Шкиптарет | |||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Общая численность населения | |||||||||||||||||||||||||||
c.от 7 до 10 миллионов | |||||||||||||||||||||||||||
Регионы со значительной численностью населения | |||||||||||||||||||||||||||
Албания 2,525,263 (2018). Косово 1,772,152 (2018) | |||||||||||||||||||||||||||
Другие регионы | |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
Языки | |||||||||||||||||||||||||||
албанец | |||||||||||||||||||||||||||
религия | |||||||||||||||||||||||||||
большинство :. ислам. суннизм ·бекташизм. меньшинство :. христианство. католицизм (латинский обряд ·восточные обряды (Албанская греко-католическая церковь ·Итало-албанская католическая церковь )) ·Восточное православие (Албанская православная церковь ·Албанско-американская православная церковь ) ·Протестантизм (Албанская протестантская церковь ·Косовская протестантская церковь ). Другое :. Безбожие | |||||||||||||||||||||||||||
502 546 албанских граждан, дополнительно 43 751 Косово Албанцы и 260 000 арбэрешэ. албанцы не считаются меньшинством в Турции. Однако, как сообщается, около 500 000 человек исповедуют албанскую идентичность. Из тех, кто имеет полное или частичное албанское происхождение, а также тех, кто принял турецкий язык, культуру и самобытность, их число оценивается в 1 300 000–5 000 000 человек, многие из которых не говорят по-албански.. Оценка включает Косово. Албанцы. |
албанцы (; албанцы : Shqiptarët, произносится ) являются этнической группой, уроженцами Балканского полуострова и идентифицируются по общему албанскому происхождению, культуре, истории и язык. Они в основном живут в Албании, Косово, Северной Македонии, Черногории, Сербии, а также в Хорватия, Греция, Италия и Турция. Они также составляют диаспору с несколькими общинами, основанными в Европе, Америке и Океании.
этногенез албанцев и их язык является предметом разногласий среди историков и этнологов. Впервые они упоминаются в исторических записях XI века как племя, проживавшее в горных районах рек Мат и Дрин в Западные Балканы.
албанская диаспора имеет свои корни в миграции из средневековья сначала через Южную Европу, а затем через более широкую Европу и Новый Свет. Между 13 и 18 веками значительное количество людей мигрировало, чтобы избежать различных социальных, экономических или политических трудностей. Одно население, арваниты, заселили Южную Грецию между 13-м и 16-м веками, ассимилировавшись и теперь идентифицируя себя как греков. Другое население, арбёрешэ, поселилось в Сицилии и Южной Италии между 11 и 16 веками. Меньшие по численности населения, такие как арбанаси, заселили Южную Хорватию и районы Южной Украины в 18 веке.
Река Река Шкумбин приблизительно разделяет албанский язык между диалектами гег и тоск. Христианство в Албании находилось под юрисдикцией епископа Рима до 8 века нашей эры. Затем епархии в Албании были переданы Константинопольскому патриархату. В 1054 году, после Великого раскола, север постепенно стал отождествляться с римским католицизмом и, наоборот, юг - с восточным православием. Населяя запад озера Охрида и верхнюю долину реки Шкумбин, албанцы основали княжество Арбанон в 1190 году со столицей в Круе.
15-го числа. века, расширяющаяся Османская империя захватила Балканский полуостров, но столкнулась с успешным восстанием и сопротивлением под предводительством Гьерджа Кастриоти Скандербега. К 17 и 18 векам значительное число албанцев обратилось в ислам, одновременно предлагая им равные возможности и продвижение в пределах Османской империи. Таким образом, албанцы достигли значительных позиций и внесли свой культурный вклад в более широкий мусульманский мир.
В 19 веке культурные изменения, широко приписываемые албанцам, собравшим как духовную, так и интеллектуальную силу, окончательно привели к албанскому ренессансу. Между русско-турецкой войной и балканскими войнами они были разделены между Независимой Албанией, Грецией, Черногорией и Сербией. После Второй мировой войны до революций 1991 Албанией управляло коммунистическое правительство под диктатурой Энвера Ходжи, руководившего к десятилетиям изоляции и репрессий. В соседней Югославии албанцы подвергались периодам дискриминации, которые завершились Распадом Югославии и, в конечном итоге, Независимостью Косово.
Албанцы (албанский : Shqiptarët) и их страна Албания (албанский : Shqipëria) были идентифицированы употребляется многими этнонимами. Самый распространенный аборигенный этноним - «Шкиптар», множественное число «Шкиптарэ»; название «албанцы» (византийский греческий : Albanoi / Arbanitai / Arbanites; латинский : Albanenses / Arbanenses) использовалось в средневековых документах, которые постепенно вошли в европейские языки из которых возникли другие аналогичные производные имена.
От этих этнонимов названия албанцев произошли и на других языках, которые использовались или все еще используются. По-английски «албанцы»; Итальянский «Альбанези»; Немецкий «Альбанер»; Греческое «Арваниты», «Алванитис» (Αλβανίτης) множественное число: «Алваниты» (Αλβανίτες), «Альванос» (Αλβανός) множественное число: «Алваной» (Αλβανοί); Турецкий «Арнаут», «Арнавут»; южнославянские языки «арбанаси» (Арбанаси), «альбанци» (Албанци); Арумын «Арбинеш» и т. Д.
Термин «албаной» (Αλβανοί) впервые встречается дважды в трудах византийского историка Михаила Атталиатеса, и термин «Арванитай» (Αρβανίται) используется один раз одним и тем же автором. Он сослался на «альбаноев» как на участников восстания против Византийской империи в 1043 г., а также на «арбанитов» как на подданных герцога Диррахия (современный Дуррес ). Эти ссылки были оспорены относительно того, относятся ли они к народу Албании. Историк Э. Вранусси считает, что эти «альбанои» были норманнами из Сицилии. Она также отмечает, что тот же термин (как «Албани») в средневековой латыни означает «иностранцев».
Ссылка на «Arvanitai» от Attaliates относительно участия албанцев в восстании вокруг 1078 неоспоримо. В более позднем византийском обиходе термины «арбанитай» и «албаной» с целым рядом вариантов использовались как синонимы, в то время как иногда одни и те же группы также назывались классицизирующими именами иллирийцы. Первое упоминание албанского языка относится к концу XIII века (около 1285 г.).
Предполагается, что этноним албанский связан с албаной, упомянутым иллирийским племенем, и происходит от него. от Птолемея с центром в городе Албанополис. Лингвисты считают, что часть alb в корневом слове происходит от индоевропейского термина, обозначающего тип горного рельефа, от которого произошли другие слова, такие как alps. Через корень слова alban и его ротатизированные эквиваленты arban, albar и arbar, этот термин на албанском языке стал переведен как Arbëneshë / Arbëreshë для народа и Arbënia / Arbëria для страны. Албанский язык назывался арбништом и арбериштом. В то время как экзоним Албания для общего региона, населенного албанцами, действительно имеет коннотации к классической античности, в албанском языке используется другой этноним, при этом современные албанцы называют себя Шкип (ë) tarë, а свою страну - как Shqipëria. Для этого этнонима были предложены две этимологии: одна, производная от этимологии албанского слова, обозначающего орел (shqipe, var., Shqiponjë). В албанской народной этимологии это слово обозначает птицу тотем, датируемую временами Скандербега и изображенную на албанском флаге. Другой - в пределах науки, которая связывает его с глаголом «говорить» (me shqiptue) от латинского слова «excipere». В этом случае албанский эндоним, такой как Слав и другие, изначально был термином, означающим «те, кто говорит [доходчиво, на одном языке]». Слова Shqipëri и Shqiptar засвидетельствованы начиная с 14 века, но только в конце 17 и начале 18 веков топоним Shqipëria и этнический демоним Shqiptarë постепенно вытеснили Арберию и Арберешэ среди албанцев компьютерные колонки. Эта эпоха привела к религиозным и другим социально-политическим изменениям. Таким новым и обобщенным ответом албанцев, основанным на этническом и языковом сознании, на этот новый и иной османский мир, возникший вокруг них, было изменение этнонима.
Об албанском народе до 11 века известно немного, хотя текст, составленный примерно в начале 11 века на болгарском языке, возможно, содержит упоминание об албанском народе. Он сохранился в рукописи , написанной на сербохорватском языке, восходящей к 17 веку, но опубликованной в 20 веке Радославом Груичем. Это фрагмент некогда более длинного текста, который пытается объяснить происхождение народов и языков в форме вопросов и ответов, аналогичных катехизису.
. Фрагментированная рукопись разграничила мир на 72 языка и три религиозные категории. включая христиан, половинчатых и неверующих. Груич датировал его началом 11 века, и если это, а также идентификация арбанаси, как албанцев, верны, это будет самый ранний письменный документ, относящийся к балканским албанцам как к народу или языковой группе.
Можно видеть, что на земле есть разные языки. Из них существует пять православных языков: болгарский, греческий, сирийский, иберийский (грузинский ) и русский. Три из них имеют православные алфавиты: греческий, болгарский и иберийский (грузинский ). Есть двенадцать языков полуверующих: аламанцы, франки, мадьяры (венгры ), индейцы, якобиты, армяне, саксы, Лехс (поляки ), арбанаси (албанцы), хорваты, хизи и немцы.
Первое неоспоримое упоминание албанцев в исторических записях - это впервые засвидетельствовано в византийских источниках в 1079–1080 годах в труде под названием «История» византийского историка Михаила Атталиатеса, который упоминал албаноев как участников восстания против Константинополя в 1043 г. и арбанитянам как подданным герцога Диррахия. Однако оспаривается, относится ли «албаной» событий 1043 г. к албанцам в этническом смысле или «албаной» является ссылкой на норманнов из Сицилии под архаичным имя (в Италии тоже было племя под названием «альбаной»). Однако более поздняя ссылка на албанцев из тех же атталеатов относительно участия албанцев в восстании около 1078 года неоспорима. На данный момент они уже полностью христианизированы, хотя албанская мифология и фольклор являются частью палео-балканской языческой мифологии, в частности, демонстрируя греческое влияние.
Большинство албанцев говорят на албанском языке, который составляет самостоятельную ветвь внутри индоевропейское семейство языков. Это язык, изолирующий от любого другого известного живого языка в Европе, и действительно, ни один другой язык в мире не был окончательно связан с его ветвью. Его происхождение окончательно неизвестно, но считается, что он произошел от древнего палеобалканского языка.
. На албанском языке говорят примерно 5 миллионов человек на Балканском полуострове, а также более значительное число - общинами в Северной и Южной Америке, Европе и Океании. Многочисленные варианты и диалекты албанского языка используются в качестве официального языка в Албании, Косово и Северной Македонии. На этом языке также говорят в других странах, откуда он официально признан языком меньшинства в таких странах, как Хорватия, Италия, Черногория, Румыния и Сербия.
Существует два основных диалекта албанского языка, традиционно представленных гег и тоск. Этногеографической разделительной линией традиционно считается Шкумбин, где на севере говорят на геге, а на юге - на тоске. Диалекты, на которых говорят в Хорватии (Арбанаси и Истрия ), Косово, Черногории и Северо-Западной Северной Македонии являются диалектами гег, в то время как диалекты, на которых говорят в Греции (арваниты и Çam ), юго-западных Северной Македонии и Италии (Арбёрешэ ) - диалекты тоска.
Языки арбэрешэ и арванитика представляют собой разновидности албанского языка, на котором говорят арбэрешэ и арваниты в Южная Италия и Южная Греция соответственно. В них сохранены элементы средневековой албанской лексики и произношения, которые больше не используются в современном албанском языке, однако оба варианта классифицируются как исчезающие языки в ЮНЕСКО Красной книге исчезающих языков.
Большинство албанцев в Албании и бывшей Югославии являются полиглотами и обладают способностями понимать, говорить, читать или писать на иностранном языке. По определению Института статистики Албании, 39,9% албанцев в возрасте от 25 до 64 лет в Албании могут использовать хотя бы один иностранный язык, включая английский (40%), итальянский (27,8%) и Греческий (22.9%).
Происхождение албанского языка остается спорным вопросом, который породил многочисленные гипотезы. Гипотеза о том, что албанский является одним из потомков иллирийских языков, основана на географии, где на этих языках говорили, однако не осталось достаточно археологических данных, чтобы прийти к определенному выводу. Другая гипотеза связывает албанский язык с фракийским языком. Эта теория делает исключение для территории, поскольку на этом языке говорили в районе, отличном от Албании, и не было зарегистрировано никаких значительных перемещений населения в период, когда, как предполагается, произошел переход с одного языка на другой.
История албанского народа очень неоднородная и бурная. позади них, что объясняется их географическим положением на юго-востоке Европы на культурном и политическом перекрестке между востоком и западом. Вопрос о происхождении албанского народа уже давно обсуждается историками и лингвистами на протяжении веков. Многие ученые считают албанцев, с точки зрения лингвистических свидетельств, потомками древних народов Балканского полуострова, либо иллирийцев, фракийцев или другая палеобалканская группа. Доказательств для точного вывода недостаточно, поэтому албанское происхождение все еще остается загадкой.
Исторически известные как Арбер или Арбен с 11 века и далее, они традиционно населяли гористую местность к западу от озера Охрида и верхней долины реки Шкумбин. Хотя это было в 1190 году, когда они основали свою первую независимую организацию, Княжество Арбер (Арбанон), штаб-квартира которого находится в Крудже. Сразу после заката династии Прогонов в 1216 году княжество перешло к Григору Камоне, а затем его зятю Голему. Наконец, княжество было распущено ок. 1255 г. - со стороны Никейской империи, за которой последовало безуспешное восстание между 1257–1259 гг., поддержанное деспотией Эпира. Тем временем Манфред, король Сицилии воспользовался ситуацией и начал вторжение в Албанию. Его войска под командованием Филиппа Чинара захватили Дуррес, Берат, Влёру, Спинарицца, их окрестности и южное побережье Албании от Влёры до Бутринта. В 1266 году, после победы над силами Манфреда и его убийства, был подписан Витербо договор 1267 года, по которому Карл I, король Сицилии получил права на владения Манфреда в Албания. Местные дворяне, такие как Андреа Врана отказались сдать бывшие владения Манфреда, и в 1271 году были начаты переговоры.
В 1272 году Королевство Албания было создано после делегации Албанские дворяне из Дурреса подписали договор об унии с Королевством Сицилия при Карле. Карл вскоре ввел военное правление, новые налоги, взял в заложники сыновей албанской знати, чтобы обеспечить лояльность, и конфисковал земли для анжуйской знати. . Это вызвало недовольство албанских дворян, некоторые из которых обратились к византийскому императору Михаилу VIII. В конце 1274 года византийские войска с помощью местных албанских дворян захватили Берат и Бутринт. Попытка Карла продвинуться к Константинополю потерпела неудачу во время осады Берата (1280–1281). Последовало византийское контрнаступление, изгнавшее анжуйцев из внутренних районов к 1281 году. Сицилийская вечерня еще больше ослабила позиции Карла, который умер в 1285 году. К концу 13 века большая часть Албании находилась под властью. Византийский император Андроник II Палеолог. В 1296 году сербский король Стефан Милютин захватил Дуррес. В 1299 году Андроник II выдал свою дочь Симонис за Милютина и завоеванные им земли считались приданым. В 1302 г. Филипп I, принц Таранто, внук Карла, заявил о своих правах на Албанское королевство и заручился поддержкой местных албанских католиков, которые предпочли его православным сербам и грекам, а также поддержку Папы Бенедикта XI. Летом 1304 года сербы были изгнаны из города Дуррес местными жителями, покорившимися анжуйскому правлению.
Видными албанскими лидерами в это время были семья Топиа, правившая в местность между реками Мат и Шкумбин и семья Музака на территории между Шкумбином и Влёрой. В 1279 году Гьон I Музака, который остался верен византийцам и сопротивлялся анжуйскому завоеванию Албании, был захвачен войсками Карла, но позже освобожден под давлением албанской знати. Семья Музака продолжала оставаться верной византийцам и сопротивлялась расширению сербского королевства. В 1335 году глава семейства Андреа II Музака получил титул деспота, и другие музаки продолжили карьеру в византийском правительстве в Константинополе. Андреа II вскоре поддержал антивизантийское восстание в своих владениях между 1335–1341 гг. И заключил союз с Робертом, принцем Таранто в 1336 г. В 1336 г. сербский король Стефан Душан захватил Дуррес., включая территорию, находящуюся под контролем семьи Музака. Хотя анжуйцам удалось отбить Дураццо, Душан продолжил свою экспансию и в период 1337–1345 гг. Он захватил Канину и Валону на юге Албании. Около 1340 г. войска Андреа II разбили сербскую армию у горы Пелистер. После смерти Стефана Душана в 1355 г. Сербская империя распалась, и Карл Топиа захватил Дуррес, а семья Музака из Берата восстановила контроль над частями юго-восточной Албании и Касторью. что Андреа II захватил у принца Марко после битвы при Марике в 1371 году.
Царство усилило влияние католицизма и обращение к его обрядам, не только в регион Дуррес, но в других частях страны. Была основана новая волна католических епархий, церквей и монастырей, папские миссионеры и ряд различных религиозных орденов начали распространяться по стране. Те, кто не был католиком в центральной и северной Албании, обратились в христианство, и большое количество албанских священнослужителей и монахов присутствовало в далматинских католических учреждениях.
Около 1230 года два основных центра албанских поселений находились около реки Деволл. на территории современной центральной Албании и в районе, известном как Арбанон. Присутствие албанцев в Хорватии восходит к началу позднего средневековья. В этот период в Рагузе проживала значительная албанская община с многочисленными семьями албанского происхождения, в том числе семья Сорго, которая происходила с мыса Родон в центральной Албании., через Котор в восточной Черногории, в Далмацию. К 13 веку албанские купцы торговали напрямую с народами Республики Рагуза, что увеличивало знакомство между албанцами и рагузами. Предстоящее вторжение в Албанию Османской империи и смерть Скандербега заставили многих христианских албанцев бежать в Далмацию и близлежащие страны.
В XIV веке ряд из были созданы албанские княжества. К ним относятся княжество Кастриоти, княжество Дукаджини, княжество Албания и княжество Гирокастер. В начале 15 века эти княжества стали сильнее, особенно из-за падения Сербской империи. Некоторые из этих княжеств были объединены в 1444 году в рамках военного союза под названием Лежская лига.
Албанцы набирались по всей Европе в качестве легкой кавалерии, известной как стратиотии. Стратиоты были пионерами тактики легкой кавалерии в 15 веке. В начале 16 века тяжелая кавалерия в европейских армиях была в основном перестроена после албанских страдиотий венецианской армии, венгерских гусар и немецких наемных кавалерийских частей (Schwarzreitern).
Княжество Арбанон в 1210 году как часть Эпирского деспотата Королевства Албания в 1272–1274 годах, основанного Карлом Неаполитанским. Княжество Албания (средневековое) 1328–1415 Перемещение населения, 14 векДо османского завоевания Албании политическое положение албанского народа характеризовалось раздробленным конгломератом разрозненных царств и княжеств, например, княжества Арбанон, Кастриоти и Топия. До и после падения Константинополя, Османская империя продолжала длительный период завоеваний и экспансии, а ее границы уходили глубоко в Юго-Восточную Европу. В результате тысячи албанцев из Албании, Эпира и Пелопоннеса бежали в Калабрию, Неаполь, <748.>Рагуза и Сицилия, в результате чего другие искали защиты в часто недоступных горах Албании.
Под руководством Гьерджа Кастриоти Скандербега, бывшего губернатора Османский Санджак из Дибры, процветающая и давняя революция вспыхнула с образованием Лиги Лежэ в 1444 году вплоть до осады Шкодера, закончившейся в 1479 году. раз победив могущественную державу того времени во главе с султанами Мурадом II и Мехмедом II. Скандербегу удалось собрать нескольких албанских руководителей, среди них Арианитис, Дукаджинис, Захариас и Топиас, и установить централизованную власть над большинством непокоренных территорий и провозгласил себя повелителем Албании (Dominus Albaniae на латыни). Скандербега последовательно преследовала цель неумолимо, но довольно неудачно создать европейскую коалицию против османов. Его неравная борьба с ними завоевала уважение Европы, а также финансовую и военную помощь со стороны Папства и Неаполя, Венеции и Рагузы.
Гьерджа Кастриоти. Скандербег возглавил успешное восстание, чтобы противостоять османской экспансии в Европу в течение 25 лет. Али-паша Тепелена был одним из самых могущественных автономных османских албанских правителей и правил в Пашалик из Янины.Албанцы, в то время преимущественно христиане, изначально считались низшим классом людей и поэтому подвергались высоким налогам, таким как Девширме, которая позволила государству собрать необходимый процент христианских подростков с Балкан и других мест, чтобы составить янычар. Поскольку албанцы считались стратегически важными, они составляли значительную часть османской армии и бюрократии. Поэтому их можно было найти в составе имперских служб в качестве важных военных и административных вассалов от Египта до Алжира и остальной части Магриба.
. В конце 18 века, Али-паша Тепелена создал автономную область пашалика Янины в пределах Османской империи, которая никогда не была признана таковой Высокой Портой. Территория, которой он должным образом управлял, включала большую часть южной Албании, Эпира, Фессалии и юго-западной Македонии. Во время его правления город Янина превратился в культурный, политический и экономический центр как для албанцев, так и для греков.
Конечной целью Али-паши Тепелены, похоже, было установление независимого правления в Албании и Эпире. Таким образом, он получил контроль над Артой и взял под контроль порты Бутринт, Превеза и Воница. Он также получил контроль над пашаликами из Эльбасана, Дельвина, Берата и Влёра. Его отношения с Высокой Портой всегда были напряженными, хотя он развивал и поддерживал отношения с британцами, французами и русскими и в разное время заключал с ними союзы <. 842>
В 19 веке албанский вали Мухаммад Али основал династию, правившую Египтом и Судан до середины 20 века. После краткого французского вторжения во главе с Наполеоном Бонапартом и османами и мамелюками, которые боролись за власть там, ему удалось вместе со своими албанскими войсками стать наместником Османской империи в Египет. Когда он произвел революцию в военной и экономической сферах Египта, его империя привлекла албанцев, что способствовало возникновению албанской диаспоры в Египте, первоначально сформированной албанскими солдатами и наемниками.
Ислам постепенно прибыл на земли албанского народа и стал широко распространяться, по крайней мере, между 17 и 18 веками. Новая религия внесла множество преобразований в албанское общество и отныне предложила им равные возможности и продвижение в пределах Османской империи.
. С появлением все большего подавления католицизма османы первоначально сосредоточили свои преобразования на Католические албанцы севера в 17 веке и последовали их примеру в 18 веке православным албанцам юга. В этот момент городские центры центральной и южной Албании в основном приняли религию растущей мусульманской албанской элиты. Многие мечети и текке были построены в таких городских центрах и городах, как Берат, Гирокастер, Корче и Шкодер начал процветать. На далеком севере распространение ислама шло медленнее из-за сопротивления католиков-албанцев и труднодоступной и довольно отдаленной горной местности.
Голубая мечеть в Стамбуле был разработан албанским архитектором Седефкаром Мехмедом Ага.Мотивы обращения в ислам могут по-разному интерпретироваться учеными в зависимости от контекста, хотя отсутствие источников не помогает при исследовании таких вопросы. Причины включали в себя стимул избегать высоких налогов, взимаемых с подданных-немусульман, церковный упадок, принуждение со стороны османских властей во время войны и привилегированное правовое и социальное положение мусульман в Османской империи. административный и политический аппарат был выше, чем у немусульман.
Будучи мусульманами, албанцы занимали влиятельные позиции в османской администрации, включая более трех десятков великих визирей албанского происхождения, в том числе Заган-паша, Баязид-паша и члены семьи Кёпрюлю, а также региональные правители, такие как Мухаммед Али из Египта и Али-паша из Тепелена. Османские султаны Баязид II и Мехмед III оба были албанцами по материнской стороне.
. Такие территории, как Албания, западная Македония, южная Сербия, Косово, части северной Греции. а южная часть Черногории в османских источниках называлась Арнавудлуком или Албанией.
албанского ренессанса характеризует период, когда албанский народ собрал духовную и интеллектуальную силу, чтобы отстоять свои права на независимую политическую и социальную жизнь, культуру и образование. К концу 18-го и началу 19-го веков его основание возникло в албанских общинах в Италии и Румынии и часто было связано с влиянием Романтизм и Принципы Просвещения.
Албания находилась под властью Османской империи почти пять веков, и османские власти подавляли любые проявления единства или национальное сознание албанского народа. Ряд глубоко интеллектуальных албанцев, среди них Наум Векилхаркси, Джироламо де Рада, Дора д'Истрия, Тими Митко, Наим и Сами Фрашери приложили сознательные усилия, чтобы пробудить чувство гордости и единства среди своего народа, работая над развитием албанской литературы, которая напомнила бы о богатой истории и надежды на более достойное будущее.
У албанцев были плохие школы или другие учреждения, которые могли бы защитить и сохранить культурное наследие, а зачастую и вовсе их не имели. Первоначально необходимость школ проповедовалась растущим числом албанцев, получивших образование за границей. Албанские общины в Италии и других странах были особенно активны в продвижении албанского дела, особенно в сфере образования, что в конечном итоге привело к основанию Mësonjëtorja в Korçë, первой светской школы в Албанский язык.
турецкое иго прочно закрепилось в националистической мифологии и сознании людей на Балканах, и их движение к независимости ускорилось. Из-за более значительного исламского влияния, внутреннего социального разделения албанцев и опасений, что они потеряют свои албанские территории в пользу новых соседних государств, Сербия, Черногория, Болгария и Греция были одними из последних народов на Балканах, которые желали отделения от Османской империи.
Национальное пробуждение как единое политическое движение возникло после Договора Сан-Стефано, согласно которому территории, населенные албанцами, должны были быть переданы соседним государствам, и сосредоточивался на предотвращении этого раздела. Это было толчком для движения за национальное строительство, которое основывалось больше на страхе перед разделом, чем на естественных условиях. национальная идентичность. Даже после провозглашения независимости национальная идентичность была фрагментирована и, возможно, вообще не существовала в большей части недавно предложенной страны. Состояние разобщенности и фрагментации сохранится до коммунистического периода после Второй мировой войны, когда коммунистический проект построения нации достигнет большего успеха в построении нации и охватит большее количество людей, чем любой предыдущий режим, создав таким образом албанцев. национальная коммунистическая идентичность.
Энвер Ходжа из Партии труда принял немедленные и решительные меры для полной власти над национальным государством албанского народа, Албанией в 1946 году. Когда сила режима начала расти, Энвер Ходжа заключил союз с Восточным блоком, который предоставил Албании множество преимуществ в виде экономической помощи и военной защиты со стороны Западного блока во время Холодная война.
Албанцы пережили период нескольких выгодных политических и экономические изменения. правительство защищало территориальную целостность и суверенитет Албании, диверсифицировало экономику с помощью программы индустриализации, которая привела к повышению уровня жизни и последовали улучшения в таких областях, как здравоохранение, образование и инфраструктура.
Затем последовал период, когда албанцы жили в крайней изоляции от остального мира в течение следующих четырех десятилетий. К 1967 г. установленное правительство официально провозгласило Албанию первым атеистическим государством в мире, поскольку оно заранее конфисковало церкви, монастыри и мечети, а также любые религиозные это выражение мгновенно стало основанием для тюремного заключения.
Эффективные протесты с нарождающимися революциями 1989 года начали вспыхивать в различных городах по всей Албании, включая Шкодер и Тирана, что в конечном итоге привело к падению коммунизма. В конце концов, когда в 1992 году коммунизм пришел к насильственному концу, волна внутренней и большой внешней миграции албанцев в такие страны, как Греция и Италия, в последующие годы в Албании имела массовые масштабы.
Бункеризация, возможно, является самым заметным и памятным наследием коммунизма в Албании. Около 175 000 железобетонных бункеров были построены в стратегических местах на территории Албании, в том числе вблизи границ, в городах, на морском побережье или в горах. Эти бункеры никогда не использовались по прямому назначению или для защиты населения от нападений или вторжения соседей. Однако после распада коммунизма они были заброшены и иногда использовались повторно для различных целей.
Косово объявлено независимость от Сербии 17 февраля 2008 года, после многих лет напряженных отношений между сербами и преимущественно албанским населением Косово. Он был официально признан Австралией, Канадой, США и основными странами Европейского Союза, в то время как Сербия и ее союзник Россия отказываются признать суверенитет Косово.
Подавляющее большинство населения Косово - этнические албанцы, их население составляет около 1,7 миллиона человек. Их присутствие, а также в прилегающих регионах Топлица и Морава зарегистрировано со времен средневековья. Поскольку сербы изгнали многих албанцев из более обширных областей Топлица и Морава в Южной Сербии, которые Берлинский Конгресс 1878 года передал Княжеству Сербия, многие из них поселились в Косово.
Будучи неотъемлемой частью Королевства Югославии, Косово, включая его албанское население, пережило период дискриминации, экономических и политических преследований. Право на использование албанского языка было гарантировано конституцией сформировавшейся позднее Социалистической Югославии и широко использовалось в Македонии и Черногории до распада Югославии. В 1989 году Косово утратило свой статус федерального образования Югославии с правами, аналогичными правам шести других республик, и в конечном итоге стало частью Сербии и Черногории.
. В 1998 году напряженность между албанцами и сербское население Косово кипело и вылилось в массовое насилие и дискриминацию, что привело к гуманитарной трагедии войны в Косово. Конфликт привел к перемещению сотен тысяч албанцев в соседние страны и Европу. Сербские военизированные формирования совершили военные преступления в Косово, хотя правительство Сербии утверждает, что армия преследовала только подозреваемых албанских террористов. НАТО начало 78-дневную воздушную кампанию в 1999 году, чтобы остановить гуманитарную катастрофу, которая тогда разворачивалась в Косово, и, наконец, положила конец войне.
Приблизительно 5 миллионов албанцев географически распределены по Балканскому полуострову, из них примерно половина количество проживающих в Албании, Косово, Северной Македонии и Черногории, а также в меньшей степени в Хорватии и Сербия. Также значительная часть албанского населения проживает в Греции.
. Примерно 1,8 миллиона албанцев сосредоточены в частично признанной Республике Косово. Они географически распределены к югу от муниципалитета в Северной Митровице и составляют в целом этническую группу большинства на территории.
В Черногории албанское население в настоящее время оценивается примерно в 30 000 человек, составляющих одну из составляющих групп этнических меньшинств страны. Они преимущественно проживают в прибрежном районе Черногории вокруг муниципалитетов Улцинь и Бар, а также Туз и около Плав в <982 году.>северный регион, а также в столице Подгорице в центральном регионе.
Историческое поселение народа арбанаси в настоящее время является кварталом Задар в Хорватии.В Северной Македонии проживает более 500 000 албанцев, составляющих крупнейшую группу этнических меньшинств в стране. Подавляющее большинство албанцев в основном сосредоточено вокруг муниципалитетов Тетово и Гостивара в северо-западном регионе, Струга и Дебар в юго-западном регионе, а также вокруг столицы Скопье в центральном регионе.
В Хорватии, количество албанцев составляет примерно 17 500 человек, в основном сосредоточенных в округах Истрии, Сплит-Далмации и, прежде всего, в столице Загреб. арбанасский народ, который исторически мигрировал в Болгарию, Хорватию и Украину, живут рассеянными сообществами по всей Болгарии, Хорватии и Южной Украине.
в Сербия, албанцы - официально признанная группа этнического меньшинства с населением около 70 000 человек. Они в значительной степени сконцентрированы в муниципалитетах Буяновац и Прешево в районе Пчиня. В Румынии количество албанцев, по неофициальным оценкам, составляет от 500 до 10 000, в основном проживающих в Бухаресте. Они признаны группой этнического меньшинства и соответственно представлены в Парламенте Румынии.
Итальянский полуостров через Адриатическое море привлекал албанцев уже более половины тысячелетия, часто из-за своей непосредственной близости. Позднее албанцы в Италии сыграли важную роль в установлении основ албанского Возрождения и сохранении албанской культуры. народ Арбёрешэ появлялся спорадически, в несколько малых и больших циклов, первоначально как Стратиотий наемники на службе королевств Неаполь и Сицилия и Венецианская Республика. Более крупные волны миграции произошли после смерти Скандербега и захвата Круджи и Шкодера османами, чтобы избежать предстоящих политических и религиозных изменения.
Сегодня албанцы в Италии составляют одну из крупнейших этнолингвистических групп меньшинств, и их статус защищен законом. Общее количество арбэрешэ составляет примерно 260 000, разбросанных по Сицилии, Калабрии и Апулии. Итальянские албанцы проживают в Северной и Южной Америке, особенно в таких странах, как Аргентина, Чили, Уругвай, Канада и США.
Спустя столетия, в конце 20-го века, произошел еще один и самый крупный цикл миграции албанцев в Италию, превзошедший более раннюю миграцию арбэрешэ. Их миграция возникла в результате десятилетий жестокого социального и политического угнетения и изоляции от внешнего мира при коммунистическом режиме во главе с Энвером Ходжей.
В период с 2015 по 2016 год количество албанцев, регулярно проживающих в Италии насчитывалось около 480 000 и 500 000. Тоскана, Ломбардия и Эмилия-Романья представляют регионы с наибольшим присутствием современного албанского населения в Италии. В 2012 году 41,5% албанского населения считались мусульманами, 38,9% - христианами, в том числе 27,7% - католиками и 11% - восточными Православные и 17,8% как нерелигиозные.
арваниты и говорящие на албанском языке Западной Фракии - это группа, происходящая от Тоски, которые мигрировали в южную и центральную Грецию между 13 и 16 веками. Они - греческие православные христиане, и хотя они традиционно говорят на диалекте тоскского албанского, известном как арванитика, они полностью ассимилировались с греческой нацией и не идентифицируют себя как албанцы. Арванитика находится в состоянии истощения из-за языкового сдвига в сторону греческого и крупномасштабной внутренней миграции в города и последующего смешения населения в течение 20 века.
Чамские албанцы были группой, которая раньше населяла регион Эпир, известный как Хамерия, в настоящее время Теспротия в северо-западная Греция. Многие чамские албанцы обратились в ислам в период Османской империи. Мусульманские хамы были изгнаны из Греции во время Второй мировой войны группой антикоммунистического сопротивления (EDES) в результате участия некоторых в группа коммунистического сопротивления (EAM-ELAS) и другие , сотрудничающие с оккупацией Оси. Православные чамы в значительной степени ассимилировались с греческой нацией.
По оценкам 2005 года, в Греции проживает около 600 000 албанцев, что составляет самую большую общину иммигрантов в стране. Это экономические мигранты, миграция которых началась в 1991 году после распада Социалистической Народной Республики Албания.
В конце 20-го и начале 21-го веков конфликты на Балканах и Косовская война привела к массовому перемещению албанцев в Центральную, Западную и Северную Европу. Постепенный крах коммунизма в Албании вызвал также новую волну миграции и способствовал появлению новой диаспоры, в основном в Южной Европе, в таких странах, как Греция и Италия.
В Центральной Европе проживает около 200 000 албанцев в Швейцарии, особенно в кантонах в Цюрих, Базель, Люцерн, Берн и Св. Галлен. В соседней Германии проживает от 250 000 до 300 000 албанцев, в то время как в Австрии проживает от 40 000 до 80 000 албанцев, сосредоточенных в государствах Вены, Штирии., Зальцбург, Нижняя и Верхняя Австрия.
В Западной Европе албанское население примерно 10 000 человек, проживающих в Страны Бенилюкса относительно ограничены по сравнению с другими регионами. В Бельгии проживает более 6000 албанцев, а в близлежащих Нидерландах - 2800 человек. Наименьшее количество албанцев в регионе Бенилюкса проживает в Люксембурге с населением 2100 человек.
В пределах Северной Европы в Швеции проживает самое большое количество албанцев в Скандинавия однако точного ответа на их количество в стране нет. Население также меньше в Норвегии, Финляндии и Дании с более чем 18 000, 10 000 и 8 000 албанцев соответственно. Население албанцев в Соединенном Королевстве официально оценивается примерно в 39 000 человек, в то время как в Ирландии проживает менее 2,500 албанцев.
Албанская диаспора в Африке и Азии, в таких странах, как Египет, Сирия или Турция, был преимущественно сформирован в период Османской империи в результате экономической миграции и в первые годы Турецкой Республики в результате миграции из-за социально-политической дискриминации и насилия, которым подвергались албанцы на Балканах..
В Турции точное количество албанского населения страны трудно правильно оценить. Согласно отчету за 2008 год, в Турции проживало около 1 300 000 человек албанского происхождения. По данным этого отчета, более 500 000 албанских потомков до сих пор признают свою родословную и / или свой язык, культуру и традиции.
Есть также другие оценки, которые варьируются от 3 до 4 миллионов человек. в общей сложности 5 миллионов человек, хотя большинство из них являются турецкими гражданами полного или частичного албанского происхождения и больше не владеют албанским языком, что сопоставимо с американцами немецкого происхождения. Это было связано с различной степенью языковой и / или культурной ассимиляции, происходящей среди албанской диаспоры в Турции. Албанцы активны в общественной жизни Турции.
В Египте проживает 18 000 албанцев, в основном говорящих на тоске. Многие из них являются потомками янычаров Мухаммеда Али-паши, албанца, который стал Вали, и самопровозглашенного хедива Египта и Судан. Помимо основанной им династии, большая часть бывшей египетской и суданской аристократии имела албанское происхождение. Албанские сунниты, бекташи и православные христиане были все представлены в этой диаспоре, в состав которой в какой-то момент входили крупные фигуры эпохи Возрождения (Рилиндасит), в том числе Тими Митко, Спиро Дайн, Андон Зако Чаюпи, Мило Дучи, Фан Ноли и другие, которые какое-то время жили в Египте. С приходом Гамаля Абдель Насера в Египет и подъемом арабского национализма последние остатки албанской общины были вынуждены покинуть страну. Албанцы проживали в арабских странах, таких как Сирия, Ливан, Ирак, Иордания, и в течение примерно пяти веков они были наследием османского правления.
Первая миграция албанцев в Северную Америку началась в XIX и XX веках, вскоре после обретения независимости от Османской империи. Однако народ Арбёрешэ из Южной Италии был первым албанским народом, прибывшим в Новый Свет, многие из них мигрировали после войн, сопровождавших Рисорджименто.
С тех пор в течение ХХ века произошло несколько волн албанской миграции, например, после Второй мировой войны с албанцами в основном из Югославии, а не из коммунистической Албании, затем после распада коммунистической Албании в 1990 году и, наконец, после войны в Косово в 1998 году.
Наиболее многочисленное албанское население в Северной и Южной Америке составляет преимущественно можно найти в Соединенных Штатах. По состоянию на 2017 год в стране проживает около 205 000 албанцев с основной концентрацией в штатах Нью-Йорк, Мичиган, Массачусетс и Иллинойс. Число могло быть больше, если считать и арбэрешэ; они часто отличаются от других албанских американцев в отношении их итальянизированных имен, национальности и общей религии.
В Канаде проживает более примерно 39 000 албанцев в стране, включая 36 185 албанцев из Албания и 2870 албанцев из Косово преимущественно проживают во множестве провинций, таких как Онтарио, Квебек, Альберта и Британская Колумбия. Крупнейшие города Канады, такие как Торонто, Монреаль и Эдмонтон, были, помимо Соединенных Штатов, крупным центром миграции албанцев в Северную Америку.
Торонто является домом для около 17 000 албанцев.Иммиграция албанцев в Австралию произошла в конце 19 века и большей части 20 века. После введения Соединенными Штатами квот на миграцию люди, планировавшие иммигрировать в Штаты, были вынуждены вместо этого выбрать Австралию. Большинство из них имели мусульманское и православное происхождение и жили, как правило, в Виктории и Квинсленде, но также в Западной и Северной Австралии.
Италии. аннексия Албании и ее союз с нацистской Германией против союзников ознаменовали трудные времена для албанских и итальянских австралийцев, поскольку австралийские власти считали их источником фашистской угрозы. Тем не менее, количество албанских иммигрантов в течение этого времени замедлилось, а также из-за иммиграционных ограничений, установленных коммунистическим режимом в Албании.
Самые последние албанские иммигранты прибыли в основном из Косово и бывших югославских стран включительно Северной Македонии и Сербии и Черногории. Иммигрантами были в основном мусульмане, но также православные и католики, среди которых были родственники известной албанской монахини и миссионера матери Терезы.
В 2016 году примерно 4041 человек, проживающий в Австралии, идентифицировал себя как родившихся в Албании, в то время как 15 901 человек указали, что имеют албанское происхождение либо отдельно, либо в сочетании с другим происхождением. Есть много австралийских албанцев, которые родились в Италии, Македонии, а также в Косово, поэтому они включены в эту статистику.
Традиционная кухня албанцев разнообразна и разнообразна. находился под сильным влиянием традиций и их разнообразной среды на Балканах и бурной истории на протяжении веков. Между и Балканами оказали влияние на кухни албанцев западно-балканских народов и на итальянскую и греческую -влияли кухни арберешес и чамов. Удовольствие от еды имеет высокий приоритет в жизни албанских народов, особенно при праздновании религиозных праздников, таких как Рамадан, Курбан-байрам, Рождество, Пасха, Ханука или Новруз
Ингредиенты включают множество разновидностей фруктов, таких как лимоны, апельсины, инжир и оливки, травы, такие как базилик, лаванда, мята, орегано, розмарин и тимьян и овощи, такие как чеснок, лук, перец, картофель и помидоры. Албанские народы, живущие ближе к озеру Преспа и Охридскому озеру, могут дополнять свой рацион рыбой, моллюсками и другими морепродуктами. В остальном баранина часто считается традиционным мясом на различных религиозных праздниках. В изобилии также мясо птицы, говядина и свинина.
Тавэ Коси - национальное блюдо в Албании, состоящее из баранины с чесноком и риса, запеченных под толстой терпкой вуалью из йогурта. Фёргесе - еще одно национальное блюдо, которое готовят из перца, помидоров и творога. Пайт - это выпечка с начинкой из смеси шпината и гизэ или миш. Десерты включают Flia, состоящие из множества слоев, похожих на креп, с нанесенными на щетку креа; петулла, традиционно обжаренное тесто, и Крофне, похожее на Берлинер.
Самые ранние сохранившиеся реликвии изобразительного искусства албанского народа священны по природе и представлены многочисленными фресками, фресками и иконами который был создан с замечательным использованием цвета и золота. Они раскрывают богатство различных влияний и традиций, которые сходились на исторических землях албанского народа на протяжении веков.
Возвышение византийцев и османов в Средние века сопровождалось соответствующим ростом христианского и исламского искусства, часто проявляющегося в образцах архитектуры и мозаики по всей Албании. албанский ренессанс оказался решающим для эмансипации современной албанской культуры и увидел беспрецедентное развитие во всех областях литературы и искусства, тогда как художники стремились вернуться к идеалам импрессионизма и Романтизм.
Средневековая икона работы Костандина и Афанаса Зографи в монастыре Арденика. На нем изображены семь святых Климент, Наум, Сава, Ангелар, Горазд, Кирилл, Метод и албанец Ян Кукузели.Онуфри, основатель школы Берат, Коле Идромено, Давид Селеница, Костандин Шпатараку и братья Зографи - самые выдающиеся представители албанского искусства. Албанцы в Италии и Хорватии также были активны среди художников эпохи Возрождения, таких как Марко Басаити, Виктор Карпачи и Андреа Николле Алекси. В Греции Элени Букурас отмечена как первая великая женщина-художник после независимости Греции.
В 1856 году Пьер Маруби прибыла в Шкодер и основал первый музей фотографии в Албании и, вероятно, на всех Балканах, Музей Маруби. Коллекция из 150 000 фотографий, сделанных албанско-итальянской династией Маруби, предлагает ансамбль фотографий, изображающих социальные ритуалы, традиционные костюмы, портреты из истории Албании.
Кулла, традиционное албанское жилище, полностью построенное из природных материалов, является культурным реликтом средневекового периода, особенно широко распространенным в юго-западном регионе Косово и северном регионе из Албании. Прямоугольная форма Куллы изготовлена из неправильного камня ясеня, речной гальки и каштана древесины, однако размер и количество этажей зависят от размера семьи и ее финансовых возможностей..
Корни литературы Албанский народ можно проследить до средневековья с сохранившимися работами по истории, теологии и философии, датируемыми эпохой Возрождения.
Самое раннее известное использование письменного албанского языка - это крещение формула (1462), написанная архиепископом Дурресского Паулюсом Ангелусом. В 1555 году католический священник Гьон Бузуку из региона Шестан опубликовал самую раннюю известную книгу на албанском языке под названием Мешари (Миссал), касающуюся католических молитв и обрядов, содержащих архаичный средневековый язык, лексемы и т. Д. устаревшие выражения в современном албанском языке. Другое христианское духовенство, такое как Лука Матранга из арберешской диаспоры, опубликовано (1592) на диалекте тоск, в то время как другие известные авторы были из северных албанских земель, в том числе Пьер Буди, Франг Барди и Пьер Богдани.
В 17 веке и позже важный вклад внесли народ Арбёрешэ из Южной Италии, сыгравший влиятельную роль в поощрении албанский ренессанс. Среди них были такие фигуры, как Деметрио Камарда, Габриэле Дара, Джироламо де Рада, Джулио Варибоба и Джузеппе Серембе, который создал вдохновляющую националистическую литературу и работал над систематизацией албанского языка.
Биография Марина Барлети на Скандербег на латыни была переведена на многие разные европейские языки.Bejtexhinj в 18 веке возникли в результате влияния ислама и особенно суфизма, движущихся к Ориентализм. Такие лица, как Незим Фракулла, Хасан Зыко Камбери, Шахин и Далип Фрашери, составили литературу, наполненную выражениями, языком и темами об обстоятельствах того времени, ненадежность будущего и их недовольство условиями феодальной системы.
Албанский ренессанс XIX века примечателен как ценными поэтическими достижениями, так и разнообразием албанской литературы. Он основан на идеях романтизма и Просвещения, характеризующихся акцентом на эмоции и индивидуализм, а также на взаимодействие между природой и человечеством. Дора д'Истрия, Джироламо де Рада, Наим Фрашери, Наум Векилхаркси, Сами Фрашери и Пашко Васа поддерживал это движение и сегодня помнят как составитель ряда выдающихся произведений.
ХХ век был основан на принципах модернизма и реализма и характеризовался развитием более самобытной и выразительной формы албанской литературы. Среди пионеров того времени были Асдрени, Фаик Коника, Фан Ноли, Ласгуш Порадечи, Мигжени, которые выбрали изображают темы современной жизни и, прежде всего, Гьерджа Фишта, создавшего эпический шедевр Лахута и Мальсис.
После Второй мировой войны Албания стала коммунистическим государством, а социалистический реализм стал частью литературной сцены. Появились такие авторы и поэты, как Сейфулла Малёшова, Дритеро Аголли и Исмаил Кадаре, который стал всемирно известным писателем, и другие, бросившие вызов режиму посредством различных социально-политических и исторических темы в своих произведениях. Мартин Камай писал в диаспоре, в то время как в соседней Югославии появление албанского культурного самовыражения привело к появлению социально-политической и поэтической литературы таких известных авторов, как Адем Демачи, Реджеп Кося, Юсуф Букшови. Литературная сцена 21 века по-прежнему ярка, и появляются новые романисты, писатели, поэты и другие писатели.
Албанцы использовали различные природные материалы из местного сельского хозяйства и домашнего скота в качестве источника одежда, одежда и ткани. На их традиционную одежду в первую очередь повлияли природа, образ жизни, и они постоянно менялись с древних времен. В разных регионах существуют свои исключительные традиции и особенности одежды, иногда меняющиеся по цвету, материалу и форме.
традиционный костюм албанских мужчин включает белую юбку под названием Fustanella, белую рубашку с широкими рукавами, и тонкий черный пиджак или жилет, такой как Xhamadan или Xhurdia. Зимой добавляют теплое шерстяное или меховое пальто, известное как Flokata или Dollama, сделанное из овчины или козьего меха. Другой аутентичный предмет называется Тирк, который представляет собой обтягивающую пару фетровых брюк в основном белого, иногда темно-коричневого или черного цвета.
Костюмы албанских женщин намного сложнее, красочнее и богаче орнаментом. Во всех регионах Албании женская одежда часто украшалась филигранью изделиями из железа, красочной вышивкой, множеством символов и ярких аксессуаров. Уникальное и старинное платье называется Xhubleta, юбка в форме колокола, доходящая до икры и носимая от плеч с двумя плечевыми ремнями в верхней части.
Различные традиционные туфли и носки ручной работы. носили албанский народ. Opinga, кожаные туфли, сделанные из грубой кожи животных, носили с Çorape, вязаными шерстяными или хлопковыми носками. Головные уборы остаются контрастной и узнаваемой чертой традиционной албанской одежды. Албанские мужчины носили шляпы разного дизайна, формы и размера. Обычный головной убор - это Плис и Qylafë, напротив, албанские женщины носили капицу, украшенную драгоценностями или вышивкой на лбу, и Lëvere или Kryqe, которые обычно покрывали голову, плечи и шею. Состоятельные албанские женщины носили головные уборы, украшенные драгоценными камнями, золотом или серебром.
Для албанского народа музыка является жизненно важной составляющей его культуры. и характеризуется своими особенностями и разнообразным мелодическим рисунком, отражающим историю, язык и образ жизни. Он скорее варьируется от региона к региону с двумя существенными стилистическими различиями между музыкой Ghegs и Tosks. Следовательно, их географическое положение в Юго-Восточной Европе в сочетании с культурными, политическими и социальными проблемами часто выражается в музыке вместе с сопровождающими их инструментами и танцами.
Эра Истрефи выступает на финале чемпионата мира по футболу FIFA 2018.Албанская народная музыка контрастирует с героическим тоном гегов и расслабленными звуками тосков. Традиционная изополифония, возможно, представляет собой наиболее благородный и существенный жанр Задач, который был провозглашен Шедевром нематериального наследия человечества ЮНЕСКО. Геги, напротив, имеют репутацию отличительного разнообразия спетой эпической поэзии, часто повествующей о бурной истории албанского народа.
Есть ряд всемирно известных певцов этнического албанского происхождения, таких как Ава Макс, Бебе Рекса, Дуа Липа, Эра Истрефи, Эрмал Мета и Рита Ора и рэперы Action Bronson и Gashi.
На международных соревнованиях, Албания впервые участвовала в Евровидении в 2004 году. Албанцы также представляли другие страны в конкурсе, например, Анна Окса для Италии в 1989 г. Адриан Гакша для Македония в 2008 г., а также Эрмал Мета для Италия в 2018 г. Косово никогда не участвовал, но в настоящее время подает заявку на членство в EBU и, следовательно, дебютирует в конкурсе.
Множество различных духовных традиций, религиозных вер и верования исповедуются албанским народом, которому исторически удавалось мирно сосуществовать на протяжении веков в Юго-Восточной Европе. Они традиционно являются одновременно христианами и мусульманами - католиками и православными, суннитами и бекташи и - но также реже сохранившиеся евангелисты, другие протестанты и евреи, составляющие один из самых религиозно разнообразных народов Европы.
Христианство в Албании находилось под юрисдикцией Епископ Рима до 8 века. Затем епархии в Албании были переданы Константинопольскому патриархату. В 1054 году после раскола север стал отождествляться с Римско-католической церковью. С этого времени все церкви к северу от реки Шкумбин были католическими и находились под юрисдикцией Папы. Были выдвинуты различные причины распространения католицизма среди северных албанцев. Традиционная принадлежность к латинскому обряду и католическим миссиям в центральной Албании в XII веке укрепила католическую церковь против православия, в то время как местные лидеры нашли союзника в католицизме против славянских православных государств. После османского завоевания Балкан, Христианство стало вытеснять ислам, а католицизм и православие продолжали практиковаться реже.
Католический собор в Приштине, КосовоВ современную эпоху, монархия и коммунизм в Албании, а также социализм в Косово, исторически входившем в Югославию, последовала систематическая секуляризация своего народа. Эта политика в основном применялась в границах обеих территорий и составляла светское большинство населения.
Все формы христианства, ислам и другие религиозные обряды были запрещены, за исключением старых неинституциональных языческих практик в сельских районах, которые рассматривались как идентифицирующие с Национальная культура. Нынешнее албанское государство возродило некоторые языческие праздники, такие как праздник весны (албанский : Dita e Verës), который ежегодно проводится 14 марта в городе Эльбасан. Это национальный праздник.
Бекташи Текке в Тетово, Северная Македония.Коммунистический режим, правивший Албанией после Второй мировой войны, преследовал и подавлял религиозные обряды и институты и полностью запретили религию до такой степени, что Албания была официально объявлена первым в мире атеистическим государством. Свобода вероисповедания вернулась в Албанию после смены режима в 1992 году. Албанские мусульмане-сунниты проживают по всей стране, албанские православные христиане, а также бекташи сосредоточены на юге, а католики - в основном на севере страны.
В Албании 58,79% населения исповедуют ислам, что делает его самой большой религией в стране. Христианство исповедуют 16,99% населения, что делает его второй по величине религией в стране. Остальное население либо нерелигиозно, либо принадлежит к другим религиозным группам. Перед Второй мировой войной здесь было 70% мусульман, 20% православных и 10% католиков. Сегодня, Gallup Global Reports 2010 показывает, что религия играет важную роль в жизни только 39% албанцев, и ставит Албанию на тринадцатое место среди наименее религиозных стран в мире.
По части своей истории Албания также была еврейская община. Члены еврейской общины были спасены группой албанцев во время нацистской оккупации. Многие уехали в Израиль c. 1990–1992 годы, когда границы были открыты после падения коммунистического режима, но около 200 евреев все еще живут в Албании.
Религия | Албанцы в Албании | Албанцы в Косово | Албанцы в Северной Македонии | Албанцы в Черногории | Албанцы в Сербии | Албанцы в Хорватии | Албанцы в Италии |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Ислам | от 21% до 82% | 88,8 до 95,60 | 98,62 | 73,15 | 71,06 | 54,78 | 41,49 |
сунниты | 56,70 | — | — | — | — | — | — |
Бекташи | 2,09–7,5 | — | — | — | - | — | - |
христиане | 9–28,64 | 3,69 6,20 | 1,37 | 26,37 | 19,54 | 40,69 | 38,85 |
католики | от 3% до 13,82 | от 2,20 до 5,80 | 1,37 | 26,13 | 16,84 | 40,59 | 27,67 |
Православные | от 6 до 13,08 | 1,48 | — | 0,12 | 2,60 | 0,01 | 11,02 |
Протестанты | 0,14–1,74 | 0,16 | — | - | 0,03 | — | — |
Другие христиане | 0,07 | — | — | 0,12 | 0,07 | 0,09 | — |
Неаффилированный или Нерелигиозный | От 24,21% до 62,7% | ||||||
Атеист | 2,50% до 9% | от 0,07 до 2,9 | — | 0,11 | 2,95 | 1,80 | 17,81 |
Предпочитаю не отвечать | от 1% до 13,79% | 0,55 | 0,19 | 2,36 | 1,58 | — | — |
Агностик | 5,58 | 0,02 | |||||
Верующие без вероисповедания | 5,49 | — | — | — | — | — | |
Не актуально / не указано | 2,43 | 0,06 | 0,16 | 0,36 | 4,82 | — | |
Другая религия | 1,19 | 0,03 | 1,85 |
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с албанцами. |