Тайна фильм жанр фильма, который вращается вокруг решения проблемы или преступления. Он фокусируется на усилиях детектива, частного сыщика или сыщика- любителя по раскрытию загадочных обстоятельств проблемы с помощью подсказок, расследования и умных умозаключений.
Сюжет часто сосредотачивается на дедуктивных способностях, доблести, уверенности или прилежании детектива, когда он пытается раскрыть преступление или ситуацию, собирая воедино улики и обстоятельства, ища улики, допросив свидетелей и выслеживая преступника.
Саспенс часто сохраняется как важный элемент сюжета. Это можно сделать за счет использования саундтрека, ракурсов, тяжелых теней и неожиданных поворотов сюжета. Альфред Хичкок использовал все эти приемы, но иногда позволял публике узнавать о надвигающейся угрозе, а затем выжимал момент для драматического эффекта.
Этот жанр варьируется от ранних детективных сказок, художественных и литературных детективов до классических триллеров-триллеров Хичкока и классических частных детективных фильмов. Родственный поджанр фильмов - шпионские фильмы.
Мистические фильмы в основном посвящены раскрытию преступления или головоломки. Тайна обычно вращается вокруг убийства, которое затем должны раскрыть полицейские, частные детективы или сыщики-любители. Зрителю предлагается ряд вероятных подозреваемых, некоторые из которых являются « отвлекающими маневрами», - людьми, у которых есть мотив для совершения преступления, но на самом деле не совершили его, - и пытается решить загадку вместе со следователем. Иногда зрителю предоставляется информация, недоступная главному герою. Главный герой обычно исследует нераскрытое преступление, разоблачает преступника и кладет конец последствиям злодейства.
Успешный детективный фильм придерживается одного из двух типов сюжетов, известных как «Открытый» и «Закрытый». Закрытая (или детективная ) тайна скрывает личность преступника до самого конца истории, добавляя элемент неопределенности во время задержания подозреваемого, поскольку аудитория никогда не до конца понимает, кто это. Открытая тайна (или как ловушка ), напротив, раскрывает личность преступника в верхней части истории, демонстрируя « совершенное преступление », которое затем зрители наблюдают за тем, как главный герой раскрывает, обычно в самом конце истории, сродни открытие сцен в закрытом стиле.
Детективные романы оказались хорошим средством для перевода в кино. Сыщик часто формирует сильный ведущий характер, и участки могут включать в себя элементы драмы, неизвестность, характер развития, неопределенность и неожиданные повороты. Места действия мистической сказки часто бывают приземлёнными и не требуют дорогих спецэффектов. Успешные писатели-детективы могут создать серию книг, основанных на одном и том же сыщике, обеспечивая богатый материал для сиквелов.
По крайней мере до 1980-х годов женщины в детективных фильмах часто играли двойную роль, обеспечивая отношения с детективом и часто играя роль женщины в опасности. Женщины в этих фильмах часто бывают находчивыми, самостоятельными, решительными и не менее двуличными. Они могут служить спусковым крючком для последующих событий или служить элементом неопределенности в качестве беспомощных жертв.
Самые ранние детективные фильмы восходят к эпохе немого кино. Первый детективный фильм часто называют « Шерлок Холмс сбитый с толку», очень короткую катушку « Мутоскоп», созданную Артуром Марвином между 1900 и 1903 годами. Это самый ранний известный фильм, в котором изображен персонаж детектива Шерлока Холмса, хотя и в едва узнаваемой форме.
Во Франции, популярный Ник Картер детективных романы вдохновили первый серийный фильм, Ник Картер, Le Roi де детектив (1908). За этим шестисерийным сериалом в 1909 году последовали « Новые приключения Ника Картера». Луи Фейяд создал очень популярный сериал « Фантомас» (1913–14), основанный на популярном сериальном романе о суперпреступнике, преследуемом упорным инспектором Жювом. Дюжарден носит маску и костюм, аналогичные Фантомасу в очевидной дань уважения в «Художнике», ностальгическом фильме 2011 года о немом кино. Более поздние детективные сериалы Feuillade включают «Вампиры» (1915), Judex (1916), Тих Мин (1918) и Barrabas (1919). Фильмы Фейлада, сочетающие реализм, поэтическую образность и чистую фантазию, оказали влияние на американцев «Опасности Полины» (1914), таких режиссеров, как Рене Клер, и сюрреалистов, таких как Андре Бретон.
Самые ранние мистические фильмы включают «Золотой жук» (1910), тоже из Франции, и «Убийства на улице Морг» (1914). Оба взяты из рассказов Эдгара Аллана По, что вполне уместно, поскольку По часто приписывают создание современной детективной фантастики, а также первого частного детективного персонажа К. Огюста Дюпена. Universal Pictures переименовала его в Пьера Дюпена в фильме «Убийства на улице Морг» (1932), атмосферном детективе-ужастике с Белой Лугоши в главной роли. Фильм был переделан еще дважды в 1953 и 1971 годах. Вторая история Дюпена По, Тайна Мари Роже, была снята в 1942 году. Совсем недавно «Ворон» (2012) представил беллетризованный рассказ о последних днях жизни По. Здесь автор преследует таинственного серийного убийцу, чьи убийства напрямую связаны с его рассказами.
Незаконченный роман Чарльза Диккенса « Тайна Эдвина Друда» (1870) был завершен другим автором и в конечном итоге адаптирован для экрана. Два фильма, которые теперь считаются утерянными, были сняты в 1909 и 1914 годах. Компания Universal произвела фильм «Тайна Эдвина Друда» (1935). История была снова переделана в 1993 году. Universal, известная в основном своим длинным списком классических фильмов ужасов, также создала, возможно, первый гибрид сверхъестественного детективного фильма ужасов с « Ночным монстром» (1942).
Американскому писателю Мэри Робертс Райнхарт (1876–1958) приписывают изобретение школы мистического письма « Если-я-но-известно » (а также фразу «Это сделал дворецкий»). Ее роман (и пьеса) 1920 года «Старый темный дом» «Летучая мышь» снимался в фильмах «Летучая мышь» (1926 г.), «Шепот летучих мышей» (1930 г.) и в третий раз в римейке «Летучая мышь» (1959 г.) с Винсентом Прайсом в главной роли. Другой фильм, основанный на пьесе «Кот и Канарейка» (1927), положил начало жанру «комедия-мистика». Переделывалась несколько раз, включая версию с участием Боба Хоупа, выпущенную в 1939 году.
Несомненно, самый известный из сыщиков-любителей, появившихся на киноэкране, - это архетип Шерлока Холмса. С 1903 года Холмса сыграло множество актеров в более чем 200 фильмах. Пожалуй, самая ранняя детективная комедия - « Шерлок-младший» Бастера Китона (1924). До недавнего времени в единственном американском сериале снимались Бэзил Рэтбоун и Найджел Брюс в роли Холмса и доктора Ватсона. Вместе они сняли 14 фильмов в период с 1939 по 1946 год. Первые два, в « 20th Century Fox», были историческими загадками, действие которых происходило в конце викторианской эпохи оригинальных историй. К третьему фильму « Шерлок Холмс и голос ужаса» (1942), который сейчас снимает Universal Studios, Холмс был обновлен до наших дней. Несколько фильмов были посвящены Второй мировой войне и борьбе с нацистскими шпионами.
Криминальный романист Дороти Л. Сэйерс (1893–1957) создала типичного британского аристократического сыщика лорда Питера Уимси в 1923 году. Питер Хэддон впервые сыграл Уимси в «Безмолвном пассажире» (1935), написанном Сэйерсом специально для экрана. Затем последовал «Медовый месяц Басмана» (1940), также выпущенный как « Медовый месяц с привидениями», с Робертом Монтгомери в роли Уимси. Позже Монтгомери также сыграет сыщика Рэймонда Чендлера Филипа Марлоу в «Леди в озере» (1947).
Издательство Doubleday's Crime Club опубликовало множество детективных романов, которые также послужили вдохновением для радиошоу. Universal Pictures заключила сделку по производству серии из 11 детективных фильмов Crime Club, выпущенных с 1937 по 1939 год. В их число входят " Дело Вестлейка" (1937) и " Тайна Белой комнаты" (1939).
Другие литературные сыщики, которые были доведены до экрана включают Чарли Чана, Эллери Queen, Нэнси Дрю, Ниро Вульфа и Агата Кристи «s мисс Марпл и Эркюля Пуаро. На сегодняшний день снято 32 фильма и десятки телевизионных экранизаций по мотивам
Несколько немых фильмов Чарли Чана, ныне утерянных, были сняты в 1920-х годах. Начиная с 1929 года, подразделение B-picture в Fox Film Corporation (позже часть 20th Century Fox ) начало серию из 28 коммерчески успешных фильмов о Чарли Чане. ( Monogram Pictures продолжала серию с 1944 по 1949 год с еще 17 работами.) Успех фильмов о Чане привел к тому, что Фокс нанял изгнанного актера Питера Лорре на роль японского сыщика Мистера Мото в 8 фильмах с 1937 по 1939 год. собственный джентльменский восточный детектив мистер Вонг, адаптированный из рассказа Хью Уайли. Начиная с г-на Вонга, детектива, Борис Карлофф сыграл Вонга в 5 из 6 фильмов, снятых с 1938 по 1941 год.
В студии Warner Brothers романы Эрла Стэнли Гарднера о Перри Мэйсоне были точно адаптированы в серию из шести фильмов с 1934 по 1937 год. Большинство из них поместили поверенного-крестоносца в стандартный детективный рассказ об убийстве. Warner Bros. также создала фильмы о Торчи Блейн, которые отличались участием одной из немногих женщин-сыщиков в сериале. Начиная с « Умной блондинки», Гленда Фаррелл играла дерзкого репортера, раскрывающего тайны, в 8 из 9 фильмов, снятых в период с 1936 по 1939 год. Еще один новый фильм - « Когда вы родились» (1938) с китайской актрисой Анной Мэй Вонг в роли астролога, помогающего разгадывать загадки. убийство с использованием ее звездных талантов.
RKO приобрела права на рассказ Стюарта Палмера « Хильдегард Уитерз » и запустила серию из шести фильмов, начиная с «Убийства пингвинов в пруду» (1932). Эдна Мэй Оливер сыграла Уизерса, школьного учителя, жаждущего расследований, который становится участником полицейского инспектора. Последний фильм вышел в 1937 году.
В Фило Ванс детективные романы С. Ван Дайн вдохновил 15 художественных фильмов, выпущенных с 1929 по 1947 канарейка Murder Case (1929), в главной роли Уильям Пауэлл как Vance, был назван первый современный детективный фильм. Изначально снятый как немой фильм, он был преобразован в звуковое кино на полпути. (Партнер по фильму Луиза Брукс была внесена в черный список Paramount Pictures после известного отказа вернуться в Голливуд, чтобы дублировать ее диалог.) Пауэлл играл учтивого нью-йоркского детектива в первых трех фильмах. Бэзил Рэтбоун, бывший до Шерлока Холмса, сыграл Вэнса в 4-м фильме. Пауэлл вернулся еще раз для пятого полнометражного фильма, получившего признание «Дело об убийстве питомника» (1933), продюсера Warner Brothers.
Затем Пауэлл получил свою фирменную роль, сыграв столь же любезного Ника Чарльза в паре с Мирной Лой в роли его беззаботной жены Норы в сериале « Тонкий человек ». Всего за период с 1934 по 1947 год « Метро-Голдвин-Майер» сняла шесть фильмов. Основанные на романе Дэшилла Хэммета «Худой человек », это были остроумные, сложные игры, в которых элементы из эксцентричной комедии соединились в сложном загадочном сюжете убийства. В середине этого сериала RKO нанял Пауэлла и Джин Артур для «Экс-миссис». Брэдфорд (1936), веселая комедия-детектив, которая успешно воспроизвела формулу Тонкого Человека MGM. Warner Brothers ответили похожей комедией « Следы в темноте» (1941), где Эррол Флинн сыграл женатого биржевого маклера, который ведет двойную жизнь детективного писателя / сыщика.
Многие фильмы этого периода, в том числе сериал « Тонкий человек », заканчивались детективным объяснением, которое быстро превратилось в кинематографическое (и литературное) клише. Когда подозреваемые собрались вместе, детектив драматично объявлял: «Убийца находится в этой самой комнате!» прежде чем перейти к различным уликам, которые раскрывают личность убийцы.
Было также очень много малобюджетных загадок "старого темного дома", основанных на стандартной формуле (темная и бурная ночь, чтение завещания, секретные проходы, серия причудливых убийств и т. Д.), Которые были скорее заговорщиками. чем звездный. Типичными примерами являются «Кошачьи ползания» (1930), римейк «Кошек и Канарейка», «Прогулки монстров» (1932), « Ночь ужаса» (1933) с Белой Лугоши и « Одна испуганная ночь» (1935).
1930-е годы были эпохой элегантных джентльменов-детективов, которые раскрывали детективные убийства в гостиной, используя свой ум, а не кулаки. Большинство из них были состоятельными сыщиками-любителями, которые раскрывали преступления для собственного развлечения, не носили оружия и часто обладали причудливыми или эксцентричными чертами характера. Этот вид преступления боец выпал из моды в 1940 - х годах, как новое поколение жестких, вкрутую профессиональных частных детективов, основанных на романах Dashiell Хэммет, Раймонд Чандлер, и последующее убивание имитаторов были адаптированы к фильму.
С началом Второй мировой войны криминальные фильмы и особенно мелодрамы внезапно приобрели мрачное настроение цинизма и отчаяния, которого не было в оптимистичные 1930-е годы. В конце концов, этот цикл фильмов (который разбивается на несколько жанров) французские кинокритики назовут фильмом нуар. Пессимистические, негероические истории о жадности, похоти и жестокости стали центральными в жанре мистерий. Мрачные жестокие фильмы с участием циничных частных детективов в плащах, которые были почти такими же безжалостными, как и преследуемые ими преступники, стали отраслевым стандартом. На смену богатому аристократическому сыщику предыдущего десятилетия пришел грубый кед из рабочего класса. Хамфри Богарт стал окончательным кинематографистом в роли Сэма Спейда в «Мальтийском соколе» Хэммета (1941) и Филипа Марлоу в «Большом сне» Чендлера (1946). Дик Пауэлл также произвел неизгладимое впечатление в роли Марлоу в классическом фильме «Убийство, мое сладкое» (1944), адаптированном из « Прощания» Чендлера , моя любимая. Сокол берет верх (1942) с Джорджем Сандерсом в главной роли, также основан на том же романе.
«Дама в озере» (1947) из романа Раймонда Чендлера снялся в главной роли Роберта Монтгомери, который также был режиссером. Этот фильм был полностью снят с точки зрения Марлоу. Публика видит только то, что он делает. Монтгомери появляется в кадре всего несколько раз, один раз в зеркальном отражении. Другой роман Чендлера «Высокое окно» был снят по фильму «Дублон Брашера» (также 1947) с Джорджем Монтгомери в главной роли. По сути, это был ремейк « Пора убивать» (1942), приключенческогофильмаМайкла Шейна с Ллойдом Ноланом в главной роли. Чендлер также написал оригинальный сценарий к «Голубому георгину» (1946) с Аланом Лэддом в главной роли. Стеклянный ключ (1942), также в главной роли Лэдд, был второй экранизацией романа Хэммета.
Еще один выдающийся фильм этого периода - « Из прошлого» (1947) с Робертом Митчамом в главной роли, который три десятилетия спустя сыграет Филипа Марлоу. « Лаура» Отто Премингера (1944) также является классическим детективом убийства, в котором Дана Эндрюс играет полицейского детектива-одинокого волка.
Детектив из криминального романа Ник Картер вернулся в трилогии фильмов, выпущенных MGM с Уолтером Пидженом в главной роли: Ник Картер, Главный детектив (1939), Небесное убийство (1940) и Призрачные рейдеры (1940). Колумбия выпустила сериал " Детектив Чик Картер" (1946). Главный герой был изменен на сына Ника Картера, поскольку студия не могла позволить себе права на производство сериала Ника Картера. Детективные романы Байнарда Кендрика о слепом частном детективе Мак Маклейне были объединены в два фильма с Эдвардом Арнольдом в главной роли: « Глаза в ночи» (1942) и «Скрытый глаз» (1945).
Популярное радиошоу «Уистлер» было превращено в серию из 8 детективных фильмов с 1944 по 1948 год. Ричард Дикс представлял истории и попеременно играл героя, злодея или жертву обстоятельств. В « Таинственном нарушителе» (1946) он был частным сыщиком. Это был один из немногих сериалов, получивших признание публики и критиков. Другая радиопостановка « Я люблю тайну» (1939–1944) о частном детективном агентстве вдохновила на создание трех фильмов с Джимом Бэнноном в главной роли. «Я люблю загадку» (1945), «Маска дьявола» и «Неизвестное» (оба - 1946) сочетали в себе необычные детективные истории об убийствах с элементами атмосферного ужаса.
Честер Моррис сыграл Бостона Блэки, бывшего вора драгоценных камней, ставшего детективом, в четырнадцати фильмах с 1941 по 1949 год. Многие из них были сняты Columbia Pictures, и многие из них были загадками с примесью комиксов, таких как « Знакомство с Бостоном Блэки» (1941), « Бостон Блэки» под подозрением (1945)., Призрачный вор (1945) и Китайское предприятие Бостона Блэки (1949). Колумбия также превратила радиошоу « Криминальный доктор » в серию детективных фильмов с Уорнером Бакстером в главной роли. Большинство из них следовали стандартной формуле детективов. Было выпущено десять полнометражных фильмов, начиная с « Криминального доктора» в 1943 году и заканчивая «Дневником криминального доктора» (1949).
В другом популярном сериале Джордж Сандерс был учтивым Соколом. Шестнадцать фильмов были сняты с 1941 по 1949 год. Сандерс решил покинуть сериал во время четвертой записи, «Брат Сокола». Его персонаж был убит и заменен реальным братом Сандерса, Томом Конвеем. Комик Ред Скелтон сыграл неумелого радиодетектива «Лиса» в трех комедиях: « Свист в темноте» (1941), « Свист в Дикси» (1942) и « Свист в Бруклине» (1943).
Детективные романы Бретта Халлидея « Майкл Шейн » были превращены в серию из 12 фильмов категории B в период с 1940 по 1947 год (с Ллойдом Ноланом в главной роли, а затем с Хью Бомонтом ). Не менее суровый персонаж Микки Спиллейна, Майк Хаммер, был адаптирован для съемок с участием « Я, присяжные» (1953), « Мой пистолет быстрый» (1957) и влиятельного « Поцелуй меня смертельно» (1955). Спиллейн даже однажды сыграл Хаммера в фильме 1963 года «Охотницы за девушками».
В фильме « Зачарованный» (1945) режиссер Альфред Хичкок создал ранний психологический детективный триллер. Этот фильм, наряду с « Страхом в ночи» (1947), исследует эффекты амнезии, гипноза и психоанализа. В обоих фильмах также представлены сюжеты сюрреалистических снов, которые необходимы для сюжета.
Часто используемый вариант на эту тему связан с обычным человеком, которого внезапно вынуждают обратиться в специального детектива, чтобы раскрыть убийство друга или очистить свое имя. Яркими примерами являются Джек Оки в « Супер-сыщик» (1937), Элла Рейнс в « Призрачной леди» (1944), Люсиль Болл в «Темном углу» (1946) и « Приманка» (1947), Алан Лэдд в вышеупомянутой «Голубой георгине», а также в Калькутте. (1947), Джордж Рафт в Джонни Энджел (1945), Джун Винсент и Дэн Дурья в Черном ангеле (1946), Хамфри Богарт в Dead Reckoning (1947) и Дик Пауэлл в Cry Danger (1951).
Возможно, последнее слово в этом поджанре - DOA (1950), где человек, умирающий от яда медленного действия, должен раскрыть собственное убийство за оставшиеся часы. Этот фильм был переделан в 1969 году как Color Me Dead и снова как DOA в 1988 году.
Также среди этой группы проблема расизма как мотива убийства занимает центральное место в « Перекрестном огне» (1947), « Плохом дне в Блэк-Роке» (1954) и «Истории солдата» (1984).
В романе Агаты Кристи « Десять маленьких индейцев» (1939, первоначально « Десять маленьких негров», позднее снова измененное на « И тогда не было никого») представлена концепция таинственного убийцы, охотящегося на группу незнакомцев, оказавшихся в ловушке в изолированном месте (в данном случае, на Индийском острове).. Это было сделано в фильме « И тогда не было никого» (1945), поставленным французским эмигрантом Рене Клером. Еще три фильма под названием « Десять индейцев» были выпущены в 1965, 1974 и 1989 годах вместе с российским фильмом 1987 года « Десять негритят».
Эта предпосылка использовалась бесчисленное количество раз, особенно в фильмах ужасов жанра "старый темный дом". Несколько примеров: Пять кукол для августовской луны (1970), режиссер Марио Бава, Идентичность (2003), Охотники за разумом (2004), фильмы, снятые для телевидения ( Остров мертвецов, 1996), мини-сериал ( Остров Харпера, 2009). и эпизодическое телевидение, такое как «Мстители» («Превосходная семерка»), «Дикий Дикий Запад» («Ночь трясущейся тонтины») с 1967 года и Ремингтон Стил («Ловушка Стила») в 1982 году.
1960-е и 1970-е годы стали свидетелями возрождения неонуара жесткого детективного фильма (и суровой полицейской драмы), основанного на классических фильмах прошлого. Они делятся на три основные категории: современные обновления старых фильмов и романов, атмосферные исторические фильмы, действие которых происходит в 1930-х и 1940-х годах, и новые, современные детективные истории, воздающие должное прошлому.
Ветеран частного сыщика Филип Марлоу вернулся в роли современного сыщика в « Марлоу» (1969), которого играет Джеймс Гарнер (по мотивам « Маленькой сестры» Чендлера), и в ревизионисте Роберта Альтмана « Долгое прощание» (1973), которого играет Эллиот Гулд. Роберт Митчам сыграл Марлоу в ремейке «Большой сон» (1978), действие которого происходило в современном Лондоне. Пол Ньюман изображает модернизированного Лью Арчера (измененного на Харпера) в фильмах «Харпер» (1966) и «Пруд для утопления» (1976), основанных на романах Росс Макдональд 1949–50.
Крейг Стивенс повторил свою роль учтивого частного сыщика Питера Ганна в фильме « Ганн» (1967), модернизированном в стиле шестидесятых годов его атмосферном нуарном сериале Питера Ганна (1958–61). Бульдог Драммонд вернулся в роли современного сыщика в фильмах «Смертельнее, чем мужчина» (1967) и « Некоторые девушки делают» (1969). Оба фильма были сняты в экстравагантном стиле шпионской пряжи Джеймса Бонда. В ремейке « Я, жюри» (1982) вернулся Майк Хаммер (возрожденный снова в телесериале 1984–87 годов, «Майк Хаммер» Микки Спиллейна ). Поцелуй Поцелуй Банг Банг (2005) - модернизированная адаптация романа Майкла Шейна Бретта Халлидея 1941 года « Тела там, где ты их находишь».
Старомодная формула детективов 1930-х годов была обновлена в «Списке Адриана Вестника» (1963), Сыщика (1972), Последнем из Шейлы (1973) и комедии « Кто убивает великих поваров Европы?». (1978).
Ранние фильмы Брайана Де Пальмы включают слэшер-комедию « Убийство в стиле мод» (1968), « Сестры, вдохновленные Хичкоком » (1973) и « Одержимость» (1976), римейк классического « Головокружения» Хичкока 1958 года. Влияние Хичкока проявилось в нескольких французских триллерах, особенно в «Убийствах с шампанским» (1967) Клода Шаброля и «Невеста в черном» (1968) Франсуа Трюффо.
Многие исторические фильмы, действие которых происходит в 1930-х и 1940-х годах, возглавляются классическим « Чайнатауном» Романа Полански (1974) с Джеком Николсоном в главной роли и его запоздалым продолжением «Два Джейка» (1990), режиссером которого также являлся Николсон. Роберт Митчам впервые сыграл Марлоу в « Прощай, моя любовь» (1975), возможно, самой точной адаптации этой часто снимаемой книги. Действие малоизвестного « Чендлера» (1972) происходит в 1940-х годах, но оно не имеет ничего общего с произведениями Раймонда Чендлера. Действие беззаботного « Пеппера» (1975) происходит в Лос-Анджелесе 1940-х годов. Действие телевизионного фильма « Спокойной ночи, моя любовь» (1972) с Ричардом Буном и двух недолговечных телесериалов, « Баньон» (1972–73) и « Город ангелов» (1976), также происходило в 1930-х годах и было дань уважения Сэму Спейду / Филиппу Марлоу. модель. И телевизионный фильм « Кто такой черный георгин?». (1975) воссоздает настоящее нераскрытое дело об убийстве 1947 года.
Элегантные « Убийство в Восточном экспрессе» (1974) и « Смерть на Ниле» (1978) Агаты Кристи были красочными, щедрыми постановками, богатыми деталями периода 1930-х годов. Ранее серия беззаботных загадок мисс Марпл была адаптирована из романов Кристи. Маргарет Резерфорд сыграла в фильмах « Убийство, которое она сказала» (1961), « Самое грязное убийство» (1964), « Убийство! (1965), и сыграл юмористическую эпизодическую роль Марпл в мистерии Эркюля Пуаро «Убийства в алфавите» (1965).
Вечнозеленые Шерлок Холмс получил лечение ревизионистскую в Билли Уайлдера «s Частная жизнь Шерлока Холмса (1970). В «Семипроцентном решении» (1976) доктор Зигмунд Фрейд излечивает Холмса от наркозависимости. В двух фильмах, «Этюд в терроре» (1965) и « Убийство по указу» (1979), в которых есть сцены ужасной крови, Холмс преследует загадочного серийного убийцу Джека Потрошителя из реальной жизни. Окончательная и наиболее точная адаптация оригинальных историй была сделана британским сериалом «Приключения Шерлока Холмса» с Джереми Бреттом в роли Холмса и Дэвидом Берком в роли Уотсона в 41 серии с 1984 по 1994 год.
Позже Холмс фильмы часто изобретениями, которые не имеют мало или вообще ничего общего с первоначальными рассказов Артура Конан Дойля, например, Молодой Шерлок Холмс (1985), продуцируемых Стивена Спилберга «s Amblin Entertainment, которая ставит сыщика подростка в истории приключенческого изобилует компьютерными спецэффектами. Переосмысление Холмса продолжается, о чем свидетельствует обновленный высокобюджетный сериал Warner Bros., снятый Гаем Ричи. В фильмах «Шерлок Холмс» (2009) и « Шерлок Холмс: Игра теней» (2011) церебральный детектив (которого играет Роберт Дауни-младший ) превращается в спортивного (и романтического) героя боевиков в стиле стимпанк в стиле фэнтези викторианской Англии.
Новая волна современных детективных фильмов вполне может начаться с Жан-Люк Годар «S непривычный Alphaville (1965) с его традиционным, дождевик и противовесов FEDORA сыщика помещенного в футуристическом, научной фантастики на основе истории. Фильм - отчасти дань уважения, отчасти пародия на детективный жанр. Годар последовал за этим созданием « Сделано в США» (1966), иронической, нетрадиционной тайной убийства, которая слегка отсылает к классике Говарда Хокса «Большой сон».
Фрэнк Синатра - циничный бродяга, похожий на Богарта в « Тони Риме» (1967) и его продолжение « Леди в цементе» (1968), а также жесткий полицейский следователь в «Детективе» (1968). Джон Д. Макдональд написал 21 роман о Трэвисе МакГи, но был снят только один, « Темнее янтаря» (1970). Джордж Пеппард - традиционный частный детектив в PJ (1968). Кирк Дуглас - бывший полицейский, ставший частным сыщиком / телохранителем в более беззаботном фильме «Прекрасный способ умереть» (1968). Роберт Калп и Билл Косби - невезучие частные глаза в мрачном и жестоком фильме « Хикки и Боггс» (1972). Берт Рейнольдс играет насмешливого Шамуса (1973), а Берт Ланкастер - полицейского на пенсии, ставшего сыщиком в фильме «Человек полуночи» (1974). Два лучших примера - звезда Джин Хэкман в «Разговоре» (1974) и « Ночные движения» (1975).
Индустрия фильмов категории «B» в жанре « блэксплуатация» приняла стандартный формат частного детектива для нескольких загадочных боевиков, таких как « Человек-беда» (1972), « Черный глаз» (1974), « Шиба, Бэби» (1975) с Пэм Грайер в главной роли и « Вельвет Гладкий» (1976).
«Кирпич» (2005), сценарий и режиссер Райан Джонсон, - это уникальная дань уважения, граничащая с пародией, которая переносит лаконичный, наполненный жаргоном диалог Раймонда Чендлера в современную калифорнийскую среднюю школу, где подросток-сыщик расследует убийство, связанное с наркотиками. звенеть.
Примечательные полицейские детективные драмы того периода включают французский фильм Убийства в спящей машине (1965), В разгар ночи (обладатель пяти премий Оскар, включая лучший фильм 1967 года), Буллит, Мэдиган (оба 1968), Клют (1971).), Electra Glide in Blue (1973) и два не-загадочных: Dirty Harry и The French Connection (оба 1971). Parallax View (1974) - первая загадка убийства, построенная вокруг политических убийств и заговоров на высоком уровне в Америке.
Использование амнезии в качестве основного сюжета в загадках началось в 1936 году с фильма « Два в темноте» (переделанный как « Два часа мужества», 1945), за которым последовал « Перекресток» (1942) с Уильямом Пауэллом, « Доктор криминалистов» (1943), «Сила свистуна». (1945) и Где-то в ночи (1946).
В 1960-х годах истории об амнезии возродились в жанре детективных триллеров. Здесь главный герой теряет свои ранее существовавшие воспоминания после некоторой психической или физической травмы и отправляется на поиски, чтобы восстановить свою личность. В то же время он оказывается в центре загадочного заговора, включающего убийство, шпионаж или и то, и другое. Фильмы в этой категории включают « Мираж» с Грегори Пеком, «Третий день» с Джорджем Пеппардом в главной роли, британский фильм « Истерия от Hammer Films» (все из 1965 г.), « Мистер Баддвинг» (1966 г.) с Джеймсом Гарнером и « Пила» (1968 г.), римейк « Миража».
Одновременно с этим история о герое-амнезии стала часто используемым телевизионным клише (см. TV Tropes ). Было два сериала, вестерн «Человек по имени Шенандоа» (1965–1966) и современная драма « Синий Коронет» (снятый в 1965 году, трансляция в 1967 году), оба о человеке без воспоминаний. В многочисленных криминальных драмах, приключенческих шоу и комедиях были представлены эпизоды, в которых у главного героя временная амнезия. К ним относятся Семейка Аддамс, Манстеры (оба 1965), Человек из ДЯДЯ (1966), Стань умнее (1967), Дикий Дикий Запад, Большая долина, Звездный путь (все из 1968), Он берет вора (1969).), The Mod Squad (1971), Hawaii Five-O (1972), Gunsmoke (1973) и Charlie's Angels (1978). К концу 1970-х это теперь уже изношенное сюжетное устройство снова стало бездействующим, пока оно не всплыло в потоке детективных триллеров в 1990-х (см. Раздел « Психологический триллер » ниже).
В Италии популярным и влиятельным жанром к началу 1970-х стал новый тип противоречивого триллера на основе ужасов, названный фильмом Джалло (начавшийся в 1960-х годах). В этих фильмах, часто содержащих элементы готического ужаса, обычно участвуют обычные люди, вынужденные раскрыть серию странных убийств. (Полицейские процедуры обычно относятся к родственному жанру Krimi, немецкому циклу, вдохновленному романами Эдгара Уоллеса ). Истории, как правило, сосредоточены вокруг серии ужасных убийств с шокирующей кровью в стиле великих гиньолов, иногда смешанной с садистским эротизмом (жертвами часто становятся красивые женщины). Злодеи, как правило, таинственные серийные убийцы- психопаты (часто в масках или маскировке), за которыми в конечном итоге выслеживает полиция и / или обычный человек, ставший сыщиком. Первый важный фильм в этом жанре - « Кровь и черные кружева» (1964) режиссера Марио Бавы.
Некоторые примеры, которые следуют стандартному формату тайны убийства, включают Пять кукол для августовской луны (1970) Марио Бава, три режиссера Дарио Ардженто : Кот девятихвостого, Четыре мухи на сером бархате (оба 1971) и Deep Red ( 1975), а также «Ящерица в женской шкуре» (1971), «Странный порок миссис Уорд» (1971), « Черный живот тарантула» (1971), « Кто видел ее смерть?». (1972), Что вы сделали с Соланж? (1972), Casa d'appuntamento (также известный как The French Sex Murders, 1972) и The Red Queen Kills Seven Times (1972).
Стиль Джалло оказал стойкое влияние на фильмы ужасов в целом, а также на поджанровые слэшеры и сплэттер-фильмы, которые вскоре последуют. Ранние примеры этого влияния можно увидеть в «Британском цирке страха» (1966), основанном на романе Эдгара Уоллеса « Берсерк!». (1967), а также американские детективные триллеры « Ни в коем случае не относиться к даме» (1968), « Клют» (1971), « Красотки - все подряд» (1971), основанные на итальянском романе « Глаза Лауры Марс» (1978), и Безумие Хичкока (1972).
Один детективный фильм выделяется в отдельной категории. Провокационный « Взрыв» Микеланджело Антониони (1966) - это уникальная анти-детективная книга, символизирующая бесцельный гедонизм 1960-х годов. Качается Лондон фотограф раскрывает ключи к убийству, но решение преступление оказывается несоответствующим в обществе, где никто действительно заботится. Это резко контрастирует с финалом «Мальтийского сокола», где Сэм Спейд раскрывает убийство своего напарника Майлза Арчера. Он приносит в жертву женщину, в которую влюбился, не потому, что ему нравился Арчер (а он не был), а потому, что это было правильным поступком.
В 1981 году Брайан Де Пальма переделал это как « Взрыв», превратив его в более традиционный политический триллер. В аудиокомментарии на DVD к фильму «Разговор» режиссер Фрэнсис Форд Коппола рассказал, что « Блоууп» был главным источником вдохновения для этого фильма.
Electra Glide in Blue (1973) - еще один редкий пример загадочного убийства, используемого в качестве средства для рассказа о более серьезных проблемах. В данном случае разочарование и смерть мечты и идеализма в мире, полном аморальности.
С середины 1970-х было снято лишь несколько фильмов с участием частных детективов. К ним относятся « Я», «Жюри», « Сердце ангела», « Голливудский Гарри», «Два Джейка», « Дьявол в синем платье», « Чистая удача», « Под подозрением», « Сумерки с Полом Ньюманом» и « Исчезнувший ребенок» Бена Аффлека.
Оригинальные рассказы Рэймонда Чендлера о Филипе Марлоу 30-х годов (которые он позже расширил в романы) были адаптированы кабельной сетью HBO в одиннадцать одночасовых эпизодов для кабельного телевидения. В сериале « Филип Марлоу: частный сыщик» (1983–1986) Пауэрс Бут играл в главной роли жестокого детектива.
Фильмы с участием женщин-детективов не очень успешны. Кэтлин Тернер в роли частного сыщика В.И. Варшавски (1991) должна была стать началом новой франшизы, основанной на серии книг Сары Парецки, но фильм потерпел неудачу в прокате. Планы превратить романы « Медовый Уэст» в фильм находились в разработке и прекращении разработки уже более десяти лет, а фильма на горизонте не было.
С 1980 года вышло десять фильмов по неизменно популярным романам Агаты Кристи. Два с эксцентричным сыщиком Эркюлем Пуаро, « Зло под солнцем» (1982), « Встреча со смертью» (1988) и один с мисс Марпл «Зеркало треснуло» (1980). Сама Кристи стала героем детективного фильма в фильме 1979 года « Агата» с Ванессой Редгрейв в главной роли. Фильм был выдумкой о ее знаменитом 11-дневном исчезновении в 1926 году.
Сложные загадки убийства, связанные с военными, начались с Crossfire (1947). Более свежие примеры включают «История солдата» (1984), « Нет выхода» (1987), Президио (1988), Несколько хороших парней (1992), Мужество под огнем (1996), Дочь генерала (1999) и Базовый (2003).).
Полиция процедурный фильм, часто с сюрпризом твист окончание, также остается жизненно формат с Cruising (1980), парк Горького (1983), по канату (1984), The Dead Pool (1988), штат Миссисипи сжигания (1988), Смертельные мысли (1991), Восходящее солнце (1993), Поразительное расстояние (1993), Обычные подозреваемые (1995), Одинокая звезда (1996), Под подозрением (2000), Работа с кровью (2002), Таинственная река (2003), Охотники за разумом (2004).), В долине Эла (2007 г.) и Праведное убийство (2008 г.).
Политический триллер с участием убийства, сокрытия и заговорами высокого уровня представлен такими фильмами как Джон Ф. Кеннеди (1991), убийство в 1600 (1997), Враг государства (1998 г.), государство Play (2009), и Мадрас Кафе (2013).
В 1990-х и начале 2000-х годов многие фильмы ужасов и триллеры начали смешивать тайну и неизвестность в историях, сосредоточенных вокруг умных, социопатических серийных убийц или различных таинственных сверхъестественных явлений. В Ганнибала Лектер романы Томаса Харрис вдохновил четыре фильма, Manhunter (1986), Академия наград Молчания ягнят (1991), Ганнибал (2001) и Red Dragon (2002).
Другие фильмы, в которых встречается эта смесь, включают « Когда ветки ломаются» (1994), « Семь» (1995), « Поцелуй девочек» (1997), адаптированные из романа Джеймса Паттерсона, «Собиратель костей» (1999), Милосердие (2000), «А вот и пришел». Паук (2001), также авторы Паттерсон, Бессонница (2002) и Принимая жизни (2004).
Фильм « Зодиак» 2007 года повествует о настоящей охоте на серийного убийцу в районе Сан-Франциско в конце 1960-х - начале 1970-х годов. Современные серийные убийства из реальной жизни были изображены в «Алфавитном убийце», Эде Гейне, Гейси, Теде Банди и Дамере. Французский исторический фильм « Братство волка» (2001) исследует серию убийств, произошедших во Франции в 18 веке.
Во многих современных детективных фильмах повседневные персонажи (например, отцы, матери, подростки, деловые люди и т. Д.) Втянуты в опасный конфликт или загадочную ситуацию судьба или собственное любопытство. Общие элементы в этих историях включают поиск пропавшего без вести человека (друга или члена семьи), как в Flightplan (2005) с Джоди Фостер, в окружении отвлекающих маневров, шпионажа, криминальных или политических заговоров, а также друзей / родственников с тайным прошлым. или двойная жизнь.
Такие фильмы включают тайны ужасов Крик и его продолжения (1996-2011), в Пила франшизы (2004-2010), детский дом (2006), что лежит под (2000), Cry Wolf (2005), Devil (2010), Кольцо (2002) и детективные триллеры « Тайное окно» (2004), Машинист (2004), Забытые (2005), Число 23 (2006) и Личность (2003).
Ретроградная амнезия участок также всплыли в новой волне тайн, где обнаруживая истинную личность главного героя и / или форму истории ядра истории. Основные примеры: «Утро после» (1986), Раскол (1991), Долгий поцелуй спокойной ночи (1996), « Память» (2000), серия фильмов о Борне (2002–2012) и « Остров проклятых» (2010). В очень стилизованном фильме Кеннета Брана « Снова мертвый» (1991) отдается дань уважения Хичкоку и Орсону Уэллсу в сложной истории амнезии, гипноза и реинкарнации. Есть также фантастические триллеры, такие как Total Recall (1990), переделанный в 2012 году, и Paycheck (2003), в которых рассказывается о потере памяти, вызванной технологиями.
Исторические детективные истории о полиции Лос-Анджелеса, действие которых происходит в 1940-х и 1950-х годах, возвращаются - с более жесткой гранью и случайными параллелями с современными проблемами - в Малхолланд-Фоллс (1996) и LA Confidential (1997), которые были номинированы на девять премий Оскар и выиграли две. И « Истинные признания» (1981), и « Черный георгин» Де Пальмы (2006) основаны на фактическом нераскрытом деле об убийстве в Голливуде 1947 года. « Голливудленд» (2006) исследует загадочную смерть 1959 года актера Джорджа Ривза, которого изображает Бен Аффлек.
Последний незаконченный роман Рэймонда Чендлера « Пудель-Спрингс» 1958 года был завершен другим автором и снят по кабельному каналу HBO в 1998 году. Действие происходит в 1963 году. В нем играет Джеймс Каан в роли Филипа Марлоу.
Среди немногих ностальгических комедий-загадок - вдохновленная настольной игрой Clue (1985), действие которой происходит в 1954 году, и Radioland Murders (1994), воссоздающая эпоху старых радиопрограмм и воздающая должное вздорным комедиям 1930-х годов. « Темная и бурная ночь» Ларри Бламира (2009), действие которой происходит в 1930 году, подделывает клишированных персонажей и сюжетные элементы старинных загадок убийств «старого темного дома».
Дьявол в синем платье (1995), действие происходит в Лос-Анджелесе ок. 1948 год, афроамериканский частный сыщик. Фильм передает атмосферу крутых детективов прошлого, а также расовый климат того времени.
Замыкает свой круг ностальгический « Госфорд-парк» Роберта Альтмана (2001), действие которого происходит в английском особняке в 1932 году. Это оригинальная история, которая возрождает старомодный формат детективов убийств.
В 2008 году Американский институт кино составил 10 лучших детективных фильмов всех времен:
К 1970-м и 1980-м годам детективы и детективы начали появляться в других жанрах, иногда в качестве кадра для фильмов ужасов, фэнтези или научной фантастики или относящихся к более раннему, нетрадиционному периоду времени.
В фильмах-мистиках снимались известные сыщики-фантасты. Большинство этих персонажей впервые появились в сериализованных романах.