Сомалийцы

редактировать

Сомалийцы
Соомаалида
Флаг Сомали.svg Флаг Сомали, установлен задуманный как этнический флаг для сомалийцев.
Сомали map.jpg Традиционная территория, населенная сомалийской этнической группой
Регионы со значительным населением
Африканский Рог
Сомали 12 316 895 (2014)
Эфиопия 4,581 793 (2007)
Кения 2,780,502 (2019)
Джибути 534,000 (2017)
Йемен 500,000 (2014)
США 170,192 (2018)
Великобритания 98,000–250,000
Объединенные Арабские Эмираты 90,900
Оман 80,000
Швеция 66,369
Канада 62,550
Танзания 60,000
Норвегия 43,196
Уганда 41,515
Южная Африка 27,000-40,000
Нидерланды 39,737
Германия 38,675
Саудовская Аравия 34,000–67,500
Египет 22,709
Дания 21,210
Финляндия 20,944
Австралия 16,169
Италия 8,228
Швейцария 7,025
Австрия 6,161
Турция 5,518
Другие страны
Замбия 3,000–4,00 0
Бельгия 2,627
Эритрея 2,604
Франция 2,568
Пакистан 2,500
Ливия 2,500
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии 1,857
Новая Зеландия 1,617
Ирландия 1,495
Языки
Сомали
Религия
Ислам (Сунниты )
Родственные этнические группы

сомалийцы (сомали : Соомаалида) - этническая группа, принадлежащая к кушитскому народу, коренному в Великом Сомали. Подавляющее большинство сомалийцев говорят на сомалийском языке, который является частью кушитской ветви афроазиатской (ранее хамито-семитской). Они преимущественно мусульмане-сунниты. Этнические сомалийцы в основном сконцентрированы в Сомали (около 12,3 миллиона), Эфиопии (4,6 миллиона), Кении (2,8 миллиона) и Джибути (534 000). Сомалийские диаспоры также встречаются в некоторых частях Ближнего Востока, Северной Америки, Западной Европы, Африканские Великие озера регион, Южная Африка и Океания.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 История
  • 3 Демография
    • 3.1 Кланы
    • 3.2 Родство
    • 3.3 Социальное расслоение
    • 3.4 Брак
    • 3.5 Религия
  • 4 Языки
  • 5 Культура
    • 5.1 Музыка
      • 5.1.1 Музыканты и группы
    • 5.2 Кино и театр
    • 5.3 Искусство
    • 5.4 Спорт
    • 5.5 Одежда
  • 6 Этнический флаг
  • 7 Кухня
  • 8 Литература
    • 8.1 Авторы и поэты
  • 9 Право
  • 10 Архитектура
  • 11 География распределения
    • 11.1 Известные представители диаспоры
  • 12 Генетика
    • 12.1 Однородительское происхождение
    • 12.2 Аутосомное происхождение
  • 13 Сомалийские исследования
  • 14 См. также
  • 15 Примечания
  • 16 Источники
  • 17 Библиография
  • 18 Внешние ссылки

Этимология

Самаале, самый старый общий предок нескольких сомалийских кланов, обычно считается средство этнонима сомали. Другая теория состоит в том, что это название происходит от слов «су» и «маал», которые вместе означают «иди и молоко». Эта интерпретация различается в зависимости от региона, где северные сомалийцы подразумевают, что это относится к молоку и ходу в верблюжьего молока, южные сомалийцы используют транслитерацию «са 'маал», что означает коровье молоко. Это ссылка на повсеместное скотоводство сомалийского народа. Другая правдоподобная этаология предполагает, что термин «сомалийский» произошел от арабского, означающий «богатый» (zāwamāl), что опять же относится к богатому Сомали в животноводстве.

В качестве альтернативы, Считается, что этноним сомали произошел от автомоли (Асмач), группы воинов из древнего Египта, описанной Геродотом, которые, вероятно, имели происхождение из Мешвеша согласно Флиндерсу Петри. Считается, что их египетское имя Асмах было их египетским именем, а Автомоли - это греческое производное от еврейского слова С'мали (что означает «слева»).

древнекитайский документ с 9-го века н.э. к северному побережью Сомали, которое тогда было частью более обширного региона в Северо-Восточной Африке, известному как Барбара, в отношении берберского (кушит ) жители - как По-па-ли. Однако первое явное письменное упоминание прозвища «Сомали» относится к 15 веку. Во время конфликта между султанатом Ифат, основанным в Зейле и династией Соломоновых Островов, абиссинский император один из его придворных сочиняет гимн , посвященный военной победе над султаном одноименных войск Ифата. Симур также был древним харари псевдонимом сомалийского народа. Сомалийцы в подавляющем большинстве предпочитают демоним Сомали неправильному сомалийскому, поскольку последний - экзонимом с двойными суффиксами. гипернимом термина сомали в геополитическом смысле является Хорнер, а в этническом смысле это кушит.

история

Руины Адала. Султанат в Зейла, царство, наступающее в 16 веке имамом Ахмадом ибн Ибрихимом Аль-Гази (Ахмед Гурей).

Древние наскальные рисунки, которым 5000 лет (приблизительно), были обнаружены в Сомали. Эти гравюры изображают раннюю жизнь на этой территории. Самый известный из них - комплекс Лаас-Гил. Он содержит некоторые из самых ранних ранних наскальных рисунков на африканском континенте и содержит множество сложных скотоводческих зарисовок фигур животных и людей. В других местах, таких как северо-западный регион Дамбалин, изображение человека на лошади постулируется как один из самых ранних известных примеров конного охотника.

Были найдены надписи под многочисленными наскальными рисунками, но археологи до сих пор не смогли расшифровать эту форму своего древнего письма. В каменном веке здесь процветали культуры доян и харгейзан с их постав отраслями и фабриками.

Древнейшие свидетельства погребальных обычаев на Африканском Роге прошлое из кладбищ в Сомали, датируемых 4 тысячелетия до нашей эры. каменные орудия из поселения Джалело в Сомали наиболее важных звеном, свидетельствующим об универсальности палеолита времен Востока и Запад.

Цитадель в Гондерше был важным местом в средневековой Аджуранской империи.

В древности, предки сомалийского народа были важными звеном на Африканском Роге, связывающим торговлю региона с остальной частью древнего мира. Сомалийские моряки и торговцы были поставщиками ладана, мирры и специй, предметы, которые древние египтяне считали ценной роскошью. финикийцы, микенцы и вавилоняне.

По мнению сообществ ученых, древняя Земля Пунт и ее коренные жители составляли часть этногенез сомалийского народа. Древние пунты были народом, который имел близкие отношения с фараоновским Египтом во времена фараона Сахура и королевы Хатшепсут. , храмы и древние дома из облицованного камня, разбросанные пирамидальные сооружения, разбросанные вокруг Сомали, могут быть датированы этим периодом.

В классическую эпоху Макробиане, которые, возможно, были предками автомолий или древних сомалийцев, основали могущественное племенное царство, правившее сословие современного Сомали. Они славились своим долголетием и богатством и считались «высокими и красивыми из всех людей». Макробиане были воинами-пастухами и мореплавателями. Согласно рассказу Геродота, персидский император Камбиз II после своего завоевания Египта (525 г. до н.э.) послал послов в Макробию с роскошными подарками для Король макробов, чтобы соблазнить его покорность. Правитель-макробианин, избранный на основании его роста и красоты, вместо этого ответил вызовом своему персидскому коллеге в виде натянутого лука: если персы сумеют натянуть его, они получат право вторгнуться в его страну; но до тех пор они должны благодарить богов за то, что макробиане так и не решили вторгнуться в их империю. Макробиане были региональной державой, известной передовой архитектурой и золотом богатством, которого было так много, что они сковали своими пленниковыми цепями.

После краха Макробии несколько древних городов- заявляет, например, Опоне, Эссина, Сарапион, Никон, Малао, Дамо и Мосилон около мыса Гуардафуи, который конкурировал с сабейцами, парфянами и аксумитами за богатых Индо - греко-римская торговля, также процветавшая в Сомали.

Царство султаната в XIV веке.

Ислам представлен в этом районе на раннем этапе первым мусульманам Мекки, спасающимся от судебного преследования во время первой хиджры, когда мечеть аль-Киблатайн была построена до Киблы. в сторону Мекки. Городок Зейлы двух- михраб Масджид аль-Киблатайн датируется 7 веком и старейшей мечетью в Африке.

Мирное обращение сомалийского населения сомалийскими мусульманскими учеными в последующие века, древние города-государства окончательно преобразовались в исламские Могадишо, Бербера <10, Зейла, Барава, Хафун и Мерка, которые были частью берберийской цивилизации. Город Могадишо известен как Город Ислама и в течение нескольких столетий контролирует торговлю золотом в Восточной Африке.

Султанат Ифат, управляемый династией Валашма со столицей в Зейла, управлял частями нынешней восточной Эфиопии, Джибути, северной части Сомали. Историк аль-Умари записывает, что Ифат находился недалеко от побережья Красного моря, и утверждает, что его размер составлял 15 дней путешествия на 20 дней путешествия. Его армия насчитывала 15 000 всадников и 20 000 пехотинцев. Аль-Умари также приписывает Ифату семь «метрополий»: Белкулзар, Кульджура, Шими, Шева, Адал, Джамме и Лабу. В Средневековье, несколько могущественных сомалийских империй доминировали в региональной торговле, включая Аджуранский султанат, который преуспел в гидротехнике и строительных крепостях., султанат Адаля, чей генерал Ахмад ибн Ибрагим аль-Гази (Ахмед Гурей) был первым командующим, использовавшим пушечную войну на континенте во время завоевания Адалом Эфиопская империя и Султанат Геледи, чье военное господство вынудило правителей Оманской империи к северу от города Ламу отдать дань уважения сомалийскому султану Ахмеду Юсуфу. Харла, ранняя группа, населявшая части Сомали, Чертчер и другие районы Рога, также возвела различные курганы. Считается, что эти масоны были предками сомалийцев («протосомалийцев»).

Бербера был самым важным портом в Африканском Роге между 18-19 веками. На век протяжении Бербера обширные торговые отношения с использованием историческими портами Аравийского полуострова. Кроме того, внутренняя часть Сомали и Эфиопии очень зависела от Берберы в торговле, откуда поступала большая часть товаров на экспорт. В течение торгового сезона 1833 года портовый город увеличился до более чем 70 000 человек, и более 6 000 верблюдов, груженных товаров в течение одного дня. Бербера была основным рынком на всем побережье Сомали для различных товаров, закупаемых из внутренних таких как домашний скот, кофе, ладан, мирра, камедь акации, шафран, перья, топленое масло, шкура (кожа), золото и слоновая кость.

Согласно торговому журналу, опубликованному в 1856 году, Бербера был описан как «самый свободный порт в мире и самое важное место торговли. на всем Персидском заливе. »:

« Единственные важные морские порты на этом побережье - Фейла [Зейла] и Бербера; первая - арабская колония, зависящая от мокко, но Бербера не зависит от какой-либо иностранной державы. Это, без названия, самый свободный порт в мире и самое важное торговое место на всем Персидском заливе. С начала ноября до конца апреля в Бербере собирается большая ярмарка, и изнутри едут караваны из 6000 верблюдов, груженные кофе (который в Бомбее считается лучше мокко), жевательной резинкой, слоновой костью, шкурами, шкурами., зерно, крупный рог скот и простокваша, заменитель кисломолочных напитков в этих регионах; также много скота привозят туда для рынка Адена ».

Исторически порт Бербера находился под внутренним контролем между торговыми подкланами Рир Ахмед Нур и Рир Юнис Нух Хабар Аваль.

Форт Мартелло 19 века в Бербере, построенный Хаджи

В период Османской империи многие мужчины были назначены губернаторами Зейлы. Первым был Сайед Барр. Османы или турецкий губернатор Моча и Ходейда в Йемене в итоге заменили губернатора Сайедда Барра Хаджи Шармарке Али Салехом, успешным и амбициозным сомалийским купцом. В 1841 году Хаджи пришел освободить Сайеда Барра от его обязанностей губернатора Зейлы, произошло это к спору с Сайедом Барром. Шармарке вернулся в Ходейду, чтобы вооружиться 50 сомалийскими мушкетерами и 2 пушками. В конце концов он вернулся в Зейлу, что привело к ожесточенным разногласиям, и Шармарке выстрелил из своих пушек, что привело к бегству первого. Он свергнул губернатора портового города и сменил его на посту губернатора Зейлы. Губернаторство Шармарке оказало мгновенное влияние на город, поскольку он маневрировал, чтобы монополизировать как большую часть региональной торговли, и его цели были задействованы до Харара и Огадена. В 1845 году Шармарке направил несколько солдат с фитильными замками, чтобы вырвать контроль над соседней Берберой у враждующих тогда сомалийских властей этого города. Влияние Шармарке не ограничивалось негативным воздействием, поскольку у него было много союзников во внутренних областях Сомали и даже дальше в Абиссинии. Среди его союзников были султаны Шевы. Когда возникла напряженность между амиром Харара Абу Бакром II ибн Абд аль-Мунаном и Шармарке, в результате чего эмир арестовал одного из своих агентов в Хараре, Шармарке убедил сын Сахле Селассие, правитель Шевы, заключить вму от его имени около 300 граждан Харара, проживавших в Шеве, срок на два года.

Командир дервишей Хаджи Суди слева со своим зятем Дуале Идресом. Aden, 1892.

В конце 19 века, после завершения Берлинской конференции, европейские империи со своими армиями приплыли к Африканскому Рогу. Имперские тучи, колышущиеся над Сомали, встревожили лидеров дервишей Мохаммеда Абдулла Хасана и султана Нур Ахмеда Амана, которые собрали сомалийских солдат со всего Африканского Рога и начали самой своей продолжительной антиколониальной войн когда-либо. Новости об инциденте, спровоцировал 21-летний восстание дервишей, по словам генерального консула Джеймса Хейса Сэдлера, распространились или, как он утверждал, были сфабрикованы султаном Нуром из Хабр Юнис. Речь об инциденте с группой сомалийских детей, которые были обращены в христианство и усыновлены французской католической миссией в Бербере в 1899 году. Был ли султан Нур лично свидетелем этого инцидента, но что именно Известно, что он пропагандировал инцидент в июне 1899 года, спровоцировавшее религиозное восстание, которое позже переросло в сомалийских дервишей. Движение дервишей успешно отбило Британскую империю четыре раза и вынудило ее отступить в прибрежные районы. В результате своих успехов против британцев движение дервишей получило поддержку со стороны Османской и Германской империи. турки также называли Хасана эмиром сомалийской нации, а немцы обещали официально признать любые территории, которые должны были получить дервиши. После четверти века сдерживания британцев дервиши были окончательно разбиты в 1920 году, когда Британия впервые в Африке использовала самолеты для бомбардировки столицы дервишей Талекс. В результате этой бомбардировки бывшие территории дервишей были превращены в протекторат Британии.

Али Юсуф Кенадид, 2-й султан Султаната Хобио.

Султанат Маджэртин был основан в начале 18 века. Он стал новым в следующем столетии, во время правления находчивого Бокора (короля) Османа Махамууда. Его Королевство контролировало Бари Каркаар, Нугаал, а также центральную часть Сомали в XIX и начале XX веков. Султанат Маджиртин поддерживал прочную торговую сеть, заключал договоры с иностранными державами и обладал сильной централизованной властью на внутреннем фронте.

Султанат Маджиртин был почти разрушен в конце 1800-х годов в результате борьбы за власть между Бокором (Королем) Осман Махамуд из султаната Маджиртин и его амбициозный кузен, Юсуф Али Кенадид которые основали отдельное королевство султанат Хобио в 1878 году. Изначально Кенадид хотел захватить контроль над соседним султанатом Маджиртин, которому правил его двоюродный брат Махамуд. Однако ему это не удалось, и в конце концов он был отправлен в ссылку в Йемен. Оба султаната также великие записи о своей деятельности, которые существуют до сих пор.

Султан Абдиллахи Султан Дерия, видный султан Британского Сомали, входивший в состав комитета, направленной из Британского Протектората Сомали к британскому правительству в доклад с призывом вернуть заповедную зону Хауд, области, переданную британцами Эфиопии. в 1954 году.

В конце 1888 года султан Юсуф Али Кенадид заключил договор с итальянским правительством, сделав его султанат Хобио итальянским протекторатом, известным как итальянское Сомали. Его соперник Бокор Осман Махамуд должен был подписать аналогичное соглашение со своим собственным султанатом Маджиртин в следующем году. Подписывая соглашения, оба правителя также надеялись использовать соперничающие цели европейских имперских держав, чтобы более эффективно гарантировать сохранение независимости своих территорий. Итальянцы, со своей стороны, интересовались территориями в основном из-за их портов, в частности порта Босасо, который мог предоставить им доступ к стратегически важному Суэцкому каналу и Аденский залив. В условиях каждого договора указывалось, что Италия должна держаться подальше от любого вмешательства в соответствующие администрации султанатов. В обмен на итальянское оружие и ежегодную субсидию султаны уступили минимум надзору и экономические уступки. Итальянцы также согласились направить несколько послов для защиты интересов султанатов и их собственных интересов. После этого новые протектораты управлялись Винченцо Филонарди через зарегистрированную компанию. Позже 5 мая 1894 года был подписан англо-итальянский протокол о границе, за которым в 1906 году было подписано соглашение между кавалером Песталоцца и генералом Суэйном, в котором признавалось, что Баран находится подуправлением султаната Маджиртин. С наченным распространением итальянского колониального господства на север Сомали, оба королевства в конце концов были аннексированы в начале 20 века. Однако, в отличие от южных территорий, северные султанаты не подчинялись прямому правлению из-за более ранних договоров, которые они подписали с итальянцами.

После Второй мировой войны Великобритания сохранила контроль над обоими. Британское Сомали и Итальянское Сомали как протектораты. В 1945 году во время Потсдамской конференции Организация обеспечения предоставила Италии опеку над итальянским Сомали, но только под строгим контролем и при условии - впервые предложенном Сомалийской молодежной лигой (SYL) и другие зарождающиеся сомалийские политические организации, такие как «Хизбия Дигил Мирифле Сомали» (HDMS) и Сомалийская национальная лига (SNL), - что Сомали добивается независимости в течение десяти лет. Британская Сомали оставалась под протекторатом Великобритании до 1960 года.

В той мере, в какой Италия удерживала территорию в соответствии с мандатом ООН, положения об опеке давали сомалийцам возможность получить опыт политического просвещения и самоуправления. Это были преимущества, которые должны были войти в состав нового государства Сомалийской Республики, не имеет. Хотя в 1950-х годах восполненные колониальные власти пытались с помощью различных усилий по административному развитию, протекторат находился в застое. Несоответствие между двумя территориями в экономическом развитии и политическом опыте вызовет серьезные трудности, когда придет время объединить две части. Между тем, в 1948 году под давлением своих союзников по Второй мировой войне и к ужасу сомалийцев, британцы «вернули» Хауд (важный сомалийский год пастбищный район, который предположительно был защищенными британскими договорами с сомалийцами) в 1884 и 1886 гг.) и Огаден Эфиопии на основании договора, подписанного в 1897 г., по которым британцы уступили территорию Сомали эфиопскому императору Менелик В обмен на его помощь против разграбления сомалийскими кланами. Великобритания включила условие, что сомалийские кочевники сохранят свою автономию, но Эфиопия немедленно потребовала суверенитета над ними. Это побудило в 1956 году сделать неудачную попытку выкупить переданные ей сомалийские земли. Великобритания также предоставила управление почти исключительно населенным Сомали Северным пограничным округом (NFD) кенийским националистам, несмотря на неформальный плебисцит, демонстрирующее непреодолимое желание населения региона присоединиться к недавно сформированному Сомали. Республика.

Махмуд Харби, сомалийский политик, который проводил кампанию за Французское Сомали присоединиться к объединенному сомалийскому государству.

А содержался под стражей в соседнем Джибути (тогда известный как Французское Сомали ) в 1958 году, накануне обретения Сомали независимости в 1960 году, решить, присоединяться ли к Сомалийской территории или остаться с Францией. Референдум оказался в пользу продолжения ассоциации с Францией, во многом объединенному голосованию «за» этнической группы афар и проживающих в Европе европейцев. Были также широко распространены фальсификации результатов голосования : французы изгнали тысячи сомалийцев до того, как референдум достиг результатов голосования. Большинство проголосовавших против составляли сомалийцы, решительно выступавшие за присоединение к единому Сомали, как это было предложено Махмудом Харби, вице-президентом Правительственного совета. Два года спустя Харби погиб в авиакатастрофе. Джибути окончательно обрела независимость от Франции в 1977 году, и Хассан Гулед Аптидон, сомалийский, который проводил кампанию за голосование «да» на референдуме 1958 года, в конечном итоге стал первым президентом Джибути ( 1977–1991). Британская Сомали стала 26 июня 1960 года, а подопечная территория Сомали (бывшая итальянская Сомали) последовала ее примеру пятью днями позже. 1 июля 1960 года две территории объединились в Сомалийскую Республику, хотя и в пределах границ Италии. Правительство было сформировано Абдуллахи Иссой Мохамудом и Мухаммадом Хаджи Ибрагимом Эгалом другими членами правительства опеки и протектората, с Хаджи Баширом Исмаилом Юсуфом в качестве президента Сомали Национального собрания, Аден Абдулла Осман Даар в качестве президента Сомалийской Республики Абдирашид Али Шермарке в качестве премьер-министра (имеет ставшего президентом с 1967 по 1969). 20 июля 1961 года в ходе народного референдума народ Сомали ратифицировал новую конституцию, которая была впервые введена в 1960 году. В 1967 году Мухаммад Хаджи Ибрагим Эгал стал премьер-министром, на должность которого он был назначен Шермарком. Позже Эгал станет вторым президентом Сомали.

15 октября 1969 года, когда он находился с визитом в северном городе Лас-Анод, тогдашний президент Сомали Абдирашид Али Шермарке был застрелен одним из своих собственных телохранителей. За его убийством последовал военный государственный переворот 21 октября 1969 года (на следующий день после его похорон), в котором сомалийская армия захватила власть, не встретив вооруженного сопротивления - по сути, бескровный захват. Возглавлял путч генерал-майор Мохаммед Сиад Барре, который в то время командовал армией.

Наряду с Барре, Высший революционный совет (ВРС) принял власть после убийства президента Шармарке руководил подполковник Салаад Габейре Кедийе и начальник полиции. Впервые СРК переименовал страну в Сомалийскую Демократическую Республику, распустил парламент и Верховный суд и приостановил действие конституции.

Революционная армия разработала широкомасштабные программы общественных работ и успешно реализовала городская и сельская кампания грамотности, которая помогла резко повысить уровень грамотности. В 1974 году арабским миром, окончательно с присоединением к арабскими государствами (AL) в 1974 году. В том же году Барре также был председателем Организации африканского единства (ОАЕ), предшественники Африканского сообщества (AU).

Демография

Традиционная территория, населенная различными сомалийскими кланами.

Кланы

Гробница Шейха Дарод в Хайлаане.

Сомалийцы этнически кушитской родословной, но имеют генеалогические традиции происхождения от различных патриархов, связанных с распространением ислама. Составляя одно племя, они делятся на различные клановые группировки, которые являются важными родственными единицами, играющими центральную роль в сомалийской культуре и политике. Клановые семьи являются патрилинейными и делятся на кланы, первичные линии или подкланы и диа -платные группы родства. Термины линии передачи qabiil, qolo, jilib и reer часто используются как синонимы для обозначения различных уровней сегмента. Клан представляет высший уровень родства. Он владеет территориальной собственностью и обычно охраняется главой клана или султаном. Первичные линии производятся от кланов и имеют собой экзогамные единицы без официально установленного лидера. Он или она составляет тот уровень сегментации, к которому человек обычно указывает, что он или она она принадлежит, с их основателем-патриархом, который насчитывает от шести поколений.

Пять основных клановых семей обычно кочевыми скотоводами Исаак, Дар, Хавийе, Дир и оседлый агротехнолог Раханвейн К малом сомалийским кланам клан Бенадири.

Шейх Могила Исаака в Майд.

Дир, Хавийе, Гардере (Гаалджел, Дегодиа, Гарре ), Хавадл и Аджуран прослеживают агнатическое От патриарха Самаале, который ведет свое происхождение от Аравии через Акиил Абу Талиб Шейх Дарод, как утверждается, женился на женщине из Дира (в то время как некоторые источники говорят, что Хавийе), таким образом установив матрилатеральные связи с семьей Самаале. У Дарод есть отдельныецовские традиции происхождения от Абдирахмана бин Исмаила аль-Джабарти (Шейх Дарод), который, как говорят, имеет арабское происхождение от Бану Хашим через Акиил Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб, прибывший позднее с Аравийского полуострова, в 10 или 11х, и клан Исаак прослеживает происхождение века по отцовской линии до исламского лидера Шейх Исаак бин Ахмед аль-Хашими (Шейх Исаак), однако современные генетические исследования показывают, что ни один из этих кланов не имеет заметного арабского происхождения. Раханвейн или Саб прослеживают свой путь к патриарху Сабу. И Самаале, и Саб, как решенная, окончили общую линию, происходящую на Аравийском полуострове. Эти традиции происхождения от элитных арабских предков, поселившихся на побережье, обсуждаются, хотя они основаны на ранних арабских документах и ​​северном устном фольклоре.

Исчерпывающую генеалогию сомалийских кланов можно найти в Abbink (2009).) с подробными генеалогическими деревьями и исторической справочной информацией.

гробницы основателей основных кланов Дарод, Дир и Исаак, а также Подклан Абгаал хавийе находится на севере Сомали. Традиции территории эту территорию прародиной сомалийского народа.

Родство

Традиционные политические единицы среди сомалийского народа были родственные связи. Группы, выплачивающие диа, - это группы из нескольких линий передачи, каждая из которых состоит из нескольких сотен тысяч членов. Они ведут свою историю от четырех до восьми поколений. Члены заключают контракты для поддержки друг друга в судебных и политических делах, включая выплату или получение компенсации в виде диа или крови (mag в Сомали). Компенсация является обязательной в отношении действий, совершенных группой диа-плательщиков или против них, включая компенсацию кровью в случае повреждений, травмы или смерти.

Социальное расслоение

В традиционном сомалийском обществе (как и в других этнических группах региона Африканского Рога ) наблюдается социальное расслоение. Согласно историку Дональду Левину, они включаются кланы высокого ранга, кланы низкого ранга, кастовые группы и рабов. Эта жесткая иерархия и концепция линейной чистоты контрастируют с относительным эгалитаризмом в клановом группическом контроле.

Дворяне составляли верхний уровень и были известны как билис. Они состоят из лиц этнического сомалийского происхождения и являются эндогамными. Дворяне с большой гордостью верят, что они имеют арабское происхождение, и прослеживают свой путь к происхождению Мухаммада курайшитов и его сподвижников. Хотя они не считают арабами в культуре, за исключением единой религии, их предполагаемое благородное арабское происхождение объединяет их генеалогически.

Нижний ярус обозначался как Саб и отличался разнородным телосложением и агротехническим образом жизни. как некоторые языковые и культурные различия. Третий слой сомалийской касты составляли группы ремесленников, которые были эндогамными и наследственными. Среди кастовых групп мидганы традиционно были охотниками и исполнителями обрезания. Тумал (также пишется Томал) были кузнецами и кожевенниками, а Ибир (также пишется Йебир) - кожевниками и магами.

По словам антрополога Вирджинии Люлин Кастовые группы ремесленников севера очень напоминали своих родственников из высшей касты, в основном европеоидными, как и другие этнические сомалийцы. Хотя этнически неотличимы друг от друга, заявляют Мохамед Ино и Абди Кусоу, высшие касты заклеймили низшие.

За пределами сомалийской кастовой системы были рабы банту происхождения и физиономии (известные как jareer или сомалийский банту). Их отличительные физические особенности и занятия отличали их от сомалийцев и ставили их нижестоящими в социальной иерархии.

Брак

Традиционная сомалийская свадебная корзина.

Среди сомалийских кланов, чтобы укрепить союзнические связи, брак часто заключается с другим этническим сомалийцем из другого клана. По словам И. М. Льюиса, из 89 браков, заключенных мужчинами из клана Дхулбаханте, 55 (62%) были заключены с женщинами подкланов Дхулбаханте, кроме тех, что были их мужьями; 30 (33,7%) были с женщинами из соседних кланов других клановых семей (Isaaq, 28; Hawiye, 3); и 3 (4,3%) были с женщинами из других кланов клана Дарод (Majerteen 2, Ogaden 1).

Такая экзогамия всегда сопровождается диа-платной группой и обычно соблюдается по первичной линии, тогда как брак по прямой линии попадает в запрещенный диапазон. Эта традиционная критика кровнородственных браков исключала патрилатеральные браки двоюродных братьев и сестер, которые одобряются арабскими бедуинами и особенно одобряются исламом. Эти браки в ограниченной степени практиковались некоторыми северными подкланами Сомали. В районах, населенных различными кланами, например в южной части Могадишо, эндогамные браки также служат средством обеспечения клановой солидарности в неопределенных социально-политических обстоятельствах. Эта склонность была дополнительно усилена активизацией контактов с арабским обществом в Персидском заливе, где предпочтение отдавалось браку двоюродных братьев и сестер. Несмотря на политическую целесообразность, такой эндогамный брак создал противоречие с традиционными принципами в сомалийской культуре.

В 1975 году были проведены наиболее заметные правительственные реформы, касающиеся семейного права в мусульманской стране были начаты в Сомалийской Демократической Республике, которые поставили женщин и мужчин, включая мужей и жен, в полное равноправие. Закон о семье Сомали 1975 года предоставил мужчинам и женщинам равное разделение собственности между мужем и женой после развода и исключительное право каждого супруга контролировать свою личную собственность.

Религия

Согласно данным Pew Research Center, разбивка вероисповеданий мусульман в Джибути, где большинство населения составляет сомали, выглядит следующим образом: 77% придерживаются суннизм, 8% - неконфессиональные мусульмане, 2% - шииты и 13% отказались отвечать, и еще один отчет включает регион Сомали., обеспечивает 2% -ную приверженность секте меньшинства (например, ибадизм, коранизм и т. Д.). Есть некоторые дворяне, которые имеют большую гордость верят, они имеют арабское происхождение, и прослеживают свой путь к происхождению Мухаммада курайшитов и его сподвижников. Хотя они не считают арабами в культуре, за исключением единой религии, их предполагаемое благородное арабское происхождение объединяет их генеалогически. Цель заявления о генеалогических традициях происхождения Аравийского полуострова используется для усиления своего происхождения и связанных патриархов с распространением ислама.

Языки

Старая соменная табличка али: как После сомали утратил древнюю письменность, сомалийские ученые в последующие столетия разработали систему, известную как письмо Вадада, для транскрипции языка.

сомалийский язык (аф-соомаали) представителем кушитской ветви афроазиатской семьи. Его ближайшие родственники - языки афар и сахо. Сомали является наиболее документированным из кушитских языков, его академические исследования датируются периодом до 1900 года.

Образец речи на стандартном сомали.

Точное количество носителей сомалийского языка неизвестно. По оценкам одного источника, в себе люди говорят на сомалийском языке 7,78 миллиона человек, а во всем мире - 12,65 миллиона человек. На сомалийском языке говорят этнические сомалийцы в Большом Сомали и сомалийская диаспора.

Сомалийский язык выставленные книги.

Сомалийские диалекты делятся на три основные группы: северные, бенаадирские и маайские. Северный Сомали (или Северный-Центральный Сомали) составляет основу Стандартного Сомали. На Бенаадире (также известном как Прибрежный Сомали) говорят на Бенадир побережье от Адале к югу от Мерка, включая Могадишо, а также в ближайших внутренних районах. В прибрежных диалектах есть дополнительные фонемы, которых нет в стандартном сомалийском языке. На маай в основном говорят кланы дигил и мирифле (Раханвейн ) в юго-западных районах Сомали.

Ряд систем письма использовались на протяжении многих лет для расшифровки сомалийского языка. Из них сомалийский латинский алфавит является наиболее широко используемым официальным письмом в Сомали с тех пор, как правительство бывшего президента Сомали Мохамеда Сиада Барре официально представило его в октябре 1972 года. сомалийского лингвиста Шира Джама Ахмеда специально для сомалийского языка. В нем используются все буквы латинского алфавита, кроме p, v и z. Помимо латинского письма были написаны другие орфографии, которые веками были написаны сомалийского языка, включая давно установившееся арабское письмо и письмо Вадаада. Другие системы письма, разработанные в двадцатом веке, включая письменность Османья, Борама и Каддаре, которые были изобретены Османом Юсуфом Кенадидом, Абдурахман Шейх Нуур и Хусейн Шейх Ахмед Каддаре, соответственно.

Помимо сомали, арабский, который также является афро-азиатским языком, официальным национальным языком Сомали, Сомали и Джибути. Многие сомалийцы говорят на нем из-за многовековых связей с арабским миром, сильного влияния арабских СМИ и религиозного образования. Сомали и Джибути также являются членами Лиги арабских государств.

культура

культура Сомали представляет собой объединение традиций, независимо и в результате взаимодействия с соседними и далекими цивилизациями., например, другие части Северо-Восточной Африки, Аравийского полуострова, Индии и Юго-Восточной Азии.

Текстильные сообщества в Сомали продолжение древней текстильной промышленности, как и культура резьбы по дереву, керамики и монументальной архитектуры, которая доминирует в интерьерах и ландшафтах Сомали. Культурное распространение сомалийского коммерческого предприятия можно построить в его кухню, в которой чувствуется влияние Юго-Восточной Азии. Из-за страстной любви сомалийского народа к поэзии и его способности к поэзии Сомали часто встречается учеными как «Нация бардов », включая, среди поэтического прочего, Канадский романист Маргарет Лоуренс.

Согласно канадскому писателю и ученому Маргарет Лоуренс, которая ввела термин «Нация поэтов» для описания Сомалийского полуострова, клан Эидагале считался «Признанные знатоки поэтического сочинения» их соотечественники-сомалийцы-современники:

Среди племен эйдагалла признанными знатоками сочинения поэзии. Один отдельный поэт Эидагаллы может быть не лучше, чем хороший поэт другого племени, но у Эидагаллы, кажется, поэтов больше, чем у любого другого племени. «Если бы у вас была здесь сотня мужчин эйдагаллы, - сказал мне Херси Джама, - спросил, кто из них мог бы петь его собственный габей, девяносто пять были бы способны петь. Остальные все еще учились бы ».

Все. эти традиции, включая фестивали, боевые искусства, одежду, литературу, спорт и игры, такие как Шакс, внесли огромный вклад в обогащение сомалийского наследия.

Музыка

Сомалийцы имеют богатое музыкальное наследие, основанное на традиционном сомалийском фольклоре. Большинство сомалийских песен пентатонические. То есть они используют только пять высот на октаву в отличие от гептатонической (семи нот) шкалы, такой как мажорная гамма. На первый взгляд, сомалийскую музыку можно принять за звуки близких регионов, таких как Эфиопия, Судан или Аравия, но в итоге ее можно узнать по своим уникальным мелодиям и стилям. Сомалийские песни обычно являются продуктом сотрудничества авторов текстов (мидхо), авторов песен (лаксан) и певцов (кодка или «голос»).

Музыканты и группы

Сомалийские певцы Саадо Али Варсаме.
  • Аар Маанта - британский сомалийский певец, композитор, писатель и музыкальный продюсер.
  • Абди Синимо - выдающийся сомалийский художник и изобретатель мюзикла Балво стиль.
  • Абдуллахи Карше - сомалийский музыкант, поэт и драматург, известный своими новаторскими стилями музыки, включающими в себя широкий спектр музыкальных инструментов, таких как гитара, фортепиано и уд.
  • Али Фейруз - сомалийский музыкант из Джибути; часть поколения сомалийских артистов Радио Харгейса.
  • Дур-Дур - Сомалийская группа, действовавшая в 1980-х и 1990-х годах в Сомали, Джибути и Эфиопии.
  • Хасан Адан Саматар - популярный исполнитель мужского пола в 1970-1980-е годы.
  • Хибо Нуура - популярный сомалийский певец.
  • Джонис Башир - сомалийско-итальянский актер и певец
  • Хадиджа Каланджо - популярный сомалийский певец в 1970-х и 1980-х.
  • Кнаан - отмеченный наградами сомалийско-канадский хип-хоп исполнитель.
  • Магул (2 мая 1948-19 марта 2004) - выдающийся сомалийский певец, считается в Сомали как один из величайших артистов всех времен.
  • Марьям Мурсал (род. 1950) - сомалийский музыкант, композитор и вокалист, чьи работы были продюсированы лейблом Реальный мир.
  • Мохаммед Муге - сомалийский исполнитель поколения Radio Hargeisa.
  • Полистирол - сомалийско-британский певец панк-рока; наиболее как известен солист X Ray Spex.
  • Саадо Али Варсаме - сомалийский певец и автор песен и современный представитель караами.
  • Waaberi - передовая музыкальная группа Сомали, гастролировавшая по нескольким странам Северо-Восточной Африки и Азии, включая Египет, Судан и Китай.
  • Waayaha Cusub - сомалийский музыкальный коллектив. Организовал международный музыкальный фестиваль примирения в Могадишо в 2013 году.

Кино и театр

Сомалийский кинопродюсер и режиссер Али Саид Хасан.

Первые несколько полнометражных фильмов, выросшие из богатой традиции повествования народа Сомали. Сомалийские фильмы и кинематографические фестивали появились в начале 1960-х годов, сразу после обретения независимости. После создания в 1975 году регулирующего органа Сомалийского кинематографического агентства (SFA) местное кино начало быстро расширяться. Хасан Шейх Мумин считался одним из самых плодовитых и ранних драматургов и композиторов сомалийской литературы. Самая важная работа Мумина - это «Шабил Наагуд» (1965), работа, которая контролирует социальное положение женщин, урбанизацию, изменение практик и важного образования в ранний период до обретения независимости. Хотя описываемые проблемы были позже в некоторой степени исправлены, проверено остается сомалийской литературы. Шабил Наагуд был переведен на английский язык в 1974 году под названием «Леопард среди женщин» исследователем Сомали пионером Богумилом В. Анджеевским, который также написал введение. Мумин сочинил и сам пьесу, и музыку, использованную в ней. Пьеса регулярно фигурирует в различных школьных программах, в том числе в Оксфордском университете, который впервые опубликовал английский перевод под своей пресс-службой.

. Во время одного решающего отрывка в пьесе героиня Шаллайо сетует на что Леопард обманом заставляет ее заключить ложный брак в заглавии:

«Женщины не имеют доли в лагерях этого мира

И именно мужчины установили эти законы в своих интересах.

Ей-богу, ей-богу, люди наши враги, хотя мы сами их лелеяли

Мы кормили их грудью, и они нас калечили:

Мы не разделяем мир с ими ».

Сомалийский кинорежиссер Али Саид Хасан одновременно работал представителем SFA в Риме. В 1970-х и начале 1980-х годов популярные мюзиклы, известные как ривааядо, были главной движущей силой сомалийской киноиндустрии.

Эпические и исторические фильмы, а также международное совместное производство этих примеров, способствовало распространению видео технологий и национальных телевизионных сетей. Саид Салах Ахмед в этот период снял свой первый художественный фильм «Сомалийские дарвиши», посвященный движению дервишей. В 1990-х и 2000-х годах появилась новая волна фильмов, более ориентированных на развлечения. Это новое молодежное кинематографическое движение, известное как Somaliwood, дало толчок развития киноиндустрии Сомали и в ходе этого процесса внедрило новаторские сюжетные линии, маркетинговые стратегии и методы производства. Молодые режиссеры Абдисалам Аато из Olol Films и Абди Малик Исак находятся в авангарде этой тихой революции.

Искусство

Сомалийская женщина с желтыми глазами.

У сомалийцев есть старые традиции изобразительного искусства, в том числе гончарные изделия, украшения и резьба по дереву. В средневековый период состоятельные горожане нанимали местных резчиков по дереву и мрамору для работы над своими интерьерами и домами. Замысловатые узоры украшают также михрабы и столбы древних сомалийских мечетей. Художественная резьба считалась прерогативой мужчин, тогда как текстильная промышленность была в основном женской. Среди кочевников резьба, особенно изделия из дерева, была широко широко распространена, и ее можно было найти на самых предметах, таких как ложки, гребни и чаши. Он также включал в себя более сложные постройки, такие как переносной кочевой дом акал. За последние несколько десятилетий традиционная резьба на окнах, дверях и мебели используется электрическое оборудование, которое дает те же результаты за более короткий период времени.

Кроме того, хна является важной частью сомалийской культуры. Его носят сомалийские женщины в руках, ногах и шее во время свадебных церемоний, Курбан-байрам, Рамадана и других праздничных мероприятий. Дизайн сомалийской хны похож на те, что на Аравийском полуострове, часто с цветочными мотивами и треугольными формами. Ладонь также часто украшают точку хны, а кончики пальцев окунают в краску. Вечеринки с хной обычно проводятся до свадьбы. Сомалийские женщины также традиционно наносили коль (куул) на глаза. Считается, что использование косметики для глаз в регионе Хорн восходит к древней стране Пунт.

Спорт

Мо Фарах самый титулованный спортсмен в Британии истории легкой атлетики

Футбол - самый популярный вид спорта среди сомалийцев. Важными соревнованиями являются Лига Сомали и Кубок Сомали. Ocean Stars - многонациональная национальная команда Сомали.

Баскетбол также проводится в стране. Чемпионат Африки ФИБА 1981 проходил в Могадишо с 15 по 23 декабря 1981 года, во время которого национальная сборная по баскетболу получила бронзовую медаль. Команда также принимает участие в баскетбольном мероприятии на Панарабских играх. Другие командные виды спорта, бадминтон, бейсбол, настольный теннис и волейбол.

В боевых искусствах, Фейсал Джейлани Авейс и Мохамед Дек Абдулле также завоевал серебряную медаль и четвертое место, соответственно, на «Открытом мире» тхэквондо Переходящий кубок в Тонгерен. Национальный олимпийский комитет Сомали разработал специальную программу поддержки, чтобы обеспечить дальнейший успех в будущих турнирах. Кроме того, Мохамед Джама выигрывал как мировые, так и европейские титулы в K1 и тайском боксе. Среди других видов спорта - дзюдо, бокс, легкая атлетика, поднятие тяжести, плавание, гребля, фехтование и борьба.

Одежда

Сомалийский мужчина в ара Сомалийский мужчина носит ара саронг.

Традиционно сомалийские мужчины обычно носят одежду ара. Это саронг, который носят на талии. На головах они часто надевают красочный тюрбан или носят куфияд, который представляет собой вышитую феску.

. Из-за близости Сомали и тесных связей с Аравийским полуостровом многие сомалийские мужчины также носят джеллабия (джеллабияд или камиис). Этот костюм представляет собой длинную белую одежду, распространенную в арабском мире.

сомалийская женщина в традиционном гунтино.

Во время регулярных повседневных занятий сомалийские женщины обычно носят гунтино. Это длинный кусок ткани, перевязанный через плечо и драпированный вокруг талии. Ткань обычно изготавливается из аланди, ткани, распространенной в регионе Рога и некоторых частях Северной Африки. Изделие можно носить в разных стилях. Его также можно шить из других тканей, в том числе из белой ткани с золотой каймой. Для более формальной обстановки, например, на свадьбах или религиозных праздниках, таких как Ид, носят женщины дирак. Это длинное, легкое, прозрачное вуаль платье из шелка, шифона, тафты или ткани сари. Халат надевается на полукольцо во всю длину и бюстгальтер. Нижняя юбка, известная как горгорад, сделана из шелка и ключевой частью общего наряда. Дирак обычно блестящий и очень красочный, наиболее популярные стили с позолоченными краями или нитками.

Замужние женщины, как правило, носят головные платки, называемые шашами. Также они часто покрывают верхнюю часть тела шалью, известная как гарбасаар. Однако незамужние или женщины не всегда покрывают голову. Традиционные арабские одежды, такие как джилбаб и абая, также часто носят.

Кроме того, сомалийские женщины имеют давнюю традицию ношения золотых украшений, в частности браслеты. На свадьбах невесту часто украшают золотом. Многие сомалийские женщины по традициям также носят золотые ожерелья и браслеты.

Этнический флаг

Сомалийская женщина носит платье с сомалийским флагом.

Флаг Сомали - это этнический флаг, задуманный для обозначения этнических сомалийцев. Он был создан в 1954 году сомалийским ученым Мохаммедом Авале Либаном после того, как профсоюз подопечной территории Сомали выбрал его для разработки дизайна. После независимости в 1960 году флаг был принят в качестве государственного флага нарождающейся Сомалийской Республики. Пятиконечная Звезда Единства в центре флага представляет сомалийскую этническую группу, населяющую пять территорий в Большом Сомали.

Кухня

Женщины из деревни Фафан в региональном регионе Сомали, предлагающие верблюжье молоко.

Основные продукты питания сомалийцев получают из их домашнего скота, однако сомалийская кухня рассматривается от региона к региону и состоит из слияния различных кулинарных влияний. В интерьере кухня в основном местная с использованием эфиопских зерновых и овощей, а на побережье это продукт богатых традиций торговли и коммерции Сомали. Несмотря на разнообразие, остается одно, что объединяет различные региональные кухни: все блюда подаются халяль. Поэтому здесь нет людей из свинины, не входит алкоголь, не едят ничего, что умерло по себе, и кровь не включается.

Завтрак (кураак) - важная еда для сомалийцев, некоторые пьют чай (шахи или шаах), другие кофе (кашва или булочка). На севере чай часто бывает в форме халиб шай (йеменский чай с молоком). Основное блюдо обычно представляет собой блинный хлеб (canjeero или canjeelo), похожий на эфиопский injera, но меньше и тоньше, или muufo - сомалийские лепешки, традиционно выпекаемые в глиняной печи. Этот хлеб также можно есть с рагу (мараке) или супом на обед или ужин. Кадо, или обед, часто сложный, разновидности барии (рис ), самый популярный из которых басмати, обычно подают в качестве основного блюда вместе с козой, бараниной или рыбой. Для ароматизации этих разных видов риса используются такие специи, как тмин, кардамон, гвоздика, корица и садовый шалфей. деликатесы. Сомалийцы ужинают уже в 21:00. Во время Рамадана ужин часто подают после Таравих молитв; иногда даже до 23 часов.

В некоторых регионах халво (халва ) - популярное кондитерское изделие, которое едят во время праздничных мероприятий, таких как празднование Ид или свадебные приемы. Он сделан из сахара, кукурузного крахмала, порошка кардамона, порошка мускатного ореха и топленого масла. Арахис также иногда добавляют для улучшения текстуры и вкуса. После еды дома традиционно ароматизируются ладаном (lubaan) или ладаном (cuunsi), который готовится внутри курильницы для благовоний, называемой dabqaad.

Literature

Отмеченный наградами автор Надифа Мохамед.

Сомалийские ученые на протяжении веков создали множество примечательных примеров исламской литературы, начиная от поэзии и заканчивая хадисами. С принятием в 1972 году латинского алфавита для расшифровки сомалийского языка многочисленные современные сомалийские авторы также выпустили романы, некоторые из которых получили всемирное признание. Большая часть ранней сомалийской литературы написана на арабском письме и письме Вадада. Это использование было ограничено сомалийскими священнослужителями и их сподвижниками, поскольку шейхи предпочитали писать на богослужебном арабском языке. Тем не менее в Сомали существуют различные такие исторические рукописи, которые в основном состоят из исламских стихов (касидас ), декламаций и песнопений. Среди этих текстов - сомалийские стихи шейха Увайса и шейха Исмаакила Фараха. Остальная часть существующей исторической литературы на сомалийском языке в основном состоит из переводов документов с арабского.

Авторы и поэты

Закон

Федеральный законодатель Муна Халиф председательствует на политическом семинаре.

Сомалийцы веками практиковали форму обычного права, который они называют xeer. Xeer - это полицентрическая правовая система, в которой нет монополистического агента, который определяет, каким должен быть закон или как его следует толковать. Предполагается, что он развивался исключительно в районе Африканского Рога примерно с 7 века. Учитывая нехватку заимствованных слов из иностранных языков в номенклатуре ксира, обычное право, по-видимому, эволюционировало на месте.

Мохамед Осман Джавари, спикер Федерального парламента.

Зир определяется несколькими фундаментальными принципами, которые являются неизменными и которые близко соответствуют принципу jus cogens в международном праве : выплата кровавых денег (в местном масштабе именуемых дийа или маг), обеспечение хороших меж- клановых отношений путем справедливого обращения с женщинами, добросовестного ведения переговоров с «эмиссарами мира» и сохранения жизней социально защищенных групп (например, детей, женщин, благочестивых, поэтов и гостей), семейные обязанности, такие как выплата приданого, и санкции за побег, правила, касающиеся управления ресурсами, такими как использование пастбищ, воды и других природных ресурсы, оказание финансовой поддержки женатым родственницам и молодоженам, пожертвование скота и другого имущества бедным. Правовая система Xeer также требует определенной специализации различных функций в рамках правовой базы. Таким образом, можно найти одаял (судьи), ксир боггеяал (юристы ), гууртиял (сыщики ), гарксаджияал (поверенные ), мурхаатиял (свидетели ) и waranle (полицейские ) для обеспечения соблюдения закона.

Архитектура

Сомалийская архитектура - это богатая и разнообразная традиция инженерии и проектирование. Он включает в себя несколько различных типов строительства, таких как каменные города, замки, цитадели, крепости, мечети, мавзолеи, башни, гробницы, курганы, пирамиды из камней, мегалиты, менгиры, стелы, дольмены, каменные круги, памятники, храмы, вольеры, цистерны, акведуки и маяки. Охватывая древний, средневековый и ранний современный периоды в Большом Сомали, он также включает в себя слияние сомалийской архитектуры с западным дизайном современных времен

В древнем Сомали пирамидальные Структуры, известные в Сомали как таало, были популярным стилемзахоронения. Сотни этих сухих каменных памятников сегодня найдены по всей стране. Дома строили из обтесанного камня, как и в Древнем Египте. Есть также примеры дворов и большие каменные стены, окружающих поселения, например, Стена Варгаад.

Мирное введение ислама в раннесредневековую эпоху истории Сомали принесло Исламские архитектурные влияния из Аравии и Персии. Это стимулировало переход от сухого камня и других родственных материалов к коралловому камню, сушеному кирпичу и повсеместному использованию известняка в сомалийской энергииуре.. Многие из новых архитектурных проектов, таких как мечети, были построены на руинах старых построек. Эта практика будет продолжаться снова и снова в течение следующего столетия.

Географическое распределение

Продуктовый магазин, принадлежащий Сомали в Колумбусе, Огайо.

Сомалийцы составляют самую крупную этническую группу в Сомали, примерно 85% жителей страны. Они также составляют около 60% жителей Джибути и почти 99% жителей Сомали.

Гражданские волнения в начале 1990-х годов значительно увеличили размер сомалийской диаспоры, а также многие из наиболее образованных сомалийцев уехали на Ближний Восток, в Европу и Северную Америку. В Канада, города Торонто, Оттава, Калгари, Эдмонтон, Монреаль, Ванкувер, Виннипег и Гамильтон - все они имеют убежищем для сомалийского населения. По данным переписи 2006 года, проведенной Статистическим управлением Канады, люди сомалийского происхождения являются 69-й по численности этнической группой в Канаде.

Согласно оценкам ООН, касающимся перемещений в 2015 году, 1 998 764 человека из Сомали жили заей.

Сомалийские женщины в политическая функция в Дубае, Арабских Эмиратах.

Хотя распределение сомалийцев по странам Европы трудно измерить, поскольку сомалийская община на континенте в последние годы выросла так быстро, Управление оценкам национальной статистики, 98 000 человек, родившихся в Сомали, проживали в Соединенном Королевстве в 2016 году. Это включает вторичную миграцию сомалийцев из континентальной Европы. Сомалийцы в Великобритании в основном сконцентрированы в городах Лондон, Шеффилд, Бристоль, Бирмингем, Кардифф, Ливерпуль, Манчестер, Лидс и Лестер, причем в одном Лондоне в 2001 г. проживало примерно 78% сомалийского населения Великобритании. Кроме того, в континентальная Европа, например, Швеция : 63 853 (2016); Норвегия : 42 217 (2016); Нидерланды : 39 465 (2016); Германия : 33 900 (2016); Дания : 21 050 (2016); и Финляндия : 20 007 (2017).

В США, Миннеаполис, Сент-Пол, Колумбус, Сан-Диего, Сиэтл, Вашингтон, округ Колумбия, Хьюстон, Атланта, Лос-Анджелес, Портленд, Денвер, Нашвилл, Грин Бэй, Льюистон, Портленд, Мэн и Сидар-Рапидс имеют самую большую сомалийская популяция.

ONLF сепаратистские повстанцы борются за право самоопределения для сомалийцев в регионе Сомали из Эфиопия. Знак на Сомалийской дороге в Лондонский боро Камден.

Примерно 20 000 сомалийцев эмигрировали в американский штат Миннесота около десяти лет назад и Города-побратимы (Миннеаполис и Сент-Пол ) в настоящее время проживает самое большое количество сомалийцев в Северной Америке. В городе Миннеаполис находятся сотни сомалийских предприятий, предлагающих различные товары, включая кожаную обувь, ювелирные изделия и другие модные товары, халяльное мясо и хавалу или услуги денежных переводов.. Местные магазины видеопроката также продают новейшие сомалийские фильмы и музыку. Число сомалийцев особенно увеличилось в районе Сидар-Риверсайд Миннеаполиса.

Сомалийский учащийся средней школы в Каире, Египет.

В Арабских Эмиратах проживает значительная сомалийская община. Принадлежащие Сомали предприятия выстроились на улицах Дейры, центра Дубая, и только иранцы экспортируют больше продуктов из города в целом. Интернет-кафе, отели, кафе, рестораны и импортно-экспортные предприятия - все это свидетельства предпринимательского духа сомалийцев. Star African Air также является одной из трех авиакомпаний, принадлежащих Сомали, которые базируются в Дубае.

Помимо их отрицательного восприятия в Большом Сомали, в основном в сомалийской общине. состоит из предпринимателей, ученых и студентов, также существует в Египта. Кроме того, на общей территории Судана существует историческая сомалийская община. Сообщество экспатриантов, в основном сосредоточенное на севере и в Хартуме, состоит в основном из студентов, а также некоторых бизнесменов. Совсем недавно сомалийские предприниматели обосновались в Кении, инвестировав более 1,5 млрд долларов только в сомалийский анклав Истли. В Южной Африке сомалийские бизнесмены также обеспечивают большую часть розничной торговли неформальных поселений вокруг Западной Капской провинции.

Известные представители диаспоры

Экономист Абдусалам Х. Омер. Журналист Рагех Омаар. Ильхан Омар, первый сомалийский избранный в Конгресс США.
  • Али Саид Факи - сомалийский ученый и ведущий исследователь в области разработки и интерпретации токсикологии учится в исследовательском центре MPI в Маттаване, штат Мичиган.
  • Амина Моге Херси - удостоенная наград сомалийская предпринимательница, запустившая несколько многомиллионных проектов в Кампале, Уганде, например, Oasis Center luxury торговый центр и суды Лабурнам. Она также управляет Kingstone Enterprises Limited, одним из крупнейших дистрибьюторов цемента и других строительных материалов в Кампале.
  • Амина Мохамед - сомалийский юрист и политик. Бывший председатель Генерального совета Международной организации по миграции и Всемирной торговой организации, а также нынешний секретарь по иностранным делам Кении.
  • Аяан и Идил Мохаллим - сомалийские модельеры-близнецы и владельцы модели Mataano бренд.
  • Аяан Хирси Али - феминистка и атеист активистка, писатель и политик, известный своими критическими взглядами на ислам и обрезание у женщин.
Аяан Хирси Али
  • Аюб Дауд - игрок сборной Сомали футболист, который играет в качестве нападающего / атакующего полузащитника в ФК Кротоне, взятом в аренду у Ювентуса.
  • Фейсал Хавар - сомалийский инженер и предприниматель. Председатель Международного фонда развития Сомали и Maakhir Resource Company.
  • Халима Ахмед - сомалийский политический активист Молодежного реабилитационного центра и потенциальный кандидат в Федеральный парламент Сомали.
  • Халима Аден - Сомалийская американская модель. Миннесота первая женщина в хиджабе в Мисс Миннесота США pagaent
  • Ханан Ибрагим - сомалийский общественный деятель. Получил премию Королевы за добровольную службу в 2004 году и был удостоен звания MBE в 2010 году.
  • Хасан Абдиллахи - сомалийский журналист. Президент Ogaal Radio, крупнейшей сомалийской общественной радиостанции в Канаде.
  • Хибак Осман - сомалийский политический стратег. Основатель и председатель ThinkTank для арабских женщин, Dignity Fund и Karama.
  • Ходан Ахмед - сомалийский политический активист и старший сотрудник по программам Национального демократического института.
  • Ходан Налайех - сомалийские СМИ руководитель и предприниматель. Президент Агентства культурной интеграции и вице-президент по развитию продаж и программирования Cameraworks Productions International.
  • Идил Ибрагим - сомалийский американский кинорежиссер, сценарист и продюсер. Основатель Zeila Films.
Юрист-международник Амина Мохамед.

Генетика

Однопородные линии

Сомалийский мужчина в традиционном куфияде.

Согласно исследованиям Y-хромосомы, проведенным Sanchez et al. (2005), Cruciani et al. (2004, 2007), сомалийцы по отцовской линии связаны с другими афро-азиатскими разными группами в Северо-Восточной Африке. Помимо большей части Y-ДНК сомалийцев, E1b1b (ранее E3b) гаплогруппа также составляет значительную часть отцовской ДНК эфиопов, суданцы, египтяне, берберы, североафриканские арабы, а также многие другие народы. Sanchez et al. (2005) наблюдали субклад E-M78 из E1b1b1a примерно в 70,6% своих сомалийских мужских выборок. Согласно Cruciani et al. (2007), обнаружение этой подгаплогруппы в Рога может быть следами древней миграции из Египта / Ливии.

после гаплогруппы E1b1b, второй по идентичности Y -Гаплогруппа ДНК у сомалийцев - это западноазиатская гаплогруппа T (M184). Клада наблюдается у более чем 10% сомалийских мужчин в целом, с максимальной величиной среди членов клана Сомали Дир в Джиб (100%) и сомалийцев в Дире-Дауа. (82,4%), город с большинством Дир населения. Гаплогруппа T, как и гаплогруппа E1b1b, также обычно встречается среди других популяций Северо-Восточной Африки, Магриба, Ближнего Востока и Средиземноморья.

В Сомали Время до общего появления предка (TMRCA) оценивается в 4000–5000 лет (2,500 до н.э. ) для гаплогруппы E- M78 кластера γ и 2100–2100 гг. 2200 лет (150 г. до н.э.) для сомалийских носителей T-M184.

Глубокий субклад E-Y18629 обычно встречается у сомалийцев и имеет дату образования 3700 YBP (годами ранее) и TMRCA 3300 YBP.

Сомалийская школьница.

Согласно исследованиям мтДНК, проведенным Холденом (2005) и Richards et al. (2006), значительная часть материнских линий сомалийцев состоит из гаплогруппы M1 со скоростью более 20%. Эта митохондриальная кладка распространена среди эфиопов и североафриканцев, особенно египтян и алжирцев. Считается, что M1 возник в Азии, где его родительская кладка M представляет большинство линий мтДНК. Считается, что эта гаплогруппа, возможно, коррелирует с афро-азиатской языковой семьей: кроме того, сомалийцы и другие народы Африканского Рога также несут значительную долю материнских линий L, связанных с Африкой к югу от Сахары.

«Мы проанализировали вариацию мтДНК у ~ 250 человек из Ливии, Сомали и Конго / Замбии, как трех представителей представляющих интерес регионов. Наши первоначальные результаты указывают на резкий скачок частот M1, который обычно не распространяется на страны к югу от Сахары. Африка. В то время как наши образцы из Северной и особенно Восточной Африки частоты M1 более 20%, наши образцы к югу от Сахары почти полностью состояли только из гапрупп L1 или L2. Кроме того, внутри гаплогруппы M1 существовала значительная однородность. острая линия указывает на то, что в прошлом регионах эти регионы не смешивались друг с другом. Это может означать более недавнее происхождение M1 в Африке, поскольку более старые линии более разнообразны и могут указывать на обратную миграцию в Африке из Среднего Востока. "

Аутосомное происхождение

Генетические компоненты, присутствующие в избранных популяциях кушитов Генетические компоненты, присутствующие в избранных популяциях кушитов / HOA Молодой сомалийский мужчина.

Исследование aut Осомальная ДНК также показывает, что у сомалийцев Согласно исследованию аутосомной ДНК, проведенному Hodgson et al. (2014), афро-азиатские языки, вероятно, была смесь африканского происхождения, уникального и автохтонного для Африканского Рога, а также предков, происходящих от неафриканской обратной миграции. Один из основных компонентов неафриканского медицинского инструментария, как из всех основных компонентов неафриканского медицинского инструментария, из всех основных компонентов неафриканского медицинского инструментария, представляет собой наиболее распространенный афро-азиатского африканского населения, представляющий большинство своих предков среди африканского населения и Ближнего Востока, идентифицированный неафриканский генетический компонент, который исследует «эфио-сомалийским». других неафриканских предков по крайней мере 23000 л ет назад. Исходя из этого, исследователи предполагают, что первоначальная популяция (а) являющаяся носителем эфио-сомалийцев, вероятно, прибыла в предсельский сельскохозяйственный период с Ближнего Востока, перебравшись на северо-восток Африки через Синайский полуостров. Затем популяция, вероятно, разделилась на две ветви: одна группа направилась на запад в сторону Магриба, а другая двинулась на юг в сторону Рога. Анализ древней ДНК показывает, что эта основополагающая родословная в районе Рога сродни неолитическим фермерам южного Леванта.

Согласно Hodgson et al. (2014), как африканское происхождение (эфиопское), так и неафриканское происхождение (эфиосомалийское) в кушитоязычных популяциях значительно отличается от всех соседних африканских и неафриканских предков в Восточной Африке, Северной Африке, Леванте и Аравии. Генетическая родословная кушитских и семитоязычных популяций Африканского Рога представляет собой предков (эфиопских и эфиосомалийских), которые не входят в пределы кушитских и семитоязычных популяций ТСЖ в каком-либо значении. Таким образом, оба предка отличаются, уникальны и считаются характерными аутосомными генетическими предками кушитских и семитоязычных популяций ТСЖ. Hodgson et al. заявляет:

«Африканское эфиопское происхождение строго ограничено популяциями ТСЖ и, вероятно, представляет собой автохтонное население ТСЖ. Неафриканское происхождение в ТСЖ, которое в первую очередь приписывается новому компоненту предполагаемого эфио-сомалийского происхождения, значительно дифференцировано от всех соседних неафриканских предков в Северной Африке, Леванте и Аравии ".

Согласно Hodgson et al. (2014), неафриканское происхождение (эфиосомалийское))) у кушитоязычных популяций должна быть отличным и уникальным для кушитских и семитоязычных популяций ТСЖ. 1196>Сомалийские исследования Новаторские Сомалийские ученый, Осман Юсуф Кенадид.

Научный термин для исследований, проверенных сомалийцев и Большого Сомали - часто встречается в кушитских и семитоязычных популяциях ТСЖ. Сомалийские исследования. Он состоит из нескольких дисциплин, таких как антропология, социологи я, лингвистика, историография и археология. Эта область основ на старых сомалийских хрониках, особенная и системная литература, в дополнение к письменным рассказам и преданиям о сомалийцах от исследователей и географов Африканского Рога и Ближнего Востока. С 1980 года видные сомалийские ученые со всего мира также ежегодно собираются, чтобы провести Международный конгресс сомалийских исследований.

См. Также

Примечания

Ссылки

Библиография

  • Хэнли, Джеральд, Воины: жизнь и смерть среди сомалийцев, (Eland Publishing Ltd, 2004)

ние ссылки

Найдите Wikisaurus: Somali в Викисловаре, бесплатном интерфейсе.
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с сомалийцами.
Последняя правка сделана 2021-06-08 09:18:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте