Канцлер Германии. Bundeskanzler der Bundesrepublik Deutschland | |
---|---|
Эмблема правительства | |
Действующий президент. Ангела Меркель. с 22 ноября 2005 г. (2005-11-22) | |
Исполнительная власть правительства. Кабинет Германии | |
Стиль | Госпожа канцлер. (Обычный). Ее Превосходительство. (дипломатический) |
Статус | Глава правительства |
Член | Европейского Совета |
Место | Федерального канцелярии, Берлин (первоначальный). Дворец Шаумбург, Бонн (вторичный) |
Кандидат | Президент Германии |
Назначитель |
|
Срок полномочий | соответствует законодательному периоду Бундестага, возобновляемый |
Учредительный акт | Основной закон Германии |
Инаугурационный держатель |
|
Образование |
|
Заместитель | вице-канцлера Германии |
Зарплата | 251 448 € ежегодно |
Веб-сайт | bundeskanzlerin.de |
The Канцлер Германии, официально федеральный канцлер Федеративной Республики Германии (немецкий : Bundeskanzler (in ) der Bundesrepublik Deutschland), является глава правительства из Германии и руководитель Федерального кабинета, исполнительной ветви власти федерального правительства. Канцлер избирается Бундестагом (федеральным парламентом) по предложению Федерального президента и без обсуждения (статья 63 Конституции Германии ).
Восьмой и нынешний руководитель - Ангела Меркель, которая была избрана в 2005 году и переизбрана в 2009, 2013 и 2018 годах. Она первая женщина, избранная канцлером.
Канцелярия канцлера имеет долгую историю, восходит к Священной Римской Империи, когда должность немецкого архиканцлера обычно занимали архиепископы Майнца. Название время от времени использовалось в нескольких немецкоязычных странах Европы. Современная канцелярия канцлера была создана с Северо-Германской Конфедерацией, из которой Отто фон Бисмарк стал Bundeskanzler (что означает «Федеральный канцлер ») в 1867 году. расширение этого федерального государства до Германской Империи в 1871 году, название было переименовано в Reichskanzler (что означает «Канцлер Королевства »). С конституцией Германии 1949 года титул Bundeskanzler был возрожден.
В разные эпохи роль канцлера менялась. С 1867 по 1918 год канцлер был единственным ответственным министром федерального уровня. Он был установлен федеральным президиумом (т. Е. Прусским королем; с 1871 года именовался императором). Staatssekretäre были государственными служащими, подчиненными канцлеру. Помимо исполнительной власти, конституция наделяла канцлера только одной функцией: председательствовать в Федеральном совете, представительном органе штатов (вместе с парламентом - законодателем). Но на самом деле канцлер почти всегда был также министром-президентом Пруссии. Косвенно это давало канцлеру полномочия Федерального совета, включая роспуск парламента.
Хотя эффективное правление было возможно только при сотрудничестве с парламентом (Рейхстагом), результаты выборов оказали на канцлерство лишь косвенное влияние. Только в октябре 1918 года в конституцию были внесены изменения: она требовала от канцлера доверия парламента. Примерно две недели спустя канцлер Макс фон Баден объявил об отречении императора и незаконно уступил власть революционному Совету народных делегатов.
Согласно Веймарской конституции 1919 года, канцлер был главой коллегиального правительства. Канцлер был назначен и освобожден от должности президентом, как и министры, по предложению канцлера. Канцлер или любой министр должны были быть уволены, если того требовал парламент. Как и сегодня, канцлер имел прерогативу определять руководящие принципы правительства (Richtlinienkompetenz). На самом деле эта власть была ограничена коалиционным правительством и президентом.
Когда нацисты пришли к власти 30 января 1933 года, Веймарская конституция была де-факто отменена. После смерти президента Гинденбурга в 1934 году, Адольф Гитлер, лидер и канцлер диктаторской партии, взял на себя полномочия президента. Новый официальный титул стал Führer und Reichskanzler (что означает «лидер и рейхсканцлер»).
конституция 1949 года давала канцлеру гораздо большие полномочия, чем во время Веймарской республики, при этом сильно уменьшая роль президента. Сегодня Германию часто называют «канцлерской демократией», что отражает роль канцлера как главы исполнительной власти страны.
С 1867 года 33 человека служили главами правительств Германии, Западной Германии или Северной Германии, почти все они имели титул канцлера.
Из-за своих административных задач глава клерикалов в часовне императорского дворца во время империи Каролингов назывался канцлер (от латинского : cancellarius). Коллегия капеллы действовала как канцелярия Императора, выдающая акты и капитулярии. Со времен Людовика Немецкого, архиепископ Майнца был ex officio немецким архиканцлером, эту должность он занимал до конца Священной Римской Империи в 1806 году, в то время как де-юре архиепископ Кельна был канцлером Италии и архиепископом Трира Бордовый. Эти три князя-архиепископа были также принцами-выборщиками империи, избравшей короля римлян. Уже в средние века канцлер Германии обладал политической властью, как архиепископ Виллигис (архиканцлер 975–1011, регент короля Германии Отто III 991–994) или Райнальд фон Дассель (канцлер 1156–1162 и 1166–1167) при императоре Фридрихе Барбароссе.
В 1559 году император Фердинанд I учредил агентство имперской канцелярии (Reichshofkanzlei) в Вене Дворец Хофбург, возглавляемый вице-канцлером под номинальным руководством архиепископа Майнца. В 1620 году Битва у Белой Горы император Фердинанд II учредил канцелярию австрийского придворного канцлера, отвечающего за внутренние и внешние дела Габсбургская монархия. С 1753 г. пост государственного канцлера Австрии занимал князь Кауниц. Императорская канцелярия потеряла свое значение и со времен Марии Терезии и Иосифа II существовала только на бумаге. После распада Священной Римской империи принц Меттерних выполнял обязанности государственного канцлера Австрийской империи (1821–1848), также принц Харденберг исполнял обязанности Прусский канцлер (1810–1822). Германская Конфедерация 1815–1866 гг. Не имела правительства или парламента, только Бундестаг как представительный орган штатов.
В ныне несуществующей Германской Демократической Республике (ГДР, Восточная Германия), существовавшей с 7 октября 1949 года по 3 октября 1990 года (когда территория бывшей ГДР была воссоединена с Федеративной Республикой Германии) должности канцлера не существовало. Эквивалентная должность называлась либо министр-президент (Ministerpräsident), либо председатель Совета министров ГДР (Vorsitzender des Ministerrats der DDR). (См. Лидеры Восточной Германии.)
Глава федерального правительства Северной Германии Конфедерация, созданная 1 июля 1867 года, носила название Bundeskanzler. Единственным человеком, который занимал этот пост, был Отто фон Бисмарк, премьер-министр Пруссии. Король, как носитель Bundespräsidium, поставил его 14 июля.
Согласно конституции от 1 января 1871 года, король имел дополнительно титул императора. В конституции канцлер все еще называется Bundeskanzler. Это было изменено только в новой конституции Рейхсканцлера от 16 апреля 1871 года. Офис остался прежним, а Bismarck даже не переставили.
В 1871 году Германская империя рейхсканцлер ("Имперский канцлер ") служил и первым министром императора, и председателем Бундесрата, верхней палаты немецкого парламента. Он не был избран парламентом (Рейхстаг ) и не отвечал перед ним. Вместо этого канцлера назначил император.
На федеральном уровне было четыре органа:
Технически министры иностранных дел штатов империи поручили депутатам своих штатов в федеральный совет (Бундесрат) и, следовательно, превзошли канцлера. По этой причине принц Бисмарк (каким он был с 1871 года и далее) продолжал выполнять обязанности премьер-министра и министра иностранных дел Пруссии практически на протяжении всего срока своего пребывания на посту канцлера империи, поскольку он хотел и дальше осуществлять эту власть. Поскольку Пруссия контролировала семнадцать голосов в Бундесрате, Бисмарк мог эффективно контролировать процесс, заключая сделки с более мелкими государствами.
Термин «канцлер» сигнализировал о кажущейся низкой приоритетности этого института по сравнению с правительствами немецких земель, потому что новый канцлер федеральной империи не должен быть полноценным премьер-министром, в отличие от глав Штаты. Титул канцлера дополнительно символизировал сильную монархическую, бюрократическую и, в конечном итоге, антипарламентскую составляющую, как, например, в прусской традиции Харденберга.
. В обоих этих аспектах исполнительная власть федерации, а затем и империя, поскольку оно было сформировано в 1867 и 1871 годах, оно сознательно отличалось от Имперского министерства революционных лет 1848/49, которым руководил премьер-министр, избранный Национальным собранием.
в В 1871 году концепция федерального канцлера была передана исполнительной власти недавно образованной Германской империи, в которую теперь входили и южногерманские земли. Здесь также термины «канцлер» и «федеральное агентство» (в отличие от «министерство» или «правительство») предполагают (очевидный) более низкий приоритет федеральной исполнительной власти по сравнению с правительствами федеральных земель. По этой причине ни канцлер, ни руководители имперских ведомств под его командованием не использовали титул министра до 1918 года.
Конституция Германии была изменена 29 октября 1918 года, когда парламенту было предоставлено право уволить канцлера. Однако изменение не смогло предотвратить вспышку революции через несколько дней.
9 ноября 1918 года канцлер Макс фон Баден передал свою канцлерскую должность Фридриху Эберту. Эберт продолжал исполнять обязанности главы правительства в течение трех месяцев между концом Германской империи в ноябре 1918 года и первым собранием Национального собрания в феврале 1919 года, но не использовал титул канцлера.
В то время Эберт также был председателем «Совета народных депутатов » до 29 декабря 1918 года вместе с Независимым социал-демократом Хьюго Хаазе.
Канцлер был продолжен в Веймарской республике. Канцлер (Reichskanzler) был назначен президентом и был подотчетен парламенту.
Во времена Веймарской республики канцлер был довольно слабой фигурой. Как и его французский коллега, он обычно был больше председателем кабинета, чем его лидером. Решения Кабинета министров были приняты большинством голосов. Фактически, многие правительства Веймара сильно зависели от сотрудничества президента из-за трудностей с получением большинства в парламенте.
Адольф Гитлер был назначен канцлером Германии 30 января 1933 года Пауль фон Гинденбург. Вступив в должность, Гитлер немедленно начал накапливать власть и изменять характер канцлерства. Спустя всего два месяца пребывания у власти и после сожжения здания Рейхстага парламент принял Закон о полномочиях, дающий канцлеру полные законодательные полномочия на период четыре года - канцлер может принять любой закон без консультации с парламентом. Полномочия канцлера продолжали расти до августа 1934 года, когда умер действующий президент Пауль фон Гинденбург. Гитлер использовал Закон о разрешении, чтобы объединить канцелярию канцлера с канцелярией президента, чтобы создать новую должность, «лидера» (или фюрера). Хотя офисы были объединены, Гитлера по-прежнему называли «фюрер и рейхсканцлер», что указывало на то, что глава государства и глава правительства по-прежнему занимали разные должности, хотя и занимал один и тот же человек. Это разделение стало более очевидным, когда в апреле 1945 года Гитлер дал указание, что после его смерти офис лидера будет распущен и появятся новые президент и канцлер. 30 апреля 1945 года, когда Гитлер покончил жизнь самоубийством, его ненадолго сменил канцлер Йозеф Геббельс, как того требует завещание Гитлера. Когда Геббельс последовал за самоубийством Гитлера, покончив с собой, бразды правления перешли к гросс-адмиралу Карлу Деницу как президенту Германии. Дёниц, в свою очередь, назначил консервативного графа Шверина фон Крозига главой правительства с титулом «ведущий министр».
Конституция Германии 1949 г., Основной закон (Grundgesetz) наделяет канцлера (немецкий, Bundeskanzler) широкими полномочиями по инициировать государственную политику. По этой причине некоторые обозреватели называют политическую систему Германии «канцлерской демократией». Какая бы крупная партия (ХДС / ХСС или СПД ) не занимала пост канцлера, обычно называет своего ведущего кандидата на федеральных выборах «кандидатом в канцлер» (Kanzlerkandidat). Федеральное правительство (Bundesregierung) состоит из канцлера и министров кабинета.
Канцлера в БерлинеПолномочия канцлера проистекают из положений Основного закона и на практике из их статуса как руководителя партия (или коалиция партий), имеющая большинство мест в Бундестаге (федеральном парламенте). За исключением Гельмута Шмидта, канцлер также был председателем их собственной партии. Так было с канцлером Герхардом Шредером с 1999 года до тех пор, пока он не ушел с поста председателя СДПГ в 2004 году.
Канцлера Германии официально называют «герр Бундесканцлер». если канцлер мужчина. Нынешняя занимающая эту должность Ангела Меркель, которую журнал Forbes считает самой влиятельной женщиной планеты, официально зовется фрау Bundeskanzlerin, женская форма титула. Использование смешанной формы «фрау Бундесканцлер» было осуждено правительством в 2004 году, потому что оно расценивалось как невежливое и рассматривалось как способ признания будущего лидерства Меркель. В международной переписке канцлер именуется «Его / Ее Превосходительство канцлер Федеративной Республики Германии» («Seine / Ihre Exzellenz der / die Bundeskanzler / in der Bundesrepublik Deutschland»).
Западная Германия 1949 конституция, Основной закон (Grundgesetz) наделяет федерального канцлера (Bundeskanzler) центральной исполнительной властью. После выборов 1961 года две основные партии (ХДС / ХСС и СДПГ) называют своих ведущих кандидатов на федеральных выборах «канцлером-кандидатом» (Kanzlerkandidat), хотя это не официальный термин, и любая партия может назначить Kanzlerkandidat (даже если у этой партии нет никаких шансов возглавить или даже стать частью правительственной коалиции). Федеральное правительство (Bundesregierung) состоит из Федерального канцлера и их кабинета министров, называемых Bundesminister (Федеральные министры).
Полномочия канцлера проистекают из положений Основного закона и их статуса лидера партии (или коалиции партий), имеющей большинство мест в Бундестаге («Федеральный сейм», нижняя палата Федерального парламента Германии). За исключением Гельмута Шмидта, Герхарда Шредера (с 2004 по 2005 год) и Ангелы Меркель (с 2018 года), канцлер обычно также был собственным председателем партия.
Первый канцлер, Конрад Аденауэр, установил много прецедентов, которые сохраняются и сегодня, и установил канцлерство как явный центр власти в Германии. Согласно положениям Основного закона, дающим ему право устанавливать руководящие принципы для всех областей политики, Аденауэр присвоил себе почти все важные решения. Он часто относился к своим министрам как к просто продолжению своей власти, а не как к коллегам. В то время как его преемники, как правило, были менее властными, канцлер приобрел достаточно полномочий ex officio (в дополнение к своим конституционным полномочиям), что эксперты по конституционному праву часто называют Германию «канцлерской демократией».
Скамья в здании Рейхстага (слева от флага) с поднятым креслом канцлера в первом рядуКанцлер определяет состав Федерального кабинета министров. Президент официально назначает и снимает с должности министров кабинета по рекомендации канцлера; одобрение парламента не требуется. Согласно Основному закону, канцлер может устанавливать количество министров кабинета и определять их конкретные обязанности. Канцлер Людвиг Эрхард в середине 1960-х годов имел самый большой кабинет с 22 министрами. Гельмут Коль возглавлял 17 министров в начале своего четвертого срока в 1994 году; кабинет 2002 года, второй из канцлера Герхарда Шредера, имел 13 министров, а кабинет Ангелы Меркель по состоянию на 22 ноября 2005 года - 15.
Статья 65 Закона. Основной закон устанавливает три принципа, которые определяют, как функционирует исполнительная власть:
Канцлер должен назначить одного из министров кабинета вице-канцлером, который может замещать канцлера, если они отсутствуют или не могут выполнять свои обязанности. Хотя канцлер теоретически может свободно выбирать любого министра кабинета в качестве вице-канцлера, он или она предпочитает, чтобы в коалиционных правительствах вице-канцлер обычно был министром самого высокого ранга второй по величине коалиционной партии.
Если срок полномочий канцлера истекает или они уходят в отставку, Бундестаг должен избрать нового канцлера. Президент Германии может попросить бывшего канцлера действовать в качестве канцлера до избрания нового должностного лица, но если они не хотят или не могут этого сделать, президент может также назначить вице-канцлера исполняющим обязанности канцлера до тех пор, пока избирается преемник. Это случилось однажды: 7 мая 1974 года канцлер Вилли Брандт подал в отставку в результате дела Гийома, шпионского скандала. В своем письме об отставке президенту Густаву Хайнеману он писал:
Президент Хайнеманн выполнил просьбу. Вальтер Шил был назначен исполняющим обязанности канцлера и проработал девять дней до выборов Гельмута Шмидта 16 мая 1974 года.
18-й и нынешний вице-канцлер Германии является Олаф Шольц, который также является Федеральным министром финансов в Четвертом кабинете Меркель.
Портрет | Имя. (Рождение – Смерть). (Родной штат) | Предыдущая служба | Срок полномочий | Политическая партия | Вице-канцлер | Кабинеты | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Приступили к исполнению | Левый офис | |||||||
Конрад Аденауэр. (1876–1967). ( Северный Рейн-Вестфалия ) | Президент Парламентского совета (1948-1949) | 15 сентября 1949 года | 16 октября 1963 года. (ушел в отставку) | CDU | Франц Блюхер (1949–1957), Людвиг Эрхард (1957–1963) | Аденауэр I, Аденауэр II, Аденауэр III, Аден Ауэр IV, Аденауэр V | ||
Людвиг Эрхард. (1897–1977). (Бавария ) | вице-канцлер Германии (1957-1963). Федеральный министр экономики (1949–1963) | 16 октября 1963 года | 1 декабря 1966 года. (в отставке) | ХДС | Эрих Менде (1963–1966), Ханс-Кристоф Зеебом (1966) | Эрхард I, Эрхард II | ||
Курт Георг Кизингер. (1904–1988). (Баден-Вюртемберг ) | министр-президент Баден-Вюртемберга (1958–1966) | 1 декабря 1966 года | 22 октября 1969 года | ХДС | Вилли Брандт (1966–1969) | Кизингер | ||
Вилли Брандт. (1913–1992). (Западный Берлин ) | вице-канцлер Германии (1966–1969)). Федеральный министр иностранных дел (1966–1969) | 22 октября 1969 г. | 7 мая 1974 г.. (ушел в отставку) | СПД | Вальтер Шил (1969–1974, исполняющий обязанности канцлера с 7 мая 1974 года по 16 мая 1974 года) | Брандт I, Брандт II | ||
Гельмут Шмидт. (1918–2015). (Гамбург ) | Федеральный министр финансов (1972-1974) | 16 мая 1974 года | 1 октября 1982 года. (заменено на конструктивное голосование недоверия ) | SPD | Ганс-Дитрих Геншер (1974–1982), Эгон Франке (1982) | Шмидт I, Шмидт II, Шмидт III | ||
Гельмут Коль. (1930–2017). (Рейнланд-Пфальц ) | Министр-президент Рейнланд-Пфальца (1969-1976) | 1 октября 1982 г. | 27 октября 1998 г. | CDU | Ханс-Дитрих Геншер (1982–1992), Юрген Мёллеманн (1992–1993), Клаус Кинкель (1993–1998) | Коль I, Коль II, Коль III, Коль IV, Коль V | ||
Герхард Шредер. (р. 1944). (Нижняя Саксония ) | министр-президент Нижней Саксонии (1990–1998) | 27 октября 1998 года | 22 ноября 2005 года | СПД | Йошка Фишер (1998–2005) | Шредер I, Шредер II | ||
Ангела Меркель. (р. 1954). (Мекленбург-Передняя Померания ) | Федеральный министр окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов (1994-1998) | 22 ноября 2005 г. | Действующий президент | ХДС | Франц Мюнтеферинг ( 2005–2007), Франк-Вальтер Штайнмайер (2007–2009), Гвидо Вестервелле (2009–2011), Филипп Реслер (2011–2013), Зигмар Габриэль (2013–2018 гг.), Олаф Шольц (занимает должность с 2018 г.) | Меркель I, Меркель II, Меркель III, Меркель IV |
С 2001 года официальной резиденцией канцлера является Федеральная канцелярия (Берлин) (Bundeskanzleramt). Федеральная канцелярия, Palais Schaumburg в бывшей шапке ital Бонн, теперь служит второстепенным официальным местонахождением. Загородный дом канцлера Шлосс Мезеберг в земле Бранденбург.
Федеральное канцелярия, Берлин
Дворец Шаумбург, Бонн
Замок Мезеберг, земля Бранденбург
Канцлер избирается Бундестагом и назначается Президентом Германии. Избрание канцлера необходимо, когда должность канцлера становится вакантной. Это происходит, если
или,
Выборы канцлера - один из немногих случаев, когда голосование в Бундестаге требуется большинство всех избранных членов, а не только большинство собравшихся в то время, так называемое Kanzlermehrheit («большинство канцлера»). Это также один из немногих случаев, когда Бундестаг проводит тайное голосование. Процесс начинается с того, что президент Германии предлагает кандидата в Бундестаг (обычно кандидата, о котором партии большинства договорились заранее), который затем голосуется без обсуждения («1-й этап голосования»). Если кандидат президента не избран, парламентские группы в Бундестаге могут в течение следующих 14 дней выдвигать собственных кандидатов, которые также должны быть избраны «большинством канцлера» («2 этап голосования»). Если ни один канцлер не был избран в течение этого периода, Бундестаг проведет последний тур голосования на 15-й день после первого голосования, в который (как и на втором этапе голосования) парламентские группы могут выдвинуть кандидатов («третий этап голосования»). : Если кандидат достигает «канцлерского большинства», президент Германии должен его назначить. В противном случае президент может либо назначить канцлером кандидата, получившего большинство голосов (де-факто позволяя формирование правительства меньшинства), либо назначить новые выборы в Бундестаг в течение 60 дней.
Еще одна возможность проголосовать за нового канцлера на посту - это конструктивный вотум недоверия, который позволяет Бундестагу заменить действующего канцлера, если он изберет нового Канцлер с «канцлером-большинством» (см. Ниже).
По состоянию на 2020 год все канцлеры федеративной республики были (пере) избраны по предложению президента Германии в первом туре голосования, за исключением Гельмута Коля, который был избран на свой первый срок путем конструктивного вотума вотума недоверия Гельмуту Шмидту.
В отличие от других парламентских законодательных собраний, Бундестаг или Федеральный парламент (нижняя палата Федерального парламента Германии) не может удалить канцлер с традиционным вотумом недоверия. Вместо этого отстранение канцлера возможно только в том случае, если большинство членов Бундестага согласны с преемником, который затем немедленно приводится к присяге в качестве нового федерального канцлера. Эта процедура называется «конструктивным вотумом недоверия» (konstruktives Misstrauensvotum) и была создана, чтобы избежать ситуации, которая существовала в Веймарской республике, когда было легче собрать парламентское большинство, желающее сместить правительство в
Чтобы заручиться законодательной поддержкой в Бундестаге, канцлер может также запросить вотум доверия (Vertrauensfrage, буквально «вопрос о доверии») либо в сочетании с законодательным предложением, либо в виде отдельного голосования. Если такое голосование не состоится, канцлер может попросить президента о роспуске Бундестага.
Правильный стиль адреса на немецком языке - Herr Bundeskanzler (мужчина) или Frau Bundeskanzlerin (женщина). Использование смешанной формы «фрау Бундесканцлер» было осуждено правительством в 2004 году, потому что оно расценивалось как невежливое.
Занятие третьей по величине государственной должности в Германии, канцлер Германия получает 220 000 евро в год и премию в размере 22 000 евро, то есть одну и две трети уровня заработной платы B11 (в соответствии с § 11 (1) a Федерального закона о министрах - Bundesministergesetz, BGBl.1971 I p. 1166 и приложением IV к Федеральный закон о заработной плате служащих - Bundesbesoldungsgesetz, BGBl. 2002 I p. 3020).