Храмовая архитектура Бенгалии - это храмовые стили, разработанные и используемые в Бенгалии, в частности храмы чала, ратна и далан.
Согласно Дэвиду Дж. Маккатчиону, исторически религиозная архитектура в Бенгалии может быть разделена на три периода: ранний индуистский период (до конца XII века)., или может быть немного позже в определенных областях), период султаната (с 14 по начало 16 века), период индуистского возрождения (с 16 по 19 век). «Приход мусульман в начале 13 века ознаменовал собой резкий разрыв с прошлым. После первого столетия анархии и консолидации, отмеченных иконоборческими разрушениями и воинствующим «суфийским» прозелитизмом, индуистские вожди и мусульманские правители пришли к некоему компромиссу в общем фронте против Дели... Бенгалия, как мы ее знаем сегодня, стала независимой сущность впервые. В течение следующих двух столетий сформировалась самобытная бенгальская культура ».
Храмы домусульманского периода почти все исчезли, и из тех немногих, что там есть, преобладают высокие криволинейные рекха деул, родственный стилю Одишан. Другой тип, похожий на стили в Одише, - это пирха.
«Между ранним и поздним индуистскими периодами в Бенгалии произошли поразительные религиозные изменения: поклонение Вишну уступило место поклонению Вишну. Радха-Кришна, от Чамунда до Кали ; Сурья полностью потерял популярность; Возникли любопытные народные культы, подобные культу Дхармараджи или Дакшины Рая ». Также произошли изменения в храмовой архитектуре. Рекха деул продолжается, пирха стала редкой, другие старые формы исчезли. Преобладают два новых стиля - стиль хижины (чала), похожий на глиняную хижину с соломенной крышей, и стиль остроконечного (ратна), наиболее близкий к исламским традициям.
Эк-бангла или до-чала состоит из хижины с двумя покатыми крышами по образцу хижин, в основном в деревнях Восточной Бенгалии. Впервые он был принят в мусульманской архитектуре, ярким примером которого является Мавзолей Фатех-хана в Гауда. Две такие хижины, одна из которых образует крыльцо спереди, а другая представляет собой святыню позади, составляют джор-бангла - «самый выдающийся вклад Бенгалии в храмовый дизайн».
В Западной Бенгалии, крыша хижины обычно имеет четыре стороны, и по этой модели построен храм чар-чала. Когда миниатюра построена на крыше, она становится ат-чала. Храмы чар-чала начали возникать примерно в 17 веке. Помимо главных святынь, нахабатхана или входные ворота также имеют крышу чар-чала.
Могила До-чала Фатех-хана в Гауда, район Малда - пример мусульманского использования этого стиля
Джор Храм Бангла в Бишнупур, район Банкура
Храм Чар-чала в Палпара, район Надия
Храм Ат-чала Шантинатх в Чандракона, Пашим Мединипур район
Храм Баро-чала Буро Шивы в Джалшара, район Пашим Мединипур
Изогнутая крыша храма ратна «увенчана одной или несколькими башнями или вершинами. называется ратна (драгоценный камень). Самая простая форма имеет единственную центральную башню (эка-ратна), к которой могут быть добавлены еще четыре по углам (панча-ратна) ». Количество башен или вершин может быть увеличено максимум до двадцати пяти. Стиль ратна возник в 15-16 веках. Мусульманские купольные храмы очень редки, за исключением, возможно, Куч-Бехара.
«Храмы в стиле ратна - это составной тип архитектуры… Нижняя часть храма имеет все черты изогнутых карнизов, а короткий заостренный шпиль венчает крышу, которая будет украшена введением ратн или киоски ».
Храм Эк-ратна Рамчандраджи в Гуптипара, район Хугли
Храм Эк-ратна в Радхакантапур, район Пашим Мединипур
Храм Панча-ратна Шьям Рай в Бишнупур, район Банкура
Храм Нава-ратна Радха Биноде в Джайдев Кендули, район Бирбхум
С 13 минарами храм Хангсешвари имеет отличительную идентичность, в Бансберия, район Хугли
Саптадаса-ратна Храм Парватинатха в Чандракона, район Пашим Мединипур с 17 башнями
храм Панчавимсати-ратна Гопалбари в Город Кална, район Пурба-Бардхаман, с 25 вершинами
Панчавимсати-ратна расманча в Нараджоле, район Пашим Мединипур, с 25 вершинами
Храмы с плоской крышей (далан) «с их тяжелыми карнизами на S-образных скобах, они тоже имеют давнюю индо-исламскую традицию и храмовые традиции», а затем на них повлияли европейские идеи в 19 веке. Строить было проще. Со временем этот стиль утратил свою особую идентичность религиозной архитектуры и смешался с внутренней архитектурой. В некоторых храмах был добавлен купол,
храм Далан с плоской крышей в Бхалки, Пурба Бардхаман
Храм Далана, Храм Шарабхуджа Гауранга в Панчрол, район Пурба-Мединипур
Храм Далана с надстройкой рекха-деул, храм Радха Бинода в Панчрол, район Пурба-Мединипур
Далан с плоской крышей и куполом, Мадан Мохан Бари, Куч Бехар
Далан с плоской крышей и надстройкой панча-ратна в Храмовом комплексе Путиа в Путиа Упазила, район Раджшахи, Бангладеш
Традиционный рекха деул преобладает в западных районах Бенгалии. Некоторые из них являются гладкими криволинейными, а другие - ребристыми криволинейными. В гладком шрифте сикхара не имеет горизонтальных полос, а в гребенчатом - он плотно обрамлен полосами. Выступы ratha обычно глубокие и расставленные, иногда украшенные. Венчающий элемент амалака обычно большой и плоский. Есть большие и маленькие виды деуллов. Многие из очень маленьких типов обходятся без сложной укладки. Он продолжал развиваться с конца 7-го или начала 8-го века примерно до 12 века, увеличивая свою сложность и высоту, но сохраняя свои основные черты.
Храм Одиша считается замечательным своим планом и высотой. Основание обычно квадратное в индуистской храмовой архитектуре. Структура храма отмечена вертикальными смещенными проекциями, называемыми ратхами (на плане) и пагами (на возвышении). Главный храм (рекха деул) стоит на высокой платформе, называемой писта. Актовый зал называется джагамохан, через него преданные попадают в главный храм. Божество помещено в гарбхагриху, над которой возвышается шикхара.
Храмы Баракара в Баракаре в районе Пашим Бардхаман. Фотография Джозефа Дэвида Беглара в 1897 году. Возможно, до сих пор сохранились самые ранние рекха-деулы.
Древний храм Бахулара, район Банкура, 8-11 века
Сат Деул, район Пурба Бардхаман, 10 век
Джатар Деул, юг 24 Парганас, 11 век
Банда Деул, район Пурулия, 11 век
Ичхай Гхошер Деул в Гоурангапур, район Пашим Бардхаман, 16-17 века
храмы Сайлесвар и Шанресвар at Дихар, район Банкура, это старые храмы Шивы, поврежденные эрозией и, возможно, восстановленные в XIV веке.
Храм Хаканды в Майнапуре, район Банкура, построен в 18 веке и сильно поврежден.
Каменный дейл в Амбиканагаре, район Банкура, изначально был храмом джайнов, возрастом около 800-900 лет.
Храм Дакесвари в Дакке в Бангладеш
Купольный храм Шивы в Банесваре в районе Куч-Бехар
Храмы-близнецы Сонаранг в деревне Сонаранг в Район Муншигандж, Бангладеш
Храмы одинакового стиля и размера иногда группируются вместе. Два идентичных храма Шивы называют храмом Джора Шивы. Группы из четырех, шести и двенадцати храмов Шивы довольно популярны. Наиболее сложные из существующих групп имеют 108 храмов Шивы.
Нава-Кайлас, в котором находятся 108 храмов в городе Кална, район Пурба-Бардхаман108 храмов Шивы в Набабхате, Бардхаман, Пурба Район Бардхаман
26 храмов Шивы в Хардаха, Север 24 Район Парганас