Греческий геноцид

редактировать
Геноцид христианского греческого населения и изгнание с их родины в Османской империи

Греческий геноцид
Смирна-жертвы-семьи- 1922.jpg Греческое мирное население оплакивает свое мертвые родственники, Великий пожар в Смирне, 1922
МестоположениеОсманская империя
Дата1913–1922
Целевоегреческое население, в частности из Понта, Каппадокии, Ионии и Восточной Фракии
Тип нападенияДепортация, массовое убийство, марш смерти, другие
Смерти450,000–750,000 (см. Раздел потери ниже)
ПреступникиОсманская империя, Турецкое национальное движение
МотивАнтигреческие настроения, тюркификация
Греческий геноцид
Предпосылки
Младотурская революция ·Османские греки ·Понтийские греки ·Османская империя
Геноцид
Рабочие батальоны ·Марш смерти ·Резня в Фокее. Эвакуация Айвалыка ·Измитская резня es ·Депортация Самсуна ·Суды над Амасьей ·Великий пожар в Смирне
Иностранная помощь и помощь
Комитет помощи грекам Малой Азии ·Американский комитет помощи на Ближнем Востоке
Ответственный партии
младотурки или Комитет единства и прогресса ·Три паша : Талат, Энвер, Джемал ·Бехаэддин Шакир ·Тескилати Махсуса или Специальная организация ·Нуреддин-паша ·Топал Осман ·Мустафа Кемаль
См. Также
Греко-турецкая война (1919–1922) ·Греки в Турции ·Обмен населением ·Греческие беженцы ·Геноцид армян ·Ассирийский геноцид ·Турецкие военные трибуналы 1919–20 годов ·Мальтийские трибуналы
  • v
  • t

Греческий геноцид (греческий : Γενοκτονία των Ελλήνων, Genoktonia ton Ellinon), включая понтийский геноцид, было систематическим убийством христиан османских греков население, проведенное в Анатолии во время Первой мировой войны и после нее (1914–192 2) по признаку вероисповедания и национальности. Оно было инициировано правительством Османской империи и турецким национальным движением против коренного греческого населения Империи и включало массовые убийства, принудительные депортации, включающие марши смерти, суммарные высылки, произвольные казни и разрушение православных культурных, исторических и религиозных памятников. По разным данным, за этот период погибло несколько сотен тысяч османских греков. Большинство беженцев и выживших бежали в Грецию (добавив более четверти к прежнему населению Греции). Некоторые, особенно жители восточных провинций, укрылись в соседней Российской империи.

К концу 1922 года большинство греков Малой Азии либо бежали, либо были убиты. Оставшиеся были перевезены в Грецию в соответствии с условиями более позднего обмена населением между Грецией и Турцией 1923 года, который официально закрепил исход и запретил возвращение беженцев. В этот период Османская империя также атаковала другие этнические группы, в том числе ассирийцев и армян, и некоторые ученые и организации признали эти события частью той же политики геноцида

Союзники по Первой мировой войне осудили массовые убийства, организованные Османским правительством. Совсем недавно, в 2007 году, Международная ассоциация исследователей геноцида приняла резолюцию, в которой османская кампания против христианских меньшинств, включая греков, была признана геноцидом. Некоторые другие организации также приняли резолюции, признающие османскую кампанию против этих христианских меньшинств геноцидом, как и национальные законодательные органы Греции, Кипра, США, Швеция, Армения, Нидерланды, Германия, Австрия и Чехия.

Содержание

  • 1 Общие сведения
  • 2 Происхождение греческого меньшинства
  • 3 События
    • 3.1 Постбалканские войны
    • 3.2 Первая мировая война
    • 3.3 Греко-турецкая война
    • 3.4 Усилия по оказанию помощи
    • 3.5 Современные отчеты
    • 3.6 Жертвы
  • 4 Последствия
  • 5 Признание геноцида
    • 5.1 Терминология
    • 5.2 Академическая дискуссия
    • 5.3 Политические
    • 5.4 Причины ограниченного признания
  • 6 Геноцид как модель будущих преступлений
  • 7 Литература
  • 8 Памятники
  • 9 См. также
  • 10 Примечания
  • 11 Библиография
    • 11.1 Современные отчеты
    • 11.2 Вторичные источники
  • 12 Дополнительная литература
    • 12.1 Книги
    • 12.2 Статьи
    • 12.3 Внешние ссылки

Справочная информация

В начале Первой мировой войны Малая Азия была этнически разнообразной, включая турок и азербайджанцев, а также группы, которые населяли регион до турецкого завоевания, включая понтийских греков, кавказских греков, каппадокийских греков, армян, курдов, заза, грузины, черкесы, ассирийцы, евреи и лазы.

Среди причин турецкой кампании против грекоязычного христианского населения был страх, что они будут приветствовать освобождение от врагов Османской империи, и вера некоторых турок в то, что в эпоху национализма необходимо было изгнать с их территорий все меньшинства, которые могли угрожать целостности этнически основанной турецкой нации.

Согласно немецкому военному атташе, Османский военный министр Исмаил Энвер заявил в октябре 191 г. 5 что он хотел «решить греческую проблему во время войны... таким же способом, которым, по его мнению, [d] он решил армянскую проблему », имея в виду геноцид армян. (Германия и Османская империя были союзниками непосредственно перед и во время Первой мировой войны). К 31 января 1917 года канцлер Германии Теобальд фон Бетманн-Хольвег сообщил, что:

Есть признаки того, что турки планируют устранить греческий элемент как врагов государства., как это было раньше с армянами. Стратегия, осуществленная турками, заключается в перемещении людей во внутренние районы без принятия мер для их выживания, подвергая их смерти, голоду и болезням. Затем заброшенные дома разграбляются, сжигаются или разрушаются. Все, что было сделано с армянами, повторяется с греками.

Канцлер Германии в 1917 г. Теобальд фон Бетманн-Холлвег, Ловушка для убийства: геноцид в двадцатом веке

Происхождение греческого меньшинства

Районы с присутствием анатолийских Греки в 1910 году. Демотические греки желтого цвета. Понтийский греческий оранжевого цвета. Каппадокийский греческий зеленым цветом с указанием отдельных городов. Заштрихованные области не указывают на то, что грекоязычные составляли большинство.

Греческое присутствие в Малой Азии датируется, по крайней мере, поздним бронзовым веком (1450 г. до н.э.). Греческий поэт Гомер жил в этом регионе около 800 г. до н.э. Географ Страбон называл Смирну первым греческим городом в Малой Азии, и многие древнегреческие деятели были уроженцами Анатолии, в том числе математик Фалес из <160 г.>Милет (VII век), досократический философ Гераклит из Эфеса (VI век до н.э.) и основатель цинизма Диоген из Синопа (4 век до н.э.). Греки называли Черное море «Евксинским Понтом» или «гостеприимным морем» и начиная с восьмого века до нашей эры начали плавать по его берегам и селиться вдоль его анатолийского побережья. Наиболее известными греческими городами на Черном море были Трапезунд, Сампсуунта, Синоп и Гераклея Понтика.

. В эллинистический период (334 г. до н.э. - 1 век до н.э.), последовавшее за завоеваниями Александра Великого, греческая культура и язык стали доминировать даже во внутренних районах Малой Азии. эллинизация региона ускорилась при римском и ранневизантийском правлении, и к началу веков нашей эры местные индоевропейские анатолийские языки вымерли, их заменили койне. Греческий язык. С этого момента до позднего средневековья все коренные жители Малой Азии исповедовали христианство (так называемое греческое православие христианство после раскола между Востоком и Западом с католиками в 1054 году) и говорили: 185>греческий как их первый язык.

Возникшая в результате греческая культура в Малой Азии процветала в течение тысячелетия правления (4-й - 15-й век н.э.) при в основном грекоязычных. Выходцы из Малой Азии составляли основную часть грекоязычных православных христиан империи ; таким образом, многие известные греческие деятели поздней античности, Средневековья и Возрождения пришли из Малой Азии, в том числе Святой Николай (270–343 гг. н. э.), ритор Иоанн Хризостом (349–343 гг.) 407 г. н.э.), Святой Софии архитектор Исидор Милетский (6 век нашей эры), несколько императорских династий, в том числе Фокас (10 век) и Комнен (11 век) и ученые эпохи Возрождения Георгий Трапезундский (1395–1472) и Базилиос Бессарион (1403–1472).

Таким образом, когда тюркские народы начали свое позднесредневековое завоевание Малой Азии, византийские греческие граждане были там самой большой группой жителей. Даже после тюркских завоеваний внутренних районов гористое черноморское побережье Малой Азии оставалось сердцем густонаселенного греко-христианского государства, Трапезундской империи, до его окончательного завоевания турками-османами в 1461 году. через год после падения османов европейский регион теперь называется Грецией. В течение следующих четырех столетий греческие выходцы из Малой Азии постепенно стали меньшинством на этих землях, поскольку члены их общины прошли тюркификацию, приняв ислам, чтобы избежать обременительных налоговых обязательств и юридических ограничений, наложенных на религиозные меньшинства, или просто для того, чтобы ассимилироваться с доминирующей в настоящее время турецкой культурой.

События

Постбалканские войны

Общие данные о численности населения османских греков в Анатолии
Греческая перепись (1910–1912))Османская перепись (1914)Сотериад (1918)
Хюдавендигар (Пруса)262319184,424278,421
Конья (Ikonio)74,53965,05466,895
Трабзон (Trebizond)298 183260 313353 533
Анкара (Ангора)85,24277,53066,194
Айдын 495,936319,079622,810
Кастамону 24,34926,10424,937
Сивас 74,63275 32499,376
Измит (Nicomedia)52,74240,04873,134
Бига (Дарданеллы)31,1658,54132,830
Всего1,399,1071,056,3571,618,130

С весны 1913 г. Османы реализовали программу изгнания и насильственной миграции, сосредоточив внимание на греках Эгейского региона и восточной Фракии, чье присутствие в этих районах считалось угрозой национальной безопасности. Османское правительство приняло «двойной механизм», позволяющий отрицать ответственность и предварительную осведомленность о кампании запугивания, опустошающей христианские деревни. Участие в некоторых случаях местных военных и гражданских чиновников в планировании и проведении антигреческих актов насилия и грабежей побудило послов Греции и Великих держав и Патриархата направить жалобы в Возвышенная Порта. В знак протеста против бездействия правительства перед лицом этих нападений и так называемого «мусульманского бойкота» греческой продукции, начатого в 1913 году, Патриархат закрыл греческие церкви и школы в июне 1914 года. В ответ на международное и внутреннее давление, Талат-паша возглавил визит во Фракию в апреле 1914 года, а затем в Эгейское море, чтобы изучить сообщения и попытаться уменьшить двустороннюю напряженность с Грецией. Утверждая, что он не был причастен к этим событиям и не знал об этих событиях, Талат встретился с руководителем операции по «очистке» побережья Эгейского моря во время своего тура и посоветовал ему быть осторожным, чтобы не быть «видимым».

Одна из самых страшных атак этой кампании произошла в Фокее (греч. Φώκαια), в ночь на 12 июня 1914 г., город в западной Анатолии рядом с Смирна, где турецкие нерегулярные войска разрушили город, убив 50 или 100 мирных жителей и заставив его население бежать в Грецию. Французский очевидец Шарль Мансьет заявляет, что зверства, свидетелем которых он был в Фокее, носили организованный характер и были направлены на то, чтобы охватить христианское крестьянское население этого региона. Во время другого нападения на Серенкёй в районе Менемен жители деревни сформировали вооруженные группы сопротивления, но лишь немногим из них удалось выжить из-за численности атакующих нерегулярных мусульманских банд. Летом того же года Специальная организация (Teşkilat-ı Mahsusa) при содействии правительственных и армейских чиновников мобилизовала греческих мужчин призывного возраста из Фракии и западной Анатолии. в трудовые батальоны, в которых погибли сотни тысяч человек. Эти призывники, посланные на сотни миль в глубь Анатолии, были заняты на строительстве дорог, строительстве, рытье туннелей и других полевых работах; но их число было значительно сокращено из-за лишений и жестокого обращения, а также в результате прямой расправы со стороны османской гвардии.

Фокея в огне во время резни, устроенной турецкими нерегулярными войсками в июне 1914 года <722.>После аналогичных соглашений, заключенных с Болгарией и Сербией, Османская империя подписала небольшое добровольное соглашение об обмене населением с Грецией 14 ноября 1913 года. Еще одно такое соглашение было подписано 1 июля 1914 года для обмена некоторых "турок" (то есть мусульман ) Греции для некоторых греков Айдын и Западной Фракии, после того, как османы вынудили этих греков покинуть свои дома в ответ на греческую аннексию нескольких островов. Обмен не был завершен из-за извержения Первой мировой войны. Пока продолжались дискуссии об обмене населением, подразделения специальной организации напали на греческие деревни, вынудив их жителей покинуть свои дома и отправиться в Грецию, и их заменили мусульманские беженцы.

Насильственное изгнание христиан с Запада Анатолия, особенно османские греки, имеет много общего с политикой в ​​отношении армян, как отмечают посол США Генри Моргентау и историк Арнольд Тойнби. В обоих случаях определенные османские официальные лица, такие как Шюкрю Кая, Назым Бей и Мехмед Решид, сыграли свою роль; Были задействованы подразделения специальной организации и трудовые батальоны; был реализован двойной план, сочетающий неофициальное насилие и прикрытие государственной демографической политики. Эта политика преследований и этнических чисток была распространена на другие части Османской империи, включая греческие общины в Понте, Каппадокии и Киликии <796.>Первая мировая война эллинизм на Ближнем Востоке во время и после Первой мировой войны с указанием некоторых областей (Западная Анатолия и Восточная Фракия), где было сосредоточено греческое население. Понтийский регион не показан.

После ноября 1914 года османская политика в отношении греческого населения изменилась; государственная политика ограничивалась насильственной миграцией в анатолийские внутренние районы греков, проживающих в прибрежных районах, особенно в Черноморский регион, недалеко от турецко-русского фронта. Это изменение политики было связано с требованием Германии прекратить преследование османских греков после того, как Элефтериос Венизелос сделал это условием нейтралитета Греции в разговоре с послом Германии в Афинах. Венизелос также пригрозил предпринять аналогичную кампанию против мусульман, проживающих в Греции, в случае, если политика Османской империи не изменится. Османское правительство пыталось осуществить это изменение в политике, но безуспешно, и нападения, даже убийства, продолжали происходить безнаказанно со стороны местных властей в провинциях, несмотря на неоднократные инструкции в телеграммах, отправляемых центральной администрацией. Произвольное насилие и вымогательство денег усилились позже, обеспечивая боеприпасами венизелистов, аргументирующих это тем, что Греция должна присоединиться к Антанте.

. В июле 1915 года поверенный в делах Греции заявил, что депортация «не может быть другим вопросом, кроме уничтожения. война против греческой нации в Турции, и в качестве мер они применяют насильственное обращение в ислам с очевидной целью, чтобы, если после окончания войны снова возникнет вопрос о европейском вмешательстве для защиты христиан, там их останется как можно меньше ". По словам Джорджа У. Ренделя из британского министерства иностранных дел, к 1918 г. «было депортировано более 500 000 греков, из которых выжило сравнительно мало». В своих мемуарах посол Соединенных Штатов в Османской империи между 1913 и 1916 годами писал: «Везде греки собирались группами и под так называемой защитой турецких жандармов их перевозили, большей частью пешком, во внутренние районы.. Неизвестно, сколько именно людей было рассеяно таким образом, оценки варьируются от 200 000 до 1 000 000 ».

Несмотря на изменение политики, практика эвакуации греческих поселений и переселения жителей продолжалась. хотя и в ограниченном масштабе. Переселение было нацелено на определенные регионы, которые считались уязвимыми в военном отношении, а не на все греческое население. Согласно отчетам Патриархата 1919 года, эвакуация многих деревень сопровождалась грабежами и убийствами, а многие погибли из-за того, что им не дали времени на приготовление необходимых продуктов или были переселены в непригодные для жизни места.

«Турки». Убейте христианских греков », Lincoln Daily Star, 19 октября 1917 г.

Осенью 1916 г. государственная политика в отношении османских греков снова изменилась. Войска Антанты заняли Лесбос, Хиос и Самос с весны, русские наступающие в Анатолии и Греции ожидали вступить в войну на стороне союзников, велась подготовка к депортации Греки, живущие в приграничных районах. В январе 1917 года Талат-паша направил телеграмму с просьбой о депортации греков из района Самсун «от 30 до 50 км вглубь страны», позаботившись о «недопущении нападений на людей или имущество». Однако исполнение постановлений правительства, принявших систематическую форму с декабря 1916 года, когда в регион прибыл Бехаеддин Шакир, не велось по приказу: мужчин забирали в трудовые батальоны, женщин и детей нападали, деревни были разграблены соседями-мусульманами. Таким образом, в марте 1917 г. население Айвалык, города ок. 30 000 жителей Эгейского побережья были насильственно депортированы во внутренние районы Анатолии по приказу немецкого генерала Лимана фон Сандерса. Операция включала марши смерти, грабежи, пытки и массовые убийства гражданского населения. Германос Каравангелис, епископ Самсуна, сообщил Патриархату, что тридцать тысяч человек были депортированы в регион Анкары. и колонны депортированных подверглись нападению, многие были убиты. Талат-паша приказал провести расследование разграбления и разрушения греческих деревень бандитами. Позже, в 1917 году, были отправлены инструкции по осуществлению инструкции по осуществлению и включению ее масштабов, теперь в нее лиц из городов прибрежного региона. Однако в некоторых областях греческое население оставалось невывозимым.

Греческие депортированные отправлены жить в греческие деревни во внутренних провинциях или в некоторых случаях, в деревне, гдеяне жили до депортации. Греческие деревни, эвакуированные во время войны из-за военных проблем, были затем заселены мусульманскими иммигрантами и беженцами. Согласно телеграммам, разосланным в провинции в это время, оставленное движимое и недвижимое имущество Греции не подлежало уничтожению, как имущество армян, а «консервации».

14 января 1917 г. Коссва Анкарсвард, посол Швеции в Константинополе, отправил депешу, касающуюся решения о депортации османских греков:

Что, прежде всего, кажется ненужной жестокостью, так это то, что депортация не ограничивается только мужчинами, но также распространяется и на женщины и дети. Предполагается, что это сделано для того, чтобы было намного проще конфисковать имущество депортированных.

Согласно Ренделю, такие зверства, как депортации, включающие марши смерти, голодание в трудовых лагерях и т.п. назывались «резней белых». Османский чиновник Рафет бей принял участие в геноциде греков, и в ноябре 1916 года австрийский консул в Самсуне Квятковский сообщил ему, что он сказал ему: «Мы должны прикончить греков, как мы сделали с

Понтийские греки ответили формированием повстанческих групп, которые несли, спасенное на полях сражений Кавказской Мировой Кампании Первую войну или напрямую через армянами... сегодня я послал отряды во внутренние районы, чтобы убить каждого грека, попавшегося на глаза. 15 ноября 1917 г. делегаты Озака согласились создать единую армию, состоящую из этнически однородных частей, грекам была выделена дивизия из трех полков. Греко-Кавказская дивизия, таким образом, была сформирована из этнических греков, служивших в русских частях, дислоцированных на Кавказе, и новобранцев из местного населения, включая бывших повстанцев. принимала участие в политике против османской армии, а также против мусульманских и армянских нерегулярных формирователей, прежде чем расформирована российская экономика после Потийского договора.

греко- Турецкая война

Город-призрак Каякей (Ливиси), юго-западная Анатолия, некогда поселение, населенное греками. Согласно местным традициям, мусульмане отказались заселить это место, потому что «оно было заражено призраками ливизийцев, убитых в 1915 году».

После капитуляции Османской империи 30 октября 1918 года он попал под де-юре контроль победившей Антанты. Полномочия. Однако последнему не удалось привлечь к ответственности виновных в геноциде, хотя в турецких военных трибуналах 1919–20 ряд ведущих османских чиновников были обвинены в организации массовых убийств как греков, так и армян. Таким образом, массовые убийства и депортации продолжались под предлогом национального движения Мустафы Кемаля (позже Ататюрка).

В октябрьском отчете 1920 года британский офицер имеет последствия резни в Изник ​​ в северо-западной Анатолии, где, по его оценкам, не менее 100 разложившихся изуродованных тел мужчин, женщин и детей находились внутри и вокруг большой пещеры примерно в 300 ярдах от городских стен.

Систематическая резня и депортация греков в Малой Азии, программа, которая вступила в силу в 1914 году, была предвестником зверств, совершенных как греческой, так и турецкой армиями во время греко-турецкой войной конфликт, который последовал за высадкой греков в Смирне в мае 1919 года и продолжался до повторного взятия Смирны турками и Великого пожара в Смирне в сентябре 1922 года. Рудольф Руммель подсчитал число погибших пожар на 100000 греков и армян, погибших в огне и сопровождающих резня. Согласно Норману М. Наймарку, «более реалистичные оценки находятся в диапазоне от 10 000 до 15 000» о жертвах Великого пожара в Смирне. От 150 000 до 200 000 греков были изгнаны после пожара, в то время как около 30 000 трудоспособных мужчин-греков и армян были депортированы во внутренние районы Малой Азии, большинство из которых были казнены в пути или умерли в жестоких условиях. Джордж У. Рендель из британского министерства иностранных дел обратил внимание на массовые убийства и депортации греков во время греко-турецкой войны. По оценкам Рудольфа Раммеля, от 213 000 до 368 000 анатолийских греков были убиты в период с 1919 по 1922 год. Также были резня турок, устроенная эллинскими войсками во время оккупации захвата Анатолии с мая 1919 по сентябрь 1922 года..

Что касается массовых убийств, происшедших во время греко-турецкой войны 1919–1922, британский историк Арнольд Дж. Тойнби писал, что именно греческие высадки создали Турецкое национальное движение во главе с Мустафой Кемалем: «Греки Понта и турки с оккупированными территориями в какой-то степени были жертвами г-на Венизелоса и г-на Ллойд Джорджа. Первоначальные просчеты в Париже.

Спасательные работы

Фотография сделана после пожара в Смирне. Текст внутри указывает, что фотография была сделана представителем Красного Креста в Смирне. Не пощадили стариков и детей »

В 1917 г. в ответ на депортацию и резню греков в Османской империи была создана организация помощи под названием Комитет помощи грекам Малой Азии.>Ближневосточной службой помощи в распределении помощи османским грекам во Фракии и Малой Азии. Организация распалась летом 1921 года, но помощь Греции продолжена другими организациями помощи.

Современные отчеты

Немецкие и австро -венгерские дипломы, также меморандум 1922 года, составленный британский диплом. Джордж У. Рендель о «Турецких резнях и преследованиях» предоставил доказательства серии систематических массовых убийств и этнических чисток греков в Малой Азии.Цита ты были приписаны различным дипломатам, в том числе послам Германии Гансу Фрейхеру фон Вангенхайму и Рихарду фон Кюльманну, вице-консулу Германии в Самсуне Куххофф, Австрия. посол Паллавичини и консул в Самсуне Эрнст фон Квятковски, а также итальянский неофициальный агент в Ангоре синьор Туоцци. Другие цитаты принадлежат священнослужителям и активистам, в том числе немецким миссионеру Иоганнесу Лепсиусу и Стэнли Хопкинсу из Фонда помощи Ближнему Востоку. Германия и Австро-Венгрия были союзниками Османской империи в Первой мировой войне.

Смирна, 1922. Перевод: «Детям не разрешалось жить»

В отчетах описываются систематические массовые убийства, изнасилования и поджоги греческих деревень, а также приписывают намерения османским официальным лицам, включая премьер-министра Османской империи Махмуда Севкет -пашу, Рафет-бей, Талат-пашу и Энвер-пашу.

Кроме того, The New York Times и ее корреспонденты сделали подробные ссылки на события, зафиксировав массовые убийства, депортации, индивидуальные убийства, изнасилования, сожжение целых греческих деревень, разрушение Греческая Православная церкви и монастыри, призывы к «бригадам», рабочие грабежи, терроризм и другие «зверства» для греков, армян, а также граждан Великобритании и Америки и правительственных чиновников. Австралийская пресса также немного освещала эти события.

Генри Моргентау, посол США в Османской империи с 1913 по 1916 год, обвинил «турецкое правительство» в кампании «возмутительной» терроризирование, жестокие пытки, загоняние женщин в гаремы, разврат невинных девушек, продажа многих из них по 80 центов за каждую, убийство сотен тысяч других [и] разрушение сотен деревень и многих городов », все это часть« умышленного исполнения »« плана по уничтожению армян, греков и сирийских христианских христиан. Турции ». Однако за несколько месяцев до Первой мировой войны 100 000 греков были депортированы на греческие острова или во внутренние районы страны, «по большей части это были добросовестные депортации; то есть греческие жители были фактически переселены в новые места и не подвергались массовым убийствам. Вероятно, это было причиной того, что цивилизованный мир не протестовал против этих депортаций ".

Генеральный консул США Джордж Хортон, этот отчет был подвергнут критике со стороны ученых как антитурецкий, заявляет:« Одно из самых умных заявлений, распространяемых турецкими пропагандистами, состоит в том, что убитые христиане были так же плохи, как и их палачи, что это было «50–50» ». и Смирне истребили всех турок в Греции, рекорд был бы 50–50 - почти ». Как очевидец, он также хвалит греков за их поведение… по отношению к тысячам турок, проживавших в Греции во время свирепой резни», что, по его мнение, было «одним из самых вдохновляющих и вдохновляющих».

Жертвы

Смирна, горящая во время пожара Смирны. около 10 000, до 100 000 греков и армян были убиты в огне и сопутствующих ему массовых убийствах. опубликованная Шотландец 20 июля 1915 года под названием «Греческое население Турции, кризис в Айвали» Жители Смирны пытались добраться до кораблей союзников во время пожара в Смирне в 1922 году. Фотография была сделана с катера американского линкора.

Для всего периода с 1914 по 1922 год и для По всей Анатолии, согласно академическим оценкам, число погибших составляет от 289 000 до 750 000 человек. Цифру в 750 000 человек освоил политолог Адам Джонс. Ученый Рудольф Раммель собрал различные цифры из нескольких исследований, чтобы оценить нижнюю и верхнюю границы погибших между 1914 и 1923 годами. По его оценкам, 384000 греков были истреблены с 1914 по 1918 год и 264000 - с 1920 по 1922 год. общее количество достигло 648 000. Историк Константин Хатзидимитриу пишет, что «погибло около 735 370 анатолийских греков в период Первой мировой войны и после нее».

Некоторые современные источники утверждали, что число погибших разное. Правительство Греции собрало данные вместе с Патриархатом, чтобы заявить, что в общей сложности был убит один миллион человек. Группа исследователей обнаружила в начале послевоенного периода, что общее число убитых греков приближается к 900 000 человек. Эдвард Хейл Бирштадт в своем письме в 1924 году заявил, что «согласно официальным свидетельствам, турки с 1914 года хладнокровно вырезали 1 500 000 армян и 500 000 греков, мужчин, женщин и детей, без малейшей провокации». 4 ноября 1918 года Эмануэль Эфенди, османский депутат Айдына, раскритиковал этническую чистку предыдущего правительства и сообщил, что 550 000 греков были убиты в прибрежных районах Анатолии (включая побережье Черного моря) и Эгейские острова во время депортации.

Согласно различным источникам, число погибших в Греции в районе Понта в Анатолии колеблется от 300 000 до 360 000. Меррилл Д. Петерсон приводит список погибших в 360 000 человек. Греки Понта. По словам Джорджа К. Валаваниса, «человеческие потери среди понтийских греков со времен Великой войны (Первой мировой) до марта 1924 года можно оценить в 353 000 человек в результате убийств, повешений и наказаний, болезней., и другие невзгоды ". Валаванис получил эту цифру из отчета Центрального Понтийского Собора в Афинах 1922 года на основе Черной книги Вселенского Патриархата, к которой он добавляет «50 000 новомучеников», которые «были внесены в реестр к весне 1924 года». 380>

Последствия

Статья 142 Севрского договора 1920 года , подготовленная после Первой мировой войны, называла турецкий режим «террористическим» и содержала положения «по исправлению положения, возможны обиды, нанесенные людям в ходе массовых убийств, учиненных в Турции во время войны ». Севрский договор так и не был ратифицирован турецким правительством и в конечном итоге был заменен Лозаннским договором. Этот договор сопровождался «Декларацией об амнистии» без каких-либо положений в отношении наказания за военные преступления.

В 1923 году обмен населением между Грецией и Турцией привел к почти -полное прекращение этнического присутствия греков в Турции и аналогичное прекращение турецкого этнического присутствия на большей части территории Греции. Согласно греческой переписи 1928 года, 1 104 216 османских греков достигли Греции. Невозможно точно знать, сколько греческих жителей Турции умерло между 1914 и 1923 годами, и сколько этнических греков Анатолии было изгнано в Грецию или бежало в Советский Союз. Некоторые из оставшихся в живых и изгнанные нашли убежище в соседней Российской Империи (позже Советский Союз ). Подобные планы обмена населением обсуждались ранее, в 1913–1914 годах, между османскими и греческими властями на первом этапе греческого геноцида, но были прерваны началом Первой мировой войны.

В 1955 г. Стамбульский погром заставил большинство оставшихся греческих жителей Стамбула покинуть страну. Историк Альфред-Морис де Зайас определяет погром как преступление против человечности и заявляет, что последующее бегство и миграция греков соответствует критериям «намерения уничтожить полностью или частично» из Конвенция о геноциде.

Признание геноцида

Терминология

Хризостом Смирнский Григорий Оролог из Киноний Евфимиос Зелонский Амвросий Мошонисский, Малая Азия Среди жертв зверств, совершенных турецкой националистической армией (1922–1923 гг.), Были сотни христианского духовенства в Анатолии, в том числе митрополичьи епископы (слева направо): Хризостом Смирнский (линчевал), Прокопий Иконийский (заключен в тюрьму и отравлен), Григорий Кидонский (казнен), Евфимиос Зелонский (умер в тюрьме и посмертно повешен), Амвросий Мошонисский (похоронен заживо).

Слово геноцид было придумано в начале 1940-х годов, в эпоху Холокоста, Рафаэль Лемкин, польский юрист еврейского происхождения. Известно, что в своих трудах о геноциде Лемкин подробно описал судьбу греков в Турции. В августе 1946 г. New York Times сообщила:

Геноцид - явление не новое, и в прошлом его полностью игнорировали.... Избиение турок над греками и армянами повлекло за собой безнаказанные дипломатические действия. Если профессор Лемкин добьется своего, геноцид будет признан международным преступлением...

Конвенция 1948 года о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (CPPCG) была принята United Генеральная ассамблея Наций в декабре 1948 года и вступила в силу в январе 1951 года. Она определяет геноцид с юридической точки зрения. До создания слова «геноцид» разрушали История османских греков была известна грекам как «Резня» (по-гречески: η Σφαγή), «Великая катастрофа» (η Μεγάλη Καταστροφά) или «Великая трагедия» (Μεγάλη Τρα) 380380).>Академическая дискуссия Маттайос Кофидис, бывший член османского парламента, был среди нескольких знатных людей Понта, повешенных «Специальным судом независимости » в Амасии в 1921 году.

В декабре 2007 года Международная ассоциация исследователей геноцида (IAGS) принимает резолюцию, подтверждающую что кампанию 1914-1923 годов против османских греков представляла собой геноцид. Используя термин «греческий геноцид», резолюция подтвердила, что наряду с ассирийцами османские греки подверглись геноциду, «качественно аналогичному» османскому геноциду армян. Президент IAGS Грегори Стэнтон ал турецкое правительство наконец-то правительство три геноцида: «История этих геноцидов ясна, нынешнего правительства Турции, само не совершало преступлений, больше нет оправдания. отрицать факты ". Составленная канадским ученым Адамом Джонсом, резолюция принята 1 декабря 2007 г. при поддержке 83% всех голосующих членов IAGS.

Несколько ученых, исследующих геноцид армян, например Питер Балакян, Танер Акчам, Ричард Ованнисян и Роберт Мелсон, однако заявили, что вопрос требует дальнейшего изучения, прежде чем будет принято решение. отмечает несоответствие между заявлениями османских властей о геноцида против греков и их действиями, преднамеренное сдерживание массовых убийств в отдельных «чувствительных» районах и на большое количество выживших греков в конце войны, утверждает Мидларски, геноцид «Неприемлемым правительственным для османов в их случае». отря на все более жесткую политику военного времени, особенно в период с конца 1916 года по первые периоды месяцы 1917 года, отношение к грекам - хотя в некоторых отношениях сравнимо с мерами против армян - отличалось по масштабам, намерениям и мотивам.

Другие исследователи геноцида, такие как Доминик Дж. Шаллер и Юрген Циммерер, однако заявили, что «геноцидный характер кровавых кампаний против греков» «очевиден». Найл Фергюсон провел сравнение спорадических массовых

Эти события исследуются на семинарах и курсах нескольких западных университетов после 1922 года и судьбы нескольких западных университетов. 58>, в котором есть специализированное исследовательское подразделение.

Политические

По инициативе депутатов так называемого «патриотического» крыла правящей ПАСОК парламентская фракция партии и единомышленники от консервативной Новой демократии, парламент Греции приняли два закона о судьбе османских греков; - в 1994 году, второй - в 1998 году. остановления опубликованы в греческой правительственной газете 8 марта 1994 года и 13 октября 1998 года соответственно. 1994 года подтвердил геноцид в районе Понта в Малой Азии и объявил 19 мая (день Муста Кемаль приземлился в Самсуне 1919 года) днем ​​поминовения. (названный Днем памяти о геноциде понтийских греков), в то время как указ 1998 года подтвердил геноцид греков в Малой Азии в целом и объявил 14 сентября днем ​​поминовения. Эти законы были подписаны президентом Греции, но не были ратифицированы сразу после политического вмешательства. После того как левая газета И Авги начала кампании против применения этого закона, эта тема стала предметом политических дебатов. Президент левой экологической партии Синасписмос Никос Константопулос и историк Ангелос Элефантис, известные своими книгами по истории греческого коммунизма, были двумя основными фигурами левых политических сил, которые выразили свое несогласие с указом. Однако непарламентский левый националист интеллектуал и писатель Георгий Карабелиас резко критиковал Элефантиса и других, выступающих против признания геноцида, и назвал их «историками-ревизионистами», обвиняя греческое основное левое направление в «искаженной идеологической эволюции. ". Он сказал, что для греческих левых 19 мая - «день амнезии».

В конце 2000-х годов Коммунистическая партия Греции приняла термин «геноцид понтийских (греков)». (Γενοκτονία Ποντίων) в своей официальной газете Rizospastis и участвует в мемориальных мероприятиях.

Республика Кипр также официально назвала эти события «греческим геноцидом на Понте в Азии. Незначительное ».

В ответ на закон 1998 года турецкое правительство выпустило заявление, в котором утверждалось, что описание событий как геноцида« не имеет никаких исторических оснований ». «Мы осуждаем и протестуем против этой резолюции», - говорится в заявлении МИД Турции. "Этой резолюцией греческий парламент, который, по сути, должен извиниться перед турецким народом за широкомасштабные разрушения и массовые убийства, совершенные Грецией в Анатолии, не только поддерживает традиционную греческую политику искажения истории, но и также свидетельствует о том, что экспансионистский греческий менталитет все еще жив », - добавлено в заявлении.

11 марта 2010 года Швеция риксдаг принял ходатайство о признании« акт геноцида: убийство армян, ассирийцев / сирийцев / халдеев и понтийских греков в 1915 году ».

14 мая 2013 года правительство Нового Южного Уэльса подало ходатайство о признании геноцида Фред Нил из Христианско-демократической партии, которая позже была передана, что сделало ее четвертым политическим образованием, признавшим геноцид.

В марте 2015 года National Ассамблея Армении единогласно приняла резолюцию о признании геноцида как греков, так и ассирийцев.

В апреле 2015 года Генеральное государство l Нидерландов и парламент Австрии приняли постановления о признании геноцида греков и ассирийцев.

Причины ограниченного признания

Оскверненные могилы на кладбище святого Иоанна Продромоса во время Резня в Смирне, сентябрь 1922 г.

Организация Объединенных Наций, Европейский парламент и Совет Европы не сделали никаких заявлений по этому поводу. По словам Константина Фотиадиса, профессора новогреческой истории в Университете Аристотеля в Салониках, некоторые из причин отсутствия более широкого признания и задержки в поиске признания этих событий следующие:

  • Напротив к Севрскому договору, заменивший Лозаннский договор 1923 года касался этих событий, не делая никаких ссылок или упоминаний, и тем самым положил конец Малой Азии катастрофы.
  • Последующий мирный договор (греко-турецкий договор о дружбе в июне 1930 г.) между Грецией и Турцией. Греция пошла на несколько уступок, чтобы урегулировать все нерешенные вопросы между двумя странами в обмен на мир в регионе.
  • Вторая мировая война, Гражданская война, Военная хунта и последовавшие за этим политические беспорядки в Греции заставили Грецию сосредоточиться на своем выживании и других проблемах, а не искать признания этих событий.
  • Политическая среда холодной войны, в котором Турция и Греция должны были быть союзниками - перед лицом общего коммунистического врага, а не противниками или конкурентами.

В своей книге «С намерением уничтожить: размышления о геноциде» Колин Тац утверждает что Турция отрицает геноцид, чтобы не поставить под угрозу «свою девяностопятилетнюю мечту стать маяком демократии на Ближнем Востоке».

В своей книге «Переговоры сакрального: богохульство и кощунство в Мультикультурное общество, Элизабет Бернс Коулман и Кевин Уайт представляют список причин, объясняющих неспособность Турции признать геноцид совместно. Принято младотурками, пишущими:

Турецкое отрицание геноцида 1,5 миллиона армян является официальным, расколотым, ведомым, постоянным, безудержным и увеличивается с каждым годом после событий 1915-1922 годов. финансируется государством, со специальными отделами и подразделениями в зарубежных миссиях, единственной целью которых является разбавление, противодействие, минимизация, упрощение и относительность всех упоминаний о событиях, которые включали геноцид армян, понтийских греков и ассирийских христиан в Малой Азии.

и предложите следующие причины отрицания геноцида Турцией, процитируйте:

  • Подавление чувства вины и стыда, которое нация-воительница, «маяк демократии», как она видела себя в 1908 году (и с тех пор), уничтожила несколько этнические популяции. Говорят, что демократии не совершают геноцид; Следовательно, Турция не могла этого сделать и не сделала этого.
  • Культурный и социальный этос чести, неотложная и навязчивая потребность удалить любые пятна на национальной гербе.
  • Хронический страх это признание приведет к массовым искам о возмещении ущерба и реституции.
  • Чтобы преодолеть страх социальной фрагментации в обществе, которое все еще находится в переходном состоянии.
  • «Логическое» убеждение, что потому что геноцид был совершен безнаказанно, поэтому отрицание также не встретит ни возражения, ни поругания.
  • Внутреннее знание того, что гигантская индустрия отрицания имеет собственный импульс и не может быть остановлена, даже если бы они этого хотели. Стоп.

Геноцид как модель будущих преступлений

С начала 1920-х годов публикации нацистской партии в Германии имели тенденцию представлять Кемаля Ататюрка как образец для подражания под названием «Фюрер» (реклама их официальной газеты на фото)

«Модель» Кемаля оставалась активной для нацистского движения в Веймарской Германии и Третий рейх до конца Второй мировой войны. Гитлер заявил, что считает себя «учеником» Кемаля, которого он называл своей «звездой во тьме», в то время как вклад последнего в формирование национал-социалистической идеологии ярко проявляется в нацистской литературе.. Кемаль и его новая Турция 1923 года представляли собой архетип «идеального фюрера» и «хорошей национальной практики» нацизма. Средства массовой информации Третьего рейха подчеркивали «турецкую модель» и постоянно восхваляли «преимущества» этнической чистки и геноцида.

Национал-социалистическая партия Адольфа Гитлера с первых шагов использовала методы турецкой состояние как стандарт, из которого можно черпать вдохновение. Официальная нацистская газета Völkischer BeobachterVölkisch Observer») в своем выпуске за февраль 1921 года с восхищением подчеркнула в статье под названием «Образец для подражания»:

«Немец Однажды у народа не будет иного выбора, кроме как прибегнуть к турецким методам ».

В нацистской публикации 1925 года новое турецкое государство превозносится за его« очистительную »политику, которая« выбросила греческий элемент в море ». Большинство писателей Третьего рейха подчеркивали, что двойной геноцид (против греков и армян) был предпосылкой успеха новой Турции, НСДАП характерно публикует:

«Только через уничтожение греков и армян». племен в Анатолии было созданием турецкого национального государства и возможным формирование безупречного турецкого общества в рамках одного государства ».

Литература

Греческий геноцид упоминается в ряде современных работ.

  • Даже не мое имя Теа Хало - это история о выживании в возрасте десяти лет ее матери Сано (Темия) Хало (первоначальное имя Эвтемия "Темия" Баритимиду, понтийский греческий язык : Ευθυμία Βαρυτιμίδου), во время марша смерти во время греческого геноцида, который уничтожил ее семью. Название относится к тому, что Темия была переименована в Сано арабоязычной семьей, которая не могла произнести ее греческое имя после того, как они взяли ее в качестве слуги во время греческого геноцида. История рассказана ее дочерью Теей и включает их мучительное паломничество матери и дочери в Понтий Турцию в поисках дома Сано через семьдесят лет после ее изгнания.
  • Число 31328 - автобиография греческого романиста Элиаса Венесиса, в котором рассказывается о его переживаниях во время греческого геноцида во время марша смерти во внутренние районы из его родного дома в Айвали (греч.: Kydonies, Κυδωνίες), Турция. Из 3000 «мобилизованных» в его «трудовую бригаду» (иначе известную как Амеле Табурлари или Амеле Табуру ) выжили только 23. Название относится к номеру (31328), присвоенному Элиасу турецкой армией во время марша смерти. По книге был снят фильм с названием 1922, созданный Никосом Кундуросом в 1978 году, но он был запрещен в Греции до 1982 года из-за давления со стороны Турции, которая заявила, что разрешение на показ фильма показ в Греции нанесет ущерб греко-турецким отношениям.

Мемориалы

Венки после церемонии поминовения в Штутгарте, Германия

Памятники в память о бедственном положении османских греков были установлены по всей Греции, а также в ряде других стран, включая Австралию, Канаду, Германию, Швецию и США.

См. также

Примечания

Библиография

Современные отчеты

  • Хортон, Джордж (1926), Гибель Азии, Индианаполис: Боббс-Меррилл
  • Кинг, Уильям C (1922), Полная история мировой войны: визуализация Великого конфликта во всех театрах действий 1914–1918, MA, US : The History Associates, архивировано с оригинала 1 августа 2012 года. 640>Моргентау, Генри-старший (1918), История посла Моргентау (PDF), = Garden City, NY : Doubleday, Page Co, заархивировано с оригинала (PDF) 24 января 2013 г., извлечено 13 сентября 2006 г..
  • ——— (1919) [1918], История посла Моргентау, Гарден-Сити, Нью-Йорк : Doubleday, Page Co.
  • Patriarchate Константинополя (1919 г.), Гонения на греков в Турции, Стамбул, Турция: Греческий Патриархат, архивировано из оригинала 20 марта 2008 г., извлечено 3 августа 2020 г.
  • Рендель, GW (20 марта 1922 г.), Меморандум г-на Ренделя о резне в Турции и преследованиях меньшинств со времен Перемирие (меморандум), Британское министерство иностранных дел.
  • Тойнби, Арнольд Дж. (1922), Западный вопрос в Греции и Турции: исследование в контакте цивилизаций, Бостон: Houghton Mifflin.
  • Валаванис, GK (1925), Σύγχρονος Γενική Ιστορία του Πόντου [Современная всеобщая история Понта] (на греческом языке), Афины, заархивировано из оригинала 8 ноября 2015 г..

Вторичные источники

Дополнительная литература

Книги

  • Акчам, Танер. От империи к республике: турецкий национализм и геноцид армян, Нью-Йорк: Zed Books, 2004.
  • Андредис, Джордж, Тамама: Пропавшая девушка из Понта, Афины: Гордиос, 1993.
  • Бартон, Джеймс L (1943), Ближневосточная помощь, 1915–1930, Нью-Йорк: Фонд Рассела Сейджа.
  • ———; Сарафян, Ара (декабрь 1998 г.), «Турецкие зверства»: заявления американских миссионеров об уничтожении христианских общин в Османской Турции, 1915–1917 гг..
  • Комптон, Карл К. Утренний комет, Нью-Рошель, штат Нью-Йорк: Аристид Д. Caratzas, 1986.
  • Межсоюзная комиссия по расследованию греческой оккупации Смирны и прилегающих территорий, Документы Межсоюзной комиссии по расследованию греческой оккупации Смирны и прилегающих территорий (PDF).
  • Фотиадис, Константинос (2002–2004), Η γενοκτονία των Ελλήνων του Πόντου [Геноцид понтийских греков] (на греческом языке), Салоники: Геродот. В четырнадцати томах, включая одиннадцать томов материалов (тома 4–14).
  • Karayinnides, Ioannis (1978), Ο γολγοθάς του Πόντου [Понтийская Голгофа] (на греческом языке), Salonica.
  • King, Charles ( 2005). Черное море: история, Оксфорд: Oxford University Press
  • Коромила, Марианна (2002). Греки и Черное море, Культурное общество «Панорама».
  • Моргентау, Генри sr (1974) [1918], Убийство нации, Нью-Йорк: Всеобщий армянский благотворительный союз Америки.
  • ——— ( 1929), Меня отправили в Афины, Garden City, NY: Doubleday, Doran Co.
  • ——— (1930), An International Drama, London: Jarrolds.
  • Hofmann, Tessa, ed.. (2004), Verfolgung, Vertreibung und Vernichtung der Christen im Osmanischen Reich 1912–1922 (на немецком языке), Münster: LIT, pp. 177–221, ISBN 978-3-8258-7823- 8.
  • Хаспиан Добкин, Марджори. Смирна 1922: Разрушение города, Нью-Йорк, Нью-Йорк: Newmark Press, 1998.
  • Либерман, Бенджамин (2006). Ужасная судьба: этнические чистки в становлении современной Европы, Иван Р. Ди.
  • де Мюрат, Жан. Великое искоренение эллинизма и христианства в Малой Азии: исторический и систематический обман мирового мнения относительно отвратительного искоренения христианства в 1922 году, Майами, Флорида (Афины, GR : A. Triantafillis) 1999.
  • Пападопулос, Александр. Преследования греков в Турции перед европейской войной: на основании официальных документов, Нью-Йорк: Oxford University Press, американское отделение, 1919.
  • Павлидес, Иоаннис. Страницы истории Понта и Малой Азии, Салоники, GR, 1980.
  • Shaw, Stanford J ; Шоу, Эзель Курал, История Османской империи и современной Турции, Кембриджский университет.
  • Доминик Дж. Шаллер; Юрген Циммерер, ред. (2013) [2009]. Поздний османский геноцид: распад Османской империи и политика молодого турецкого населения и истребления. Рутледж. ISBN 978-0-415-48012-3.
  • Эрик Шёберг. СОЗДАНИЕ ГЕНОЦИДА ГЕНОЦИДА, оспариваемые воспоминания об османской греческой катастрофе, ISBN 978-1-78533-325-5, 2016.
  • Шенк, Роберт. «Черноморский флот Америки - ВМС США в условиях войны и революции, 1919-1923 гг.», Naval Institute Press, Аннаполис, Мэриленд, 2012 г.
  • Тоттен, Самуэль; Джейкобс, Стивен Л. (2002). Пионеры исследований геноцида (Clt). Нью-Брансуик, Нью-Джерси : Transaction Publishers. ISBN 978-0-7658-0151-7.
  • Циркинидис, Гарри. Наконец мы искоренили их... Геноцид греков Понта, Фракии и Малой Азии, из французских архивов, Салоники: Kyriakidis Bros, 1999.
  • Уорд, Марк Х. Депортации в Малой Азии 1921 –1922, Лондон: Anglo-Hellenic League, 1922.

Статьи

  • Бьорнлунд, Матиас, «Очищение эгейских греков 1914 года как случайнасильственной тюркификации», Journal of Genocide Research, Volume 10, Issue 1, March 2008, стр. 41–58.
  • Хламид, Николаос, «Греческий комитет помощи: реакция Америки на геноцид греков », Исследования и предотвращение геноцида, Том 3, Выпуск 3, декабрь 2008, стр. 375–83.
  • Клапсис, Антонис (2014). «Насильственное изгнание и принудительная миграция: демографический анализ греческого населения Малой Азии, Понта и Восточной Фракии». Ближневосточные исследования. 50 (4): 622–639. doi : 10.1080 / 00263206.2014.901218. S2CID 145325597.
  • Мурелос, Яннис (1985). «Гонения 1914 года и первая попытка обмена меньшинствами между Грецией и Турцией». Балканские исследования. 26 (2): 389–413.
  • Врионис, Сперос, «Греческие трудовые батальоны в Малой Азии», Геноцид армян: культурное и этическое наследие (ред. Ованнисян, Ричард), Нью-Брансуик, NJ: Transaction Publishers, 2007, стр. 275–90.
  • Танер, Аккам (2009), «Греческие« депортации »и массовые убийства 1913–1914 гг., Испытание геноцида армян», The Academic Конференция по катастрофе в Малой Азии (документ), Иллинойс, США.
  • Саит, Четиноглу (17–19 сентября 2010 г.), «Движение за независимость Понта и геноцид греков», Три геноцида, одна стратегия (международная конференция), Афины.

Внешние ссылки

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Геноцидом греков.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с : Геноцид греков

Последняя правка сделана 2021-05-22 09:30:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте