Всеиндийская мусульманская лига

редактировать
Политическая партия в Индии под управлением Великобритании

Всеиндийская мусульманская лига
Председательствующий (-ие) лидер (-ы)Мухаммед Али Джинна. А. К. Фазлул Хук. Ага Хан III. Наваб Вакар-уль-Мульк Камбо. Хусейн Шахид Сухраварди. Сэр Фероз Хан Нун. Хваджа Назимуддин. Лиакат Али Хан. Халик-уз -Заман. Мохаммад Али Богра. Абул Мансур Ахмед
ОсновательНаваб Хваджа Салимуллах
Основан30 декабря 1906 года (1906-12-30) в Дакка, Британская Индия (ныне Дакка, Бангладеш )
Распущена14 августа 1947 г.
Преемник
Штаб-квартираЛакхнау
ГазетаРассвет
Студенческое крылоAIMSF
Военизированное крылоМусульманская национальная гвардия
Идеология Панисламизм. Консерватизм. Теория двух наций
РелигияИслам
Международная принадлежностьВсе– Индийская мусульманская лига (Лондонское отделение)
Символ выборов
Полумесяц и Звезда
Флаг партии
Флаг мусульманской лиги.svg

Все-Инди Мусульманская лига (известная как Мусульманская лига ) была политической партией, основанной в 1906 году в Британской Индии. Его решительная поддержка создания отдельного национального государства с мусульманским большинством, Пакистан, успешно привела к разделу Индии в 1947 году Британская империя.

Партия возникла из литературного движения, начатого в Алигархском мусульманском университете и образованного в Дакке (ныне в Бангладеш ) через много лет после смерти Сайеда Ахмад Хана, который был центральной фигурой в формировании Университета. Она оставалась элитарной организацией до 1937 года, когда руководство начало мобилизовать мусульманские массы, и затем лига стала популярной организацией.

В 1930-х годах идея отдельного национального государства и влиятельного философ видение сэра Мухаммада Икбала объединения четырех провинций на северо-западе Британской Индии еще раз подтвердило логическое обоснование теории двух наций согласуясь с теми же идеями, предложенными Сайед Ахмад Хан, который в 1888 году в Мееруте сказал: «После этого длинного предисловия я хочу объяснить, какой метод должен мой народ - нет, скорее, весь народ этой страны - заниматься политическими делами. Я буду рассматривать в регулярной последовательности политические вопросы Индии, чтобы у вас была полная возможность уделить им свое внимание. Прежде всего, это - В чьих руках будет администрация и Империя А теперь предположим, что все англичане и вся английская армия должны были покинуть Индию, т.е. Если взять с собой все свои пушки, великолепное оружие и все такое, кто тогда станет правителем Индии? Возможно ли, чтобы в этих условиях две нации - магометане и индуисты - могли сесть на один трон и остаться равными в силе? Конечно, нет. Необходимо, чтобы один из них победил другого и поверг его. Надеяться, что оба могут остаться равными, - значит желать невозможного и немыслимого ». С глобальными событиями, приведшими к Второй мировой войне, и эффективным протестом партии Конгресс против Соединенного Королевства, одностороннего участия Индия в войне, не посоветовавшись с индийским народом, Мусульманская лига продолжала поддерживать военные усилия Великобритании. Мусульманская лига сыграла решающую роль в 1940-х годах, став движущей силой разделение Индии по религиозному признаку и создание Пакистана как мусульманского государства в 1947 году.

После раздела и последующего создания Пакистана Всеиндийская мусульманская лига была официально распущена в Индии, а оставшаяся мусульманская лига уменьшилась. для небольшой партии, и это тоже только в Керале, Индия. В Бангладеш Мусульманская лига была возрождена в 1976 году, но ее размер уменьшился, что сделало ее незначительной на политической арене. В Индии отдельная независимая организация называется Индийский союз мусульман Была сформирована лига im, которая продолжает присутствовать в индийском парламенте по сей день. В Пакистане Пакистанская мусульманская лига в конечном итоге разделилась на несколько политических партий, которые стали преемниками Всеиндийской мусульманской лиги.

Содержание

  • 1 Фонд
  • 2 Раздельные электораты
  • 3 Ранние годы
  • 4 Коммунализм растет
  • 5 Концепция Пакистана
  • 6 Кампания за Пакистан
  • 7 Роль в межобщинном насилии
  • 8 Влияние на будущие направления субконтинента
    • 8.1 Пакистан
    • 8.2 Индия
    • 8.3 Бангладеш
    • 8.4 Соединенное Королевство
  • 9 Исторические версии
  • 10 См. Также
  • 11 Ссылки
  • 12 Дополнительная литература
  • 13 Внешние ссылки

Фонд

Конференция AIME в 1906 году, проходившая во дворце Ахсана Манзила семьи Дакка Наваб положил начало Мусульманской лиге.

Благодаря искренним усилиям пионеров Конгресса по привлечению мусульман на свои сессии большинство мусульманского руководства, за исключением нескольких ученых, таких как сэр Сайед Ахмед Хан и Сайед Амир Али, которые уделяли больше внимания образованию мусульман и научным разработкам, отвергли представление о том, что в Индии есть две отдельные общины, которые должны быть представлены отдельно в Конгрессе

В 1886 году сэр Сайед основал Мухаммадскую Образовательную Конференцию, но добровольный запрет не позволил ей обсуждать политику. Его первоначальной целью было пропагандировать британское образование, особенно науку и литературу, среди индийских мусульман. Конференция, помимо сбора средств для сэра Сайда Мусульманского университета Алигарха, побудила мусульманский высший класс предложить расширение образовательных услуг в других местах, известных как Алигарх. Движение. В свою очередь, это новое осознание потребностей мусульман помогло стимулировать политическое сознание среди мусульманской элиты. Для некоторых из них через много лет после смерти сэра Сайеда Ахмад Хана в была сформирована Всеиндийская мусульманская лига.>Дакка, Бангладеш.

Создание мусульманской политической партии на национальном уровне считалось важным к 1901 году. Первым этапом ее формирования стала встреча, проведенная в Лакхнау в Сентябрь 1906 г. с участием представителей со всей Индии. Было принято решение о повторном рассмотрении вопроса о создании всеиндийской мусульманской политической партии, и дальнейшие слушания были отложены до следующего заседания Всеиндийской мусульманской конференции по образованию. Депутация Симлы пересмотрела этот вопрос в октябре 1906 года и решила сформулировать цели партии по случаю ежегодного собрания Образовательной конференции, которое планировалось провести в Дакке. Между тем, Наваб Салимулла Хан опубликовал подробную схему, в которой предложил партию называться Всеиндийской мусульманской конфедерацией.

В соответствии с решениями, принятыми ранее на собрании в Лакхнау, а затем в Симле, ежегодное собрание Всеиндийской мусульманской конференции по вопросам образования проводилось в Дакке с 27 по 30 декабря 1906 года. Присутствовали три тысячи делегатов во главе с как Наваб Вакар-уль-Мульк Камбо, так и Наваб Мухасан-уль-Мульк (секретарь Образовательной конференции Мухаммадена), в которых они объяснили ее цели и подчеркнули единство мусульман под знаменем ассоциации. Он был официально предложен Навабом Салимуллахом Ханом и поддержан Хакимом Аджмалом Ханом, Мауланой Мухаммад Али Джаухар, Зафар Али Хан, Сайед Набиулла, адвокат из Лакхнау, и Саед Захур Ахмад, выдающийся юрист, а также несколько других.

Раздельный электорат

Требование Мусульманской лиги раздельного электората и зарезервированные места в Имперском совете были подтверждены Законом о советах индейцев после того, как Лига провела протесты в Индии и лоббировала Лондон.

В проекте предложений по реформе, обнародованном 1 октября 1908 года, мусульманам были предоставлены зарезервированные места во всех советах, но выдвижение кандидатов сохранялось только в Пенджабе. Сообщение показало, насколько правительство удовлетворило требования мусульман, и продемонстрировало рост мусульманского представительства в законодательных органах Империи и провинций. Но требования Мусульманской лиги были полностью выполнены только в UP и Мадрасе. Однако правительство согласилось с идеей отдельных электоратов. Эта идея не была принята государственным секретарем, который предложил смешанные избирательные коллегии, что вызвало агитацию Мусульманской лиги и протеста мусульманской прессы против того, что они сочли предательством заверений вице-короля перед депутацией Симлы.

23 февраля Морли сообщил Палате лордов, что мусульмане требуют отдельного представительства и принимают их. Это была первая победа Лиги. Но законопроект о советах индейцев не полностью удовлетворил требования Мусульманской лиги. Он был основан на коммюнике октября 1908 года, в котором мусульманам было предоставлено лишь несколько зарезервированных мест. Лондонское отделение Мусульманской лиги выступило против законопроекта и в ходе дебатов заручилось поддержкой нескольких парламентариев. В 1909 году члены Мусульманской лиги организовали мусульманский протест. Комитет по реформам совета Минто считал, что мусульмане правы, и посоветовал Минто обсудить это с некоторыми мусульманскими лидерами. Правительство предложило мусульманам еще несколько мест в качестве компромисса, но не согласилось полностью удовлетворить требование Лиги.

Минто считал, что мусульманам было предоставлено достаточно, в то время как Морли все еще не был уверен из-за давления, которое могли оказать мусульмане о правительстве. Центральный комитет Мусульманской лиги еще раз потребовал отдельных электоратов и большего представительства 12 сентября 1909 года. Хотя Минто был против, Морли опасался, что законопроект не пройдет в парламенте без поддержки Лиги, и он еще раз обсудил мусульманское представительство с руководством Лиги. Это было успешно. Ага Хан пошел на компромисс, чтобы у мусульман было еще два зарезервированных места в Имперском совете. Мусульманская лига нерешительно приняла компромисс.

Ранние годы

Сэр Султан Мухаммад Шах (Ага Хан III) был назначен первым почетным президентом Мусульманской лиги, хотя он не присутствовал на инаугурации в Дакке. сеанс. Также было шесть вице-президентов, секретарь и два совместных секретаря, первоначально назначенных на трехлетний срок пропорционально из разных провинций. Конституция Лиги была сформулирована в 1907 году и закреплена в «Зеленой книге», написанной Мауланой Мохаммадом Али.

Ага Хан III разделял убеждение Ахмад Хана в том, что мусульмане должны сначала наращивать свой социальный капитал с помощью высшего образования, прежде чем заниматься политикой., но позже смело скажет британскому правлению, что мусульман следует рассматривать как отдельную нацию в Индии. Даже после того, как он ушел с поста президента AIML в 1912 году, он все еще оказывал большое влияние на ее политику и программы. В 1913 году Мохаммед Али Джинна присоединился к мусульманской лиге.

Интеллектуальная поддержка и кадры молодых активистов вышли из мусульманского университета Алигарха. Историк Муширул Хасан пишет, что в начале 20-го века это мусульманское учреждение, предназначенное для подготовки студентов к служению британскому правлению, начало политическую деятельность. До 1939 года преподаватели и студенты поддерживали всеиндийское националистическое движение. Однако после 1939 года настроения резко изменились в сторону мусульманского сепаратистского движения, поскольку студенты и преподаватели мобилизовались на поддержку Джинны и Мусульманской лиги.

Коммунализм растет

В политическом отношении между мусульманами было определенное единство. и лидеры индуизма после Первой мировой войны, типичным примером которых является Движение Халифат. Отношения резко охладились после того, как эта кампания закончилась в 1922 году. Коммунализм быстро рос, разлучив две группы. Крупные беспорядки вспыхнули во многих городах, в том числе 91 в период с 1923 по 1927 год только в Уттар-Прадеше. На уровне руководства доля мусульман среди делегатов партии Конгресс резко упала с 11% в 1921 году до менее 4% в 1923 году.

Мухаммед Али Джинна разочаровался в политике после неудачной попытки сформировал индуистско-мусульманский альянс, и большую часть 1920-х он провел в Великобритании. Руководство Лигой взял на себя сэр Мухаммад Икбал, который в 1930 году впервые выдвинул требование о создании отдельного мусульманского государства в Индии. «Теория двух наций », вера в то, что индуисты и мусульмане - две разные нации, которые не могут жить в одной стране, приобрела популярность среди мусульман. Решение о создании двух государств было отвергнуто лидерами Конгресса, которые выступали за единую Индию, основанную на сложной национальной идентичности. Конгресс всегда отвергал «коммунизм», то есть основывать политику на религиозной идентичности. Политика Икбала по объединению Северо-Западной пограничной провинции, Белуджистана, Пенджаба и Синда в новый штат с мусульманским большинством стала частью политической платформы Лиги.

Лига отклонила отчет Комитета (Отчет Неру ), аргументируя это тем, что мусульманам было уделено слишком мало внимания (только одна четверть), установил Деванагари в качестве официальной системы письма колонии и потребовал, чтобы Индия превратилась в де-факто унитарное государство с остаточными полномочиями, оставшимися в центре. - Лига требовала не менее одной трети представительства в законодательном органе и значительной автономии мусульманских провинций. Джинна сообщил, что «пути разошлись» после того, как его просьбы о незначительных поправках к предложению были полностью отклонены, и отношения между Конгрессом и Лигой начали портиться.

Концепция Пакистана

На 29 декабря 1930 года сэр Мухаммад Икбал выступил со своей монументальной президентской речью на ежегодной сессии Всеиндийской мусульманской лиги. Он сказал:

Я хотел бы видеть Пенджаб, Северо-Западную пограничную провинцию [современный Хайбер-Пахтунхва ], Синд и Белуджистан, объединенными в единое государство. Самоуправление в пределах Британской империи или без нее, формирование консолидированного мусульманского государства Северо-Западной Индии кажется мне окончательной судьбой мусульман, по крайней мере, Северо-Западной Индии.

Сэр Мухаммад Икбал не использовал слово «Пакистан» в своем обращении. Некоторые ученые утверждали, что «Икбал никогда не выступал за какой-либо раздел страны. Скорее он был ярым сторонником« истинного »федерального устройства Индии... и хотел консолидированного мусульманского большинства в Индийской Федерации».

Другой индийский историк, Тара Чанд, также считал, что Икбал думал не о разделе Индии, а о федерации автономных государств в пределах Индии. Доктор Сафдар Мехмуд также утверждал в серии статей, что в обращении в Аллахабаде Икбал предлагал провинцию с мусульманским большинством в рамках индийской федерации, а не независимое государство за пределами индийской федерации.

28 января 1933 г. Чоудхари Рахмат Али, основатель Пакистанского национального движения, изложил свои идеи в брошюре под названием «Сейчас или никогда; будем ли мы жить или погибнуть вечно?» В следующей книге Рехмат Али более подробно обсудил этимологию. «Пакистан» - это слово как на персидском, так и на урду, и буквально означает «земля чистых». Он состоит из букв, взятых из названий всех наших родных мест в Южной Азии; то есть Пенджаб, Афганистан, Кашмир, Синд и Белуджистан. Это означает «земля Чистого».

Британская и индийская Пресса резко критиковали эти две разные схемы и создавали путаницу в отношении авторства слова «Пакистан» «до такой степени, что даже Джавахарлалу Неру пришлось написать:

Икбал был одним из первых защитников Пакистана, и, тем не менее, он, похоже, осознал присущую ему опасность и абсурдность. Эдвард Томпсон написал об этом в В ходе разговора Икбал сказал ему, что он защищал Пакистан из-за своего положения в качестве президента сессии мусульманской лиги, но он был уверен, что это нанесет ущерб Индии в целом и мусульманам в особенности.

Кампания за Пакистан

Рабочий комитет Мусульманской лиги на сессии в Лахоре Чаудри Халикузаман поддерживает резолюцию под председательством Джинны и Лиаквата.

До 1937 года Мусульманская лига оставалась организацией элитных индийских мусульман. началась массовая мобилизация и затем она стала популярной партией среди мусульманских масс в 1940-х годах, особенно после Лахорской резолюции. Под руководством Джинны ее члены выросли до более чем двух миллионов и стали более религиозными и даже сепаратистскими по своим взглядам.

Первой базой Мусульманской лиги была Объединенные провинции, где они успешно мобилизовали религиозных община в конце 1930-х гг. Джинна работал в тесном сотрудничестве с местными политиками, однако в ходе беспорядков Мадхе-Сахаба в Лакхнау в 1938–1939 годах Лиге не хватало единого политического голоса. Начиная с 1937 года, Мусульманская лига и Джинна привлекали большие толпы по всей Индии своими шествиями и забастовками.

На конференции Лиги в Лахоре в 1940 году Джинна сказал:

индуисты и мусульмане. принадлежат к двум разным религиозным философиям, социальным обычаям, литературе... Совершенно ясно, что индуисты и мусульмане черпают вдохновение из разных источников истории. У них разные эпосы, разные герои и разные эпизоды... Объединение двух таких наций под одним государством, одна как численное меньшинство, а другая как большинство, должно привести к растущему недовольству и окончательному разрушению любой ткани, которая может быть такой. создана для управления таким государством.

В Лахоре Мусульманская лига официально подтвердила свою приверженность созданию независимого мусульманского государства, которое будет включать Синд, Пенджаб, Белуджистан, Северо-Западную пограничную провинцию и Бенгалию, и которое будет «полностью автономный и суверенный». Резолюция гарантирует защиту немусульманских религий. Резолюция Лахора, внесенная действующим главным министром Бенгалии А. К. Фазлул Хук был принят 23 марта 1940 г., и его принципы легли в основу первой конституции Пакистана. На провинциальных выборах в Индии в 1946 году Мусульманская лига получила 425 из 476 мест, отведенных для мусульман (и около 89,2% голосов мусульман), в рамках политики создания независимого государства Пакистан и с подразумеваемой угрозой отделения, если это произойдет. не предоставлено. Конгресс, возглавляемый Ганди и Неру, оставался непреклонным против разделения Индии.

Вопреки Лахорской резолюции Всеиндийская мусульманская конференция Азад собралась в Дели в апреле 1940 года, чтобы выразить свою поддержку объединенная Индия. В его состав входили несколько исламских организаций в Индии, а также 1400 делегатов-националистов-мусульман; «Посещаемость собрания националистов была примерно в пять раз выше, чем посещаемость собрания Лиги». Всеиндийская мусульманская лига пыталась заставить замолчать тех мусульман, которые выступали против раздела Индии, часто используя «запугивание и принуждение». Например, ученый Деобанди Маулана Сайед Хусейн Ахмад Мадани путешествовал по Британской Индии, распространяя идею, о которой он написал в своей книге Составной национализм и ислам, которая означала индуистский - Мусульманское единство и выступал против концепции раздела Индии; пока он делал это, члены просепаратистской мусульманской лиги напали на Мадани и нарушили его митинги. Убийство лидера Всеиндийской мусульманской конференции Азад Аллаха Бахша Соомро также облегчило Всеиндийской мусульманской лиге требование создания Пакистана.

Роль в межобщинном насилии

В британской индийской провинции Синд историк Айеша Джалал описывает действия, которые просепаратистская Мусульманская лига использовала для распространения общинного разделения и подрыва избранного правительства Аллах Бахш Соомро, который выступал за объединенную Индию. :

Еще до того, как было сформулировано требование «Пакистан», спор по поводу Суккур Мансилгах был сфабрикован членами лиги провинции, чтобы расстроить служение Аллаха Бахша Соомро который зависел от поддержки Конгресса и Независимой партии. Предназначенная как перевалочный пункт для войск Великих Моголов в движении, Манзилга включала небольшую мечеть, которая впоследствии была заброшена. На небольшом острове неподалеку находился храм Саад Бэла, священное место для большого числа индусов, поселившихся на берегу Инда в Суккуре. Символическое сближение идентичности и суверенитета над забытой мечетью послужило боеприпасами для тех, кто претендовал на власть на провинциальном уровне. Превратив проблему в проблему, в начале июня 1939 года Синдская мусульманская лига официально вернула мечеть обратно. После того, как истек срок 1 октября 1939 года для восстановления мечети для мусульман, Лига начала агитацию.

За несколько лет до раздела Мусульманская лига «субсидировала денежными средствами» толпу, участвовавшую в коллективном насилии против индусов. и сикхи в областях Мултан, Равалпинди, Кэмпбеллпур, Джелум и Саргодха, а также в округе Хазара. Мусульманская лига платила убийцам деньги за каждого убитого индуса и сикха. Таким образом, лидеры Мусульманской лиги, в том числе Мухаммед Али Джинна, не осудили насилие против индуистов и сикхов в Пенджабе.

Влияние на будущее течение субконтинента

Пакистан

После раздела Британской Индийской Империи Мусульманская лига сыграла важную роль в рождении современного консерватизма в Пакистане и введении демократического процесса в стране.

Пакистанское воплощение первоначально возглавлял основатель Пакистана Мухаммед Али Джинна, а затем премьер-министр Лиакат Али Хан, но пострадал от злой судьбы после военного вмешательства в 1958 году. Одна из его фракций поддерживала президента Аюб Хана до 1962 года, когда все фракции решили реформировать Пакистанскую мусульманскую лигу во главе с Нурулом Амином и поддержать Фатиму Джинна на президентских выборах в 1965 году. к тому же это была единственная партия, получившая голоса как от Восточного, так и от Западного Пакистана во время выборов, состоявшихся в 1970 году. В течение последующих периодов Пакистана Мусульманская лига Пакистана впоследствии стала одной из правящих партий, обладающих попеременной властью внутри страны.

Индия

После раздела Индии в 1947 году Всеиндийская мусульманская лига была распущена. На смену ей пришла Мусульманская лига Индийского союза в новой Индии.

Мусульманская лига Индийского союза проводит всеобщие выборы в Индии в соответствии с Конституцией Индии. Партия всегда имела постоянное, хоть и небольшое, присутствие в индийском парламенте. Партия состояла из двух членов в каждой нижней палате от третьего до 16-го домов, за исключением Второго, в котором у нее не было членов, и четвертого, в котором она состояла из трех членов. В 14-й нижней палате партии был единственный член. В настоящее время партия состоит из четырех членов в парламенте. В настоящее время партия является частью Объединенного прогрессивного альянса на национальном уровне.

Мусульманская лига Индийского союза признана Избирательной комиссией Индии в качестве государства-участника в Керала. Партия является одним из основных членов оппозиционного Объединенного демократического фронта, Индийского национального конгресса - возглавляет предварительный опрос альянса на уровне штата в Керале. Когда Объединенный демократический фронт правит в Керале, партийные лидеры выбираются в качестве важных министров кабинета.

Бангладеш

Мусульманская лига сформировала свое правительство в Восточной Бенгалии. сразу после раздела Бенгалии, когда Нурул Амин стал первым главным министром.

. Проблемы в Восточном Пакистане для Мусульманской лиги начали расти после принятия Конституции Пакистана. Более того, Движение бенгальского языка оказалось последним событием, которое привело к потере мусульманской лиги своего мандата в Восточной Бенгалии. Программа национального консерватизма Мусульманской лиги также столкнулась с несколькими неудачами и сопротивлением со стороны Коммунистической партии Пакистана. В интервью печатным СМИ Нурул Амин заявил, что коммунисты сыграли неотъемлемую часть и важную роль в организации массовых протестов, массовых демонстраций и забастовок Движения бенгальского языка.

По всей стране политические партии поддерживали всеобщие выборы в Пакистане, за исключением Мусульманской лиги. В 1954 году должны были состояться выборы в парламент. В отличие от Западного Пенджаба, не все индуистское население мигрировало в Индию, вместо этого большая часть осталась в штате. Влияние Коммунистической партии усилилось, и ее цель по захвату власти была окончательно реализована в ходе выборов. Объединенный фронт, Коммунистическая партия и Лига Авами вернулись к власти, нанеся тяжелое поражение Мусульманской лиге. Мусульманская лига из 309 получила только 10 мест, тогда как Коммунистическая партия получила 4 места из десяти оспариваемых. Коммунисты, работающие с другими партиями, получили 22 дополнительных места, всего 26. Правые Джамаат-и-Ислами полностью проиграли на выборах.

В 1955 году Объединенный фронт назначил Абу Хуссейна Саркара главным министром государства, и он управлял государством два непоследовательных срока до 1958 года, когда было введено военное положение. Мусульманская лига оставалась второстепенной партией в Восточном Пакистане, но с полной решимостью участвовала во всеобщих выборах в Пакистане в 1970 году. Она получила 10 мест от Восточного Пакистана и 7 мест от других частей страны. Пакистан. После независимости Бангладеш Мусульманская лига была возрождена в 1976 году, но ее размер уменьшился, что сделало ее незначительной на политической арене.

Соединенное Королевство

В 1940-х годах в Мусульманской лиге было отделение Соединенного Королевства, которое активно участвовало в британской политике. После основания Пакистана лидеры пакистанской общины заняли британское отделение, выбрав Зубейду Хабиб Рахимтула в качестве президента партии, чтобы продолжать служить ее цель в Соединенном Королевстве. В настоящее время британское отделение Мусульманской лиги возглавляет PML-N, а его президентом является Зубайр Гулл.

Исторические версии

Исторически сложилось так, что Пакистанская мусульманская лига также может относится к любой из следующих политических партий в Пакистане:

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Коэн, Стивен Филип (2004). Идея Пакистана. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Brookings Institution Press. ISBN 978-0-8157-1503-0.
  • Грэм, Джордж Фаркухар Ирвинг (1974). Жизнь и работа сэра Сайеда Ахмеда Хана. Карачи: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-636069-0.
  • Малик, Ифтикар Х. (2008). История Пакистана. Истории Гринвуда современных наций. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 978-0-313-34137-3.
  • Мур, Р. Дж. (1983). «Джинна и спрос Пакистана». Современные азиатские исследования. 17 (4): 529–561. doi : 10.1017 / s0026749x00011069. JSTOR 312235.
  • аль-Муджахид, Шаирф (январь – июнь 2007 г.). «Реконструкция саги Всеиндийской мусульманской лиги (1906–47)». Журнал Пакистанского исторического общества. 55 (1/2): 15–26.

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Мусульманской лигой.
Последняя правка сделана 2021-06-10 23:47:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте