Ценовая дискриминация - это микроэкономическая стратегия ценообразования, при которой идентифицируются или в одинаковых степенях товаров или услуги продаются по разные цены у одного и того же провайдера на разных рынках. Ценовая дискриминация отличается от дифференциации продуктов более существенной разницей в производственных затратах для продуктов с разной ценой, задействованных в последней стратегии. Дифференциация цен по существу от вариации готовности потребителей и эластичности их спроса. Иначе говоря, ценовая дискриминация основывается на монопольной власти, включить на рынок, уникальность продукта, единоличное ценообразование и т. Д. Монопольная власть, которой обладают продавцы, не приносит пользу потребителям. Все цены при ценовой дискриминации выше, чем равновесная цена, которая является единой ценой, которую платит каждый на совершенно конкурентном рынке (см. Пояснение).
Термин дифференцированное ценообразование также используется для описания использования разных цен с разных покупателей за одно и то же качество и количество товара, но он также может относиться к комбинациям. дифференциация и дифференциация продуктов. Другие термины, используемые для обозначения ценовой дискриминации, включают ценообразование, льготное ценообразование, двойное ценообразование и многоуровневое ценообразование . В более широкой области ценовой дифференциации общепринятой классификацией, относящейся к 1920-м годам, является:
На теоретическом рынке с точной информацией, идеальными заменителями и без транзакций Издержки или запрет на вторичный обмен (или перепродажу) для предотвращения арбитража, ценовая дискриминация может быть только признаком монополистического и олигополистического рынков, где рыночная власть может быть реализована. В случае, когда продавец пытается продать один и тот же товар по разным ценам, продавец по более низкой цене может совершить арбитраж, продав потребителю, купившему по более высокой цене, но с крошечной скидкой. Неоднородность продукта, рыночные трения или высокие фиксированные затраты (которые делают ценообразование на основе предельных устойчивых устойчивости в долгосрочной перспективе) могут допускать некоторую степень дифференцированного ценообразования для разных потребителей даже на полностью конкурентных розничных или промышленных рынках..
Влияние ценовой дискриминации на социальную эффективность неясно. Объем производства может быть увеличен, если ценовая дискриминация очень эффективна. Даже если выпуск остается постоянным, ценовая дискриминация может снизить эффективность из-за неправильного распределения между потребителями.
Ценовая дискриминация требует сегментации рынка и некоторых средств, чтобы удержать клиентов со скидкой от торговых посредников и, соответственно, в конкурентов. Обычно это влечет за собой использование или нескольких средств предотвращения перепродажи: разделение различных ценовых групп, определение ценностей или ограничение информации о ценах. Граница, установленная маркетологом для разделения сегментов, называется забором ставок. Таким образом, ценовая дискриминация очень распространена в сфере услуг, перепродажа невозможна; Примером являются студенческие скидки в музеях: теоретически студенты, учитывая их состояние в качестве студентов, могут получать более низкие цены, чем остальная часть населения за определенный продукт или услугу, и позже не станут торговыми посредниками, поскольку они получают, может только поощрение или потребляться ими. Другой пример ценовой дискриминации - интеллектуальная собственность, закрепленная законом и с помощью технологий. На рынке DVD-дисков программное обеспечение требует, чтобы DVD-плееры проектировались и производились с использованием программного обеспечения, которое предотвращает недорогое копирование или воспроизведение контента, купленного на другом месте мира по более низкой цене. В США Закон о защите авторских прав в цифровую эпоху содержит положения, запрещающие устройства таких устройств для защиты увеличенной монопольной прибыли, которые могут получить правообладатели от ценовой дискриминации в отношении более высоких ценовых сегментов рынка.
Ценовая дискриминация также прослеживается там. Например, так называемые продукты премиум-класса. Некоторые экономисты утверждают, что это форма ценовой дискриминации.
Для осуществления ценовой дискриминации первой степени (или полной или первичной) необходимо, чтобы монопольный продавец товара или услуги знал максимальную цену (или такую цену ), который готов платить каждый потребитель. Зная цена, продавец может продать товар или услугу каждому потребителю по максимальной цене, который они готовы заплатить таким образом, преобразовать излишек потребителя в доход, в результате чего он станет максимальным. выгодная форма ценовой дискриминации. Таким образом, прибыль равна сумме излишка потребителя и излишка производителя. Предельный потребитель - это тот, чья резервная цена равна предельным затратам на продукт. Продавец производит больше своей продукции, чем он мог бы получить монопольную прибыль без ценовой дискриминации, что означает отсутствие чистой потери. Примеры этого можно использовать на рынках, где участвуют бизнес-процессы в торгах, хотя в данном случае практика сговора на торгах может снизить эффективность рынка.
Цена второй дискриминации, цена рассматривается в зависимости от объема спроса. Большие количества доступны по более низкой цене за единицу. Это широко распространено при продажах промышленным потребителям, где оптовые покупатели получают скидки.
Помимо ценовой дискриминации второй степени, продавцы не могут различать разные типы потребителей. Таким образом, поставщики будут стимулировать потребителей дифференцировать в соответствии с предпочтениями, что достигается за счет количественных «скидок» или нелинейного ценообразования. Это позволяет установить разные цены для разных групп и захватывать часть общего излишка рынка.
На самом деле, разные цены могут использовать разные виды продукции, а также в количестве. Пиво и спиртные напитки вместе со своим билетом, пассажирами эконом-класса только сок, поп и вода.. Это способ дифференцировать потребителей на основе предпочтений и, следовательно, позволяет авиакомпаниям получать больше излишков потребителей.
Ценовая дискриминация третьей степени означает установление разной цены для разных групп потребителей. Например, путешественники по железной дороге и метро (метро) могут быть разделены на пригородных и случайных путешественников, посетители кинотеатров могут быть разделены на взрослых и детей, а некоторые театры также предоставляют скидки для студентов очного отделения и пожилых людей. Разделение рынка на услуги в пиковый и непиковый периоды очень распространено и происходит с газом, электричеством и телефоном, а также с абонементом в тренажерный зал и платой за парковку. Некоторые парковки берут меньшую плату для клиентов «ранней пташки», которые прибывают на стоянку определенного времени.
(Некоторые из этих примеров не являются чистой «ценовой дискриминацией», поскольку разница в ценах связана с производственными затратами: предельные затраты на обеспечение электроэнергией или парковочными местами очень низки в нерабочее время. как для минимизации затрат, так и для максимизации дохода.)
Эти типы не являются взаимоисключающими. Таким образом, компания может предложить цены в зависимости от местоположения, но также может предлагать оптовые скидки. Авиакомпании использует несколько различных типов ценовой дискриминации, в том числе:
Таксономия ценовой дискриминации первой / второй / третьей стороны принадлежит Пигу (экономика благосостояния, 4-е издание, 1932 г.). См., Например, современная таксономия ценовой дискриминации. Однако эти категории не являются взаимоисключающими или исчерпывающими. Иван Пнг (Управленческая экономика, 2-е издание, 2002 г.) предлагает альтернативную таксономию:
Иерархия - полная / прямая / косвенная - находится в порядке убывания прибыльности и информационное требование. Полная ценовая дискриминация наиболее выгодна и требует от продавца максимальной информации о покупателях. Косвенная сегментация наименования прибыльна и требует от продавца минимальной информации о покупателях.
Двухставочный тариф - это еще одна форма ценовой дискриминации, когда производитель взимает комиссию за использование вторичной платы за использование продукта. Примером этого бритвы: вы платите первоначальную стоимость бритвы, а затем платите за замену лезвия. Эта стратегия ценообразования работает, потому что она смещает кривую продавца вправо: потому что вы уже заплатили за усилитель лезвия, вы купите лезвие, которое теперь дешевле, чем покупка одноразовой бритвы.
Целью ценовой дискриминации обычно является захват излишка потребителей на рынке. Этот дефицит из-за того, что на рынке с единой клиринговой ценой некоторые клиенты (сегмент с очень низкой ценовой эластичностью) были бы готовы заплатить больше, чем единая рыночная цена. Ценовая дискриминация передает часть этого излишка от потребителя к производителю / продавцу. Это способ увеличения монопольной прибыли. На полностью конкурентном рынке производители получают нормальную прибыль, но не монопольную прибыль, поэтому они не участвуют в ценовой дискриминации.
Можно утверждать, что, строго говоря, потребительский излишек не должен существовать, например, когда постоянные затраты или эффект масштаба означают, что предельные издержки добавить дополнительных потребителей меньше, чем предельная прибыль от продажи большего количества товара. Это взимание, что взимание с некоторых потребителей меньше доли затрат может быть выгодным. Примером может служить высокоскоростное подключение к Интернету, которым пользуются два потребителя в одном здании; если один готов заплатить менее половины стоимости подключения, другой готов оплатить остальную часть стоимости, но не полностью, то ценовая дискриминация может совершить покупку. Однако это будет стоить потребителям столько же или больше, чем если бы они объединили свои деньги, чтобы заплатить недискриминационную цену. Если потребителем считается здание, то излишек потребителя достается жителям.
Математически можно доказать, что фирма, столкнувшаяся с нисходящей кривой спроса, выпуклой к началу координат, всегда будет получать более высокие доходы при ценовой дискриминации, при единой ценовой стратегии. Это тоже можно показать геометрически.
На верхней диаграмме единая цена (P) доступна всем покупателям. Сумма выручки представляет собой областями P, A, Q, O. Излишек потребителя - это область над линейным сегментом, A, но ниже кривой (D).
При ценовой дискриминации (нижняя диаграмма) кривая спроса делится на два сегмента (D1 и D2). Более высокая цена (P1) сайт с низкой эластичностью, а более низкая цена (P2) рынок с высокой эластичностью. Общая выручка от первого сегмента площади P1, B, Q1, O. Общая выручка от второго сегмента равна площади E, C, Q2, Q1. Сумма этих площадей всегда будет больше площади без различия, если предположить, что кривая спроса напоминает прямоугольную гиперболу с унитарной эластичностью. Чем больше вводится цен, тем больше сумма дохода.
Обратите внимание, что вышесказанное требует ценовой дискриминации как первой, так и второй степени: правый сегмент соответствует частично разным людям, чем левый сегмент, частично тем же людям, желающим покупать больше, если товар дешевле.
Дискриминатору цен очень важно определять оптимальные цены в каждом сегменте рынка. Это сделано на следующей диаграмме, где каждый сегмент рассматривается как отдельный рынок со своей собственной кривой спроса. Как обычно, выпуск, позволяющий максимизировать прибыль (Qt), определяется пересечением кривой предельных затрат (MC) с кривой предельного дохода для всего рынка (MRt).
Определение множественных рыночных цен; разделение линии спроса там, где она изгибается (изгиб: вправо; разделение: влево и центр)Фирма решает, какой объем общего выпуска продавать на каждом рынке, глядя на пересечение предельных затрат и предельного дохода (максимизация прибыли ). Затем этот выпуск делится между двумя рынками на уровне равновесного предельного дохода. Следовательно, оптимальными выходами являются Q a и Q b. Из кривой спроса на каждом рынке мы можем определить максимизирующие прибыль цены P a и P b.
. Также важно отметить, что предельный доход на обоих рынках при оптимальных уровнях выпуска должен быть одинаковым, в противном случае фирма могла бы получить прибыль от переноса выпуска на любой рынок, предлагающий более высокий маржинальный доход.
Учитывая, что Рынок 1 имеет эластичность спроса по цене, равную E 1, а Рынок 2, составляет E 2, оптимальное соотношение цены на рынке 1 по сравнению с рынком 2: .
Обратите внимание, что цена на совершенно конкурентном рынке всегда будет ниже любой цены при ценовой дискриминации (в том числе в особых случаях как в приведенном выше примере подключения к Интернету, предполагая, что совершенно конкурентный рынок позволяет потребителям объединять свои ресурсы). На рынке с совершенной конкуренцией ценовая дискриминация невозможна, и кривая средних общих затрат (ATC) будет идентична кривой предельных затрат (MC). Цена будет пересечением этой кривой ATC / MC и линии спроса (Dt). Таким образом, потребитель покупает товар по самой низкой цене, по которой любой производитель может произвести любое количество.
Ценовая дискриминация является признаком того, что рынок несовершенен, продавец обладает некоторой монопольной властью, а цены и прибыль продавца выше, чем они были бы на совершенно конкурентном рынке.
Производители могут продавать свою продукцию аналогичным розничным продавцам по разным ценам, исходя исключительно из объема приобретенных продуктов.
Авиакомпании и другие туристические компании регулярно используют дифференцированное ценообразование, поскольку они продают туристические продукты и услуги одновременно различным сегментам рынка. Это часто делается путем присвоения емкости различным классам бронирования, которые продаются по разным ценам и которые могут быть связаны с ограничениями тарифов. Ограничения или «заборы» помогают гарантировать, что рыночные сегменты будут покупать в пределах установленного для них диапазона классов бронирования. Например, чувствительные к расписанию бизнес-пассажиры, которые готовы заплатить 300 долларов за место из города A в город B, не могут приобрести билет за 150 долларов, потому что класс бронирования за 150 долларов содержит требование для пребывания в субботу вечером, или покупка за 15 дней или другое правило тарифа, которое препятствует, минимизирует или эффективно предотвращает продажу бизнес-пассажирам.
Однако обратите внимание, что в этом примере «сиденье» на самом деле не всегда одно и то же. То есть деловой человек, который покупает билет за 300 долларов, может пожелать сделать это в обмен на место на утреннем рейсе с высоким спросом, на полное возмещение, если билет не используется, и на возможность повышения класса обслуживания до первого класса, если место доступно за символическую плату. На том же рейсе находятся чувствительные к цене пассажиры, которые не готовы платить 300долларов, но они готовы лететь рейсом с меньшим спросом (вылетает на час раньше) или через город стыковки (не беспосадочный рейс)., и которые готовы отказаться от возмещения ущерба.
Использование других дифференцированных цен к «одному и тому же месту» с течением времени, например дисконтирования цены при раннем или позднем бронировании (без изменения других условий тарифа). Это может предоставить возможность арбитража при отсутствии каких-либо ограничений на перепродажу. Однако изменение имени пассажира обычно предотвращается или наказывается финансовым штрафом.
авиаперевозок в соответствии с месторасположением региона, на нескольких рейсах, а ставки на незаезд зависят от сегмента, конкуренции за место, соответствующее пространственной динамику продукта. Кто-то, пытающийся лететь A-B, конкурирует с людьми, пытающийся пролететь A-C через город B на том же самолете. Это одна из причин, по которой используются технологии управления доходностью, чтобы определить, сколько мест пассажирам A-B, пассажирам B-C и пассажирам A-B-C по разным тарифам, с различными требованиями и тарифами на неявку.
С появлением Интернета и ростом числа авиакомпаний с низкими тарифами прозрачность цен на авиабилеты стала более заметной. Пассажиры встречаются, что сравнивать тарифы разных рейсов или авиакомпаний довольно легко. Это помогло вынудить компанию по снижению тарифов. Между тем, во время рецессии после 11 сентября 2001 года нападения на США, деловых путешественников и корпоративных покупателей, дали понять, что они не собираются покупать авиабилеты по высоким ценам, чтобы субсидировать более низкие тарифы для не деловых путешественников.. Это предсказание сбылось, поскольку большое количество путешественников покупают авиабилеты только экономическим классом для деловых поездок.
Иногда групповые скидки на ж / д билеты и проездные. Это может быть совместно с альтернативой путешествия на машине.
Использование купонов в розничной торговле - это попытка отличить покупателей по их начальной цене. Предполагается, что люди, которые пытаются собирать купоны, более чувствительны к цене, чем те, кто этого не делает. Таким образом, предоставление купонов позволяет, например, производителям сухих завтраков назначать более высокие цены для нечувствительных к цене клиентов, в то же время получая некоторую прибыль для клиентов, которые более чувствительны к цене.
Для некоторых продуктов цены на премиальные продукты устанавливаются на уровне (по сравнению с «обычными» или «экономичными» продуктами), который намного превышает их предельную стоимость производства. Например, сеть кофеен может оценивать обычный кофе по цене 1 доллар, а «премиальный» кофе - по 2,50 доллара (где соответствующие производственные затраты могут составлять 0,90 и 1,25 доллара). Такие экономисты, как Тим Харфорд в Тайный экономист, утверждали, что это форма ценовой дискриминации: предлагая выбор между обычным и премиальным продуктом, потребителями, просят раскрыть свою степень чувствительности к цене.) за сопоставимые продукты. Подобные методы используются, например, при ценообразовании на авиабилеты бизнес-класса и алкогольные напитки премиум-класса.
Этот эффект может привести (по-видимому) к извращенным стимулам для производителя. В том случае, если, например, потенциальные клиенты, бизнес-класса будут платить за условия в классе больше, чем в комфорте, в комфорте, в комфорте, чем в комфорте, в комфорте для авиаперевозчиков. намеренного неудобных мест в экономическом классе. В примере с кофе ресторан может получить большую экономическую прибыль, производя обычный кофе низкого качества - больше прибыли от дополнительных продаж клиентов премиум-класса, чем теряются от клиентов, которые отказываются покупать недорогой, но некачественный кофе. Это может быть невозможным для потребителей обычного продукта, хотя определение этой полезности может быть невозможным.
Многие кинотеатры, парки развлечений, туристические достопримечательности, и другие места имеют разные цены на вход в зависимости от рыночного сегмента: типичные группы: молодежь / ребенок, студент, взрослый, пожилой гражданин, местный житель и иностранец. У каждой из этих групп обычно сильно различается кривая спроса. Дети, люди, живущие на студенческую заработную плату, и люди, живущие на пенсии, имеют обычно меньший располагаемый доход. Иностранцы могут считаться более богатыми, чем местные жители, и, следовательно, способными платить за товары и услуги - иногда это может быть даже в 35 раз больше. Владельцы торговых палаток и отдельные поставщики общественного транспорта могут также настаивать на более высоких ценах на свои товары и услуги при работе с иностранцами (иногда это называется «налогом на белых»). Некоторые - например, жилье - могут предлагаться по более низким ценам для конкретных этнических групп.
Некоторые предприятия могут быть снижены цены для представителей некоторых профессий, например школы учителя (см. Ниже), полиция и военнослужащие. Помимо увеличения продаж целевой группы, компании извлекают выгоду из положительной, ведущей к увеличению продаж среди широкой рекламы публики.
Для увеличения увеличения дохода на розничном уровне 1Ресторация стимулирования продажи. К ним относятся купоны на скидки, оптовые и оптовые цены, сезонные скидки и скидки для постоянных покупателей.
Создание методов стимулирования оптовых или промышленных покупателей. Они могут быть весьма целевыми, так как они предназначены для стимулирования активности, например, более частых покупок, более регулярных покупок, закупок новых продуктов у уже известных и так далее. Они могут быть разработаны для снижения административных и финансовых затрат на обработку каждой транзакции. Таким образом, существуют оптовые скидки, специальные цены для долгосрочных обязательств, непиковые скидки, скидки на товары с высоким спросом, чтобы стимулировать покупку товаров с более низким спросом, скидки и многое другое. Это может улучшить отношения между участвующими фирмами.
Ценовая дискриминация по признаку пола - это практика пола предложения идентичных или аналогичных услуг и продуктов мужчинам и женщинам по разным ценам, когда стоимость производства продуктов и услуг составляет же. В системе Штатах ценовая дискриминация по признаку пола является дискуссий. В 1992 году Департамент по делам потребителей Нью-Йорка (DCA) провел расследование «предвзятого отношения к женщинам на рынке цен». Расследование DCA пришло к выводу, что женщины платят больше, чем мужчины, в магазинах подержанных автомобилей, в химчистках и парикмахерских. Исследование DCA по гендерному ценообразованию в Нью-Йорке привлекло внимание всей страны к гендерной ценовой дискриминации и ее финансовому влиянию на женщин.
В случае потребительских товаров дифференцированное ценообразование обычно не основывается явно на фактическом поле покупателя, а косвенно достигается за счет использования дифференцированной упаковки, маркировки или цветовых схем, предназначенных для потребителей мужского или женского пола. Во многих случаях продукт продается как привлекательный подарок, пол покупателя может отличаться от пола конечного пользователя.
В 1995 году Исследовательский офис в Калифорнии изучил проблему дискриминации в отношении цен на услуги по признаку пола и подсчитал, что женщины фактически платят ежегодный «гендерный налог» в размере 1351 долларов США за те же услуги, что и мужчины. Также было подсчитано, что женщины в течение своей жизни тратят на тысячи долларов больше, чем мужчины на аналогичных товаров. Например, до вступления в силу Закона о медицинских услугах и медицинских услугах («Закон о доступном медицинском обслуживании») взимание с женщин более высоких взносов за индивидуальные полисы медицинского страхования, чем с мужчин. Согласно Закону о доступном медицинском обслуживании, медицинские страховые компании теперь должны предлагать одинаковую цену всем заявителям одного возраста и географического местоположения независимо от пола. Однако федерального закона, запрещающего ценовую дискриминацию по признаку пола при продаже товаров, нет. Вместо этого несколько городов и штатов принят законы, запрещающие ценовую дискриминацию по признаку пола на товары и услуги.
В Европе взносы по автострахованию исторически были выше для мужчин, чем для женщин, и эта практика страховая отрасль пытается оправдать разным уровнем риска. ЕС запретил эту практику; однако есть свидетельства того, что она заменяет дискриминацией по доверенности, то есть дискриминацией на основе факторов, которые сильно коррелируют с полом: например, взимание платы со строительных рабочих выше, чем с акушерок.
Фармацевтические компании могут взимать с потребителей, живущих в более богатых странах, более высокую цену, чем за идентичные лекарства в более бедных странах, как в продаже антиретровирусных препаратов в Африке. Продажа покупательной способности африканских потребителей намного ниже, продажи будут ограничены без ценовой дискриминации. Способность фармацевтических компаний поддерживать разницу в лекарствах между странами.
Даже онлайн-продажи нематериальных товаров, которые не нужно отправлять, может измениться в зависимости от географического положения покупателя.
Компании часто предоставляют со скидкой товары и программное обеспечение студентам и преподавателям школы и университетские уровни. Они могут быть помечены как академические версии, но работают так же, как программное обеспечение по полной цене для розничной продажи. Академические версии самых дорогих программных пакетов могут быть дешевле или дешевле розничной стандартной стандартной версии. Некоторое академическое программное обеспечение может иметь лицензию, отличные от розничных версий, что обычно запрещает их использование в деятельности с целью получения прибыли или истекает срок действия лицензии через определенное количество месяцев. Это также имеет характеристики «первоначального предложения», что есть прибыль от академического клиента может частично поступать в виде будущих неакадемических продаж из-за привязки к поставщику.
Комиссия по скользящей шкале - это когда с разных клиентов взимается разная плата в зависимости от их дохода, который используется в качестве прокси для их желания или способности платить. Например, некоторые некоммерческие юридические обязательства фирмы по скользящей шкале в зависимости от дохода и размера семьи. Таким образом, клиенты, платят более высокие цены в верхней части шкалы комиссионных, используются субсидировать, находящиеся в нижней части шкалы. Такое дифференцированное ценообразование позволяет некоммерческой организации обслуживать более широкий сегмент рынка, чем если бы они установили только одну цену.
Товары и услуги для свадеб иногда оценивают по более высокой цене, чем идентичные товары для обычных покупателей.
Есть два условия, которые должны быть выполнены, чтобы схема ценовой дискриминации работала. Во-первых, фирма должна иметь возможность идентифицировать сегменты рынка по их эластичности спроса по цене, а во-вторых, фирмы должны иметь возможность применять схему. Например, авиакомпании регулярно прибегают к ценовой дискриминации, устанавливая высокие цены для клиентов с относительно неэластичным спросом - деловых путешественников - и снижая цены для туристов, которые имеют относительно эластичный спрос. Авиакомпании применяют эту схему, применяя политику запрета перепродажи билетов, не позволяющую туристу купить билет по сниженной цене и продать его деловому путешественнику (арбитраж ). Авиакомпании также должны препятствовать тому, чтобы бизнес-путешественники напрямую покупали билеты со скидкой. Авиакомпании добиваются этого, вводя предварительные требования к оформлению билетов или минимальные требования к пребыванию - условия, которые будет сложно выполнить среднему бизнес-путешественнику.
В то время как традиционная теория ценовой дискриминации Обычно предполагается, что цены устанавливаются продавцом, существует вариант формы, в которой цены устанавливаются покупателем, например, в форме платить сколько хотите цены. Такая контролируемая пользователем ценовая дискриминация использует аналогичную способность адаптироваться к изменяющимся кривым спроса или индивидуальной чувствительности к ценам и может избежать негативного восприятия ценовой дискриминации, навязанного продавцом.
style = "background: # 9FF; color: black; vertical-align: middle; text-align: center;" class = "free table-free" | Бесплатно