Johannes Lepsius ( 15 декабря 1858 г., Потсдам, Германия - 3 февраля 1926 г., Меран, Италия ) был немцем Протестант миссионер, ориенталист и гуманист с особым интересом в попытках предотвратить геноцид армян в Османской империи. Первоначально он изучал математику и философию в Мюнхене, а в 1880 году получил степень доктора философии с уже отмеченной наградами работой. Лепсиус был одним из основателей и первым председателем Немецко-армянского общества.
Во время Первой мировой войны он опубликовал свою работу «Bericht über die Lage des armenischen Volkes in der Türkei» (« Доклад о положении армянского народа в Турции »), в котором он тщательно задокументировал и осудил Геноцид армян. Второе издание, озаглавленное «Der Todesgang des armenischen Volkes» («Путь к смерти армянского народа»), включало интервью с Энвер-пашой, одним из главных архитекторов геноцида. Лепсиусу пришлось опубликовать отчет тайно, поскольку Турция была союзником Германской империи, и официальная военная цензура вскоре запретила публикацию, поскольку опасалась, что это оскорбит стратегически важного турецкого союзника. Однако Лепсиусу удалось распространить более 20 000 экземпляров отчета.
В своем романе Сорок дней Муса Дага («Die vierzig Tage des Musa Dagh») австрийский -еврей автор Франц Верфель изобразил Лепсиуса «ангелом-хранителем армян». Сегодня интеллектуальное наследие Иоганна Лепсиуса было собрано немецким церковным историком Германом Гольцем, который установил «Архив Иоганнеса Лепсиуса» в Галле-апон-Заале вместе с Университетом Мартина Лютера в Галле-Виттенберге. Некоторые документы и журналы из архива были опубликованы в виде микрофиш.
Иоганнес Лепсиус был младшим сыном основателя египтологии в Германии, египтолога Карла Рихарда Лепсиуса и его жены Элизабет Кляйн (1828–1899), правнучкой Фридриха Николая. Родители Йоханнеса выросли в доме с большим интеллектуальным кругозором. В этом доме Йоханнес познакомился со многими важными личностями империи, от политики до культуры и религии. У нас было шесть братьев и сестер, включая геолога и ректора Технического университета Дармштадта Ричарда Лепсиуса (1851–1915), химика и директора химического завода Грисхайма Бернхарда Лепсиуса (1854–1934), художника-портретиста и член Прусской Академии художеств (с 1916) Рейнхольд Лепсиус (1857–1929).
Его дедом был комиссар графства Наумбург Питер Карл Лепсиус (1775–1853), его прадед Иоганн Август Лепсиус (1745–1801) был мэром Наумбург-апон-Заале.
Его женой была Маргарет (Мэгги) Зеллер. Она происходила из всемирно известной миссионерской семьи вюртембергцев Целлерсов. Ее отцом был преподобный Иоганнес Зеллер (1830–1902), руководитель школы гобатов (основанная в 1847 году) в Иерусалиме, возглавляемая Церковным миссионерским обществом с 1877 года. Через свою мать Мэгги Зеллер была внучкой Епископ Иерусалима Самуил Гобат и племянница Доры Раппард. Мэгги и Лепсиус встретились в Османском Иерусалиме. Йоханнес, входивший в состав сирийского приюта с 1884 по 1886 год, столкнулся со многими проблемами в Иерусалиме из-за резни, нанесенной христианскому населению в 1860 году.
Дом-музей Иоганна Лепсиуса - Lepsiushaus был открыт в 2011 году, Потсдам, Германия, в доме, где Лепсиус жил с 1908 по 1926 год. Это также «Исследовательский центр исследований геноцида».
В 1914 году Лепсиус, Пауль Рорбах и Аветик Исаакян создали немецкий - Армянское общество, первым председателем которого стал Лепсиус.
Лепсиус известен своими документами о Геноциде армян. Его работа «Отчет о положении армянского народа в Турции» была подвергнута цензуре 7 августа 1916 года, однако до введения цензуры по всей Германии было разослано 20 000 экземпляров. Другое издание документации - это интервью с Энвер-пашой в 1915 году, которое носит название «Коридор смерти армянского народа».
В 1909 году армяне Османской империи возлагали большие надежды на движение младотурков, положившее конец режиму Абдул Гамида. Однако в первые месяцы Первой мировой войны произошли массовые аресты, депортации и массовые убийства армян, проживавших в Восточной Анатолии. В это время Лепсиус основал деятельность по оказанию гуманитарной помощи и попытался (безуспешно) повлиять на Германию, союзницу Османской империи, у которой были тысячи солдат и офицеров, дислоцированных по всей Османской империи . Согласно Эрнсту Джекху «Во время Первой мировой войны он представил армянского главного героя, доктора Лепсиуса, турецкому генералиссимусу Энвер-паше, а через вмешательство автора [Джека] - жизни многих армян, в частности женщины и дети были спасены ».
Одним из важнейших произведений Лепсиуса является« Германия и Армения 1914–1918: Сборник дипломатических документов », который впоследствии стал считаться« главным документом о Геноциде армян ». Позже, в Сорок дней Муса Дага, Франц Верфель приписывает две главы описанию борьбы Лепсиуса и его переговоров с Энвер-пашой.
Оно состоит из трех частей: 1) Каталог, 2) Издание микрофиш, 3) Тематическая лексика
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Йоханнесом Лепсиусом. |