A прямые иностранные инвестиции (FDI ) - это инвестиции в форме контролирующей собственности в ведении бизнеса в одной стране юридическим лицом, зарегистрированным в другой стране. Таким образом, оно отличается от иностранных портфельных инвестиций понятием прямого контроля.
Происхождение инвестиций не влияет на определение, поскольку прямые иностранные инвестиции: инвестиции могут быть сделаны либо «неорганически» путем покупки компании в целевой стране, либо «органически» путем расширения операций существующего бизнеса. в этой стране.
В широком смысле прямые иностранные инвестиции включают «слияния и поглощения, строительство новых объектов, реинвестирование прибыли, полученной от зарубежных операций, и внутри компании. займы ». В узком смысле под прямыми иностранными инвестициями понимается просто строительство нового предприятия и устойчивый интерес руководства (10 или более процентов голосующих акций) в предприятии, действующем в экономике, отличной от экономики инвестора. ПИИ - это сумма акционерного капитала, долгосрочного капитала и краткосрочного капитала, как показано в платежном балансе. ПИИ обычно предполагают участие в управлении, совместном предприятии, передаче технологий и опыта. Запас ПИИ - это чистые (т. Е. Вывозимые ПИИ за вычетом входящих ПИИ) кумулятивные ПИИ за любой заданный период. Прямые инвестиции не включают инвестиции через покупку акций (если в результате этой покупки инвестор контролирует менее 10% акций компании).
ПИИ, подмножество международных движение факторов характеризуется контролем владения коммерческим предприятием в одной стране организацией, находящейся в другой стране. Прямые иностранные инвестиции отличаются от иностранных портфельных инвестиций, пассивных инвестиций в ценные бумаги другой страны, такие как государственные акции и облигации, элементом «контроля». Согласно Financial Times, «стандартные определения контроля используют согласованный на международном уровне 10-процентный порог голосующих акций, но это серая зона, поскольку зачастую меньший пакет акций дает контроль над широко управляемыми компаниями. Более того., контроль технологий, управления и даже критически важные исходные данные могут дать фактический контроль ».
Согласно Грации Иетто-Гиллис (2012), до Стивен Хаймер в теории прямых инвестиций в 1960-х годах, причины прямых иностранных инвестиций и транснациональных корпораций были объяснены неоклассической экономикой, основанной на макроэкономических принципах. Эти теории основывались на классической теории торговли, в которой мотив торговли был результатом разницы в стоимости производства товаров между двумя странами, при этом особое внимание уделялось низкой стоимости производства как мотиву зарубежной деятельности фирмы. Например, Джо С. Бейн объяснил проблему интернационализации только с помощью трех основных принципов: абсолютные преимущества в цене, дифференциация продукта преимущества и экономия на масштабе. Более того, неоклассические теории создавались исходя из предположения о существовании совершенной конкуренции. Заинтригованный мотивацией крупных иностранных инвестиций, сделанных корпорациями из Соединенных Штатов Америки, Хаймер разработал структуру, выходящую за рамки существующих теорий, объясняя, почему это явление произошло, поскольку он считал, что ранее упомянутые теории не могут объяснить иностранные инвестиции и их мотивации.
Столкнувшись с проблемами своих предшественников, Хаймер сосредоточил свою теорию на заполнении пробелов в отношении международных инвестиций. Теория, предложенная автором, подходит к международным инвестициям с другой, более конкретной точки зрения. В отличие от традиционных теорий инвестиций, основанных на макроэкономике, Хаймер утверждает, что существует разница между простыми капитальными вложениями, также известными как портфельные инвестиции, и прямыми инвестициями. Разница между ними, которая станет краеугольным камнем всей его теоретической базы, заключается в контроле, а это означает, что при прямых инвестициях фирмы могут получить больший уровень контроля, чем при портфельных инвестициях. Более того, Хаймер продолжает критиковать неоклассические теории, заявляя, что теория движения капитала не может объяснить международное производство. Более того, он поясняет, что прямые иностранные инвестиции не обязательно являются движением средств из страны происхождения в принимающую страну и что они сосредоточены в определенных отраслях во многих странах. Напротив, если бы процентные ставки были основным мотивом для международных инвестиций, ПИИ охватили бы многие отрасли в меньшем количестве стран.
Другое наблюдение, сделанное Хаймером, противоречит тому, что поддерживалось неоклассическими теориями: прямые иностранные инвестиции не ограничиваются вложением сверхприбылей за границу. Фактически, прямые иностранные инвестиции могут финансироваться за счет займов, полученных в принимающей стране, платежей в обмен на акционерный капитал (патенты, технологии, оборудование и т. Д.) И других методов. Основными детерминантами ПИИ являются побочные эффекты, а также перспективы роста экономики страны, когда ПИИ производятся. Хаймер предложил еще несколько факторов, определяющих ПИИ из-за критики, наряду с допущением о рынке и несовершенстве. К ним относятся следующие:
Важность Хаймера в области международного бизнеса и прямых иностранных инвестиций обусловлена от того, что он был первым, кто теоретизировал о существовании многонациональных предприятий (MNE) и причинах, лежащих в основе прямых иностранных инвестиций, помимо макроэкономических принципов, его влияние на более поздних ученых и теорий международного бизнеса, таких как теория OLI (собственность, местоположение и интернационализация) Джон Даннинг и Христос Пителис, которые уделяют больше внимания транзакционным издержкам. Более того, «компонент создания эффективности и стоимости в деятельности ПИИ и МНП был дополнительно усилен двумя другими крупными научными разработками в 1990-х годах: теорией, основанной на ресурсах (RBV) и эволюционной теорией». сила наднациональных органов, таких как МВФ или Всемирный банк, которая увеличивает неравенство (Dunning Piletis, 2008). Явление, которое Цель 10 в области устойчивого развития Организации Объединенных Наций направлена на устранение.
Прямой иностранный инвестор может получить право голоса власть предприятия в экономике с помощью любого из следующих методов:
Льготы для прямых иностранных инвестиций могут принимать следующие формы:
Государственные агентства по продвижению инвестиций (АПИ) используют различные маркетинговые стратегии, вдохновленные частным сектором, чтобы попытаться привлечь внутренние ПИИ, включая диаспора маркетинг.
Быстрый рост мирового населения с 1950 года происходил в основном в развивающихся странах. Этот рост сопровождался более быстрым увеличением валового внутреннего продукта, и, таким образом, доход на душу населения увеличился в большинстве стран мира с 1950 года.
Увеличение прямых иностранных инвестиций может быть связано с улучшением экономического роста благодаря приток капитала и увеличение налоговых поступлений для принимающей страны. Кроме того, торговый режим страны пребывания назван важным фактором для принятия решений инвестором. Принимающие страны часто пытаются направить инвестиции ПИИ в новую инфраструктуру и другие проекты для ускорения развития. Усиление конкуренции со стороны новых компаний может привести к повышению производительности и эффективности в принимающей стране, и было высказано предположение, что применение политики иностранного предприятия к отечественному дочернему предприятию может улучшить стандарты корпоративного управления. Кроме того, иностранные инвестиции могут привести к передаче навыков межличностного общения посредством обучения и создания рабочих мест, доступности более передовых технологий для внутреннего рынка и доступа к ресурсам исследований и разработок. Местное население может извлечь выгоду из возможностей трудоустройства, создаваемых новыми предприятиями. Во многих случаях компания-инвестор просто переносит свои старые производственные мощности и машины, которые могут быть привлекательными для принимающей страны из-за технологических отставаний или недостаточной разработки, чтобы избежать конкуренции со своими собственными продуктами со стороны принимающей страны / компании.
Согласно исследованию, проведенному EY, в 2020 году Франция была крупнейшим получателем прямых иностранных инвестиций в Европе, опередив Великобританию и Германию. EY считает это «прямым результатом реформ президента Макрона в области трудового законодательства и корпоративного налогообложения, которые были хорошо приняты как отечественными, так и международными инвесторами».
Метаанализ 2010 года воздействия прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на местные компании в развивающихся странах и странах с переходной экономикой показывает, что иностранные инвестиции значительно увеличивают рост местной производительности. Индекс приверженности развитию оценивает "благоприятность развития " инвестиционной политики богатых стран.
ПИИ в Китае, также известные как RFDI (прямые иностранные инвестиции в юанях), значительно увеличились за последнее десятилетие, достигнув 19,1 млрд долларов в первые шесть месяцев 2012 года, что сделало Китай крупнейший получатель прямых иностранных инвестиций на тот момент и превосходящий Соединенные Штаты, у которых было 17,4 миллиарда долларов прямых иностранных инвестиций. В 2013 году приток прямых иностранных инвестиций в Китай составил 24,1 миллиарда долларов, в результате чего рыночная доля прямых иностранных инвестиций в Азиатско-Тихоокеанский регион составила 34,7%. Напротив, прямые иностранные инвестиции из Китая в 2013 году составили 8,97 млрд долларов, что составляет 10,7% доли Азиатско-Тихоокеанского региона.
Во время глобального финансового кризиса ПИИ упали более чем на треть в 2009 году, но восстановились. в 2010 году.
ПИИ в материковую часть Китая в 2015 году сохранили устойчивый рост, несмотря на замедление экономического роста во второй по величине экономике мира. ПИИ, без учета инвестиций в финансовый сектор, выросли на 6,4 процента в годовом исчислении до 126,27 миллиарда долларов в 2015 году.
В течение первых девяти месяцев 2016 года Китай, как сообщается, превзошел США и стал крупнейшим в мире покупателем активов. по стоимости корпоративных поглощений. В рамках перехода китайских инвесторов от интереса к развивающимся экономикам к странам с высоким уровнем дохода Европа стала важным направлением для вывоза китайских ПИИ. По оценкам, в 2014 и 2015 годах ЕС был крупнейшим рынком для китайских приобретений с точки зрения стоимости.
Быстрый рост китайских поглощений европейских компаний вызвал обеспокоенность среди политических обозревателей и политиков по широкому кругу вопросов. вопросов. Эти проблемы включают потенциальные негативные стратегические последствия для отдельных государств-членов ЕС и ЕС в целом, связи между Коммунистической партией Китая и инвестирующими предприятиями, а также отсутствие взаимности с точки зрения ограниченного доступа европейских инвесторов на китайский рынок. [2]
Аналогичным образом беспокойство среди домашних хозяйств с низкими доходами в Австралии вызвало несколько неформальных расследований в отношении прямых иностранных инвестиций из Китая. В результате многочисленные австралийские политические представители были расследованы, в результате чего Сэм Дастьяри подал в отставку.
15 марта 2019 года Всекитайское собрание народных представителей приняло Закон об иностранных инвестициях, который вступает в силу с 1 января 2020 года.
Иностранные инвестиции были введены в 1991 году в соответствии с Законом об управлении иностранной валютой (FEMA), принятым к тому времени. министр финансов Манмохан Сингх. Поскольку впоследствии Сингх стал премьер-министром, это было одной из его главных политических проблем даже в настоящее время. Индия запретила иностранным юридическим лицам (OCB) инвестировать в Индию. Индия устанавливает ограничение на участие иностранных инвесторов в капитале в различных секторах, текущие прямые иностранные инвестиции в авиационный и страховой секторы ограничены максимумом 49%.
Начиная с базового уровня менее 1 миллиарда долларов в 1990 году, в 2012 году Исследование ЮНКТАД показало, что Индия станет вторым по значимости местом назначения ПИИ (после Китая) для транснациональных корпораций в 2010–2012 годах. Согласно данным, секторами, которые привлекли более высокий приток, были услуги, телекоммуникации, строительная деятельность, а также компьютерное программное обеспечение и оборудование. Маврикий, Сингапур, США и Великобритания были одними из ведущих источников прямых иностранных инвестиций. По данным ЮНКТАД, потоки прямых иностранных инвестиций составили 10,4 млрд долларов, что на 43% меньше, чем в первой половине прошлого года.
Девять из 10 крупнейших иностранных компаний, инвестирующих в Индию (с апреля 2000 г. по январь 2011 г.), базируются в Маврикий. Список десяти крупнейших иностранных компаний, инвестирующих в Индию (с апреля 2000 г. по январь 2011 г.), выглядит следующим образом:
В 2015 году Индия стала крупнейшим направлением прямых иностранных инвестиций, обогнав Китай и США. Индия привлекла ПИИ в размере 31 миллиарда долларов по сравнению с 28 миллиардами и 27 миллиардами долларов в Китае и США соответственно. В 2015 году Индия получила $ 63 млрд прямых иностранных инвестиций. Индия также разрешила 100% прямых иностранных инвестиций во многие сектора в течение 2016 года.
В целом, Соединенные Штаты имеют фундаментально "открытую экономику. "и низкие барьеры для прямых иностранных инвестиций.
США В 2010 году прямые иностранные инвестиции составили 194 миллиарда долларов. 84% прямых иностранных инвестиций в США в 2010 году поступили из восьми стран: Швейцарии, Великобритании, Японии, Франции, Германии, Люксембурга, Нидерландов и Канады. Основной источник инвестиций - недвижимость; иностранные инвестиции в эту область в 2013 году составили 92,2 миллиарда долларов при различных формах закупок (с учетом законодательства США о налогообложении и резидентстве).
Исследование 2008 года, проведенное Федеральной резервной системой. Банк Сан-Франциско указал, что иностранцы владеют большей долей своих инвестиционных портфелей в Соединенных Штатах, если их собственные страны имеют менее развитые финансовые рынки, и этот эффект уменьшается с увеличением дохода на душу населения. Страны с меньшим контролем за движением капитала и большей торговлей с Соединенными Штатами также вкладывают больше средств в рынки акций и облигаций США.
Данные Белого дома, опубликованные в 2011 году, показали, что в общей сложности 5,7 миллиона рабочих были наняты на предприятиях, сильно зависящих от иностранной прямые инвесторы. Таким образом, от таких инвестиций зависело около 13% рабочей силы в обрабатывающей промышленности США. Средняя заработная плата на указанных рабочих местах составила около 70 000 долларов на одного работника, что более чем на 30% выше, чем средняя заработная плата для всей рабочей силы США.
Президент Барак Обама сказал в 2012 году: В глобальной экономике Соединенные Штаты сталкиваются с растущей конкуренцией за рабочие места и отрасли будущего. Принятие мер, направленных на то, чтобы мы оставались предпочтительным местом для инвесторов во всем мире, поможет нам выиграть эту конкуренцию и принести процветание нашему народу ".
В сентябре 2013 года Палата представителей США проголосовала за принятие Закона о глобальных инвестициях в американские рабочие места 2013 года (HR 2052; 113-й Конгресс), законопроект, который дать указание Министерству торговли США «провести обзор глобальной конкурентоспособности Соединенных Штатов в привлечении прямых иностранных инвестиций». Сторонники законопроекта утверждали, что увеличение прямых иностранных инвестиций поможет созданию рабочих мест в США.
Прямые иностранные инвестиции по странам и отраслям отслеживаются Статистическим управлением Канады. В 2012 году прямые иностранные инвестиции составили 634 миллиарда канадских долларов, что значительно превосходит Соединенные Штаты по этому экономическому показателю. Глобальный приток и отток ПИИ сведен в таблицу Статистического управления Канады.
В Великобритании очень свободная рыночная экономика и она открыта для иностранных инвестиций. Бывший премьер-министр Тереза Мэй искала инвестиции на развивающихся рынках и, в частности, с Дальнего Востока. Некоторые из крупнейших объектов инфраструктуры Великобритании, включая энергетику и небоскребы, такие как The Shard, были построены с иностранными инвестициями.
По данным Всемирного банка, Армения занимает 41-е место среди стран СНГ по привлекательности для прямых иностранных инвестиций. Правительство Армении ввело некоторые меры, такие как создание свободных экономических зон для высокотехнологичных отраслей, которые, в свою очередь, способствуют предоставлению преференциального режима компаниям по НДС, налогу на имущество, налогу на прибыль предприятий и таможенным пошлинам. Наряду с реформами, значительные минеральные ресурсы, относительно квалифицированная и недорогая рабочая сила и его географическое положение также являются факторами, которые могут привлечь ПИИ в Армению.
По данным Всемирного банка, Азербайджан занимает 34-е место в мире. из-за его привлекательности для прямых иностранных инвестиций.
В 1991 году Россия впервые отрегулировала форму, объем и благоприятную политику прямых иностранных инвестиций в России.
В 1994 году в России был создан консультативный совет по ПИИ, который отвечал за установление налоговой ставки и политики в отношении обменного курса, улучшение инвестиционной среды, посредничество между центральным и местным правительством, исследование и улучшение имиджа ПИИ работают, и увеличивают права и ответственность Министерства экономики в привлечении ПИИ и обеспечении соблюдения всех видов политики.
В 1997 году Россия начинает проводить политику, привлекательную для прямых иностранных инвестиций в определенные отрасли, например, ископаемое топливо, газ, лес, транспорт, переработку пищевых продуктов и т. Д.
В 1999 году Россия объявила закон под названием «ПИИ Российской Федерации», направленный на предоставление иностранным инвесторам базовой гарантии в отношении инвестирования, ведения бизнеса и доходов.
В 2008 году Россия запретила ПИИ в стратегические отрасли, такие как военная оборона и безопасность страны.
В 2014 году президент Путин объявил, что если российские инвестиции поступают за границу на законных основаниях, они не будут проверяться ни налоговым, ни юридическим сектором. Это благоприятная политика Путина, призывающая вернуть российские инвестиции.