частная жизнь, которая открылась в новом Театре Феникс в Лондоне в сентябре. Трус и Гертруда Лоуренс сыграли главные роли, Элиот Чейз и Аманда Принн. Виктор - второстепенный персонаж, наряду с Сибил Чейз; автор называл их «лишними марионетками, слегка деревянными кеглями, которые несколько раз сбивали с ног и снова вставали». Чтобы сделать их надежными супругами Аманды и Элиот, Кауард решил, что эти роли должны сыграть два исключительно привлекательных исполнителя. Оливье играл Виктора в Вест-Энде, а затем на Бродвее ; Адрианна Аллен была Сибиллой в Лондоне, но не могла поехать в Нью-Йорк, где роль исполнял Эсмонд. Коуард не только дал 23-летнему Оливье его первую успешную роль в Вест-Энде, но и стал чем-то вроде наставника. В конце 1960-х Оливье сказал Шеридану Морли :

Он дал мне чувство равновесия между добром и злом. Он заставлял меня читать; Раньше я вообще ничего не читал. Я помню, он сказал: «Хорошо, мой мальчик, Грозовой перевал, Человеческого рабства и Рассказ старых жен от Арнольда Беннета. Пойдем, это три из лучших. Я сделал.... Ноэль тоже сделал бесценную вещь, он научил меня не хихикать на сцене.... Однажды меня уже уволили за это, и меня чуть не уволили из Бирмингема по той же причине. Мой великий триумф произошел в Нью-Йорке, когда однажды мне удалось разбить Ноэля на сцене, не хихикая сам ».

молодая женщина и мужчина сидят за столом с горничной, стоящей в центре Оливье со своей первой женой Джилл Эсмонд (слева) в 1932 году

В 1931 году RKO Pictures предложили Оливье контракт на два фильма за 1000 долларов в неделю, он обсудил эту возможность с Кауардом, раздраженно сказал Оливье: «У вас нет художественной способности» Он согласился и переехал в Голливуд, несмотря на некоторые опасения. Друзья и любовники с его ролью второго плана, прежде чем RKO одолжил его роль Fox Studios. для своей первой роли в фильме, британский журналист в России, где действует военное положение в Желтом билете, вместе с Элиссой Лэнди и Лайонелом Бэрримором. Историк культуры Джеффри Ричардс внешний вид Оливье как попытка Fox Studios создала подобие Рональда Колмана, а усы, голос и манеры Колмана «идеально воспроизведены» Оливье вернулся в RKO, чтобы завершить свой контракт с дорамой 1932 года Западный проход, которая была коммерчески провальной. Первоначальный набег Оливье на американские фильмы не привел к прорыву, на который он надеялся; разочаровавшись в Голливуде, он вернулся в Лондон, где он снялся в двух британских фильмах: Совершенное взаимопонимание с Глорией Суонсон. nd No Funny Business - в котором также фигурировал Эсмонд. В 1933 году он был соблазнен вернуться в Голливуд, чтобы сыграть роль напротив Греты Гарбо в Королеве Кристине, но был заменен через две недели съемок из-за отсутствия химии между.

Сценические роли Оливье в 1934 году включали Босуэлла в Гордона Дэвио «Королева Шотландии», что было лишь умеренным успехом для него и для пьесы, но привело к важному взаимодействию для того же руководства (Бронсон Олбери ) вскоре после этого. Тем временем он имел большой успех, сыграв тонко замаскированную версию американского актера Джона Бэрримора в Джорджа С. Кауфмана и Эдны Фербер в Королевский театр. Его успех был подорван из-за того, что он сломал лодыжку за два месяца до начала бега в одном из спортивных акробатических трюков, он любил оживлять свои выступления.

Мистер Оливье был примерно в двадцать раз сильнее влюблен в Пегги Эшкрофт, чем мистер Гилгуд есть. Но не менее - я должен сказать, что огонь страсти мистера Оливье поддерживал игру, в то время как мистер Гилгуд не совсем.

Герберт Фарджон конкурирующим «Ромео»

В 1935 году под руководством Олбери Джон Гилгуд поставил «Ромео и Джульетту» в Новом театре с Пегги Эшкрофт, Эдит Эванс и Оливье. Гилгуд увидел Оливье в «Королеве Шотландии», увидел его потенциал и сделал большой шаг вперед в его карьере. В первые недели сериала Гилгуд играл Меркуцио, а Оливье - Ромео, после чего они поменялись ролями. Спектакль побил все рекорды по кассовым сборам - 189 спектаклей. Оливье был взбешен объявлениями после премьеры, в которых хвалили мужественность его выступления, но яростно критиковал его высказывание стихов Шекспира, противопоставляя это поэтическому мастерству его коллеги по фильму. Дружба между двумя мужчинами на стороне Оливье была острой на всю оставшуюся жизнь.

Старый Вик и Вивьен Ли (1936–1938)

В мае 1936 года Оливье и Ричардсон совместно руководили и снялся в новой пьесе Дж. Б. Пристли, Пчелы на Ботдеке. Оба актера получили отличные отзывы, но спектакль, являющийся аллегорией упадка Британии, не привлек публику и закрылся через четыре недели. Позже в том же году Оливье принял приглашение присоединиться к компании Old Vic. Театр, расположенный в немодном месте к югу от Темзы, с 1912 года предлагал недорогие билеты в оперу и драму под своим владельцем Лилиан Бейлис. Ее драматическая труппа специализировалась на пьесах Шекспира, и многим ведущим актерам пришлось очень сильно урезать зарплату, чтобы развить там свои шекспировские техники. Гилгуд был в труппе с 1929 по 1931 год, а Ричардсон с 1930 по 1932 год. Среди актеров, к которым Оливье присоединился в конце 1936 года, были Эдит Эванс, Рут Гордон, Алек Гиннесс и Майкл Редгрейв. В январе 1937 года он сыграл главную роль в неразрезанной версии Гамлета, в которой его стихотворение снова было невыгодно по сравнению с Гилгудом, который играл эту роль на той же сцене семь лет назад. The Observer Айвор Браун высоко оценил «магнетизм и мускулистость» Оливье, но пропустил «тот пафос, который так широко установлен мистером Гилгудом». Рецензент в The Times посчитал спектакль «полным жизненных сил», но временами «слишком легким... персонаж ускользает из рук мистера Оливье».

экстерьер викторианского театра Старый Вик (фотография 2012 года), где Оливье отточил его шекспировское мастерство

После «Гамлета» труппа представила «Двенадцатую ночь» в том, что режиссер Тайрон Гатри охарактеризовал как «плохую, незрелую мою постановку с возмутительно забавным Оливье Сэр Тоби и очень молодой Алек Гиннесс возмутительно и забавно, как сэр Эндрю ». Генрих V был следующей пьесой, представленной в мае в ознаменование коронации Георг VI. Будучи пацифистом в то время, Оливье так же не хотел играть короля-воина, как Гатри руководил пьесой, но постановка имела успех, и Бейлису пришлось продлить серию с четырех до восьми недель.

После успеха Оливье в шекспировских постановках, он совершил свой первый набег на Шекспира в кино в 1936 году в роли Орландо в Как вам это понравится режиссера Пола Циннера, «очаровательная, хотя и легкая постановка», по словам Майкла Брука из Британского института кино (BFI) Screenonline. В следующем году Оливье появился вместе с Вивьен Ли в исторической драме Пожар над Англией. Сначала он ненадолго встретился с Ли в Savoy Grill, а затем снова, когда она навещала его во время прогона «Ромео и Джульетты», вероятно, в начале 1936 года, и где-то в том же году у них завязался роман. Позже Оливье сказал об этих отношениях: «Я не мог ничего с собой поделать с Вивьен. Ни один мужчина не мог. Я ненавидел себя за измену Джилл, но тогда я изменял раньше, но это было что-то другое. Это было не просто так. похоть. Это была любовь, о которой я действительно не просил, но был втянут ». В то время как его отношения с Ли продолжались, он завел роман с актрисой Энн Тодд и, возможно, имел короткий роман с актером Генри Эйнли, согласно биографу Майклу Манну.

В июне 1937 года труппа Старый Вик принял приглашение сыграть «Гамлета» во дворе замка в Эльсиноре, где Шекспир разместил пьесу. Оливье получил роль Ли вместо Черри Коттрелл в роли Офелии. Из-за проливного дождя представились перенести из внутреннего двора замка в бальный залливого отеля, но традиция игры Гамлета в Эльсиноре была установлена, и Оливье последовали, среди прочих, Гилгуд (1939), Редгрейв (1950).), Ричард Бертон (1954), Кристофер Пламмер (1964), Дерек Якоби (1979), Кеннет Брана (1988) и Джуд Лоу (2009). Вернувшись в Лондон, труппа поставила Макбета с Оливье в главной роли. Стилизованная постановка Мишеля Сен-Дени не очень понравилась, но у Оливье было несколько хороших отзывов среди плохих. Вернувшись из Дании, Оливье и Ли рассказали своим супругом о романе и о том, что их окончен брак; Эсмонд переехал из семейного дома к своей матери. После того, как Оливье и Ли совершили турне по Европе в середине 1937 года, они вернулись к кинопроектам - Янк в Оксфорде для нее и Развод леди X для него - и переехали в собственность вместе в Ивер, Бакингемшир.

Оливье вернулся в Old Vic на второй сезон в 1938 году. За Отелло он играл Яго, с Ричардсоном в главной роли. Гатри хотел поэкспериментировать с теорией, согласно которой злодейство Яго вызвано подавленной любовью к Отелло. Оливье был готов сотрудничать, но Ричардсон - нет; зрители и большинство критиков не смогли понять предполагаемую мотивацию Яго Оливье, а «Отелло» Ричардсона казался недостаточно сильным. После этой сравнительной неудачи компания добилась успеха с Кориоланом с Оливье в главной роли. В заметках он упоминается вместе с великими предшественниками, такими как Эдмунд Кин, Уильям Макреди и Генри Ирвинг. Актер Роберт Спиайт описал его как «первый неоспоримо большую производительность Оливье». Это было последнее появление Оливье на лондонской сцене за шесть лет.

Голливуд и Вторая мировая война (1938–1944)

Студийный снимок молодого мужчины и женщины на открытом воздухе Оливье с Мерль Оберон в фильме 1939 года Грозовой перевал

В 1938 году Оливье присоединился к Ричардсону, чтобы снимать шпионский триллер Q Planes, выпущенный в следующем году. Фрэнк Ньюджент, критик The New York Times, считал, что Оливье «не так хорош», как Ричардсон, но был «вполне приемлемым». В конце 1938 года, соблазненный зарплатой в 50 000 долларов, актер поехал в Голливуд, чтобы сыграть роль Хитклиффа в фильме 1939 года Грозовой перевал вместе с Мерл Оберон и Дэвид Нивен. Менее чем через месяц присоединилась к нему, что ее поездка была частично из-за того, что Ларри здесь, а частично из-за того, что я намереваюсь получить роль Скарлетт О'Хара »- В который она в конце концов попала роль в Унесенных Ветер. Оливье не нравился «Грозовой перевал», и его подход к игре в кино в сочетании с неприязнью к Оберону привел к напряженности на съемочной площадке. Режиссер, Уильям Уайлер, был суровым надсмотрщиком, и Оливье научился удалять то, что Биллингтон назвал «панцирем театральности», к которому он был склонен, заменяя его «осязаемой реальностью». Получившийся фильм имел коммерческий и критический успех, который принес ему номинацию на премию Оскар за лучшую мужскую роль и создал ему репутацию на экране. Кэролайн Лежен, писавшая для The Observer, считала, что «Мрачное, угрюмое лицо Оливье, резкий стиль и определенное изящное высокомерие по отношению к миру в его игре как раз подходят» для этой роли, в то время как рецензент The Times написал, что Оливье «является хорошим воплощением Хитклифа... достаточно впечатляюще. в более человечном плане, он говорит свои реплики с реальным отличием, и всегда одновременно романтичен и жив ».

молодая женщина, цепляющаяся за Изображение чуть старше мужчины Оливье с Джоан Фонтейн в фильме 1940 года Ребекка

После краткого возвращения в Лондон В середине 1939 года пара вернулась в Америку, Ли снимал финальные кадры «Унесенных ветром», а Оливье готовился к съемкам фильма Альфреда Хичкока Ребекка - хотя пара надеялась появиться в нем вместе. Вместо этого на роль миссис де Винтер была выбрана Джоан Фонтейн, поскольку продюсер Дэвид О. Селзник считал, что она не только больше подходит для этой роли, но и что она лучше всех. чтобы держать Оливье и Ли отдельно до их развода. Оливье последовал за Ребеккой с Гордостью и предубеждением, в роли Мистера Дарси. К его разочарованию Элизабет Беннет играла Грир Гарсон, а не Ли. Он получил хорошие отзывы на оба фильма и показал себя на более уверенно, чем в его ранних работах. В январе 1940 года Оливье и Эсмонд получили развод. В феврале по другому запросу Ли, ее муж также подал заявление о расторжении их брака.

На сцене Оливье и Ли снялись в «Ромео и Джульетте» на Бродвее. Это была экстравагантная постановка, но коммерческая неудача. В «Нью-Йорк Таймс» Брукс Аткинсон хвалил декорации, но не игру: «Хотя мисс Ли и мистер Оливье - красивые молодые люди, они почти не играют своих ролей». Пара вложила в проект почти все свои сбережения, и его провал стал серьезным финансовым ударом. Они поженились в августе 1940 года на ранчо Сан-Исидро в Санта-Барбаре.

. Война в Европе шла уже год и шла плохо для Британии. После свадьбы Оливье захотел помочь военным. Он позвонил Даффу Куперу, министру информации при Уинстону Черчиллю, надеясь получить должность в отделе Купера. Купер посоветовал ему остаться на месте и поговорить с режиссером Александром Кордой, который базировался в США по указанию Черчилля и имел связи с британской разведкой. Корда - при поддержке и участии Черчилля - снял Эту женщину Гамильтона, с Оливье в роли Горацио Нельсон и Ли в главной роли. Корда увидел, что отношения между парой натянуты. Оливье утомляла удушающая лесть Ли, и она пила слишком много. По мнению BFI, фильм, в котором угроза Наполеона соответствует угрозе Гитлера, критики назвали «плохой историей, но хорошей британской пропагандой».

Жизнь Оливье оказалась под угрозой со стороны нацистов и прогерманских сочувствующих. Владельцы студии были отключены, что Сэмюэл Голдвин и Сесил Б. ДеМилль обеспечили ему поддержку и безопасность. По завершении съемок Оливье. В прошлом году он учился летать и к тому времени, как покинул Америку, отработал почти 250 часов. Он намеревался присоединиться к Королевским военно-воздушным силам, но вместо этого снял еще один пропагандистский фильм, 49-я параллель, рассказал короткие отрывки для Министерства информации и присоединился к Воздушной армии флота, потому что Ричардсон уже был в обслуживании. Ричардсон приобрел репутацию разбившегося самолета, который Оливье быстро затмил. Оливье и Ли поселились в коттедже недалеко от RNAS Worthy Down, где он находился в тренировочном отряде; Ноэль Кауард посетил пару и подумал, что Оливье выглядел недовольным. Оливье проводил большую часть своего времени, участвуя в радиопередачах и выступая с речами, чтобы поднять боевой дух, а в 1942 году его пригласили сделать еще один пропагандистский фильм Полурай, который помогает улучшить Британо -российские отношения.

группа журналистов, посещающих киностудию Корреспонденты зарубежных газет посещают съемочную площадку Генри V в Denham Studios в 1943 году

В 1943 году по указанию Министерства информации Оливье начал работать над Генрих V. Первоначально он не собирался брать на себя режиссерские обязанности, но закончил тем, что стал режиссером и продюсером в дополнение к главной роли. Его помогал интернированный итальянец Филиппо дель Джудиче, который был освобожден для пропаганды дела союзников. Было принято решение снимать батальные сцены в нейтральной Ирландии, где было легче найти 650 статистов. Джон Бетджеман, пресс-атта британского посольства в Дублине, ключевую роль связующего звена с ирландским правительством в принятии соответствующего мер. Фильм был выпущен в ноябре 1944 года. Брук, писавший для BFI, считает, что это «слишком поздно во время Второй мировой войны, чтобы быть призывом к оружию как таковым, но сталоным напоминанием о том, что защищала Британия». Музыка к фильму была написана Уильямом Уолтоном, «по мнению музыкального критика Майкла Кеннеди,« оценка входит в число лучших в музыке для фильмов ». Уолтон также написал музыку для следующих двух шекспировских адаптаций Оливье: Гамлет (1948) и Ричард III (1955). Генрих V был тепло встречен критиками. Рецензент Manchester Guardian писал, что в фильме «новое искусство рука об руку со старым гением, и то и другое прекрасно сочетается с единым умом» в фильме, который сработал «победоносно». Критик The Times считал, что Оливье «играет Генри на высокой, героической ноте и никогда не возникает опасности взлома» в фильме, названном «триумфом кинематографа». Фильм был номинирован на «Оскар», в том числе за лучший фильм и лучшую мужскую роль, но он не получил ни одной премии, и вместо этого Оливье был удостоен «специальной награды». Он не был впечатлен, и позже прокомментировал, что «это был мой первый абсолютный обман, и я расценил его как таковой».

Со-режиссер Old Vic (1944–1948)

На протяжении всего война, которую Тайрон Гатри стремился сохранить роту Old Vic, даже после того, как немецкие бомбардировки в 1942 году оставили театр почти в руинах. Небольшая труппа гастролировала по провинциям во главе с Сибил Торндайк. К 1944 году, когда война изменилась, Гатри почувствовал, что пришло время восстановить компанию на базе в Лондоне, и пригласил Ричардсона возглавить ее. Ричардсон поставил условием согласие с тем, что он должен разделить действие и управление в триумвирате. Первоначально он предложил Гилгуда и Оливье в качестве своих коллег, но первый отказался, сказав: «Это будет катастрофа, вам придется проводить все свое время в качестве арбитра между Ларри и мной». В конце концов было решено, что третьим участником будет режиссер Джон Баррелл. Губернаторы Олд Вик обратились к Королевскому флоту с просьбой об освобождении Ричардсона и Оливье; Морские лорды согласились, как выразился Оливье, «с" быстротой и отсутствием сопротивления, что было явно вредно ".

мужчина средних лет, залысины, с аккуратными усами Со-режиссер и партнер по фильму: Ральф Ричардсон в 1940-х

Триумвират получил Новый Театр на первый сезон и набрал компанию. К Торндайку присоединились, среди прочих, Харкорт Уильямс, Джойс Редман и Маргарет Лейтон. Было решено открыть репертуар четырех пьес: Пер Гюнт, Оружие и человек, Ричард III и Дядя Ваня. Роли Оливье были: Формовщик Пуговицы, Сергий, Ришар и Астров; Ричардсон играл Пира, Бланчли, Ричмонда и Ваню. Первые три постановки получили одобрение рецензентов и зрителей; Дядю Ваню встретили неоднозначно, хотя «Таймс» считала Астрова Оливье «выдающимся портретом», а Ваню Ричардсона - «идеальным сочетанием абсурда и пафоса». В «Ричарде III», по словам Биллингтона, триумф Оливье был абсолютным: «настолько, что он стал его наиболее часто имитируемым исполнением, и его превосходство не оспаривалось, пока Энтони Шер не сыграл роль сорок лет спустя». В 1945 году труппа совершила поездку по Германии, где их увидели многие тысячи военнослужащих союзников; они также выступали в театре Comédie-Française в Париже, первой иностранной труппе, удостоенной этой чести. Критик Гарольд Хобсон писал, что Ричардсон и Оливье быстро «сделали Old Vic самым известным театром в англо-саксонском мире».

Второй сезон 1945 года показал два двойных билета.. Первый состоял из Генриха IV, частей 1 и 2. Оливье играл воина Хотспура в первом и уклончивого правосудия Шеллоу во втором. Он получил хорошие уведомления, но с общего согласия производство принадлежало Ричардсону как Фальстаф. Во втором двойном заявлении доминировал Оливье в главных ролях Царь Эдип и Критик. В двух одноактных пьесах его переход от жгучей трагедии и ужаса в первой половине к фарсовой комедии во второй произвел впечатление на большинство критиков и зрителей, хотя меньшинство чувствовало, что трансформация из кроваво-ослепленной трансформации Софокла Герой тщеславного и смехотворного мистера Паффа Шеридана «отдавался быстрым поворотом в мюзик-холле». После лондонского сезона труппа разыграла и двойные счета, и дядю Ваню в шестинедельном забеге на Бродвее.

Третий и последний лондонский сезон под триумвиратом был в 1946–47. Оливье сыграл короля Лира, а Ричардсон сыграл главную роль в Сирано де Бержерак. Оливье предпочел бы поменять местами роли, но Ричардсон не хотел пытаться сделать Лира. «Лир» Оливье получил хорошие, но не выдающиеся отзывы. В его сценах из «Ближе к концу пьесы некоторые критики нашли его менее трогательным концом», чем его предшественники в роли. Влиятельный критик Джеймс Агат предположил, что Оливье использовало свою великолепную сценическую технику, чтобы замаскировать отсутствие чувствительности, которое актер категорически отвергал, но которое часто высказывалось на всей его дальнейшей карьеры. Во время правления Сирано Ричардсон был посвящен в рыцари, к нескрываемой зависти Оливье. Младший получил награду шесть месяцев спустя, когда дни триумвирата были сочтены. Высокий статус двух звездных актеров не понравился новому председателю губернаторов Олд Вик, лорду Эшеру. У него были амбиции стать первым руководителем национального театра, и он не собирался позволять им руководить актерами. Его воодушевил Гатри, который, спровоцировав назначение Ричардсона и Оливье, возмутился их рыцарским званием и международной славой.

В январе 1947 года Оливье начал работать над вторым фильмом в качестве режиссера, Гамлет (1948), в котором он также сыграл главную роль. Первоначальная пьеса была сильно сокращена, чтобы сосредоточиться на отношениях, а не на политических интригах. Фильм имел успех у критиков и коммерческий успех в Великобритании и за рубежом, хотя Лежен в «Наблюдателе» счел его «менее, чем сценическая работа [Оливье]... Он говорит благородно и с ла тогоской, кто их любит., но он сводит на свой собственный тезис, никогда, ни на мгновение не оставляет впечатления человека, который может принять собственное мнение; здесь, скорее, вы чувствуете, что это актер-продюсер-режиссер, который в любых обстоятельствах точно знает, что он хочет и получает это ». [ru ], критик The Daily Telegraph счел фильм «блестящим... одним из шедевров сцены превратился в один из величайших фильмов». Гамлет первым неамериканским фильмом стал получившим премию Оскар за лучший фильм, в то время как Оливье получил премию за лучшую мужскую роль.

В 1948 году Оливье возглавил труппу Олд Вик на шестерке. месячный тур по Австралии и Новой Зеландии. Он играл Ричарда III, сэра Питера Тизла в Школе скандала Шеридана и Антробуса в Торнтоне Уайлдере Кожа наших зубов, появляясь вместе с Ли в фильме последние две пьесы. Пока Оливье был в турне по Австралии, а Ричардсон был в Голливуде, Эшер разорвал контракты с тремя режиссерами, которые, как сообщалось, «ушли в отставку». Мелвин Брэгг в исследовании Оливье 1984 года и Джон Миллер в официальной биографии Ричардсона оба отмечают, что действия Эшера показывают национальный театр как минимум на десятилетие. Оглядываясь назад на 1971 год, Бернар Левин писал, что компания Old Vic с 1944 по 1948 год «была вероятно самой прославленной компанией, когда-либо созданной в этой стране». The Times сообщила, что годы триумвирата были величайшими в истории Old Vic; как выразился Хранитель, «губернаторы сразу уволили их в интересах более посредственной компании».

Послевоенное время (1948–1951)

женщина и мужчина сидят на ступеньках самолета Оливье с Ли в Австралии, 1948 год

К концу австралийского турне Ли и Оливье были истощены и больны, и он сказал журналисту: «Вы можете не знать, но вы говорите с парой ходячих трупов ». Поз потерже он пишет, что «Вивьен» в Австралии, имея в виду роман с австралийским актером Питером Финчем, с которым пара познакомилась во время тура. Вскоре после этого Финч переехал в Лондон, где Оливье прослушал его и заключил с ним долгосрочный контракт с Laurence Olivier Productions. Роман Финча и Ли продолжался и заканчивался в течение нескольких лет.

Хотя триумвират Олд был распущен, они отказались обсудить этот вопрос публично, а Оливье даже договорился разыграть заключительный лондонский сезон с труппой в 1949 году в роли Ричарда III, сэра Питера Тизла и Хора в его собственном производстве Ануила Антигона с Ли в главной роли. После этого он мог начать новую карьеру актера-менеджера. В партнерстве с Бинки Бомонт он поставил английскую премьеру фильма Теннесси Уильямс Трамвай «Желание » с Ли в центральной роли Бланш ДюБуа. Пьеса была осуждена большинством критиков, но постановка значительный коммерческий успех и привела к тому, что Ли был выбран на роль Бланш в фильма 1951 года. Гилгуд, который был преданным другом Ли, сомневался, поступил ли Оливье мудро, позволив ей сыграть сложную роль психически неуравновешенной героини: «[Бланш] в некотором роде была очень похожа на нее. Это, должно быть, было ужасным напряжением. делать это ночь за ночью. Она будет дрожать, бледнеть и в конце концов сильно обезуметь ».

Я думаю, что сейчас я довольно хороший менеджер.... Я управлял театром Сент-Джеймс восемь лет. Я не справился с этим.... Я делал ошибку за ошибкой, но я осмелюсь сказать, что эти ошибки научили меня чему-то.

Оливье разговаривает с Кеннетом Тайнаном в 1966 году

Производственная компания, созданная Оливье, взяла в аренду Театр Сент-Джеймс. В январе 1950 года он спродюсировал, поставил и снялся в стихотворной пьесе Кристофера Фрая Наблюдаемая Венера. Спектакль пользовался популярностью, несмотря на плохие отзывы, но дорогостоящая постановка мало помогла финансам Laurence Olivier Productions. После неудачных кассовых сборов компания в 1951 году уравновесила свои бухгалтерские книги постановками Шоу Цезарь и Клеопатра и Шекспира Антоний и Клеопатра, которые Оливье играл в Лондоне, а также перешел на Бродвей. Некоторые критики считали, что Оливье не раскрывает обеими его ролями. Оливье отклонил это предложение, посчитав это оскорблением его честности как актера. По мнению критика и биографа В. А. Дарлингтон, его просто ошибочно приняли за Цезаря и Антония, считая первым скучным, а вторым слабым. Дарлингтон комментирует: «Оливье, которому было демонстрировано свои способности на самом пике, казалось, потерял интерес к собственной игре». В течение следующих четырех лет Оливье проводил большую часть своего времени, представляя пьесы, а не руководя или действуя в них. Его презентации в Сент-Джеймс включали сезоны компании Руджеро Руджери, представившей две Пиранделло пьес на итальянском языке, за последовал визит комеди-франсез, ставший пьесой Мольера, Расин, Мариво и Мюссе на французском языке. Дарлингтон считает постановку «Отелло» в главной роли Орсона Уэллса в 1951 году как лучшую постановку Оливье в театре.

Независимый актер-менеджер (1951–1954)

Пока Ли снимал В 1951 году на трамвае Оливье присоединился к ней в Голливуде, чтобы снимать фильм Кэрри, основанный на неоднозначном романе Сестра Кэрри ; Несмотря на то, что фильм преследовал множество неприятностей, Оливье получил теплые отзывы и был номинирован на премию BAFTA. Оливье начал замечать изменение в поведении Ли, и позже он рассказывал, что «я обнаружил, что Вивьен сидит на стороне кровати, заламывает руки и рыдает в состоянии серьезного страдания; я, естественно, отчаянно дать ей немного. После отпуска с Ковардом на Ямайке она, похоже, выздоровела, но позже Оливье записал: «Я уверен, что... [врачи], должно быть, приложили некоторые усилия, чтобы сказать Ее болезнь называется маниакальной депрессией и что это означает - возможно, постоянный циклический переход между глубинами депрессии и дикой, неконтролируемой манией. написав «на протяжении всего ее владения это сверхъестественное злобное чудовище, маниакальная, с ее смертоносными все сжимающимися спиралями, она сохранила свою индивидуальную ловкость - способность скрывать свое истинное психическое состояние почти от всех, кроме меня, от которого невозможно ли можно было ожидать, что»

В январе 1953 года Ли поехала на Цейлон (ныне Шри-Ланка), чтобы снимать Elephant Walk с Питером Финчем. Съемок нервного срыва, когда она вернулась в Финча, и она вернулась к ней. она постепенно выздоравливала в течение нескольких месяцев. В результате срыва многие друзья Оливье узнали о ее проблемах. Нивен сказал, что она была «совершенно, безумной», в своем дневнике Кауард выразил мнение, что «с 1948 года или около того дела шли плохо и становились все хуже».

Для коронации В сезоне 1953 года Оливье и Ли снялись в Вест-Энде в Руританской комедии Руританца Теренса Раттигана Спящий принц. Он длился восемь месяцев, но был широко расценен как незначительный вклад в сезон, в который другие постановки включаются Гилгуда в Venice Preserv'd, Coward в The Apple Cart и Эшкрофта и Редгрейва. в «Антонии и Клеопатре».

Оливье снял свой третий шекспировский фильм в сентябре 1954 года Ричард III (1955), который он продюсировал вместе с Кордой. Присутствие четырех театральных рыцарей в одном фильме - к Оливье присоединились Седрик Хардвик, Гилгуд и Ричардсон заставило американского рецензента добавить его «Все-сэр-Каст». Критик «Манчестер Гардиан» охарактеризовал фильм как «смелое и успешное достижение», но он не имел кассового успеха, что объясняло последующую неспособность Оливье собрать средства для запланированного фильма Макбета.. За эту роль он получил премию BAFTA и был номинирован на премию Оскар за лучшую мужскую роль, которую получил Юл Бриннер.

Последние постановки с Ли (1955–1956)

В 1955 году Оливье и Ли пригласили сыграть главные роли в трехесах в Мемориальном театре Шекспира в Стратфорде. Они начали с «Двенадцатой ночи» режиссера Гилгуда, с Оливье в роли Мальволио и Ли в роли Виолы. Репетиции были трудными, Оливье решил сыграть свою концепцию роли, несмотря на то, что режиссер считал ее вульгарной. Позже Гилгуд пишет:

Каким-то образом производство не сработало. Оливье был настроен сыграть Мальволио в своей особой, довольно экстравагантной манере. В конце он был очень трогательным, но он играл более ранние сцены, как еврейский парикмахер, с шепелявостью и необычным акцентом, и он настоял на том, чтобы упасть спиной со скамейки в сцене в саду, хотя я умолял его не делать этого.... Но Мальволио - очень сложная роль.

Следующей постановкой был «Макбет». Рецензенты были равнодушны к руководству Глена Бьяма Шоу и дизайну Роджера Фёрса, но исполнение Оливье в главной роли привлекало превосходную степень. К Дж. К. Тревин, Оливье был «лучшим Макбетом наших дней»; для Дарлингтона это был «лучший Макбет нашего времени». Леди Макбет Ли получила смешанные, но в целом вежливые уведомления, хотя до конца жизни Оливье считал, что это была лучшая леди Макбет, которую он когда-либо видел.

женщина и мужчина сидят и смотрят в камеру Оливье и Ли в 1957 году

В третьей постановке 1955 года в Стратфорде Оливье главную роль в сезоне Тит Андроник с Ли в роли Лавинии. Ее замечания в этой роли были ужасающими, но она Питера Брука и исполнение Оливье в роли Тита вызвали самые большие овации в истории Стратфорда со стороны премьеры, и критики приветствовали постановку как веху в пост-индустрии. -военный британский театр. Оливье и Брук возобновили постановку для континентального турне в июне 1957 года; его последний спектакль, закрывающий старый театр Столла в Лондоне, был последним разом, когда Ли и Оливье играли вместе.

Ли забеременела в 1956 году и отказалась от постановки комедии Кауарда Пузырь Южного моря. На следующий день после ее выступления в пьесе у нее случился выкидыш, и она вошла в период депрессии, который длился несколько месяцев. В том же году Оливье решил направить и продюсировать киноверсию Спящий принц с новым названием Принц и танцовщица. Вместо того, чтобы появляться с Ли, он взял на роль танцовщицы Мэрилин Монро. Хотя наблюдения были непростыми из-за поведения Монро, фильм был оценен непростыми критиками.

Королевский двор и Чичестер (1957–1963)

Оливье во время производства «Принца и танцовщицы»., Монро и ее муж, американский драматург Артур Миллер, используют постановку English Stage Company фильма Джона Осборна «Оглянись во гневе» на Королевский двор. Оливье видел эту пьесу раньше, и она ему не понравилась, но Миллер был обвинен, что Осборн талантлив, и Оливье пересмотрел свое мнение. Он был готов к смене направления; в 1981 году он писал:

Я достиг той стадии в моей жизни, от которой меня сильно тошнило, а не просто устало. Следовательно, публикация, вероятно, начала со мной соглашаться. Мой ритм работы стал смертельно опасным: классический или полуклассический фильм; один или два спектакля в Стратфорде, или девятимесячный забег в Вест-Энде и т. д. и т. д. Я сходил с ума, отчаянно искал что-то неожиданно новое и волнующее. То, что я считал своим образом, утомило меня до смерти.

мужчина средних лет с молодой женщиной на сцене Оливье с Джоан Плаурайт в Конферансье на Бродвее в 1958 году

Осборн уже работал над фильмом. Новая пьеса, Артист, аллегория постколониального упадка Британии, сосредоточена на захудалом разнообразии комика, Арчи Райса. Прочитав первый акт - все, что к тому времени было завершено, - Оливье попросил его сыграть роль. В течение многих лет он утверждал, что легко мог бы стать комиком третьего сорта по имени «Ларри Оливер». За бесстыдным фасадом Арчи скрывается глубокое отчаяние, и Оливье уловил оба аспекта, переключаясь, по словам биографа Энтони Холдена, «от радостно безвкусной комической рутины к самому мучительному пафоса». 383>постановка Тони Ричардсона для English Stage Company перенесена из Королевского двора в Palace Theater в сентябре 1957 года; после этого гастролировал и вернулся во дворец. Роль дочери Арчи Джин взяли на себя три актрисы во время различных тиражей. Второй из них была Джоан Плаурайт, с которой Оливье завязал отношения, которые длились до конца его жизни. Оливье сказал, что игра Арчи «снова заставила меня почувствовать себя современным актером». В поисках подходящей ему авангардной пьесы он, как заметил Осборн, намного опередил Гилгуда и Ральфа Ричардсона, которые не следовали его примеру более десяти лет. Их первыми значительными успехами в творчестве любого из поколений Осборна были работы Алана Беннета Сорок лет спустя (Гилгуд в 1968 году) и Дэвида Стори Хоум (Ричардсон и Гилгуд в 1970 году).

Оливье получил еще одну номинацию на премию BAFTA за роль второго плана в фильме 1959 года Ученик дьявола. В том же году, после перерыва в два десятилетия, поставил 28-летний Питерл. Игра Оливье получила высокую оценку критиков за ее жестокий атлетизм в сочетании с эмоциональной уязвимостью. В 1960 году он во второй раз выступил в компании Королевский Суд в пьесе Ионеско абсурдистской пьесы Носорог. Постановка была указана основным языком с режиссером Орсоном Уэллсом, который, по словам биографа Фрэнсиса Беккета, перенес «ужасное обращение», которое Оливье нанесено Гилгуду в Стратфорде пять летми ранее. Оливье снова проигнорировал своего директора и подорвал его авторитет. В 1960 и 1961 годах Оливье появился в фильме Ануила Беккет на Бродвее, сначала в главной роли, с Энтони Куинном в роли короля, а затем обменявшись ролями со своим партнером по фильму

красочный плакат голливудского фильма . Плакат Стэнли Кубрика Спартак, один из двух фильмов, в Оливье появился в 1960 году

Два фильма с участием Оливье были выпущены в 1960 году. Первый, снятый в 1959 году, был Спартак, в котором он изобразил римского полководца Марка Лициния Красса. Его вторым был The Entertainer, застрелен, когда он появлялся в Кориолане; фильм был хорошо принят критиками, но не так тепло. Рецензент The Guardian посчитал, что выступления были хорошими, и написал, что Оливье «на сцене, как и на сцене, вершины силы, оживляя Арчи Райса...». За свою игру Оливье был номинирован на премию Американской киноакадемии за лучшую мужскую роль. Он также сделал адаптацию Луны и Шиппенса в 1960 году, получив премию Эмми..

Брак Оливье распадался в конце 1950-х. Режиссируя Чарльтона Хестона в пьесе 1960 года «Тамблер», Оливье раскрыл, что «Вивьен находится в нескольких тысячах миль отсюда, дрожа на краю обрыва, даже когда она тихо сидит в своей гостиной», когда она угрожала самоубийством. В мае 1960 г. начался развод; Ли сообщил об этом прессе и сообщил репортерам об отношениях Оливье с Плаурайтом. Указ nisi был издан в декабре 1960 года, что ему жениться на Плаурайте в марте 1961 года. В декабре 1961 года родился сын Ричард; за ними последовали две дочери, Тамсин Агнес Маргарет, родившаяся в январе 1963 года, и актриса Джули-Кейт, родившаяся в июле 1966 года.

В 1961 году Оливье принял руководство новым театральным предприятием, Чичестерским фестивалем. В первом сезоне 1962 года он поставил две заброшенные английские пьесы 17-го века: комедию Джона Флетчера «Шансы» 1638 года и трагедию Джона Форда 1633 года Разбитое сердце, за ним дядя Ваня. Рота, которую он нанял, состояла из сорока человек и включала Торндайка, Кассона, Редгрейва, Афин Сейлер, Джона Невилла и Плаурата. Первые две пьесы были приняты вежливо; Чеховская постановка вызвала восторженные отзывы. The Times отметила: «Сомнительно, чтобы МХАТ сам мог улучшить эту постановку». Второй сезон в Чичестере в следующем году состоял из возрождения «Дяди Вани» и двух новых постановок - «Святая Джоанна» Шоу и «Осел работного дома» Джона Ардена. В 1963 году Оливье получил еще одну номинацию на премию BAFTA за главную роль школьного учителя, обвиненного в сексуальных домогательствах к студенту в фильме Срок суда.

Национальный театр

1963–1968

В примерно в то время, когда открылся Чичестерский фестиваль, планы по созданию Национального театра начали реализовываться. Британское правительство согласилось выделить средства на строительство нового здания на Южном берегу Темзы. Лорд Чандос был назначен председателем Национального совета театра в 1962 году, а в августе Оливье принял его приглашение стать первым директором компании. В качестве своих помощников он нанял режиссеров Джона Декстера и Уильяма Гаскилла, с Кеннетом Тайнаном в качестве литературного советника или «драматурга ». В ожидании строительства нового театра компания базировалась в Old Vic. С согласия обеих организаций Оливье оставался общим руководителем Чичестерского фестиваля в течение первых трех сезонов Национального фестиваля; он использовал фестивали 1964 и 1965 годов, чтобы подготовить пьесы, которые он надеялся поставить в Old Vic.

Первой постановкой Национального театра был «Гамлет» в октябре 1963 года с Питером О'Тулом в главной роли. и режиссер Оливье. О'Тул был приглашенной звездой, что было одним из редких исключений из политики Оливье по кастингу постановок из обычной компании. Среди тех, кто оставил след во время правления Оливье, были Майкл Гэмбон, Мэгги Смит, Алан Бейтс, Дерек Якоби и Энтони Хопкинс. Широко отмечалось, что Оливье, похоже, не хотел нанимать своих сверстников для выступления в своей компании. Эванс, Гилгуд и Пол Скофилд заглянули ненадолго, а Эшкрофт и Ричардсон ни разу не появлялись в National во времена Оливье. Роберт Стивенс, член компании, заметил: Виной всему была параноидальная ревность к любому, кого он считал соперником ».

За десять лет работы в« National »Оливье сыграл в тринадцати пьесах и поставил восемь. Некоторые из ролей, которые он сыграл, были второстепенными персонажами, в том числе сумасшедший дворецкий в Фейдо Блоха в ухе и напыщенный поверенный в Дом Моэма. и красота; Вульгарный солдат капитан Брэзен в комедии 1706 года Фаркуара Вербовщик был более важной ролью, но не главной. Помимо его Астрова в «Дядюшке Ване», знакомом по Чичестеру, его первой главной ролью в «National» был «Отелло» в постановке Декстера в 1964 году. Постановка имела кассовый успех и регулярно возобновлялась в течение следующих пяти сезонов. Его выступление разделило мнения. Большинство рецензентов и театральных коллег высоко оценили его; Франко Дзеффирелли назвал его «антологией всего, что было обнаружено в актерском мастерстве за последние три столетия». Среди несогласных были: The Sunday Telegraph, который назвал это "видом плохой игры, на которую способен только великий актер... на грани самопародии"; режиссер Джонатан Миллер подумал, что это «снисходительный взгляд на афро-карибского человека». Бремя выполнения этой сложной роли одновременно с управлением новой труппой и планированием переезда в новый театр сказалось на Оливье. В довершение всего он почувствовал себя обязанным взять на себя роль Солнесса в Мастер-строитель, когда больной Редгрейв отказался от роли в ноябре 1964 года. Впервые Оливье начал страдать от страха перед сценой., которая мучила его несколько лет. Спектакль «Отелло» в Национальном театре был выпущен как фильм в 1965 году, получивший четыре номинации на премию Оскар, в том числе за лучшую мужскую роль за Оливье.

В течение следующего года Оливье сосредоточился на менеджменте, снял одну постановку (Горнило ), взял на себя комическую роль пижонского Таттла в Конгриве Любовь к любви и снял один фильм Bunny Lake is Missing, в котором он и Кауард были на одном счете впервые со времен Private Lives. В 1966 году его единственной постановкой была пьеса Юнона и Пейкоук. The Times отметила, что постановка «восстанавливает веру в произведение как шедевр». В том же году Оливье изобразил Махди напротив Хестона в роли генерала Гордона в фильме Хартум.

. В 1967 году Оливье был пойман в центре противостояния между Чандос. и Тайнана по поводу предложения последнего поставить на сцену Рольфа Хохута Солдат. Поскольку в пьесе Черчилль спекулятивно изображен как соучастник убийства польского премьер-министра Владислава Сикорского, Чандос счел это неоправданным. По его настоянию правление единогласно наложило вето на постановку. Тайнан подумывал об отставке из-за этого вмешательства в свободу творчества руководства, но сам Оливье твердо остался на своем месте, и Тайнан также остался. Примерно в это же время Оливье начал долгую борьбу с чередой болезней. Он лечился от рака простаты и во время репетиции постановки Чехова Три сестры был госпитализирован с пневмонией. Он достаточно выздоровел, чтобы сыграть тяжелую роль Эдгара в Стриндберге Танец смерти, лучшем из всех его выступлений, кроме Шекспира, по мнению Гилгуда.

1968–1974

Оливье намеревался уйти с поста директора Национального театра в конце своего первого пятилетнего контракта, так как он надеялся, что труппа переехала в новое здание. К 1968 году из-за бюрократических проволочек строительные работы даже не начались, и он согласился служить на второй пятилетний срок. Его следующая главная роль и его последнее появление в пьесе Шекспира было в роли Шейлока в «Венецианском купце», его первом появлении в произведении. Он намеревался сыграть Шейлока Гиннесса или Скофилда, но вмешался, когда ни того, ни другого не было. Постановка Джонатана Миллера и игра Оливье вызвали широкий отклик. Два разных критика написали об этом для The Guardian: один написал: «Это не та роль, которая его напрягает или за которую его будут особенно помнить»; другой отметил, что этот спектакль «считается одним из его величайших достижений, в котором задействован весь его диапазон».

В 1969 году Оливье снялся в двух фильмах о войне, изображая военачальников. Он играл фельдмаршала француза в фильме о Первой мировой войне О! Какая прекрасная война, за которую он получил еще одну награду BAFTA, за ним последовал главный маршал авиации Хью Даудинг в Битве за Британию. В июне 1970 года он стал первым актером, которого сочли за заслуги перед театром. Хотя он сначала отказался от этой чести, Гарольд Уилсон, действующий премьер-министр, написал ему, затем пригласил его и Плаурата на обед и убедил его принять.

элегантно стареющий мужчина в галстуке Лоуренс Оливье в 1972 году, во время производства из Сыщик

После этого Оливье сыграл еще три сценические роли: Джеймса Тайрона в Юджина О'Нила Путешествие долгого дня в ночь (1971–72), Антонио в Эдуардо де Филиппо в субботу, воскресенье, понедельник и Джон Тагг в Тревор Гриффитс в партии (оба 1973–74). Среди ролей, которые он надеялся сыграть, но не смог из-за плохого состояния здоровья, был Натан Детройт в мюзикле Ребята и куклы. В 1972 году он взял отпуск в National, чтобы сыграть главную роль напротив Майкла Кейна в Джозефе Л. Манкевиче в фильме Энтони Шаффера «Сыщик»., который The Illustrated London News считал «Оливье в его лучшем виде, мерцающем, закатывающем глаза»; и он, и Кейн были номинированы на премию Оскар за лучшую мужскую роль, проиграв Марлону Брандо в Крестный отец.

Последние две постановки, поставленные Оливье, были Жан Жираду ' s Амфитрион (1971) и Пристли Иден Энд (1974). Ко времени Иден Энда он уже не был директором Национального театра; Питер Холл вступил во владение 1 ноября 1973 года. Правление бестактно распорядилось правопреемством, и Оливье почувствовал, что его смягчили- хотя он и заявлено о своем намерении уйти - и что с ним не проконсультировали должным образом по поводу выбора преемника.. В его честь был назван самый большой из трех театров в новом здании театра театра, но единственное его появление на сцене театра Оливье было на его официальном открытии Королевства в октябре 1976 года, когда он произнес приветственную речь. в частном порядке описывается как самая успешная часть вечера.

Поздние годы (1975–1989)

Оливье провел последние 15 лет жизни, заботясь о своих финансах и борясь с плохающимся здоровьем, в том числе тромбоз и дерматомиозит, дегенеративное мышечное заболевание. В профессиональном плане и для финансовой безопасности он в 1972 году сделал серию рекламных объявлений о камерах Polaroid, хотя и оговорил, что их никогда нельзя показывать в Великобритании; он также снялся в нескольких эпизодических фильмах, которые, по словам Биллингтона, были в «часто малоизвестных фильмах». Переход Оливье от главных ролей к второстепенным и эпизодическим ролям произошел, потому что его слабое здоровье означало, что он не мог получить длительную страховку для более коротких ролей, и в фильмах были доступны только выступления. три месяца 1974 года в больнице, и в начале 1975 года он медленно выздоравливал и набирал силы. Когда он стал достаточно сильным, с ним связался режиссер Джон Шлезингер, который использовал его роль нацистского палача в фильме 1976 года Marathon Man. Оливье сбрил макушку и наделные очки, чтобы увеличить его глаза, в роли, которую критик Дэвид Робинсон, писавший для The Times, счел «сильно сыгранной», добавив, что Оливье «всегда был на высоте». Его лучшие роли в ролях, которые требуют от него быть убогим, противным или и тем, и другим ".

В середине 1970-х Оливье стал все активнее участвовать в телевизионной работе, посредником которой был он. Поначалу снисходительно. В 1973 году он стал повествователем для 26-серийного документального фильма Мир на войне, в котором рассказывалось о событиях Второй мировой войны, и получил вторую премию Эмми за фильм Путешествие долгого дня в ночь (1973 г.). В 1975 году он получил еще одну премию «Эмми» за «Любовь среди руин». появился в экранизациях фильмов Теннесси Уильямса Кот на раскаленной жестяной крыше и Гарольда Пинтера Коллекция. Оливье изобразил фарисея Никодима в мини-сериале Франко Дзеффирелли 1977 года Иисус из Назарета. В 1978 году он появился в фильме Мальчики из Бразилии, сыграв роль Эзры Либермана, стареющего охотника на нацистов ; он получил свою одиннадцатую номинацию на премию Оскар. Хотя он не получил Оскара, ему была вручена Почетная награда за свои жизненные достижения.

Оливье продолжал работать в кино до 1980-х, с ролями в Певце джаза (1980), Inchon (1981), The Bounty (1984) и Дикие гуси II (1985). Он продолжал работать на телевидении; в 1981 году он появился в роли лорда Марчмэйна в Brideshead Revisited, получив еще одну премию «Эмми», в следующем году он получил свою десятую и последнюю номинацию на премию BAFTA в телеадаптации сценический спектакля Джона Мераера. Путешествие вокруг моего отца. В 1983 году он сыграл свою последнюю шекспировскую роль Лира в Короле Лире для телевидения Гранады, заработав пятую Эмми. Ему казалось, что роль Лира менее требовательна, чем у других трагических шекспировских героев: «Нет, с Лиром легко. На самом деле он такой же, как и все мы: он просто тупой старый пердун ». Когда постановку впервые показали по американскому телевидению, критик Стив Винеберг писал:

На этот раз Оливье, похоже, отбросил технику - это потрясающе чистый Лир. В своей последней речи над безжизненным телом Корделии он приближает нас к горе Лира, что мы с трудом можем смотреть, потому что мы видели последнего шекспировского героя, которого когда-либо сыграет Лоуренс Оливье. Но какой финал! В этой самой возвышенной пьесе наш величайший актер показал неизгладимое впечатление. Возможно, было бы наиболее уместно выразить простую благодарность.

В том же году он также появился в эпизодической роли вместе с Гилгудом и Ричардсоном в Вагнер с Бертоном в главной роли; его последнее появление на экране было в образе пожилого солдата, прикованного к инвалидной коляске, в фильме Дерека Джармана 1989 года Военный реквием.

После болезни в течение последних 22 лет своей жизни Оливье умер от 191>почечная недостаточность 11 июля 1989 года в возрасте 82 лет в своем доме недалеко от Стейнинг, Западный Суссекс. Его кремация была проведена через три дня; его прах был захоронен в Угле поэтов в Вестминстерском аббатстве во время поминальной службы в октябре того же года.

Награды, почести и памятные знаки

Статуя человека, одетого как король-воин Генрих V Статуя Оливье снаружи Королевский национальный театр Пятиконечная мемориальная звезда на тротуаре Звезда Оливье на Голливудской Аллее славы

Оливье был назначен рыцарем-холостяком на Дня рождения 1947 года за заслуги перед сцене и кино. пожизненное звание пэра последовало в 1970 г. по случаю дня рождения за заслуги перед театром; впоследствии он был назначен бароном Оливье из Брайтона в графстве Сассекс. Позже Оливье был удостоен награды Ордена За заслуги в 1981 году. Он также получил награды от иностранных правительств. В 1949 году датский король Фредерик IX назначил его командующим Ордена Даннеброга ; французы назначили его офицером Почетного легиона в 1953 г.; итальянское правительство учредило его Grande Ufficiale, Орден за заслуги перед Итальянской Республикой, в 1953 году; а в 1971 году он был награжден орденом Югославского флага с золотым венком.

В академических и других учреждениях Оливье получил почетные докторские степени в Университете Тафтса в Массачусетсе (1946 г.)), Оксфорд (1957) и Эдинбург (1964). Он также был награжден датской премией Соннинга в 1966 г., Золотым медальоном Шведской королевской академии литературы, истории и древностей в 1968 г.; и медаль Альберта Королевского общества искусств в 1976 году.

За свою работу в кино Оливье получил четыре премии Оскар : почетная награда Генриху V (1947), награда за лучшую мужскую роль и за продюсерскую роль в фильме «Гамлет» (1948), а также вторая почетная награда 1979 года в знак признания его вклада в искусство кино. Он был номинирован на девять других действующих премий «Оскар» и по одному за постановку и постановку. Он также выиграл две премии Британской киноакадемии из десяти номинаций, пять премий «Эмми» из девяти номинаций и три премии «Золотой глобус» из шести номинаций. Он был номинирован один раз на премию Тони (за лучшую мужскую роль в роли Арчи Райса), но не выиграл.

В феврале 1960 года за свой вклад в киноиндустрию Оливье был введен в должность Голливудская аллея славы со звездой на 6319 Голливудском бульваре ; он включен в Зал славы американского театра. В 1977 году Оливье был удостоен стипендии Британского института кино.

. В дополнение к названию самой большой аудитории Национального театра в честь Оливье он отмечен на Премии Лоуренса Оливье, ежегодно присуждаемой с 1984 года. Обществом театра Вест-Энда. В 1991 году Гилгуд открыл мемориальный камень в память Оливье в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства. В 2007 году, к столетию со дня рождения Оливье, его статуя в натуральную величину была открыта на Южном берегу возле Национального театра; В том же году BFI провел ретроспективный сезон его работ в кино.

Техника и репутация

Актерская техника Оливье была тщательно продумана, и он был известен тем, что значительно менял свою внешность от роли к роли. По его собственному признанию, он пристрастился к внешнему виду Грим с изумительным макияжем, и в отличие от Ричардсона и Гилгуда, он отличался разными голосами и акцентами. Его собственное описание своей техники было «работой извне внутрь»; он сказал: «Я никогда не смогу действовать как я, у меня должна быть подушка в моем джемпере, накладной нос, усы или парик… Я не могу выглядеть как я и быть кем-то другим». Раттиган описал, как на репетициях Оливье «выстраивал свое выступление медленно и с огромным применением из массы мельчайших деталей». Это внимание к деталям вызвало критику: «Когда я смотрю на часы, я хочу видеть время, а не восхищаться механизмом. Я хочу, чтобы актер говорил мне время дня Лира, а Оливье - нет. Он предлагает цену. я смотрю, как крутятся колеса ».

. Полупрофильный снимок головы и плеч мужчины тридцатых годов Оливье в 1939 году

Тайнан заметил Оливье: «Вы на самом деле не созерцательный или философский актер»; Оливье был известен своей напряженной физичностью в некоторых ролях. Он сказал Тайнану, что это произошло потому, что в молодости на него повлияли Дуглас Фэрбенкс, Рамон Наварро и Джон Бэрримор в фильмах, а Бэрримор на сцене в роли Гамлета: «Очень атлетичный. Я восхищался этим. что очень важно, все мы... Один подумал о себе, идиотски, каким бы худым я ни был, как о Тарзане ». По словам Морли, Гилгуд считался «лучшим актером в мире с головы до ног, а Оливье - с головы до ног». Оливье описал контраст так: «Я всегда думал, что мы - реверсы одной монеты... верхняя половина Джон, вся духовность, вся красота, все абстрактные вещи; и я - вся земля, кровь, человечество ».

Вместе с Ричардсоном и Гилгудом Оливье был признан во всем мире одним из «великой троицы театральных рыцарей», доминировавших на британской сцене в середине и более поздних десятилетиях 20 века. В некрологе в газете The Times Бернар Левин написал: «Что мы потеряли с Лоуренсом Оливье, так это славу. Он отразил ее в своих величайших ролях; действительно, он одетый в нее - вы практически могли видеть, как она светится вокруг него, как онб.... никогда не будет играть роли, которые он играл так, как он их играл; никто не заменит великолепие, которое он подарил родной земле, своим гением ». Биллингтон прокомментировал:

[Оливье] поднял искусство актерского мастерства в двадцатом веке... главным образом подавляющей силе своего примера. Подобно Гаррику, Кину и Ирвингу до него, он придавал актерскому мастерству гламур и азарт, так что в любой театре мира ночь Оливье поднимала уровень ожидания и отправляла зрителей в темноту, немного более осознающих себя и испытал необычное прикосновение экстаза. В конце концов, это и было истинной мерой его величия.

После смерти Оливье, Гилгуд размышлял: «Он следовал театральным традициям Кина и Ирвинга. Он уважал традиции в театре, но он также находил большое удовольствие в нарушении традиций, что и сделало его таким уникальным. Он был одаренным, блестящим одним из величайших противоречивых фигур нашего времени в театре, что является добродетелью, а не пороком ».

сказал Оливье. в 1963 году он считал, что родился актером, но его коллега Петр Устинов не согласился; он заметил, что, хотя великие современники Оливье были явно предназначены для сцены, «Ларри мог быть известным послом, значительным министром, грозным священнослужителем. В худшем случае он играл роль более умело, чем обычно они живут ». Режиссер Эйлифф согласился с тем, что игра не пришла к Оливье инстинктивно, как к его большим соперникам. Он отметил, «Ральф был естественным актером, он не может перестать быть совершенным актером, Оливье сделал это через явную тяжелую работу и определение.» Американский актер Уильям Редфилд придерживался аналогичной точки зрения:

Как ни странно, Лоуренс Оливье менееарен, чем Марлон Брандо. Он даже менее одарен, чем Ричард Бертон, Пол Скофилд, Ральф Ричардсон и Джон Гилгуд. Но он по-прежнему решающий актер двадцатого века. Зачем? Потому что он хотел им быть. Его достижения результатом самоотверженности, учености, практики, решимости и смелости. Он самый смелый актер нашего времени.

Сравнивая Оливье и других ведущих актеров его поколения, Устинов писал: «, напрасно говорить о том, кто является величайшим актером, а кто нет. такое понятие, как величайший актер, художник или композитор ». Тем не менее, некоторые коллеги, особенно киноактеры, такие как Спенсер Трейси, Хамфри Богарт и Лорен Бэколл, считать Оливье лучшим из своих сверстников. Питер Холл, хотя и признавал Оливье главой театральной профессии, считал Ричардсона более великим актером. Другие, такие как критик Майкл Ковени, вручили пальму первенства Гилгуду. Претензия Оливье на театральное величие заключалась не только в его игре, но и в том, что, по словам Холла, он был «высшим деятелем театра нашего времени», пионером Британского национального театра. Как отметил Брэгг, «никто не сомневается, что« Нэшнл », возможно, является его самым прочным памятником».

Сценические роли и фильмография

Примечания и отсылки

Примечания

Ссылки

Источники

Внешние ссылки

В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Лоуренсом Оливье
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Лоуренсом Оливье.
Последняя правка сделана 2021-05-26 14:54:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте