Мирдита

редактировать
Горный регион на севере Албании; историческое албанское племя Албанские племена по состоянию на 1918 г. от Франца Сейнера. Мирдита находится на участке 6-10.

Мирдита - это регион северной Албании, территория которого является синонимом исторического албанского племени с таким же названием.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 География
  • 3 История
    • 3.1 Происхождение
    • 3.2 Османский период
    • 3.3 Независимая Албания
  • 4 Этнография
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Этимология

Имя Мирдита происходит от легендарного предка по имени Мир Дити, от которого племя заявляет свое происхождение. Были представлены другие альтернативные народные этимологии. Во-первых, Мирдита связана с арабскими терминами «марид», «марада» для мятежников, которые вошли в албанский язык через византийский греческий язык. Другая народная этимология связывает это слово с албанским приветствием «mirëdita», что означает «привет», «добрый день».

География

Исторически Мирдита был крупнейшим племенным регионом Албании с точки зрения географического распространения и населения.. Этот регион расположен на севере Албании и граничит с традиционными племенными районами Пука (Бериша, Кабаши, Керрети) на севере; Лежское нагорье (Вела, Булгери, Манатия, Криезиу) на западе и юго-западе; северная албанская прибрежная равнина Лежа и Задрима между реками Дрин и Мат на западе; река Мат и район Мат на юге и район реки Черный Дрин на востоке. Традиционными районами и поселениями Мирдита являются: Бисак, Блиништ, Брег, Доч, Домджон, Фрегна, Гоян, Гомсикья, Грыка-э-Гядрит, Гегджан, Качинар, Калор, Кашнет-Кафтали, Кашнет, Каливач, Каливарья, Кимстит, Кимза., Korthpula-Kaftalli, Korthpula, Konaj, Kushnen, Lumbardhë, Mesul, Mnela, Ndërfana, Orosh, Qafa e Malit, Rras, Sukaxhia, Sërriqja, Shkoza, Spaç, Shëngjin, Tejkodrej, Vighith, Unghh. 63>

Текущий район Мирдита расположен в пределах племенного региона Мирдита, в котором протекают реки Малый и Большой Фан. Крупнейший город и административный центр современного периода - Ррешен, и в этом районе существуют другие важные поселения, такие как Рубик, Орош, Блиништ, Качинар, Каливач, Курбинеш, Перлат и Спач.

История

Происхождение

Традиционный дом, деревня Домджон в Мирдите

Племя Мирдита произошло от легендарного предка по имени Мир Дити, сына Дит Мири и внука Мурра Дети, известного также как Мурр Деди. Брат Мир Дити был Зог Дити, предок племени шоши, а племя Шала было потомком другого брата Марка Дити. Дети мужского пола Мир Дити, которые были Сканда (Скана), Буши, Кыка и Ллули (Лули), составили ядро ​​племенных единиц Кушнени, Ороши и Спачи в шестнадцатом веке. В целом, племя мирдита было скорее федерацией различных племенных источников, причем не все фы (клан или племя) заявляли о своем происхождении от общего мужского предка, хотя кушнени, ороши и спачи действительно прослеживали свое происхождение в этих терминах. Местные традиции мирдита утверждают, что дибрри байрак смешанный и имеет южноалбанское тоск происхождение.

Согласно устной истории племени, мирдита вместе с предками племен шала и шоши произошли из района горы Паштрик (на современной границе Косово-Албании) и жил под властью болгарского вождя. В ранней истории мирдита существуют свидетельства православного влияния на то, что позже стало католическим племенем. Прибытие османов в регион вытеснило племена пуштриков в западном направлении к горам. Во времена Скандербега около 1450 года и после того, как османы захватили Шкодер, мирдита бежали на свою первоначальную родину и вернулись в 1750 году на свое нынешнее место.

Османский период

Впервые упоминается слово мирдита как Мирдита в османском документе 1571 года и в отчете Марино Бицци название племени появляется как Миридитти в 1610 году. В письме албанского епископа от 1621 года Пьер Буди оно написано как Мередита, в церковных отчетах Пьер Мазреку (1634) как Миредитта, епископ Бенедетто Орсини Рагузино (1642) как Миридити и Пьетро Стефано Гаспари (1671) как Миридити. На итальянской карте 1689 года, составленной картографом Джакомо Кантелли да Виньола, она отмечена как Миредити, а в церковном отчете 1703 года архиепископа Виченко Змаевича - как Мередита (i). Область Мирдита также была известна ранее под названием Ндэрфандина, что означает земля между двумя реками Фан.

По сравнению с другими албанскими племенами военная организация Мирдита была лучше развита, и они использовали свои силы для отражения вторжений со стороны Османы и другие в этом районе, а также используют его для грабежей и набегов. В конце восемнадцатого и начале девятнадцатого века ими правил капедан (капитан) Пренк Ллеш, который погиб, сражаясь с османами, и ему наследовал его сын Пренк Дода, который участвовал в войнах на стороне османов против греков, которые боролись за независимость. Ему наследовал его младший брат Николла или Кола Дода, чей дядя Ллеш и Зи (Черный Ллеш) взял на себя ответственность, человек с репутацией храбрости и жестокости. Ллеш и Зи сражался вместе с империей против греков, а позже в 1830 году поддержал Мустафу Бушати в его борьбе с ними, помогая ему при осаде Шкодера до его захвата османами в ноябре 1831 года, которые сослали его на Янина. Его племянник Николла был назначен капеданом, и он принимал участие в османских военных экспедициях против черногорцев, заслужив восхищение и поддержку Великого Везира Решида Мехмеда-паши, который назначил его в авангарде империи в битве при Конье Против египетских войск. Сыновья Ллеши и Зи предприняли попытку переворота, и Николла убил их, что привело к кровной мести в семье. К 1860-м годам капеданом Мирдиты был Биб Дода, и он столкнулся с трудностями с Османской империей из-за предполагаемого участия в восстании и со стороны соплеменников, которые отказались признать его лидером после того, как он не выплатил им заработную плату. за участие в Крымской войне. Умер в 1868 году, ему наследовал его маленький сын Пренк Биб Дода.

В поздний османский период все племя мирдита было преданно Католик, имел 2500 семей и пять байрактар ​​(вождей). Во время войны Мирдита мог мобилизовать до 5000 нерегулярных войск, когда этого ожидало Османское государство. Общее собрание мирдитов часто собиралось в Орош для обсуждения важных вопросов, касающихся племени. Положение потомственного принца племени с титулом Пренк-паша (принц-лорд) занимала семья Гьонмаркай. Помимо княжеской семьи, францисканский аббат имел некоторое влияние среди соплеменников мирдита. В пределах санджака Шкодера мирдита были отчаянно независимым и самым могущественным племенем провинции. Александр Дегран, французский консул, служивший в Шкодере в 1890-е годы, заметил, что за последние двадцать лет только семь посторонних побывали в Ороше, один из которых был османским вали (губернатором) санджака

Османские каймаки Мирдиты, Марка Джони, Дона Доменико и других вооруженных соплеменников мирдита (1890-е гг.)

Во время Великого восточного кризиса, Пренк Биб Дода в качестве потомственного вождя мирдита в середине апреля 1877 г. инициировал восстание против государственного контроля, и Османская империя послала войска, чтобы подавить его. После восстания Дода был изгнан, а после младотурецкой революции (1908) был отпущен домой, где его возвращение отмечалось соплеменниками, и новое правительство ожидало, что он заручится поддержкой Мирдита для режима младотурков. Во время албанского восстания 1910 года османские войска и их командующий Махмуд Шевкет-паша ненадолго посетили Мирдиту во время своей более широкой кампании по подавлению восстания в регионе. Во время албанского восстания 1911 года Теренцио Точчи, итало-албанский юрист, который провел год с племенем, 26/27 апреля собрал вождей мирдите в Орош и провозгласивший независимость Албании, поднял флаг Албании и объявил временное правительство. После того, как османские войска вошли в этот район, чтобы подавить восстание, Токчи бежал из империи, оставив свою деятельность.

Независимая Албания

Пренк Биб Дода (1900-е годы)

Во время Балканских войн, Албания стала независимой, и Мирдита вошла в состав новой страны. Пренк Биб Дода, надеясь претендовать на албанский престол, оказал решительную поддержку правительству Исмаила Кемали во Влёре. После Первой мировой войны Дода был убит в 1919 году недалеко от болот Лежи, и, поскольку он был бездетным, его родственник Марка Гьони занял позицию капедана. Многие лидеры мирдита отказались признать его, и ему не хватало популярности среди племени из-за проявленной во время войны трусости. К 1921 году Марка Гьони получил деньги из Белграда и восстал против нового «мусульманского» албанского правительства и 17 июля 1921 года провозгласил «республику мирдита» в Призрене на территории Югославии. Признано Грецией и поддерживается Югославия покушение на государство было подавлено албанскими войсками 20 ноября 1921 года. Марка Гьони бежал в Югославию, где через некоторое время ему было разрешено вернуться в Албанию, а в Мирдите несколько лет до своей смерти он принимал активное участие в местных делах..

Его сын Гьон Маркаджони стал следующим капеданом и достиг взаимопонимания с албанским государством, позже ему были поручены ведущие правительственные министерства. Во время Второй мировой войны он сотрудничал с итальянскими, а затем и с немецкими вооруженными силами, оккупировавшими Албанию, и к 1944 году бежал в Италию. Его сын стал следующим капеданом, и позже со своими бойцами Мирдита бежал в регион Лума, продолжая антикоммунистическую борьбу. В начале 1946 года он был убит во сне своим шурином, надеясь на отсрочку от коммунистических сил, который, в свою очередь, был убит братом Марка. Сын Марка, Гьон Маркаджони (1938-2003) провел годы в коммунистическом лагере для интернированных, как и другие члены семьи Гьонмаркай. С падением коммунизма в Албании (1992 г.) положение принца Мирдиты или капедана стало воспоминанием о далеком прошлом.

Этнография

Традиционно Мирдита состояла из трех байраков (кланов). или племена): Кушнени, Ороши и Спачи, которые утверждали, что происходят от легендарного брата Шоши и Шалы. Будучи родственниками трех байраков, они не практиковали эндогамию с племенами шоши и шала, а вместо этого вступили в брак с дибрри и фани байраками. Вместе эти байраки Дибрри, Фани, Кушнени, Ороши и Спачи составляли более крупную племенную единицу мирдита. У племени мирдита был флаг с белой рукой на красном фоне, а пять пальцев представляли байраки. В течение 1818 года байраки Охри и Вогел (Маленькое Охри), состоящие из Бушкаши, Ктелла и Селита, отделились от племенного региона Мат, расположенного к югу от Мирдиты, и четырех байраков из Рранзы, Манатии, Булгери и Велы из нагорья Лежа. Всего после 1818 года племенной регион мирдита состоял из двенадцати байраков.

Во время Первой мировой войны оккупации Албании австро-венгерские власти провели первую достоверную перепись населения (1918) в этом районе. и Мирдита - 2376 семей и 16 926 жителей.

Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-30 14:25:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте