Сатьяджит Рэй

редактировать
Индийский писатель, поэт, композитор, текстов, режиссер

Сатьяджит Рэй
Satyajit Ray in New York (cropped).jpg Рэй в 1981 году
Родился(1921-05-02) 2 мая 1921 г.. Калькутта, Бенгалия, президентство, Британская Индия (ныне Западная Бенгалия, Индия )
Умер23 апреля 1992 (1992-04-23) (70 лет). Калькутта, Западная Бенгалия, Индия
НациональнаяИндиец
Альма-матерПрезидентский колледж (BA ). Университет Висва-Бхарати (MA )
Профессия
  • Кинорежиссер
  • писатель
  • иллюстратор
Годы работы1950 –1992
Известен по именамПатер Панчали, Апарахито, Апур Сансар, Сонар Келла, Чарулата, Гупи Гайн Багха Байн
РаботаетПолный список
Рост6 футов 4 дюйма (1,93 м)
Супруг (ы)Биджоя Рэй ​(m.1949 ⁠ - 1992) ​
ДетиСандип Рэй (сын)
Родитель (и)Сукумар Рэй (отец). Супрабха Рэй (мать)
РодственникиУпендракишор Рэй Чоудхури ( дедушка)
НаградыПолный список
Подпись
Satyajit Ray Signature.svg

Сатьяджит Рэй (Бенгальский произ ношение: (About this sound слушайте ); 2 мая 1921 - 23 апреля 1992) был индийским кинорежиссером, писателем, иллюстратором и композитором. Он широко известен как один из величайших работников всех времен, прославленных такими работами, как Трилогия Апу (1955–59), Музыкальная комната (1958), Большой город (1963) и Чарулата (1964). Рэй родился в Калькутте в бенгальской каястхе семье, известной в области искусства и литературы. Начав свою карьеру коммерческого художника, он был вовлечен в независимое кинопроизводство после встречи с французским режиссером Жаном Ренуаром и просмотр итальянского неореалиста Витторио Де Сика. фильм Похитители велосипедов (1948) во время визита в Лондон.

Рэй снял 36 фильмов, в том числе художественные, документальные и короткометражные. Он также был писателем-беллетристом, издателем, иллюстратором, каллиграфом, композитором, графическим дизайнером и кинокритиком. Он написал несколько рассказов и романов, предназначенных в первую очередь для маленьких детей и подростков. Фелуда, сыщик, и профессор Шонку, ученый в его фантастических рассказах, - популярные вымышленные персонажи, созданные им. Он был удостоен почетной степени Оксфордского университета.

Первый фильм Рэя, Патер Панчали (1955) получил одиннадцать международных премий, в том числе первый приз за лучший человеческий документ на в Каннах в 1956 году. Кинофестиваль. Этот фильм вместе с Апарахито (1956) и Апур Сансар (Мир Апу) (1959) составляют Трилогию Апу. Рэй написал сценарий, кастинг, набрал и редактировал, а также разработал свои собственные материалы кредитные названия и рекламные материалы. За свою карру Рэй получил множество крупных наград, в том числе 32 индийских национальных кинопремии, Золотого льва, Золотого медведя, 2 Серебряные медведи, ряд дополнительных наград на международных кинофестивалях и церемониях награждения, а также Почетная награда Академии в 1992 году. Правительство Индии удостоило его награды Бхарат Ратна, высшая гражданская награда, в 1992 году. Рэй получил множество заметных наград и за всю свою жизнь занял престижное положение.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Происхождение
    • 1.2 Ранняя жизнь и происхождение
  • 2 Карьера
    • 2.1 Годы Апу (1950–59)
    • 2.2 От Деви до Чарулаты (1959–1959)) 64)
    • 2.3 Новые направления (1965–82)
  • 3 Последний этап (1983–92)
  • 4 Стиль кинопроизводства и его влияние
  • 5 Литературные произведения
  • 6 Рэй как каллиграф
  • 7 Личная жизнь
  • 8 Критический и популярный отклик
  • 9 Наследие
  • 10 Сохранение
  • 11 Награды, почести и признания
  • 12 Семья Рэй
  • 13 Фильмография
  • 14 См. Также
  • 15 Примечания
  • 16 Ссылки
  • 17 Внешние ссылки

Биография

Происхождение

Происхождение Сатьяджита Рэя можно проследить, по крайней мере, десятью поколениями. Его семья получила имя «Рэй» от Великих Моголов. Хотя они были бенгальскими каястами, лучи были «вайшнавами » (поклонниками Вишну ) в отличие от большинства бенгальских каястх, которые были «Шактос '(поклонники Шакти или Шивы ).

Согласно истории семьи Рэй, один из их предков, Шри Рамсундер Део (Деб), был уроженцем из деревни Чакда в районе Надиа современной зарегистрированной Бенгалии, Индии. В поисках удачи он мигрировал в Шерпур в Восточной Бенгалии, там он встретил Раджу Гуничандру, заминдара Джашодала, в Он сделал Рамсунера своим зятем, и подарил ему некоторую собственность в Джашодале. потомки мигрировали оттуда и поселились в деревне Масуа в Катиади упазила Кишореганджского района. rict.

Дед Сатьяджита Рэя, Уп ендракишор Рэй, был писателем, иллюстратором, философом, издателем, астрономом-любителем и лидером Брахмо Самадж, религиозное и общественное движение в 19 веке Бенгалия. Он также основал печатный станок под названием U. «Рэй и сыновья», которые сформировали решающий фон в жизни Сатьяджита. Сукумар Рэй, сын Упендракишора и отец Сатьяджита, был иллюстратором, критиком и новатором бенгальского автора бессмысленной рифмы (Абол Табол ) и детская литература.

Ранняя жизнь и происхождение

Сядяджит Рэй в детстве Фасад дома Сатьяджита Рэя в Калькутте (Калькутта)

Сатьяджит Рэй родился у Сукумара и Супрабхи Рэя в Калькутте (ныне Калькутта). Сукумар умер, когда Сатьяджиту исполнилось три года, и семья выжила на скудный доход Супрабхи Рэя. Рэй учился в государственной средней школе Ballygunge в Калькутте и получил бакалавр по экономике в Президентском колледже в Калькутте (затем был связан с Университетом Калькутты ), хотя его всегда интересовали изящные искусства.

. В 1940 году его мать настояла на том, чтобы он учился в Висва-Бхарати в Сантиникетане, основанном Автор Рабиндранат Тагор. Рэй не хотел ехать из-за его любви к Калькутте и низкого уважения к интеллектуальной жизни в Шантиникетане. Убедительность его матери и его уважение к Тагору наконец убедили его попробовать. В Шантиникетане Рэй начал ценить восточное искусство. Позже он признался, что многому научился у известных художников Нандалала Боса и Беноде Бехари Мукерджи. Позже он снял документальный фильм Внутреннее око о Мукерджи. Его посещения Аджанта, Эллора и Элефанта стимулировали его восхищение индийским искусством.

Сукумар Рэй и Супрабха Рэй, родители Сатьяджита Рэя (1914 г.))

В 1943 году Рэй начал работать в DJ Кеймер, британское рекламное агентство, в качестве «младшего визуализатора» зарабатывает 80 рупий в месяц. Хотя ему нравился визуальный дизайн (графический дизайн) и к нему в основном относились хорошо, между британскими и индийскими сотрудниками фирмы возникла напряженность. Британцам платили лучше, и Рэй считал, что «клиенты в целом глупы». Позже Рэй работал в Signet Press, издательстве, основанном Д. К. Гуптой. Гупта попросил Рэя создать дизайн обложек для книг, которые будет издавать Signet Press, и дал ему полную свободу творчества. Рэй разработал обложки для многих книг, в том числе Баналата Сен Джибанананды Даса и Рупаси Бангла, Бибхутибхушана Бандйопадхая Чандер Пахар, Джим Корбетт Людоеды Кумаона и Джавахарлал Неру Открытие Индии. Он работал над детской версией «Патера Панчали», классического бенгальского романа Бибхутибхушана Бандйопадхая, переименованного в «Аам Антир Бхепу» (Свисток из семян манго). Создавая обложку и иллюстрировав книгу, Рэй находился под сильным регионом работы. Он использовал его в качестве сюжета в своем первом фильме и использовал свои иллюстрации в своем новаторском фильме.

Вместе с Чиданандой Дасгуптой и другими, Рэй основал Калькутту. Кинообщество в 1947 году. Было показано много зарубежных фильмов, многие из которых Рэй смотрел и внимательно изучал. Он подружился с американскими солдатами, дислоцированными в Калькутте во время Второй мировой войны, которые держали его в последних американских фильмах, показываемых в городе. Он познакомился с сотрудником RAF Норманом Клэром, который разделяет страсть Рэя к фильму, и западной классической музыке.

В 1949 году Рэй женился на Биджоя Дас, его двоюродный брат и давняя возлюбленная. У пары родился сын Сандип Рэй, нынережрежиссер. В том же году французский режиссер Жан Ренуар приехал в Калькутту для съемок своего фильма Река. Рэй помог ему найти места в сельской местности. Рэй рассказал Ренуару о своей идее снять фильм «Отец Панчали», который давно был у него в голове, и Ренуар поддержал его в этом проекте. В 1950 году Д. Кеймер отправил Рэя в Лондон, чтобы работать в его штаб-квартире. За шесть месяцев в Лондоне Рэй посмотрел 99 фильмов. Среди них был фильм неореалиста Ladri di biciclette (Похитители велосипедов ) (1948) Витторио Де Сика, оказавший на него глубокое влияние. Позже Рэй сказал, что он вышел из театра, решив стать режиссером.

Карьера

Годы Апу (1950–59)

22-летний Рэй в Сантиникетан

Рэй решил использовать Патер Панчали (1928), классический Билдунгсроман из бенгальской литературы, в качестве основы для своего первого фильма. «Патер Панчали» - полуавтобиографический роман, описывающий взросление Апу, маленького мальчика из бенгальской деревни.

Рэй собрал неопытную команду, хотя и его оператор Субрата Митра, и арт-директор Банси Чандрагупта добился большого успеха. Актерский состав состоял в основном из актеров-любителей. После безуспешных попыток убедить многих продюсеров вложить деньги, необходимые для проекта, Рэй приступил к съемкам в конце 1952 года на свои личные сбережения и надеялся собрать больше денег, как только он снимет несколько пассажиров, но не добился успеха на его условиях. В результате Рэй снимал Патера Панчали более двух с половиной лет, необычно долгого периода, в зависимости от того, когда он или его руководитель производства Анил Чоудхури мог собрать дополнительные средства. Он отказался от финансирования из источников, которые хотели изменить сценарий или контролировать производство. Он также проигнорировал совет сделать счастливый конец, но он все же получил финансирование, которое выполняет ему завершить фильм. Рэй показал отрывок из одного из первых фильмов американскому режиссеру Джону Хьюстону, который находился в Индии, разыскивая места съемок Человека, который хотел бы стать королем. Отрывок был из видения, которое Апу и его сестра видели поездом, едущим по сельской местности, единственной сценой, которую Рэй еще снимал из-за своего небольшого бюджета. Хьюстон уведомил Монро Уиллер в Нью-Йоркском музее современного искусства (MOMA), что на горизонте не за горами большой талант.

С помощью кредита от Правительство Сингапура Бенгалии, Рэй наконец завершил фильм. Он был выпущен в 1955 году и имел большой успех у критиков и публики. Он получил множество призов и длительных пробеги как в Индии, так и за рубежом. В Индии реакция на фильм была восторженной; The Times of India писала, что «абсурдно сравнивать его с другими индийским кинематографом [...] Патер Панчали - чистое кино». В Соединенном Королевстве Линдси Андерсон написала блестящую рецензию на фильм. Но реакция не была однозначно положительной. После просмотра фильма Франсуа Трюффо, как сообщается, сказал: «Я не хочу смотреть фильм о крестьянах, которые едят руками». Босли Кроутер, тогда самый влиятельный Критик The New York Times написал резкую рецензию на фильм. Его американский дистрибьютор Эд Харрисон волновался, что рецензия Кроутера разубедит публику, но фильм имел исключительно долгий срок действия, когда был выпущен в последние Штаты. Пленка до сих пор используется на оригинальном постере к фильму, показанном на выставке Семья людей, Музея современного искусства, которые посмотрели 9 миллионов посетителей. Это снимок под низким углом героя Апу, которого сестра Дурга причесывает волосы, и обожающего мать Сарбоджая. Из тринадцати изображений, представленных на выставке, изображающих Индию, это было единственное, сделанное индийским фотографом. Куратор Эдвард Стейхен приписал это Рэю, но, поскольку Рэй не известен как фотограф, вероятно, был автором этой фотографии сцены, поставленной Рэем, оператор фильма Субрата Митра. 64>

Международная карьера Рэя началась всерьез после его успеха следующего фильма, Апарахито (Непобежденные). Этот фильм показывает извечную борьбу между амбициями молодого человека Апу и любящей его матери. Критики, такие как Мринал Сен и Ритвик Гхатак, оценивают его выше, чем первый фильм Рэя. Апарахито выиграл Золотого льва на Венецианском кинофестивале, что принесло Рэю широкое признание. Перед завершением «Трилогии Апу» Рэй снял и выпустил еще два фильма: комикс Параш Патхар (Философский камень) и Джалсагар (Музыкальная комната), фильм о декадансе Заминдар, считающийся одной из его самых важных работ.

Создавая «Апарахито», Рэй не планировал трилогию, но после того, как его спросили об идее в Венеции, она ему понравилась. Он закончил последнюю часть трилогии, Апур Сансар (Мир Апу) в 1959 году. Критики Робин Вуд и Апарна Сен сочли это высшим достижением. трилогии. В этом фильме Рэй представил двух своих любимых актеров, Сумитру Чаттерджи и Шармилу Тагор. Он начинается с Апу, живущего в доме в Калькутте в почти нищете. Он вступает в необычный брак с Апарной. Сцены их совместной жизни образуют «одно из классических утвердительных изображений супружеской жизни в кинематографе». Они переживают трагедию. После того, как Апур Сансар подвергся резкой критике со стороны бенгальского критика, Рэй написал статью, защищающую его. Он редко отвечал критикам во время своей кинематографической карьеры, но позже также защитил свой любимый фильм «Чарулата».

Рэй написал свои мемуары во время съемок трилогии Апу, которая была опубликована как Мои годы с Апу: Мемуары.

Успехи Рэя в кино мало повлияли на его личную жизнь в последующие годы. Он продолжал жить с женой и детьми в арендованном доме, с матерью, дядей и членами своей большой семьи.

От Деви до Чарулата (1959–64)

Рави Шанкар при обсуждении с. Сатаяджит луч для звуков в «Патер Панчали» (1955)

В этот период Рэй сочинял фильмы о британском владычестве (например, Деви ), документальный фильм о Тагоре, комический фильм ( Махапуруш) и его первый фильм по оригинальному сценарию («Канченджунгха»). Он также снял серию фильмов, которые взятые вместе, считаются прочтиками одними из наиболее популярных изображений индийских женщин на экране.

Рэйал последовал за Апур Сансар с Деви (Богиня), фильмом, в котором он исследовал суеверия в индуистском обществе. Шармила Тагор сыграла Доямойи, молодую жену, обожествленную свекром. Рэй беспокоился, что цензурная доска может заблокировать его фильм или, по крайней мере, заставить его переделать его, но Деви пощадили. В 1961 году по настоянию премьер-министр Джавахарлала Неру Рэю было поручено снять документальный фильм о Рабиндранате Тагоре по случаю столетия со дня рождения поэта. дань уважения человеку, который вероятно, больше всего повлиял на Рэя. Из-за ограниченного количества кадров с Тагором Рэй столкнулся с проблемой создания фильма в основном из статического материала. Он сказал, что для этого потребовалось столько же работы, сколько и три художественных фильма.

В том же году вместе с Субхасом Мукхопадхьяем и другими Рэй смог воскресить Сандеша, детский журнал, который основал его дед. Рэй несколько лет копил деньги, чтобы это стало возможным. Двойственность названия (Сандеш означает «новости» на бенгальском языке, а также сладкий популярный десерт) задала тон журнала (как образовательный, так и развлекательный). Рэй начал делать к нему иллюстрации, а также писать рассказы и сочинения для детей. Писательство стало его источником дохода.

В 1962 году Рэй руководил Канченджунгхой. Это был его первый цветной фильм, основанный на его первом оригинальном сценарии. В фильме рассказывается о семье из высшего сословия, проводящей день в Дарджилинге, живописном городке на холме в регистрации Бенгалии. Они пытаются организовать помолвку младшей дочери с высокооплачиваемым инженером, получившим образование в Лондоне. Сначала он задумал снимать фильм в большом особняке, но позже решил снимать его в знаменитом городке на холме. Он использовал набор оттенков света и тумана, чтобы отразить напряжение в драме. Рэй отметил, что, хотя его сценарий позволял вести съемку при любых условиях освещения, контингент коммерческих съемщиков, одновременно присутствовавший в Дарджилинге, не смог снять ни одной сцены, поскольку они хотели снимать только при солнечном свете.

В шестидесятые годы Рэй посетил Японию и получил особое удовольствие от встречи с режиссером Акирой Куросавой, которого он очень уважал. Находясь дома, он время от времени отдыхал от суеты городской жизни, отправляясь в такие места, как Дарджилинг или Пури, чтобы в одиночку закончить сценарий.

В 1964 году Рэй сделал Чарулата (Одинокая жена); это был кульминационный момент этого периода работы, и многие критики считают его самым успешным фильмом. Основанный на рассказе Тагора «Настанир » (Разбитое гнездо), фильм рассказывает об одинокой жене Чару из Бенгалии XIX века и ее растущих чувствах к своему зятю Амалю.. Критики назвали это шедевром Рэя Моцартиан. Он сказал, что в фильме меньше всего недостатков среди его работ, и это была его единственная работа, которую он, если бы представил, сделал бы точно так же. Чарулата выиграл ему приз за лучшую режиссуру на Берлинском кинофестивале. Игра Мадхаби Мукерджи в роли Чару, а также работа Субрата Митры и Банси Чандрагупта в фильме были высоко оценены. похвалил. Другие фильмы этого периода: Маханагар (Большой город), Подросток Канья (Три дочери), Абхиджан (Экспедиция), Капуруш (Трус) и Махапуруш (Святой Человек).

Новые направления (1965–82)

Картина Рэя

В период после Чарулаты Рэй брался за проекты все большего разнообразия, начиная от фэнтези и заканчивая научной фантастикой детективными фильмами. - историческая драма. В этот период Рэй также проводил значительные формальные эксперименты. Он выразил современные проблемы индийской жизни, отвечая на кажущееся отсутствие этих проблем в своих фильмах. Первый крупный фильм этого периода - Наяк (Герой), рассказ о экранном герое, путешествующем в поезде и встречающем молодую, сочувствующую журналистку. В главных ролях Уттам Кумар и Шармила Тагор, за двадцать четыре часа путешествия фильм исследует внутренний конфликт, по-видимому, очень успешного идола утренника. Несмотря на то, что фильм получил «Приз критиков» на Берлинском международном кинофестивале, его, как правило, не приняли.

В 1967 году Рэй написал сценарий фильма, который будет называться Чужой, основанный на его рассказе «Банкубабур Бандху» («Друг Банку Бабу»), который он написал в 1962 году для Сандеш, семейного журнала Рэй. Columbia Pictures была продюсером совместного производства США и Индии, а Марлон Брандо и Питер Селлерс выбраны в главных актеров. Рэй обнаружил, что его сценарий был защищен авторским правом, а гонорар присвоил Майкл Уилсон. Первоначально Уилсон обратился к Рэю через их друга общего Ар Кларка, чтобы тот представлял его в Голливуде. Авторские права на сценарий принадлежат Уилсону, приписываемым Майку Уилсону и Сатьяджиту Рэю, хотя он написал только одно слово. Позже Рэй сказал, что он так и не получил ни цента за сценарий. После того, как Брандо выбыл из проекта, проект попытался заменить его на Джеймса Кобурна, но Рэй разочаровался и вернулся в Калькутту. Колумбия несколько раз проявляла интерес к возрождению этого проекта в 1970-х и 1980-х годах, но из этого не вышло. Когда в 1982 году вышел фильм E.T., Кларк и Рэй увидели в фильме сходство с его более ранним сценарием «Чужой». Рэй утверждал, что этот фильм является плагиатом его сценария. Рэй сказал, что фильм Стивена Спилберга «не был бы возможен, если бы мой сценарий« Чужого »не был доступен по всей Америке в мимеографических копиях». Спилберг отрицал плагиат, сказав: «Я учился в старшей школе, когда этот сценарий распространялся в Голливуде». (На самом деле Спилберг окончил среднюю школу в 1965 году и выпустил свой первый фильм в 1968 году). Помимо «Чужого», два других нереализованных проекта, которые Рэй намеревался направить, были адаптациями древнего индийского эпоса, Махабхараты и Э. Роман М. Форстера 1924 года Путешествие в Индию. В 1969 году Рэй выпустил фильм, который стал самым коммерчески успешным из его фильмов. Основанный на детской сказке, написанной его дедом Гупи Гайн Багха Байн (Приключения Гупи и Багхи), это музыкальный фэнтези. Певец Гупи и барабанщик Бага, получившие от Короля призраков три дара, отправились в фантастическое путешествие. Они пытаются остановить движущуюся войну между двумя соседними королевствами. Среди его самых дорогих предприятий кинопроект было трудно финансировать. Рэй отказался от своего желания снимать его в цвете, потому что он отклонил предложение, которое вынудило бы его взять на главную роль некоего актера хинди.

Рэй снял фильм по мотивам фильма Роман молодого поэта и писателя Сунила Гангопадхая. Араниер Дин Ратри («Дни и ночи в лесу») прослеживает четырех молодых людей, отправляющихся в лес на каникулы, благодаря структуре музыкальных мотивов, признанной более сложной, чем у Чарулаты. Они стараются оставить свою повседневную жизнь позади. Все, кроме одной, вступают во встречи с женщинами, что становится предметом глубокого изучения индийского среднего класса. По словам Робина Вуда, «один эпизод [фильма]... даст материал для короткого эссе».

После Араниера Дина Ратри Рэй обратился к современной бенгальской жизни. Он завершил то, что стало известно как калькуттская трилогия: Pratidwandi (1970), Seemabaddha (1971) и Jana Aranya (1975), три фильма, которые были задуманы. отдельно, но имели тематические связи. Pratidwandi (Противник) о молодом выпускнике-идеалисте; если он разочарован в конце фильма, он все еще не испорчен. Яна Аранья (Посредник) показала молодого человека, который поддался культуре коррупции, чтобы зарабатывать на жизнь. Seemabaddha (Company Limited) изобразил уже успешного человека, отказавшийся от своей морали ради дальнейших достижений. В первом фильме, Пратидванди, Рэй вводит новый эллиптический стиль повествования, такие как негативные сцены, эпизоды снов и внезапные воспоминания. В 1970-х годах Рэй адаптировал два популярных рассказа как детективные фильмы. Хотя в основном адресован детям и молодежи, Сонар Келла (Золотая крепость) и Джой Баба Фелунатх (Бог слонов) нашли некоторых критически настроенных последователей.

Рэй думал о создании фильма о Освободительной войне Бангладеш, но позже отказался от этой идеи. Он сказал, что как кинорежиссер его больше интересовали страдания предохранения, а не политика. В 1977 году Рэй закончил Шатрандж Ке Хилари (Шахматисты), фильм на хиндустани, основанный на рассказе Мунши Премчанда. Он был установлен в Лакхнау в штат Ауд, за год до индийского восстания 1857 г.. Комментарий по вопросам, с колонизацией Индии британцами, это был первый полнометражный фильм Рэя на языке, отличном от бенгали. Это его самый дорогой и звездный фильм с участием Санджив Кумара, Саида Джафри, Амджада Хана, Шабана Азми, Виктор Баннерджи и Ричард Аттенборо.

В 1980 году Рэй снял продолжение Гупи Гайн Багха Байн, несколько политических Хирак Раджар Деше (Королевство алмазов). Царство злого Алмазного Короля, или Хирок Раджа, является намеком на Индию во время периода кризиса Индиры Ганди . Наряду с его знаменитым короткометражным фильмом Пику (Дневник Пику) и часовым фильмом на хинди Садгати, это было кульминацией его работы в этот период.

последняя фаза (1983–92)

Сатьяджит Рэй стал первым индейцем, получившим почетную премию Академии в 1992.

в 1983 году, созданный над Ghare Бэр (Дом и мир) Рэй перенес сердечный приступ; это сильно ограничило бы его продуктивность в оставшиеся 9 лет его жизни. Гхаре Байре был завершен в 1984 году с помощью сына Рэя (который с тех пор управлял камерой) из-за его состояния здоровья. Он давно хотел снять этот роман Тагора об опасностях пылкого национализма и написал первый набросок сценария к нему в 1940-х годах. Несмотря на неприятные моменты из-за болезни Рэя, фильм действительно получил признание критиков. Это был первый поцелуй, полностью изображенный в фильмах Рэя. В 1987 году Рэй частично восстановил свою форму в своем фильме 1990 года Шаха Прошаха (Ветви дерева). В нем старик, проживший честную жизнь, узнает о растлении трех своих сыновей. Последняя сцена показывает, как находит утешение только в обществе своего четвертого сына, который не испорчен, но психически болен из-за травмы головы, полученной во время учебы в Англии. Последний фильм Рэя, Агантук (Незнакомец), легче по настроению, но не по теме. Когда давно потерянный дядя приезжает навестить свою племянницу в Калькутту, он вызывает подозрения относительно своих мотивов. Это вызывает серьезные вопросы в фильме о цивилизации.

В 1992 году здоровье Рэя ухудшилось из-за сердечных осложнений. Он был помещен в больницу, но так и не поправился. Академия кинематографических искусств и наук присудила ему Почетную премию Академии. Рэй - первый и единственный индиец, удостоенный этой чести. За 24 дня до своей смерти Рэй принял награду, врученную Одри Хепберн по видеосвязи в тяжелом состоянии, назвав ее «Лучшим достижением [его] кинематографической карьеры». Он умер 23 апреля 1992 года, за 9 дней до своего 71-го дня рождения.

Стиль кинопроизводства и его влияние

Рэй, по его собственным словам, подсознательно отдавал дань уважения Жану Ренуару за всю его творческую карьеру, которые оказали на него наибольшее влияние. Он также признал Де Сика, который, по его мнению, лучше всего представляет итальянский неореализм, научив его запихивать кинематографические детали в один кадр и использовать актеров-любителей и актрис. Он признался, что изучил искусство кино у старых голливудских мастеров, таких как Джон Форд, Билли Уайлдер и Эрнст Любич. Он глубоко уважал и восхищался своими современниками Акирой Куросавой и Ингмаром Бергманом, которые он считал гигантами. Среди прочего, он узнал об использовании стоп-кадра из Трюффо и переходов в прыжке, а также об использовании затухания и растворения из Годара. Хотя он восхищался «революционной» ранней фазой Годара, поздняя фаза казалась ему «чужой». Он глубоко обожал своего пэра Микеланджело Антониони, но ненавидел свой Blow-Up, который, по его мнению, имел «очень мало внутреннего движения». Он также считал Стэнли Кубрика «превосходным техником».

Хотя Рэй утверждал, что имел очень небольшое влияние Сергея Эйзенштейна, такие фильмы, как Патер Панчали, Апарахито, Чарулата и Садгати содержат сцены, демонстрирующие поразительное использование монтажа. Фотография Эйзенштейна до сих пор висит в его гостиной.

повествовательная структура фильмов Рэя очень похожа на музыкальные формы, такие как соната, фуга и рондо. Канченджанга, Наяк и Араниер Дин Ратри являются примерами этой музыкальной повествовательной структуры. По словам самого Рэя, «фильмы, как и западная музыка, существуют как негибкий образец во времени».

Рэй считал написание сценария неотъемлемой частью режиссуры. Первоначально он отказался снимать фильм на любом языке, кроме бенгали. В двух своих небенгальских художественных фильмах он написал сценарий на английском языке; переводчики перевели его на хиндустани под руководством Рея. Внимательность Рэя к деталям не уступала таковой у его арт-директора Банси Чандрагупта. Его влияние на ранние фильмы было важным, что Рэй всегда писал сценарии на английском, прежде чем создавать бенгальскую версию, чтобы небенгальцы Чандрагупта могли их прочитать. Мастерство Субрата Митра заслужил похвалу за кинематографию фильмов Рэя. Ряд критиков посчитали, что его уход из съемочной группы Рэя снизил качество кинематографии в следующих фильмах. Митра перестал работать на него после Наяка. Митра разработал "отражающееся освещение", технику отражения света от для создания рассеянного, реалистичного света даже на съемочной площадке.

Обычным киноредактором Рэя был Дулал Датта, но обычно режиссер продиктовал редактирование, в то время как Датта выполнял работу. По финансовым причинам и тщательному планированию Рэя, его фильмы в основном снимались на камеру (за исключением Патера Панчали). В начале своей карьеры Рэй работал с индийскими классическими музыкантами, включая Рави Шанкара, Вилаят Хана и Али Акбара Хана. Он обнаружил, что в первую очередь они верны музыкальным традициям, а не его фильму. Он лучше понимает западные классические формы, которые он хотел использовать в своих фильмах, действие которых происходит в городской среде. Начиная с Teen Kanya, Рэй начал сочинять свои собственные партитуры.

Он использовал актеров разного происхождения, от известных кинозвезд до людей, которые никогда не видели фильмы (как в Aparajito). Робин Вуд и другие хвалили его как лучшего детского режиссера, отмечая незабываемые выступления в ролях Апу и Дурги (Патер Панчали), Ратана (почтмейстер) и Мукула (Sonar Kella). В зависимости от таланта или опыта актера, Рэй менял интенсивность своей режиссуры, от практически полного отсутствия с такими актерами, как Утпал Датт, до использования актера в качестве марионетки (Субир Банерджи как молодой Апу или Шармила Тагор как Апарна). Актеры, работавшие на Рэя, похвалили его привычное доверие, но сказали, что он также может относиться к некомпетентности с полным презрением. Полно восхищаясь своим кинематографическим стилем и безупречным мастерством, директор Британской киноакадемии Роджер Манвелл сказал: «В сдержанном стиле, который он принял, Рэй стал мастером техники. Он выбирает время из природы людей и их окружения; его камера - пристальный, ненавязчивый наблюдатель за реакциями; он редактировал незаметный, экономичный переход от одного значения к другому ». Хотя Рэй был мастером техники и превосходным мастером, он всегда считал жизнь лучшим источником вдохновения для такого популярного средства, как кино. По его собственным словам,« Для Это популярное средство массовой информации, лучший вид вдохновения должен исходить из жизни и иметь в ней свои корни. Никакая техническая полировка не может компенсировать искусственность темы и нечестность обращения ».

Литературные произведения

Рэй создал двух популярных вымышленных персонажей в бенгальской детской литературе - Фелуда, детектив, и профессор Шонку, ученый. Истории Фелуды рассказаны Топешем Ранджаном Митрой, он же Топсе, его двоюродным братом-подростком, чем-то вроде Ватсона Холмс. Научная фантастика Шонку представлена ​​в виде дневника, обнаруженного после загадочного исчезновения ученого. Рэй также написал сборник бессмысленных стихов под названием Сегодня Бандха Горар Дим, который включает перевод «Джаббервоки » Льюиса Кэрролла. Он написал сборник юмористических рассказов муллы Насируддина на бенгали.

Его рассказы были опубликованы в виде сборников из 12 рассказов, в которых в общем названии использовалось слово «двенадцать» (например, Aker pitthe dui, или буквально «Два на одном»). Интерес ая к головоломкам и каламбурам отражен в его рассказах. Рассказы Рэя полностью обуздывают его интерес к мрачному, неизвестному и другим аспектам, которых он избегал в фильмах, создавая интересное психологическое исследование. Большинство его произведений переведено на английский язык. Большинство его сценариев были опубликованы на бенгали в литературном журнале Eksan. Рэй написал автобиографию о своих детских годах Jakhan Choto Chilam (1982), переведенную на английский как «Дни детства».

Рэй написал о своих переживаниях в тот период, когда он снимал Трилогию Апу в своей мемуары под названием Мои годы с Апу: Воспоминания.

Он также написал очерки о кино, опубликованные в сборниках: Наши фильмы, их фильмы (1976), Бишой Чалаччитра (1976) и Стрельба по Экей Болу (1979). В середине 1990-х эссе Рэя из фильмов и антология рассказов были также опубликованы на английском языке на Западе. Наши фильмы, их фильмы - антология кинокритики Рэя. Книга содержит статьи и отрывки из личного журнала. Книга состоит из двух разделов: сначала Рэй обсуждает Индийский фильм, прежде чем он обратил внимание на Голливуд, конкретных режиссеров (Чарли Чаплин и Акира Куросава ) и таких движений, как итальянский неореализм. Его книга Бишой Чалаччитра была издана в переводе в 2006 году как Кстати о фильмах. Он содержит краткое описание его философии различных кинотеатров.

Рэй как каллиграф

Сатьяджит Рэй разработал четыре шрифта для латинского алфавита: Рэй Роман, Рэй Бизарр, Дафнис и праздничный шрифт, кроме всех бенгальских для журнала Сандеш. Рэй Роман и Рэй Бизарр выиграли международный конкурс в 1971 году. В определенных кругах Калькутты Рэй продолжал оставаться выдающимся графическим дизайнером на протяжении всей своей кинокарьеры. Рэй иллюстрировал все свои

Последняя правка сделана 2021-06-07 03:40:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте