Лала Ладжпат Рай | |
---|---|
Родилась | (1865-01-28) 28 января 1865 года. Джаграон, Пенджаб, Британская Индия |
Умер | 17 ноября 1928 г. (1928-11-17) (63 года). Лахор, Пенджаб, Британская Индия |
Оккупация | Автор, политик, борец за свободу |
Политическая партия | Индийский национальный конгресс |
Движение | Движение за независимость Индии |
Родители |
|
Лала Ладжпат Рай (28 января 1865-17 ноября 1928) была индийским борцом за свободу. Он сыграл ключевую роль в движении за независимость Индии. Он был широко известен как Пенджаб Кесари. Он был одним из трех триумвирата Лал Бал Пал. Он также был связан с деятельностью Национального банка Пенджаба и страховой компании Lakshmi на их ранних этапах в 1894 году.
Ладжпат Рай родился 28 января 1865 года в семье джайнов, в семье учителя урду и персидской государственной школы Мунши Радхи Кришан и его жены Гулаб. Деви, в Дхудике.
В конце 1870-х его отца перевели в Ревари, где он получил начальное образование в государственной высшей средней школе, Ревари, провинция Пенджаб, где его отец был назначен учителем урду. В молодости Либеральные взгляды и вера Рая в индуизм формировались его отцом и глубоко религиозной матерью соответственно, что он успешно применил для создания карьеры реформирования религии и индийской политики с помощью политики и журналистской литературы. В 1880 году Ладжпат Рай поступил в Государственный колледж в Лахоре, чтобы изучать право, где он познакомился с патриотами и будущими борцами за свободу, такими как Лала Ханс Радж и Пандит Гуру Датт.. Во время учебы в Лахоре он испытал влияние индуистского реформистского движения Свами Даянанда Сарасвати, стал членом существующей Арьи Самадж Лахор (основан в 1877 году) и редактором-основателем находящейся в Лахоре Arya Gazette. Изучая право, он твердо верил в идею, что индуизм, выше национальности, был стержнем, на котором должен основываться индийский образ жизни. Он считал, что индуизм привел к установлению мира для человечества и к идее о том, что когда к этой мирной системе верований будут добавлены националистические идеи, может быть сформирована светская нация. Его участие в индуистских махасабхах лидерах вызвало критику со стороны Науджаван Бхарат Сабха, поскольку махасабхи были несветскими, что не соответствовало системе, изложенной Индийским национальным конгрессом. Этот акцент на индуистских практиках на субконтиненте в конечном итоге приведет его к продолжению мирных движений для создания успешных демонстраций за независимость Индии.
Лала Ладжпат Рай (слева) из Пенджаба, Бал Гангадхар Тилак из Махараштры и Бипин Чандра Пал из Бенгалии, триумвират, широко известный как Лал Бал Пал, изменил политическую дискурс движения за независимость Индии.В 1884 году его отец был переведен в Рохтак, и Рай приехал сюда после завершения учебы в Лахоре. В 1886 году он переехал в Хисар, куда был переведен его отец, и начал заниматься юридической практикой и стал одним из основателей совета адвокатов Хисара вместе с Бабу Чурамани. С детства он также хотел служить своей стране и поэтому взял на себя обязательство освободить ее от иностранного господства. В том же году он также основал районное отделение Хисар Индийского национального конгресса и реформистов Арья Самадж с Бабу Чурамани (юрист), тремя братьями Таял (Чанду Лал Тайал, Хари Лал Тайал и Балмоканд Тайал), доктором Рамджи Лал Худой, доктором Дхани Рамом, Арьей Самадж Пандит Мурари Лал, Сет Чхаджу Рам Джат (основатель школы Джат, Хисар ) и Дев Радж Сандхир. В 1888 году и снова в 1889 году ему выпала честь быть одним из четырех делегатов от Хисара, которые присутствовали на ежегодной сессии Конгресса в Аллахабаде, вместе с Бабу Чурамани, Лалой Чхабил Дас и Сетом Гаури Шанкаром. В 1892 году он переехал в Лахор, чтобы заниматься в Высоком суде Лахора. Чтобы сформировать политическую политику Индии по обретению независимости, он также занимался журналистикой и регулярно писал статьи в нескольких газетах, включая The Tribune. В 1886 году он помог Махатме Хансраджу основать националистическую англо-ведическую школу Даянанды, Лахор
В 1914 году он оставил юридическую практику, чтобы посвятить себя свободе Индии, и в 1914 году уехал в Великобританию. а затем в США в 1917 году. В октябре 1917 года он основал в Нью-Йорке Индийскую лигу самоуправления Америки. Он оставался в Соединенных Штатах с 1917 по 1920 год. Иногда, согласно индийским историкам, он родился в индусской семье в Пенджабе. На его раннюю борьбу за свободу повлияла Арья Самадж и общинное представительство.
После вступления в Индийский национальный конгресс и участия в политической агитации в Пенджабе, Лала Ладжпат Рай был депортирован в Мандалай, Бад, что не было достаточных доказательств, чтобы задержать его за подрывную деятельность. Сторонники Ладжпат Рая пытались добиться его избрания председателем партийного собрания в Сурате в декабре 1907 года, но ему это не удалось.
Среди выпускников Национального колледжа, который он основал в Брэдло-холле в Лахоре в качестве альтернативы британским учебным заведениям, был Бхагат Сингх. Он был избран президентом Индийского национального конгресса на специальной сессии в Калькутте в 1920 году. В 1921 году он основал Общество слуг народа, некоммерческую благотворительную организацию, в Лахоре, который после раздела переместил свою базу в Дели и имеет филиалы во многих частях Индии. По его словам, индуистскому обществу необходимо вести собственную битву с кастовой системой, положением женщин и неприкасаемостью. Веды были важной частью индуистской религии, но низшей касте не разрешалось их читать. Лала Ладжпат Рай одобрила, что низшей касте должно быть разрешено читать их и повторять мантры. Он считал, что каждому следует разрешить читать и изучать Веды.
Ладжпат Рай отправился в США в 1917 году, а затем вернулся во время Первой мировой войны. Он совершил поездку по сикхским общинам вдоль США Западное побережье; посетил университет Таскиги в Алабаме; и встретился с рабочими на Филиппинах. В его путеводителе Соединенные Штаты Америки (1916) подробно описаны эти путешествия и даны обширные цитаты ведущих афроамериканских интеллектуалов, в том числе W.E.B. Дюбуа и Фредрик Дуглас. Находясь в Америке, он основал в Нью-Йорке Лигу самоуправления индейцев и ежемесячный журнал «Молодая Индия и Ассоциация информационных услуг Индостана». Он подал прошение в комитет по иностранным делам сената американского парламента, представив яркую картину плохого управления британским владычеством в Индии, стремления народа Индии к свободе среди многих других пунктов, решительно ищущих моральной поддержки международного сообщества для достижения своих целей. независимость Индии. 32-страничная петиция, которая была подготовлена в одночасье, обсуждалась в Сенате США в октябре 1917 года. Книга также отстаивает понятие «цветовой касты», предполагая социологическое сходство между расой в США и кастой в Индии. Во время Первой мировой войны Ладжпат Рай жил в Соединенных Штатах, но вернулся в Индию в 1919 году и в следующем году возглавил специальную сессию партии Конгресса, которая положила начало движению против сотрудничества. Он был заключен в тюрьму с 1921 по 1923 год и после освобождения был избран в законодательное собрание.
в 1928 году за 1920 год., британское правительство учредило Комиссию во главе с сэром Джоном Саймоном (позже лорд Саймон, 1-й виконт Саймон ) для отчета о политической ситуации в Индии.. Индийские политические партии бойкотировали Комиссию, потому что в ее состав не входил ни один индеец, и она встретила протесты по всей стране. Когда Комиссия посетила Лахор 30 октября 1928 года, Ладжпат Рай возглавил ненасильственный марш протеста против нее. Протестующие скандировали «Симон, вернись» и несли черные флаги.
Суперинтендант полиции, Джеймс А. Скотт, приказал полиции убить протестующих и лично напал на Раи. Несмотря на тяжелые ранения, Рай впоследствии обратился к толпе и сказал: «Я заявляю, что удары, нанесенные мне сегодня, будут последними гвоздями в гроб британского правления в Индии ".
Он не полностью оправился от полученных травм и умер 17 ноября 1928 года. Врачи считали, что удары Скотта ускорили его смерть. Однако, когда этот вопрос был поднят в британском парламенте, британское правительство отрицало какую-либо причастность к смерти Рая. Бхагат Сингх не был свидетелем этого события, он поклялся отомстить, поскольку это было убийство очень высокого лидера движения за свободу, и присоединился к другим революционерам, Шиварам Раджгуру, Сухдев Тхапар и Чандрашекхар Азад, в заговоре с целью убить Скотта, чтобы послать сообщение британскому владычеству. Однако в случае ошибочной идентификации Бхагат Сингх получил сигнал стрелять при появлении Джона П. Сондерса., помощник суперинтенданта полиции. Раджгуру и Бхагат Сингх застрелили его, когда он выходил из Окружное управление полиции в Лахоре 17 декабря 1928 года. Чанан Сингх, главный констебль, преследовавший их, был смертельно ранен в результате прикрытия Азада.
Это дело не остановило Бхагата Сингха и его сотрудников. соратникам Социалистической республиканской ассоциации Индостана от заявления о наказании.
Ладжпат Рай был ветераном-тяжеловесом, лидером Индийского националистического движения, движения за независимость Индии, возглавляемого Индийский национальный конгресс, индуистские реформаторские движения и Арья Самадж, которые вдохновляли молодых людей его поколения и разжигали скрытый дух патриотизма в их сердцах с помощью журналистских работ и активизма, подающего личный пример. Молодые люди, такие как Чандрасекхар Азад и Бхагат Сингх, были вынуждены жертвовать своими жизнями за свободу своей Родины, следуя примеру Раи.
В конце 19-го и начале 20-го века Лала Ладжпат Рай сам был основателем многих организаций, в том числе Арья Газетт в Лахоре, Конгресса Хисара, Хисара Арья Самадж, Совета адвокатов Хисара, национального управляющего комитета DAV. Лала Ладжпат Рай также была главой «Страховой компании Лакшми» и построила здание Лакшми в Карачи, на котором до сих пор сохранилась мемориальная доска в его память. Lakhsmi Insurance Company была объединена с Индийской корпорацией страхования жизни, когда в 1956 году произошла массовая национализация бизнеса по страхованию жизни.
В 1927 году Ладжпат Рай основал трест в память своей матери, чтобы построить и управлять туберкулезной больницей для женщин., как сообщается, в том месте, где его мать Гулаб Деви умерла от туберкулеза в Лахоре. Она стала известна как Грудная больница Гулаб Деви и открылась 17 июля 1934 года. Сейчас Мемориальная больница Гулаб Деви является одной из крупнейших больниц нынешнего Пакистана, которая обслуживает более 2000 пациентов одновременно.
Установленная в начале 20 века статуя Ладжпат Рай в Лахоре позже была перенесена на центральную площадь в Шимла после раздела Индии. В 1959 году накануне празднования его столетия со дня рождения Лала Ладжпат Раи группа филантропов из пенджаби (в том числе Р.П. Гупта и Б.М. Гровер) сформировала фонд Лала Ладжпат Рай, который обосновался и преуспел в индийском штате <17 лет.>Махараштра, который управляет Колледжем торговли и экономики Лала Ладжпатрай в Мумбаи. Мемориальный медицинский колледж Лалы Ладжпат Рай, Меерут назван в его честь. В 1998 году Инженерно-технологический институт им. Лала Ладжпат Рай, Мога был назван его именем. В 2010 году правительство Харьяны учредило Университет ветеринарии и зоотехники Лала Ладжпат Рай в Хисаре в память о нем.
Площадь Ладжпат Нагара и Лала Ладжпат Рай со статуей в Хисаре; Ладжпат Нагар и центральный рынок Ладжпат Нагар в Нью-Дели, мемориальный парк Лала Ладжпат Рай в Ладжпат Нагаре, рынок Ладжпат Рай в Чандани Чоук, Дели; Общежитие Лалы Ладжпат Рай в Индийском технологическом институте (ИИТ) в Харагпуре ; Больница Лала Ладжпат Рай в Канпуре; автобусный вокзал, несколько институтов, школ и библиотек в его родном городе Яграон названы в его честь, включая автобусный вокзал со статуей его у ворот. Кроме того, его именем названо несколько дорог в многочисленных мегаполисах и других городах Индии.
Наряду с основанием Арьи Газетт в качестве редактора, он регулярно сотрудничал с несколькими крупными газетами и журналами на хинди, пенджаби, английском и урду. Он также является автором следующих опубликованных книг.
Он написал биографии Мадзини, Гарибальди, Шиваджи, и Шрикришна.
В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Лала Ладжпат Рай |