Субхас Чандра Бос

редактировать
"Нетаджи" перенаправляется сюда. Для использования в других целях, см Нетаджи (значения).

Нетаджи Субхас Чандра Бос
Субхас Чандра Бос NRB.jpg
Лидер индийской национальной армии
В офисе 4 июля 1943 г. - 18 августа 1945 г.
Предшествует Мохан Сингх
Преемник Офис упразднен
Президент в Индийском национальном конгрессе
В офисе 18 января 1938 г. - 29 апреля 1939 г.
Предшествует Джавахарлал Неру
Преемник Раджендра Прасад
Индийский национальный конгресс, президентский блок "Вперед"
В офисе 22 июня 1939 г. - 16 января 1941 г.
Предшествует Офис создан
Пятый мэр Калькутты
В офисе 22 августа 1930 г. - 15 апреля 1931 г.
Предшествует Джатиндра Мохан Сенгупта
Преемник Бидхан Чандра Рой
Личная информация
Родился Субхас Чандра Бос ( 1897-01-23)23 января 1897 г. Каттак, округ Орисса, провинция Бенгалия, Британская Индия (ныне Каттак, штат Одиша, Индия )
Умер 18 августа 1945 г. (1945-08-18)(48 лет) Армейский госпиталь Наньмон, филиал, Тайхоку, Японский Тайвань (ныне Тайбэйский городской госпиталь, отделение Хэпин Фую, Тайбэй, Тайвань )
Причиной смерти Ожоги третьей степени от авиакатастрофы
Гражданство Британский Радж
Политическая партия Индийский национальный конгресс, Forward Bloc
Супруг (а) или компаньон, Эмили Шенкл (тайно вышла замуж, без церемоний и свидетелей в 1937 году, публично не признана Бозе).
Дети Анита Бозе Пфафф
Мать Прабхавати Датт
Отец Джанакинатх Босе ( Janaki Nath Bose)
Образование
Альма-матер
Известен Движение за независимость Индии
Подпись Подпись Субхаса Чандры Боса на английском и бенгали

Субхас Чандра Бозе ( / ʃ ʊ б ч ɑː с tʃ ʌ п д г ə б oʊ с / ( слушать ) Об этом звуке shuub- HAHSS Chun -drə BOHSS ; 23 января 1897 - 18 августа 1945 г.) был индийский националист, чей патриотизм неповинующимся сделал его героем в Индии, но попытки которого во время Второй мировой войны избавить Индию от британского правления с помощью нацистской Германии и императорской Японии оставили тяжелое наследие. Почетное имя Нетаджи ( хиндустани : «Уважаемый лидер») было впервые применено к Бозе в Германии в начале 1942 года - индийскими солдатами Индийского легиона, а также немецкими и индийскими официальными лицами в Специальном бюро по Индии в Берлине. Сейчас он используется по всей Индии.

Субхас Бос родился в богатой и привилегированной семье в штате Орисса в середине дня британского владычества. Ранний получатель необычно англоцентрического образования, его подростковые и юношеские годы чередовались с блестящими академическими успехами, чрезмерным религиозным стремлением и резким бунтом против власти. В колледже, где до него учились пять его братьев, он был исключен за участие в нападении на профессора. Его также выгнали из Калькуттского университета, но после восстановления на работе 18 месяцев спустя он сумел безупречно учиться и преуспевать в учебе. Отправленный в Англию по настоянию отца сдать экзамен на государственную службу Индии, он с отличием успешно сдал жизненно важный первый экзамен, но отказался сдавать более рутинный, но решающий заключительный экзамен. Он назвал национализм более высоким призванием, чем государственная служба. Вернувшись в Индию в 1921 году, чтобы присоединиться к националистическому движению под руководством Махатмы Ганди и Индийскому национальному конгрессу, Бозе сначала работал с Ч. Р. Дасом в Бенгалии. Он расцвел под наставничеством Даса. Затем он последовал за Джавахарлалом Неру и возглавил группу в Конгрессе. Группа была моложе, менее заинтересована в конституционной реформе и более открыта для социализма. Бозе рано стал президентом Конгресса в 1938 году. После переизбрания в 1939 году между Бозом и Ганди возникли разногласия. Высшее руководство Конгресса поддержало Ганди, и Боз ушел с поста президента и в конечном итоге был изгнан из партии. В июле 1940 года Бозе был арестован правительством Бенгалии за небольшую акцию протеста, а затем содержался прикованным к дому под строгим надзором полиции. В середине января 1941 года он драматическим образом скрылся в побеге из Индии и направился на северо-запад, в Афганистан.

В апреле 1941 года Бозе прибыл в нацистскую Германию, где руководство неожиданно, хотя и двусмысленно, выразило сочувствие независимости Индии. В ноябре 1941 года немецкие средства были использованы для открытия Центра Свободной Индии в Берлине и создания Радио Свободной Индии, по которому Бозе вещал по ночам. 3000-сильный Free India Легион был завербован из числа индийских военнопленных, захваченных Эрвин Роммель «s Afrika Korps служить под Bose. Репутация Бозе как политика, пострадавшая в предыдущие два года, несколько улучшилась. В течение 1941 года немцы периодически, но безрезультатно рассматривали возможность наземного вторжения в Индию. Хотя это было второстепенным по отношению к их основным целям в Восточной Европе, Bose по-прежнему оптимистично оценивал его вероятность. Однако к весне 1942 года немецкая армия увязла в России, а Япония быстро одержала победы в Азии. Немецкое вторжение в Индию стало неприемлемым, и Бозе захотелось перебраться в Юго-Восточную Азию. Адольф Гитлер во время своей единственной встречи с Бозе в конце мая 1942 года предложил то же самое и предложил организовать подводную лодку. За это время Бозе стал отцом; его жена или компаньон Эмили Шенкл, с которой он познакомился во время предыдущего визита в Европу в 1934 году, родила девочку в ноябре 1942 года. Твердо отождествляя себя с державами оси, Бозе сел на немецкую подводную лодку в феврале 1943 года., его перевели на японскую подводную лодку, с которой он высадился на удерживаемой японцами Суматре в мае 1943 года. Его жена, ребенок и 3000 индийских мужчин остались в Германии, последнее оставалось в неопределенном будущем.

Национальная армия индийской (INA) была сформирована в 1942 из индийских военнопленных британской индийской армии, захваченных японцами в битве Сингапура. По прибытии в Сингапур Боз завербовал индийских мирных жителей, в основном тамилов, в Малайе и Сингапуре. Японцы пришли поддержать ряд марионеточных и временных правительств в захваченных регионах. При поддержке Японии на оккупированных Японией Андаманских и Никобарских островах было сформировано Временное правительство Свободной Индии под руководством Боса. Хотя японские военные всегда твердо контролировали острова, визит Бозе в декабре 1943 года получил широкую огласку. Харизматичный и целеустремленный, Бозе проявил неослабевающий энтузиазм в деле освобождения Индии. INA при Бозе стала моделью разнообразия по регионам, этнической принадлежности, религии и полу. Однако японцы считали Бозе неопытным в военном отношении и нереалистичным, а военные усилия Бозе были недолговечными. В конце 1944 - начале 1945 года британская индийская армия сначала остановила, а затем сокрушительно отразила нападение Японии на Индию. Почти половина японских войск и полностью половина участвовавшего контингента INA были убиты. INA была отброшена на Малайский полуостров и сдалась с повторным захватом Сингапура. Бозе решил не сдаваться ни со своими войсками, ни с японцами. Он намеревался бежать в Маньчжурию с целью поиска будущего в Советском Союзе, который, по его мнению, стал антибританским. По пути в Маньчжурию его самолет разбился на Тайване, и он умер от ожогов третьей степени. Некоторые индейцы не поверили, что авария произошла. Многие из них, особенно в Бенгалии, верили, что Бозе вернется, чтобы получить независимость Индии.

Индийский национальный конгресс, главный инструмент индийского национализма, хвалил патриотизм Бозе, но дистанцировался от его тактики и идеологии, в частности, его сотрудничества с фашизмом. Британский Радж, никогда серьезно не угрожает INA, заряжен 300 офицеров INA с предательством в INA испытаниях, но в конце концов отошел в лице и популярных настроений и свой собственного конца.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Биография
    • 1.1 1897–1921: Ранние годы
    • 1.2 1921–1932: Индийский национальный конгресс
    • 1.3 1933–1937: Болезнь, Австрия, Эмили Шенкл
    • 1,4 1937–1940: Индийский национальный конгресс
    • 1.5 1941–1943: нацистская Германия
    • 1.6 1943–1945: Азия, оккупированная японцами
    • 1.7 18 августа 1945 г.: смерть
  • 2 Идеология
  • 3 цитаты
  • 4 Наследие
    • 4.1 Мемориалы
    • 4.2 В популярных СМИ
    • 4.3 Другие формы дани
  • 5 См. Также
  • 6 Сноски
    • 6.1 Примечания
    • 6.2 Ссылки
    • 6.3 Библиография
  • 7 Дальнейшее чтение
  • 8 Внешние ссылки

биография

1897–1921: Ранние годы

Карта 1: Рост Британской Бенгалии между 1757 и 1803 годами показан в оттенках коричневого. Каттак находится примерно в 225 милях (362 км) к юго-западу от Калькутты.

Субхас Чандра Бос родился у Прабхавати Боса ( урожденная   Датт) и Джанакинатха Боса 23 января 1897 года в Каттаке - на территории нынешнего штата Одиша в Индии, но тогда он был территорией Ориссы провинции Бенгалия в Британской Индии. Прабхавати, или, как известно, Ма джанани ( букв.  «Мать»), основа семейной жизни, родила первого ребенка в возрасте 14 лет и 13 детей после этого. Субхас был девятым ребенком и шестым сыном. Джанкинатх, успешный юрист и правительственный защитник, был верен правительству Британской Индии и скрупулезен в вопросах языка и закона. Самостоятельный человек из сельской окраины Калькутты, он сохранил связь со своими корнями, ежегодно возвращаясь в свою деревню во время праздников пуджи.

Стремясь присоединиться к своим пяти старшим братьям, которые учились в школе, Субхас поступил в протестантскую европейскую школу баптистской миссии в Каттаке в январе 1902 года. Английский язык был основным языком обучения в школе, большинство учеников были европейцами или англо-индейцами смешанного британского происхождения. и индийское происхождение. Учебная программа включала английский - правильно написанный и разговорный - латынь, Библию, хорошие манеры, британскую географию и британскую историю; индийские языки не преподавались. Школу выбрал Джанакинатх, который хотел, чтобы его сыновья говорили на безупречном английском с безупречной интонацией, считая, что оба важны для доступа к британцам в Индии. Школа контрастировала с домом Субхаса, где говорили только на бенгальском. Дома его мать поклонялась индуистским богиням Дурге и Кали, рассказывала истории из эпоса Махабхарата и Рамаяна и пела бенгальские религиозные песни. От нее Субхас проникся духом заботы, ища ситуации, в которых можно было бы помочь людям, попавшим в беду, предпочитая заниматься садоводством по дому, а не заниматься спортом с другими мальчиками. Его отец, сдержанный в манерах и занятый профессиональной жизнью, находился вдали от большой семьи, из-за чего Субхас чувствовал, что у него невзрачное детство. Тем не менее, Janakinath читал английскую литературу avidly- Джона Мильтона, Уильяма Купера, Мэтью Арнольд, и Шекспир «s Гамлета быть среди его фаворитов; несколько его сыновей стали такими же энтузиастами английской литературы, как он.

Джанакинатх Бос, Прабхавати Бос и их семья, ок. 1905. Сарат Чандра Босе (стоит, в центре) и Субхас Босе (8 лет, стоит, крайний справа).

В 1909 году 12-летний Субхас Бос последовал за своими пятью братьями в университетскую школу Рэйвеншоу в Каттаке. Здесь также преподавали бенгали и санскрит, а также идеи из индуистских священных писаний, таких как Веды и Упанишады, которые обычно не собираются дома. Хотя его западное образование продолжалось быстро, он начал носить индийскую одежду и заниматься религиозными рассуждениями. Своей матери он написал длинные письма, свидетельствующие о знакомстве с идеями бенгальского мистика Рамакришны Парамахамсы и его ученика Свами Вивекананды, а также с романом « Ананда Матх » Банким Чандра Чаттерджи, популярным в то время среди молодых индуистов. Несмотря на озабоченность, Субхас смог продемонстрировать способность, когда это было необходимо, сосредоточиться на учебе, соревноваться и успешно сдавать экзамены. В 1912 году он занял второе место на экзамене на аттестат зрелости, проводимом под эгидой Калькуттского университета.

Субхас Бос снова последовал за своими пятью братьями в 1913 году в Президентский колледж в Калькутте, исторический и традиционный колледж для индусов из высшей касты Бенгалии. Он решил изучать философию, в том числе его чтения Канта, Гегеля, Бергсона и других западных философов. Годом ранее он подружился с Хемантой Кумаром Саркаром, доверенным лицом и партнером в религиозных стремлениях. В период президентства их эмоциональные связи укрепились. На причудливом языке религиозных образов они заявили о своей чистой любви друг к другу. Во время долгих каникул 1914 года они на несколько месяцев отправились в северную Индию в поисках духовного гуру, который наставил бы их. Семье Субхаса не сказали четко о поездке, и они подумали, что он сбежал. Во время поездки, в которой гуру оказался неуловимым, Субхас заболел брюшным тифом. Его отсутствие вызвало эмоциональное потрясение у его родителей, из-за чего оба родителя сломались по его возвращении. Джанакинатх и Субхас обменялись горячими словами. Потребовалось возвращение любимого брата Субхаса, Сарата Чандра Боса, из юридического факультета в Англии, чтобы настроение улеглось. Субхас вернулся в президентское кресло и занялся учебой, дискуссиями и студенческой журналистикой.

В феврале 1916 года Бозе якобы был спланирован или участвовал в инциденте с участием профессора истории при президенте Э. Ф. Оатена. Студенты утверждали, что перед инцидентом Оутен делал грубые замечания по поводу индийской культуры, а также давил на некоторых студентов; По словам Оатена, ученики производили недопустимо громкий шум прямо перед его классом. Несколько дней спустя, 15 февраля, некоторые студенты подошли к Отену на лестнице, окружили его, избили сандалиями и обратились в бегство. Создана комиссия по расследованию. Хотя Оатен, который не пострадал, не смог опознать нападавших, служащий колледжа засвидетельствовал, что видел Субхаса Боса среди убегающих, подтвердив властям то, что они определили как слух среди студентов. Бозе исключили из колледжа и выгнали из Калькуттского университета. Инцидент потряс Калькутту и причинил боль семье Бозе. Ему приказали вернуться в Каттак. Связи его семьи использовались для оказания давления на Асутоша Мукерджи, вице-канцлера Калькуттского университета. Несмотря на это, отчисление Субхаса Боса оставалось в силе до 20 июля 1917 года, когда Синдикат Калькуттского университета разрешил ему вернуться, но в другой колледж. Он поступил в Шотландский церковный колледж, получив степень бакалавра в 1918 году в первом классе с отличием по философии, заняв второе место среди всех студентов-философов в Калькуттском университете.

Цветная фотография (1851 г.) Президентского колледжа в Калькутте, в который Субхас Боз поступил в 1913 году, но из которого он был исключен в 1916 году.

По настоянию отца Субхас Боз согласился поехать в Англию, чтобы подготовиться и явиться к экзамену индийской государственной службы (ICS). Прибыв в Лондон 20 октября 1919 года, Субхас подготовил заявку на получение ICS. В качестве рекомендаций он упомянул лорда Синху из Райпура, заместителя госсекретаря Индии, и Бхупендраната Басу, богатого калькуттского юриста, который заседал в Совете Индии в Лондоне. Боз тоже хотел поступить в колледж Кембриджского университета. Срок приема истек. Он обратился за помощью к некоторым индийским студентам и к Совету по неуниверситетским студентам. Совет предлагал университетское образование по экономичной цене без формального приема в колледж. Бозе вошел в регистр университета 19 ноября 1919 года и одновременно приступил к подготовке к экзаменам на государственную службу. Он выбрал курсы по психическим и моральным наукам в Кембридже, требования к прохождению которых сократились до двух лет из-за его индийского бакалавра.

Субхас Боз (стоит справа) с друзьями в Англии, 1920 год.

В ИКС было шесть вакансий. Субхас Бозе сдал для них открытый конкурсный экзамен в августе 1920 года и занял четвертое место. Это был жизненно важный первый шаг. Все еще оставался заключительный экзамен в 1921 году по другим темам, касающимся Индии, включая Уголовный кодекс Индии, Индийский закон о доказательствах, историю Индии и индийский язык. Успешные кандидаты также должны были пройти экзамен по верховой езде. Не боясь этих предметов и будучи гонщиком, Субхас Боз чувствовал, что до ICS легко добраться. Однако в период с августа 1920 по 1921 год он начал сомневаться в сдаче последнего экзамена. Много писем было обменено с его отцом и его братом Саратом Чандра Бозом еще в Калькутте. В одном письме к Сарату Субхас написал:

«Но для человека моего темперамента, который питался идеями, которые можно было бы назвать эксцентричными, линия наименьшего сопротивления - не лучшая линия для следования... мирские амбиции. Более того, невозможно служить своей стране наилучшим и самым полным образом, если человек прикован к государственной службе ».

В апреле 1921 года Субхас Бозе принял твердое решение не сдавать заключительный экзамен для ICS и написал Сарату, информируя его о том же, извиняясь за боль, которую он причинит своему отцу, матери и другим членам своей семьи. 22 апреля 1921 года он писал государственному секретарю по Индии, Эдвин Монтегю, заявив: «Я хочу, чтобы мое имя удалено из списка практикантов в гражданской службе индийской.» На следующий день он снова написал Сарату:

Я получил письмо от матери, в котором говорилось, что, несмотря на то, что думают отец и другие люди, она предпочитает идеалы, за которые стоит Махатма Ганди. Не могу передать, как я был счастлив получить такое письмо. Это будет для меня настоящим сокровищем, поскольку оно сняло что-то вроде бремени с моей головы ".

В течение некоторого времени до этого Субхас Бозе был в контакте с Ч. Р. Дасом, юристом, который встал у руля политики в Бенгалии; Дас призвал Субхаса вернуться в Калькутту. Теперь, когда решение ICS твердо за ним, Субхас Бозе сдал выпускные экзамены Кембриджского бакалавриата без особого энтузиазма, сдав, но попал в третий класс. Он готовился к отплытию в Индию в июне 1921 года, выбрав одного из индийских студентов, чтобы тот получил свой диплом.

1921–1932: Индийский национальный конгресс

Бозе на инаугурации Индийского общества в Праге в 1926 году.

Субхас Бос, 24 года, прибыл на берег в Индии в Бомбее утром 16 июля 1921 года и немедленно приступил к организации интервью с Махатмой Ганди. Ганди, 51 год, был лидером движения отказа от сотрудничества, которое в прошлом году штурмом взяло Индию, и через четверть века должно было развиться, чтобы обеспечить свою независимость. Ганди оказался в Бомбее и согласился встретиться с Бозом в тот же день. В отчете Боса о встрече, написанном много лет спустя, он критиковал Ганди вопрос за вопросом. Боз считал, что ответы Ганди расплывчаты, его цели неясны, а план их достижения не продуман. Ганди и Боз разошлись на этой первой встрече по вопросу о средствах - для Ганди ненасильственные средства достижения любой цели не подлежали обсуждению; по мысли Бозе, все средства были приемлемы для служения антиколониальным целям. Они расходились по вопросу о целях - Боса привлекали тоталитарные модели управления, преданные анафеме Ганди. По словам историка Гордона, «Ганди, однако, натравил Бозе на лидера Конгресса и индийского национализма в Бенгалии Ч.Р. Даса, и в нем Бозе нашел лидера, которого искал». Дас был более гибким, чем Ганди, более сочувствующим экстремизму, который привлекал идеалистических молодых людей, таких как Бозе в Бенгалии. Дас вовлек Бозе в националистическую политику. Бозе проработал в рамках политики Индийского национального конгресса почти 20 лет, даже когда он пытался изменить ее курс.

Он основал газету « Сварадж» и возглавил работу комитета Конгресса провинции Бенгалия. Его наставником был Читтаранджан Дас, который был выразителем агрессивного национализма в Бенгалии. В 1923 году Бозе был избран президентом Всеиндийского молодежного конгресса, а также секретарем Конгресса штата Бенгалия. Он также был редактором газеты «Форвард», основанной Читтаранджаном Дасом. Бозе работал генеральным директором муниципальной корпорации Калькутты для Даса, когда последний был избран мэром Калькутты в 1924 году. В ходе облавы на националистов в 1925 году Бозе был арестован и отправлен в тюрьму в Мандалае, где он заболел туберкулезом.

Субхас Бозе (в военной форме) с президентом Конгресса Мотилалом Неру приветствуют его. Ежегодное собрание Индийского национального конгресса, 29 декабря 1928 г.

В 1927 году, после освобождения из тюрьмы, Бозе стал генеральным секретарем партии Конгресс и работал с Джавахарлалом Неру за независимость. В конце декабря 1928 года Бозе организовал ежегодное собрание Индийского национального конгресса в Калькутте. Его самой запоминающейся ролью была должность генерального командующего (ГОК) добровольческого корпуса Конгресса. Автор Нирад Чаудхури так писал о встрече:

Бозе организовал отряд добровольцев в форме, его офицеры даже получили погоны со стальным вырезом... его форму шила фирма британских портных в Калькутте, Harman's. Телеграмма, адресованная ему как ГОК, была доставлена ​​британскому генералу в Форт-Уильям и стала предметом множества злобных сплетен в (британской индийской) прессе. Махатма Ганди, искренний пацифист, поклявшийся в ненасилии, не любил расхаживать, цокать сапогами и отдавать честь, и впоследствии он описал сессию Конгресса в Калькутте как цирк Бертрама Миллса, что вызвало большое возмущение среди собравшихся. Бенгальцы.

Чуть позже Бозе снова арестовали и посадили в тюрьму за гражданское неповиновение ; на этот раз он стал мэром Калькутты в 1930 году.

1933–1937: Болезнь, Австрия, Эмили Шенкл

(слева) Бозе с Эмили Шенкл в Бад-Гаштайне, Австрия, 1936 год; (справа) Бозе, избранный президент INC, в центре, в Бад-Гаштайне, Австрия, декабрь 1937 г., с (слева направо) ACN Nambiar ( заместитель Бозе, Берлин, 1941–1945 гг.), Хайди Фулоп-Миллер, Шенкл, и Амия Бозе.

В середине 1930-х Бозе путешествовал по Европе, навещая индийских студентов и европейских политиков, включая Бенито Муссолини. Он наблюдал за партийной организацией и видел коммунизм и фашизм в действии. В этот период он также исследовал и написал первую часть своей книги «Борьба с Индией», в которой рассказывалось о движении страны за независимость в 1920–1934 годах. Хотя книга была опубликована в Лондоне в 1935 году, британское правительство запретило книгу в колонии из опасений, что это может спровоцировать беспорядки.

1937–1940: Индийский национальный конгресс

В 1938 году Бозе высказал свое мнение, что ИНК «должен быть организован на самом широком антиимпериалистическом фронте с двоякой целью - завоевание политической свободы и установление социалистического режима». К 1938 году Боз стал национальным лидером и согласился принять кандидатуру президента Конгресса. Он выступал за безоговорочный Сварадж (самоуправление), включая применение силы против британцев. Это означало конфронтацию с Мохандасом Ганди, который фактически выступил против президентства Боса, расколов партию Индийский национальный конгресс.

Боз, избранный президент ИНК, прибывает в Калькутту 24 января 1938 года после двухмесячного отпуска в Австрии.

Бозе попытался сохранить единство, но Ганди посоветовал Бозе сформировать собственный кабинет. Разлом также разделил Бозе и Неру; он появился на съезде 1939 года на носилках. Он был снова избран президентом, а не избранным кандидатом Ганди Паттабхи Ситарамайей. У. Мутурамалингам Тевар решительно поддерживал Боса в споре внутри Конгресса. Тевар мобилизовал все голоса на юге Индии за Боса. Однако из-за маневров возглавляемой Ганди клики в рабочем комитете Конгресса Бозе оказался вынужденным уйти с поста президента Конгресса.

22 июня 1939 года Бозе организовал Всеиндийский передовой блок, фракцию в Индийском национальном конгрессе, направленную на консолидацию левых политических сил, но ее основная сила была в его родном штате, Бенгалии. У Мутурамалингам Тевар, который с самого начала был стойким сторонником Бозе, присоединился к «Блоку форвард». Когда Бос посетил Мадурай 6 сентября, Тевар организовал массовый митинг в качестве своего приема.

Когда Субхас Чандра Бос направлялся в Мадурай по приглашению Мутурамалинги Тевар, чтобы заручиться поддержкой передового блока, он проехал через Мадрас и провел три дня на пике Ганди. Его переписка показывает, что, несмотря на его явную неприязнь к британскому подчинению, он был глубоко впечатлен их методическим и систематическим подходом и их стойким дисциплинарным взглядом на жизнь. В Англии он обменялся идеями о будущем Индии с лидерами британской лейбористской партии и политическими мыслителями, такими как лорд Галифакс, Джордж Лэнсбери, Клемент Эттли, Артур Гринвуд, Гарольд Ласки, Джеймс Б.С. Холдейн, Айвор Дженнингс, Г.Д.Х. Коул, Гилберт Мюррей и сэр Стаффорд Криппс..

Боз прибывает на ежегодную сессию Конгресса 1939 года, где он был переизбран, но позже вынужден был уйти в отставку из-за разногласий с Ганди и верховным командованием Конгресса.

Он пришел к выводу, что независимая Индия нуждается в социалистическом авторитаризме по образцу Кемаля Ататюрка в Турции, по крайней мере, в течение двух десятилетий. По политическим причинам британские власти отказали Бозе в разрешении на встречу с Ататюрком в Анкаре. Во время своего пребывания в Англии Боз пытался назначить встречи с несколькими политиками, но только Лейбористская партия и либеральные политики согласились встретиться с ним. Представители Консервативной партии отказались встретиться с ним или проявить вежливость, потому что он был политиком из колонии. В 1930-х годах ведущие деятели Консервативной партии выступали против даже статуса доминиона Индии. Индия получила независимость во время правления лейбористской партии в 1945–1951 годах с Эттли в качестве премьер-министра.

В начале войны Боз выступал за кампанию массового гражданского неповиновения в знак протеста против решения вице-короля лорда Линлитгоу объявить войну от имени Индии без консультации с руководством Конгресса. Не сумев убедить Ганди в необходимости этого, Боз организовал массовые протесты в Калькутте, призывая к сносу «памятника Холвеллу», который тогда стоял на углу площади Далхаузи в память о погибших в « Черной дыре» в Калькутте. Британцы бросили его в тюрьму, но освободили после семидневной голодовки. Дом Бозе в Калькутте находился под наблюдением CID.

1941–1943: нацистская Германия

(слева) Бозе с Генрихом Гиммлером, главой СС; (справа) Бозе встречает Адольфа Гитлера Автомобиль Wanderer, на котором Бозе сбежал из своего дома в Калькутте в 1941 году.

Арест и последующее освобождение Бозе подготовили почву для его побега в Германию через Афганистан и Советский Союз. За несколько дней до побега он искал уединения и под этим предлогом избегал встреч с британской охраной и отрастил бороду. Поздней ночью 16 января 1941 года, в ночь своего побега, он оделся патаном (коричневое длинное пальто, черное пальто типа фески и широкая пижама), чтобы его не опознали. Бозе сбежал из-под британского надзора из своего дома на Элгин-роуд в Калькутте в ночь на 17 января 1941 года в сопровождении своего племянника Сисира Кумара Боса, позже достигнув железнодорожного вокзала Гомох (ныне станция Нетаджи Субхас Чандра Бозе Гомох ) в тогдашнем штате Бихар ( теперь Джаркханд), Индия.

Он отправился в Пешавар с помощью абвера, где его встретили Акбар Шах, Мохаммед Шах и Бхагат Рам Талвар. Боса отвезли в дом Абад-хана, верного друга Акбар Шаха. С 26 января 1941 года, Bose начал свой путь, чтобы достичь России через Британскую Индию «s Северо - Западную границу с Афганистаном. По этой причине он заручился помощью Миана Акбара Шаха, тогдашнего лидера передового блока в Северо-Западной пограничной провинции. Шах уехал из Индии по пути в Советский Союз и предложил Бозе новую маскировку. Поскольку Боз не мог сказать ни слова на пушту, это сделало бы его легкой мишенью для говорящих на пушту, работающих на британцев. По этой причине Шах посоветовал Бозе вести себя глухонемым и позволить своей бороде отрасти, чтобы имитировать бороду соплеменников. Неизвестный ему гид Боса Бхагат Рам Талвар был советским агентом.

Сторонники Ага Хана III помогли ему пересечь границу в Афганистан, где его встретило подразделение абвера, представившееся группой инженеров-строителей из Организации Тодта, которые затем помогли ему проехать через Афганистан через Кабул к границе с Советской Россией. Приняв облик пуштунского страхового агента («Зиаудддин»), чтобы добраться до Афганистана, Бозе сменил обличье и отправился в Москву по итальянскому паспорту итальянского дворянина «Граф Орландо Маззотта». Из Москвы он добрался до Рима, а оттуда отправился в Германию. Оказавшись в России, НКВД доставил Боса в Москву, где он надеялся, что историческая враждебность России к британскому правлению в Индии приведет к поддержке его планов народного восстания в Индии. Однако Бозе нашел ответ Советов разочаровывающим и был быстро передан послу Германии в Москве графу фон дер Шуленбург. В начале апреля он отправил Бозе в Берлин на специальном курьерском самолете, где Иоахим фон Риббентроп и представители министерства иностранных дел на Вильгельмштрассе должны были получить более благоприятное известие.

В Германии он был прикреплен к Специальному бюро по Индии под руководством Адама фон Тротта цу Солца, которое отвечало за вещание на спонсируемом немцами радио Azad Hind. Он основал Центр Свободной Индии в Берлине и создал Индийский легион (состоящий примерно из 4500 солдат) из индийских военнопленных, которые ранее сражались на стороне британцев в Северной Африке до их захвата силами Оси. Индийский легион был прикреплен к Вермахту, а затем передан Ваффен СС. Его члены поклялись в следующей верности Гитлеру и Бозе: «Я клянусь Богом этой святой клятвой, что я буду подчиняться лидеру немецкой расы и государства Адольфу Гитлеру как командующему немецкими вооруженными силами в борьбе за Индию, чья лидер - Субхас Чандра Бос ". Эта клятва явно отменяет контроль над индийским легионом перед немецкими вооруженными силами, в то же время заявляя об общем руководстве Бозе в Индии. Однако он был также готов предвидеть вторжение в Индию через СССР нацистских войск, возглавляемых Легионом Азад Хинд ; многие подвергли сомнению его мнение здесь, поскольку кажется маловероятным, что немцев можно было легко убедить уйти после такого вторжения, которое также могло привести к победе Оси в войне.

Всего в Легион Свободной Индии вступили 3000 индийских военнопленных. Но вместо того, чтобы обрадоваться, Боз забеспокоился. Левый поклонник России, он был опустошен, когда гитлеровские танки пересекли советскую границу. Ситуация усугублялась тем фактом, что теперь отступающая немецкая армия была не в состоянии предложить ему помощь в изгнании британцев из Индии. Когда он встретился с Гитлером в мае 1942 года, его подозрения подтвердились, и он пришел к выводу, что нацистский лидер больше заинтересован в использовании своих людей для достижения пропагандистских побед, чем военных. Итак, в феврале 1943 года Бозе сел на немецкую подводную лодку и уехал в Японию. Это оставило людей, которых он завербовал, без лидера и деморализовал в Германии.

Бозе жил в Берлине с 1941 по 1943 год. Во время своего предыдущего визита в Германию в 1934 году он встретил Эмили Шенкл, дочь австрийского ветеринара, на которой он женился в 1937 году. Их дочь - Анита Бозе Пфафф. Партия Бозе, Блок «Форвард», оспаривает этот факт.

1943–1945: Азия, оккупированная японцами

Основные статьи: Индийская национальная армия и Азад Хинд Экипаж японской подводной лодки И-29 после сближения с немецкой подводной лодкой U-180 в 300 см юго-восточнее Мадагаскара ; Бозе сидит в первом ряду (28 апреля 1943 г.)

В 1943 году, разочаровавшись в том, что Германия может чем-либо помочь в обретении Индии независимости, Бозе уехал в Японию. Он путешествовал с немецкой подводной лодкой U-180 вокруг мыса Доброй Надежды к юго-востоку от Мадагаскара, где его перевели на И-29 на оставшуюся часть пути в Императорскую Японию. Это была единственная гражданская передача между двумя подводными лодками двух разных флотов во Второй мировой войне.

Национальная армия индийской (INA) была детищем японского майора (и после войны генерал-лейтенанта) Ивайчи Фудзивар, глава японского подразделения разведки Fujiwara кикан. Миссия Фудзивары заключалась в том, чтобы «собрать армию, которая будет сражаться бок о бок с японской армией». Он первый встретил Pritam Сингх Диллон, президент в Бангкоке главе Лиги независимости индийской, так и через сеть Pritam Сингх набрана захваченный британский индийский армейский капитан, Мохан Сингх, на западном Малайском полуострове в декабре 1941 года Первые индийская национальная армии была образовалось в результате дискуссии между Фудзиварой и Моханом Сингхом во второй половине декабря 1941 года, а название было выбрано ими совместно в первую неделю января 1942 года.

Это было в соответствии с концепцией и при поддержке того, что тогда называлось Лигой независимости Индии, возглавляемой лидером националистов-экспатриантов Рашем Бехари Бозе. Однако первый INA был распущен в декабре 1942 года из-за разногласий между Хикари Киканом и Моханом Сингхом, которые пришли к выводу, что японское верховное командование использовало INA в качестве простой пешки и инструмента пропаганды. Мохан Сингх был взят под стражу, и войска вернули в лагерь для военнопленных. Однако идея армии независимости возродилась с прибытием Субхаса Чандры Боса на Дальний Восток в 1943 году. В июле на встрече в Сингапуре Раш Бехари Бос передал контроль над организацией Субхасу Чандре Бозу. Бозе удалось реорганизовать только что сформировавшуюся армию и организовать массовую поддержку среди эмигрантов из Индии в Юго-Восточной Азии, которые оказали свою поддержку, вступив в Индийскую национальную армию, а также финансово в ответ на призывы Бозе к жертвам ради независимости. причина. В INA было отдельное женское подразделение, полк Рани из Джханси (названный в честь Рани Лакшми Бай ) во главе с капитаном Лакшми Сваминатаном, который считается первым в своем роде в Азии.

Валюта, выпущенная Azad Hind Bank с портретом Бозе

Даже столкнувшись с военными неудачами, Бозе смог сохранить поддержку движения Азад Хинд. Самая известная цитата Бозе, произнесенная как часть мотивационной речи для Индийской национальной армии на митинге индейцев в Бирме 4 июля 1944 года, была «Дайте мне кровь, и я дам вам свободу!» Этим он призвал народ Индии присоединиться к нему в его борьбе против британского владычества. Слова Бозе, произнесенные на хинди, вызывают сильные воспоминания. Войска INA находились под эгидой временного правительства, правительства Азад Хинда, которое пришло для производства своей собственной валюты, почтовых марок, суда и гражданского кодекса и было признано девятью государствами Оси - Германией, Японией, Итальянской Социальной Республикой., Независимое Государство Хорватия, режим Ван Цзинвэя в Нанкине, Китай, временное правительство Бирмы, Маньчжоу-го и контролируемых Японией Филиппин. Власти пяти из этих стран были созданы во время оккупации Оси. Это правительство участвовало в так называемой конференции Большой Восточной Азии в качестве наблюдателя в ноябре 1943 года.

Первым обязательством INA было продвижение японцев к восточно-индийским границам Манипура. Спецназ INA, группа Бахадур, участвовал в операциях в тылу врага как во время диверсионных атак в Аракане, так и во время наступления японцев на Импхал и Кохима.

Бозе выступает в Токио в 1943 году.

Японцы завладели Андаманские и Никобарские острова в 1942 году, а год спустя, Временное правительство и INA были созданы в Андаманских и Никобарских с Lt полковник Д. Loganathan назначен генерал - губернатором. Острова были переименованы в Шахид (Мученик) и Сварадж (Независимость). Тем не менее, японский флот оставался в основном под контролем администрации острова. Во время единственного визита Бозе на острова в начале 1944 года, очевидно, в интересах защиты Бозе от получения полного знания о конечных намерениях японцев, японские хозяева Бозе тщательно изолировали его от местного населения. В то время японская администрация острова пытала лидера Лиги независимости Индии доктора Дивана Сингха, который позже скончался от полученных травм в тюрьме. Во время визита Боса на острова несколько местных жителей пытались предупредить Боса о тяжелом положении доктора Сингха, но безуспешно. В это время подполковник Логанатан узнал об отсутствии у него подлинного административного контроля и в знак протеста подал в отставку с поста генерал-губернатора, позже вернувшись в штаб-квартиру правительства в Рангуне.

На материковой части Индии индийский триколор, созданный по образцу Индийского национального конгресса, впервые был выращен в городе Мойранг в Манипуре на северо-востоке Индии. Соседние города Кохима и Импхал были затем окружены и осаждены подразделениями японской армии, действовавшими совместно с Бирманской национальной армией и бригадами INA, известными как бригады Ганди и Неру. Эта попытка завоевать материковую часть Индии имела кодовое название « Операция U-Go».

Во время этой операции 6 июля 1944 года в речи, переданной по радио Азад Хинд из Сингапура, Боз обратился к Махатме Ганди как к «Отцу нации» и попросил его благословений и добрых пожеланий в войне, которую он вел. Это было первое упоминание Ганди под этим названием. Затяжные попытки японцев захватить эти два города истощили японские ресурсы, и операция U-Go в конечном итоге оказалась безуспешной. В течение нескольких месяцев японского нападения на эти два города силы Содружества оставались закрепленными в них. Силы Содружества затем контратаковали, нанеся серьезные потери силам, возглавляемым странами Оси, которые затем были вынуждены отступить обратно на бирманскую территорию. После поражения японцев в битвах при Кохиме и Имфале цель Временного правительства Боса по созданию базы на материковой части Индии была потеряна навсегда.

Тем не менее, INA воевала в ключевых сражениях против британской индийской армии на бирманской территории, особенно в Мейктилла, Мандалай, Пегу, Ньянгью и на горе Попа. Однако с падением Рангуна правительство Боса перестало быть эффективным политическим образованием. Большая часть войск INA сдалась под командованием подполковника Логанатана. Остальные войска отступили с Босом в сторону Малайи или направились в Таиланд. Капитуляция Японии в конце войны также привела к капитуляции оставшихся элементов Индийской национальной армии. Затем заключенные INA были репатриированы в Индию, а некоторых судили за государственную измену.

18 августа 1945 г.: смерть

Основная статья: Смерть Субхаса Чандры Боса (слева) Последние полеты Субхаса Чандра Боса на самолете; траектории полета: синий (завершен), красный (не завершен); (справа) Мемориал Субхасу Чандра Босе в храме Рэнкодзи в Токио. Прах Бозе хранится в храме в золотой пагоде.

По единодушному мнению ученых, смерть Субхаса Чандры Боса наступила в результате ожогов третьей степени 18 августа 1945 года после того, как его перегруженный японский самолет разбился в управляемой японцами Формозе (ныне Тайвань ). Однако многие из его сторонников, особенно в Бенгалии, отказались в то время и отказываются верить ни факту, ни обстоятельствам его смерти. Теории заговора появились в течение нескольких часов после его смерти и с тех пор долго хранятся, поддерживая различные боевые мифы о Бозе.

В Тайхоку около 14:30,  когда бомбардировщик с Бозе на борту покидал стандартную траекторию полета самолета во время взлета, пассажиры внутри услышали громкий звук, похожий на работу двигателя. Механики на взлетной полосе увидели, как что-то выпало из самолета. Это был левый двигатель или его часть и винт. Самолет дико качнулся вправо и рухнул, разбился, раскололся надвое и загорелся. Внутри были мгновенно убиты главный пилот, второй пилот и генерал-лейтенант Цунамаса Шидэй, заместитель начальника штаба японской Квантунской армии, который должен был вести переговоры о Бозе с советской армией в Маньчжурии. Помощник Бозе Хабибур Рахман был ошеломлен и ненадолго потерял сознание, а Бозе, хотя и находился в сознании и не был смертельно ранен, был пропитан бензином. Когда Рахман очнулся, они с Бозом попытались выйти через заднюю дверь, но обнаружили, что она заблокирована багажом. Затем они решили пробежать сквозь пламя и уйти с фронта. Наземный персонал, приближающийся к самолету, увидел, что к ним, пошатываясь, направились два человека, один из которых превратился в человеческий факел. Человек-факел оказался Бозе, чья пропитанная бензином одежда мгновенно загорелась. Рахману и нескольким другим удалось потушить пламя, но они также заметили, что лицо и голова Бозе сильно обгорели. По словам Джойс Чапман Лебра, «грузовик, служивший машиной скорой помощи, доставил Боса и других пассажиров в военный госпиталь Наньмон к югу от Тайхоку». Сотрудники аэропорта позвонили доктору Танеёси Йошими, главному хирургу больницы, около  15:00. Когда они добрались до больницы, и еще некоторое время после этого, Бозе был в сознании и в основном был спокоен. Боз был обнажен, за исключением одеяла, обернутого вокруг него, и доктор Йошими сразу же увидел следы ожогов третьей степени на многих частях тела, особенно на груди, очень сомневаясь, что он выживет. Доктор Йошими сразу начал лечить Бозе, и ему помогала доктор Цурута. По словам историка Леонарда А. Гордона, который позже опросил весь персонал больницы,

Дезинфицирующее средство, Ривамол, было нанесено на большую часть его тела, затем была нанесена белая мазь, и он был наложен повязкой на большую часть его тела. Доктор Йошими сделал Бозе четыре инъекции Вита Камфары и две инъекции Дигитамина для лечения его ослабленного сердца. Они выдавались каждые 30 минут. Поскольку его тело быстро потеряло жидкость после ожога, ему также внутривенно вводили раствор Рингера. Третий врач, доктор Исии, сделал ему переливание крови. Санитар, Кадзуо Мицуи, армейский рядовой, находился в палате, и несколько медсестер также помогали. У Боса все еще была ясная голова, которую доктор Йошими считал замечательной для человека с такими тяжелыми травмами.

Вскоре, несмотря на лечение, Бозе впал в кому. Спустя несколько часов, между 9 и 22 часами вечера (по местному времени) в субботу 18 августа 1945 года Бозе скончался в возрасте 48 лет.

Тело Бозе было кремировано в главном крематории Тайхоку два дня спустя, 20 августа 1945 года. 23 августа 1945 года японское информационное агентство Do Trzei объявило о смерти Бозе и Шидеа. 7 сентября японский офицер лейтенант Тацуо Хаясида перевез прах Бозе в Токио, а на следующее утро они были переданы президенту Токийской лиги независимости Индии Раме Мурти. 14 сентября панихида состоялась в Бозе в Токио и несколько дней спустя пепел были перевернуты к священнику Renkōji храма в нитирэн в Токио. С тех пор они остались там.

Среди персонала INA было широко распространено недоверие, шок и травмы. Больше всего пострадали молодые тамильские индейцы из Малайи и Сингапура, как мужчины, так и женщины, составлявшие основную часть гражданских лиц, вступивших в ряды INA. Профессиональные солдаты INA, большинство из которых были пенджабцами, столкнулись с неопределенным будущим, и многие фаталистически ожидали репрессий со стороны британцев. В Индии Индийский национальный конгресс был лаконично выражена официальная линия «s в письме Мохандас Карамчанд (Махатма) Ганди написал Раджкумари Амрит Каур. Сказал Ганди: «Субхас Бос умер хорошо. Он, несомненно, был патриотом, хотя и заблуждался». Многие конгрессмены не простили Бозе ссору с Ганди и сотрудничество с тем, что они считали японским фашизмом. Индийские солдаты в британской индийской армии, около двух с половиной миллионов из которых сражались во время Второй мировой войны, были в противоречии по поводу INA. Некоторые считали INA предателями и хотели их наказания; другие были более сочувствующими. Британский Радж, хотя никогда серьезно угрожает INA, пытался 300 INA офицеров для измены в INA испытаний, но в конце концов отступила.

Идеология

Субхас Чандра Бос считал, что Бхагавад-гита была великим источником вдохновения для борьбы с британцами. Учение Свами Вивекананды об универсализме, его националистические мысли и его упор на социальное служение и реформы - все это вдохновляло Субхаса Чандра Боса с самых юных дней. Ему очень понравилась свежая интерпретация древних писаний Индии. Некоторые ученые считают, что индуистская духовность составляла существенную часть его политической и социальной мысли. Как объясняет историк Леонард Гордон, «внутренние религиозные исследования продолжали быть частью его взрослой жизни. Это отделяло его от медленно растущего числа атеистических социалистов и коммунистов, усеявших индийский ландшафт».

Бозе впервые выразил свое предпочтение «синтезу того, что современная Европа называет социализмом и фашизмом », в своей речи в Калькутте в 1930 году. Позже Боз раскритиковал заявление Неру 1933 года о том, что между коммунизмом и фашизмом нет «средней дороги», назвав его «в корне неверным». Боз полагал, что коммунизм не получит распространения в Индии из-за отказа от национализма и религии, и предположил, что вместо этого мог бы закрепиться «синтез коммунизма и фашизма». В 1944 году Бозе аналогичным образом заявил: «Наша философия должна быть синтезом национал-социализма и коммунизма».

Переписка Бозе (до 1939 г.) отражает его неодобрение расистской практики и отмены демократических институтов в нацистской Германии: «Сегодня я сожалею, что вынужден вернуться в Индию с убеждением, что новый национализм Германии не только узок и эгоистичен, но и высокомерный." Однако он выразил восхищение авторитарными методами, которые он видел в Италии и Германии в 1930-е годы; он думал, что с их помощью можно построить независимую Индию.

Боз ясно выразил свою веру в то, что демократия - лучший вариант для Индии. Однако во время войны (и, возможно, уже в 1930-х годах) Бозе, похоже, решил, что никакая демократическая система не может быть адекватной для преодоления бедности и социального неравенства Индии, и он написал, что социалистическое государство, подобное государству Советской России (которое он тоже видел и восхищался этим) будет необходимо для процесса национального возрождения. Соответственно, некоторые предполагают, что союз Бозе с Осью во время войны основывался не только на прагматизме, и что Бозе был воинствующим националистом, хотя не нацистом и не фашистом, поскольку он поддерживал расширение прав и возможностей женщин, секуляризм и другие либеральные идеи; с другой стороны, другие считают, что он мог использовать популистские методы мобилизации, общие для многих постколониальных лидеров.

Цитаты

Его самая известная цитата была «Дай мне кровь, и я дам тебе свободу». Еще одна известная цитата - Дилли Чало («В Дели)!» Это был призыв, который он использовал для мотивации армий INA. Джай Хинд, или «Слава Индии!» был еще один лозунг, который он использовал и позже был принят правительством Индии и индийскими вооруженными силами. Другой придуманный им слоган был «Иттехад, Этемад, Курбани» (урду, означающее «Единство, Соглашение, Жертвоприношение»). INA также использовала слоган Inquilab Zindabad, который был придуман Мауланой Хасратом Мохани.

Наследие

Мемориалы

Бозе был изображен на марках Индии 1964, 1993, 1997, 2001, 2016 и 2018 годов. Бозе также был изображен на монете 2 фунта стерлингов в 1996 и 1997 годах, 75 фунтах стерлингов в 2018 году и 125 фунтах стерлингов в 2021 году. Нетаджи Субхас Чандра Бозе В честь него названы международный аэропорт в Калькутте, остров Нетаджи Субхаш Чандра Бос, бывший остров Росс, а также многие другие учреждения в Индии. С 23 августа 2007 года премьер - министр Японии, Синдзо Абэ посетил Субхас Chandra Bose мемориальный зал в Калькутте. Абэ сказал семье Бозе: «Японцы глубоко тронуты сильной волей Боса возглавить движение за независимость Индии от британского правления. Нетаджи - очень уважаемое имя в Японии».

  • Бозе на марке Индии 1964 года

  • Бозе на марке Индии 1964 года

В 2021 году правительство Индии объявило 23 января Паракрам Див в ознаменование годовщины рождения Субхаса Чандра Боса. Политическая партия, Конгресс Trinamool и All India Forward Bloc потребовали, чтобы этот день был отмечен как Deshprem Divas.

В популярных СМИ

Другие формы дани

Министерство железных дорог Индии переименовало один из старейших бегущих поездов Индии, Калка Почты как Netaji Экспресс от 23 января 2021.

Смотрите также

Сноски

Примечания

использованная литература

Библиография

дальнейшее чтение

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-21 04:56:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте