Святой Тереза Калькуттская МС | |
---|---|
Мать Тереза в 1985 году. | |
Дева, Монахиня, Миссионерка, Основательница | |
Родившийся | Anjezë Gonxhe Bojaxhiu 26 августа 1910 Ускюп, Косовский вилайет, Османская империя (современный Скопье, Северная Македония ) ( 1910-08-26) |
Умер | 5 сентября 1997 г. (1997-09-05)(87 лет) Калькутта, Западная Бенгалия, Индия ) |
Почитается в | католическая церковь |
причисленный к лику блаженных | 19 октября 2003 г., площадь Святого Петра, Ватикан, Папа Иоанн Павел II. |
Канонизированный | 4 сентября 2016 г., площадь Святого Петра, Ватикан, Папа Франциск. |
Главный храм | Материнский дом миссионеров милосердия, Калькутта, Западная Бенгалия, Индия |
Праздник | 5 сентября |
Атрибуты | |
Покровительство | |
Заголовок | Высший генерал |
Личный | |
Религия | католицизм |
Национальность | |
Номинал | католик |
Подпись | |
Институт | |
Старший пост | |
Срок пребывания в должности | 1950–1997 гг. |
Преемник | Старший Нирмала Джоши, ведущий |
Мать Мария Тереза Бояджиу (урожденная Аньезе Гонксе Бояджиу, албанский: [aˈɲɛzə ˈɡɔndʒɛ bɔjaˈdʒiu] ; 26 августа 1910 — 5 сентября 1997), почитаемая в католической церкви как святая Тереза Калькуттская, была албанско - индийской римско-католической монахиней и миссионером. Она родилась в Скопье (ныне столица Северной Македонии ), тогда входившем в состав Косовского вилайета Османской империи. Прожив восемнадцать лет в Скопье, она переехала в Ирландию, а затем в Индию, где прожила большую часть своей жизни.
В 1950 году Тереза основала « Миссионеры милосердия », римско-католическую религиозную конгрегацию, в которой насчитывалось более 4500 монахинь и которая по состоянию на 2012 год действовала в 133 странах. Конгрегация управляет домами для людей, умирающих от ВИЧ/СПИДа, проказы и туберкулеза. В нем также работают бесплатные столовые, амбулатории, мобильные клиники, детские и семейные консультационные программы, а также детские дома и школы. Члены принимают обеты целомудрия, бедности и послушания, а также исповедуют четвертый обет - «от всего сердца бесплатно служить беднейшим из бедных».
Тереза получила ряд наград, в том числе премию мира Рамона Магсайсая 1962 года и Нобелевскую премию мира 1979 года. Она была канонизирована 4 сентября 2016 года, а годовщина ее смерти (5 сентября) - ее праздник. Спорная фигура при жизни и после смерти, Тереза вызывала у многих восхищение своей благотворительной деятельностью. Ее хвалили и критиковали по разным причинам, например, за ее взгляды на аборты и противозачаточные средства, а также за плохие условия в ее домах для умирающих. Ее авторизованная биография была написана Навином Чавлой и опубликована в 1992 году, о ней сняты фильмы и другие книги. 6 сентября 2017 года Тереза и святой Франциск Ксаверий были назначены со-покровителями Римско-католической архиепископии Калькутты.
Тереза родилась Аньезе Гондже (или Гонджа) Бояджиу ( албанский: [aˈɲɛzə ˈɡɔndʒɛ bɔjaˈdʒiu] ; Анжезе является родственным словом «Агнес»; Gonxhe означает «бутон розы» или «маленький цветок» на албанском языке ) 26 августа 1910 года в косовской албанской семье. в Скопье, Османская империя (ныне столица Северной Македонии ). Она крестилась в Скопье, на следующий день после своего рождения. Позже она считала 27 августа, день своего крещения, своим «настоящим днем рождения».
Она была младшим ребенком Николле и Дранафиле Бояджиу (Бернаи). Ее отец, который был вовлечен в политику албанской общины в Османской Македонии, умер в 1919 году, когда ей было восемь лет. Он родился в Призрене (сегодня в Косово ), однако его семья была из Мирдиты (современная Албания ). Ее мать могла быть из деревни недалеко от Гьякова.
Согласно биографии Джоан Графф Клукас, Тереза была в раннем возрасте, когда она была очарована историями о жизни миссионеров и их служении в Бенгалии ; к 12 годам она была убеждена, что должна посвятить себя религиозной жизни. Ее решимость укрепилась 15 августа 1928 года, когда она молилась у алтаря Черной Мадонны в Витине-Летнице, куда она часто совершала паломничества.
Тереза ушла из дома в 1928 году в возрасте 18 лет, чтобы присоединиться к сестрам Лорето в аббатстве Лорето в Ратфарнеме, Ирландия, чтобы выучить английский язык с намерением стать миссионером; Английский был языком обучения сестер Лорето в Индии. Больше она не видела ни мать, ни сестру. Ее семья жила в Скопье до 1934 года, когда они переехали в Тирану.
Она прибыла в Индию в 1929 году и начала свое послушничество в Дарджилинге, в нижних Гималаях, где она выучила бенгальский язык и преподавала в школе Святой Терезы рядом с ее монастырем. Тереза приняла свой первый религиозный обет 24 мая 1931 года. Она решила быть названной в честь Терезы де Лизье, покровительницы миссионеров; поскольку монахиня в монастыре уже выбрала это имя, она выбрала его испанское написание (Тереза).
Тереза приняла торжественную клятву 14 мая 1937 года, когда работала учителем в монастырской школе Лорето в Энталли, восточная Калькутта. Она проработала там почти двадцать лет и была назначена ее директором в 1944 году. Хотя Терезе нравилось преподавать в школе, ее все больше беспокоила бедность, окружавшая ее в Калькутте. Бенгальский голод 1943 года принес в город страдания и смерть, а День прямых действий в августе 1946 года положил начало периоду мусульманско-индуистского насилия.
Во время этой поездки в Дарджилинг на поезде она услышала зов своей совести. Она чувствовала, что должна служить бедным, оставаясь с ними. Она попросила и получила разрешение покинуть школу. В 1950 году она основала «Миссионеров милосердия». Она вышла служить человечеству с двумя сари с синей каймой.
10 сентября 1946 года Тереза испытала то, что она позже описала как «зов внутри зова», когда она ехала поездом в монастырь Лорето в Дарджилинге из Калькутты на свой ежегодный ритрит. «Я должен был покинуть монастырь и помогать бедным, живя среди них. Это был приказ. Потерпеть неудачу означало бы сломить веру». Позже Джозеф Лэнгфорд писал: «Хотя в то время об этом никто не знал, сестра Тереза только что стала Матерью Терезой».
Она начала миссионерскую работу с бедными в 1948 году, заменив свою традиционную одежду Лорето на простое белое хлопковое сари с синей каймой. Тереза приняла индийское гражданство, провела несколько месяцев в Патне, чтобы получить базовую медицинскую подготовку в больнице Святого Семейства, и отправилась в трущобы. Она основала школу в Мотиджиле, Калькутта, прежде чем начала заботиться о бедных и голодных. В начале 1949 года к Терезе присоединилась группа молодых женщин, и она заложила основу новой религиозной общины, помогающей «самым бедным из бедных».
Ее усилия быстро привлекли внимание индийских официальных лиц, в том числе премьер-министра. Тереза записала в своем дневнике, что ее первый год был сопряжен с трудностями. Не имея дохода, она просила еды и припасов и испытала сомнения, одиночество и искушение вернуться к комфорту монастырской жизни в эти первые месяцы:
Наш Господь хочет, чтобы я была свободной монахиней, покрытой нищетой креста. Сегодня я получил хороший урок. Бедность бедных должно быть так тяжело для них. В поисках дома я шел и шел, пока у меня не заболели руки и ноги. Я думал, как сильно они должны болеть душой и телом в поисках дома, еды и здоровья. Затем меня искушало утешение Лорето [ее бывшего прихожанина]. «Ты только скажи слово, и все снова будет твоим», — продолжал говорить Искуситель.... По свободному выбору, Боже мой, и из любви к тебе я желаю остаться и делать все, что будет твоей святой волей в отношении меня. Я не позволил ни единой слезе прийти.
Миссионеры милосердия в традиционных сари7 октября 1950 года Тереза получила разрешение Ватикана на создание епархиальной конгрегации, которая впоследствии стала миссионерами милосердия. По ее словам, он будет заботиться о «голодных, нагих, бездомных, калеках, слепых, прокаженных, обо всех тех людях, которые чувствуют себя ненужными, нелюбимыми, равнодушными во всем обществе, о людях, которые стали обузой для общества. и всеми сторонятся».
В 1952 году Тереза открыла свой первый хоспис с помощью официальных лиц Калькутты. Она превратила заброшенный индуистский храм в Калигатский дом для умирающих, бесплатный для бедных, и переименовала его в Калигат, Дом чистого сердца (Нирмал Хридай). Привезенные на родину получили медицинскую помощь и возможность достойно умереть в соответствии со своей верой: мусульманам читали Коран, индусам — воду из Ганга, католикам — крайнее елеопомазание. «Прекрасная смерть, — сказала Тереза, — предназначена для людей, которые жили как животные, чтобы умереть как ангелы — любимые и желанные».
Нирмал Хридай, хоспис Матери Терезы в Калькутте, 2007 г.Она открыла приют для больных проказой, назвав его Шанти Нагар (Город мира). Миссионеры милосердия открыли клиники по лечению проказы по всей Калькутте, предоставляя лекарства, перевязочные материалы и еду. Миссионеры милосердия принимали все большее число бездомных детей; в 1955 году Тереза открыла Нирмала Шишу Бхаван, Детский дом Непорочного Сердца, как приют для сирот и бездомной молодежи.
Конгрегация начала привлекать новобранцев и пожертвования, и к 1960-м годам она открыла приюты, детские дома и дома для прокаженных по всей Индии. Затем Тереза расширила собрание за границей, открыв дом в Венесуэле в 1965 году вместе с пятью сестрами. В 1968 году последовали дома в Италии (Рим), Танзании и Австрии, а в 1970-х годах община открыла дома и фонды в Соединенных Штатах и десятках стран Азии, Африки и Европы.
Миссионеры Братьев Милосердия были основаны в 1963 году, а в 1976 году последовала созерцательная ветвь Сестер. Миряне-католики и некатолики были зачислены в Соработники Матери Терезы, Больные и Страдающие Соработники и Миряне-Миссионеры. благотворительности. Отвечая на просьбы многих священников, в 1981 году Мать Тереза учредила Движение Корпус-Кристи для священников, а в 1984 году вместе с Джозефом Лэнгфордом, миссионерами отцов милосердия, чтобы объединить профессиональные цели миссионеров милосердия с ресурсами священства.
К 1997 году калькуттская община из 13 членов выросла до более чем 4000 сестер, которые управляли детскими домами, хосписами для больных СПИДом и благотворительными центрами по всему миру, заботились о беженцах, слепых, инвалидах, престарелых, алкоголиках, бедных и бездомных, жертвах наводнений, эпидемий. и голод. К 2007 году миссионеры милосердия насчитывали около 450 братьев и 5000 сестер по всему миру, управляя 600 миссиями, школами и приютами в 120 странах.
Тереза сказала: «По крови я албанка. По гражданству индианка. По вере я католическая монахиня. Что касается моего призвания, то я принадлежу миру.." Свободно владея пятью языками — бенгальским, албанским, сербским, английским и хинди — она время от времени выезжала за пределы Индии по гуманитарным соображениям.
В разгар осады Бейрута в 1982 году Тереза спасла 37 детей, застрявших в прифронтовой больнице, добившись временного прекращения огня между израильской армией и палестинскими партизанами. В сопровождении работников Красного Креста она проехала через зону боевых действий в госпиталь, чтобы эвакуировать маленьких пациентов.
Когда в конце 1980-х Восточная Европа стала более открытой, Тереза расширила свои усилия на коммунистические страны, которые отвергли миссионеров милосердия. Она начала десятки проектов, не обращая внимания на критику ее позиций против абортов и разводов: «Кто бы что ни говорил, вы должны принимать это с улыбкой и делать свою работу». Она посетила Армению после землетрясения 1988 года и встретилась с премьер-министром СССР Николаем Рыжковым.
Тереза путешествовала, чтобы помочь голодающим в Эфиопии, пострадавшим от радиации в Чернобыле и пострадавшим от землетрясения в Армении. В 1991 году она впервые вернулась в Албанию, открыв в Тиране дом братьев-миссионеров милосердия.
К 1996 году Тереза провела 517 миссий в более чем 100 странах. Число ее миссионеров милосердия выросло с двенадцати до тысяч, служа «самым бедным из бедных» в 450 центрах по всему миру. Первый благотворительный дом миссионеров в Соединенных Штатах был основан в районе Южного Бронкса в Нью-Йорке, и к 1984 году у конгрегации было 19 учреждений по всей стране.
У Терезы случился сердечный приступ в Риме в 1983 году, когда она навещала Папу Иоанна Павла II. После второго приступа в 1989 году ей поставили искусственный кардиостимулятор. В 1991 году, после приступа пневмонии в Мексике, у нее появились дополнительные проблемы с сердцем. Хотя Тереза предложила уйти в отставку с поста главы Миссионеров Милосердия, в тайном голосовании сестры конгрегации проголосовали за то, чтобы она осталась, и она согласилась продолжать.
В апреле 1996 года она упала, сломав ключицу, а через четыре месяца заболела малярией и сердечной недостаточностью. Хотя Тереза перенесла операцию на сердце, ее здоровье явно ухудшалось. По словам архиепископа Калькутты Генри Себастьяна Д'Суза, он приказал священнику провести экзорцизм (с ее разрешения), когда она была впервые госпитализирована с сердечными проблемами, потому что он думал, что на нее может напасть дьявол.
13 марта 1997 года Тереза подала в отставку с поста главы миссионеров милосердия и умерла 5 сентября, так как новости о смерти принцессы Дианы несколькими днями ранее уже были омрачены. На момент ее смерти у миссионеров милосердия было более 4000 сестер и ассоциированное братство из 300 членов, управлявших 610 миссиями в 123 странах. К ним относятся хосписы и дома для людей с ВИЧ / СПИДом, проказой и туберкулезом, бесплатные столовые, программы детского и семейного консультирования, детские дома и школы. Миссионерам милосердия помогали сотрудники, которых к 1990-м годам насчитывалось более миллиона человек.
Тереза лежала в открытом гробу в Сент-Томасе, Калькутта, за неделю до ее похорон. Правительство Индии устроило ей государственные похороны в благодарность за ее служение бедным всех религий в стране. В сопровождении пяти священников кардинал госсекретаря Анджело Содано, представитель Папы, совершил последние обряды. Смерть Терезы оплакивали светские и религиозные круги. Премьер-министр Пакистана Наваз Шариф назвал ее «редким и уникальным человеком, который прожил долгую жизнь ради высших целей. Ее пожизненная преданность заботе о бедных, больных и обездоленных была одним из высочайших примеров служения нашему человечеству».." По словам бывшего Генерального секретаря ООН Хавьера Переса де Куэльяра, «Она — это Организация Объединенных Наций. Она — это мир во всем мире».
Тереза была впервые признана индийским правительством более чем за треть века до этого, получив Падма Шри в 1962 году и Премию Джавахарлала Неру за международное взаимопонимание в 1969 году. Позже она получила другие индийские награды, в том числе Бхарат Ратна (высшая гражданская награда Индии).) в 1980 году. Официальная биография Терезы, написанная Навином Чавлой, была опубликована в 1992 году. В Калькутте некоторые индусы поклоняются ей как божеству.
В ознаменование 100-летия со дня ее рождения 28 августа 2010 года правительство Индии выпустило специальную монету номиналом 5 фунтов стерлингов (сумма денег, которая была у Терезы, когда она прибыла в Индию). Президент Пратибха Патил сказал: «Одет в белое сари с синей каймой, она и сестры миссионерки милосердия стали символом надежды для многих — престарелых, обездоленных, безработных, больных, неизлечимо больных и тех, кого бросили их семьи».
Индийские взгляды на Терезу не всегда благоприятны. Аруп Чаттерджи, врач, родившийся и выросший в Калькутте, который был активистом городских трущоб примерно в 1980 году, прежде чем переехать в Великобританию, сказал, что он «никогда даже не видел монахинь в этих трущобах». Его исследование, включающее более 100 интервью с добровольцами, монахинями и другими людьми, знакомыми с миссионерами милосердия, было описано в книге 2003 года с критикой Терезы. Чаттерджи критиковал ее за пропаганду «культа страдания» и искаженный, негативный образ Калькутты, преувеличение работы, проделанной ее миссией, и злоупотребление средствами и привилегиями, находившимися в ее распоряжении. По его словам, некоторые проблемы с гигиеной, которые он критиковал (например, повторное использование игл), улучшились после смерти Терезы в 1997 году.
Бикаш Ранджан Бхаттачарья, мэр Калькутты с 2005 по 2010 год, сказал, что «она не оказала существенного влияния на бедняков этого города», прославляла болезнь вместо того, чтобы лечить ее, и представляла город в ложном свете: «Без сомнения, в Калькутте была бедность, но она никогда не был городом прокаженных и нищих, каким его представляла Мать Тереза». Справа от индуистов партия Бхаратия Джаната столкнулась с Терезой из-за христиан- далитов, но похвалила ее после смерти и отправила своего представителя на ее похороны. Однако Вишва Хинду Паришад выступила против решения правительства устроить ей государственные похороны. Секретарь Гирирадж Кишор сказал, что «ее первым долгом была церковь, а социальное служение было случайным», обвинив ее в покровительстве христианам и проведении «тайных крещений» умирающих. Выступая на первой полосе, индийский двухнедельный Frontline отклонил обвинения как «явно ложные» и заявил, что они «не повлияли на общественное восприятие ее работы, особенно в Калькутте». Восхваляя ее «бескорыстную заботу», энергию и храбрость, автор трибьюта раскритиковал публичную кампанию Терезы против абортов и ее заявление об аполитичности.
В феврале 2015 года Мохан Бхагват, лидер индуистской правой организации Раштрия Сваямсевак Сангх, заявил, что целью Терезы было «превратить человека, которому служили, в христианина». Бывший представитель RSS М. Г. Вайдхья поддержал оценку Бхагвата, и организация обвинила СМИ в «искажении фактов о замечаниях Бхагвата». Депутат Конгресса Тринамула Дерек О'Брайен, лидер CPI Атул Анджан и главный министр Дели Арвинд Кеджривал выразили протест против заявления Бхагвата.
Тереза получила Премию Рамона Магсайсая за мир и международное взаимопонимание, присужденную за работу в Южной или Восточной Азии, в 1962 году. Согласно ее цитате, «Совет попечителей признает ее милосердное внимание к жалким беднякам чужой страны, на службе которых она возглавила новую общину». К началу 1970-х она была международной знаменитостью. Слава Терезы может быть частично связана с документальным фильмом Малкольма Маггериджа 1969 года « Что-то прекрасное для Бога » и его одноименной книгой 1971 года. В то время Маггеридж находился в собственном духовном путешествии. Во время съемок кадры, снятые при плохом освещении (особенно в Доме для умирающих), считались маловероятными для съемочной группы. В Англии кадры оказались очень хорошо освещенными, и Маггеридж назвал это чудом «божественного света» Терезы. Другие члены экипажа сказали, что это произошло из-за нового типа сверхчувствительной пленки Kodak. Позже Маггеридж обратился в католицизм.
Примерно в это же время католический мир начал публично чтить Терезу. Папа Павел VI вручил ей первую Премию мира Папы Иоанна XXIII в 1971 году, высоко оценив ее работу с бедными, проявление христианского милосердия и усилия во имя мира, а в 1976 году она получила премию Pacem in Terris. После своей смерти Тереза быстро продвигалась вперед. дорога к святости.
Мать Тереза с Мишель Дювалье в январе 1981 года.Она была отмечена правительствами и гражданскими организациями и назначена почетным кавалером Ордена Австралии в 1982 году «за службу обществу Австралии и человечеству в целом». Соединенное Королевство и Соединенные Штаты наградили ряд наград, кульминацией которых стал Орден «За заслуги» в 1983 году и почетное гражданство Соединенных Штатов 16 ноября 1996 года. Албанская родина Терезы дала ей Золотую награду нации в 1994 году, но ее принятие этого и гаитянского Почетного легиона было спорным. Терезу критиковали за неявную поддержку Дювалье и коррумпированных бизнесменов, таких как Чарльз Китинг и Роберт Максвелл ; она написала судье по делу Китинга с просьбой о помиловании.
Университеты Индии и Запада присвоили ей почетные степени. Другие гражданские награды включали премию Бальзана за продвижение гуманизма, мира и братства между народами (1978 г.) и Международную премию Альберта Швейцера (1975 г.). В апреле 1976 года Тереза посетила Университет Скрэнтона в северо -восточной Пенсильвании, где она получила медаль Ла Сторта за службу людям от президента университета Уильяма Дж. Байрона. Она призвала аудиторию из 4500 человек «познать бедняков в своем собственном доме и в своем районе», накормить других или просто распространить радость и любовь, и продолжила: «Бедные помогут нам возрастать в святости, потому что они — Христос в облике горе". В августе 1987 года Тереза получила в университете степень почетного доктора социальных наук в знак признания ее заслуг и служения помощи обездоленным и больным. Она рассказала более чем 4000 студентам и членам Скрэнтонской епархии о своем служении «самым бедным из бедных», посоветовав им «делать маленькие дела с большой любовью».
За свою жизнь Тереза входила в десятку лучших женщин в ежегодном опросе мужчин и женщин, которым восхищаются Гэллап, 18 раз, несколько раз занимая первое место в 1980-х и 1990-х годах. В 1999 году она возглавила список самых уважаемых людей 20-го века, составленный Гэллапом, с большим отрывом превзойдя все другие добровольные ответы, и заняла первое место во всех основных демографических категориях, кроме очень молодых.
Внешнее видео | |
---|---|
Речь матери Терезы на вручении Нобелевской премии мира 1979 года |
В 1979 году Тереза получила Нобелевскую премию мира «за работу, предпринятую в борьбе с бедностью и бедствиями, которые также представляют угрозу миру». Она отказалась от обычного торжественного банкета для лауреатов, попросив, чтобы его стоимость в 192 000 долларов была передана бедным в Индии, и заявив, что земные награды важны только в том случае, если они помогут ей помочь нуждающимся в мире. Когда Тереза получила приз, ее спросили: «Что мы можем сделать для укрепления мира во всем мире?» Она ответила: «Иди домой и люби свою семью». Развивая эту тему в своей Нобелевской лекции, она сказала: «Во всем мире, не только в бедных странах, я обнаружила, что бедность Запада гораздо труднее устранить. Когда я подбираю человека с улицы, голодный, я даю ему тарелку риса, кусок хлеба, я насытил, я устранил этот голод, но человек, который отгорожен, чувствует себя ненужным, нелюбимым, запуганным, человек, которого вышвырнули из общества – что бедность так болезненна [ sic ] и так много, и я нахожу это очень трудным».
Тереза назвала аборт «величайшим разрушителем мира сегодня. Потому что, если мать может убить своего собственного ребенка - что мне остается, чтобы убить вас, а вы убьете меня - между ними ничего нет».
Барбара Смокер из светского гуманистического журнала The Freethinker раскритиковала Терезу после присуждения Премии мира, заявив, что ее продвижение католических моральных учений об абортах и контрацепции отвлекает средства от эффективных методов решения проблем Индии. На Четвертой Всемирной конференции по положению женщин в Пекине Тереза сказала: «Тем не менее, мы можем разрушить этот дар материнства, особенно из-за зла аборта, а также думая, что другие вещи, такие как работа или положение, важнее любви».
Согласно статье канадских ученых Сержа Лариве, Женевьевы Шенар и Кэрол Сенешаль, клиники Терезы получили пожертвования на миллионы долларов, но им не хватало медицинской помощи, систематической диагностики, необходимого питания и достаточного количества анальгетиков для тех, кто испытывает боль; по мнению трех ученых, «Мать Тереза считала, что больные должны страдать, как Христос на кресте». Было сказано, что дополнительные деньги могли бы изменить здоровье бедняков города, создав передовые учреждения паллиативной помощи.
Одним из самых откровенных критиков Терезы был английский журналист и антитеист Кристофер Хитченс, ведущий документального фильма «Ангел ада» (1994) и автор эссе «Миссионерская позиция: Мать Тереза в теории и практике» (1995), написавший в статье 2003 года: «Это возвращает нас к средневековой коррупции церкви, которая продавала индульгенции богатым, а бедным проповедовала адский огонь и воздержание.[Мать Тереза] не была другом бедных. Она была другом бедности. Она говорила, что страдание — это дар от Бога. Она провела свою жизнь, выступая против единственного известного лекарства от бедности, которое заключается в расширении прав и возможностей женщин и их освобождении от животноводческой версии принудительного воспроизводства». Он обвинил ее в лицемерии за то, что она выбрала передовое лечение своего сердечного заболевания. Хитченс сказал, что «в ее намерения не входило помогать людям» и что она солгала донорам о том, как использовались их пожертвования. «Именно поговорив с ней, я обнаружил, и она заверила меня, что она не работала над облегчением бедности, — сказал он, — она работала над увеличением числа католиков. социальный работник. Я делаю это не по этой причине. Я делаю это для Христа. Я делаю это для церкви ". Нерассказанная история) также была призвана представить доказательства против беатификации и канонизации Терезы.
В 1994 году Мать Тереза утверждала, что обвинения в сексуальном насилии против священника-иезуита Дональда Макгуайра не соответствуют действительности. Когда в 2006 году он был признан виновным в сексуальных домогательствах к нескольким детям, защита его матерью Терезой подверглась критике.
Группы по защите прав на аборт также раскритиковали позицию Терезы против абортов и противозачаточных средств.
Анализируя ее дела и достижения, Папа Иоанн Павел II сказал: «Где Мать Тереза нашла силы и настойчивость, чтобы всецело посвятить себя служению другим? Она нашла их в молитве и в безмолвном созерцании Иисуса Христа, Его Святого Лика, Его Святое Сердце». В частном порядке Тереза переживала сомнения и борьбу в своих религиозных убеждениях, которые длились почти 50 лет до конца ее жизни. Тереза выразила серьезные сомнения в существовании Бога и боль из-за своего неверия:
Где моя вера? Даже глубоко внутри... нет ничего, кроме пустоты и тьмы.... Если есть Бог - пожалуйста, прости меня. Когда я пытаюсь вознести свои мысли к Небесам, возникает такая обличающая пустота, что те самые мысли возвращаются, как острые ножи, и ранят самую мою душу.
Мемориальная доска, посвященная Матери Терезе на Вацлавской площади, Оломоуц, ЧехияДругие святые (включая тезку Терезы Терезу из Лизьё, которая назвала это «ночью небытия») испытывали подобные переживания духовной сухости. По словам Джеймса Лэнгфорда, эти сомнения были типичными и не помешали бы канонизации.
После десяти лет сомнений Тереза описала краткий период обновления веры. После смерти Папы Пия XII в 1958 году она молилась за него на панихиде, когда освободилась от «долгой тьмы: этих странных страданий». Однако через пять недель к ней вернулась душевная сухость.
Тереза написала много писем своим исповедникам и начальникам за 66-летний период, в первую очередь архиепископу Калькутты Фердинанду Перье и священнику-иезуиту Селесте ван Эксем (ее духовный наставник с момента образования миссионеров милосердия). Она потребовала уничтожить ее письма, опасаясь, что «люди будут больше думать обо мне, а не об Иисусе».
Полуабстрактная картина в честь матери ТерезыОднако переписка была собрана в книге «Мать Тереза: Приди, будь моим светом». Тереза писала духовному доверенному лицу Майклу ван дер Питу: «Иисус испытывает к тебе особую любовь. [Но] что касается меня, тишина и пустота настолько велики, что я смотрю и не вижу — слушаю и не слышу — язык шевелится [в молитве], но не говорит… Я хочу, чтобы вы помолились за меня — чтобы я дал Ему свободу действий».
В Deus caritas est (своей первой энциклике ) Папа Бенедикт XVI трижды упомянул Терезу и использовал ее жизнь, чтобы прояснить один из основных моментов энциклики: «На примере блаженной Терезы Калькуттской мы имеем ясную иллюстрацию того факта, к Богу в молитве не только не умаляет действенного и любовного служения ближнему, но фактически является неисчерпаемым источником этого служения». Она писала: «Только мысленной молитвой и духовным чтением мы можем развивать дар молитвы».
Хотя ее орден не был связан с францисканскими орденами, Тереза восхищалась Франциском Ассизским и находилась под влиянием францисканской духовности. Сестры Милосердия читают молитву Святого Франциска каждое утро на мессе во время благодарения после Причастия, и их акцент на служении и многие из их клятв схожи. Франциск подчеркивал бедность, целомудрие, послушание и подчинение Христу. Он посвятил большую часть своей жизни служению бедным, особенно прокаженным.
После смерти Терезы в 1997 году Святой Престол начал процесс беатификации (второй из трех шагов на пути к канонизации ), и Колодейчук был назначен постулатором Калькуттской епархии. Хотя он сказал: «Нам не нужно было доказывать, что она идеальна или никогда не ошибалась…», он должен был доказать, что добродетель Терезы была героической. Колодейчук представил 76 документов общим объемом 35 000 страниц, основанных на опросах 113 свидетелей, которым было предложено ответить на 263 вопроса.
Витражное изображение ключевых моментов жизни Матери Терезы в соборе Святой Матери Терезы в Приштине, Косово.Процесс канонизации требует документирования чуда, произошедшего в результате заступничества предполагаемого святого. В 2002 году Ватикан признал чудом исцеление опухоли в брюшной полости Моники Бесра, индианки, после наложения на нее медальона с изображением Терезы. По словам Бесры, от картины исходил луч света, и ее раковая опухоль была вылечена; однако ее муж и некоторые из ее медицинских работников заявили, что с помощью обычного лечения опухоль была уничтожена. Ранджан Мустафи, который рассказал The New York Times, что лечил Бесру, сказал, что киста была вызвана туберкулезом: «Это не было чудом… Она принимала лекарства от девяти месяцев до одного года». По словам мужа Бесры: «Моя жена была вылечена врачами, а не каким-то чудом... Это чудо - розыгрыш». Бесра сказала, что ее медицинские записи, в том числе сонограммы, рецепты и записи врачей, были конфискованы сестрой Беттой из миссионеров милосердия. Как сообщает Time, звонки сестре Бетте и в офис сестры Нирмалы (преемницы Терезы на посту главы ордена) не дали никаких комментариев. Должностные лица больницы Балургхат, куда Бесра обратилась за медицинской помощью, заявили, что на них оказало давление приказ назвать ее излечение чудесным. В феврале 2000 года бывший министр здравоохранения Западной Бенгалии Парто Де приказал проверить медицинские записи Бесры в Министерстве здравоохранения Калькутты. По словам Де, в ее болезни и излечении, основанном на длительном лечении, не было ничего необычного. Он сказал, что отказался сообщить Ватикану имя врача, который подтвердит, что исцеление Моники Бесра было чудом.
Во время беатификации и канонизации Терезы Ватикан изучил опубликованную и неопубликованную критику ее жизни и творчества. Кристофер Хитченс и Чаттерджи (автор «Окончательного приговора », книги, критикующей Терезу) выступили перед трибуналом; По словам официальных лиц Ватикана, выдвинутые обвинения были расследованы Конгрегацией по делам святых. Группа не нашла препятствий для канонизации Терезы и 21 апреля 1999 года опубликовала свой nihil obstat . Из-за нападок на нее некоторые католические писатели назвали ее признаком противоречия. Тереза была причислена к лику блаженных 19 октября 2003 года и была известна католиками как « Блаженная ».
17 декабря 2015 года пресс-служба Ватикана подтвердила, что Папа Франциск признал второе чудо, приписываемое Терезе: исцеление бразильского мужчины с множественными опухолями головного мозга еще в 2008 году.) во время мероприятий Всемирного дня молодежи 2013 года, когда Папа Римский был в Бразилии в июле. Последующее расследование проходило в Бразилии с 19 по 26 июня 2015 г., которое позже было передано Конгрегации по делам святых, которая издала указ о признании расследования завершенным.
Франциск канонизировал ее на церемонии 4 сентября 2016 года на площади Святого Петра в Ватикане. Свидетелями церемонии стали десятки тысяч человек, в том числе 15 правительственных делегаций и 1500 бездомных со всей Италии. Это транслировалось в прямом эфире на канале Ватикана и транслировалось в Интернете; Скопье, родной город Терезы, объявил о недельном праздновании ее канонизации. В Индии миссионерами милосердия в Калькутте была отслужена особая месса.
4 сентября 2017 года во время празднования первой годовщины ее канонизации сестра Мэри Према Пьерик, генеральный настоятель миссионеров милосердия, объявила, что Тереза станет со-покровительницей Калькуттской архиепископии во время мессы в соборе. Святейшего Розария в 17:30 6 сентября 2017 года. 5 сентября 2017 года архиепископ Томас Д'Суза, который является главой Римско-католической архиепископии Калькутты, подтвердил, что Тереза будет назначена со-покровителем Калькуттской епархии, вместе с Франциском Ксавьером. 6 сентября 2017 года около 500 человек посетили мессу в соборе, где Доминик Гомес, местный генеральный викарий, зачитал указ о провозглашении ее вторым святым покровителем архиепископии. На церемонии также председательствовали Д'Суза и посол Ватикана в Индии Джамбаттиста Дикваттро, которые возглавили мессу и открыли бронзовую статую в церкви Матери Терезы с ребенком.
Католическая церковь объявила святого Франциска Ксаверия первым святым покровителем Калькутты в 1986 году.
Тереза отмечена музеями и названа покровительницей ряда церквей. В ее честь названы здания, дороги и комплексы, в том числе международный аэропорт Албании. День Матери Терезы (Dita e Nënë Terezës), 19 октября, является государственным праздником в Албании. В 2009 году в ее родном городе Скопье, Северная Македония, был открыт Мемориальный дом Матери Терезы. Католический собор в Приштине, Косово, назван в ее честь. Снос исторического здания средней школы, чтобы освободить место для нового здания, сначала вызвал споры в местном сообществе, но позже средняя школа была переведена в новый, более просторный кампус. Освященный 5 сентября 2017 года, он стал первым собором в честь Терезы и вторым сохранившимся собором в Косово.
Собор Святой Матери Терезы, ПриштинаЖенский университет Матери Терезы в Кодайканале был основан в 1984 году правительством штата Тамил Наду как государственный университет. Научно-исследовательский институт медицинских наук Матери Терезы в Пондишери был основан в 1999 году правительством Пудучерри. Благотворительная организация Sevalaya управляет Домом для девочек Матери Терезы, предоставляя бедным и осиротевшим девочкам недалеко от недостаточно обслуживаемой деревни Касува в штате Тамил Наду бесплатную еду, одежду, кров и образование. Ряд дань уважения биографу Терезы, Навину Чавле, появился в индийских газетах и журналах. Индийские железные дороги представили «Mother Express», новый поезд, названный в честь Матери Терезы, 26 августа 2010 года в ознаменование столетия со дня ее рождения. Правительство штата Тамил Наду организовало празднование столетия в честь Терезы 4 декабря 2010 года в Ченнаи, которое возглавил главный министр М. Карунанидхи. Начиная с 5 сентября 2013 года, годовщина ее смерти была объявлена Генеральной Ассамблеей ООН Международным днем благотворительности.
В 2012 году Тереза заняла 5-е место в рейтинге величайших индийцев, проведенном Outlook India.
Мать Тереза нарушила почти все правила написания хороших речей во время своего выступления на Национальном молитвенном завтраке в 1994 году, но произнесла чрезвычайно мощную и глубоко запоминающуюся речь.
Иисус испытывает к вам особую любовь. [Но] что касается меня — Тишина и пустота так велики — что я смотрю и не вижу, — Слушаю и не слышу.
По крови я албанец. По гражданству индиец. По вере я католическая монахиня. Что касается моего призвания, то я принадлежу миру. Что касается моего сердца, то я полностью принадлежу Сердцу Иисуса.