Смерть Субхаса Чандры Боса

редактировать
Теории заговора относительно смерти Субхаса Чандры Боса

Памятник Субхасу Чандре Бозу на территории Храма Рэнкодзи, Токио. Прах Бозе хранится в храме в золотой пагоде. Бозе умер 18 августа 1945 года. Его прах был доставлен в Японию в начале сентября 1945 года; после поминальной службы они были приняты храмом 18 сентября 1945 года.

смерть лидера индийских националистов Субхаса Чандра Боса произошла с Ожоги третьей степени 18 августа 1945 года после того, как его перегруженный японский самолет разбился в японском Тайване. Однако многие из его сторонников, особенно в Бенгалии, отказались в то время и с тех пор отказываются верить ни в факт, ни в обстоятельства его смерти. Теории заговора появились в течение нескольких часов после его смерти и сохраняются с тех пор, поддерживая различные боевые мифы о Бозе.

Содержание
  • 1 Смерть
    • 1.1 Последние месяцы с Индийской национальной армией
    • 1.2 Последние дни и путешествия
    • 1.3 Смерть в авиакатастрофе
  • 2 Легенды о выживании Бозе
    • 2.1 Непосредственные послевоенные легенды
    • 2.2 Непреходящие легенды
    • 2.3 Перспективы долговечности легенд
  • 3 Запросы
    • 3.1 Фиггес Отчет 1946
    • 3.2 Комитет Шах Наваза 1956
    • 3.3 Комиссия Хосла 1970
    • 3.4 Комиссия Мукерджи 2005
    • 3.5 Отчет правительства Японии 1956 г., рассекреченный сентябрь 2016 г.
  • 4 Ссылки
    • 4.1 Пояснительные примечания
    • 4.2 Цитаты
    • 4.3 Цитаты
    • 4.4 Источники
    • 4.5 Дополнительная литература
Смерть

Последние месяцы с Индийской национальной армией

Карта Центральной Бирмы, показывающая маршрут, пройденный Субхасом Чандрой Бозом и его группа Индийской национальной армии (INA) численностью 500 человек от Рангуна до Моулмейна. Группа путешествовала в японском военном конвое, пока не достигла реки Ситтанг. Перейдя реку, они прошли оставшиеся 80 миль. В Моулмайне Боз, его группа и еще одна группа INA из 500 человек сели на японские поезда на Железной дороге смерти (которая была построена ранее британскими, австралийскими и голландскими военнопленными), чтобы прибыть в Бангкок в первую неделю мая 1945 года.

В последнюю неделю апреля 1945 года Субхас Чандра Бос вместе со своими старшими офицерами Индийской национальной армии (INA), несколько сотен рядовых солдат INA, и почти сотня женщин из Рани ИНА из полка Джханси покинула Рангун по дороге в Моулмейн в Бирме. Сопровождаемый генерал-лейтенантом Сабуро Исода, главой организации связи между Японией и ИНА Хикари Кикан, их японский военный конвой смог достичь правого берега реки Ситтанг, хотя и медленно. (См. Карту 1.) Однако очень немногие машины смогли пересечь реку из-за американских обстрелов. Боз и его группа прошли оставшиеся 80 миль (130 км) до Моулмейна за следующую неделю. В то Моулмайн был конечной точкой Железной дороги смерти, построенной ранее британскими, австралийскими и голландскими военнопленными, соединяющей Бирму с Сиамом (ныне Таиланд). В Моулмейне к группе Боса также присоединились 500 человек из X-полка, первого партизанского полка INA, прибывшего из другого места в Нижней Бирме.

полтора года назад, 16000 мужчин INA и 100 женщин. проник в Бирму из Малайи. Теперь менее одной десятой этого числа покинули страну и прибыль в Бангкок в течение первой недели мая. Остальные девять десятых погибли в бою, умерли от недоедания или ранений после сражений при Имфале и Кохиме. Другие были захвачены англичанами, сдались или просто исчезли. Бозе пробыл в Бангкоке месяц, где вскоре после своего прибытия он услышал известие о капитуляции Германии 8 мая. Бозе провел следующие два месяца с июня по июль 1945 года в Сингапуре, и в обоих местах пытался собрать средства для размещения его солдат или их реабилитации, если они захотят вернуться к гражданской жизни, что и сделали большинство женщин. В своих ночных радиопередачах, ведя переговоры с британскими администраторами, посланниками и лидерами мусульманской лиги, был освобожден из тюрьмы Ганди, который был освобожден из тюрьмы в 1944 году. Некоторые старшие офицеры INA начали чувствовать разочарование или разочарование в Бозе и спокойно готовились к прибытию британцев и его последствиям.

В течение первых двух недель августа 1945 года события начали быстро разворачиваться. «Из-за угроз англичан вторгнуться в Малайю и ежедневных американских бомбардировок» Все более рискованным с каждым днем. Его начальник штаба Дж. Р. Бхонсле ему подготовиться к отъезду из Сингапура. 3 августа 1945 года Бозе получил телеграмму от генерала Ислама, в котором он советовал ему срочно эвакуироваться в Сайгон в контролируемом японцами Французский Индокитай (ныне Вьетнам). 10 августа Бозе узнал, что Советский Союз вступил в войну и вторгся в Маньчжурию. В то же время он услышал об атомных бомбардировках Хиросимы и Нагасаки. Наконец, 16 августа, узнав о безоговорочной капитуляции Японии, Бозе решил отправиться в Сайгон вместе с горсткой своих помощников.

Последние дни и путешествия

Последние полеты Субхас Чандры на самолете Bose. Пути выполненных полетов показаны синим цветом. 16 августа 1945 года он уехал из Сингапура в Бангкок, Сиам (ныне Таиланд). Либо 16-го числа, либо 17-го утра он вылетел из Бангкока в Сайгон, ныне Хошимин. Днем 17 августа он вылетел из Сайгона в Туран, Французский Индокитай, ныне Дананг, Вьетнам. На следующий день рано утром в 5 часов утра он покинул Туран и направился в Тайхоку, Формоза, ныне Тайбэй, Тайвань. В 14:30 18 августа он вылетел в Дайрен, Маньчжоу-Го, ныне Далянь, Китай, но его самолет разбился вскоре после взлета, и Бозе скончался через несколько часов в японский военный госпиталь. Самолет вылетел из Бозе в Дайрене.

До сих пор объединены достоверные исторические повествования о последних днях Бозе. Однако они расходятся на короткое время в период с 16 августа, когда Бозе получил известие о капитуляции Японии в Сингапуре, и вскоре после полудня 17 августа, когда Бозе и его группа прибыли в аэропорт Сайгона из города Сайгон, чтобы сесть на самолет. (См. Карту 2.)

По одной из версий, Боз вылетел из Сингапура в Сайгон, сделав краткую остановку в Бангкоке 16-го числа. Вскоре после прибытия в Сайгон он посетил фельдмаршала Хисаити Тераучи, главу японских войск в Юго-Восточной Азии, и попросил его организовать полет в Советский Союз. Хотя до дня ранее Советский Союз был воюющим против Японии, он также рассматривал, по крайней мере, как все более антибританский, следовательно, возможный плацдарм для его будущих операций противанского владычества.. Тераучи, в свою очередь, телеграфировал в Императорский генеральный штаб (IGHQ) Японии в Токио за разрешение, которое было быстро отклонено. По словам историка Джойс Чапман Лебра, IGHQ посчитал, что «было бы несправедливо со стороны Бозе списать Японию и уйти в Советский Союз после получения такой большой помощи от Японии. Тераучи добавил в разговоре с Бозе. что было бы неразумным с его стороны пойти на шаг, против которого выступили японцы ». Однако в частном порядке Тераучи все еще испытывал симпатию к Бозе - той, которая сформировалась за время их двухлетнего сотрудничества. Каким-то образом ему удалось организовать место для Бозе на рейсе, вылетающем из Сайгона утром 17 августа 1945 года в Токио, но с остановкой в ​​пути в Дайрен, Маньчжурия, которая все еще была японской. оккупирован, но к которой быстро приближается советская армия - где Боз должен высадиться и ждать своей участи от руки Советов.

По другой версии, Бозе покинул Сингапур со своей группой 16-го числа. и остановился по пути в Бангкоке, удивив там начальника INA Дж. Р. Бхонсле, который быстро устроил ночлег Бозе. Однако слух о прибытии распространился, и вскоре в отеле появились местные члены Лиги независимости Индии (IIL), INA и тайское индийское деловое сообщество. По словам историка Питера Уорда Фея, Боз «просидел половину ночи, ожидая суда, - а утром вылетел в Сайгон, на этом раз в сопровождении генерала Исоды...» Прибытие в Сайгон поздно утром. у него было мало времени, чтобы посетить фельдмаршала Тераучи, который находился в Далате в Центральном нагорье Французского Индокитая, в часе езды на самолете. Следовательно, сам Исода, не посоветовавшись с начальством, предоставил Бозе место на рейсе, вылетающем около полудня.

В третьей более схематичной версии Бозе покинул Сингапур 17-го числа. По словам историка Кристофера Бейли и Тима Харпера, «17 августа он издал окончательный приказ дня, распустив INA словами:« Дороги в Дели много, и Дели все еще остается нашей целью ». Затем он вылетел в Китай через французский Индокитай. Если все остальное не помогло, он хотел стать пленником Советов: «Они единственные, кто будет сопротивляться британцам. Моя судьба с ними ».

Mitsubishi Ki-21 двухмоторный тяжелый бомбардировщик (Союзники кодовое имя Салли ), на Субхас Чандра Боз и Хабибур Рахман высаживаются в аэропорту Сайгона около 14: 00 17 августа. 1945.

Около полудня 17 августа нити снова соединяются. В аэропорту Сайгона Бозе и его отряд ждал тяжелый бомбардировщик Mitsubishi Ki-21 типа под кодовым названием Салли союзниками. Помимо Боса, в группу INA входили полковник Хабибур Рахман, его секретарь; С. А. Айер, член его кабинета; Майор Абид Хасан, его старый соратник, совершивший опасное путешествие на подводной лодке из Германии на Суматру в 1943 году; и три других. К своему ужасу, по прибытии они узнали, что здесь есть место только для одного пассажира ИНА. Боз пожаловался, и осажденный генерал Исода уступил и поспешно устроил второе место. Боз выбрал Хабибура Рахмана, чтобы сопровождать его. Было понятно, что другие члены отряда INA последуют за ним на более поздних рейсах. В аэропорту Сайгона была дальнейшая задержка. По словам историка Джойса Чапмана Лебры, «сокровище, подаренное местными индейцами, было преподнесено Бозу, когда он собирался сесть в самолет. Два тяжелых сейфа добавили лишний вес к полной загрузке самолета ». Где-то между полуднем и 14:00 двухмоторный взлетел с 12 или 13 людьми на борту: экипажем из трех или четырех человек, группой офицеров японской армии и ВВС, включая генерал-лейтенанта Цунамаса Шидеи, заместитель начальника штаба японской Квантунской армии, которая, хотя и быстро отступала в Маньчжурии, все же удерживала Маньчжурский полуостров, а также Бозе и Рахман. Бозе сидел немного позади левого крыла; бомбардировщик, при нормальных обстоятельствах, нес экипаж из пяти человек.

То, что эти полеты были возможны через несколько дней после капитуляции Японии, было результатом отсутствия ясности в том, что произошло. Хотя Япония безоговорочно капитулировала, когда император Хирохито сделал заявление по радио, он использовал формальный японский язык, не совсем понятный для обычных людей, и вместо слова «капитуляция» (по-японски) использовал только «соблюдение условий Потсдамской декларации. "Следовательно, многие люди, особенно на оккупированных японцами территориях, не были уверены, что они были введены японскими военно-воздушными силами в течение нескольких дней продолжения полета. Японцы и Бозе умалчивали о назначении бомбардировщика, оставшиеся в" Сайгоне сотрудники Бозе считали, что самолет направлялся в Дайрен на Маньчжурский полуостров, который, как указано выше, все еще находился под контролем Японии, что говорило о важности контактов с коммунистами, как русскими, так и китайскими. в своем кабинете Ананда Мохана Сахая приехать в Токио с защитным контактом с советским послом Якобом Маликом., посоветовавшись с министром иностранных дел Японии Мамору Сигэмицу, Сахай отказался В мае 1945 года Сахай снова написал Сигэмицу с просьбой связаться с советскими властями от имени Бозе; да непрерывно расспрашивал генерала Исоду о готовности японской армии в Маньчжурии. После войны японцы подтвердили британским следователям, и индийской комиссией по расследованию, что этот самолет действительно направлялся в Дайрен, и что его попутчик, генерал Шидеа из Квантунской армии, должен был высадиться вместе с Бозе в Дайрене. Бозе на контролируемой Советским Союзом территории в Маньчжурии.

Самолет летел на север. К тому времени, как он был около северного побережья французского Индокитая, темнота начала сгущаться, и пилот решил сделать внеплановую остановку в Туране (ныне Дананг, Вьетнам). Пассажиры остались ночевать в отеле, а экипаж, отключенный перегрузкой самолета, сбросил около 500 фунтов оборудования и багажа, а также заправил самолет. Перед рассветом следующего утра группа снова вылетела, на этот раз на восток в Тайхоку, Формоза (ныне Тайбэй, Тайвань), где была запланированная остановка, и прибыла туда около полудня 18. Август 1945 года. Во время двухчасовой остановки в Тайхоку самолет снова дозаправили, а пассажиры пообедали. Главный пилот, наземный инженер и майор Коно, похоже, беспокоились о левом двигателе, и когда все пассажиры на борту судна оказались испытан путем многократного увеличения и уменьшения скорости. Опасения развеялись, наконец, взлетел, по разным сведениям, уже в 14:00 и уже в 14:30 под наблюдением наземных инженеров.

Смерть в авиакатастрофе

Вырезка с японского газета, опубликованная 23 августа 1945 года, в которой сообщалось о смерти Боса и генерала Цунамаса Шидеи из японской Квантунской армии в оккупированной японцами Маньчжурии.

Как раз в тот момент, когда бомбардировщик покидал территорию На стандартном пути, пройденный самолет при взлете, пассажиры внутри слышали громкий звук, похожий на рев двигателя. Механики аэропорта увидели, как что-то выпало из самолета. Это был левый двигатель или его часть и пропеллер. Самолет части качнулся вправо и резко упал, разбился, развалился на две и загорелся. Внутри были мгновенно убиты главный пилот, второй пилот и генерал Шидеа. Рахман был ошеломлен и ненадолго потерял сознание, а Боз, хотя и находился в сознании и не был смертельно ранен, был пропитан бензином. Когда Рахман пришел в себя, он и Боз попытались выйти через заднюю дверь, но обнаружились, что она заблокирована багажом. Затем они решили пробежать сквозь пламя и уйти с фронта. Наземный персонал, один из которых превратился в человеческий факел, увидел, что к ним, пошатываясь, направились два человека. Человек-факел оказался Бозе, чья пропитанная бензином одежда мгновенно воспламенилась. Рахману и нескольким другим удалось потушить пламя, но они также заметили, что лицо и голова Бозе сильно обгорели. По словам Джойс Чапман Лебра, «грузовик, служивший машиной скорой помощи, доставил Боса и других пассажиров в военный госпиталь Наньмон к югу от Тайхоку». Сотрудники аэропорта позвонили доктору Танеёси Йошими, главному хирургу больницы, около 15:00. Когда они добрались до больницы, и еще некоторое время после этого, Бозе был в сознании и в основном рассудителен. Боз был обнажен, если не считать обернутого вокруг него одеяла, доктор Йошими сразу же увидел следы ожогов третьей степени на многих частях тела, особенно на груди, очень сомневаясь, что он выживет. Доктор Йошими сразу начал лечить Бозе, и ему помогала доктор Цурута. По словам историка Леонарда А. Гордона, который позже опросил весь персонал больницы:

дезинфицирующее средство Ривамол было нанесено на большую часть его тела, а нанесена белая мазь. и он был перевязан по большей части своего тела. Доктор Йошими сделал Бозе четыре инъекции Вита Камфора и две инъекции Дигитамина для лечения его ослабленного сердца. Они выдавались каждые 30 минут. Его тело быстро потеряло жидкость после ожога, внутривенно ввели раствор Рингера. Третий врач, доктор Исии, сделал ему переливание крови. Санитар, Кадзуо Мицуи, рядовой, находился в палате, и ему помогали несколько медсестер. У Бозе все еще была ясная голова, что доктор Йошими считал замечательным для человека с такими тяжелыми травмами.

Вскоре, несмотря на лечение, Бозе впал в кому. Он умер через несколько часов, между 9 и 22 часами вечера.

Тело Бозе было кремировано в главном крематории Тайхоку два дня спустя, 20 августа 1945 года. 23 августа 1945 года японское информационное агентство Domei объявило о Бозе и Шидеа. 7 сентября японский офицер лейтенант Тацуо Хаясида перевез прах Бозе в Токио, и следующее утро они были переданы президенту Токийской лиги независимости Индии Раме Мурти. 14 сентября в Токио прошла поминальная служба по Бозе, а через несколько дней прах был передан священнику храма Рэнкодзи из буддизма Нитирэн в Токио. С тех пор они остаются там.

Среди персонала INA было широко распространено недоверие, шок и травмы. Больше всего пострадали молодые тамильские индейцы из Малайи и Сингапура, мужчины и женщины, составлявшие основную часть гражданского населения, вступившего в ряды INA. Профессиональные солдаты INA, большинство из которых были пенджабцами, столкнулись с неопределенным будущим, и многие фаталистически ожидали репрессий со стороны британцев. В Индии официальная линия Индийского национального конгресса была кратко выражена в письме Мохандас Карамчанд Ганди, написанном Раджкумари Амриту Кауру. Сказал Ганди: «Субхас Бос умер хорошо. Он, несомненно, был патриотом, хотя и заблуждался». Многие конгрессмены не простили Бозе ссору с Ганди и сотрудничество с тем, что они считали японским фашизмом. Индийские солдаты в британской индийской армии, около двух с половиной миллионов из которых воевали во время Второй мировой войны, были в противоречии по поводу INA. Некоторые считали INA предателями и хотели их наказания; другие сочувствовали другим. британский правитель, хотя никогда серьезно не угрожал INA, должен был судить 300 офицеров INA за государственную измену в процессах INA, но в конечном итоге отступил перед лицом своей собственной цели.

Легенды выживания Бозе

Непосредственные послевоенные легенды

Подвиги Субхаса Чандры Боса стали легендарными задолго до его физической смерти в августе 1945 года. С того времени, как он сбежал из дома После ареста в Калькутте в 1940 году в Индии распространились слухи о том, жив он или нет, а если последнее, то где он находится и что делает. Его появление в далекой Германии в 1941 году создало ощущение таинственности в его деятельности. В связи с тем, что лидеры Конгресса находятся в тюрьме после принятия Резолюции о выходе из Индии в августе 1942 года, а индийская общественность жаждет политических новостей, радиопередачи Бозе из Берлина обрисовывают радикальные планы освобождения Индии в то время, когда звезда Германии продолжал расти, а британский был на самом низком уровне, что сделало его объектом лести среди многих в Индии и Юго-Восточной Азии. По словам историка Ромена Хейса, за два года, проведенных в Германии, «если Бозе постепенно завоевал уважение в Берлине, то в Токио он заслужил пылкое восхищение и во многом считался« индийским самураем ». Таким образом, когда Бозе появился в Юго-Восточной Азии в июле 1943 года, загадочным образом доставленный на немецкие и японские подводные лодки, он уже был фигурой мифического размера и досягаемости.

После смерти Бозе другие его лейтенанты, которые должны были сопровождали его в Маньчжурию, но остались в Сайгоне,ни разу не видели тела. Не было ни фотографий раненого, ни умершего Бозе, ни свидетельства о смерти. По словам историка Леонарда А. Гордона,

война заканчивалась; все было хаотично в Восточной Азии, и не было официальных выпущенных правительствами Индии или Великобритании. Эти правительства ничего не сделали, чтобы предотвратить путаницу. Даже члены Временного правительства Индии в 1946 году болтали по этому поводу. Бозе пропадал несколько раз ранее в своей жизни; поэтому в 1945 году снова пошли слухи, и вырос мощный миф.

По этим двум причинам, когда стало известно о смерти, многие в INA отказались верить в это и смогли передать свое недоверие широкой публике. Источником широко распространенного скептицизма в INA мог быть старший офицер Бозе Дж. Р. Бхонсл. Бхонсле, в отличие от некоторых старших офицеров, держался в неведении относительно последних планов Бозе отчасти потому, что он также стал агентом британцев. Когда японская представитель, в состав которого входит входил генерал Исода, посетила Бхонсле 19 августа 1945 года, чтобы сообщить новости и выразить соболезнования, он ответил, сказав Исоде, что Бозе не умер, а его исчезновение было скрыто. Даже Мохандас Ганди сразу же, что он скептически сказал к авиакатастрофе, но передумал после встречи с выжившим индейцем Хабибуром Рахманом. Как и в 1940 году, вскоре, в 1945 году, ходили слухи о том, что случилось с Бозе, был ли он в контролируемой Советским Союзом Маньчжурии, в плену Советской армии, или же он скрывался при помощи Советской армии. Лакшми Сваминатан из женского пола Рани из полка Джханси ИНА, позже Лакшми Сахгал, весной 1946 года сказала, что, по ее мнению, Бозе находится в Китае. Многие слухи говорили о Бозе, готовящемся к своему последнему маршу на Дели. Это было время, когда люди стали замечать Бозе. Один исследователь утверждал, что «он встретил Бозе в купе третьего класса Бомбейского экспресса в четверг».

Вечные легенды

В 1950-х годах появились истории, в которых Бозе стал садху или индусом отречением. Самая известная и самая запутанная из сказок об самоотречении Субхаса Боса, которую, по словам историка Леонарда А. Гордона, «правильно назвать мифом», была рассказана в начале 1960-х годов. Некоторые сподвижники Боса за два десятилетия до этого сформировали организацию «Субхасбади Джаната», чтобы продвигать эту историю, в которой был основной садху ашрама (или отшельника) в Шаулмари (также Шоулмари) в Северной Бенгалии. Джаната распространила опубликованные материалы, в том числе несколько газет и журналов. Некоторые из них были долгоживущими, а некоторые - короткими, но все, по своему количеству, пытались создать иллюзию того, что история заслуживает внимания. Сам главный садху категорически отрицал, что он Бозе. Несколько приближенных к Бозе, включая некоторых политиков, которые встречались с садху, поддержали опровержения. Тем не менее, Субхасбади Джаната смог создать детальную хронологию послевоенной Боса.

Согласно этой хронологии, после своего возвращения в Индию, Бозе вернулся к цели своей юности: он стал индуистом. отречение. Он присутствовал на кремации невидимого Ганди в Дели в начале февраля 1948 года; несколько раз прошел по Индии и вокруг нее; стал йогом в храме Шивы в Барейли на севере центральной Индии с 1956 по 1959 год; стал практиком фитотерапии и вылечил несколько человек, в том числе туберкулез; и основал Шаулмари Ашрам в 1959 году, взяв религиозное название Шримат Сараданандаджи. Более того, Бозе был занят тапасьей, или медитацией, чтобы освободить мир, его цели были расширены после того, как его первая цель - освобождение Индии - была достигнута. Однако его попытка сделать это и обрести свою истинную личность пресекалась политическими партиями, газетами, индийским правительством и даже иностранными правительствами.

Появились и другие истории, сплетенные Джанатой и другими.. Бозе все еще находился в Советском Союзе или Китайской Народной Установ ; присутствовал на кремации индийского премьер-министр Джавахарлала Неру в 1964 году, но на этот раз не позаботился о том, чтобы газета, издаваемая джанатой, не фотографировала его; и уведомил джанату о своем возвращении в Калькутту, для чего было организовано несколько широко разрекламированных митингов. Бозе не появился. Джаната в конце концов распалась, ее репутация была испорчена последовательными неявками главного героя. Настоящий садху Шаулмари, который продолжал отрицать, что он был Бозе, умер в 1977 году. Также утверждено, что Никита Хрущев якобы сказал переводчику во время своего визита в Дели, что Бозе можно предъявить в течение 45 дней, если Неру желает.

Другие истории или мистификации, проясненные с помощью заговоров и сопровождаемых фальшивыми фотографиями, о стареющем Бозе, находящемся в Советском Союзе или Китае, имели популярность и в начале 80-х. Бозе был замечен на фотографии, сделанной в Пекине, он необъяснимым образом шествовал с Китайской Красной Армией. Сообщалось, что Боз находился в советском ГУЛАГе. Сообщалось, что советское руководство шантажировало Неру, а затем Индиру Ганди угрозой освободить Бозе. Член парламента Индии Самар Гуха в 1979 году опубликовал то, что, как он утверждал, было современной фотографией Боса. Оказалось, что это было подделано, включая половину Боса и половину его старшего брата Сарат Чандра Босе. Гуха также обвинил Неру в том, что он знал о тюремном заключении в Советском Союзе еще в 1950-х годах, и Гуха отказался от этого обвинения после того, как ему подали в суд.

В течение оставшейся части века и в последующие годы легенды об отречении продолжались. появиться. Наиболее примечательно то, что судья в отставке, который был назначен правительством Индии в 1999 году для проведения расследования смерти Бозе, публично уведомил другой санньяси или отреченного, «Гумнами Баба», также известными своими религиозными взглядами. имя, «Бхагванджи», который, как говорят, жил в городе Файзабад в индийском штате Уттар-Прадеш. По словам историка Сугата Бозе,

В октябре 2002 года он (судья) разослал письма членам семьи Бозе с просьбой сдать один миллилитр крови для анализа ДНК «некоего Гумнами Бабы», который лица, «утверждавшие, что это был никто» иной, как Нетаджи Субхас Чандра Бос. Свидетельства, естественно, не подтвердили эту причудливую теорию.

Ранее, в 1977 году, подводя итог сохранившимся легендам Бозе, историк Джойс Чапман Лебра записано,

Сохранились рассказы о том, что Нетаджи стал санньяси (святым человеком) и был замечен в холме Нага в стране Ассам ; что он был членом монгольской торговли Делегация в Пекине ; что он живет в России; что он состоит в китайской армии... Были созданы новые фотографии, что Нетаджи все еще жив. Семья Бозе иногда объявляется, что он скрывается и вернется в Индию, когда придет время. В феврале 1966 года Сурешандра Боз объявил в прессе, что его брат вернется в марте. Однако до настоящего времени Бозе не появился снова, чтобы опровергнуть доказательства того, что он погиб в авиакатастрофе на Тайване. Но миф продолжает жить.

Взгляд на живучесть легенду

По словам историков Кристофера Бейли и Тима Харпера:

Легенда о выживании «Нетаджи» Бозе помогла объединить побежденную ИНА. В провинции Бенгалии это стало подтверждением первостепенной важности провинции Бенгении родины. Это поддержало моральный дух многих людей в Юго-Восточной Азии, которые выразили о возвращении британской власти, или чувствовали себя отчужденными от политической власти Индии, наконец, достигнутого Ганди и Неру.

На фоне всего этого Джойс Чепмен Лебра в 2008 году написала:

Японцы всегда хотели вернуть прах в Бенгалию, поскольку они верят, что душа не успокоится, пока прах не будет доставлен домой. Однако, что перспектива получить прах Нетаджи в Бенгалии провоцирует беспорядки, как известно, однажды на ежегодном съезде 23 января в Исследовательское бюро Нетаджи в Калькутте. Вспыльчивые молодые бенгальские радикалы ворвались в конференц-зал, где Фудзивара, основатель INA, должен был выступить перед собранием и выкрикивать оскорбления в его адрес., Какая-то газета очевидно слух о том, что Фудзивара вернул прах Нетаджи.

Запросы

Отчет Фиггесса за 1946 год

Столкнулись со слухами о Бозе, которые начали распространяться через несколько дней после его смерти. Верховное командование союзников в Юго-Восточной Азии под командованием Маунтбэттена поручить полковнику (позже сэру) Джону Фиггессу, офицеру разведки, расследовать смерть Боуза. Секретный отчет Фиггесса, представленный 25 июля 1946 года, как его работа выполнялась Индийской политической разведкой (IPI), частично секретным отделением правительства Индии. Фиггесс был опрошен Леонардом А. Гордоном в 1980-х и подтвердил, что написал отчет. В 1997 году британское правительство сделало большую часть файлов IPI доступными для публичного просмотра в India Office Records Британской библиотеки. Однако отчета Фиггесса среди них не было. Ксерокопия отчета Фигесса вскоре была анонимно передана для публичного просмотра Британской библиотеке в европейской коллекции рукописей, как Eur. MSS. c 785. По словам Леонарда Гордона, хорошими кандидатами на роль донора являются сам Фиггесс, умерший в 1997 году, или, что более вероятно, другой офицер британской разведки в Индии во время войны Хью Той, автор книги (Той 1959).

Ключевым абзацем отчета Фиггесса (полковника Джона Фиггесса, Индийская политическая разведка, 25 июля 1946 г.) является:

В результате серии допросов лиц, упомянутых в следующих абзацах..Бозе скончался в военном госпитале Тайхоку (отделение Наммон) 18 августа 1945 года между 17:00 и 20:00 по местному времени. Причина смерти стала сердечной недостаточностью в результате множественных ожогов и шока. Лица, типы ниже, были допрошены в разное время, Возможность заранее подготовленного фальсификации должна быть исключена, поскольку знания субъектов считаться основанными на общем опыте должны быть исключены. У заинтересованных лиц не было возможности связаться друг с другом до допроса.

Остальные четыре страницы отчета Фиггесса содержат интервью с двумя выжившими в авиакатастрофе, лейтенантом Колс. Ноногаки и Сакаи с доктором Йошими, который лечил Бозе в больнице, и другими участниками посмертных мероприятий. В 1979 году Леонард Гордон сам взял интервью у «подполковников Ноногаки и Сакаи, а также (вдобавок выжившего в авиакатастрофе) майора Коно, доктора Йошими... японский офицер лейтенант Хаясита, который доставил прах Бозе из крематория в Тайбэе в Японию ".

Отчет Фиггесса и расследование Леонарда Гордона подтверждают четыре факта:

  • Катастрофа около аэропорта Тайхоку 18 августа 1945 года. самолета, пассажиром которого был Субхас Чандра Бос;
  • смерть Боса в тот же день в соседнем военном госпитале;
  • кремация Бозе в Тайхоку; и
  • передача праха Бозе в Токио.

Комитет Шах Наваза 1956

С целью подавления слухов о том, что случилось с Субхасом Чандрой Бозе после середины августа 1945 года, правительство В Индии в 1956 году был назначен комитет из трех человек во главе с Шахом Навазом Ханом. Хан был в то время членом парламента, а также бывшим подполковником Индийской национальной армии и самым известным обвиняемым в судебных процессах за десять лет до этого. Другими членами комитета были С. Н. Майтра, ICS, который был назначен правительством Западной Бенгалии, и Суреш Чандра Бозе, старший брат Боса. Этот комитет называется «комитетом Шаха Наваджа» или «комитетом по расследованию Нетаджи».

С апреля по июль 1956 года комитет опросил 67 свидетелей в Индии, Японии, Таиланде и Вьетнаме. В частности, комитет опросил всех выживших в авиакатастрофе, у некоторых из которых на теле были шрамы от ожогов. Комитет взял интервью у доктора Йошими, хирурга военного госпиталя Тайхоку, который лечил Бозе в его последние часы. Он также взял интервью у индийского компаньона Боса по полету, Хабиба ур Рахмана, который после раздела переехал в Пакистан и имел шрамы от ожогов после авиакатастрофы. Хотя кое-где в доказательствах были незначительные расхождения, первые два члена комитета, Хан и Майтра, пришли к выводу, что Бозе погиб в авиакатастрофе в Тайхоку 18 августа 1945 года.

Брат Боса, Суреш Чандра Бозе, однако, после подписания первоначальных заключений отказался подписать окончательный отчет. Кроме того, он написал особую записку, в которой утверждал, что другие члены и сотрудники Комитета Шаха Наваза намеренно скрыли от него некоторые важные доказательства, что Джавахарлал Неру дал указание комитету сделать вывод о смерти в результате авиакатастрофы, и что другие члены комитета вместе с главным министром Бенгалии Б. К. Рой прямо заставил его подписать выводы их окончательного отчета.

Согласно историку Леонарду А. Гордону,

из 181-страничного повторяющегося документа, составляющего отчет Суреша Боса., возникает один главный принцип работы с доказательствами: если в двух или более рассказах свидетелей есть какие-либо расхождения между ними, тогда все показания вовлеченных свидетелей дискредитируются и считаются ложными. Используя этот принцип, Бозе может... обнаружить, что аварии не было и что его брат жив. Также, похоже, есть еще одно полупредставленное предположение: Субхас Бозе не может умереть до того, как Индия добьется свободы. Следовательно, он не погиб в авиакатастрофе 18 августа 1945 года.

Комиссия Хосла 1970

В 1977 году, через два десятилетия после того, как комитет Шах Наваз сообщил о своих выводах, историк Джойс Чепмен Лебра писал о несогласной записке Суреша Чандры Боса: «Какие бы мотивы г-на Боса при выдаче своего меньшинства не сообщали, он помог сохранить до настоящего времени веру в то, что Субхас Чандра Бозе все еще жив». Фактически, в начале 1960-х годов слухи о дошедших до нас формах Субхаса Боса только увеличились.

В 1970 году правительство Индия назначила новую комиссию для расследования «исчезновения» Бозе.

Судья Хосла систематически использует свои юридические знания в этом вопросе, не только согласился с более ранними отчетами Фигесс и Комитет Шаха, систематически применяя свои юридические знания в вопросе, не только согласился с более ранними отчетами. Шаха. но также оценил альтернативные объяснения исчезновения Бозе и мотивы тех, кто продвигал истории о наблюдениях Нетаджи, Историк Леонард А. Гордон пишет:

Судья Хосла п. редполагает, что мотивы многих распространителей историй менее чем альтруистичны. Некоторые, по его словам, явно руководствовались политическими целями или просто привлечь к себе внимание. Его терпение в выслушивании сказок, несомненно, замечательно. Когда он слушал показания премьер-министра Карапуркара, Центральный банк Индии в Шолапуре, который... утвержден, получает прямые от Бозе, настраивает свое тело, как радиоприемник.

Комиссия Мукерджи 2005

В 1999 году по решению Индии назначило бывшего судью Верховного суда Маноджа Кумара Мукерджи для расследования смерти Боса. Комиссия изучила файлов о смерти Бозе из нескольких стран и посетила Японию, Россию и Тайвань. Комиссия по безопасному проезду в СССР, которая использует японские власти и Хабибур Рахман, предполагает использование секретного плана по безопасному проезду в СССР. Однако после инсценированного крушения компания не смогла добиться какого-либо прогресса в деятельности Bose. Комиссия также пришла к выводу, что прах, хранившийся в храме Рэнкодзи (предположительно содержит останки скелетов), принадлежал Бозе, принадлежал Ичиро Окуре, японскому солдату, который умер от остановки сердца, но попросил провести анализ ДНК. Он также определил, что Гумнами Баба отличается от Субхаса Боса в свете теста на профилирование ДНК.

Комиссия Мукерджи представила свой отчет 8 ноября 2005 г. после трех продлений, и он представлен в Парламент Индии 17 мая 2006 г.. Правительство Индии отклонило выводы комиссии.

Ключевые выводы отчета (особенно об их отрицании теории авиакатастрофы) подверглись критике, и в отчете есть другие вопиющие неточности. Сугата Бозе отмечает, что сам Мукерджи признал, что у него есть предвзятое мнение о том, что Бозе жив и ведет себя как аскет. Он также обвиняет комиссию в том, что она развлекает самые нелепые и фантастические из всех историй, тем самым усугубляя путаницу и не умея различать между весьма вероятным и совершенно невозможным. Гордон отмечает, что в нем были указаны неверные названия и названия многих книг, использованных в источниках.

Правительство Японии отчет 1956 г., рассекречен сентябрь 2016 г.

Отчет о расследовании японского правительства под названием «Расследование причин смерти и других вопросов покойного Субхас Чандра Бозе» был рассекречен 1 сентября 2016 г. Не сделан вывод о том, что Бозе умер в авиакатастрофу на Тайване 18 августа 1945 года. Отчет был завершен в январе 1956 года и передан в посольство Индии в Токио, но не был опубликован более 60 лет, поскольку был засекречен. Согласно отчету, сразу после взлета лопасть пропеллера на самолете, в котором ехал Бозе, оборвалась, и двигатель упал с самолета, который разбился и загорелся. Когда Боз вышел из него, его одежда, загорелась, и он получил серьезные ожоги. Он был госпитализирован, и, хотя он был в сознании и некотором времени вести беседу, он умер через несколько часов.

Ссылки

Пояснительные примечания

Цитаты

Цитаты

Источники

Дополнительная литература

Последняя правка сделана 2021-05-17 10:08:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте