День благодарения после причастия - это духовная практика среди христиан, которые верят в Реальное присутствие Иисус Христос в хлебе причастия, поддерживая себя в молитве в течение некоторого времени, чтобы поблагодарить Бога и особенно прислушиваясь в своих сердцах к руководству их Божественный гость. Эту практику настоятельно рекомендовали святые, теологи и Доктора Церкви.
В Иоанна 6:51 Иисус есть цитируется: «Я хлеб живой, сошедший с небес; всякий, кто ест этот хлеб, будет жить вечно; и хлеб, который Я дам, есть моя плоть для жизни мира». Согласно католической доктрине, хлеб преобразован в «Тело и Кровь, Душу и Божественность Иисуса Христа». То же самое и с вином, которое в католической доктрине также является «Тело, Кровь, Душа и Божественность Иисуса Христа».
Папа Иоанн-Павел II в «Inaestimabile Donum» («Наставление о поклонении евхаристической тайне») подчеркнул важность поклонения и молитвы после Святого Причастия. "Верующим следует рекомендовать не пропускать надлежащее благодарение после причастия. Они могут делать это во время празднования с периодом молчания, с гимном, псалом или другой хвалебной песней, или также после празднования, если возможно. оставаясь дома, чтобы помолиться в течение подходящего времени ».
Благоговение - это добродетель, которая побуждает человека проявлять честь и уважение к Богу. Согласно Кардиналу Фрэнсису Аринзе, префекту Конгрегации богослужения и дисциплины таинств,
День Благодарения после мессы традиционно высоко ценится в Церкви как священниками, так и верующими-мирянами. Миссал и молитвенный лист даже предлагают молитвы за священника до и после евхаристического празднования. Нет оснований полагать, что в этом больше нет необходимости. В самом деле, в нашем сегодняшнем шумном мире такие моменты размышлений и любовных молитв кажутся более значимыми, чем раньше.
Папа Бенедикт XVI в Sacramentum Caritatis упомянул «драгоценное время благодарения после общение », призывая всех сохранять важность Причастия как« личной встречи с Господом Иисусом в причастии ». Он рекомендовал, чтобы в это время «также было очень полезно оставаться в тишине, чтобы вспоминать».
о. Майкл Мюллер, ЧССР, объяснил это основание так:
Когда Пресвятая Дева Мария посетила святую Елизавету, престарелая святая изумилась снисходительности славной Богородицы и сказала: «Откуда мне это, что Мать моего Бога должна прийти ко мне? " Теперь, в Святом Причастии, к нам приходит Сам Господь. Оставаться равнодушным после принятия Благословенной Евхаристии - значит демонстрировать либо полное отсутствие веры, либо легкомыслие и глупость, недостойные разумного существа.... Какое зрелище для Ангелов видеть, как существо приближается к Священному воинству, перед которым они преклоняются в самом низком поклонении... покидают церковь с таким равнодушием, как если бы он вкусил всего лишь от обычного хлеба!
св. Фома Аквинский (+1274) сочинил молитву Благодарения после причастия, ставшую классикой:
Благодарю Тебя, о святой Господь, всемогущий Отец, вечный Бог, соизволивший, не заслугой мое, но из снисходительности Твоей доброты, чтобы удовлетворить меня грешника, Твоего недостойного слугу, драгоценным Телом и Кровью Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Я молюсь, чтобы это Святое Причастие было для меня не приговором к наказанию, а спасительной просьбой о прощении. Да будет он для меня доспехом веры и щитом доброй воли. Пусть это будет опустошение моих пороков и исчезновение всех похотливых желаний; и умножение милосердия и терпения, смирения и послушания и всех добродетелей; сильная защита от сетей всех моих врагов, видимых и невидимых; совершенное успокоение всех моих злых побуждений плоти и духа, крепко связывающее меня с Тобой, единым истинным Богом; и счастливый конец моей жизни. Я также молюсь, чтобы Ты соизволил привести меня, грешника, на этот невыразимый пир, где Ты со своим Сыном и Святым Духом являешься для своих Святых истинным светом, исполнением желаний, вечной радостью, чистой радостью и совершенным блаженством. Через того же Христа, Господа нашего. Аминь.
Тереза АвильскаяПосле причастия многие святые проводили продолжительное время благодарения. Магдалена де Пацци писала: «Минуты, следующие за причастием, являются самым драгоценным в нашей жизни». Св. Тереза Авильская убеждала своих дочерей не выбегать после мессы, но ценить возможность для благодарения: «Давайте с любовью задержимся с Иисусом, - сказала она, - и не будем тратить зря час, следующий за причастием.. "Св. Луи де Монфор писал: «Я бы не отказался от этого часа Благодарения даже на час рая».
Филип Нери однажды послал двух послушников со свечами, чтобы сопровождать уехавшего члена своей общины. церковь без всякого обожания после мессы. Мужчина вернулся в церковь, чтобы узнать о замысле святого Филиппа. Святой ответил: «Надо отдать должное Господу нашему, Кого ты уносишь с собой. Поскольку ты пренебрегаешь поклонением Ему, я послал двух послушников занять твое место».
Согласно Балтиморскому катехизису, католики «должны проводить достаточно времени в День Благодарения после Святого Причастия, чтобы проявить должное благоговение перед Святым Причастием; Господь лично с нами, пока остается вид хлеба и вина ».
Альфонс ЛигуориНа протяжении многих лет святые меняли свои рекомендации относительно количества времени, которое следует проводить в благодарении. Ежедневное причастие стало практикой только после указа Папы Пия X в 1905 году. Некоторые святые упоминали час благодарения. Святой Альфонс особо советует всем посвятить этому хотя бы полчаса, если это вообще возможно. «Нет молитвы более угодной Богу или более полезной для души, - сказал другой Доктор Церкви, святой Альфонс Лигуори, - чем та, которая совершается во время благодарения после причастия».
Хосемария Эскрива сказал: «Конечно, у вас нет ничего настолько важного, что вы не могли бы дать Господу 10 минут, чтобы поблагодарить его. Любовь оплачивается любовью».
По словам Дэниела А. Лорда, SJ, благодарение после Святого Причастия всегда предполагает «осознание того, кто присутствует в наших сердцах: Иисус Христос, Богочеловек, любящий души, божественно могущественные, по-человечески нежные, с благодатью в Его руках и живейшим интересом в Его сердце к тому, кто только что принял Его ». Традиционные молитвы после причастия включают Adoro te Фомы Аквинского, Anima Christi, Молитву перед распятием и Молитву Святого Франциска..
По словам о. Карлос Бельмонте, автор книги «Понимание мессы»,
. Содержание нашего благодарения будет просто продолжением чувств и привязанностей, которые мы чувствовали - или пытались воспитать в себе - во время мессы, но, возможно, в атмосфере большей близости. этот раз. Иногда поступки веры, надежды и милосердия, адресованные трем Божественным Лицам, вырываются из нашей души. В других случаях мы будем поддерживать интимный диалог с Иисусом, нашим божественным Другом, который очистит и преобразит нас. Или, может быть, мы будем просто сидеть в безмолвном обожании, как мать наблюдает за своим уснувшим сыном. Нам не следует искать молитв или формул, если мы не находим в них нужды. Но если мы понимаем, что они могут помочь нам, мы должны преодолеть свою лень (скажем, открыть наш молитвенник и прочитать там благодарственные молитвы) или то тонкое тщеславие, которое заставляет нас чувствовать себя униженными из-за необходимости читать молитвы, составленные кем-то другим.. »
Один из рекомендуемых текстов для благодарения в« Моей ежедневной книге псалмов »(1947), составленный Джозефом Фреем, CSSP, - это Песнь трех юношей или Trium Puerorum. Это традиционная песня, включенная в молитвы благодарения в Римском Миссале 1962 года.
Существует также «Универсальная молитва», приписываемая Папе Клименту XI, которая начинается: «Господи, Я верю в вас: укрепляйте мою веру. Я верю в вас: укрепляйте мое доверие. Я люблю вас: позвольте мне любить вас все больше и больше. Я сожалею о своих грехах: углубляйте мою печаль ».
В англиканском причастии и в католических личных постановлениях говорится о следующей молитве после причастия или ее варианте:
Всемогущий и вечный Боже, мы сердечно благодарим Тебя за то, что Ты удостоил нас накормить нас, должным образом принявших эти святые тайны, духовной пищей из драгоценнейшего Тела и Крови Сына Твоего, Спасителя нашего Иисуса Христа; и этим заверяешь нас в Твоей милости и доброте по отношению к нам; и что мы - члены, включенные в мистическое тело твоего Сына, которое является благословенным обществом всех верных людей; а также являются наследниками через надежду твоего вечного царства, благодаря самой драгоценной смерти и страсти твоего дорогого Сына. И мы смиренно умоляем Тебя, о Небесный Отец, помочь нам своей благодатью, чтобы мы могли продолжать это святое общение и творить все такие добрые дела, которые Ты приготовил для нас, чтобы мы могли ходить; через Иисуса Христа, Господа нашего, Которому с Тобой и Святым Духом да будет вся честь и слава, мир без конца. Аминь.
— 1662 Книга общей молитвыВо многих англиканских церквях с 1980-х годов была распространена следующая молитва после причастия:
Отец всех, мы благодарим вас и хвалим за то, что, когда мы были еще далеко, ты встретил нас в своем Сыне и привел домой. Умирая и живя, он признался в любви, дал нам благодать и открыл врата славы. Да будем мы, разделяющие тело Христа, жить Его воскресшей жизнью; мы, пьющие его чашу, приносим жизнь другим; мы, кого светит Дух, даем свет миру. Сохраняйте нас твердыми в той надежде, которую вы перед нами представили, чтобы мы и все ваши дети были свободны, и вся земля жила, чтобы славить ваше имя через Христа, нашего Господа. Аминь.
— Общее поклонениеСреди лютеран деноминаций, после принятия Евхаристии можно молча произнести следующую молитву:
Всемогущий и вечный Бог, я благодарить и хвалить тебя за то, что ты накормил меня животворным телом и кровью твоего любимого сына Иисуса Христа. Пошли свой Святой Дух, дабы, приняв моими устами святое Таинство, я мог верою получить и вечно наслаждаться твоей Божественной благодатью, прощением грехов, единством со Христом и вечной жизнью; через Иисуса Христа, моего Господа. Аминь.
— Лютеранская служебная книжкаВ Восточной православной церкви существуют различные наборы молитв, рекомендуемые как для подготовки к причастию, так и для День Благодарения после причастия. Конкретная форма будет отличаться в зависимости от национальной юрисдикции.
На протяжении веков для этого было составлено несколько молитв. Симеон Метафраст (вероятно, X век), которого Восточная Православная Церковь почитает как святого и который известен своей византийской агиографией, составил следующую молитву Благодарения после причастия: можно найти в Иератикон, или молитвах за священника.
В Русской Православной Церкви обычно есть набор из пяти молитв, которые читаются после завершения Божественной литургии. После прекращения литургии, те, кто принял Святое Причастие, останутся и будут молиться, пока молитвы читает Читатель. Священник и другие священнослужители обычно произносят благодарственные молитвы сразу после причастия. Однако дьякон, который будет совершать омовение, будет ждать, чтобы произнести их после того, как закончит свои обязанности у Таблицы жертвоприношения.
Среди сказанных молитв есть молитва святого Василия Великого. Великий :
О Владыка Христос Бог, Царь веков и Творец всего, я благодарю Тебя за все добрые дела, которыми Ты одарил меня, и за причастие Твоих чистейших и животворящих Тайн. Поэтому я молю Тебя, о Добрый и Любящий человечество: храни меня под Своей защитой и в тени Твоих крыльев; и дай мне, даже до моего последнего вздоха, приобщиться достойно и с чистой совестью от Твоих Святынь для прощения грехов и жизни вечной. Ибо Ты - Хлеб жизни, Источник святости, Податель блага; и Тебе мы возносим славу вместе с Отцом и Святым Духом, отныне и во веки веков, и во веки веков. Аминь.
Молитвы обычно заканчиваются Нунком Димиттисом и Тропарь и Кондак святого, написавшего Литургию, которая совершалась (Иоанн Златоуст, Василия Великого, Григория Диалогиста или, реже, Иакова Брата Господня ). Затем обряд заканчивается увольнением, произносимым священником.
После молитв благодарения причащающийся должен провести остаток дня в духе благодарения, занимаясь только тем, что приносит пользу душе. Если это воскресенье или Святой день, он должен отдохнуть от труда.