Хамидская резня

редактировать
Резня армян в Османской империи, имевшая место в середине 1890-х годов
Армянская резня
Часть преследование армян
1895erzurum-жертвы.jpg Фотография, сделанная в ноябре 1895 г. Уильямом Сачтлбеном, убитых армян в Эрзеруме
МестоположениеОсманская империя
Дата1894–1896
ЦельАрмяне
Тип атакимассовое убийство, мародерство
Смерть200000–400000

Хамидианец резня (армянский : Համիդյան ջարդեր, турецкий : Hamidiye Katliamı, французский : Massacres hamidiens), также называемая армянской резней 1894–1896 и геноцид армян, были массовыми убийствами армян в Османской империи, которые произошли в середине 1890-х годов. Было подсчитано, что потери составили от 80 000 до 300 000, в результате чего 50 000 остались сиротами. Резня названа в честь султана Абдул Хамида II, который в своих усилиях по сохранению имперских владений распадающейся Османской империи вновь подтвердил панисламизм как государственная идеология. Хотя массовые убийства были направлены в основном против армян, в некоторых случаях они превратились в неизбирательные антихристианские погромы, такие как резня в Диярбекире, где, по крайней мере, согласно одному современному источнику, до 25000 человек Ассирийцы также были убиты.

резня началась во внутренних районах Османской империи в 1894 году, но в последующие годы приобрела более широкое распространение. Между 1894 и 1896 годами произошло большинство убийств. Резня начала стихать в 1897 году после осуждения Абдул Хамида международным сообществом. Самые суровые меры были направлены против давно преследуемой армянской общины, поскольку призывы к гражданской реформе и лучшему обращению со стороны правительства были проигнорированы. Османы не делали поправок на возраст и пол жертв и зверски расправились со всеми. Это произошло в то время, когда телеграф мог распространять новости по всему миру, а массовые убийства широко освещались в СМИ Западной Европы и Северной Америки.

Содержание
  • 1 Общие сведения
    • 1.1 Армянский вопрос
    • 1.2 Хамидие
    • 1.3 Беспорядки в Сасуне
  • 2 Резня
  • 3 Число погибших
  • 4 Международная реакция
  • 5 Захват Оттоманского банка
  • 6 Неточные репортажи правительства Османской империи
  • 7 Историография
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Дополнительная литература
Предпосылки

Истоки Враждебность по отношению к армянам заключалась во все более шатком положении, в котором оказалась Османская империя в последней четверти XIX века. Конец османского владычества на Балканах был ознаменован эпохой европейского национализма и настойчивого требования самоопределения многих территорий, долгое время находившихся под османским владычеством. Армяне империи, которые долгое время считались гражданами второго сорта, начали в середине 1860-х - начале 1870-х годов просить правительства о гражданских реформах и лучшем обращении. Они настаивали на прекращении узурпации земель, "грабежах и убийствах в городах Армении курдами и черкесами, нарушениях при сборе налогов, преступном поведении государственных чиновников и отказе принимать христиан в качестве свидетелей в суде ». Эти запросы остались без внимания центрального правительства. Когда зарождающаяся форма национализма распространилась среди армян Анатолии, включая требования равных прав и стремление к автономии, руководство Османской империи посчитало, что исламский характер империи и даже само ее существование находятся под угрозой.

Армянский вопрос

Сочетание военного успеха России в недавней русско-турецкой войне с явным ослаблением Османской империи в различных сферах, включая финансовую (с 1873 г. Османская империя сильно пострадала от паники 1873 г. ) территориального (упомянутого выше), и надежда некоторых армян на то, что однажды всей армянской территорией может управлять Россия, вызвала новую тревогу. среди армян, проживающих в Османской империи. Армяне направили делегацию во главе с Мкртичем Хримяном на Берлинский конгресс 1878 года , чтобы лоббировать европейские державы, чтобы те включили надлежащие гарантии для своих родственников в возможное мирное соглашение.

Однако султан не был готов отказаться от какой-либо власти. Абдул Хамид считал, что беды Османской империи проистекают из «бесконечных преследований и враждебных действий христианского мира». Он воспринимал османских армян как проявление враждебности извне, средство, с помощью которого Европа могла «добраться до наших самых важных мест и вырвать себе кишки». Турецкий историк и биограф Абдула Хамида Осман Нури заметил: «Простое упоминание слова« реформа »раздражало его [Абдул Хамида], разжигая его преступные инстинкты». Услышав о визите армянской делегации в Берлин в 1878 году, он с горечью заметил: «Какая великая дерзость... Такое великое предательство религии и государства... Да будут они прокляты Богом». Хотя он признал, что некоторые из их жалоб были обоснованными, он сравнил армян с «наемными плакальщицами [плевреями], которые имитируют боль, которую они не чувствуют; они изнеженные и трусливые люди, которые прячутся за одеждой великих держав.

Хамидие

Армянская женщина и ее дети, которые были беженцами от резни и искали помощи у миссионеров, преодолевая большие расстояния.

Реформы в армянских провинциях, закрепленные в статье 61 Берлинского договора (1878 г.), в конечном итоге не проводились в жизнь и сопровождались дальнейшими репрессиями. 2 января 1881 г. коллективные записки, посланные европейскими державами с напоминанием султану об обещаниях реформы, не побудили его к действию. Восточные провинции Османской империи исторически были небезопасными; Курдские повстанцы безнаказанно нападали на жителей городов и деревень. В 1890–1891 годах, в то время, когда империя была либо слишком слаба и дезорганизована, либо не хотела их останавливать, султан Абдул Хамид предоставил курдским бандитам полуофициальный статус. Состоящие в основном из курдских племен, но также из турок, йоруков, арабов, туркмен и черкесов, вооруженные государством, они стали называться Хамидие АлайлариХамидий Полки "). Хамидие и курдские разбойники получили полную свободу действий, чтобы нападать на армян, конфисковывать склады зерна, продуктов питания и выгнать скот, будучи уверенными в том, что избежат наказания, поскольку они были предметом только военных судов. Перед лицом таких злоупотреблений и насилия армяне создали революционные организации, а именно Социал-демократическую партию Гунчакян (Гунчак; основана в Швейцарии в 1887 году) и Армянская революционная федерация (АРФД). или Дашнакцутюн, основанная в 1890 г. в Тифлисе ). Последовали столкновения, и беспорядки произошли в 1892 году в Мерзифоне и в 1893 году в Токате.

Беспорядки в Сасуне

В 1894 году султан начал нападать на армянский народ в предшественнике резня Хамидиана. Это преследование усилило националистические настроения среди армян. Первое заметное сражение армянского сопротивления произошло в Сасуне. Активисты хунчаков, такие как Мигран Дамадиан, Ампарцум Бояджян и Грайр, поощряли сопротивление двойному налогообложению и преследованиям со стороны Османской империи. АРФ вооружила жителей района. Армяне противостояли османской армии и курдским нерегулярным формированиям в Сасуне, в конце концов уступив превосходящим силам и турецким заверениям об амнистии (которая так и не была предоставлена).

В ответ на сопротивление в Сасуне губернатор Муша ответил: натравливание местных мусульман против армян. Историк Патрик Бальфур, третий барон Кинросс пишет, что массовые убийства такого рода часто совершались путем сбора мусульман в местной мечети и утверждений, что армяне преследовали цель «нанести удар по исламу». Султан Абдул Хамид направил в этот район османскую армию, а также вооруженные группы курдских нерегулярных формирований. Насилие распространилось и затронуло большинство армянских городов в Османской империи.

Резня
Набросок очевидца резни армян во время гамидской резни

Великие державы (Великобритания, Франция, Россия) вынудил Хамида подписать новый пакет реформ, направленных на ограничение полномочий Хамидие в октябре 1895 года, который, как и Берлинский договор, так и не был реализован. 1 октября 1895 года две тысячи армян собрались в Константинополе, чтобы подать прошение о проведении реформ, но отряды османской полиции собрались на митинг и жестоко разогнали его. Получив пакет реформ, султан, как говорят, заметил: «Этот бизнес закончится кровью».

Вскоре резня армян вспыхнула в Константинополе, а затем охватила остальную часть армянонаселенного населения вилайцы из Битлис, Диярбекир, Эрзурум, Мамурет-уль-Азиз, Сивас, Трапезунд и Ван. Тысячи были убиты от рук своих мусульманских соседей и правительственных солдат, и многие другие умерли холодной зимой 1895–1896 годов. Уильям Сактлбен, американский журналист, который оказался в Эрзуруме после резни там в 1895 году, рассказал о ужасной сцене, которую он увидел в длинном письме в The Times :

То, что я сам увидел в пятницу днем ​​[1 ноября], навсегда запечатлелось в моей памяти как самое ужасное зрелище, которое только может увидеть человек. Я пошел с одним из кавасов [охранников] английской миссии, солдатом, моим переводчиком и фотографом (армянином) на григорианское [то есть армянское апостольское ] кладбище.... Вдоль стены на севере в ряду шириной 20 футов (6 м) и длиной 150 футов (46 м) лежал 321 труп убитых армян. Многие были ужасно искалечены и искалечены. Я видел одного, у которого лицо было полностью разбито ударом тяжелого оружия после того, как он был убит. Я видел некоторых с собственными шеями, почти отрезанными мечом. Я видел одного, у которого вся грудь была содрана, его предплечья были отрезаны, а верхняя часть руки была снята с кожи. Я спросил, сделали ли это собаки. «Нет, турки сделали это своими ножами». Десяток тел сгорели наполовину. Со всех трупов была снята вся их одежда, за исключением одного-двух нижнего белья из хлопка... Быть убитым в бою храбрецами - это одно; быть убитым трусливыми вооруженными солдатами, хладнокровно и совершенно беззащитно - другое дело.

Французский вице-консул Диярбакира, Гюстав Мейрье, рассказал послу Полю Камбону истории армянского народа. на женщин и детей нападали и убивали, и описывали нападавших «столь же трусливыми, сколь и жестокими. Они отказались атаковать там, где люди защищались, и вместо этого сосредоточились на беззащитных районах». Самое ужасное злодеяние произошло в Урфе, где османские войска сожгли армянский собор, в котором укрылись 3000 армян, и стреляли в каждого, кто пытался бежать.

Личный первый секретарь Абдул Хамида писал в своих мемуарах об Абдул Гамиде, что он «решил проводить политику жестокости и террора против армян, и для достижения успеха в этом отношении он избрал метод нанесения им экономического удара... он приказал им полностью избегать переговоры или обсуждения чего-либо с армянами и о том, что они нанесут им решающий удар, чтобы свести счеты ».

Убийства продолжались до 1897 года. В том же прошлом году султан Хамид объявил армянский вопрос закрыто. Многие армянские революционеры были убиты или бежали в Россию. Османское правительство закрыло армянские общества и ограничило армянские политические движения.

Некоторые неармянские группы также подверглись нападениям во время массовых убийств. Французская дипломатическая переписка показывает, что Хамидие расправлялось не только с армянами, но и с ассирийцами, жившими в Диярбакыре, Хасанкейфе, Сивасе и других частях Анатолии.

Число погибших
армянских жертв резни хоронят в братской могиле на кладбище Эрзерум.

Невозможно установить, сколько армян было убито, хотя цифры, приведенные историками, колеблются от 80 000 до 300 000.

Немецкий пастор Иоганнес Лепсиус скрупулезно собрал данные о разрушениях и в своих подсчетах насчитал гибель 88 243 армян, разорение 546 000, разрушение 2493 деревень, жители 456 из которых были насильственное обращение в ислам и осквернение 649 церквей и монастырей, из которых 328 были преобразованы в мечети. Он также оценил дополнительные смертельные случаи 100000 армян из-за голода и болезней в общей сложности примерно в 200000.

С другой стороны, посол Великобритании оценил 100000 человек, погибших до начала декабря 1895 года. Резня распространилась и на 1896 год. Сотрудник министерства иностранных дел Германии и тюрколог Эрнст Як утверждал, что 200 000 армян были убиты, 50 000 изгнаны, а миллион разграблен и разграблен. Аналогичную цифру приводит французский дипломатический историк Пьер Ренувен, который утверждал, что 250 000 армян погибли на основании подтвержденных документов при исполнении своего долга.

Помимо армян, около 25 000 ассирийцев и до 100000 греков тоже погибли.

Международная реакция
Султан Абдул Гамид II

Новости о резне армян в империи широко освещались в Европе и Соединенных Штатах и ​​привлекали внимание общественности. ответы иностранных правительств, гуманитарных организаций и прессы. Британские печатные и иллюстрированные газеты регулярно освещали массовые убийства, а популярный еженедельник Punch публикует десятки карикатур, изображающих эту бойню. Кроме того, историк Лесли Рогне Шумахер отмечает, что массовые убийства «отразили и повлияли на меняющийся мир европейских международных отношений» за годы до Первой мировой войны, ослабив отношения Великобритании с Османской империей и укрепив связи Великобритании с Россией.

Французский посол охарактеризовал Турцию как «буквально в огне», где «повсюду массовые убийства» и все христиане убиты «без различия». Французский вице-консул заявил, что Османская империя «постепенно уничтожает христианский элемент», «давая курдским вождям карт-бланш, чтобы они могли делать все, что им заблагорассудится, обогащаться за счет христиан и удовлетворять потребности своих людей. капризы ».

Один заголовок в сентябрьской статье 1895 года в The New York Times гласил« Армянский холокост », в то время как « Католический мир » заявил:« Не все духи Аравии может умыть руку Турции достаточно чисто, чтобы больше терпеть, чтобы держать бразды правления над одним дюймом христианской территории ». Остальная часть американской прессы призвала к действиям, чтобы помочь армянам и устранить, «если не политическими действиями, то с помощью ножа… горячие точки Турецкой империи». Король Бельгии Леопольд II сказал премьер-министру Великобритании Солсбери, что он готов отправить свои Конголезские Force Publique для «вторжения и оккупации» Армения. Резня была важным пунктом в повестке дня президента Соединенных Штатов Гровера Кливленда, и в своей президентской платформе на 1896 год республиканский кандидат Уильям МакКинли перечислил экономию армян как один из главных приоритетов его внешней политики. Американцы в Османской империи, такие как Джордж Уошберн, тогдашний президент находившегося в Константинополе Роберт-колледжа, заставили свое правительство предпринять конкретные действия. В декабре 1900 года корабль Кентукки зашел в порт Смирны, где его капитан «Красный Билл» Киркланд передал своему губернатору следующее предупреждение, несколько смягченное его переводчиком. : "Если эта резня продолжится, я буду озадачен, если я когда-нибудь не забуду свой приказ... и найду какой-нибудь предлог, чтобы разбить несколько турецких городов... Я бы утащил каждый ослепший сын матери Турок, который носит волосы ". Американцы на материке, такие как Джулия Уорд Хоу, Дэвид Джозайя Брюэр и Джон Д. Рокфеллер, пожертвовали и собрали большие суммы денег и организовали помощь. который передавался армянам через недавно созданный Американский Красный Крест. Другие гуманитарные группы и Красный Крест помогли, отправив помощь оставшимся в живых, умиравшим от болезней и голода.

Дети-жертвы резни, ожидающие захоронения на армянском кладбище в Эрзуруме, 1895 г.

В разгар массовых убийств В 1896 году Абдул Хамид попытался ограничить поток информации, исходящей из Турции (Harper's Weekly был запрещен османскими цензорами за широкое освещение резни) и противодействовать негативной прессе, заручившись помощью сочувствующих Западные активисты и журналисты. Лидер сионистов Теодор Герцль восторженно откликнулся на личную просьбу Абдула Хамида использовать «еврейскую силу», чтобы подорвать широко распространенное сочувствие к армянам в Европе. Благодаря его контактам благоприятные впечатления об империи были опубликованы в ряде европейских газет и журналов, в то время как сам Герцль безуспешно пытался стать посредником между султаном и активистами армянских партий во Франции, Великобритании, Австрии и других странах. Герцль признал, что договоренность с Абдул Хамидом была временной, и его услуги были обменены на более благоприятное отношение Османской империи к сионизму. «Ни при каких обстоятельствах, - писал он, - армяне не узнают, что мы хотим использовать их для построения еврейского государства». Заискивание Герцля перед султаном не обошлось без протеста. Бернар Лазар опубликовал открытое письмо с критикой Герцля и ушел из сионистского комитета в 1899 году. Единственный лидер, которого Герцль пытался завербовать, Макс Нордау, ответил телеграммой из одного слова: « Нет.

Захват Османского банка

Несмотря на большое общественное сочувствие к армянам в Европе, ни одна из европейских держав не предприняла конкретных действий, чтобы облегчить их положение. Разочарованные своим безразличием и непринятием мер, армяне из АРФ захватили управляемый европейцами Османский банк 26 августа 1896 года, чтобы привлечь внимание к резне. Хотя их требования были отклонены, и в Константинополе вспыхнули новые массовые убийства, европейская и американская пресса хвалила этот акт, очерняв Хамида и назвав его «великим убийцей» и «кровавым султаном». Великие державы пообещали принять меры и провести новые реформы, хотя они так и не увенчались успехом из-за конфликта политических и экономических интересов.

Неточные сообщения правительства Османской империи
Хаджи Ага, мусульманин, как сообщается, стоял на страже в больнице Айнтаба, чтобы защитить его от антиармянского погрома в 1895 году.

После того, как выдающийся журналист конца 19 века путешествовал по Османской Армении в 1897 году, он написал «Через Армению верхом»: в котором обсуждаются причины и последствия недавних массовых убийств. В одной главе Хепворт описывает несоответствие между реальностью резни в Битлисе и официальными отчетами, отправленными Порте. Пересказав османскую версию событий, которая возлагает вину исключительно на армян Битлиса, Хепворт пишет:

… Это отчет о деле, который был отправлен Йылдызу, и в этой истории есть все, на что у султана есть какие-либо средства. знать об этом. Это очень примечательная история, и в Валамброзе нет никаких противоречий. На первый взгляд, это не может быть правдой и вряд ли будет иметь какое-либо значение в качестве доказательства перед присяжными. Тем не менее, это чрезвычайно важно, потому что, вероятно, это справедливое представление о событиях последних нескольких лет. То, что это искажение, настолько сильное, что его справедливо можно назвать фальсификацией, становится ясно, когда вы посмотрите на него во второй раз... и все же это из официального документа, который будущий историк прочитает, когда он захочет составить факты, касающиеся тех массовых убийств.

Официальные османские источники преуменьшают или искажают число погибших. Попытка умышленного искажения цифр была отмечена послом Великобритании Филлипом Карри в письме премьер-министру лорду Солсбери :

Султан недавно отправил мне, вместе с моими коллегами, срочное сообщение приглашение шести представителей посетить военные и муниципальные больницы, чтобы лично убедиться в количестве турецких солдат и гражданских лиц, раненых во время недавних беспорядков.

Соответственно, я попросил хирурга Томлинсона из посольства Ее Величества обойти больницы вместе с г-ном Блехом...

Руководство больницы предприняло попытки выдать раненых. Христиане как мусульмане. Таким образом, 112 человек в тюрьме Стамбула [старый город Стамбула] были представлены как мусульмане, и только случайно было обнаружено, что 109 были христианами.

Историография

Некоторые ученые, например советские историки Мкртич Г. Нерсисян, Джон Киракосян и Иегуда Бауэр разделяют мнение о том, что массовые убийства 1894–1896 годов были первой фазой геноцида армян. Однако большинство ученых ограничивают это определение строго 1915–1923 гг.

См. Также
Примечания
Дополнительная литература
Последняя правка сделана 2021-05-22 11:49:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте