Инквизиция

редактировать
система трибуналов, обеспечивающих соблюдение католической ортодоксии Изображение Галилея перед Священным канцелярией в 19 веке, автор Джозеф-Николас Роберт-Флери

Инквизиция, в исторической церковной терминологии также именуемая «Святая инквизиция », была группой учреждений внутри католической церкви чьей целью была борьба с ересью. Пытки и насилие использовались Инквизицией для получения признаний от еретиков. Инквизиция началась в 12 веке Франция для борьбы с религиозным инакомыслием, особенно среди катаров и вальденсов. Инквизиторские суды с этого времени до середины 15 века вместе известны как Средневековая инквизиция. Другие группы, исследованные во время средневековой инквизиции, которая в основном имела место во Франции и Италии, включали духовных францисканцев, гуситов (последователи Яна Гуса ) и бегунов. Начиная с 1250-х годов, инквизиторы обычно выбирались из членов доминиканского ордена, что заменило более раннюю практику использования местного духовенства в качестве судей.

В течение позднего средневековья и в начале Возрождения, масштабы инквизиции значительно выросли в ответ на протестантскую реформацию и католическую контрреформацию. Он распространился на другие европейские страны, что привело к испанской инквизиции и португальской инквизиции. Испанская и португальская инквизиции уделяли особое внимание анусим (людям, которые были вынуждены отказаться от иудаизма против своей воли) и мусульманам, обратившимся в католицизм. Масштабы преследований обращенных мусульман и обращенных евреев в Испании и Португалии были результатом подозрений в том, что они тайно вернулись к своим предыдущим религиям, хотя обе группы меньшинств также были более многочисленны на Пиренейском полуострове, чем в другие части Европы.

В это время Испания и Португалия управляли инквизиторскими судами не только в Европе, но и во всех своих империях в Африке, Азия и Америка. Это привело, в частности, к инквизиции Гоа, перуанской инквизиции и мексиканской инквизиции.

За исключением В Папской области институт инквизиции был упразднен в начале 19 века после наполеоновских войн в Европе и испанско-американских войн за независимость в Северной и Южной Америке. Учреждение сохранилось как часть Римской курии, но в 1908 году было переименовано в «Высшую Священную Конгрегацию Святой Канцелярии». В 1965 году она стала Конгрегацией доктрины веры.

Содержание

  • 1 Определение и цель
  • 2 Происхождение
  • 3 Средневековая инквизиция
  • 4 Ранняя современная европейская история
    • 4.1 Ведьма -trials
    • 4.2 Испанская инквизиция
    • 4.3 Инквизиция в испанской заморской империи
    • 4.4 Португальская инквизиция
    • 4.5 Римская инквизиция
  • 5 Конец инквизиции в XIX и XX веках
  • 6 Статистика
  • 7 Появление в популярных СМИ
  • 8 См. Также
    • 8.1 Документы и труды
    • 8.2 Известные инквизиторы
    • 8.3 Известные случаи
    • 8.4 Покаяние
  • 9 Ссылки
  • 10 Библиография
  • 11 Внешние ссылки

Определение и цель

Трибунал при Дворце инквизитора в Биргу, Мальта

Термин «инквизиция» происходит от средневекового латинского слова «inquisitio» ", который относился к любому судебному процессу, основанному на римском праве, который постепенно вернулся в обиход в период позднего средневековья. Сегодня английский термин «инквизиция» может применяться к любому из нескольких учреждений, которые работали против еретиков (или других нарушителей канонического права ) в судебной системе римского Католическая церковь. Хотя термин инквизиция обычно применяется к церковным судам католической церкви, он относится к судебному процессу, а не к организации. «Инквизиторы» «... были названы таковыми, потому что они применяли судебную технику, известную как inquisitio, что можно перевести как« дознание »или« дознание ». В этом процессе, который уже широко использовался светскими правителями (Генрих II использовал его в Англии в XII веке) официальный исследователь запрашивал информацию по конкретному предмету у любого, кто чувствовал, что ему есть что предложить ».

Инквизиция как церковный суд не имела юрисдикции над маврами и евреями как таковыми. Как правило, инквизиция интересовалась только еретическим поведением католических сторонников или новообращенных.

Подавляющее большинство приговоров, кажется, состояло из аскез, таких как ношение креста на одежде, паломничество и т. Д. подозреваемый был признан виновным в нераскаявшейся ереси, по закону инквизиторский суд должен был передать человека светским властям для окончательного приговора, после чего судья определял наказание, которое обычно сжигалось на костре хотя размер штрафа зависит от местного законодательства. Законы включали запреты на определенные религиозные преступления (ересь и т. Д.), А наказания включали смерть через сожжение, хотя обычно наказанием было изгнание или пожизненное заключение, которое обычно заменялось через несколько лет.. Таким образом, инквизиторы обычно знали, какова будет судьба любого задержанного.

Издание 1578 года Directorium Inquisitorum (стандартное руководство для инквизиторов) разъясняло цель инквизиционных наказаний:... quoniam punitio non refertur primo per se in correctiveem bonum eius qui punitur, sed in bonum publicum ut alij terreantur, a malis committendis unecentur (перевод: "... наказание не имеет места в первую очередь и само по себе для исправления и добро человека наказывается, но для общественного блага, чтобы другие могли испугаться и отлучить от зла, которое они могут совершить »).

Происхождение

Католическая церковь до 1100 года подавляли то, что они считали ересью, обычно с помощью системы церковного запрета или тюремного заключения, но без применения пыток и редко прибегая к казням. Против таких наказаний выступал ряд священнослужителей и богословов, хотя в некоторых странах ересь каралась смертной казнью .

. В XII веке, чтобы противостоять распространению катаризма, преследование еретиков стало более строгим. часто. Церковь поручила советам, состоящим из епископов и архиепископов, учреждать инквизиции (епископальная инквизиция ). Первая инквизиция была временно учреждена в Лангедоке (юг Франции) в 1184 году. Убийство папского легата Папы Иннокентия Пьера де Кастельно в 1208 году вызвало альбигойский крестовый поход (1209–1229). Инквизиция была учреждена на постоянной основе в 1229 году (Тулузский совет ), в основном ею управляли доминиканцы в Риме, а затем в Каркассоне в Лангедоке.

Средневековая инквизиция

Историки используют термин «средневековая инквизиция» для описания различных инквизиций, начавшихся около 1184 года, в том числе епископальной инквизиции (1184–1230-е годы), а затем и папской инквизиции (1230-е годы). Эти инквизиции стали ответом на крупные народные движения по всей Европе, которые считались отступниками или еретиками христианства, в частности, катарами на юге Франции и вальденцами как на юге Франции, так и на севере Италии. За этими первыми инквизиционными движениями последовали и другие инквизиции. Правовая основа для некоторой инквизиторской деятельности исходит из папы Иннокентия IV папской буллы Ad extirpanda от 1252 года, которая прямо разрешает (и определяет соответствующие обстоятельства) применение пыток инквизицией для получения признаний от еретиков. Однако Николас Эймерих, инквизитор, написавший «Directorium Inquisitorum», заявил: «Quaestiones sunt fallaces et ineficaces» («допросы с помощью пыток вводят в заблуждение и бесполезны»). К 1256 г. инквизиторам было дано отпущение грехов, если они использовали орудия пыток.

В 13 веке Папа Григорий IX (правил в 1227–1241 гг.) Возложил обязанность нести инквизиции в Доминиканский Орден и Францисканский Орден. К концу средневековья Англия и Кастилия были единственными крупными западными странами, не имевшими папской инквизиции. Большинство инквизиторов были монахами, преподававшими теологию и / или право в университетах. Они использовали инквизиторские процедуры, обычную юридическую практику, адаптированную из более ранних судебных процедур Древнего Рима. Они судили ересь вместе с епископами и группами «асессоров» (духовенство, выполнявшее роль, которая была примерно аналогична присяжным или юридическим советникам), используя местные власти для создания трибунала и преследования еретиков. После 1200 г. каждую инквизицию возглавлял великий инквизитор. Великие инквизиции существовали до середины 19 века.

Ранняя современная европейская история

С обострением споров и конфликтов между протестантской Реформацией и католической Counter - Реформация, протестантские общества стали рассматривать / использовать Инквизицию как устрашающее «Иное », в то время как стойкие католики считали Святую Канцелярию необходимым оплотом против распространения предосудительных ересей.

Суды над ведьмами

Эмблема испанской инквизиции (1571)

В то время как вера в колдовство и преследования, направленные на или оправдываемые им, были широко распространены в дохристианской Европе, и отражено в германском законе, влияние церкви в эпоху раннего средневековья привело к отмене этих законов во многих местах, положив конец традиционной языческой охоте на ведьм. На протяжении всей средневековой эпохи господствующее христианское учение отрицало существование ведьм и колдовства, осуждая их как языческое суеверие. Однако христианское влияние на народные верования в ведьм и малефициум (вред, причиненный магией) не смогло полностью искоренить народную веру в ведьм.

Жестокие разоблачения и преследования предполагаемых волшебниц, которые характеризовали жестокие охоты на ведьм в более позднюю эпоху, обычно не наблюдались в первые тринадцать столетий христианской эры. Средневековая церковь различала «белую» и «черную» магию. Местная народная практика часто смешивает песнопения, заклинания и молитвы соответствующему святому покровителю, чтобы отразить штормы, защитить скот или обеспечить хороший урожай. Костры в канун Иванова дня предназначались для отражения стихийных бедствий или влияния фей, призраков и ведьм. Считалось, что растения, которые часто собирают в определенных условиях, эффективны для исцеления.

Черная магия использовалась для злонамеренных целей. Обычно это происходило через исповедь, покаяние и благотворительность, назначенную как покаяние. Ранние ирландские каноны рассматривали колдовство как преступление, которое должно сопровождаться отлучением от церкви до тех пор, пока не будет совершено соответствующее покаяние. В 1258 г. Папа Александр IV постановил, что инквизиторы должны ограничивать свое участие теми случаями, в которых существует явная презумпция еретической веры.

Преследование колдовства в целом стало более заметным на протяжении позднего средневековья и эпохи Возрождения, возможно, отчасти из-за потрясений той эпохи - Черной смерти, Столетней войны и постепенного похолодание климата, который современные ученые называют малым ледниковым периодом (примерно между 15 и 19 веками). Иногда обвиняли ведьм. Поскольку годы наиболее интенсивной охоты на ведьм в основном совпадают с эпохой Реформации, некоторые историки указывают на влияние Реформации на европейскую охоту на ведьм.

Доминиканский священник Генрих Крамер был помощником архиепископа Зальцбургского. В 1484 году Крамер потребовал от папы Иннокентия VIII разъяснить его полномочия преследовать колдовство в Германии, где ему было отказано в помощи со стороны местных церковных властей. Они утверждали, что Крамер не может законно функционировать в их районах.

Папская булла Summis desiderantesffectibus стремилась разрешить этот спор о юрисдикции, конкретно указав епархии Майнца, Кёльн, Трир, Зальцбург и Бремен. Некоторые ученые считают быка «явно политическим». Бык не смог гарантировать, что Крамер получил поддержку, на которую он надеялся, фактически он был впоследствии изгнан из города Инсбрук местным епископом Джорджем Гольцером, который приказал Крамеру прекратить выдвигать ложные обвинения. Гольцер описал Крамера как старческого в письмах, написанных вскоре после инцидента. Этот упрек заставил Крамера написать обоснование своих взглядов на колдовство в своей книге Malleus Maleficarum, написанной в 1486 году. В этой книге Крамер изложил свое мнение о том, что колдовство является виновником плохой погоды. Книга также известна своим враждебным отношением к женщинам. Несмотря на заявление Крамера о том, что книга получила признание духовенства Кельнского университета, на самом деле духовенство в Кельне осудило ее за отстаивание взглядов, нарушающих католическую доктрину и стандартную процедуру инквизиции. В 1538 году испанская инквизиция предостерегла своих членов не верить всему, что сказал Маллеус.

Испанская инквизиция

Педро Берругете, святой Доминик Гусман, председательствовавший на Auto da fe (ок. 1495). Многие художественные представления ложно изображают пытки и сожжение на костре во время аутодафе (португальский означает «Закон веры»).

Португалия и Испания в период позднего Средневековья. Века состояли в основном из мультикультурных территорий мусульманского и иудейского влияния, отвоеванных из исламского контроля, и новые христианские власти не могли предположить, что все их подданные внезапно станут и останутся ортодоксальными католиками. Итак, инквизиция в Иберии, на землях Реконкисты графств и королевств, таких как Леон, Кастилия и Арагон, имели особую социально-политическую основу, а также более фундаментальные религиозные мотивы.

В некоторых частях Испании к концу 14 века была волна жестокого антииудаизма, поощряемая проповедями Феррана Мартинеса, архидиакон из Écija. Во время погромов июня 1391 г. в Севилье были убиты сотни евреев, а синагога была полностью разрушена. Число убитых также было высоким в других городах, таких как Кордова, Валенсия и Барселона.

Одно из последствий этих погромов было массовым обращением тысяч выживших евреев. Принудительное крещение противоречит закону католической церкви, и теоретически любой, кто был насильно крещен, может законно вернуться в иудаизм. Однако это трактовалось очень узко. Юридические определения того времени теоретически признавали, что насильственное крещение не было действительным таинством, но ограничивали это случаями, когда оно осуществлялось буквально с применением физической силы. Лицо, согласившееся на крещение под угрозой смерти или серьезного увечья, по-прежнему считалось добровольным новообращенным и, соответственно, ему запрещалось возвращаться в иудаизм. После публичного насилия многие новообращенные «почувствовали, что безопаснее оставаться в своей новой религии». Таким образом, после 1391 года появилась новая социальная группа, получившая название конверсос или новые христиане.

Король Фердинанд II Арагонский и королева Изабелла I Кастильская учредили Испанскую инквизицию в 1478 году. В отличие от предыдущих инквизиций, она действовала полностью под королевской христианской властью, хотя укомплектовывалась духовенством и орденами и независимо от Святого Престола. Он действовал в Испании и во всех испанских колониях и территориях, включая Канарские острова, Неаполитанское королевство и все испанские владения в Северной, Центральной и Южной Америке. В первую очередь он сосредоточен на обращенных из ислама (Moriscos, Conversos и тайных мавров) и из иудаизма (Conversos, Crypto - Евреи и Маррано ) - обе группы все еще проживали в Испании после окончания исламского контроля над Испанией - которые попали под подозрение в том, что они продолжали придерживаться своей старой религии. или снова упасть в нее.

В 1492 году все евреи, которые не обратились в христианство, были изгнаны из Испании; те, кто обратились, стали номинальными католиками и, таким образом, подчинялись инквизиции.

Инквизиция в заморской испанской империи

В Северной и Южной Америке король Филипп II учредил три трибунала (каждый формально назывался Tribunal del Santo Oficio de la Inquisición) в 1569 году, один в Мексике, Картахена-де-Индиас (в современной Колумбии) и Перу. Мексиканский офис управлял Мексикой (центральная и юго-восточная Мексика), Nueva Galicia (северная и западная Мексика), Audiencias в Гватемале ( Гватемала, Чьяпас, Сальвадор, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика) и Испанская Ост-Индия. Перуанская инквизиция, базирующаяся в Лиме, ​​управляла всеми испанскими территориями в Южной Америке и Панамой.

португальской инквизицией

Медная гравюра 1685 года: «Умирает инквизиция в Португалии»

Формально португальская инквизиция началась в Португалии в 1536 году по просьбе короля Жуана III. Мануил I просил Папу Льва X установить инквизицию в 1515 году, но только после его смерти в 1521 году Папа Павел III согласился. Во главе его стоял Великий Инквизидор, или Генеральный Инквизитор, назначенный Папой, но избранный Короной и всегда принадлежавший к королевской семье. Португальская инквизиция в основном сосредоточила свое внимание на евреях-сефардах, которых государство заставило обратиться в христианство. Испания изгнала свое сефардское население в 1492 г. ; многие из этих испанских евреев уехали из Испании в Португалию, но в конечном итоге и там подверглись инквизиции.

Португальская инквизиция провела свой первый аутодафе в 1540 году. Португальские инквизиторы в основном сосредоточили внимание на евреях новых христиан (т.е. конверсос или маррано ). Португальская инквизиция расширила сферу своей деятельности от Португалии до своих колониальных владений, включая Бразилию, Кабо-Верде и Гоа. В колониях он продолжал выполнять функции религиозного суда, расследуя и рассматривая дела о нарушениях принципов ортодоксального римского католицизма до 1821 года. Король Жуан III (годы правления 1521–1557 гг.) Расширил деятельность судов на цензура, гадание, колдовство и двоеженство. Первоначально ориентированная на религиозную деятельность, инквизиция оказала влияние почти на все аспекты португальского общества: политические, культурные и социальные.

Инквизиция Гоа, начавшаяся в 1560 году, была инициирована иезуитом священником Франциском Ксавье из его штаб-квартиры в Малакке, первоначально из-за Новые христиане, которые жили там, а также в Гоа и регионе, население которого вернулось к иудаизму. Инквизиция Гоа также сосредоточила внимание на обращенных католиках из индуизма или ислама, которые, как считалось, вернулись к своим первоначальным путям. Кроме того, эта инквизиция преследовала необращенных, которые нарушали запреты на соблюдение индуистских или мусульманских обрядов или препятствовали попыткам португальцев обратить нехристиан в католицизм. Алейшо Диас Фалькао и Франсиско Маркес установили его во дворце Адиль-хана.

Согласно Генри Чарльзу Ли, между 1540 и 1794 годами суды в Лиссабоне, Порту, Коимбре и Эвора привел к сожжению 1175 человек, сожжению еще 633 чучел и наказанию 29590 человек. Но документация о 15 из 689 аутодафе исчезла, поэтому эти цифры могут немного занижать активность.

Римская инквизиция

С протестантской реформацией католическая власти стали гораздо более склонны подозревать ересь в любых новых идеях, включая идеи гуманизма эпохи Возрождения, ранее решительно поддерживаемые многими наверху церковной иерархии. Искоренение еретиков стало гораздо более широким и сложным делом, осложненным политикой территориальных протестантских держав, особенно в Северной Европе. Католическая церковь больше не могла оказывать прямого влияния на политику и системы правосудия в странах, официально принявших протестантизм. Таким образом, война (Французские религиозные войны, Тридцатилетняя война ), резня (бойня в День Святого Варфоломея ), а также миссионерская и пропагандистская работа ( Sacra congregatio de пропаганды fide ) Контрреформации стал играть более важную роль в этих обстоятельствах, и римское право типа «судебного» подход к ереси в лице инквизиции стал в целом менее важным. В 1542 г. Папа Павел III учредил Конгрегацию Священного Управления Инквизиции в качестве постоянного собрания, укомплектованного кардиналами и другими должностными лицами. Перед ним стояли задачи поддержания и защиты непорочности веры, а также изучения и запрещения ошибок и ложных доктрин; Таким образом, он стал надзорным органом местных инквизиций. Возможно, самым известным делом, рассмотренным римской инквизицией, было дело Галилео Галилея в 1633 году..

Наказания и приговоры для тех, кто признал свою вину или был признан виновным, оглашались вместе на публичной церемонии в конце всех процессов. Это было sermo generalis или аутодафе. Покаяния (не имеет значения для гражданских властей) может состоять из паломничества, публичной бичевания, штрафа или ношения крест. Ношение двух язычков из красной или другой ярко окрашенной ткани, пришитых к верхней одежде в виде буквы «X», отмечало тех, кто находился под следствием. Наказанием в серьезных случаях была конфискация имущества инквизицией или тюремное заключение. Это привело к возможности выдвижения ложных обвинений с целью конфискации лиц с доходом выше определенного уровня, особенно богатых marranos. После французского вторжения 1798 года новые власти отправили во Францию ​​из Рима 3000 сундуков, содержащих более 100000 документов инквизиции.

Окончание инквизиции в XIX и XX веках

войны за независимость бывших испанских колоний в Северной и Южной Америке завершились отменой инквизиции в каждом квартале латиноамериканской Америки между 1813 и 1825 годами.

Указом правительства Наполеона в 1797 году инквизиция в Венеции была упразднена в 1806 году.

В Португалии, вслед за Либеральная революция 1820 года, «Общие чрезвычайные и учредительные суды португальского народа» отменили португальскую инквизицию в 1821 году.

Последней казнью инквизиции была в Испании в 1826 году. Это была казнь удушением школьного учителя Каэтано Риполла за якобы преподавание деизма в его школе. В Испании практика инквизиции была окончательно объявлена ​​вне закона в 1834 году.

В Италии, после восстановления Папы в качестве правителя Папской области в 1814 году, деятельность Папской области Инквизиция продолжалась до середины XIX века, особенно в широко разрекламированном деле Мортара (1858–1870). В 1908 году название Конгрегации стало «Священная Конгрегация Святой Канцелярии», которая в 1965 году была изменена на «Конгрегация Доктрины Веры », как сохранилось до наших дней.

Статистика

Начиная с 19 века, историки постепенно собирали статистику, взятую из сохранившихся судебных протоколов, на основании которых были рассчитаны оценки путем корректировки зарегистрированного числа обвинительных приговоров на среднее количество документов. убыток за каждый период времени. Густав Хеннингсен и Хайме Контрерас изучили записи испанской инквизиции, в которых перечислено 44 674 случая, из которых 826 закончились казнями лично, а 778 - изображениями (то есть вместо этого человека сожгли соломенную куклу). Уильям Монтер подсчитал, что в период с 1530–1630 годов было 1000 казней, а в период с 1630–1730 годов - 250. Жан-Пьер Дедье изучил протоколы трибунала Толедо, который предал суду 12000 человек. По оценкам Генри Камена, за период до 1530 года во всех трибуналах Испании было около 2000 казней. Итальянский профессор истории эпохи Возрождения и эксперт по инквизиции Карло Гинзбург сомневался в использовании статистических данных для вынесения суждения о периоде. «Во многих случаях у нас нет доказательств, доказательства были потеряны», - сказал Гинзбург.

Появление в популярных СМИ

  • В комедийной команде Монти Пайтон Зарисовки испанской инквизиции, группа неумелых инквизиторов неоднократно врывается в сцены после того, как кто-то произносит слова «я не ожидал испанской инквизиции», крича «Никто не ждет испанской инквизиции!» Затем инквизиция применяет неэффективные формы пыток, включая сушилку для посуды вешалку, мягкие подушки и удобное кресло.
  • Inquisitio - французский телесериал, действие которого происходит в центре. Возраст.
  • В романе Имя розы Умберто Эко, есть некоторые дискуссии о различных сектах христианства и инквизиции, небольшое обсуждение этики и цели инквизиции., и сцена инквизиции. В одноименном фильме Инквизиция играет важную роль, включая пытки и сожжение на костре.
  • В романе La Catedral del Mar Ildefonso Falcones и Сериал Netflix Морской собор, основанный на романе, есть сцены расследований инквизиции в маленьких городках и великолепная сцена в Барселоне.
  • Вышел фильм Милоша Формана «Призраки Гойи » 9 июня 2007 года в США проливает свет на истории некоторых картин испанского художника Франсиско Гойи во времена испанской инквизиции, в частности, когда священник осуждает и сажает в тюрьму красивую женщину ради собственной выгоды. Ее семья принимает ответные меры, но не может ее спасти.
  • Вымышленная версия инквизиции служит основой для приключенческого хоррор-стелс-игры A Plague Tale: Innocence.

См. Также

Документы и труды

Известные инквизиторы

Известные дела

Покаяние

Ссылки

Библиография

  • Адлер, Э. Н. (апрель 1901 г.). "Авто де фе и еврей". Еврейский ежеквартальный обзор. Университет Пенсильвании Press. 13 (3): 392–437. DOI : 10.2307 / 1450541. JSTOR 1450541.
  • Берман, Эдвард, Инквизиция: Молот ереси (Sutton Publishers, 2004) ISBN 0-7509-3722- Х. Новое издание книги, впервые опубликованной в 1984 году, представляет собой общую историю, основанную на основных первоисточниках.
  • Кэрролл, Уоррен Х., Изабель: Католический Королевский фронт, Вирджиния, 1991 (Christendom Press)
  • Фокс, Джон (1997) [1563]. Чедвик, Гарольд Дж. (Ред.). Новая книга мучеников Фокса / Джон Фокс; переписан и обновлен Гарольдом Дж. Чедвиком. Мост-Логос. ISBN 0-88270-672-1.
  • Гивен, Джеймс Б., Инквизиция и средневековое общество (Cornell University Press, 2001)
  • Камен, Генри, Испанская инквизиция: Историческая редакция. (Издательство Йельского университета, 1999); ISBN 0-300-07880-3. Это переработанное издание его оригинала 1965 года способствует пониманию испанской инквизиции в ее местном контексте.
  • Леа, Генри Чарльз, История инквизиции Испании, 4 тома (Нью-Йорк и Лондон, 1906–1907).)
  • Паркер, Джеффри (1982). «Некоторые недавние работы об инквизиции в Испании и Италии». Журнал современной истории. 54 (3).
  • Питерс, Эдвард (1989). Инквизиция. U of California Press.
  • Уолш, Уильям Томас, Персонажи инквизиции (TAN Books and Publishers, Inc, 1940/97); ISBN 0-89555-326-0

Внешние ссылки

Викискладе есть средства массовой информации, связанные с инквизицией.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Inquisition
Wikisource содержит оригинальный текст, связанный с этой статьей: Inquisition
Последняя правка сделана 2021-05-24 03:17:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте