В основной экономике, экономический излишек, также известный как общее благосостояние или маршаллианский излишек (после Альфред Маршалл ), относится к двум связанным величинам :
В середине 19 века инженер Жюль Дюпюи впервые предложил концепцию экономического излишка, но именно экономист Альфред Маршалл прославил эту концепцию в области экономики.
На стандартной диаграмме спроса и предложения излишек потребителя - это площадь (треугольная если кривые спроса и предложения линейны) выше равновесной цены товара и ниже кривой спроса. Это отражает тот факт, что потребители были бы готовы купить одну единицу товара по цене выше, чем равновесная цена, вторую единицу по цене ниже этой, но все же выше равновесной цены и т. Д., Но на самом деле они платят просто равновесная цена каждой покупаемой единицы.
Точно так же на диаграмме спроса и предложения излишек производителя - это область ниже равновесной цены, но выше кривой предложения. Это отражает тот факт, что производители были бы готовы поставить первую единицу по цене ниже, чем равновесная цена, вторую единицу по цене выше этой, но все же ниже равновесной цены и т. Д., Но они фактически получают равновесную цену за все продаваемые единицы.
Потребительский излишек - это разница между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить, и фактической ценой, которую он платит. Если потребитель готов платить за единицу товара больше, чем текущая запрашиваемая цена, он получает больше выгоды от приобретенного продукта, чем если бы цена была его максимальной готовностью платить. Они получают ту же выгоду, получение товара, но с меньшими затратами, поскольку они тратят меньше, чем если бы они были обвинены в их максимальной готовности платить. Примером товара с обычно высоким потребительским излишком является питьевая вода. Люди будут платить очень высокую цену за питьевую воду, так как она нужна им для выживания. Разница в цене, которую они заплатили бы, если бы пришлось, и сумме, которую они платили сейчас, и есть их потребительский излишек. Полезность первых нескольких литров питьевой воды очень высока (поскольку они предотвращают смерть), поэтому первые несколько литров, вероятно, будут иметь больший потребительский излишек, чем последующие литры.
Максимальная сумма, которую потребитель готов заплатить за определенное количество товара, - это сумма максимальной цены, которую он заплатил бы за первую единицу, (более низкой) максимальной цены, которую они готовы были бы заплатить за вторую единицу и т. д. Обычно эти цены снижаются; они задаются индивидуальной кривой спроса, которая должна генерироваться рациональным потребителем, который максимизирует полезность с учетом бюджетных ограничений. Поскольку кривая спроса наклоняется вниз, предельная полезность уменьшается. Уменьшение предельной полезности означает, что человек получает меньше дополнительной полезности от дополнительной единицы. Однако цена продукта постоянна для каждой единицы при равновесной цене. Дополнительные деньги, которые кто-то был бы готов заплатить за количество единиц продукта, меньшее, чем равновесное количество, и по более высокой цене, чем равновесная цена за каждое из этих количеств, являются выгодой, которую они получают от покупки этих количеств. По заданной цене потребитель покупает ту сумму, на которую потребительский излишек максимален. Излишек потребителя является максимальным при наибольшем количестве единиц, за которое даже для последней единицы максимальная готовность платить не ниже рыночной цены.
Излишек потребителя может использоваться в качестве меры общественного благосостояния, во-первых. показано Уиллигом (1976). Для одного изменения цены излишек потребителя может приблизительно соответствовать изменениям благосостояния. Однако при множественных изменениях цен и / или доходов потребительский излишек не может использоваться для приблизительного определения экономического благосостояния, поскольку он больше не является однозначным. Позднее будут разработаны более современные методы оценки влияния изменения цен на благосостояние с использованием излишка потребителя.
Совокупная потребительская выгода - это сумма потребительской выгоды для всех индивидуальных потребителей. Это можно представить графически, как показано на приведенном выше графике кривых рыночного спроса и предложения. Можно также сказать, что это максима удовлетворения потребителя от определенных товаров и услуг.
Излишек потребителя (индивидуальный или агрегированный) - это площадь под (индивидуальной или агрегированной) кривой спроса и над горизонтальной линией по фактической цене (в агрегированной случай: равновесная цена). Если кривая спроса представляет собой прямую линию, излишек потребителя - это площадь треугольника:
где P mkt - это равновесная цена (где предложение равняется спросу), Q mkt - это общее количество, закупленное по равновесной цене, а P max - это цена, по которой купленное количество упадет до 0 (т. е., где кривая спроса пересекает ось цен). Для более общих функций спроса и предложения эти области не являются треугольниками, но их все же можно найти с помощью интегрального исчисления. Таким образом, излишек потребителя представляет собой определенный интеграл функции спроса по отношению к цене, от рыночной цены до максимальной резервной цены (т. Е. Ценовой перехват функции спроса):
где Это показывает, что если мы видим рост равновесной цены и падение равновесного количества, то излишек потребителя падает.
Изменение потребительского излишка используется для измерения изменений цен и доходов. Функция спроса, используемая для представления индивидуального спроса на определенный продукт, важна для определения последствий изменения цены. Функция спроса индивида является функцией дохода индивида, демографических характеристик индивида и вектора цен на товары. Когда цена продукта изменяется, изменение потребительского излишка измеряется как отрицательное значение интеграла исходной фактической цены (P 0) и новой фактической цены (P 1) спроса на продукт со стороны человека. Если изменение потребительского излишка положительное, говорят, что изменение цены увеличило благосостояние людей. Если изменение цены в потребительском излишке отрицательное, считается, что изменение цены привело к снижению благосостояния человека.
Когда предложение товара увеличивается, цена падает (при условии, что кривая спроса нисходящая) и потребительский излишек увеличивается. Это приносит пользу двум группам людей: потребители, которые уже были готовы покупать по первоначальной цене, выигрывают от снижения цены, и они могут покупать больше и получать еще больший потребительский излишек; а дополнительные потребители, которые не желали покупать по начальной цене, будут покупать по новой цене, а также получат некоторую потребительскую выгоду.
Рассмотрим пример линейных кривых спроса и предложения. Для начальной кривой предложения S 0 излишек потребителя представляет собой треугольник над линией, образованной ценой P 0 с линией спроса (ограниченной слева осью цен и сверху. по линии спроса). Если предложение расширяется с S 0 до S 1, излишек потребителей расширяется до треугольника выше P 1 и ниже линии спроса (все еще ограниченного ценой ось). Изменение излишка потребителя - это разница в площади между двумя треугольниками, то есть благосостояние потребителя, связанное с расширением предложения.
Некоторые люди были готовы заплатить более высокую цену P 0. Когда цена снижается, их преимуществом является площадь в прямоугольнике, образованная сверху P 0, снизу P 1, слева по оси цен и на справа от линии, идущей вертикально вверх от Q 0.
Вторая группа бенефициаров - это потребители, которые покупают больше, и новые потребители, те, кто будет платить по новой более низкой цене (P 1), но не по более высокой цене (P 0). Их дополнительное потребление составляет разницу между Q 1 и Q 0. Их потребительский излишек представляет собой треугольник, ограниченный слева линией, идущей вертикально вверх от Q 0, справа и вверху линией спроса и внизу линией, идущей горизонтально вправо от точки P 1.
Правило половины оценивает изменение потребительского излишка при небольших изменениях предложения с постоянной кривой спроса. Обратите внимание, что в частном случае, когда кривая потребительского спроса является линейной, потребительский излишек - это площадь треугольника, ограниченного вертикальной линией Q = 0, горизонтальной линией и линейная кривая спроса. Следовательно, изменение потребительского излишка - это площадь трапеции, у которой i) высота равна изменению цены, и ii) длина среднего сегмента равна среднему значению ex-post и ex-ante равновесных количеств. Как показано на рисунке выше,
где: