Культура Сомали

редактировать

Культура Сомали представляет собой объединение традиций, которые были разработаны независимо с протосомалийской эры посредством взаимодействия с соседними и далекими цивилизациями, включая другие части Африки, Аравийского полуострова и Индийского субконтинента. Гиперным термином «сомалийский» в геополитическом смысле является Хорнер, а в этническом смысле - кушит.

Содержание
  • 1 Обзор
  • 2 Пан-сомализм
    • 2.1 Известные пансомалисты
  • 3 Религия
    • 3.1 Религия
    • 3.2 Важные исламские деятели
  • 4 Языки
  • 5 Клан и семейная структура
  • 6 Одежда
    • 6.1 Мужчины
    • 6.2 Женщины
  • 7 Искусство
  • 8 Обычаи и вежливость
  • 9 Медиа
  • 10 Литература
  • 11 Спорт
  • 12 См. Также
  • 13 Ссылки
Обзор
Традиционный dabqaad курильница.

Культурное распространение сомалийского коммерческого предприятия можно обнаружить в его экзотической кухне, в которой чувствуется влияние Юго-Восточной Азии. Из-за того, что сомалийцы обладают способностями к поэзии, Сомали часто называют «нацией поэтов» и «нацией бардов », как, например, канадцы романист Маргарет Лоуренс. У сомалийцев есть традиция рассказывать истории.

Согласно канадскому писателю и ученому Маргарет Лоуренс, которая первоначально ввела термин «Нация поэтов» для описания Сомалийского полуострова, клан Эидагале рассматривался как « признанные знатоки сочинения стихов »своих собратьев-сомалийских современников:

Среди племен эйдагалла являются признанными знатоками сочинения стихов. Один отдельный поэт Эидагаллы может быть не лучше, чем хороший поэт другого племени, но у Эидагаллы, похоже, больше поэтов, чем у любого другого племени. «Если бы у вас была здесь сотня эйдагалла, - однажды сказал мне Херси Джама, - и спросил, кто из них может петь его собственный габей, девяносто пять человек смогут петь. Остальные все еще учились бы».

богатое музыкальное наследие, основанное на традиционном сомалийском фольклоре. Большинство сомалийских песен - пентатоника ; то есть они используют только пять высот на октаву в отличие от гептатонической (семи нот) шкалы, такой как мажорная гамма.

сомалийский искусство - это художественная культура сомалийского народа, как историческая, так и современная. Сюда входят художественные традиции в гончарном деле, музыке, архитектуре, резьбе по дереву и других жанрах. Сомалийское искусство характеризуется своим аниконизмом, отчасти в результате рудиментарного влияния доисламской мифологии сомалийцев в сочетании с их повсеместными мусульманскими верованиями. Форма страны дает единой стране прозвище тоддобо (семь).

пансомализм

сомалийский национализм основан на представлении о том, что сомалийцы в Великом Сомали разделяют общие язык, религия, культура и этническая принадлежность, и как таковые сами по себе составляют нацию. Самые ранние проявления этой идеологии часто восходят к движению сопротивления, которое возглавил Мохамед Абдулла Хасан, восстание дервишей на рубеже 20-го века. На северо-западе современного Сомали первой сомалийской националистической политической организацией была сформирована Сомалийская национальная лига (SNL), созданная в 1935 году в бывшем Британском Сомалиленде протекторате. В северо-восточных, центральных и южных регионах страны Сомалийский молодежный клуб (SYC) был основан в 1943 году в итальянском Сомалиленде, незадолго до периода опеки. Позднее SYC был переименован в Сомалийскую молодежную лигу (SYL) в 1947 году. Он стал самой влиятельной политической партией в первые годы после провозглашения независимости Сомали.

Известные пансомалисты

Бывший лидер Сомалийской молодежной лиги Аден Абдулла Осман Даар, который в конечном итоге стал первым президентом Сомалийской Республики после объединения Государства Сомалиленд и итальянская опека над Сомали.
Религия

За очень немногими исключениями, сомалийцы полностью исповедуют ислам, большинство из которых принадлежат к суннитской ветви ислама и Шафиитская школа исламского права.

Мерка - древний исламский центр в Сомали.

Существует две теории о том, когда сомалийцы начали принимать Ислам. В одном из них говорится, что ислам, вероятно, пришел в Сомали в VII веке, когда последователи Мухаммеда спаслись от преследований со стороны курайшского племени в Мекке. Альтернативная теория гласит, что ислам был принесен в прибрежные поселения Сомали между 7 и 10 веками благодаря арабским и персидским купцам-мореплавателям. Раскол суннитов и шиитов в исламе произошел до того, как ислам распространился среди сомалийцев, и сунниты составляют подавляющее большинство современных сомалийцев. Сомалийские суфийские религиозные ордена (тарика) - Кадирийя, Ахмадия и Салихийя - в форме мусульманских братств сыграли важную роль в сомалийском исламе и современной истории Сомали..

Из трех орденов менее строгий кадирийский тарикат является самым старым, и это секта, к которой принадлежало большинство сомалийцев. Орден Каадирии назван в честь шейха Мухиуддина Абдул Кадира Гилани Багдада. И. М. Льюис заявляет, что Каадирия имеет высокую репутацию за поддержание более высоких стандартов исламского обучения, чем его конкуренты.

Ахмадия и ее подсекта Салихия проповедовали пуританскую форму ислама и отвергли популярную суфийскую практику тавассул (посещение гробниц святых с просьбой о посредничестве). Б. Г. Мартин утверждает, что эти два ордена разделяли некоторые взгляды ваххабитов Аравии. Религиозные различия между Каадирией и Салихийей вызывали споры, поскольку Салихи продолжали выступать против практики тавассула кадири и заявляли, что этот акт недействителен и является ненадлежащей религиозной деятельностью.

Ахмадия имеет наименьшее количество сторонников тавассула. три ордена.

Коранические школы (также известные как дугси) остаются основной системой традиционного религиозного обучения в Сомали. Поставляется на арабском языке. Они предоставляют исламское образование для детей. Согласно ЮНИСЕФ, система дугси, содержание которой основано на Коране, учит наибольшее количество студентов и пользуется большой поддержкой родителей, часто является единственной системой, доступной сомалийцам в кочевых племенах. по сравнению с городскими районами. Исследование, проведенное в 1993 году, среди прочего показало, что «в отличие от начальных школ, где гендерное неравенство огромно, около 40 процентов учеников коранических школ - девочки; но преподавательский состав имеет минимальную квалификацию, необходимую для обеспечения интеллектуального развития. дети." Для решения этих проблем правительство Сомали со своей стороны впоследствии создало Министерство по делам ислама и благотворительности, в соответствии с которым в настоящее время регулируется кораническое образование.

Сомалийское сообщество на протяжении веков произвело на свет важных мусульманских деятелей, многие из которых существенно повлияли на курс исламского обучения и практики в Африканском Роге и мусульманском мире.

Религиозность

Мечеть в Бораме, Республика Сомалиленд.

Хотя Исследовательский центр Пью не проводил опрос в Сомали, его северо-западный сосед Джибути, население которого составляет большинство в Сомали, сообщил о разбивке вероучений мусульман, 77% которых придерживаются Суннизм, 8% как неконфессиональный мусульманин, 2% как шиит, тринадцать процентов отказываются отвечать, и еще один отчет включает регион Сомали предусматривающие 2% приверженность секте меньшинства (например, ибадизм, коранизм и т. д.). Сомалийские сунниты в первую очередь принадлежат к шафиитской школе исламской юриспруденции или являются приверженцами салафитского вероучения. суфизм, мистическое измерение ислама, также хорошо известна, с множеством местных джамаа (завия ) или конгрегаций различных тарика или суфийских орденов. конституция Сомали также определяет ислам как религию Сомалийской Республики, а ислам шариат как основной источник национального законодательства.

Ислам очень рано вошел в регион далее, поскольку группа преследуемых мусульман по настоянию Пророка Мухуммада искала убежища через Красное море в Африканском Роге. Таким образом, ислам мог быть введен в Сомали задолго до того, как вера даже пустила корни в месте своего происхождения.

Хотя сомалийские женщины изначально были исключены из многих религиозных орденов, в которых доминировали мужчины, полностью женский институт Абай Сити был основан в конце 19 века, вобрал в себя сомалийские традиции и ислам.

Кроме того, сомалийское сообщество на протяжении веков произвело множество важных исламских деятелей, многие из которых существенно повлияли на ход мусульманского обучения и практики в районе Африканского Рога, Аравийского полуострова, и многое другое. Среди этих исламских ученых - сомалийский теолог и юрист Осман бин Али Зайлаи из Зейла, который написал самый единственный авторитетный текст о ханафитской школе ислама, состоящий из четырех томов, известный как Табайин аль-Хакаик ли Шарх Канз ад-Дакаик.

Важные исламские деятели

Шейх Али Айанле Саматар, выдающийся сомалийский исламский ученый.
Языки

Сомалийский язык является официальным языком Сомали. Он является членом кушитской ветви афро-азиатской языковой семьи, и его ближайшие родственники - языки афар и оромо.. Сомали является наиболее документированным из кушитских языков; его академические исследования датируются периодом до 1900 года.

Османья письменность.

Сомалийские диалекты делятся на три основные группы: северные, бенаадирские и Мэй. Северный Сомали (или Северный-Центральный Сомали) составляет основу Стандартного Сомали. На Бенаадире (также известном как Прибрежный Сомали) говорят на Бенадир побережье от Адале к югу от Мерка, включая Могадишо, а также как в ближайшей глубинке. В прибрежных диалектах есть дополнительные фонемы, которых нет в стандартном сомалийском языке. На Маай в основном говорят кланы дигил и мирифле (Раханвейн ) в южных районах Сомали.

Поскольку сомалийский язык давно утратил свою древнюю письменность, на протяжении многих лет для транскрибирования языка использовалось несколько систем письма. Из них сомалийский алфавит является наиболее широко используемым и является официальным письмом в Сомали с тех пор, как правительство бывшего президента Сомали Сиада Барре официально представило его в октябре 1972 года.

Внешний вид алфавита Музей Сарьяна, Харгейса

Шрифт был разработан рядом ведущих ученых Сомали, в том числе Муса Хаджи Исмаил Галал, Б. W. Andrzejewski и Shire Jama Ahmed специально для расшифровки сомалийского языка и использует все буквы английского латинского алфавита, кроме p, v и z. Помимо латинского письма Ахмеда, другие орфографии, которые веками использовались для написания сомалийского языка, включают давно установившееся арабское письмо и письмо Вадаада. Системы письменности коренных народов, разработанные в двадцатом веке, включают письменности Османья, Борама и Каддаре, которые были изобретены Османом Юсуфом Кенадидом, Шейх Абдурахман Шейх Нуур и Хусейн Шейх Ахмед Каддаре соответственно.

Помимо Сомали, арабский является официальным национальным языком Сомали. Многие сомалийцы говорят на нем из-за многовековых связей с арабским миром, сильного влияния арабских СМИ и религиозного образования.

Английский язык также широко используется и преподается. Итальянский раньше был основным языком, но его влияние значительно уменьшилось после обретения независимости. Сейчас это чаще всего слышно среди старшего поколения, которое контактировало с итальянцами в то время или позже в качестве мигрантов в Италию. Другие языки меньшинств включают браванский, вариант банту язык суахили, на котором говорят вдоль побережья браванцы.

Клан и семья структура
Традиционные сомалийские кланы

клановые группировки сомалийцев являются важными социальными единицами, а членство в кланах играет центральную роль в сомалийской культуре и политике. Кланы являются патрилинейными и делятся на подкланы и подклассы, в результате чего образуются расширенные семьи.

Основные сомалийские кланы включают:

Подробнее о клановой структуре см. Демография Сомали

Одежда

Мужчины

Сомалийские мужчины в одежде ара саронг.

Когда они не одеты в западную одежду, такую ​​как джинсы и футболки, сомалийские мужчины обычно носят макави (маави), саронг подобная одежде, носимая вокруг талии, и большая ткань, обернутая вокруг верхней части их тела. На голову они часто надевают красочный тюрбан или носят куфияд, вышитую такию.

. Из-за близости Сомали к мусульманскому миру и тесных связей с ним многие сомалийские мужчины также носят Тауб (хамиис в Сомали ), длинная белая одежда, распространенная среди мусульман.

Традиционно сомалийская одежда для мужчин состояла из двух простыней (часто простой белой), одна покрывалась драпировкой. плечо, а другой завязаны на талии. На простыне иногда была вышивка, узоры или ажурные бордюры. Этот наряд больше не является обычным явлением, хотя его можно найти в некоторых сельских общинах.

Женщины

Сомалийские женщины в традиционном дираке и шаше

Во время регулярных повседневных занятий женщины обычно носят гунтино, длинную ленту ткани, перевязанную через плечо и драпированную вокруг талии.. Гунтиино традиционно изготавливается из простой белой ткани, иногда с декоративной каймой, хотя в настоящее время чаще используется алинди, ткань, распространенная в регионе Рога и некоторых частях Северной Африки. Эту одежду можно носить в разных стилях и из разных тканей.

Для более официальных мероприятий, таких как свадьбы или религиозные торжества, такие как Ид, женщины носят дирак, длинное, легкое прозрачное платье из вуали из хлопка или полиэстера. Носится поверх полукомбинезона во всю длину и бюстгальтера. Нижняя юбка, известная как горгорад, сделана из шелка и является ключевой частью общей одежды. Дирак обычно блестящий и очень красочный, самые популярные стили - с позолоченными краями или нитками. Ткань обычно приобретается в сомалийских магазинах одежды в тандеме с горгорадом. В более неформальной обстановке, например, дома, сомалийские женщины обычно носят баати. Баати - это длинная одежда, похожая на платье, сделанная из удобного полиэстера.

Замужние женщины обычно носят платки, называемые шашем, а также часто покрывают верхнюю часть тела шалью, известной как гарбасаар. Гарбасаар может носить любая женщина, независимо от ее военного статуса. В целом, однако, сомалийские женщины прикрываются хиджабом вне дома или в присутствии мужчин за пределами семьи (двоюродные братья, дяди, друзья).

Кроме того, сомалийские женщины имеют давнюю традицию ношения золотых и серебряных украшений, особенно браслетов. На свадьбах невесту часто украшают золотом. Многие сомалийские женщины по традиции также носят золотые ожерелья и браслеты. Ксирси, исламское ожерелье, которое также надевают в Эфиопии и Йемене, часто носят.

Искусство
Сомалийский певец, носящий хну узор на руках и руках.

Сомалийское искусство - это художественная культура сомалийского народа, как историческая, так и современная. К ним относятся художественные традиции в гончарном деле, музыке, архитектуре, резьбе по дереву и других жанрах. Сомалийское искусство характеризуется своим аниконизмом, отчасти в результате рудиментарного влияния доисламской мифологии сомалийцев в сочетании с их повсеместными мусульманскими верованиями. Однако в прошлом были случаи художественного изображения живых существ, таких как золотые птицы на могадишанских навесах, верблюды и лошади на древних наскальные изображения на севере Сомали и растительные украшения на религиозных гробницах на юге Сомали, но они считаются редкостью. Вместо этого замысловатые узоры и геометрические узоры, смелые цвета и монументальная архитектура были нормой.

Кроме того, хна является важной частью сомалийской культуры. Сомалийские женщины носят его на руках, руках, ногах и шее во время свадеб, Ид, Рамадан и других праздничных мероприятий. Дизайн сомалийской хны похож на другие рога африканцев, часто с цветочными мотивами и треугольными формами. Ладонь также часто украшают точкой хны, а кончики пальцев окунают в краситель. Вечеринки хной обычно проводятся перед свадебной церемонией.

Обычаи и вежливость

Сомалийцы тепло приветствуют друг друга рукопожатием, но многие избегают рукопожатия с противоположным полом. Общие устные приветствия включают:

сомалийская женщина в Харгейсе вступительная речь с традиционным приветствием.

Сомалийцы размахивают руками и руками, чтобы драматизировать речь. Многие идеи выражаются с помощью определенных жестов рук. Большинство этих жестов выполняется женщинами:

  • Быстрый поворот открытая рука означает «ничего» или «нет».
  • Щелкание пальцами может означать «давно» или «так далее»
  • Большой палец под подбородком означает «полнота».
  • Невежливо указывать ступней или ботинком на другого человека.
  • Невежливо использовать указательный палец, чтобы позвать кого-то; этот жест используется для вызова собак.

Во время эра Сиада Барре, новое приветствие, направленное на борьбу с Было введено преобладание клановости, называемое jaale, которое в Сомали имеет двойное значение, включая цвет желтый и товарищ или друг.

СМИ
Литература
Сомалийский язык выставленные книги.

Сомалийские ученые на протяжении веков создали множество выдающихся образцов исламской литературы, начиная от поэзии и кончая хадисами. С принятием в 1972 году латинского алфавита для расшифровки сомалийского языка многочисленные современные сомалийские авторы также выпустили романы, некоторые из которых получили всемирное признание. Из этих современных писателей Нуруддин Фарах, вероятно, наиболее прославлен. Такие книги, как From a Crooked Rib и Links, считаются важными литературными достижениями, работы, которые принесли Фарах, среди прочего, награду Международной литературной премии Нойштадта. Фарах Мохамед Джама Аул - еще один выдающийся сомалийский писатель, который, возможно, наиболее известен своим романом времен дервишей «Невежество - враг любви». Мохамед Ибрагим Варсаме считается многими величайшим ныне живущим сомалийским поэтом, и некоторые из его произведений были переведены на международном уровне.

Спорт

Футбол, или футбол, является самым популярным видом спорта в Сомали. Важными внутренними соревнованиями являются Сомалийская лига и Кубок Сомали, где национальная футбольная команда Сомали играет на международном уровне.

В баскетбол также играют в деревне. Чемпионат Африки ФИБА 1981 проходил в Могадишо с 15 по 23 декабря 1981 года, в ходе которого национальная сборная по баскетболу получила бронзовую медаль.

Абди Байл был первым спортсменом из Сомали, выигравшим золотую медаль на чемпионате мира ИААФ по легкой атлетике, когда он стал чемпионом на 1500 метров на чемпионате мира 1987 года. Мо Фарах также выиграл три золота чемпионата мира и два олимпийских золота на Олимпийских играх в Лондоне в 2012 году на дистанциях 5000 и 10000 метров.

В боевых искусствах, Фейсал Джейлани Авейс и Мохамед Дек Абдулле заняли серебряную медаль и четвертое место соответственно на чемпионате 2013 года. Открытый мир Тхэквондо Challenge Cup в Тонгерен. Национальный олимпийский комитет Сомали разработал специальную программу поддержки, чтобы гарантировать успех в будущих турнирах. Кроме того, Мохамед Джама выигрывал мировые и европейские титулы в K1 и тайском боксе.

См. Также
Ссылки

Эта статья включает материалы, являющиеся общественным достоянием с веб-сайта Библиотеки Конгресса США по изучению стран http: //lcweb2.loc.gov / frd / cs /.

Последняя правка сделана 2021-05-16 11:15:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте