День прямых действий

редактировать

День прямых действий. Убийства Калькутты 1946 года
Часть раздела Индии
Calcutta 1946 riot.jpg Мертвые и мертвые ранен после Дня прямых действий, который перерос в решительные сражения, когда мусульмане и индуисты бунтовали в Калькутте в 1946 году, за год до обретения независимости
Дата16 августа 1946 г.
МестоположениеКалькутта, Бенгалия, Британская Индия. 22 ° 35′N 88 ° 22′E / 22,58 ° N 88,36 ° E / 22,58; 88,36 Координаты : 22 ° 35'N 88 ° 22'E / 22,58 ° N 88,36 ° E / 22,58; 88.36
Вызваноразделением Бенгалии по религиозному признаку
ЦелиЭтнические и религиозные преследования
МетодыРезня, насильственное обращение в другую веру, поджог, похищение и массовое изнасилование
привело кразделу Бенгалии
Стороны гражданского конфликта
индусы и сикхи мусульмане
Ведущие цифры
Нецентрализованное руководствоСовет мусульманской лиги
Потери
Смерть4000

День прямых действий (16 августа 1946 года), также известный как убийства в Калькутте в 1946 году, был днем ​​массовых беспорядков среди мусульман в городе Калькутта (ныне известный как Калькутта) в Бенгалии провинции Британской Индии. Этот день также ознаменовал начало так называемой Недели длинных ножей.

Мусульманская лига и Индийский национальный конгресс были двумя крупнейшими политическими партиями. в Учредительном собрании Индии в 1940-х гг. Мусульманская лига со времени принятия Лахорской резолюции 1940 года потребовала, чтобы районы Индии с мусульманским большинством на северо-западе и востоке были созданы как «независимые государства». Миссия Кабинета министров 1946 года в Индию для планирования перехода власти от британского владычества к индийскому руководству предлагала трехуровневую структуру: центр, группы провинций и провинции. «Группы провинций» предназначались для удовлетворения требований мусульманской лиги. И Мусульманская лига, и Конгресс в принципе приняли план миссии кабинета министров. Однако Мусульманская лига подозревала, что согласие Конгресса было неискренним.

Следовательно, в июле 1946 года он отозвал свое согласие с планом и объявил всеобщую забастовку (хартал ) 16 августа, назвав его Днем прямых действий, чтобы заявить о своем требовании об отдельной мусульманской родине.

На фоне межобщинной напряженности протест вызвал массовые беспорядки в Калькутте. В течение 72 часов более 4000 человек погибли и 100000 жителей Калькутты остались без крова. Это насилие спровоцировало новые религиозные беспорядки в близлежащих регионах Ноакхали, Бихар, Соединенные провинции (современный Уттар-Прадеш), Пенджаб, и Северо-Западная пограничная провинция. Эти события посеяли семена для возможного раздела Индии.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Прелюдия
  • 3 Беспорядки и резня
  • 4 Характеристики бунта и религии в Калькутте в то время (1946)
  • 5 Последствия
    • 5.1 Дальнейшие беспорядки в Индии
      • 5.1.1 Беспорядки в Ноакхали
      • 5.1.2 Бихар и остальная часть Индии
  • 6 Ссылки
  • 7 Библиография
История вопроса

В 1946 году движение за независимость Индии против британского владычества достигло решающей стадии. Премьер-министр Великобритании Клемент Эттли направил в Индию миссию кабинета из трех человек, целью которой было обсуждение и окончательная доработка планов передачи власти от британского владычества индийскому руководству. После переговоров с представителями Индийского национального конгресса и Всеиндийской мусульманской лиги - двух крупнейших политических партий в Учредительном собрании Индии - 16 В мае 1946 года миссия предложила план состава нового доминиона Индии и его правительства. Требование Мусульманской лиги об «автономных и суверенных» государствах на северо-западе и востоке было удовлетворено за счет создания нового уровня «групп провинций» между слоем провинций и центральным правительством. Ожидалось, что центральное правительство будет заниматься вопросами обороны, внешних сношений и коммуникаций. Все остальные полномочия будут переданы «группам».

Мухаммад Али Джинна, бывший конгрессмен, а ныне лидер Мусульманской лиги, принял план миссии кабинета министров от 16 июня, как и Центральный президиум съезда. Однако 10 июля Джавахарлал Неру, президент Конгресса, провел пресс-конференцию в Бомбее, заявив, что, хотя Конгресс согласился участвовать в Учредительном собрании, он оставляет за собой право изменить план миссии кабинета министров по своему усмотрению. Опасаясь доминирования индуистов в Учредительном собрании, Джинна отклонил план миссии британского кабинета министров по передаче власти временному правительству, которое объединило бы как Мусульманскую лигу, так и Индийский национальный конгресс, и решил бойкотировать Учредительное собрание. В июле 1946 года Джинна провел пресс-конференцию в своем доме в Бомбее. Он заявил, что мусульманский союз «готовится начать борьбу» и что они «составили план». Он сказал, что если мусульманам не будет предоставлен отдельный Пакистан, они начнут «прямые действия». Когда его попросили уточнить, Джинна возразил: «Сходи в Конгресс и спроси их об их планах. Когда они доверят тебе, я возьму тебя в свои. Почему ты думаешь, что я один сижу со скрещенными руками? Я тоже пойду.

На следующий день Джинна объявил, что 16 августа 1946 года будет «Днем прямых действий», и предупредил Конгресс: «Мы не хотим войны. Если вы хотите войны, мы без колебаний принимаем ваше предложение. либо разделить Индию, либо разрушить Индию ».

В своей книге« Великий разрыв »Х.В. Ходсон рассказал:« Рабочий комитет продолжил, призвав мусульман по всей Индии соблюдать 16 августа как "День прямых действий". В этот день по всей стране будут проводиться собрания для разъяснения решения Лиги. Эти собрания и шествия прошли - как явно и было задумано центральными лидерами Лиги - без каких-либо более чем банальных и ограниченных беспорядков, за одним огромным и трагическим исключением... То, что произошло, было больше, чем кто-либо мог Мы предвидели ».

В« Мусульманских обществах: исторические и сравнительные аспекты », под редакцией Сато Цугитака, Наказато Нариаки пишет:

С точки зрения институциональной политики, беспорядки в Калькутте имели отличительную особенность в том, что они вспыхнули в переходный период, ознаменованный вакуумом власти и системным срывом. Также важно отметить, что они составляли часть политической борьбы, в которой Конгресс и Мусульманская лига соревновались друг с другом за инициативу по созданию нового национального государства (государств), в то время как британцы предприняли тотальную попытку провести деколонизацию с наименьшими политическими издержками для них. Политическое соперничество между основными националистическими партиями в Бенгалии приняло другую форму, чем в Нью-Дели, в основном из-за широкой массовой базы этих организаций и традиции гибкого политического поведения, в которой они преуспели. На начальном этапе беспорядков Конгресс и Мусульманская лига, казалось, были уверены, что могут использовать эту традицию, даже если сложная ситуация возникнет в результате политического противостояния. Скорее всего, День прямых действий в Калькутте планировался как крупномасштабный хартальный и массовый митинг (который является признанной частью политической культуры в Калькутте), и они очень хорошо знали, как контролировать. Однако реакция масс намного превзошла все ожидания. Политические лидеры серьезно просчитали сильный эмоциональный отклик, который вызвало слово «нация», интерпретируемое в новой ситуации. В августе 1946 года «нация» перестала быть просто политическим лозунгом. Это быстро превращалось в «реальность» как в реальной политике, так и в воображении людей. Система, к которой политические лидеры Бенгалии привыкли на протяжении десятилетий, не могла справиться с этим динамичным изменением. Как мы видели, он быстро и легко сломался в первый же день беспорядков.

Прелюдия

После беспорядков 11–14 февраля 1946 года в Калькутте межобщинная напряженность была высоко. Индусские и мусульманские газеты разжигали общественные настроения подстрекательскими и весьма пристрастными сообщениями об усилении антагонизма между двумя общинами.

После того, как Джинна объявил 16 августа Днем прямых действий, действуя по совету Р.Л. Уокера, тогдашний Главный секретарь Бенгалии, Мусульманская лига Главный министр Бенгалии, Хусейн Шахид Сухраварди попросил губернатора Бенгалии сэра Фредерика Берроуза объявить этот день государственным праздником. Губернатор Берроуз согласился. Уокер сделал это предложение в надежде, что риск конфликтов, особенно связанных с пикетированием, будет сведен к минимуму, если государственные учреждения, коммерческие дома и магазины останутся закрытыми по всей Калькутте 16 августа. Конгресс Бенгалии протестовал против объявления государственного праздника, утверждая, что праздник позволит «праздным людям» успешно применять харталы в областях, где руководство Мусульманской лиги было неуверенно. Конгресс обвинил правительство Лиги в том, что оно «занимается« общественной политикой »ради узких целей». Лидеры Конгресса считали, что если будет отмечаться государственный праздник, его сторонникам не останется ничего иного, кроме как закрыть свои офисы и магазины, и, таким образом, они будут вынуждены против своей воли оказать помощь Мусульманской лиге. 14 августа Кирон Шанкар Рой, лидер партии Конгресса в Законодательном собрании Бенгалии, призвал индуистских лавочников не соблюдать государственный праздник и оставить свой бизнес открытым вопреки харталю. В сущности, в том, что монополистическое положение Конгресса, которым до сих пор пользовался при навязывании и проведении харталов, забастовок и т. Д., Было поставлено под сомнение, присутствовал элемент гордости. Тем не менее, Лига выполнила заявление, и мусульманские газеты опубликовали программу на этот день.

The Star of India, влиятельная местная мусульманская газета, редактируемая MLA Мусульманской лиги Рагиба Ахсана из Калькутты, опубликовала подробную программу для день. Программа предусматривала всеобщую забастовку и всеобщую забастовку во всех сферах общественной, торговой и промышленной жизни, за исключением основных служб. В уведомлении говорилось, что шествия начнутся из нескольких частей Калькутты, Ховрах, Хугли, Метиабруз и 24 Парганас, и сойдется у подножия монумента Охтерлони (ныне известного как Шахид Минар), где будет проходить совместный массовый митинг под председательством Хусейна Шахида Сухраварди. Филиалам Мусульманской лиги было рекомендовано направить по три рабочих в каждую мечеть в каждом приходе, чтобы разъяснить план действий Лиги перед Джума молитвой. Кроме того, в пятницу после Джума-молитвы за свободу мусульманской Индии в каждой мечети устраивались особые молитвы. Уведомление черпало божественное вдохновение из Корана, подчеркивая совпадение Дня прямого действия со священным месяцем Рамзан, утверждая, что предстоящие протесты были аллегорией конфликта пророка Мухаммеда с язычеством. и последующее завоевание Мекки и установление Царства Небесного в Аравии.

Индуистское общественное мнение было мобилизовано вокруг лозунга Akhand Hindusthan (Объединенная Индия). Некоторые лидеры Конгресса в Бенгалии прониклись сильным чувством индуистской идентичности, особенно ввиду предполагаемой угрозы от возможности маргинализации в меньшинство перед натиском пакистанского движения. Такая мобилизация по общинным линиям была частично успешной благодаря согласованной пропагандистской кампании, которая привела к «легитимации общинной солидарности».

С другой стороны, после протестов против британцев после судебных процессов над INA, британская администрация решила придать большее значение протестам против правительства, а не управлению межобщинным насилием среди индийского населения, согласно их «Программе действий в чрезвычайных ситуациях». Фредерик Берроуз, губернатор из Бенгалии, обосновал объявление «государственного праздника» в своем докладе лорду Уэйвеллу - Сухраварди приложил немало усилий, чтобы убедить сопротивляющихся британских чиновников вызвать армию из лагеря отдыха Сеалдах. К сожалению, британские официальные лица не отправили армию до 1.45 утра 17 августа.

Многие из интриганов были людьми, у которых в любом случае были бы праздные руки. Если бы магазины и рынки были в основном открыты, я считаю, что грабежей и убийств было бы еще больше, чем было; праздник дал мирным гражданам шанс остаться дома.

— Фредерик Берроуз, Отчет Берроуза лорду Уэйвеллу.
Беспорядки и резня
Толпа на митинге Мусульманской лиги на Майдане.

Неприятности началось утром 16 августа. Еще до 10 часов полицейское управление в Лалбазаре сообщило, что по всему городу царило волнение, что магазины были вынуждены закрыться и что было много сообщений о драках, нанесении ударов ножом и бросании камней и кирпичных битов. В основном они были сосредоточены в центрально-северных частях города, таких как Раджабазар, Келабаган, Колледж-стрит, Харрисон-роуд, Колоотолла и Буррабазар. В этих областях индуисты составляли большинство, а также занимали превосходное и влиятельное экономическое положение. Беда приняла общинный характер, который должен был сохраняться повсюду. Митинг Лиги начался у Монумента Охтерлони ровно в полдень. Собрание считалось «самым большим мусульманским собранием в Бенгалии» в то время.

Встреча началась около 14:00, хотя шествия мусульман со всех частей Калькутты начали собираться после полуденных молитв. Сообщалось, что большое количество участников были вооружены железными прутьями и латисами (бамбуковыми палками). Количество присутствовавших было оценено репортером Центрального разведчика в 30 000 человек, а инспектором специального отделения полиции Калькутты - в 500 000 человек. Последняя цифра невероятно высока, и репортер Star of India оценил ее примерно в 100 000 человек. Основными ораторами были Хаваджа Назимуддин и главный министр Хусейн Шахид Сухраварди. Хваджа Назимуддин в своей речи проповедовал миролюбие и сдержанность, но испортил эффект и накалил напряженность, заявив, что до 11 часов того утра все раненые были мусульманами, и мусульманская община только приняла ответные меры. -оборона.

Специальное отделение полиции Калькутты направило на встречу только одного стенографиста, в результате чего стенограмма выступления главного министра недоступна. Но главный офицер разведки и репортер, которого Фредерик Берроуз считал надежным, назначенные военными властями, согласны в одном заявлении (о котором вообще не сообщила полиция Калькутты). Версия в отчете первого гласила: «Он [главный министр] позаботился о том, чтобы полиция и военные не хотели вмешиваться». Версия последнего была такова: «Ему удалось сдержать военных и полицию». Однако конкретного приказа «сдерживаться» в полицию не поступало. Итак, что бы Сухраварди ни хотел этим сказать, впечатление от такого заявления на в основном необразованную аудиторию истолковывается некоторыми как открытое приглашение к беспорядку, многие из слушателей, как сообщается, начали нападать на индуистов и грабить индуистов. магазины, как только они покинули собрание. Впоследствии появились сообщения о том, что грузовики (грузовики), съехавшие по Харрисон-роуд в Калькутте, несли жесткие мусульманские гангстеры, вооруженные кирпичными битами и бутылками в качестве оружия, и нападали на магазины, принадлежащие индуистам.

Более 300 ория рабочих хлопковой фабрики Кесорам были убиты в трущобах Личубагана, Метиабруза.

В тех частях города, где происходили беспорядки, был введен комендантский час в 18:00. В 20:00 были развернуты силы для обеспечения безопасности основных маршрутов и патрулирования этих артерий, тем самым высвободив полицию для работы в трущобах и других отсталых районах.

17 августа Сайед Абдулла Фаруки, президент Garden Профсоюз текстильщиков Reach вместе с Элианом Мистри, жестким мусульманским хулиганом, привел огромную вооруженную толпу на территорию фабрики Kesoram Cotton Mills в районе Личубаган Метиабруза. Рабочие мельницы, среди которых было значительное количество Одиаса, обычно оставались на самой фабрике. 25 августа четверо выживших подали жалобу в полицейский участок Метиабруза на Фаруки. Бисванат Дас, министр в правительстве Ориссы, посетил Личубаган для расследования убийства Ория рабочие хлопчатобумажной фабрики Кесорам. По оценкам некоторых источников, число погибших достигло 10 000 и более. Многие авторы утверждают, что индусы были основными жертвами, в то время как многие утверждают, что были убиты также рабочие-мусульмане.

Худшее из убийств произошло в течение дня 17 августа. К вечеру солдаты взяли под контроль худшие районы, и за ночь военные расширили свои владения. Однако в трущобах и других районах, которые все еще находились вне контроля военных, ежечасно нарастали беззаконие и беспорядки. Утром 18 августа «автобусы и такси, нагруженные сикхами и индуистами, вооруженными мечами, железными прутьями и огнестрельным оружием, ехали».

Стычки между общинами продолжались почти неделю. Наконец, 21 августа Бенгалия перешла под власть вице-короля. В городе было размещено 5 батальонов британских войск при поддержке 4 батальонов индейцев и гуркхов. Лорд Уэйвелл утверждал, что раньше следовало вызвать больше войск, и нет никаких указаний на то, что больше британских войск не было в наличии. Беспорядки уменьшились 22 августа.

Характеристики бунтов и религии Калькутты в то время (1946)

Сухраварди приложил немало усилий, чтобы заставить сопротивляющихся британских чиновников вызвать армия прибыла из лагеря отдыха Сеалдах. К сожалению, британские официальные лица не отправили армию до 1.45 утра 17 августа.

Насилие в Калькутте между 1945 и 1946 годами переходило от индийского к европейскому к индуистскому и мусульманскому. Индийские христиане и европейцы, как правило, были свободны от приставаний, поскольку темп индуистско-мусульманского насилия ускорился. Упадок антиевропейских настроений по мере роста межобщинной индуистско-мусульманской напряженности в этот период очевиден по количеству жертв. Во время беспорядков ноября 1945 года жертвами европейцев и христиан стали 46 человек; в беспорядках 10–14 февраля 1946 г. - 35; с 15 февраля по 15 августа всего 3; во время беспорядков в Калькутте с 15 августа 1946 года по 17 сентября 1946 года - ни одного.

Религии в Калькутте 1946

Индуизм (73%) Ислам (23%) Другие (4 %)

В городе Калькутта проживают 2 952 142 индуистов, 1 099 562 мусульманского населения, 12 852 сикхов по состоянию на 1946 год до раздела, а после обретения независимости мусульманское население сократилось до 601817 человек из-за миграции 5 лакхов мусульман из Калькутты в Восточный Пакистан после беспорядков. Перепись 1951 года в Индии зафиксировала, что 27% населения Калькутты составляли беженцы из Восточной Бенгалии, в основном индуистские бенгальцы, и они внесли свой вклад в экономический рост Калькутты в различных областях сразу после поселения. Миллионы бенгальских индуистов из Восточного Пакистана нашли убежище в основном в городе, и ряд оценок показывает, что около 3,2 лакха индуистов из Восточного Пакистана иммигрировали только в Калькутту в период 1946-1950 годов. Первая перепись показывает, что процент индусов в Калькутте снизился с 73% в 1946 году до 84% только в 1951 году (огромный рост на 11% за 5 лет), и в то же время процент мусульман снизился с 23% в 1946 году до 12%. в 1951 г. (снижение на 11% при этом). Согласно переписи 2011 года, в городе Калькутта проживают индуисты (76,51%); 3 440 290 человек, мусульманское население (20,6%); 926 414 человек, сикхов (0,31%); 13,849 из 4,496,694 человек.

Последствия

Во время беспорядков тысячи людей начали бежать из Калькутты. В течение нескольких дней мост Ховрах через реку Хугли был переполнен эвакуированными, направлявшимися на станцию ​​Ховрах, чтобы избежать хаоса в Калькутте. Многим из них не удалось избежать насилия, распространившегося на регион за пределами Калькутты. Лорд Уэйвелл заявил во время встречи 27 августа 1946 года, что Ганди сказал ему: «Если Индия хочет кровопролития, она ее получит...... если кровопролитие было необходимо, оно произошло бы, несмотря на ненасилие ".

Сухраварди, главный министр, отвечающий за домашнее хозяйство в Калькутте, критиковали за то, что он был сторонником и Сэру Фредерику Джону Барроузу, британскому губернатору Бенгалии, за то, что он не взял ситуацию под контроль. Главный министр проводил много времени в диспетчерской в ​​штабе полиции в Лалбазаре, где часто бывали некоторые из его сторонников. Если не было прямого приказа губернатора, не было никакого способа запретить главному министру посещать диспетчерскую, когда он того пожелает; и губернатор Берроуз не был готов отдать такой приказ, поскольку это явно указывало бы на полное неверие в него.

Выдающиеся лидеры мусульманской лиги проводили много времени в диспетчерских полиции, руководя операциями и выполняя роль

И британцы, и Конгресс обвинили Джинну в провозглашении Дня прямых действий, и Мусульманская лига была признана виновной в разжигании мусульманских националистических настроений.

Там есть несколько точек зрения на точную причину беспорядков в рамках Дня прямых действий. Индусская пресса обвиняла правительство Сухраварди и Мусульманскую лигу. По словам властей, беспорядки были спровоцированы членами Мусульманской лиги и ее дочерним Добровольческим корпусом в городе, чтобы обеспечить выполнение заявления Мусульманской лиги о том, что мусульмане должны «приостановить все дела» в поддержку своего требования о создании независимого Пакистана.. Однако сторонники Мусульманской лиги считали, что за насилием стоит Партия Конгресса, пытаясь ослабить хрупкое правительство Мусульманской лиги в Бенгалии. Историк Джоя Чаттерджи возлагает большую часть ответственности на Сухраварди за организацию противостояния и неспособность остановить беспорядки, но указывает, что индуистские лидеры также были виноваты. Члены Индийского национального конгресса, в том числе Мохандас Ганди и Джавахарлал Неру, отрицательно отреагировали на беспорядки и выразили шок. Беспорядки приведут к новым беспорядкам и погромам между индуистами, сикхами и мусульманами. Эти события посеяли семена для возможного раздела Индии.

Дальнейшие беспорядки в Индии

Беспорядки в День прямых действий спровоцировали несколько беспорядков между мусульманами и индуистами / сикхами в Ноакхали, Бихар и Пенджаб в том году.

Беспорядки в Ноакхали

Важным продолжением Дня прямых действий стала резня в районах Ноакхали и Типпера в октябре 1946 года. Новости Великой Калькутты Беспорядки спровоцировали беспорядки Ноакхали-Типпера в ответ. Однако насилие по своей природе было иным, чем в Калькутте.

Беспорядки в округах начались 10 октября 1946 года в районе северного района Ноакхали под полицейским участком Рамганджа. Произошедшее насилие было описано как «организованная ярость мусульманской мафии». Вскоре он охватил соседние полицейские участки Райпур, Лакшмипур, Бегумгандж и Сандип в Ноакхали и Фариджандж, Хаджигандж, Чандпур, Лакшам и Чудаграм в Типпере. Беспорядки, вызванные повсеместным насилием, были обширными, что затрудняло точное определение числа жертв. По официальным оценкам, число погибших составляет от 200 до 300. После того, как беспорядки были остановлены в Ноакхали, Мусульманская лига заявила, что только 500 индусов были убиты в результате беспредела, но оставшиеся в живых считают, что было убито более 50 000 индуистов. Некоторые источники также сделали несколько крайних заявлений о том, что индуистское население в Ноакхали было почти уничтожено. Согласно Фрэнсису Тукеру, который во время беспорядков был главнокомандующим Восточного командования Индии, индуистская пресса намеренно и сильно преувеличивала сообщения о беспорядках. Нейтральная и широко признанная цифра погибших составляет около 5000.

По словам губернатора Берроуза, «непосредственным поводом для вспышки беспорядков стало разграбление базара [рынка] в полицейском участке Рамганджа после задержания массовое собрание ". Это включало нападения на коммерческие предприятия Сурендры Натха Боса и Раджендры Лал Роя Чоудхури, бывшего президента Коллегии адвокатов Ноакхали и известного лидера индусской Махасабхи.

Бихар и остальная часть Индии

A разрушительный бунт сотряс Бихар к концу 1946 года. В период с 30 октября по 7 ноября широкомасштабная резня мусульман в Бихаре приблизила разделение к неизбежности. С 25 по 28 октября в районе Чапра и Саран произошли жестокие столкновения. Очень скоро Патна, Мангер и Бхагалпур также стали очагами серьезного насилия. Начатый как месть за бунт Ноакхали, число погибших в непосредственных отчетах сильно завышено, властям было трудно справиться с ним, поскольку он охватил большую территорию разбросанных деревень, а количество о жертвах было невозможно установить точно: "Согласно последующему заявлению в британском парламенте, число погибших составило 5 000 человек. По оценке Statesman, было от 7 500 до 10 000; партия Конгресс признала 2000; Джинна потребовала около 30 000 ». Однако к 3 ноября по официальной оценке число погибших составляло всего 445.

Согласно некоторым независимым источникам на сегодняшний день, число погибших составило около 8000 человеческих жизней.

Некоторые из них Наихудшие беспорядки также имели место в Гархмуктешваре в Соединенных провинциях, где в ноябре 1946 года произошла резня, в ходе которой «индуистские паломники на ежегодной религиозной ярмарке напали на мусульман и истребили их, не только на территории фестиваля, но в соседнем городе, "в то время как полиция почти ничего не сделала; погибло от 1 000 до 2 000 человек. Беспорядки также имели место в Пенджабе и Северо-Западной пограничной провинции в конце 1946 и начале 1947 года.

Ссылки
Библиография
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Днем прямых действий.
В Wikiquote есть цитаты, относящиеся к: Дню прямого действия
Последняя правка сделана 2021-05-17 08:14:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте