Принудительное обращение мусульман в Испанию

редактировать
Указы XVI века, запрещающие ислам в различных королевствах Испании

Мавританские прозелиты архиепископа Ксименеса, Гранада, 1500 Автор Эдвин Лонг (1829–1891), изображающий массовое крещение мусульман

Принудительное обращение мусульман в Испанию было предписано серией указов объявление вне закона ислама на землях испанской монархии. Эти усилия контролировались тремя испанскими королевствами в начале 16 века: Корона Кастилии в 1500–1502 годах, затем Наварра в 1515–1516 годах, и, наконец, Корона Арагона в 1523–1526 гг.

После того, как христианские королевства завершили завоевание Аль-Андалуса 2 января 1492 года, мусульманское население составляло от 500 000 до 600 000 человек. В это время мусульманам, жившим под властью христиан, был предоставлен статус мудехар, что позволило по закону открыто исповедовать ислам. В 1499 году архиепископ Толедо кардинал Франсиско Хименес де Сиснерос начал кампанию в городе Гранада, чтобы заставить религиозное согласие с христианством с помощью пыток и тюремного заключения; это вызвало мусульманское восстание. В конечном итоге восстание было подавлено, а затем использовано для оправдания отмены правовой и договорной защиты мусульман. Усилия по обращению в христианство были удвоены, и к 1501 году официально в Гранаде не осталось ни одного мусульманина. Ободренная успехом в Гранаде, королева Кастилии Изабелла в 1502 г. издала указ, запрещавший ислам для всей Кастилии. После аннексии Иберийской Наварры в 1515 году, согласно кастильскому указу, многие мусульмане все еще были вынуждены соблюдать христианские верования. Последним королевством, принявшим обращение, была корона Арагона, короли которой ранее были обязаны гарантировать свободу религии своим мусульманам под присягой, включенной в их коронации. В начале 1520-х годов произошло антиисламское восстание, известное как Восстание братств, и мусульмане на территориях повстанцев были вынуждены обратиться. Когда королевские силы Арагона с помощью мусульман подавили восстание, король Карл I (более известный как Карл V из Священной Римской империи ) постановил, что эти насильственные преобразования действительны; таким образом, «обращенные» теперь официально были христианами. Это поместило новообращенных под юрисдикцию испанской инквизиции. Наконец, в 1524 году Карл обратился к Папе Клименту VII с просьбой освободить короля от его клятвы, защищающей свободу религии мусульман. Это дало ему право официально действовать против оставшегося мусульманского населения; в конце 1525 года он издал официальный указ об обращении: ислам официально больше не существовал по всей Испании.

Хотя соблюдение христианства публично требовалось королевскими указами и проводилось в жизнь испанской инквизицией, свидетельства указывают на то, что большинство насильственно обращенных (известных как «морисков ») придерживались ислама. в секрете. В повседневной общественной жизни традиционный исламский закон больше не мог соблюдаться без преследований со стороны инквизиции ; в результате была издана Оранская фетва, чтобы признать необходимость ослабления шариата, а также подробно описать, как мусульмане должны были это делать. Эта фетва стала основой криптоислама, практиковавшегося морисками до их изгнания в 1609–1614 гг.. Некоторые мусульмане, многие из которых живут у побережья, эмигрировали в ответ на обращение в христианство. Однако ограничения, наложенные властями на эмиграцию, означали, что выезд из Испании не был вариантом для многих. Восстания также вспыхнули в некоторых районах, особенно в гористой местности, которую можно было защитить, но все они были безуспешными. В конечном итоге эти указы создали общество, в котором набожные мусульмане, тайно отказавшиеся от обращения, сосуществовали с бывшими мусульманами, которые стали настоящими практикующими христианами, вплоть до изгнания.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Процесс преобразования
    • 2.1 В Короны Кастилии
      • 2.1.1 Королевство Гранада
      • 2.1.2 Остальная часть Кастилии
    • 2.2 В Наварре
    • 2.3 В короне Арагона
  • 3 Мусульманская реакция
    • 3.1 Криптоислам
      • 3.1.1 Оранская фетва
    • 3.2 Эмиграция
    • 3.3 Вооруженное сопротивление
    • 3.4 Искренние обращения
  • 4 Ссылки
    • 4.1 Цитаты
    • 4.2 Библиография
Предпосылки
Капитуляция Гранады Франсиско Прадилья Ортис (1848–1921), изображающая капитуляцию Гранады в 1492 , последнее управляемое мусульманами королевство на Пиренейском полуострове.

Ислам присутствует на Пиренейском полуострове с завоевания Испании Омейядами в восьмом веке. В начале двенадцатого века мусульманское население Пиренейского полуострова, которое мусульмане называли «Аль-Андалус », оценивалось в 5,5 миллиона человек; среди них были арабы, берберы и местные обращенные. В следующие несколько столетий, когда христиане продвигались с севера в процессе, называемом реконкиста, мусульманское население сократилось. В конце пятнадцатого века Реконкиста завершилась падением Гранады, при этом мусульманское население Испании оценивалось от 500 000 до 600 000 из общего испанского населения в 7-8 миллионов. Примерно половина мусульман проживала в бывшем Гранаде, последнем независимом мусульманском государстве на Пиренейском полуострове, которое было аннексировано Короной Кастилии. Около 20000 мусульман проживали на других территориях Кастилии, а большая часть оставшихся - на территориях короны Арагона. Эти мусульмане, жившие под христианским правлением, были известны как мудехары.

. В первые годы после завоевания Гранады мусульмане в Гранаде и других местах продолжали пользоваться свободой религии. Это право гарантировалось различными правовыми документами, включая договоры, хартии, капитуляции и коронационные клятвы. Например, Гранадский договор (1491 г.) гарантировал религиозную терпимость мусульманам завоеванной Гранады. Короли Арагона, в том числе король Фердинанд II и Карл V, поклялись защищать религиозную свободу мусульман в своей клятве коронации.

Через три месяца после завоевания В Гранаде в 1492 г. Указ Альгамбры предписывал изгнание или обращение всех евреев в Испании; это положило начало ряду новых политик. В 1497 году западный сосед Испании Португалия изгнал еврейское и мусульманское население, как это было устроено кардиналом Испании Сиснеросом в обмен на королевский брачный контракт. В отличие от евреев, португальским мусульманам было разрешено переселиться по суше в Испанию, и большинство из них сделали это.

Процесс преобразования

В начале шестнадцатого века Испания была разделена на две державы: Корона Кастилии и меньшая Корона Арагона. Брак между королем Арагона Фердинандом II и королевой Кастилии Изабеллой I объединил две короны, и в конечном итоге их внук Карл унаследовал обе короны (как Карл I в Испании, но более известный как Карл V, согласно его царскому номеру как император Священной Римской империи). Несмотря на союз, земли двух корон функционировали совершенно по-разному, с разными законами, правящими приоритетами и обращением с мусульманами. Были также мусульмане, жившие в Королевстве Наварра, которое изначально было независимым, но было аннексировано Кастилией в 1515 году. Принудительное обращение в веру варьировалось по времени в зависимости от правящего органа: это было принято Короной Кастилии в 1500–1502 годах., в Наварре в 1515–1516 годах и короной Арагона в 1523–1526 годах.

В короне Кастилии

Королевство Гранада

Королевство Гранада (красный) в пределах Короны Кастилии (сплошные черные границы)

Первоначальные усилия по принуждению к обращению испанских мусульман были начаты кардиналом Сиснеросом, архиепископом Толедо, который прибыл в Гранаду осенью 1499 года. В отличие от архиепископа Гранады Эрнандо де Талавера, который имел дружеские отношения с мусульманским населением и полагался на мирный подход к обращению в христианство, Сиснерос принял жесткие и авторитарные меры. Он отправил отказывавшихся от сотрудничества мусульман, особенно дворян, в тюрьму, где с ними жестоко обращались (включая сообщения о пытках), пока они не обратились в веру. Сиснерос проигнорировал предупреждения своего совета о том, что эти методы могут нарушить Гранадский договор, который гарантирует мусульманам свободу религии. Вместо этого он активизировал свои усилия и в декабре написал Папе Александру VI, что обратил 3000 мусульман за один день.

Принудительные обращения привели к серии восстаний., первоначально начавшаяся в городе Гранада. Это восстание было спровоцировано массовым убийством полицейского, который перевозил мусульманку для допроса через мусульманский квартал Гранады; он закончился переговорами, после которых мусульмане сложили оружие и передали виновных в убийстве констебля. Впоследствии Сиснерос убедил короля Фердинанда и королеву Изабеллу, что, пытаясь восстать, мусульмане потеряли свои права по договору и теперь должны принять обращение. Монархи отправили Сиснероса обратно в Гранаду, чтобы возглавить новую кампанию по обращению. Мусульман в городе было насильственно обращено в христианство в большом количестве - 60 000, согласно Папе в письме к Сиснеросу в марте 1500 г. Сиснерос заявил в январе 1500 г., что «в городе нет никого, кто не христианин».

Хотя город Гранада теперь находился под христианским контролем, восстание распространилось на сельскую местность Гранады. Лидер восстания бежал в горы Альпухарра в январе 1500 года. Опасаясь, что они также будут вынуждены обратиться в христианство, население там быстро подняло восстание. Однако после серии кампаний в 1500–01 гг., В которых было мобилизовано 80 000 христианских войск, а король Фердинанд лично руководил некоторыми операциями, восстание было подавлено. Условия капитуляции побежденных повстанцев обычно требовали от них принятия крещения. К 1501 году в Гранаде не осталось ни одного необращенного мусульманина.

Остальная часть Кастилии

В отличие от мусульман Гранады, которые находились под властью мусульман до 1492 года, мусульмане в остальной части Кастилии жили под Христианское правление на протяжении поколений. После преобразования в Гранаде Изабелла решила наложить на мусульман указ об обращении или изгнании. Кастилия объявила ислам вне закона законом, датированным июлем 1501 года в Гранаде, но об этом не сразу стало известно. Провозглашение состоялось 12 февраля 1502 г. в Севилье (историк Л.П. Харви назвал это «ключевой датой» этого закона), а затем в других городах. Указ затронул «все королевства и владения Кастилии и Леона». Согласно указу, все мужчины-мусульмане в возрасте 14 лет и старше или женщины в возрасте от 12 лет должны перейти в другую веру или покинуть Кастилию к концу апреля 1502 года. Указом подпадали как мусульмане, родившиеся в Кастилии, так и иммигранты, но рабы были исключены в чтобы уважать права их владельцев. Указ оправдал это решение тем, что после успешного преобразования Гранады разрешить мусульманам в остальной части Кастилии было бы скандально, даже несмотря на то, что он признал, что эти мусульмане были мирными. В указе также утверждалось, что это решение необходимо для защиты тех, кто принял обращение, от влияния неконвертированных мусульман.

На бумаге указ предписывал изгнание, а не принудительное обращение, но запрещал почти все возможные направления; на самом деле кастильские власти предпочли обратить мусульман в свою веру, чем иммигрировать. Западный сосед Кастилии Португалия уже запретила мусульманам с 1497. Приказ явно запрещал посещать другие соседние регионы, такие как Королевства Арагон и Валенсия, Княжество Каталония и Королевство Наварра.. Из возможных заграничных направлений исключались также Северная Африка и территории Османской империи. Указ разрешал путешествовать в Египет, тогда находившийся под властью султаната мамлюков, но в те дни между Кастилией и Египтом было немного кораблей. Он определил Бискайский остров в Стране Басков как единственный порт, через который могут отходить мусульмане, а это означало, что выходцам с юга (например, из Андалусии) пришлось бы путешествовать по всей протяженности полуостров. Указ также установил конец апреля 1502 года в качестве крайнего срока, после которого ислам станет вне закона, а те, кто укрывает мусульман, будут строго наказаны. Еще один указ, изданный 17 сентября 1502 года, запрещал новообращенным мусульманам покидать Кастилию в течение следующих двух лет.

Историк Л.П. Харви написал, что этим указом «в такой краткой форме, в такой короткий срок» "Мусульманское присутствие под статусом мудехар подошло к концу. В отличие от Гранады, сохранилось немного записей о таких событиях, как массовые крещения или о том, как были организованы обращения. Есть записи о христианских празднованиях после обращения в христианство, например, о «довольно сложном празднике» с участием быков в Авила.

В Наварре

Земли Наварры к югу от Пиренеев (красные) были захвачены Кастилией в 1515 г., таким образом расширив запрет Кастилии на ислам.

королева Наварры Екатерина де Фуа (r. 1483–1517) и ее правящий муж Иоанн III не были заинтересованы в изгнании или насильственном обращении. Когда испанская инквизиция прибыла в Наварру в конце пятнадцатого века и начала преследовать местных мусульман, королевский двор Наварры предупредил ее прекратить.

Однако в 1512 году Наварра была захвачена Кастилии и Арагона. Испанские войска во главе с королем Фердинандом быстро заняли иберийскую половину королевства, включая столицу Памплону ; в 1513 году он был провозглашен королем. В 1515 году Наварра была официально аннексирована короной Кастилии в качестве одного из ее королевств. С этим завоеванием в Наварре вступил в силу указ об обращении 1501–02 годов, и Инквизиции было поручено обеспечить его соблюдение. Однако, в отличие от Кастилии, мало кто из мусульман принял обращение. Историк Брайан А. Катлос утверждает, что отсутствие записей о крещении и большой объем продаж земли мусульманами в 1516 году указывают на то, что большинство из них просто покинули Наварру, чтобы сбежать через земли Арагонской короны в Северную Африку (корона Арагона была к этому времени негостеприимна для мусульман). Некоторые также остались, несмотря на приказ; например, в 1520 году в Туделе было 200 мусульман, которые были достаточно богаты, чтобы быть внесенными в реестр.

В короне Арагона

Короне Арагона в Испании

Несмотря на то, что Фердинанд II руководил обращением мусульман на кастильских землях своей жены, он не распространял обращения на своего арагонского подданного. Короли Арагона, в том числе Фердинанд, были обязаны принести клятву коронации не насильно обращать своих мусульманских подданных. Он повторил ту же клятву своему кортесу (собрание имений) в 1510 году и на протяжении всей своей жизни не хотел ее нарушать. Фердинанд умер в 1516 году, и ему наследовал его внук Карл V, который также принес ту же клятву при коронации.

Первая волна насильственных обращений в Короны Арагона произошла во время Восстания Братства. Восстание с антимусульманскими настроениями вспыхнуло среди христианских подданных Валенсии в начале 1520-х годов, и те, кто участвовал в нем, вынудили мусульман становиться христианами на территориях, которые они контролировали. Мусульмане присоединились к Короне в подавлении восстания, сыграв решающую роль в нескольких сражениях. После подавления восстания мусульмане посчитали принудительное обращение в христианство недействительным и вернулись к своей вере. Впоследствии король Карл I (также известный как Карл V из Священной Римской империи) начал расследование, чтобы определить обоснованность обращений. Комиссия, которой было поручено это расследование, приступила к работе в ноябре 1524 года. Карл, в конечном счете, поддержал обращение в христианство, поставив насильственно обращенных подданных под власть инквизиции. Сторонники этого решения утверждали, что у мусульман был выбор, когда они столкнулись с мятежниками: они могли выбрать отказ и умереть, но не сделали этого, указывая на то, что обращения произошли по доброй воле и должны оставаться в силе.

В то же время Чарльз попытался освободиться от клятвы, которую он дал защищать мусульман. Он написал Папе Клименту VII в 1523 году и еще раз в 1524 году для этого устроения. Климент сначала сопротивлялся просьбе, но в мае 1524 г. издал папское распоряжение, освобождающее Карла от присяги и освобождающее его от всех лжесвидетельств, которые могли возникнуть в результате ее нарушения. Папа также уполномочил инквизицию подавить сопротивление предстоящим преобразованиям.

25 ноября 1525 года Карл издал указ, предписывающий изгнание или преобразование оставшихся мусульман в короне Арагона. Как и в случае с Кастилией, хотя вариант изгнания был доступен на бумаге, на практике это было почти невозможно. Чтобы покинуть королевство, мусульманин должен был получить документы от Сиете Агуас на западной границе Арагона, а затем отправиться вглубь страны через всю Кастилию, чтобы отправиться на борт морем из Корунья на северо-западном побережье. Указом установлен крайний срок 31 декабря в Королевстве Валенсия и 26 января 1526 года в Арагоне и Каталонии. Те, кто не прибыл вовремя, подлежали порабощению. В последующем указе говорилось, что те, кто не уехал до 8 декабря, должны будут предъявить доказательства крещения. Мусульманам также было приказано «слушать, не отвечая» на христианские учения.

Очень небольшому количеству мусульман удалось бежать во Францию, а оттуда в мусульманскую Северную Африку. Некоторые восстали против этого приказа - например, в Серра-д'Эспада вспыхнуло восстание. Войска короны победили это восстание в кампании, в ходе которой было убито 5000 мусульман. После поражения восстаний вся корона Арагона была номинально обращена в христианство. Мечети были снесены, имена и фамилии изменены, а религиозная практика ислама ушла в подполье.

Мусульманская реакция

Криптоислам

Отрывок из работ Молодой человек из Аревало, крипто-мусульманский писатель шестнадцатого века.

Для тех, кто не мог эмигрировать, обращение было единственным вариантом выжить. Однако насильственно обращенные и их потомки (известные как «мориски ») продолжали тайно исповедовать ислам. По словам Харви, «многочисленные, неопровержимые доказательства» указывают на то, что большинство насильственных новообращенных были тайными мусульманами. Исторические свидетельства, такие как писания мусульман и записи инквизиции, подтверждают сохранившиеся религиозные верования первых. Поколения Мориско родились и умерли в этом религиозном климате. Однако новообращенных также заставляли внешне соответствовать христианству, например, посещать мессу или употреблять пищу и питье, запрещенные в исламе. Ситуация привела к появлению нетрадиционной формы ислама, в которой внутреннее намерение (нийа ), а не внешнее наблюдение за ритуалами и законами, было определяющей характеристикой веры. Гибридная или неопределенная религиозная практика, представленная во многих текстах Мориско: например, в работах писателя Мориско Молодой человек из Аревало из 1530-х годов описывается крипто-мусульман, использующих христианское богослужение в качестве замены обычного Исламские ритуалы. Он также писал о практике тайной совместной ритуальной молитвы (салат джама'ах ), сбора милостыни для совершения паломничества в Мекку (хотя неясно, было ли это путешествие в конечном итоге достигнуто), а также решимость и надежда тайных мусульман на скорейшее восстановление ислама в полном объеме.

Оранская фетва

Оранская фетва была фетвой (исламское юридическое заключение), выпущенное в 1504 году для разрешения кризиса, вызванного принудительными обращениями в Кастилии 1501–1502 годов. Он был выпущен североафриканским Малики ученым Ахмадом ибн Аби Джум'ахом и излагал подробные смягчения требований шариата (исламского права), позволяя мусульманам подчиняться внешне. в христианство и совершать действия, которые обычно запрещались, когда это необходимо для выживания. Фетва включала менее строгие инструкции по совершению ритуальных молитв, ритуальной благотворительности и ритуального омовения ; в нем также рассказывалось мусульманам, как действовать, когда они обязаны нарушить исламский закон, например, поклоняться христианам, совершать богохульство или употреблять свинину и вино. Фетва была широко распространена среди обращенных мусульман и их потомков, а один из сохранившихся переводов Альджамиадо датирован 1564 годом, то есть через 60 лет после выхода оригинальной фетвы. Харви назвал его «ключевым теологическим документом» для изучения испанского ислама после насильственных обращений вплоть до изгнания морисков, описание которого исламовед ученый Девин Стюарт повторяется.

Эмиграция

Мусульмане, которые хотели эмигрировать после эдикта в Арагоне, должны были получить документы в Сиете Агуас на юго-востоке, а затем путешествовать по суше. маршрут в Ла-Корунья на северо-западе Кастилии. Поскольку этот предписанный метод было так сложно выполнить в установленные сроки, на практике мусульманам Арагона приходилось соглашаться с насильственным обращением.

Преобладающая позиция исламских ученых заключалась в том, что мусульманин не может оставаться в стране, где правители соблюдение религиозных обрядов невозможно: поэтому мусульманин должен был уйти, когда он был в состоянии. Еще до систематического принудительного обращения в веру религиозные лидеры утверждали, что мусульмане на христианской территории будут подвергаться прямому и косвенному давлению, и проповедовали эмиграцию как способ защиты религии от разрушения. Ахмад аль-Ваншарис, Современный североафриканский ученый и ведущий специалист по испанским мусульманам писал в 1491 году, что эмиграция из христианских в мусульманские страны была обязательной почти при любых обстоятельствах. Кроме того, он призвал к суровому наказанию оставшихся мусульман и предсказал, что они будут временно жить в аду в загробной жизни.

Однако политика христианских властей заключалась в том, чтобы блокировать такую ​​эмиграцию. Следовательно, этот вариант был практически осуществим только для самых богатых из тех, кто жил у южного побережья, да и то с большим трудом. Например, в Сьерра-Бермеха, Гранада, в 1501 году вариант изгнания предлагался в качестве альтернативы обращению только для тех, кто заплатил сбор в десять золотых добла, что могло не по карману. В том же году жители деревни Турре и Тереза ​​около Сьерра-Кабрера в Альмерии с помощью своих североафриканских спасателей в Мохакар сражались с христианскими ополченцами, покидая этот регион.. Народ Турре потерпел поражение, и запланированный побег превратился в резню; люди Терезы сбежали, но их имущество, за исключением того, что могло поместиться в их небольшие лодки, было оставлено и конфисковано.

Хотя указ об обращении в Кастилии номинально разрешал эмиграцию, он прямо запрещал почти все доступные направления для мусульманское население Кастилии и, следовательно, «практически все» мусульмане должны были принять обращение. В Арагоне мусульмане, которые хотели уехать, должны были отправиться в Кастилию, пройти по суше через Кастилию через Мадрид и Вальядолид и, наконец, отправиться по морю на северо-западное побережье., все в сжатые сроки. Ученый-религиовед Брайан А. Катлос сказал, что эмиграция «не является жизнеспособным вариантом»; историк Испании Л. П. Харви назвал этот предписанный путь «безумным» и «настолько трудным для достижения», что вариант изгнания «практически не существовал», и сефардский историк согласился, сказав, что «в с практической точки зрения им было невозможно покинуть полуостров ". Тем не менее, небольшое количество мусульман бежало во Францию ​​, а оттуда в Северную Африку.

Вооруженное сопротивление

Обращение кардинала Сиснероса в Гранаде спровоцировало Восстание Альпухарров (1499–1501). Восстание закончилось победами роялистов, и побежденные повстанцы были вынуждены обратиться в христианство.

После указа об обращении в Арагоне мусульмане также взяли в руки оружие, особенно в районах с защищенной гористой местностью. Первое вооруженное восстание произошло в Бенагуасиле мусульманами из города и окрестностей. Первоначальное нападение роялистов было отражено, но город капитулировал в марте 1526 года после пятинедельной осады, в результате которой повстанцы крестились. Более серьезное восстание развернулось в Сьерра-де-Эспадан. Лидер повстанцев называл себя «Селим Альманзо», ссылаясь на Альманзора, мусульманского лидера во время пика власти испанских мусульман. Мусульмане продержались месяцами и отразили несколько атак, пока роялистская армия, увеличенная до 7000 человек с немецким контингентом в 3000 солдат, наконец, не совершила успешную атаку 19 сентября 1526 года. Нападение закончилось убийством 5000 мусульман, в том числе старики и женщины. Выжившие после резни сбежали в Муэла де Кортес; некоторые из них позже сдались и крестились, в то время как другие бежали в Северную Африку.

Искренние обращения

Некоторые новообращенные были искренне набожны в своей христианской вере. Сиснерос сказал, что некоторые новообращенные предпочли умереть мученической смертью, когда мусульманские повстанцы в Гранаде потребовали отречения. Новообращенный по имени Педро де Меркадо из деревни Ронда отказался присоединиться к восстанию в Гранаде; В ответ повстанцы сожгли его дом и похитили членов его семьи, в том числе жену и дочь. Позже корона выплатила ему компенсацию за его потери.

В 1502 году вся мусульманская община Теруэля (часть Арагона, граничащая с Кастилией) в массовом порядке обратилась в христианство, несмотря на указ 1502 года. обращение кастильских мусульман к ним не относилось. Харви предположил, что на них оказывали давление через границу кастильцы, но историк Тревор Дадсон утверждал, что это обращение не было насильственным, вызванным многовековыми контактами со своими христианскими соседями и желанием иметь равный статус с христианами.

Ссылки

Цитаты

Библиография

Последняя правка сделана 2021-05-20 10:57:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте