Хатшепсут

редактировать
Египетский фараон

Хатшепсут (; также Hatchepsut ; египтянин : ḥꜣt - šps.wt «Величайшая из благородных дам»; 1507–1458 до н.э.) был пятым фараоном из Восемнадцатой династии Египта. Она была второй исторически подтвержденной женщиной фараоном, первой из которых была Собекнеферу. (Другие женщины могут быть еще Нейтхотеп около 1600 лет назад правили как фараоны, правившие или, по крайней мере, регенты до Хатшепсут.)

Хатшепсут взошла на трон Египта в 1478 году. ДО НАШЕЙ ЭРЫ. Ее приход к власти был примечателен, поскольку требовал от нее использования своей родословной, образования и понимания религии. Ее родословная была безупречной, поскольку она была дочерью, сестрой и женой короля. Ее понимание религии позволило ей утвердиться как Божья жена Амона. Официально она правила вместе с Тутмосом III, взошедшим на престол годом ранее, когда ему было около двух лет. Хатшепсут была главной женой Тутмоса II, отца Тутмоса III. Египтологи считают ее одним из самых успешных фараонов, правившим дольше, чем любая другая женщина из коренной египетской династии. Согласно египтологу Джеймсу Генри Брестеду, она также известна как «первая великая женщина в истории, о которой нам известно».

Хатшепсут была дочерью и единственным ребенком Тутмоса I и его основная жена Яхмос. Ее муж Тутмос II был сыном Тутмоса I и второй женой по имени Мутнофрет, которая носила титул дочери короля и, вероятно, была дочерью Яхмоса I. У Хатшепсут и Тутмоса II была дочь по имени Неферуре. После рождения дочери Хатшепсут больше не могла иметь детей. Тутмос II с Исет, второй женой, станет отцом Тутмоса III, который станет преемником Хатшепсут как фараона.

Содержание

  • 1 Царствование
  • 2 Основные достижения
    • 2.1 Торговые пути
    • 2.2 Строительные проекты
  • 3 Сравнение с другими женщинами-правителями
    • 3.1 Официальные похвалы
  • 4 Смерть, погребение и мумификация
  • 5 Изменение признания
    • 5.1 Гипотеза Тилдесли
    • 5.2 «Проблема Хатшепсут»
    • 5.3 Археологические открытия
  • 6 В массовой культуре
    • 6.1 Искусство
    • 6.2 Телевидение
    • 6.3 Музыка
    • 6.4 Литература
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки

Правление

Кувшин с картушем Хатшепсут. Заполнен кедровой смолой. Кальцит незаконченный. Фондовый депозит. 18-я династия. Из Дейр-эль-Бахари, Египет. Музей египетской археологии Петри, Лондон Была восстановлена ​​торговля с другими странами; здесь деревья, доставленные кораблем из Пунта, перемещаются на берег для посадки в Египте - рельеф из заупокойного храма Хатшепсут

Хотя современные записи ее правления задокументированы в различных древних источниках, ученые раннего нового времени считали Хатшепсут всего лишь служил соправителем примерно с 1479 по 1458 г. до н.э., в течение седьмого по двадцать один годы правления, ранее идентифицированного как правление Тутмоса III. Сегодня египтологи в целом согласны с тем, что Хатшепсут заняла положение фараона.

Древние авторы описывали Хатшепсут как правящую около 21 года. Иосиф и Юлий Африкан оба цитируют список царей Манефона, в котором упоминается женщина по имени Амессис или Аменсис, которая была идентифицирована (из контекста) как Хатшепсут. В сочинении Иосифа ее правление описывается как продолжающееся 21 год и девять месяцев, в то время как Африкан заявил, что это было двадцать два года. На этом историческом этапе записи о правлении Хатшепсут заканчиваются, поскольку первая крупная иностранная кампания Тутмоса III была датирована его 22-м годом, который также должен был быть 22-м годом Хатшепсут в качестве фараона.

Датировка Однако начало ее правления сложнее. Правление ее отца началось либо в 1526 г., либо в 1506 г. до н.э., согласно высокой и низкой оценке ее правления, соответственно. Продолжительность правления Тутмоса I и Тутмоса II, однако, не может быть определена с абсолютной уверенностью. При непродолжительном правлении Хатшепсут взошла бы на престол через 14 лет после коронации Тутмоса I, ее отца. Более длительное правление приведет к ее вознесению через 25 лет после коронации Тутмоса I. Таким образом, Хатшепсут могла прийти к власти уже в 1512 году до нашей эры или уже в 1479 году до нашей эры.

Самое раннее свидетельство Хатшепсут как фараона встречается в гробнице Рамоза и Хатнофера, где собрание погребальных принадлежностей содержало единственную глиняную посуду или амфору из гробницы палата - на которой была проставлена ​​дата «Год 7». На другом сосуде из той же гробницы, который был обнаружен на месте экспедицией 1935–36 Метрополитен-музей на склоне холма около Фив, была поставлена ​​печать «Божья жена Хатшепсут, а на двух сосудах была печать «Доброй Богини Мааткаре». Датировка амфор, «запечатанных в погребальной камере [гробницы] обломками собственной гробницы Сененмута», бесспорна, что означает, что Хатшепсут была признана царем, а не царицей Египта к 7 году своего правления. 237>

Основные достижения

Торговые пути

Дерево перед заупокойным храмом Хатшепсут, которое, как утверждается, было привезено из Пунта Хатшепсут экспедиция, изображенная на стенах храма

Хатшепсут восстановила торговые сети, которые были нарушены во время гиксосской оккупации Египта в Второй промежуточный период, тем самым создав богатство Восемнадцатой династии. Она наблюдала за подготовкой и финансированием миссии в Землю Пунт. Эта торговая экспедиция в Пунт была примерно на девятом году правления Хатшепсут. На ее имя было построено пять кораблей, каждый длиной 70 футов (21 м), несущих несколько парусов и вмещающих 210 человек, включая моряков и 30 гребцов. В Пунте было куплено много торговых товаров, в частности ладан и мирра.

. Делегация Хатшепсут вернулась из Пунта с 31 живым мирровым деревом, корни которых бережно хранились в корзинах на время путешествия.. Это была первая зарегистрированная попытка пересадки чужих деревьев. Сообщается, что Хатшепсут посадила эти деревья во дворах своего храмового комплекса заупокойной. Египтяне также вернулись с рядом других подарков из Пунта, среди которых был ладан. Хатшепсут растирала обугленный ладан в коль подводку для глаз. Это первое зарегистрированное использование смолы.

Хатшепсут отметила экспедицию рельефно в Дейр-эль-Бахари, который также известен своим реалистичным изображением королевы Земля Пунта, Королева Ати. Королева пунтитов изображена относительно высокой, с внушительными пропорциями телосложения, с большой грудью и скоплениями жира на теле. Из-за жировых отложений на ее ягодицах иногда утверждали, что у нее могла быть стеатопигия. Однако, по словам патологоанатома Марка Арманда Раффера, основная характеристика стеатопиготной женщины - это диспропорция между ягодицами и бедрами, чего не было в случае с Ати. Вместо этого она, по-видимому, обычно страдала ожирением, заболеванием, которое усугублялось чрезмерным лордозом или искривлением нижнего отдела позвоночника. Хатшепсут также отправила рейды на Библ и Синайский полуостров вскоре после экспедиции на Пунт. Об этих экспедициях известно очень мало. Хотя многие египтологи утверждали, что ее внешняя политика была в основном мирной, вполне возможно, что она вела военные кампании против Нубии и Ханаана.

Строительство проекты

Джесер-Джесеру - главное здание заупокойного храма Хатшепсут комплекса в Дейр эль-Бахри. Здание, спроектированное Сенемутом, ее визирем, является примером совершенной симметрии, предшествующей Парфенону, и это был первый комплекс, построенный на выбранном ею месте., который станет Долиной царей Медный или бронзовый лист с именем Хатшепсут. Из залежи фундамента в «небольшой яме, покрытой циновкой», найденной в Дейр-эль-Бахри, Египет. 18-я династия. Музей египетской археологии Петри, Лондон

Хатшепсут была одним из самых плодовитых строителей в Древнем Египте, заказав сотни строительных проектов в Верхнем Египте и Нижнем Египте. Возможно, ее постройки были крупнее и многочисленнее, чем у любого из ее Среднего царства предшественников. Позже фараоны пытались объявить некоторые из ее проектов своими. Она наняла великого архитектора Инени, который также работал на ее отца, ее мужа и королевского управляющего Сенемута. Во время ее правления было произведено так много скульптур, что почти в каждом крупном музее древнеегипетских артефактов в мире есть скульптура Хатшепсут среди своих коллекций; например, Зал Хатшепсут в Метрополитен-музее Нью-Йорка посвящен исключительно некоторым из этих произведений.

Следуя традициям большинства фараонов, Хатшепсут построили памятники в Карнакском храме. Она также восстановила первоначальный участок Мут, древней великой богини Египта, в Карнаке, который был разорен иностранными правителями во время гиксосской оккупации. Позже он был разорен другими фараонами, которые брали одну часть за другой для использования в своих любимых проектах. Участок ожидает реставрации. У входа в храм были воздвигнуты двойные обелиски, в то время самые высокие в мире. Один до сих пор стоит как самый высокий из сохранившихся древних обелисков на Земле; другой сломался надвое и упал. Обелисками отвечал верховный стюард Аменхотеп.

Другой проект, Красная Часовня Карнака, или Ружья Шапель, задумывался как баркский храм и первоначально, возможно, стоял между двумя ее обелисками.. Он был выложен резными камнями, изображавшими важные события из жизни Хатшепсут.

Позже она приказала построить еще два обелиска в честь своего 16-летия фараона; один из обелисков сломался во время строительства, и поэтому был построен третий, чтобы заменить его. Сломанный обелиск был оставлен на месте добычи в Асуане, где он и остался. Известный как Незавершенный обелиск, он свидетельствует о том, как добывались обелиски.

Дизайн с колоннами храма Хатшепсут

Храм Пахет был построен Хатшепсут в Бени Хасан в провинции Минья к югу от Аль-Минья. Имя, Пахет, было синтезом, который произошел путем объединения Баст и Сехмет, которые были похожими львицами богинями войны, в районе, граничащем с севером и югом. разделение их культов. Пещерный подземный храм, высеченный в скалах на восточной стороне Нила, восхищался и назывался Speos Artemidos греками во время их оккупации Египта, известного как Династия Птолемеев. Они считали богиню похожей на их богиню-охотницу Артемиду. Считается, что храм был построен рядом с гораздо более древними, которые не сохранились. У этого храма есть архитрав с длинным текстом посвящения, несущим известное осуждение Хатшепсут гиксосов, которое было переведено Джеймсом П. Алленом. Гиксосы оккупировали Египет и погрузили его в культурный упадок, который продолжался до возрождения, вызванного ее политикой и нововведениями. Позже этот храм был изменен, и некоторые из его внутренних украшений были узурпированы Сети I из Девятнадцатой династии в попытке заменить его имя именем Хатшепсут.

Следуя традициям многих фараонов, шедевром строительных проектов Хатшепсут был заупокойный храм. Она построила свой в комплексе в Дейр-эль-Бахри. Он был разработан и реализован Сененмутом на участке на Западном берегу реки Нил рядом с входом в то, что сейчас называется Долиной царей, потому что всех фараонов, которые позже решили связать свои комплексы с ее величием. Ее здания были первыми грандиозными, запланированными на этом месте.

Центром комплекса был Джесер-Джесеру или «Возвышенное Возвышенное», колоннадное сооружение совершенной гармонии, построенное почти за тысячу лет до Парфенон. Джесер-Джесеру возвышается на серии террас, которые когда-то были украшены пышными садами. Джесер-Джесеру встроен в обрыв утеса, который резко возвышается над ним. Джесер-Джесеру и другие здания комплекса Дейр-эль-Бахри Хатшепсут считаются значительными достижениями в архитектуре. Еще одно из ее великих достижений - игла Хатшепсут (также известная как гранит обелиск).

Сравнение с другими женщинами-правителями

Глава Хатшепсут в царском головном уборе. 18-я династия, ок. 1460 г. до н.э. Государственный музей египетского искусства, Мюнхен

Несмотря на то, что Египтом управляли женщины редко, ситуация не была беспрецедентной. Как регент, Хатшепсут предшествовал Мернейт из Первой династии, который был похоронен со всеми почестями фараона и, возможно, правил самостоятельно.. Нимаатхап из Третьей династии, возможно, была вдовствующей из Хасехемви, но определенно действовала как регент для своего сына, Джосера, и, возможно, царствовала как фараон самостоятельно. Нитокрис, возможно, был последним фараоном Шестой династии. Ее имя встречается в Истории Геродота и в трудах Манефона, но ее историчность неизвестна. Королева Собекнефру из Двенадцатой династии, как известно, официально взяла на себя власть в качестве правительницы «Верхнего и Нижнего Египта» на три столетия раньше, чем Хатшепсут. Аххотеп I, прославленная как королева-воительница, возможно, была регентом в период правления двух ее сыновей, Камосе и Яхмоса I, в конце Семнадцатая династия и начало Восемнадцатой династии Хатшепсут. Аменхотеп I, также предшествующий Хатшепсут в Восемнадцатой династии, вероятно, пришел к власти в то время, когда маленький ребенок и его мать, Яхмос-Нефертари, как полагают, были его регентом. Другие женщины, чье возможное правление в качестве фараонов изучается, включают возможную соправительницу / преемницу Эхнатона (обычно идентифицируемую как Нефертити или Меритатон) и Тусрет. Среди более поздних, некоренных египетских династий, наиболее ярким примером другой женщины, ставшей фараоном, была Клеопатра VII, последний фараон Древнего Египта. Возможно, чтобы уменьшить беспокойство по поводу перспективы появления женщины-фараона , Хатшепсут потребовала божественного права управлять, основанного на власти бога Амона.

По сравнению с другими женщинами-фараонами, Хатшепсут правление было гораздо более длительным и процветающим. Она была успешной в войне в начале своего правления, но обычно считается фараоном, открывшим долгую мирную эпоху. Она восстановила международные торговые отношения, утраченные во время иностранной оккупации гиксосами, и принесла в Египет большие богатства. Это богатство позволило Хатшепсут инициировать строительные проекты, которые подняли уровень древнеегипетской архитектуры до уровня, сопоставимого с классической архитектурой, с которым не могла соперничать никакая другая культура в течение тысячи лет. Ей удавалось править более 20 лет. Одним из самых известных ее поступков было строительство храма Хатшепсут (см. Выше).

Официальная похвала

Гипербола характерна практически для всех королевских надписей египетской истории. В то время как все древние лидеры использовали его, чтобы восхвалять свои достижения, Хатшепсут называли самым искусным фараоном в продвижении своих достижений. Это могло быть результатом большого здания, построенного во время ее правления фараоном, по сравнению со многими другими. Это давало ей множество возможностей похвалить себя, но также отражало богатство, которое ее политика и администрация принесли Египту, что позволило ей финансировать такие проекты. Возвышение их достижений было традиционным, когда фараоны строили храмы и свои гробницы.

Большой гранит сфинкс с изображением фараона Хатшепсут, изображенного с традиционной накладной бородой, символом ее фараонской власти - Музей искусств Метрополитен

У женщин был относительно высокий статус в Древнем Египте и законное право владеть, наследовать или завещать собственность. Однако женщина становилась фараоном редко; только Собекнеферу, Хенткаус I и, возможно, Нитокрис предшествовали ей. Нефернферуатон и Тусрет, возможно, были единственными женщинами чтобы стать преемником ее среди местных правителей. В истории Египта не было слова для «царствующей царицы», как в современной истории, «король» - это древнеегипетский титул, независимо от пола, и ко времени ее правления фараон стал именем правителя. Однако Хатшепсут не уникальна в том, что она взяла титул царя. Собекнеферу, правившая шестью династиями до Хатшепсут, также делала это, когда правила Египтом. Хатшепсут была хорошо обучена своим обязанностям дочери фараона. Во время правления своего отца она занимала могущественный пост Божьей жены. Она взяла на себя важную роль королевы для своего мужа и имела большой опыт управления своим королевством к тому времени, когда стала фараоном. Нет никаких признаков того, что ее лидерство бросило вызов, и до ее смерти ее соправитель оставался второстепенным, вполне мирно возглавив ее могущественную армию - что дало бы ему силу, необходимую для свержения узурпатора его законного места, если бы так и было.

Хатшепсут приняла все регалии и символы должности фараона в официальных представлениях: хат головной платок, увенчанный уреем, традиционная накладная борода, и шендыт килт. Многие существующие статуи альтернативно изображают ее в типично женской одежде, а также те, которые изображают ее в королевском церемониальном наряде. Статуи, изображающие Собекнеферу, также сочетают в себе элементы традиционной мужской и женской иконографии и, по традиции, возможно, послужили источником вдохновения для этих работ, выполненных по заказу Хатшепсут. Однако после того, как этот переходный период закончился, большинство формальных изображений Хатшепсут как фараона показывали ее в царском одеянии со всеми фараонскими регалиями.

В ее погребальном храме, в статуях Осириса, изображающих транспортировку фараона в мир мертвых, символы фараона как божества Осириса были причиной одежды и их было гораздо важнее выставлять традиционно; ее груди скрыты за скрещенными руками, на которых держатся королевские посохи двух королевств, которыми она правила. Это стало предметом серьезной озабоченности среди писателей, которые искали причины универсального стиля закутанных статуй и приводили к неверным истолкованиям. Для правильной интерпретации статуй требовалось понимание религиозной символики. Интерпретации этих ранних ученых были разными и часто были безосновательными предположениями об их собственных современных ценностях. Возможные причины того, что ее грудь не подчеркивается в самых формальных статуях, обсуждались некоторыми ранними египтологами, которые не понимали ритуального религиозного символизма, принимая во внимание тот факт, что многие женщины и богини, изображенные в древнеегипетском искусстве, часто не имеют очертаний. грудь, и что физический аспект пола фараонов никогда не подчеркивался в искусстве. За редким исключением, испытуемые были идеализированы.

Осирианские статуи Хатшепсут у ее гробницы, по одной на каждой колонне обширного сооружения, обратите внимание на мумификационный саван, охватывающий нижнюю часть тела и ноги, а также посох и цеп, связанные с Осирисом - Дейр эль-Бахри

Современные ученые, однако, предположили, что, принимая типичные символы власти фараонов, Хатшепсут утверждала свое право быть сувереном, а не «Великой женой короля» или королевой-консорт. Пол фараонов никогда не подчеркивался в официальных изображениях; даже мужчины изображались с сильно стилизованной накладной бородой, связанной с их положением в обществе.

Более того, осирианские статуи Хатшепсут - как и других фараонов - изображают мертвого фараона как Осириса с телом и регалиями этого божества. Все статуи Хатшепсут у ее гробницы следуют этой традиции. Обещание воскресения после смерти было догматом культа Осириса. Поскольку многие статуи Хатшепсут, изображенные таким образом, выставлялись в музеях, и эти изображения широко публиковались, зрители, не понимающие религиозного значения этих изображений, были введены в заблуждение. Помимо лица, изображающего Хатшепсут, эти статуи очень напоминают статуи других царей, таких как Осирис, следуя религиозным традициям.

Большинство официальных статуй, заказанных Хатшепсут, изображают ее менее символично и более естественно, как женщину в типичных платьях знати своего времени. Примечательно, что даже после того, как Хатшепсут облачилась в формальные регалии, она все еще описывала себя как красивую женщину, часто как самую красивую из женщин, и хотя она приняла почти все титулы своего отца, она отказалась принять титул «Сильный Бык» ( полное название - Сильный Бык его Матери), которая привязывала фараона к богиням Исиде, трону, и Хатхор (корова, которая родила и защитила фараонов) - будучи ее сыном, сидящим на ее троне - ненужный титул для нее, поскольку сама Хатшепсут соединилась с богинями, чего не мог сделать ни один фараон мужского пола. Вместо сильного быка, Хатшепсут, которая служила очень успешным воином в начале своего правления фараоном, ассоциировала себя с образом львицы Сехмет, главного военного божества в египетском пантеоне.

религиозные концепции были связаны со всеми этими символами и названиями. Ко времени правления Хатшепсут слияние некоторых аспектов этих двух богинь при условии, что они обе родили фараонов и были их защитниками. Иногда они становились взаимозаменяемыми. Хатшепсут также проследила свое происхождение от Мут, изначальной богини-матери египетского пантеона, которая дала ей еще одного предка, который был божеством, а также ее отца и дедов, фараонов, которые стали бы обожествленными после смерти.

Хотя Хатшепсут изображалась в официальном искусстве с регалиями фараона, такими как накладная борода, которую носили фараоны-мужчины, маловероятно, чтобы она когда-либо носила такие церемониальные украшения, как и маловероятно, чтобы мужчина фараоны сделали. Статуи, подобные тем, что находятся в Метрополитен-музее, изображающие ее сидящей в облегающем платье и короне nemes, считаются более точным представлением того, как она представила бы себя при дворе. 237>

В качестве заметного исключения только один фараон мужского пола отказался от жесткого символического изображения, которое стало стилем наиболее официальных произведений искусства, представляющих правителя, фараона Аменхотепа IV (позже Эхнатона) того же восемнадцатого века. династия, жена которой, Нефертити, также могла править самостоятельно после смерти мужа.

Ястреб фараона, Хатшепсут - Храм в Луксоре

Один из самых известных примеров легенд о Хатшепсут - миф о ее рождении. В этом мифе Амон идет к Яхмосу в форме Тутмоса I и пробуждает ее приятным запахом. В этот момент Амун помещает анкх, символ жизни, к носу Яхмоса, и Хатшепсут зачат Яхмосом. Хнум, бог, который формирует тела человеческих детей, затем получает указание создать тело и ка, или телесное присутствие / жизненную силу, для Хатшепсут. Хекет, богиня жизни и плодородия, и Хнум затем ведут Яхмоса к ложе львицы, где она рожает Хатшепсут. Рельефы, изображающие каждый этап этих событий, находятся в Карнаке и в ее заупокойном храме.

Оракул Амона провозгласил, что по воле Амона Хатшепсут стала фараоном, что еще больше укрепило ее положение. Она подтвердила поддержку Амона, вырезав эти воззвания бога Амона на ее памятниках

Добро пожаловать, моя милая дочь, моя любимица, царь Верхнего и Нижнего Египта, Мааткаре, Хатшепсут. Ты фараон, овладевший Обеими Землями.

Хатшепсут утверждала, что она была предполагаемой наследницей своего отца, и что он сделал ее наследницей Египта. Почти все современные ученые рассматривают это как исторический ревизионизм или пролепсис со стороны Хатшепсут, поскольку это был Тутмос II - сын Тутмоса I от Мутнофрет - который был наследником ее отца. Более того, Тутмос I не мог предвидеть, что его дочь Хатшепсут переживет его сына при его жизни. Тутмос II вскоре женился на Хатшепсут, и последняя стала его старшей королевской женой и самой влиятельной женщиной при дворе. Биограф Эвелин Уэллс, однако, принимает заявление Хатшепсут о том, что она была предполагаемой преемницей своего отца. Когда она сама стала фараоном, Хатшепсут поддержала свое утверждение, что она была назначенным преемником своего отца с надписями на стенах ее погребального храма:

Затем его величество сказал им: «Эта моя дочь, Хнуметамун Хатшепсут, да будет она жива! - Я назначил своим преемником на моем троне... она будет руководить людьми во всех сферах дворца; именно она действительно будет вести вас. Повинуйтесь ее словам, объединитесь в ее команде ». Королевская знать, сановники и вожди услышали это провозглашение продвижения его дочери, царя Верхнего и Нижнего Египта, Мааткаре, - да будет она жить вечно.

Смерть, погребение и мумификация

Каменная статуя Хатшепсут

Хатшепсут умерла, когда она приближалась к тому, что мы можем считать средним возрастом, учитывая типичную для современников продолжительность жизни, на двадцать втором году ее правления. Точной датой смерти Хатшепсут - и временем, когда Тутмос III стал следующим фараоном Египта - считается 22 год, II Перет, день 10 ее правления, как указано на единственной стеле, установленной в Арманте или 16 января 1458 г. до н.э. Эта информация подтверждает основную надежность записей в списке царей Манефона, поскольку известная дата вступления Хатшепсут на престол приходилась на 4-й день шему (то есть: Хатшепсут умерла через девять месяцев после своего 22-го года в качестве царя, как Мането пишет в своем эпитоме за период правления 21 год и девять месяцев). Современное упоминание о причине ее смерти не сохранилось. В июне 2007 года в Долине царей было сделано открытие. В гробнице королевской няни Хатшепсут Сетре-Ин была обнаружена мумия. Фрагмент зуба, найденный в сосуде с органами, был использован, чтобы идентифицировать тело Хатшепсут. Однако, если недавняя идентификация ее мумии верна, медицинские свидетельства указывают на то, что она страдала диабетом и умерла от рака костей, который распространился по всему ее телу, когда ей было за пятьдесят. Это также предполагает, что у нее был артрит и плохие зубы.

Хатшепсут начала строительство гробницы, когда она была Великой королевской женой Тутмоса II, но масштаб этого не подходил для фараона, поэтому когда взошла на престол, началась подготовка к очередному захоронению. Для этого KV20, первоначально добытый для ее отца, Тутмоса I, и, вероятно, первая королевская гробница в Долине царей, была расширена новой погребальной камерой. Хатшепсут также отреставрировала захоронение своего отца и подготовила к двойному погребению Тутмоса I и ее в KV20. Поэтому вполне вероятно, что когда она умерла (не позднее, чем на двадцать втором году своего правления), она была похоронена в этой гробнице вместе со своим отцом. Однако во время правления Тутмоса III для Тутмоса I была предоставлена ​​новая гробница (KV38 ) вместе с новым погребальным оборудованием, который затем был извлечен из своей первоначальной гробницы и повторно захоронен в другом месте. В то же время мумия Хатшепсут могла быть перенесена в гробницу ее няни, Ситре Ин, в KV60. Возможно, что Аменхотеп II, сын Тутмоса III от второй жены, был тем, кто мотивировал эти действия в попытке гарантировать свое собственное неопределенное право на наследование. Помимо того, что было извлечено из KV20 во время расчистки гробницы Говардом Картером в 1903 году, другая погребальная мебель, принадлежащая Хатшепсут, была найдена в другом месте, включая «трон» львицы (более подходящее описание - кровать) сенет игровое поле с резными фигурками из красной яшмы с головой львицы и ее титулом фараона, перстнем с печаткой и частичной фигуркой шабти с ее именем. В Королевском тайнике мумий в DB320 была найдена деревянная шкатулка с ручкой из слоновой кости, на которой было написано имя Хатшепсут, и в ней находилась мумифицированная печень или селезенка, а также коренной зуб. Однако была королевская дама из двадцать первой династии с таким же именем, и какое-то время считалось возможным, что она могла принадлежать ей.

В 1903 году Говард Картер обнаружил гробницу (KV60 ) в Долине царей, в котором находились две женские мумии, одна идентифицирована как кормилица Хатшепсут, а другая - неопознанная. Весной 2007 года неопознанное тело было окончательно извлечено из гробницы доктором Захи Хавассом и доставлено в Египетский музей Каира для исследования. У этой мумии отсутствовал зуб, а пространство в челюсти идеально соответствовало существующему коренному зубу Хатшепсут, найденному в «канопической коробке» DB320. Ее смерть с тех пор связывают с бензопиреном канцерогенным лосьоном для кожи, обнаруженным у фараона, что привело к ее раку костей. Считается, что другие члены семьи королевы страдали воспалительными кожными заболеваниями, которые, как правило, носят генетический характер. Вполне вероятно, что Хатшепсут непреднамеренно отравилась, пытаясь успокоить свою зудящую и раздраженную кожу ".

Изменение узнаваемости

К концу правления Тутмоса III и в Во время правления его сына была предпринята попытка удалить Хатшепсут из определенных исторических и фараоновских записей - damnatio memoriae. Это исключение было выполнено самым буквальным из возможных способов. Ее картуши и изображения были вырезаны с некоторых каменные стены, оставляющие очень очевидные пробелы в форме Хатшепсут в произведениях искусства.

В храме Дейр-эль-Бахари многочисленные статуи Хатшепсут были снесены и во многих случаях разбиты или обезображены перед тем, как быть захороненными в яме. Карнак, даже была попытка замуровать ее обелиски. Хотя ясно, что большая часть этого переписывания истории Хатшепсут произошла только в конце правления Тутмоса III, неясно, почему это произошло, кроме типичного образа личности -продвижение, существовавшее среди фараонов и т. наследников, или, возможно, сэкономив деньги, не строя новые памятники для захоронения Тутмоса III, а вместо этого используя великие сооружения, построенные Хатшепсут.

Аменхотеп II, сын Тутмоса III, который стал соправителем к концу правления своего отца, некоторые подозревают, что он уродливший в конце правления очень старого фараона. У него был мотив, потому что его положение в королевской семье не было настолько сильным, чтобы гарантировать его возвышение до фараона. Кроме того, задокументировано, что он узурпировал многие достижения Хатшепсут во время своего правления. Его правление также отмечено попытками прервать королевскую родословную, не записывая имена своих королев и устраняя влиятельные титулы и официальные роли королевских женщин, таких как Божья жена Амона.

В течение многих лет, Предполагая, что Тутмос III действовал из-за негодования после того, как стал фараоном, египтологи раннего Нового времени предположили, что стирания были похожи на римские damnatio memoriae. Казалось, это имело смысл, если подумать, что Тутмос годами не желал быть соправителем. Однако такая оценка ситуации, вероятно, слишком упрощена. Вряд ли решительный и целеустремленный Тутмос - не только самый успешный полководец Египта, но и известный спортсмен, писатель, историк, ботаник и архитектор - размышлял в течение двух десятилетий своего правления, прежде чем попытаться отомстить мачехе. и тетя. По словам известного египтолога Дональда Редфорда :

Здесь и там, в темных нишах святилища или гробницы, где не мог видеть ни один плебейский глаз, картуш и фигура королевы остались нетронутыми... которые никогда не увидит вульгарный глаз, по-прежнему передавая царю теплоту и трепет перед божественным присутствием.

Стирание было случайным и случайным, с удалением только наиболее заметных и доступных изображений Хатшепсут; если бы он был более полным, у нас не было бы так много изображений Хатшепсут. Тутмос III мог умереть до того, как эти изменения были завершены, и, возможно, он никогда не намеревался полностью стереть ее память. Фактически, у нас нет доказательств, подтверждающих предположение, что Тутмос ненавидел или негодовал на Хатшепсут при ее жизни. Если бы это было правдой, в качестве главы армии на должности, данной ему Хатшепсут (которая явно не беспокоилась о лояльности своего соправителя), он, несомненно, мог бы провести успешный переворот, но он не попытался бросить ей вызов. авторитет во время ее правления, а ее достижения и изображения оставались на всех общественных зданиях, которые она построила в течение двадцати лет после ее смерти.

Гипотеза Тилдесли

Джойс Тилдесли выдвинула гипотезу о том, что, возможно, Тутмос III, лишенный какой-либо зловещей мотивации, решил к концу своей жизни низвести Хатшепсут на ее ожидаемое место в качестве регента - что было традиционной ролью влиятельных женщин при дворе Египта, как свидетельствует пример царицы Аххотеп, а не фараона. Тилдесли выстраивает свою концепцию как Устраняя более очевидные следы памятников Хатшепсут как фараона и понижая ее статус до статуса его соправителя, Тутмос III мог утверждать, что королевская преемственность шла напрямую от Тутмоса II к Тутмосу III без какого-либо вмешательства со стороны его тети.

Преднамеренное стирание или искажение многочисленных публичных празднований ее достижений, но не редко наблюдаемых, было бы всем, что было необходимо, чтобы скрыть достижения Хатшепсут. Более того, ко второй половине правления Тутмоса III наиболее видные высокопоставленные чиновники, служившие Хатшепсут, должны были бы умереть, тем самым устранив мощное религиозное и бюрократическое сопротивление изменению направления в сильно стратифицированной культуре. Сененмут, высшее должностное лицо и ближайший сторонник Хатшепсут, кажется, либо внезапно ушел в отставку, либо умер около 16 и 20 лет правления Хатшепсут, и никогда не был похоронен ни в одной из его тщательно подготовленных гробниц. По словам Тилдесли, загадка внезапного исчезновения Сененмута «дразнила египтологов на протяжении десятилетий», учитывая «отсутствие надежных археологических или текстовых свидетельств», и позволила «яркому воображению сененмутских ученых разыграться», что привело к множеству прочных решений ». некоторые из них сделали бы честь любому вымышленному убийству / детективу ". При таком сценарии новые придворные чиновники, назначенные Тутмосом III, также были бы заинтересованы в продвижении многих достижений своего хозяина, чтобы обеспечить дальнейший успех своих собственных семей.

Предполагая, что это был Тутмос III (а не его сын-соправитель), Тилдесли также выдвинул гипотезу о Тутмосе, предполагающую, что его стирания и искажения памятников Хатшепсут могли быть простудой., но рациональная попытка с его стороны искоренить память о «необычной женщине-короле, правление которой, возможно, будет истолковано будущими поколениями как серьезное преступление против Маат, и чья неортодоксальная центральность« может »серьезно повлиять на сомнение в законности его собственного права на власть. Преступление Хатшепсут не должно быть ничем иным, как тем фактом, что она была женщиной ". Тилдесли предположил, что Тутмос III, возможно, рассматривал возможность того, что пример успешной женщины-царя в истории Египта может продемонстрировать, что женщина способна управлять Египтом так же, как традиционный царь-мужчина, что может убедить «будущие поколения потенциально сильных царей-женщин» не «довольствоваться своей традиционной уделом жены, сестры и будущей матери короля» и принять корону. Отбросив относительно недавнюю историю, известную Тутмосу III о другой женщине, которая была царем, Собекнефру из Среднего царства Египта, она предположила, что он мог подумать, что хотя она наслаждалась коротким, примерно четырехлетним правлением, она правила «в самом конце угасающей [12-й династии] династии, и с самого начала ее правления все шансы были против нее. Поэтому она была приемлема для консервативных египтян как патриотичная« королева-воин », которая потерпела поражение. "омолодить судьбу Египта. Напротив, славное правление Хатшепсут было совершенно другим случаем: она продемонстрировала, что женщины так же способны, как и мужчины, управлять двумя землями, поскольку она успешно председательствовала в процветающем Египте более двух десятилетий. Если намерение Тутмоса III состояло в том, чтобы предотвратить возможность вступления на престол женщины, как это предлагал Тилдесли, это было неудачей, поскольку Тусрет и Нефернефруатон (возможно), женщина-соправитель или преемница Эхнатона, взяли трон на короткое время, поскольку фараон позже в Новом Царстве.

«Проблема Хатшепсут»

Стирание имени Хатшепсут - независимо от причины или человека, заказавшего это - почти привело к ее исчезновению из археологических и письменных записей Египта. Когда египтологи девятнадцатого века начали интерпретировать тексты на стенах храма Дейр-эль-Бахри (которые были проиллюстрированы двумя, казалось бы, королями-мужчинами), их переводы не имели смысла. Жан-Франсуа Шампольон, французский декодер иероглифов, был не единственным, кто был смущен очевидным конфликтом между словами и изображениями:

Если я был несколько удивлен, увидев здесь, Как и повсюду в храме, знаменитый Моэрис [Тутмос III], украшенный всеми королевскими знаками, уступил место Амененте [Хатшепсут], имя которой мы можем тщетно искать в королевских списках, еще более удивился я, обнаружив после прочтения надписей, где бы они ни упоминали этого бородатого царя в обычной одежде фараонов, существительные и глаголы были в женском роде, как если бы речь шла о царице. Я обнаружил одну и ту же особенность повсюду...

«Проблема Хатшепсут» была главной проблемой в конце 19-го и начале 20-го века. Египтология, сосредоточенная на путанице и разногласиях в порядке преемственности ранних 18 династия фараоны. Дилемма получила свое название от путаницы в хронологии правления царицы Хатшепсут и Тутмоса I, II и III. В своем время эта проблема была неоднозначным достаточно, чтобы вызвать академическую распрю между ведущими египтологами и созданными представлениями о ранней семье Thutmosid, что сохранялось и в 20 век, влияние которого до сих пор можно найти в более поздних работах. С точки зрения хронологии, проблема Хатшепсут в значительной степени прояснилась в конце 20 века, когда было обнаружено больше информации о ней и ее правлении.

Археологические открытия

Открытие в 2006 г. залежи фундамента, включая девять золотых картушей с именами Хатшепсут и Тутмоса III в Карнак может пролить дополнительный свет на возможную попытку Тутмоса III и его сына Аменхотепа II стереть Хатшепсут из исторических записей, а также на правильную природу их отношений и ее роль фараона.

В популярной культуре

Искусство

В феминистском произведении The Dinner Party автора Джуди Чикаго изображено место для Хатшепсут.

Телевидение

Музыка

Literature

Хатшепсут появлялась как вымышленный персонаж во многих романах, в том числе в следующем:

  • Стефани Тх Орнтон: Дочь Богов. Пингвин. 2014.
  • Марек Хальтер : Сипфора: жена Моисея. Нью-Йорк: Корона (1-е издание для США). 2005. ISBN 978-1-4000-5279-0.
  • Элоиза Джарвис МакГроу : Мара: дочь Нила. Трус-Макканн. 1953.
  • Полин Гедж : Дитя утра. Macmillan Company of Canada. 1977. ISBN 978-0-7705-1520-1.
  • Джудит Тарр : Король и богиня. Нью-Йорк: Тор. 1996. ISBN 978-0-8125-5084-9.
  • Ее консолидация власти занимает видное место в серии загадок об убийствах Амеротке Пола Доэрти, в которой вымышленный детектив - судья на службе у Хатшепсут. В романах она упоминается как Хатусу, сокращение от ее имени. Первый роман серии, Маска Ра, посвящен смерти ее мужа-брата и захвату власти.

См. Также

Примечания

Ссылки

  • Браун, Чип (апрель 2009 г.). «Сам король». National Geographic: 88–111.
  • Fairman, H.W.; Б. Грдселофф (1947). «Тексты Хатшепсут и Сетоса I внутри Speos Artemidos». Журнал египетской археологии. 33 : 12–33. doi : 10.2307 / 3855434. JSTOR 3855434.
  • Фахри, Ахмед (1939). «Новое слово времен правления Хатшепсут и Тутмоса III в Бени-Хасане». Annales du Service des Antiquités de l'Égypte. 39 : 709–723.
  • Гардинер, Алан Хендерсон (1946). "Копия Дэвиса великой надписи Speos Artemidos". Журнал египетской археологии. 32 : 43–56. doi : 10.2307 / 3855414. JSTOR 3855414.
  • Харбин, Майкл А. (2005). Обещание и благословение: исторический обзор Ветхого и Нового Заветов. Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван. ISBN 978-0-310-24037-2.
  • Надиг, Питер (2014). Хатчепсут. Майнц: фон Заберн. ISBN 978-3-8053-4763-1.
  • Редфорд, Дональд Б. (1967). История и хронология 18-й династии Египта: семь этюдов. Торонто: University of Toronto Press.
  • Шоу, Ян, изд. (2002). Оксфордская история Древнего Египта. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-280293-4.
  • Тилдесли, Джойс (1996). Хатчепсут: Женщина-фараон. Лондон: Викинг. ISBN 978-0-670-85976-4.
  • Уэллс, Эвелин (1969). Хатшепсут. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдэй.
  • Олдред, Сирил (1952). Развитие древнеегипетского искусства с 3200 по 1315 год до нашей эры. Лондон: А. Тиранти.
  • Эдгертон, Уильям Ф. (1933). Наследование Тутмосида. Чикаго: University of Chicago Press.
  • Гардинер, сэр Алан (1961). Египет фараонов. Оксфорд: Clarendon Press.
  • Hayes, William C. (1973). «Египет: внутренние дела от Тутмоса I до смерти Аменофиса III». Кембриджская древняя история: история Ближнего Востока и Эгейского региона, c. 1800–1380 гг. До н.э. (3-е изд.). Лондон: Издательство Кембриджского университета.
  • Масперо, Гастон (1903–1906). История Египта, Халдеи, Сирии, Вавилонии и Ассирии. Лондон: Grolier Society.
  • Нимс, Чарльз Ф. (1965). Фивы фараонов: образец для каждого города. Нью-Йорк: Stein and Day.
  • Roehrig, Catharine H.; Дрейфус, Рене; Келлер, Кэтлин А., ред. (2005). Хатшепсут: От царицы до фараона. Нью-Йорк: Музей искусств Метрополитен. ISBN 978-1-58839-172-8.
  • Уилсон, Джон А. (1951). Бремя Египта. Чикаго: University of Chicago Press.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-23 03:19:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте