Амартия Кумар Сен. CH | |
---|---|
Сен в 2000 году | |
Родился | Амартия Кумар Сен. (1933-11-03) 3 ноября 1933 (возраст 86). Шантиникетан, Президентство Бенгалии, Британская Индия (ныне Западная Бенгалия, Индия ) |
Национальность | Индиец |
Супруг (а) | Набанита Дев Сен (m.1958; див. 1976) . Ева Колорни (m.1978; умер в 1985 году) . Эмма Ротшильд (m.после 1991 года) |
Учреждение | Список |
Филд | Экономика благосостояния. Теория социального выбора. Экономика развития |
Школа или. традиция | Подход к возможностям |
Alma mater | |
Влияния | Адам Смит, Джон Ролз, Джон Мейнард Кейнс, Б. Р. Амбедкар, Кеннет Эрроу, Пьеро Сраффа, Морис Добб, Мэри Уоллстонкрафт. Карл Маркс |
Вклад | Теория человеческого развития. Голод |
Награды | Нобелевская премия по экономическим наукам (1998). Бхарат Ратна (1999). Национальная медаль за гуманитарные науки ( 2012). Премия Йохана Скайтта в области политологии (2017) |
Информация в IDEAS / RePEc | |
Амартия Кумар Сен CH (Бенгальское произношение: ; родился 3 ноября 1933 г.) - индийский экономист, с 1972 г. преподававший и работавший в Соединенном Королевстве и США. Сен внес вклад в экономику благосостояния, теорию социального выбора, экономику и социальную справедливость, экономические теории голода, теория принятия решений, экономика развития, здравоохранение и меры благосостояния стран.
В настоящее время он профессор Университета Томаса У. Ламонта и профессор экономики и философии Гарвардского университета. Он был удостоен Нобелевской мемориальной премии по экономическим наукам в 1998 году и индийской Бхарат Ратны в 1999 году за его работу в области экономики благосостояния. Немецкая ассоциация издателей и книготорговцев присудила ему Премию мира 2020 Немецкой книжной торговли за новаторскую стипендию, направленную на решение вопросов глобальной справедливости и борьбу с социальным неравенством в сфере образования и здравоохранения.
Амартия Сен был родился в индуистской семье в Бенгалии, Британская Индия. Рабиндранат Тагор дал Амартье Сену его имя (бенгальский অমর্ত্য ômorto, букв. «Бессмертный или небесный»). Семья Сена была из Вари и Маникгандж, Дакка, оба в современном Бангладеш. Его отец Ашутош Сен был профессором химии в Университете Дакки, комиссаром по развитию в Дели, а затем председателем Комиссии по государственной службе Западной Бенгалии. Он переехал со своей семьей в Западную Бенгалию в 1945 году. Мать Сена Амита Сен была дочерью Кшити Мохана Сена, выдающегося санскритолога и ученого древней и средневековой Индии, который был близким человеком. сподвижник Рабиндраната Тагора. К.М. Сен служил вторым проректором в Университете Висва Бхарати с 1953 по 1954 год.
Сен начал свое школьное образование в школе Святого Григория в Дакка в 1940 году. Осенью 1941 года Сен был принят в Патха Бхавана, Шантиникетан, где он завершил свое школьное образование. В школе было много прогрессивных черт, таких как отвращение к экзаменам или конкурсным тестам. Кроме того, школа подчеркнула культурное разнообразие и приняла культурное влияние со стороны остального мира. В 1951 году он поступил в Президентский колледж, Калькутта, где получил степень бакалавра искусств. Имеет степень бакалавра экономики с первым в первом классе, со вторым по математике, в качестве выпускника Университета Калькутты. На посту президента у Сена диагностировали рак ротовой полости, и ему дали 15% шанс прожить пять лет. Благодаря лучевой терапии он выжил и в 1953 году перешел в Тринити-колледж, Кембридж, где получил вторую степень бакалавра искусств. по экономике в 1955 году с первым классом, также возглавляя список. В это время он был избран президентом Кембриджского меджлиса. В то время как Сен официально был аспирантом в Кембридже (хотя он закончил свои исследования в 1955–56), ему предложили должность первого профессора и первого главы экономического факультета недавно созданного Джадавпурского университета в Калькутте. Он по-прежнему самый молодой председатель, возглавлявший Департамент экономики. Он занимал эту должность, открыв новый экономический факультет, с 1956 по 1958 год.
Между тем, Сен был избран в стипендию Тринити-колледжа, что дало ему четыре года свободы заниматься чем угодно; он принял радикальное решение изучать философию. Сен объяснил: «Расширение моих исследований в области философии было важно для меня не только потому, что некоторые из моих основных областей интересов в экономике довольно тесно связаны с философскими дисциплинами (например, теория социального выбора интенсивно использует математическая логика, а также опирается на моральную философию, и то же самое делает исследование неравенства и лишений), но также потому, что я считаю философские исследования очень полезными сами по себе ». Однако его интерес к философии уходит корнями в годы учебы в колледже при президентстве, где он читал книги по философии и обсуждал философские темы. Одной из книг, которая его больше всего интересовала, была книга Кеннета Эрроу Социальный выбор и индивидуальные ценности.
В Кембридже между сторонниками кейнсианской экономики велись серьезные дебаты. и экономисты-неоклассики, скептически относившиеся к Кейнсу. Из-за отсутствия энтузиазма по поводу теории социального выбора как в Тринити, так и в Кембридже, Сен выбрал другую тему для своей диссертации PhD, которая была на тему «Выбор методов » в 1959 году. Работа была завершена ранее, за исключением совета его адъюнкта в Индии, профессора А.К. Дасгупта, данный Сену во время обучения и пересмотра его работы в Джадавпуре под наблюдением «блестящей, но решительно нетерпимой» посткейнсианской, Джоан Робинсон. Квентин Скиннер отмечает, что Сен был членом тайного общества Кембриджских апостолов во время своего пребывания в Кембридже.
В 1960–61 гг. Амартия Сен посетил Массачусетский институт медицины. Технология, в отпуске из Тринити-колледжа.
Работа Сена над «Выбором техник» дополнила работу Мориса Добба. В развивающейся стране стратегия Добб-Сена основывалась на максимизации инвестируемых излишков, поддержании постоянной реальной заработной платы и использовании всего увеличения производительности труда, вызванного технологическими изменениями, для повышения нормы накопления. Другими словами, ожидалось, что рабочие не будут требовать повышения своего уровня жизни, несмотря на то, что они стали более производительными. Работы Сена в конце 1960-х - начале 1970-х годов помогли разработать теорию социального выбора, которая впервые стала заметной в работе американского экономиста Кеннета Эрроу. Эрроу, работая в RAND Corporation, наиболее хорошо показал, что, когда у избирателей есть три или более различных альтернатив (вариантов), любой ранжированный порядок система голосования будет по крайней мере в некоторых ситуациях неизбежно вступает в противоречие с тем, что многие считают базовыми демократическими нормами. Вклад Сена в литературу состоял в том, чтобы показать, при каких условиях теорема невозможности Эрроу применима, а также расширить и обогатить теорию социального выбора, основанную на его интересах истории экономической мысли и философия.
Официальный портрет на Нобелевскую премиюВ 1981 году Сен опубликовал книгу «Бедность и голод: эссе о правах и лишениях» (1981), в которой он утверждал, что голод возникает не только из-за нехватки еды, но и из-за неравенство встроено в механизмы распределения еды. Сен также утверждал, что голод в Бенгалии был вызван экономическим бумом в городах, который поднял цены на продукты, в результате чего миллионы сельских рабочих умерли от голода, когда их заработная плата не соответствовала уровню.
Sen's интерес к голоду проистекает из личного опыта. Девятилетним мальчиком он стал свидетелем Бенгальского голода 1943 года, в результате которого погибло три миллиона человек. Позднее Сен пришел к выводу, что в этой огромной гибели людей не было необходимости. Он представляет данные о том, что в то время в Бенгалии было достаточно продуктов питания, но определенные группы людей, включая сельских безземельных рабочих и городских поставщиков услуг, таких как парикмахеры, не имели средств для покупки продуктов питания, поскольку их цена быстро росла из-за факторов, в том числе британских военные закупки, панические закупки, накопление запасов и взвинчивание цен - все это связано с войной в регионе. В своей книге «Бедность и голод» Сен показал, что во многих случаях запасы продовольствия существенно не сокращались. В Бенгалии, например, производство продуктов питания, хотя и снизилось по сравнению с предыдущим годом, было выше, чем в предыдущие годы без голода. Сен указывает на ряд социальных и экономических факторов, таких как снижение заработной платы, безработица, рост цен на продукты питания и плохое распределение продуктов питания, что привело к голоду. Его подход возможностей фокусируется на позитивной свободе, реальной способности человека быть или делать что-то, а не на подходах негативной свободы, которые распространены в экономике и просто фокусируется на невмешательстве. Бенгальский голод не повлиял на отрицательную свободу сельских рабочих покупать продукты. Тем не менее, они все еще голодали, потому что они не были абсолютно свободны что-либо делать, у них не было функции питания и возможности избежать болезней.
В дополнение к его важной работе по причинам голода, работа Сена в области экономики развития оказала значительное влияние на формулировку «Доклада о человеческом развитии », опубликованного Программа развития ООН. Эта ежегодная публикация, в которой страны ранжируются по различным экономическим и социальным показателям, во многом обязана вкладу Сена в число других теоретиков социального выбора в области экономического измерения бедности и неравенства.
Революционный вклад Сена в экономику развития и социальные индикаторы - это концепция «способности », разработанная в его статье «Равенство чего». Он утверждает, что правительства следует оценивать по конкретным возможностям их граждан. Это связано с тем, что развитие «сверху вниз» всегда будет иметь приоритет перед правами человека, пока определение терминов остается под сомнением («правильное» ли что-то, что должно быть предоставлено, или что-то, что просто нельзя отнять?). Например, в США граждане имеют право голоса. Для Сена это понятие довольно пустое. Для того чтобы граждане имели право голоса, они сначала должны иметь "функционирование". Эти «функции» могут варьироваться от очень широких, таких как доступность образования, до очень конкретных, таких как транспорт, до опросы. Только когда такие барьеры будут устранены, можно по-настоящему сказать, что гражданин действует по личному выбору. Отдельное общество должно составить список минимальных возможностей, гарантированных этим обществом. Пример «подхода к возможностям» на практике см. В книге Марты Нуссбаум «Женщины и человеческое развитие».
Он написал противоречивую статью в The New York Review of Books под названием «Более 100 миллионов женщин пропали без вести» (см. Пропавшие без вести женщины Азии ), в котором анализируется влияние неравноправия полов в развивающихся странах, особенно в Азии, на смертность. Другие исследования, в том числе исследование Эмили Остер, утверждали, что это переоценка, хотя с тех пор Остер отказалась от своих выводов.
В 1999 году Сен продвинул и переопределил подход к возможностям в его книга Развитие как свобода. Сен утверждает, что развитие следует рассматривать как усилие по продвижению реальных свобод, которыми пользуются люди, а не просто сосредоточение внимания на таких показателях, как ВВП или доход на душу населения. Сена вдохновили акты насилия, свидетелем которых он стал в детстве, приведшие к разделу Индии в 1947 году. Однажды утром поденщик-мусульманин по имени Кадер Миа, спотыкаясь, вылетел через задние ворота семейного дома Сена, истекая кровью из-за ножевой раны в его теле назад. Из-за своей крайней бедности он приехал в преимущественно индуистский район Сена в поисках работы; его выбор был в том, чтобы умереть от голода его семья или риск смерти приехать в район. Ценой экономической несвободы Кадера Миа стала его смерть. Кадеру Миа не нужно было приезжать во враждебные районы в поисках заработка в те смутные времена, если бы его семья могла обойтись без этого. Этот опыт заставил Сена задуматься об экономической несвободе с юных лет.
В книге «Развитие как свобода» Сен выделяет пять конкретных типов свобод: политические свободы, экономические возможности, социальные возможности, гарантии прозрачности и защитная безопасность. Политические свободы относятся к способности людей иметь право голоса в правительстве и иметь возможность контролировать власть. Экономические возможности касаются как ресурсов внутри рынка, так и самого рыночного механизма. Любое сосредоточение на доходах и богатстве в стране послужит увеличению экономических возможностей для людей. Социальные возможности связаны с учреждениями, которые предоставляют населению такие льготы, как здравоохранение или образование, позволяя людям жить лучше. Гарантии прозрачности позволяют людям взаимодействовать с определенной степенью доверия и осведомленности о взаимодействии. Защитная безопасность - это система социальной защиты, которая не позволяет группе, затронутой бедностью, подвергаться ужасным страданиям. До работы Сена это рассматривалось только как конечная цель развития; предметы роскоши, предоставляемые странам, стремящимся к увеличению доходов. Однако Сен утверждает, что увеличение реальных свобод должно быть как целью, так и средством развития. Он развивает это, иллюстрируя тесно взаимосвязанную природу пяти основных свобод, поскольку он считает, что расширение одной из этих свобод может привести к расширению и другой. В этой связи он обсуждает взаимосвязь между социальными возможностями образования и здоровья и то, как оба эти фактора дополняют экономические и политические свободы, поскольку здоровый и хорошо образованный человек лучше подходит для принятия осознанных экономических решений и участия в плодотворных политических демонстрациях и т. Д. Сравнение также проводится между Китаем и Индией, чтобы проиллюстрировать эту взаимозависимость свобод. Обе страны работали над развитием своей экономики, Китай - с 1979 года, а Индия - с 1991 года.
Экономика благосостояния стремится оценивать экономическую политику с точки зрения ее воздействия на благосостояние общества. Сена, посвятившего свою карьеру этим вопросам, называли «совестью своей профессии». Его влиятельная монография «Коллективный выбор и социальное обеспечение» (1970), в которой рассматривались проблемы, связанные с индивидуальными правами (включая формулировку либерального парадокса ), справедливостью и равенством, правилом большинства и доступностью информации об индивидуальных условиях, вдохновили исследователей обратить внимание на вопросы элементарного благосостояния. Сен разработал методы измерения бедности, которые дали полезную информацию для улучшения экономических условий для бедных. Например, его теоретическая работа о неравенстве дала объяснение того, почему женщин меньше, чем мужчин в Индии и Китае, несмотря на тот факт, что на Западе и в бедных, но беспристрастных с медицинской точки зрения странах женщины имеют более низкий уровень смертности в любом возрасте живут дольше и составляют незначительное большинство населения. Сен утверждал, что это искаженное соотношение является результатом лучшего лечения и возможностей для детства, которые предоставляют мальчикам в этих странах, а также выборочных абортов по признаку пола.
Работа Сена оказала влияние на правительства и международные организации, занимающиеся проблемами продовольственного кризиса. Его взгляды побудили политиков обратить внимание не только на облегчение непосредственных страданий, но и на поиск способов восполнить потерянный доход бедных - например, посредством общественных работ - и поддерживать стабильные цены на продукты питания. Яростный защитник политической свободы, Сен считал, что голод не бывает в действующих демократиях, потому что их лидеры должны более чутко реагировать на требования граждан. Он утверждал, что для достижения экономического роста социальные реформы, такие как улучшение образования и здравоохранения, должны предшествовать экономической реформе.
В 2009 году Сен опубликовал книгу под названием Идея справедливости. Основываясь на своей предыдущей работе в области экономики благосостояния и теории социального выбора, а также на своих философских мыслях, Сен представил свою собственную теорию справедливости, которую он задумал как альтернативу влиятельным современным теориям справедливости Джона Ролза или Джон Харсани. В отличие от Ролза, а также более ранних теоретиков справедливости Иммануэля Канта, Жан-Жака Руссо или Дэвида Юма, вдохновленных философскими работами Адама Смита и Мэри Уоллстонкрафт, Сен разработал теорию, которая является как сравнительной, так и ориентированной на реализацию (вместо того, чтобы быть трансцендентальной и институциональной). Однако он по-прежнему считает институты и процессы не менее важными. В качестве альтернативы завесе невежества Ролза Сен выбрал мысленный эксперимент беспристрастного наблюдателя в качестве основы своей теории справедливости. Он также подчеркнул важность общественного обсуждения (понимание демократии в смысле Джона Стюарта Милля ) и сосредоточения внимания на способностях людей (подход, который он совместно разработал), в том числе понятие универсальных прав человека при оценке различных государств с точки зрения справедливости.
Сен начал свою карьеру в качестве преподавателя и исследователя на факультете экономики Джадавпурского университета в качестве профессора экономики в 1956 году. лет на этой должности. С 1957 по 1963 год Сен служил научным сотрудником в Тринити-колледже, Кембридж. Между 1960 и 1961 годами Сен был приглашенным профессором в Массачусетском технологическом институте в США, где он познакомился с Полом Самуэльсоном, Робертом Солоу, Франко Модильяни и Норберт Винер. Он также был приглашенным профессором в Калифорнийском университете, Беркли (1964-1965) и Корнельском университете (1978-1984). Он преподавал в качестве профессора экономики в период с 1963 по 1971 год в Школе экономики Дели (где он завершил свой выдающийся труд «Коллективный выбор и социальное обеспечение» в 1969 году).
В это время Сен также был частый гость в различных других ведущих индийских экономических школах и центрах передового опыта, таких как Университет Джавахарлала Неру, Индийский статистический институт, Центр исследований развития, Гокхале Институт политики и экономики и Центр исследований в области социальных наук. Он был соратником выдающихся экономистов, таких как Манмохан Сингх (бывший премьер-министр Индии и ветеран-экономист, ответственный за либерализацию индийской экономики), К. Н. Радж (советник различных премьер-министров и ветеран-экономист, который был основателем Центра исследований развития, Тривандрам, который является одним из ведущих аналитических центров и школ Индии) и Джагдиш Бхагвати (который известен как один из величайших индийских экономистов в области международной торговли и в настоящее время преподает в Колумбийском университете ). Это период, который считается золотым периодом в истории DSE. В 1971 году он поступил в Лондонскую школу экономики в качестве профессора экономики, где преподавал до 1977 года. С 1977 по 1988 год он преподавал в Оксфордском университете, где он был первым. Профессор экономики и научный сотрудник Наффилд-колледжа, а затем профессор политической экономии Драммонда и научный сотрудник Оксфордского колледжа с 1980 года
В 1987 году Сен поступил в Гарвард в качестве профессора экономики Университета Томаса В. Ламонта. В 1998 году он был назначен магистром Тринити-колледжа в Кембридже, став первым азиатским руководителем Оксбриджского колледжа. В январе 2004 года Сен вернулся в Гарвард. Он также основал фонд Евы Колорни в бывшем Лондонском университете Гилдхолл на имя своей умершей жены.
В мае 2007 года он был назначен председателем Nalanda Mentor Group для изучения рамок международного сотрудничества и предложенной структуры партнерства, которая будет регулировать создание Nalanda International University Project as международный образовательный центр, стремящийся возродить древний центр высшего образования, который существовал в Индии с V века по 1197 год.
19 июля 2012 года Сен был назначен первым канцлером предлагаемый Университет Наланда (НУ). Сен подвергся критике, поскольку проект пострадал из-за чрезмерных задержек, бесхозяйственности и отсутствия преподавателей на местах. Наконец, обучение началось в августе 2014 года. 20 февраля 2015 года Сен снял свою кандидатуру на второй срок.
Он был президентом Эконометрического общества (1984), Международной экономической ассоциации (1986–1989), Индийской экономической ассоциации. Ассоциация (1989) и Американская экономическая ассоциация (1994). Он также был президентом Ассоциации исследований в области развития и Ассоциации человеческого развития и потенциала. Он является почетным директором Академического консультативного комитета Центра исследований человеческого и экономического развития в Пекинском университете в Китае.
Сена называли «совестью профессии» и Мать Тереза по экономике »за его работу по проблемам голода, теории человеческого развития, экономики благосостояния, основных механизмов бедности, гендерного неравенства и политический либерализм. Однако он отрицает сравнение с Матерью Терезой, говоря, что никогда не пытался вести образ жизни, посвященный самоотверженному самопожертвованию. Амартья Сен также добавил свой голос в кампанию против анти-геев Раздел 377 Уголовного кодекса Индии..
Сен был почетным председателем Oxfam, британской благотворительной организации международного развития, а теперь является ее почетным советником.
Сен также является членом Совета 21-го века Института Берггрюена.
Сен является почетным членом Колледжа Святого Эдмунда, Кембридж.
Он также является одним из 25 ведущих деятелей Комиссии по информации и демократии, созданной «Репортерами без границ».
56-минутный документальный фильм под названием «Амартия Сен: переосмысленная жизнь». автор Суман Гош подробно описывает свою жизнь и работу. В 2017 году был выпущен документальный фильм об Амартии Сен под названием «Аргументативный индеец».
Портрет Сена 2001 года работы Аннабель Каллен находится в коллекции Тринити-колледжа. Портрет Сена 2003 года висит в Национальной портретной галерее в Лондоне.
В 2011 году он присутствовал на церемонии Рабиндры Утсаб в Международном конференц-центре Бангабандху (BICC), Бангладеш. Он представил обложку Sruti Gitobitan, альбома Rabindrasangeet, включающего все 2222 песни Тагора, выпущенные Резваной Чоудхури Бання, директором музыкальной школы Шурер Дхара
Максом Розером. сказал, что именно работа Сена заставила его создать Наш мир в данных.
Сен критиковал индийского политика Нарендра Моди, когда он был объявлен их кандидатом в премьер-министры BJP. В апреле 2014 года он заявил, что из Моди не будет хорошего премьер-министра. Позже в декабре 2014 года он признал, что Моди действительно вселил в людей чувство веры в то, что все может случиться. В феврале 2015 года Сен отказался претендовать на второй срок на пост канцлера Университета Наланда, заявив, что правительство Индии не заинтересовано в его продолжении на этом посту.
В августе В 2019 году во время подавления и комендантского часа в Кашмире более двух недель после отмены Индией особого статуса Джамму и Кашмира Сен подверг критике правительство и сказал: «Как индиец, я не гордимся тем фактом, что Индия, сделав так много для достижения демократических норм в мире - где Индия была первой незападной страной, которая пошла на демократию, - что мы теряем эту репутацию из-за предпринятых действий ". Он расценил задержание политических лидеров Кашмира как «классический колониальный предлог», чтобы предотвратить негативную реакцию на решение правительства Индии, и призвал к демократическому решению, которое затронуло бы народ Кашмира.
Сен был женат трижды. Его первой женой была Набанита Дев Сен, индийский писатель и ученый, от которой у него было две дочери: Антара, журналист и издатель, и Нандана, Болливуд актриса. Их брак распался вскоре после переезда в Лондон в 1971 году. В 1978 году Сен женился на Еве Колорни, итальянском экономисте, дочери Эухенио Колорни и Урсулы Хиршманн и племяннице Альберта. О. Хиршман. У пары было двое детей: дочь Индрани, журналист из Нью-Йорка, и сын Кабир, исполнитель хип-хопа, ведущий и учитель музыки в Shady Hill School. Ева умерла от рака в 1985 году. В 1991 Сен женился на Эмме Джорджине Ротшильд, которая является профессором истории Джереми и Джейн Ноулз в Гарвардском университете.
У Сенса есть дом в Кембридже, Массачусетс, который является базой, из которой они преподают в течение учебного года. У них также есть дом в Кембридже, Англия, где Сен - научный сотрудник Тринити-колледжа в Кембридже, а Ротшильд - научный сотрудник Колледжа Магдалины. Обычно он проводит зимние каникулы в своем доме в Шантиникетане в Западной Бенгалии, Индия, где до недавнего времени совершал длительные велосипедные прогулки. На вопрос, как он расслабляется, он отвечает: «Я много читаю и люблю спорить с людьми».
Сен - атеист и считает, что это может быть связано с одним из атеистические школы в индуизме, Локаята. В интервью для журнала California, который издается Калифорнийским университетом в Беркли, он отметил:
В некотором смысле люди привыкли к мысли, что Индия является духовной и религиозной. Это дало толчок религиозной интерпретации Индии, несмотря на тот факт, что санскрит имел более обширную атеистическую литературу, чем любой другой классический язык. Мадхава Ачарья, замечательный философ XIV века, написал эту довольно большую книгу под названием Сарвадаршансамграха, в которой обсуждались все религиозные школы мысли в индуистской структуре. Первая глава - «Атеизм» - очень убедительное изложение аргументов в пользу атеизма и материализма.
Сен получил более 90 почетные степени университетов мира. В 2019 году Лондонская школа экономики объявила о создании кафедры Amartya Sen по исследованиям неравенства.