Рыночный фундаментализм, также известный как фундаментализм свободного рынка, - это термин, применяемый к твердой вере в способность нерегулируемой политики невмешательства или капиталистической политики свободного рынка решить большинство экономических и социальных проблем. Критики этих убеждений часто используют его как уничижительное.
Палагумми Саинат считает, что Джереми Сибрук, журналист и участник кампании, первым использовал этот термин. Этот термин был использован Джонатаном Бентхоллом в редакционной статье « Антропология сегодня» в 1991 году и Джоном Лэнгмором и Джоном Квиггином в их книге 1994 года « Работа для всех».
По словам экономиста Джона Квиггина, стандартные черты экономической фундаменталистской риторики - это догматические утверждения в сочетании с утверждением, что всякий, кто придерживается противоположных взглядов, не является настоящим экономистом. Однако Козул-Райт в своей книге «Устойчивый рост рыночного фундаментализма » утверждает, что неолибералы и консервативные политики склонны подчеркивать «неотвратимость рыночных сил», а их уверенность в выбранной политике основывается на «смеси скрытых и скрытых предположений, мифов о история экономического развития их собственных стран и особые интересы, замаскированные в их риторике общего блага ". Социологи Фред Л. Блок и Маргарет Сомерс используют этот ярлык, «потому что этот термин передает квазирелигиозную уверенность, выражаемую современными сторонниками рыночного саморегулирования».
Джозеф Стиглиц использовал этот термин в своем автобиографическом эссе при принятии Нобелевской мемориальной премии по экономическим наукам, чтобы критиковать некоторые политики Международного валютного фонда, утверждая: «В более широком смысле, МВФ отстаивал набор мер политики, который обычно также называют Вашингтонским консенсусом., неолиберальные доктрины или рыночный фундаментализм, основанные на неправильном понимании экономической теории и (что я считал) неадекватной интерпретации исторических данных ".
Теории, которые я (и другие) помогли разработать, объяснили, почему свободные рынки часто не только не приводят к социальной справедливости, но даже не дают эффективных результатов. Интересно, что опровержение « невидимой руки» Адама Смита не было интеллектуальным вызовом: отдельные лица и фирмы, преследующие свои интересы, не обязательно или в целом, как будто невидимой рукой, ведут к экономической деятельности. эффективность.
- Джозеф СтиглицКритики политики невмешательства использовали этот термин для обозначения того, что они воспринимают как ошибочное убеждение или преднамеренный обман, что капиталистические свободные рынки обеспечивают максимально возможное равенство и процветание, или мнение о том, что любое вмешательство в рыночный процесс снижает социальное благополучие. В число пользователей этого термина входят сторонники интервенционистской, смешанной экономики и протекционистских позиций, а также миллиардеры, такие как Джордж Сорос; экономисты, такие как лауреаты Нобелевской премии Джозеф Стиглиц и Пол Кругман ; и историк Корнельского университета Эдвард Э. Баптист. Сорос предполагает, что рыночный фундаментализм включает в себя веру в то, что наилучшие интересы в данном обществе достигаются, позволяя его участникам преследовать свои собственные финансовые интересы без каких-либо ограничений или надзора со стороны регулирующих органов.
Критики утверждают, что в современном обществе с глобальными конгломератами или даже просто крупными компаниями у человека нет защиты от мошенничества или вреда, причиняемого продуктами, которые максимизируют доход, создавая внешние эффекты как для отдельного потребителя, так и для общества. Историк Эдвард Э. Баптист утверждает, что «безудержное господство рыночных сил может иногда усиливать существующие формы угнетения до чего-то более ужасного», такого как рабство, и что «рыночный фундаментализм не всегда обеспечивает лучшее решение для каждой экономической или социальной проблемы».