Черная легенда (Испания)

редактировать
Предполагаемая тенденция в исторических письмах, демонизирующая Испанию и Испанскую империю

См. Подпись Гравюра 1598 года работы Теодора де Бри испанца, который кормит своих собак убитых женщин и детей. Работы Де Бри характерны для антииспанской пропаганды, ставшей результатом Восьмидесятилетней войны. Испанской империи

Чёрной легенды (Испанский : La leyenda negra), или Испанская черная легенда, является теоретической историографической тенденцией, состоящей из антииспанской и антикатолической пропаганды. Его сторонники утверждают, что его корни восходят к 16 веку, когда он изначально был политическим и психологическим оружием, которое использовалось североевропейскими соперниками Испании для того, чтобы демонизировать Испанскую империю, ее людей и культуру, минимизировать испанские открытия и достижения и противодействовать ее влияние и силы в мировых делах.

Ассимиляция изначально голландской и английской пропаганды 16-го века в основную историю теоретически способствовала антииспанскому уклону среди историков наряду с искаженным взглядом на историю Испания, Латинская Америка и другие части мира. Эта пропаганда 17-го века нашла свою основу в реальных событиях во время испанского завоевания Америки, которые действительно включают в себя зверства, но часто используют мрачные и преувеличенные изображения насилия, игнорируя подобное поведение других держав <186.>

Хотя существование испанской черной легенды XVI и XVII веков признается большинством ученых, аспекты этой легенды все еще обсуждаются. Чарльз Гибсон описал ее как «накопленную традицию пропаганды и испанофобии, согласно которому Испанская империя использует жестокая, фанатичная, дегенеративная, эксплуататорская и самодовольная, превышающая реальность»., преувеличение, сборен и двойные стандарты с фактами. Среди ученых, которые существуют разногласия по поводу наших дней, продолжается ли предвзятое изображение испанской до дней, и в какой степени это может быть значительным, если это так.

Содержание

  • 1 Историография и определения «Испанской черной легенды»
    • 1.1 Истоки концепции «Испанской черной легенды»
    • 1.2 Историографическое развитие термина
  • 2 Исторические основы XVI и XVII вв. пропаганда века
    • 2.1 Завоевание Америки
    • 2.2 Война с Нидерландами
  • 3 Происхождение ранней современной черной легенды
    • 3.1 Италия
    • 3.2 Германия
    • 3.3 Ис ламофобия и антисемитизм
    • 3.4 Англия
    • 3.5 Сефардские евреи
    • 3.6 Распространение
  • 4 Продолжение Черной легенды в современную эпоху
    • 4.1 Лингвистический
    • 4.2 Экономический
    • 4.3 Политический
    • 4.4 Образование и популярная культура
    • 4.5 Раса
  • 5 Белая легенда
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература

Историография и определения Испанской черной легенды

Термин "черная легенда» впервые была в отношении биографий Наполеона, и в основном он использовал ее в контексте двух противоположных легенд, «золотой легенды» и «черной легенды»: два крайних, упрощенных, одномерных подхода к персонажу, изображавшему его как бога или демона. одинаковым образом в области использования испанской истории; Антонио Солер использовал оба терминала при изображении кастильских и арагонских монархов. Использование термина Leyenda Negra специально для обозначения предвзятого антииспанского описания истории приобрело популярность в первые два десятилетия 20 -го века и больше всего ассоциируется с Хулианом Худериасом. На протяжении двадцатого и 21 века ученые предлагали различные интерпретации Черной легенды и обследования. уждали ее полезность как историческую концепцию.

Истоки концепции «Испанской черной легенды»

На конференции в Париже 18 апреля 1899 года Эмилия Пардо Базан впервые применила термин «Черная легенда» для обозначения общего взгляда на современную историю Испании:

За границей наши несчастья известны и часто без остатка преувеличиваются; Возьмем, к примеру, книгу М. Ива Гийо, которую мы рассматриваем как идеальную модель черной легенды, противоположной золотой легенде. Испанская черная легенда - соломинка для тех, кто ищет удобные примеры поддержки политических тезисов (...) Черная легенда заменяет нашу современную историю романом в стиле Ponson du Terrail, с минами и контрминами., который даже не заслуживает чести анализировать.

Конференция оказала большое влияние на Испанию, особенно на Хулиана Худериаса. Худериас, работающий в посольстве Испании в России, заметил (и осудил) распространение антироссийской пропаганды в Германии, Франции и Англии и интересовался ее долгосрочными последствиями. Худериас был первым историком, описавшим феномен «черной легенды» и определившим его испанский аналог. Его книга 1914 года «La Leyenda Negra y la Verdad Histórica» (Черная легенда и историческая правда) деконструирует аспекты имиджа Испании (в том числе в Книге мучеников Фокса ). Согласно Худериасу, эта предвзятая историография представила испанскую историю в негативном свете и намеренно игнорировала достижения и достижения. В «Ла Лейенда Негра» он определяет испанскую черную легенду как:

... используя наши собственные фантастические исторические о родине, получив широкую огласку во всех странах, гротескными описаниями, которые всегда делались испанцев в отдельной и в совокупности, отрицание или, по крайней мере, систематическое игнорирование всего, что благоприятно и красиво в различных проявлениях культуры и искусства, иллюзии, которые в каждую эпоху выдвигались против Испании ».

Историографическое развитие термина

Более поздние авторы поддержали и развили критику Худериаса. «Древе ненависти» (1971) историк Филип Уэйн Пауэлл утверждал, что «Черная легенда» все еще активна в современной истории, приводя примеры то, что он рассматривал как различное отношение к Испании и другим державам:

испанцев, которые пришли в Новый Свет в поисках возможностей, выходящих за рамки их европейской среды, презрительно называют жестокими и приветливыми dy «искатели золота» или другие уничижительные эпитеты, фактически синонимичные слова «дьяволы»; но англичан, искавших возможности Нового Света, более почтительно называют «колонистами», «строителями жилья» или «искателями свободы». [...] Когда испанцы изгоняли или наказывали религиозных диссидентов, это стало известно как «фанатизм», «нетерпимость», «фанатизм» и стало их упадка. Когда англичане, голландцы или французы делали то же самое, это называется «объединением нации» или защитой от измены или иностранного заговора.

— Древо ненависти (издание 2008 г.), стр. 11

В его книге Инквизиция Эдвард Петерс писал:

Образ Испании, распространившийся по Европе в конце шестнадцатого века, рожденный посредством политической и религиозной пропаганды, очернившей характеры испанцев и их правителя до такой степени, что Испания стал символом всех сил репрессий, жестокости, религиозной и художественной отсталости на следующие четыре столетия. Испанцы и испанофилы назвали этот процесс и образ, возникший в его результате, как "Черная легенда", la leyenda negra.

— Inquistion (издание 1989 г.), стр. 131

В его книге 2002 г. Испания в: истоки Испанизм в США, американский историк Ричард Каган определил испанскую черную легенду:

К этой восприятию Испании как второстепенной «другой» добавилась «Черная легенда», многовековая группа протестантских верований, которые дали США унаследовали от британцев и в некоторой степени от голландцев. Черная легенда приравнивала Испанию к инквизиции, религиозному фанатизму и кровавым преследованиям протестантов и евреев. Это также вызвало в воображении образы деспотических монархов, которые отказывают своим подданным в доступе к какой-либо видимости экономической и политической свободы и, следовательно, поставили Испанию на путь слабости и политической упадки. Такое удивительно, что это удивительно, но удивительно, но удивительно.

Согласно Хулиан Мариас, испанская черная легенда не была исключительной, но ее стойкость есть. Причины ее долговечности:

  1. Перекрытие Испанской империи с введением печатного станка в Англии и Германии, которая позволяла ежедневно печатать сотни брошюр.
  2. Религиозные факторы и идентификация
  3. Замещение испанского интеллектуального класса, благоприятным для его бывшего соперника (Франция) после войны Испанского наследства, положившего начало французскому нарративу в Испании
  4. Уникальные характеристики колониальных войн раннего Нового времени и необходимость новых колониальных держав для новой независимой испанские колонии и уникальные, ча расистики первой империи: Британской империи.

Вальтер Миньоло рассматривают «Черную легенду» »Как развитие расовой ориентации Испании еврейства в 15 веке. Обвинения в смешанной крови и вольной религиозности 15 века, впервые выдвинутые против евреев и мавров конверсос как внутри Испании, так и за рубежом, переросли в гистанофобские взгляды 16 века на испанцев как на испорченных религиозных фанатиков. ассоциация с иудаизмом. Единственный стабильный элемент, который они видят в этой гистанофобии, - это элемент «инаковости», принятый другим », жестокостью и отсутствием моральных качеств, в котором одни и те же нарративы переосмысливаются и видоизменяются.

предполагает, что известность «Черной легенды» в испанской историографии означает, что настоящие насилие испанского завоевания Америки не получили должного внимания в Испании. Он считает, что некоторые латиноамериканцы:

... прилагают усилия, чтобы наилучшим образом оправдать испанское завоевание Америки, поскольку они хорошо осознавали эксцессы, совершенные "Черной легендой", набором идей, которые характеризуются их интеллектуальной грубостью.

Согласно историку Эльвире Рока Бареа, формирование черной легенды и ее ассимиляция нации - явление, наблюдаемое во всех мультикультурных империях (не только Испанская империя ). Черная легенда об империи была бы пропагандистских атак и усилий самых малых современных держав и побежденных соперников; пропаганда, созданная соперничающими группировками в империи; самокритика интеллектуальной элиты и потребность в новых силах, консолидированных во время (или после) существования империи.

В ответ на Рока Бареа Хосе Луис Вильяканьяс заявляет, что Черная легенда был прежде всего фактором, с геополитической ситуацией XVI и XVII веков. Он утверждает, что:

После 1648 года [Черная легенда] не была особенно популярна в электронных кругах. Напротив, старые враги [Испании], Англия и Голландия, величайшими защитниками Испанской империи в конце 17 века, чтобы не допустить, чтобы она попала в руки [французов]. «

Концептуальная ценность испанской черной легенды не общепризнана академиками.

Историческая основа антииспанской. пропаганды XVI и XVII веков

Философ XVIII века Иммануил Кант писал: «Плохая сторона испанца в том, что он не учится у иностранцев, что он путешествует не для того, чтобы познакомиться с другими народами» Он обладает романтическими качествами духа, как показывает коррида ; жесток, как показывает прежний аутодафе ; и он демонстрирует во вкусе свое происхождение, отчасти неевропейское ». Таким образом, семиотик Вальтер Миньоло утверждает, что легенда испанских чернокожих связанных с расой в использовании испанского Мавританская история изображает испанцев как расово испорченных, а также обращение с африканцами и коренными американцами во время испанской колонизации, чтобы символизировать моральный облик страны. Несмотря на это, существует общее мнение, что волна антииспанской пропаганды XVI и XVII веков была связана с бесспорными событиями и явлениями, которые произошли в период апогея испанской власти между 1492 и 1648 годами.

Завоевание Америки

трехвековая европейская колонизация Америки, зверства и преступления совершались всеми европейскими народами в соответствии с современным мнением, так и с современными моральными стандартами. Колонизация Испании также включает массовые убийства, убийства, сексуальное рабство и другие гротескные злоупотребления в отношении человека. права, особенно в основном в первые годы, после прибытия Христофора Колумба в Карибское море. Однако Испания была первой в зарегистрированной истории, которая принимает законы о защите народов. Еще в 1512 году Законы Бургоса регулирование поведения европейцев в Новом Свете, запрещенное жестокое обращение с коренными народами и ограничивая власть энкомендерос - землевладельцев, получивших королевские гранты. нанимать оплачиваемый труд. Законы устанавливали регулируемый режим работы, оплаты, снабжения, жилых помещений, гигиены и ухода за туземцами в разумно гуманном духе. Постановление запрещало применение землевладельцами любых форм наказания и требование, чтобы хижины и хижины индейцев строились вместе с хижинами испанцев. Законы также предписывали, чтобы туземцы обучались христианской религии и запрещали двоеженство.

В июле 1513 года были добавлены еще один закон так называемых, индонезийских женщин и индийских детей и один родственник индийских мужчин. В 1542 г. Новые законы расширили, изменили и исправили предыдущие законы с целью улучшения их применения. Эти Новые законы представляли собой гуманитарные усилия, которые были недостаточны, чтобы разубедить восстания, подобные восстанию Гонсало Писарро в Перу. Тем не менее, этот свод законов представляет собой один из самых ранних примеров современных гуманитарных историй.

Иллюстрация зверств испанцев в Эспаньоле, автор Теодор де Бри

Хотя эти законы не были они всегда соблюдаются, они отражают сознание испанской монархии 16-го века в отношении прав и благополучия народов и ее волюать жителей территорий Испании. Эти законы были приняты в ранний период колонизации после некоторых злоупотреблений, которые сообщают сами испанцы, путешествующие с Колумбом. Методы испанской колонизации включали насильственное обращение коренного населения в христианство. «Орден Двенадцати» францисканских монахов 1523 г. требовал, чтобы туземцы обращались в христианство с применением военной силы, если это необходимо. Наравне с этим мнением д-р Хуан Хинес де Сепульведа утверждал, что неполноценность индейцев оправдывает использование войны для их цивилизации и христианизации. Он воспламенил порабощение и насилие, чтобы положить конец варварству туземцев. Бартоломе де лас Касас, с другой стороны, категорически против этой точки зрения, утверждая, что туземцев можно мирно обратить в свою веру.

Такие сообщения о нарушениях со стороны испанцев приводят к институциональным дебатам в Испании о процессе колонизации и правах защиты народов Северной Америки. Доминиканец монах Бартоломе де лас Касас опубликовал Brevísima relación de la destrucción de las Indias (Краткое описание разрушения Индии ), отчет 1552 года о предполагаемых зверствах, совершенных землевладельцами и некоторыми основными лицами в ранний период колонизации Новой Испании (особенно на Hispaniola ). Де лас Касас, сын купца Педро де лас Касаса (сопровождавший Колумба в его втором путешествии), описал обращение Колумба с туземцами в своей «Истории Индии». Его описание действий Испании было использовано в качестве основы для атаки на Испанию, в том числе во Фландрии во время Восьмидесятилетней войны. Точность описаний испанской колонизации де лас Касасом все еще обсуждается некоторыми учеными из-за предполагаемых преувеличений. Хотя историк Льюис Ханке считал, что де лас Касас преувеличивал зверства в своих отчетах, Бенджамин Кин находил их более или менее точными. Монография Чарльза Гибсона 1964 года «Ацтеки». под испанским правлением (первое исчерпывающее исследование источников об отношениях между индейцами и испанцами в Новой Испании ), заключает, что демонизация Испании «основывается на записях преднамеренного садизма. Она процветает в атмосфере возмущения, которое выводит проблему из категории объективного понимания. Этого недостаточно для понимания институтов колониальной истории ». Однако эта точка зрения подверглась широкой критике со стороны других ученых, таких как Кин, которые считают проблематичным акцент Гибсона на правовых кодексах, а не на обильных документальных свидетельствах испанских злодеяний и злоупотреблений.

В 1550 году Карл I попытался положить конец этим спорам, остановив насильственное завоевание. Филипп II пытался пойти по его стопам с филиппинскими островами, но предыдущее насильственное завоевание необратимо сформировало колониальные отношения. Это было одним из долговременных последствий, которые привели к распространению легенды о черных врагами Испании.

Жестокое обращение с индейцами, которое позже будет иметь место в других европейских колониях в Америке, было использовано в работах. конкурирующих европейских держав, чтобы разжечь вражду против Испанской Империи. Работа Де ласа Касаса впервые была процитирована на английском языке в 1583 году «Испанская колония», или «Краткая хроника действий и гестов испанцев в Вест-Индии», в то время, когда Англия готовилась к войне против Испании в Нидерландах.

Все европейские державы, колонизировавшие Америку, включая Англию, Португалию и Нидерланды, жестоко обращались с коренными народами. Колониальные державы также обвинялись в совершении геноцида в Канаде, Соединенных Штатах и Австралии. В последние годы эти вопросы привлекли к себе большее внимание ученых, и историографическая оценка последствий колониализма постоянно развивается. По словам Уильяма Б. Малтби, «по крайней мере три поколения ученых дали более сбалансированную оценку поведению испанцев как в Старом, так и в Новом Свете, в то время как мрачные отчеты других имперских держав получили более объективную оценку».

Война с Нидерландами

Война Испании с Соединенными провинциями и, в частности, победы и зверства кастильского дворянина Фернандо Альварес де Толедо, 3-го герцога Альба, участвовал в антииспанской пропаганде. Отправленный в августе 1567 года для противодействия политическим волнениям в той части Европы, где печатные станки поощряли различные мнения (особенно против католической церкви ), Альба захватила контроль над издательской индустрией; несколько печатников были изгнаны, по крайней мере один казнен. Книготорговцев и типографов преследовали и арестовали за публикацию запрещенных книг, многие из которых входили в Index Librorum Prohibitorum.

После долгих лет беспорядков в Нидерландах лето 1567 года ознаменовалось обновлением 284>насилие, в ходе которого голландцы кальвинисты испортили статуи и украшения в католических монастырях и церквях. Март 1567 года Битва при Остервиле была первым военным ответом Испании на беспорядки и началом Восьмидесятилетней войны. В 1568 году Альба казнил выдающихся голландских дворян на центральной площади Брюсселя, что вызвало антииспанские настроения. В октябре 1572 года, после того, как оранжевые войска захватили город Мехелен, его лейтенант попытался сдаться, когда услышал, что приближается более многочисленная испанская армия. Несмотря на попытки умиротворить войска, Фадрике Альварес де Толедо (сын губернатора Нидерландов и командующий войсками герцога) позволил своим людям разграбить город; Альба доложила королю Филиппу II, что «ни гвоздя не осталось в стене». Год спустя магистраты все еще пытались вернуть церковные артефакты, которые испанские солдаты продавали в другом месте.

Этот мешок Мехелена был первым из серии событий, известных как Испанская ярость ; несколько других произошли в течение нескольких лет. В ноябре и декабре 1572 года, с разрешением герцога, Фадрике приказал жителям Зутфена и Наардена запереться в церквях и сжечь заживо. В июле 1573 года после шестимесячной осады город Харлем сдался. Солдаты гарнизона (кроме немецких солдат) были утоплены или перерезаны им глотки войсками герцога, выдачи граждане были казнены. Более 10 000 харлемеров были убиты на валах, около 2 000 были сожжены или подвергнуты пыткам, и вдвое больше людей утонули в реке. После жалоб на испанский суд Филипп II решил изменить политику и освободить герцога Альбы. Альба хвастался, что он сжег или казнил 18 600 человек в Нидерландах, в дополнение к большему количеству людей, которых убил во время войны. 8000 человек были сожжены или повешены за один год, общее число фламандских жертв Альбы не могло быть меньше 50 000.

Современная анонимная картина, изображающая 4 ноября 1576 года Испанская ярость в Антверпен Испанская ярость в Маастрихте в 1579 году

Голландское восстание распространилось на юг в середине 1570-х годов после мятежа армии Фландрии из-за отсутствия оплаты и неистовствовал в нескольких городах, в первую очередь Антверпен в 1576 году. Солдаты неистовствовали по городу, убивая, грабя, вымогая деньги у жителей и сжигая дома тех, кто не платил. Типографии Кристофа Плантена трижды угрожали уничтожением, но каждый раз ее щадили с выплатой выкупа. Антверпен был экономически опустошен атакой; Было сожжено 1000 зданий, а до 17000 мирных жителей были изнасилованы, подвергнуты пыткам и убиты. Родителей пытали в их глазах умерших детей, младенцев убивали на руках у их матери, женщин забивали до смерти на мужей. Маастрихт был осажден, разграблен и дважды разрушен Терциосом де Фландес (в 1576 и 1579), и 1579 осада закончилась испанской яростью, унесшей жизни 10 000 мужчин, женщин и детей. Испанские войска, которые прорвали городские стены, сначала изнасиловали женщин, затем вырезали население, по общему мнению, разрывая людей на куски. Солдаты утопили сотни мирных, жителей их с моста через реку Маас в эпизоде, аналогичном более ранним событиям в Зютфене. Военный террор победил фламандское движение и восстановил испанское правление в Бельгии.

Пропаганда, созданная голландским восстанием во время борьбы против испанской короны, также может рассматривать как часть Черной легенды. Атаки индейцев, описанные Де лас Касас, сравнивали с грабежами Альбы и его преемников в Нидерландах. Brevissima relacion был переиздан не менее 33 раз в период с 1578 по 1648 год в Нидерландах (больше, чем во всех других странах вместе взятых). В статьях и постановлениях испанской инквизиции о вторжении и противодействии Нидерландам Священная канцелярия обвиняется в заговоре с целью заморить голодом голландское население и истребить его высшую информацию, «как это сделали испанцы в Индии» <. 289>Марникс из Синт-Альдегонда, известный пропагандист дела мятежников, использовал ссылки на предполагаемые намерения Испании «колонизировать» Нидерланды, например, в своем обращении 1578 г. к немцам Диета.

Происхождение ранней современной черной легенды

Анахронная карта Испанской империи, включая территориальные претензии

Антииспанские настроения возникли во многих частях Европы по мере роста Испанской империи. В области Габсбургов Испания была доминирующей державой в союзе, охватывающем нынешнюю Бельгию, Люксембург, Нидерланды, Бургундия и большая часть Италии. Иберийские (в основном кастильские ) войска прошли по Испанской дороге из Италии в Германию, чтобы сражаться на голландских и немецких полях сражений.

Во время Восьмидесятилетней войны пропаганда изображала Испанцы как кровожадные варвары. В последующие века антииспанские стереотипы получили широкое распространение (особенно в русскоязычных, голландских и немецкоязычных частях Европы). Пропаганда изображала преувеличенные версии зла испанской колониальной практики и испанской инквизиции.

в отношении Испании в Нидерландах:

как часть елизаветинской кампании против Испании и католической церкви... Буквально официально появились антииспанские публикации на английском, голландском, французском и французском языках. немецком языке в шестнадцатом веке. Новые издания и новые работы, повторяющие старые обвинения, появлялись во время Тридцатилетней войны и в других случаях, когда казалось полезным разжечь антииспанские настроения. Учитывая распространенность такого материала, неудивительно, что авторы научных историй впитали анатомии анамнез и передали его более поздним поколениям.

— Уильям С. Мальтби, Взлет и падение Испанской империи

Италия

Сверкер Арнольдссон из Университета Гетеборга поддерживает гипотезу Худериаса об испанской черной легенде в европейской историографии и определяет ее происхождение в средневековой Италии, в отличие от предыдущих авторов (которые датируют ее до 16 века). В своей книге «Черная легенда: исследование ее происхождения» Арнольдссон цитирует исследования Бенедетто Кроче и Артуро Фаринелли, чтобы утверждать, что Италия была враждебно настроена по отношению к Испании в 14, 15 и 16 веках, а также тексты, созданные и распространенные там. позже использовались в качестве основы протестантскими народами.

Теория Арнольдссона о происхождении черной легенды Испании подверглась критике как соединение процесса создания черной легенды с негативным взглядом (или критикой).) иностранной державы.

  1. Итальянское происхождение самых ранних писаний Испании не является достаточным основанием для Италии как источника легенды; это нормальная реакция в любом обществе, где доминирует иностранная держава.
  2. Фраза «черная легенда» предполагает традицию (не существующую в итальянских писаниях), основание реакции на недавнее присутствие испанских войск (которые
  3. в Италии 15 и 16 веков критики и итальянские интеллектуальные почитатели Испании ( Фердинанд II Арагонский ) сосуществовали.

Эдвард Петерс утверждает в своем труде «Инквизиция»:

В итальянской анспанской инвективе само христианское самосознание, которое во многом вдохновляло на очищение испанских королевств, (...) Испанцы, сначала осужденные за нечистоту своей христианской веры, подверглись критике за чрезмерное рвение в защите католицизма. политической и религиозной политики Испании общепринятый вид этнической инвективы стал красноречивой и злобной формы моделист ва персонажа. Таким образом, когда Бартоломе де лас Касас писал свою критику правительственной политики в Новом Свете, его ограниченная, конкретная цель была проигнорирована.

— Эдвард Питерс, Инквизиция

Согласно Уильяму С. Мальтби, итальянские сочинения лишены "ведущие темы" ": обычное повествование, которое составило бы испанскую черную легенду в Нидерландах и Англии. Рока Бареа соглашается;

Германия

Арнольдссон альтернативу теории итальянского происхождения в ее полярной противоположности: немецкий ренессанс. и Мартин Лютер, основные движения, использовали слово «римский» в более широком понятии «латынь», стремился создать немецкую идентичность в отличие от римских захватчиков. Италия, воспринимался как «чужеземный, аморальный, хаотичный и фальшивый, в противоположность моральному, упорядоченному и немецкому».

В дополнение к идентификации Испанцы вместе с евреями, еретиками и «африканцами» усилили антииспанскую пропаганду со стороны недоброжелателей императора Карла V. Пропаганда против Карла была националистической, отождествляя его с Испанией и Римом, хотя он родился во Фландрии, в то время говорил по-голландски, но мало по-испански и не по-итальянски, и часто расходился с папой.

Чтобы поддержать апелляцию своего дела, правители, выступавшие против Карла, сосредоточились на отождествлении его с папой (мнение, которое Чарльз принять участие в его немецких войнах, они сопротивлялись). Тот факт, что среди войск и сторонников Карла были немецкие и протестантские князья и солдаты, был дополнительным поводом для отказа от прикрепленных к ним испанских элементов. Необходимо было внушить страх перед испанским владычеством и создать свой имидж. Среди опубликованных пунктов наиболее часто выделяются отождествление испанцев с маврами и евреями (из-за частоты смешанных браков), количество конверсос (евреев или мусульман, перешедших в христианство) в их обществе и «естественная жестокость этих двоих». «

Исламофобия и антисемитизм

За пределами Испании Инквизиция считалась необходимой чисткой, которую необходимо было провести в Испании, поскольку всех испанцев обвиняли в мавританском и еврейское происхождение (...) Испанцы, сначала осужденные нечистотой своих убеждений, затем подверглись критике за чрезмерное рвение в защите католицизма. Под влиянием политической и религиозной политики Испании общий тип этнических изобретений стал красноречивой формой описания посредством убийства персонажей. Итак, когда Бартоломе де лас Касас писал свою критику определенной правительственной политики в Новом Свете, его ограниченная, убедительная, конкретная цель была проигнорирована.

Эдвард Петерс, Инквизиция (1985)

Это происхождение сочетает в себе элементы немецкого происхождения с доказательством антииспанского нарратива, существовавшего до 16 века, а также большого количества параллелизмов между антииспанскими и антисемитские рассказы, которые существуют в современной Европе, и это один из нарративов, который получает наибольшую поддержку. Согласно этой точке зрения, «Испанская черная легенда» была создана путем переноса уже созданного «характера» «жестокого, жаждущего золота еврея» на испанскую нацию. Поскольку повествование было знакомо, стереотип был принят, и идентификация испанцев и евреев уже была мейнстримом в Европе из-за долгой истории сосуществования между обеими общинами в Иберии, в то время, когда евреи были изгнаны из большей части Европы. В «Черную легенду» сразу же поверили и усвоили Центральную Европу.

. Согласно Эльвире Рока Бареа, «черная легенда Испании» является вариантом антисемитских нарративов, которые распространялись в Англии, большей части Центральной Европы и Италии с 13-го века. век. Рока Бареа считает, что предубеждение против Испанской империи ведет к его панофобскому нарративу, который инструментализирует историческую роль Испании как места встречи христианства, ислама и иудаизма как инструмент пропаганды. В 1555 году, после изгнания испанских евреев, Папа Павел IV описал испанцев как «еретиков, раскольников, проклятых Богом, потомков евреев и мавров, самой мерзкой сволочи. Земля". Такой климат будет способствовать передаче испанцам антисемитских и антимусульманских стереотипов. У этого дела есть три основных источника доказательств: тексты немецких интеллектуалов Возрождения, существование рассказа о черной легенде в Европе до завоевания Америки и сходство стереотипов с другими стереотипами, которые приписывались иудаизму антисемитскими взглядами. Европейцы и стереотипы, которые «Черная легенда» приписывает испанцам.

Тексты, отождествляющие испанцев с «еретиками» и «евреями», были впервые написаны в Германии в 14 веке, а также различные тексты 15-го и 16-го века. Антииспанская пропаганда столетия - это почти построчное копирование предшествующих антисемитских работ. Например, знаменитый рассказ о жестоком обращении коренных американцев, убивающих своих угнетателей, выливая им на головы расплавленное золото, является точным перефразированием сцены, описанной в антисемитской поэме Осада Иерусалима. Это также предполагает, что глубокий антисемитизм, который проповедуется в трудах Лютера, мог выполнять двойную функцию, националистическую и антииспанскую, а также религиозную, если бы определение обеих функций уже было в обращении.

Мартин Лютер соотносил «еврея» (которого в то время ненавидели в Германии) с «испанцами», которые имели все большую власть в регионе. По словам Сверкера Арнольдссона, Лютер:

  • отождествлял Италию и Испанию с папством, хотя Рим и Испания были в то время врагами
  • игнорировали сосуществование христиан и евреев в Испании
  • Объединенные Испания и Турция из-за страха вторжения с их стороны.

В 1566 году публикуются беседы Лютера. Среди многих других подобных утверждений он цитируется так:

[...] Спаниерн [...], Эссен Герн Вайсс Брот и Кюссен Герн Вайсс Мейдляйн, и другие подобные утверждений он цитируется так:

[...] Спаниерн [...] (Испанцы с удовольствием едят белый хлеб и с удовольствием целуют белых женщин, но они такие же грязно-коричневые и черные как смоль, как король Бальтазар и его обезьяны ».)

— Иоганн Фишарт, Geschichtklitterung (1575).

Ideo prophetatum est Hispanos velle subigere Germaniam aut per se aut per alios, scilicet Turcam [...] Et ita Germania vexabitur et viribus ac bonis suis exca Hispanico regno subiugabitur. Eo tenit Sathan, quod Germaniam liberam perturbare tentat (Таким образом, предсказывается, что испанцы хотят поработить Германию самостоятельно или через других, таких как турки.) И таким образом Германия будет унижена и лишена ее людей и собственности, будет подчинена королевству Испании. сделать, потому что помогает он предотвратить свободную Германию)

— Лютер

Упоминания испанцев как «плохих христиан», «евреев», «мавров» или расистские отсылки, связывающие указанное происхождение с отсутствием моральной или общей неполноценности. источник черных легенд и пропаганде. со Средних веков до наших дней.

Англия

Англия сыграла роль в распространении Испанской черной легенды в колониальных временах, но также согласовано независимо от того, сколько англичане могли бы добавить к этому происшествию из Великобритании. и до островов дошло только после войны и конфликта интересов.

В «Сравнение английского и испанского народов» (1589) Роберт Эшли пишет:

[Мы должны] научитесь презирать этих великолепных дона Диего и испанских кавальеро, которые самые отважные считают хвастунами и хвастунами, а сами (по большей части) бессодержательными тенями.... Какую человечность, какую веру, какую учтивость, скромность и гражданственность мы можем найти среди этой сволочи варваров? [Мои утверждения] могут быть очищены путем их рассмотрения нашими манерами, то есть пороков с нашими вертушками, их гнусной подлости и щедрости.... Сравнение наших условий с условиями этого поколения монгреллов. [Испанский народ] неверен, алчен и ненасытен больше всех других народов.... Характер и нрав испанцев, которых можно видеть вместе объединенные хитрый Лис, хищный Вульф и разъяренный Тигр.... [Испанец также] нечистая и грязная свинья, зловещий вой, гордый павлин... легион ныряльщиков... [Колумб] никогда бы не предпринял это путешествие, если бы он думал, что люди, которые Его привезли сюда... если бы они сразу превратились в львов, пантер, тигров и других диких зверей... О турки, о скитианцы, о татарии, [радуйтесь, огромная жестокость Испании заставляет вас выглядеть намного хуже]. [Испания] есть и всегда находится под раковиной, лужей и грязной грудой самых мерзких, зараженных и рабских людей, которые когда-либо жили на земле.... Эта злая раса той половины визиготов.... Эта деми Мур, деми-еврей, да, деми Сарасин.... Какие? Неужели эти марраны, да, эти нечестивые атеисты будут править нами, королями и принцами?... [Эти испанцы с]... их ненасытной алчностью, они больше, чем жестокость Тигри, они грязные, чудовищные и отвратительные пышности... они похотливые и бессердечные оскорбления своих матрон, жен, дочерей, они несравненные и гомосексуальные похоти мальчишки, которые совершили эти полуварвары Спаниард....

Антонио Перес, павший секретарь короля Филиппа, бежал во Францию, а затем в Англию, где опубликовал нападки на испанскую монархию под названием Relaciones (1594). Англичане оказались на эти книги, чтобы оправдать каперство и войны против испанцев. Яростный проповедник и памфлетист, Томас Скотт, повторил этот эпитет через поколение спустя, в 1620-х годах., когда онал Англию к войне против «этих волчьих антихристиан» вместо того, чтобы принять «Испанский матч."

сефардские евреи

. По словам Филипа Уэйна Пауэлла, критики, которые были распространены религиозными евреями, которые были изгнаны католическими монархами Испании, важными факторами в распространении антииспанских настроений (особенно стереотипов).

Распространение

, такие как Пауэлл, Миньоло и Рока Бареа, утверждают, что Испанская черная легендаивает большую часть Европы, особенно протестантскую и англиканскую Европу, а также Францию ​​и Америку. Однако в мусульманском мире или Турции нет никаких значительных следов этого, несмотря на почти семь веков непрерывных войн, в которых Испания и исламские мир были энга ged. Историк Вальтер Миньоло утверждал, что «Черная легенда» была связана с расовой идеологией, как в том смысле, что в ней использовалась мавританская история Испании, изобразить испанцев, чтобы расово испорченных, так и в то, как обращение с африканцами и коренными американцами во время испанских колониальных проектов стало символом их морального облика.

Продолжение «Черной легенды» в современную эпоху

Историки расходятся во мнениях относительно того, существует ли «Черная легенда» как реальный фактор в текущих дискуссиях об Испании и ее истории. В последние годы группа историков, в том числе Альфредо Альвар, Рикардо Гарсиа Карсель, утверждали, что Черной легенды в настоящее время не существует, это всего лишь испанское восприятие того, как мир воспринимает наследие Испании. Согласно Кармен Иглесиас, черная легенда состоит из отрицательных черт, которые испанский народ видит в себе, и сформирована политической пропагандой.

Мнение группы вокруг Гарсии Карселя повторяется Бенджамином. Кин, писавший в 1969 году. Он утверждает, что концепцию «Черной легенды» можно считать представительной, с учетом негативного поведения испанцев в Америке в степени точным. Он также утверждает, что существовала ли-либо согласованная кампания антииспанской пропаганды, основанная на имперском соперничестве, по крайней мере, остается под вопросом.

Генри Камен утверждает, что Черная легенда существовала в 16 веке, но теперь это прошлое в Англии. Однако другие авторы, такие как Рока Бареа, Тони Горовиц и Филип Уэйн Пауэлл, утверждали, что это все еще влияет на то, как воспринимается Испания, и что она поднимается стратегически во время дипломатических конфликтов интересов, а также в массовой культуре, чтобы скрыть негативные действия других народов. В 1971 году Пауэлл считал, что стереотипы Черной легенды способствуют превосходству белых, стирая этический и интеллектуальный вклад южноевропейцев и американцев американцев до и во время испанское завоевание. В 2006 году Тони Хоровиц утверждал, что легенда о чернокожих испанцах повлияла на текущую иммиграционную политику США.

Рока Бареа утверждает, что ранние современные испанские явления, такие как испанская инквизиция и завоевание Америки, на самом деле были полезными и поэтому любой негативный комментарий к ним является частью Черной легенды. Далее она утверждает, что протестантские европейские страны остаются в основном антикатолическими, заявляя:

Если мы лишим Европу ее гистанофобии и антикатолицизма, ее современная история станет непонятной.

Эту точку зрения критикует Гарсия Карсель, который просматривает ее книгу. как часть давней традиции незащищенности Испании по отношению к другим европейским странам, что, по сути, составляет настоящую Черную легенду. Он выделяет разновидности whataboutery (по-испански: y tu más) и жалости к себе (no nos quieren: «Никто нас не любит») в испанской историографии «Черной легенды», утверждая, что тщательное историческое исследование должно заменить испанское исследование. одержимость тем, как это видят другие.

Хосе Луис Вильяканьяс в своем ответе Roca Barea в 2019 году заявляет, что ее работа на самом деле является «популистской национал-католической пропагандой», совокупным количеством «научных нарушений». Вильяканьяс также обвиняет Рока Бареа в том, что он считает, что Франция, Испания, Англия и Голландия имеют «гистанофобию в их ДНК», и в минимизации зверств испанцев в Латинской Америке наряду с деятельностью инквизиции. Он утверждает, что во всех смыслах и целях «Черная легенда» не имеет значения вне контекста пропаганды 17-го века, но признает, что негативные архетипы Испании могли сохраняться во время режима Франко.

Другие сторонники теории непрерывности. Среди них музыковед Джудит Эцион и Роберто Фернандес Ретамар, а также Самуэль Амаго, который в своем эссе «Почему испанцы делают хороших плохих парней» анализирует живу легенды в современном европейском кино.

Те, кто утверждают, что «Черная легенда» по-прежнему использует Испанию и латиноамериканский мир. Укажите следующие примеры:

Лингвистический

  • Создание и использование специальных категорий: использование на английском языке слова «конкистадор» вместо «завоеватель» (дословный перевод слова «конкистадор»), а также «конкиста» вместо «завоевание »(Также буквальный перевод слова« конкиста »), чтобы создать новую, уникальную категорию коннотации, которая отделяет испанцев от других европейских народов. Eans.

Экономический

  • Луис Эспаньол утверждает, что прямые ссылки на конструкции времен Черной легенды были сделаны в британской и канадской прессе во время Turbot War 1992 года между Испанией и Канадой.
  • Эльвира Рока Бареа утверждает, что упоминание Испании как части группы стран PIGS или «GIPSY» (sic) - это обращение к антикатолическим и гистанофобным стереотипам с целью защищать финансовые интересы протестантских стран.

Политические

  • отношения между Латинской Америкой и Соединенными Штатами : Филип Уэйн Пауэлл, писавший в 1971 году, считал «Черную легенду» корнем современной дипломатии проблемы и анти- латино-латиноские настроения в своих Штатах, обосновывая это в своей книге «Древо ненависти: пропаганда и предрассудки, влияющие на отношения с латиноамериканским миром». Взгляд на «Черную легенду», оказывающий влияние на иммиграционную политику нынешних Соединенных Штатов, получил сторонников в нынешнем политическом климате. Утверждается, что повествование о «выродившейся расе» лежит в основе расистской дискриминации, от которой страдают латиноамериканцы в Америке.
  • Пауэлл заявил, что прошлое владение Испанией примерно половиной Соединенных Штатов Америки было неизвестно большинству американских граждан, ведущих к населению и культуре США, а также на лингвистические дебаты там.
  • Министр иностранных дел Испании Хосеп Боррелл заявил, что он видит возрождение Черной легенда по всей Европе в том смысле, как каталонский вопрос освещался, особенно русскоязычной прессой.

Образование и культура

  • В 1944 году Американский совет по образованию выпустил отчет об антииспанизме в школьных учебниках, в котором выявлено большое количество основных ошибок, неточности и предвзятого изображения. «Основными выводами в политической сфере» является «отмена Черной и ее влияние на нашу интерпретацию латиноамериканской жизни одной из наших интеллектуальных проблем в образовательной сфере, а также в политической сфере», и заключаются призыв к предвзятости и ошибкам в учебниках. Быть исправленным. Однако, по словам Пауэлла, в 1971 году все основные ошибки еще содержались в большинстве школьных материалов.
  • Рока Бареа критикует документальный фильм BBC 2007 года «Анды: спина дракона» за утверждение, что 200 испанцев завоевали 1,5 миллиарда инков., больше, чем все население мира в то время. Она считает это современной пропагандой Black Legend. Эдгар Стреле в своей книге указывает, что программа утверждает, что население Империи составляет 15 миллионов, ссылаясь на оригинальную английскую версию. Рока Бареа позже ответила на этот аргумент, заявив, что в дублированной версии, транслировавшейся по испанскому телевидению, была дана цифра в 1,5 миллиарда.
  • Рока Бареа указывает на следующий диалог из дублированного эпизода сериала Закон и порядок, транслировавшаяся в Испании в 2014 году, как пример продолжающейся гистанофобии в наши дни: «Сколько вы знаете гетеросексуальных мужчин старше 30 лет, которые все еще католиками и не чудаки? »

Раса

  • Пауэлл утверждает, что Черная легенда и ее аналог, голландские, английские и немецкие золотые легенды, якобы вносят основной вклад в конструкцию превосходства белых, поскольку они стирают этические и интеллектуальные аспекты. вклад южных европейцев и уменьшение власти и компетенции, достигнутые империями американского завоевания народов как до, так и во время испанского завоевания народов Америки.

Белая легенда

Ярлык "Белая легенда" Используется для прогнозируемого предполагаемого историографического подхода, представляющего некритический или идеализированный образ испанской колониальной практики, как это происходит в результате чрезмерных попыток противодействовать предвзятости Черной легенды, что она развивалась независимо. испанской историографии, которая распространялась во время режима Франсиско Франко, режим, который ассоциировал себя с имперским прошлым и утверждал это в положительном смысле. Франко, Historia de la leyenda negra hispanoamericana, как на произведение с сильной идеологической ой мотивацией, которое приводит к этому часто приводило аргументам, которые можно было квалифицировать как часть Белой легенды, но при этом приводить больше текущие примеры тропа. Некоторые, такие как Бенджамин Кин, критиковали работы Джона Фиске и Льюиса Ханке как слишком далеко идущие в направлении идеализации испанской истории. Признавая общие достоинства работы Ханке, предполагает, что современные имперские предприятия Соединенных Штатов Америки в Карибском бассейне и на Филиппинах привели его к идеализации Испанской империи как аналога американского колониализма. Он также утверждает, что сторонники Белой легенды игнорируются на испанских правовых кодексах, защищающих коренное население, игнорируя при этом языковом документе того, что они широко игнорируются.

обвиняет Эльвиру Рока Бареа в «превращении Черной легенды в Белую легенда» в своей влиятельной работе 2016 года «Imperofobia y Leyenda Negra», в которой она утверждает, что Испания противостоит другому «не расистским теориям, а [защитным] законам ». Кастельви Лаукамп указывает, что не только испанские законы Индии включают расизм с самого начала, но и рабство продолжалось в испанских колониях в Америке до 1886 года. Он также оспаривает утверждение о том, что высокий уровень метисов в испанских колониях (биологическое и культурное смешение европейского и коренного населения) демонстрирует отсутствие расизма в Испанской империи. Кастельви Лаукамп цитирует современные источники, которые с женщинами привлекаются как с военными трофеями и подвергались расовому сексуальному рабству и подчинению, применявшиеся против чернокожих и других небелых женщин в колониальном периоде.

Доминиканский историк Эстебан Мира Кабальос утверждает, что легенды Черного и Белого являются частью единого единства, которое он называет «Великой ложью». Далее он упоминается, как «Черная легенда» используется для поддержки «Белой легенды»:

Последствия позиционирования тех, кто заявляет на «Черную легенду» для того, чтобы, в действительности, защищать «Белую легенду», было замалчивание. любая критика прошлого: мы были изумительны, и все негативное, что-либо говорит о нас, плодом Черной легенды. И без возможности критики историческая наука теряет всякий смысл

— Эстебан Мира Кабальос, Mito, realidad y actualidad de la leyenda negra

«Белая легенда» или «Розовая легенда» (Sp: Leyenda Rosa) может также относиться к представителям, которые распространялась в Испании Филиппом II и его потомками, пропагандой, утверждала, что его действия в Нидерландах и Америке были религиозными мотивами, поэтому его собственное наследие будет сохранено. Эта пропаганда была направлена ​​на создание образа, что Испанией правит благоразумный и набожный монарх, и на сдерживание волнений, вызванных его агрессивной политикой и войнами в Нидерландах.

См. Также

  • Исторический портал

Ссылки

Дополнительная литература

  • Хосе Пресас-и-Марулл (1828 г.). Хуисио беспристрастно собре лас принципы причин де ла Революции испанской Америки и прослеживается де лас poderosas razones que tiene la metrópoli para reconocer su absoluta independencia. (оригинальный документ) [Справедливое суждение об основных причинах революции в Испанской Америке и о веских причинах, которые метрополия имеет для признания своей абсолютной независимости]. Burdeaux: Imprenta de D. Pedro Beaume.
  • Ардолино, Франк. Апокалипсис и армада в «Испанской трагедии Кида» (Кирксвилл, штат Миссури: исследования шестнадцатого века, 1995).
  • Арнольдссон, Сверкер. "La Leyenda Negra: Estudios Sobre Sus Orígines", Göteborgs Universitets Årsskrift, 66: 3, 1960
  • Диас, Мария Елена (2004). «За пределами Танненбаума». Закон и история. 22 (2): 371–376. DOI : 10.2307 / 4141650. JSTOR 4141650.
  • Эдельмайер, Фридрих (2011). «Лейенда Негра» и распространение антикатолических и антииспанских предрассудков ». European History Online.
  • Español Bouché, Луис, "Leyendas Negras: Vida y Obra de Julian Juderías", Junta de Castilla y Leon, 2007.
  • Гибсон, Чарльз. Черная легенда: антииспанские настроения в Старом и Новом Свете. 1971.
  • Гледхилл, Джон (1996). «Рецензия: от« других »к актерам: новые взгляды на популярные политические культуры и формирование национального государства в Латинской Америке». Американский антрополог. Новая серия. 98 (3): 630–633. doi : 10.1525 / aa.1996.98.3.02a00210.
  • Гриффин, Эрик. «От этноса к этносу: испанского« испанца »в Старом и Новом Свете», The New Centennial Review, 2: 1, 2002.
  • Хадфилд, Эндрю. «Поздний елизаветинский протестантизм, колониализм и страх апокалипсиса», Реформация, 3, 1998.
  • Ханке Льюис. Испанская борьба за справедливость при завоевании Америки. 1949.
  • Ханке, Льюис. Бартоломе де Лас Касас: книжник, ученый и пропагандист. 1952.
  • Хаубен, Пол Дж. (1977). «Белая легенда против черных: национализм и просвещение в испанском контексте». Северная и Южная Америка. 34 (1): 1–19. DOI : 10.2307 / 980809. JSTOR 980809.
  • Хиллгарт, Дж. Н. (1985). «Испанская историография и иберийская действительность». История и теория. 24 (1): 23–43. DOI : 10.2307 / 2504941. JSTOR 2504941.
  • Камен, Генрих, Империя: как Испания стала мировой державой, 1492-1763 гг. Нью-Йорк: HarperCollins. 2003. ISBN 0-06-093264-3
  • Кин, Бенджамин, «Возвращение к черной легенде: предположения и реальности», Hispanic American Historical Review 49, нет.. 4 (ноябрь 1969): 703–19.
  • Кин, Бенджамин, «Возвращение к белой легенде: ответ на« скромное предложение »профессора Ханке», латиноамериканское историческое обозрение 51, вып. 2 (май 1971): 336–55.
  • ЛаРоса, Майкл (1992–1993). «Религия в меняющейся Латинской Америке: обзор». Журнал межамериканских исследований и мировых отношений. 34 (4): 245–255. DOI : 10.2307 / 165811. JSTOR 165811.
  • Лок, Джулиан. «Сколько Терциос у Папы?» Испанская война и сублимация елизаветинской эпохи Анти-папство, История, 81, 1996.
  • Мальтби, Уильям С., Черная легенда в Англии. Duke University Press, Дарем, 1971, ISBN 0-8223-0250-0.
  • Маура, Хуан Франциско. "La hispanofobia a través de algunos textos de la conquista de América: de la Propanda política a la frivolidad académica". Бюллетень испанских исследований 83. 2 (2006): 213–240.
  • Маура, Хуан Франциско. ¿«Cobardía, crueldad y oportunismo español ?: algunas consideraciones sobre la 'verdadera' historyia de la conquista de la Nueva España». Лемир (Revista de literatura Mediterranean y del Renacimiento) 7 (2003): 1–29. [1]
  • Миньоло, В. Д. (2007). «Какое отношение имеет Черная Легенда к Расе?» Перечитывая Черную легенду: дискурсы о религиозных и расовых различиях в империях Возрождения, 312–24.
  • Пауэлл, Филип Уэйн, Древо ненависти: пропаганда и предрассудки, влияющие на отношения Соединенных Штатов с латиноамериканским миром. Basic Books, Нью-Йорк, 1971, ISBN 0-465-08750-7.
  • Rabasa, José (1993). «Эстетика колониального насилия: резня акомы в« Истории Нуэва Мексики »Гаспара де Вильягра». Литература колледжа. 20 (3): 96–114.
  • Санчес, М.Г., Антииспанские настроения в английской литературной и политической литературе, 1553–1603 (Phd Diss; University of Leeds, 2004)
  • Шмидт, Бенджамин, Невинность за границей. Голландское воображение и новый мир, 1570–1670, Cambridge U.P. 2001, ISBN 978-0-521-02455-6
  • Vigil, Ralph H. (1994). «Обзор: Неравенство и идеология в историографии пограничья». Обзор латиноамериканских исследований. 29 (1): 155–171.
Последняя правка сделана 2021-05-12 09:31:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте