Кушитские языки

редактировать
Ветвь афроазиатской языковой семьи, родиной которой является Восточная Африка
Кушитские
Географическое. распространениеЕгипет, Судан, Африканский Рог, Восточная Африка
Лингвистическая классификация Афро-азиатский
  • Кушитский
ПротоязычныйПрото-кушиты
Подразделения
ISO 639-2 / 5 cus
Glottolog cush1243
Cushitic languages in Africa.svg Распространение кушитских языков в Африке
. Карта кушитских языков

кушитских языков языки являются ветвью афроазиатской языковой семьи. На них говорят в основном в Африканском Роге (Джибути, Эритрея, Эфиопия и Сомали ), поскольку а также долина Нила (Судан и Египет ) и части региона Великих африканских озер (Танзания и Кения ). Носители кушитских языков и потомки носителей кушитских языков именуются кушитскими народами. Этот тип был впервые обозначен как кушитский в 1858 году. Основные кушитские языки включают оромо, сомали, бежа, агав, афар, Сахо и Сидамо.

На основании ономастических свидетельств, Меджай и Блемми из Северная Нубия, как полагают, говорила на кушитских языках, родственных современному языку беджа. Менее достоверны гипотезы, согласно которым на кушитских языках говорили люди культуры C-группы в северной Нубии или люди культуры Керма в южной Нубии. Исторический лингвистический анализ показывает, что языки, на которых говорили в саваннской пасторальной неолитической культуре Рифт-Валли и прилегающих территорий, могли быть языками южно-кушитской ветви.

Содержание

  • 1 Основные и официальные языки
  • 2 Происхождение
  • 3 Типологические характеристики
    • 3.1 Фонология
    • 3.2 Грамматика
      • 3.2.1 Существительные
      • 3.2.2 Глаголы
      • 3.2.3 Синтаксис
  • 4 Классификация
    • 4.1 Обзор
    • 4.2 Бежа
    • 4.3 Другие расходящиеся языки
  • 5 Вымершие языки
  • 6 Реконструкция
  • 7 Сравнительный словарь
    • 7.1 Базовый словарь
    • 7.2 Цифры
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки

Основные и официальные языки

Кушитские языки с наибольшее количество носителей: оромо (25 миллионов), сомалийский (16,2 миллиона), беджа (3,2 миллиона), сидамо ( 3 миллиона) и Афар (2 миллиона). Оромо - рабочий язык региона Оромия в Эфиопии. Сомали - один из двух официальных языков Сомали и, как таковой, единственный кушитский язык, которому присвоен статус официального языка на уровне страны. Он также служит языком обучения в Джибути и рабочим языком региона Сомали в Эфиопии. Бежа, Афар, Блин и Сахо, языки кушитской ветви афроазиатского языка, на которых говорят в Эритрее, являются языками обучения в программе начальной школы Эритреи. Конституция Эритреи также признает равенство всех языков, на которых говорят местные жители. Кроме того, афар является языком обучения в Джибути, а также рабочим языком региона Афар в Эфиопии. -Кушитский язык еще в раннем голоцене.

Типологические характеристики

Фонология

Большинство кушитских языков имеют простую пятигласную систему с фонематической длиной (/ aa: ee : ii: oo: uu: /); Заметным исключением являются языки агау, в которых не противопоставляется длина гласных, но есть один или два дополнительных центральных гласных. Список согласных многих кушитских языков включает глоттальные согласные, например в Оромо, который имеет выбрасывание / pʼ tʼ tʃʼ kʼ / и имплозивное / ᶑ /. Реже встречаются глоточные согласные / ħ ʕ /, например, в сомали или сахо-афарских языках.

тональный акцент встречается в большинстве кушитских языков и играет важную роль в морфологии и синтаксисе.

Грамматика

Существительные

Существительные склоняются для падежа и числа. Все существительные разделены на две категории род, мужской род и женский род. Во многих языках род явно указывается непосредственно на существительном (например, в авнги, где все женские существительные имеют суффикс -a).

Падежная система многих кушитских языков характеризуется следующим образом: отмечено номинативным выравниванием, что типологически довольно редко и преимущественно встречается в языках Африки. В отмеченных именительных языках существительное появляется в немаркированном «абсолютивном» падеже, когда оно цитируется изолированно или когда используется как предикативное существительное и как объект переходного глагола; с другой стороны, он явно отмечен для именительного падежа, когда он функционирует как подлежащее в переходном или непереходном предложении.

Владение обычно выражается родительным падежом, обозначающим обладателя. Южный кушитский - в котором нет падежей для субъекта и объекта - следует противоположной стратегии: здесь одержимое существительное помечается для строить падеж, например Iraw afé-r mar'i "двери" (букв. "Устья домов"), где afee "рот" помечен как конструктивный падеж.

Большинство существительных по умолчанию не помечены для числа, но могут быть явно помечены для единственного числа ("единственное число ") и множественного числа. Например. в Билин dəmmu "кошка (и)" не имеет числового значения, из чего можно образовать единственное dəmmura "один кот" и множественное dmmura "несколько кошек". Множественное образование очень разнообразно и включает аблаут (т. Е. Изменения корневых гласных или согласных), суффиксы и удвоение.

Глаголы

Глаголы склоняются для лица / числа и времени / аспекта. Во многих языках также есть особая форма глагола в отрицательных придаточных предложениях.

Большинство языков различают семь категорий лиц / чисел: первое, второе, третье лицо, единственное и множественное число, с мужским / женским родом в третьем человек в единственном числе. Самый распространенный тип спряжения использует суффиксы. Некоторые языки также имеют префиксное спряжение: в бежа и сахо-афарских языках префиксное спряжение по-прежнему является продуктивной частью парадигмы глагола, тогда как в большинстве других языков, например Сомали, он ограничен всего несколькими глаголами. Принято считать, что исторически суффиксное спряжение развилось из более старого приставочного спряжения, путем объединения основы глагола с суффиксированным вспомогательным глаголом. В следующей таблице приведен пример спряжения суффикса и префикса в утвердительном настоящем времени в сомали.

суффикс. спряжениепрефикс. спряжение
"bring""приходи"
1.sg.keen-aai-maadd-aa
2.sg.keen-taati-maadd-aa
3.sg.masc.keen-aayi-maadd-aa
3.sg.fem.keen-taaти-маадд-аа
1.pl.keen-naaни-маад-наа
2.pl.кин-таанти-маадд-ан
3.pl.keen-aanyi-maadd-aan

Синтаксис

Базовый порядок слов - финальный глагол, наиболее распространенный порядок субъект – объект – глагол (SOV). Субъект или объект могут также следовать за глаголом, чтобы обозначить focus.

Classification

Overview

Кушитские языки обычно включают следующие ветви:

Эти классификации не были бесспорными, и многие другие классификации были предложены на протяжении многих лет.

Предлагаемая классификация Cushitic и его подразделений
Greenberg (1963)Hetzron (1980))Флеминг (после 1981 г.)Орел и Стобова (1995)
  • афро-азиатский
    • беджа (не часть кушитского)
    • кушитский
      • привет ghland
        • Рифт-Валли (Хайленд-Восточный Кушитик)
        • Агау
      • Низменность
        • Южный
          • Омо-Тана
          • Оромоид
          • Дуллай
          • Яаку
          • Иракв
        • Сахо-Афар
  • Афро-азиатский
    • Омотик
    • Эритрейский
      • Кушитский
      • Онгота
      • Неэфиопский
        • Бежа
  • Афро-азиатский
    • Кушитский
      • Омотик
      • Бежа
      • Агау
      • Сидамик
      • Ист-Лоулендс
      • Рифт
Дьяконов (1996)Милитарев (2000)Тоско (2000)Эрет (2011)
  • афро-азиатский
    • восточно-западный афразийский
      • кушитский

(не включает омотик)

  • афро-азиатский
    • южноафразийский
      • омотический
      • кушитский
  • афро-азиатский
    • кушитский
      • беджа
      • Агау
      • Восток
        • Хайленд
        • Низменность
          • Южный
            • Ядерный
              • Омо-Тана
              • оромоид
            • поперечный
              • Dullay
              • Yaaku
          • Saho-'Afar
        • Dahalo
        • Иракв (+ Sou й кушитский)
  • афразийский
    • омотический
    • эритрейский
      • кушитский
        • северокушитский
          • бежа
        • агав-восток- Южный кушит
          • агав
          • восточно-южный кушитский
            • восточно-кушитский
            • южный кушитский
      • северный эритрейский
        • чадо-берберский
          • чадский
          • берберский (амазайт)
        • бореафразийский
          • египетский
          • семитский

бежа

бежа является единственным членом подгруппа северных кушитов. Таким образом, беджа содержит ряд лингвистических нововведений, которые уникальны для него, как и ситуация с другими подгруппами кушитского языка (например, идиосинкратические особенности в агау или центральном кушитском языке). Хецрон (1980) утверждает, что беджа может составлять независимую ветвь афроазиатской семьи. Однако это предложение было отвергнуто большинством других ученых. Характеристики бежа, которые отличаются от характеристик других кушитских языков, вместо этого обычно считаются нормальным вариантом ветвления. Эти уникальные особенности также объясняются тем фактом, что язык беджа вместе с группой диалектов сахо-афар являются наиболее консервативными формами кушитской речи.

идентифицировал Джозеф Галеви (1873). лингвистическое сходство было общим между беджа и другими соседними кушитскими языками (а именно: афар, агав, оромо и сомали ). впоследствии сгруппировал беджа с сахо-афарским, сомалийским и оромо в низменный кушитский подтип, представляющий половину двукратного раздела кушитского. Морено (1940) предложил двудольную классификацию беджи, аналогичную классификации Рейниша, но смешал беду с низменным кушитским и центральным кушитским. Примерно в то же время Энрико Черулли (ок. 1950) утверждал, что беджа составляет независимую подгруппу кушитов. В течение 1960-х годов Арчибальд Н. Такер (1960) постулировал ортодоксальную ветвь кушитского, которая включала беджа, восточный кушитский и агау, и периферийную ветвь кушитского, которая включала другие языки в филум. Дихотомия Такера, хотя и похожа на парадигму Райниша, основывалась на другом типологическом подходе. Анджей Заборски (1976) на основании генетических особенностей предположил, что Бежа является единственным представителем северного подтипа кушитов. Благодаря своим лингвистическим нововведениям Роберт Хетцрон (1980) утверждал, что беджа может составлять независимую ветвь афроазиатской семьи. Предложение Хетцрона было сделано независимо и в значительной степени проигнорировано или отвергнуто почти всеми лингвистами (Zaborski 1984 1997; Tosco 2000; Morin 2001). Appleyard (2004) позже также продемонстрировал, что нововведения в Beja, которые идентифицировал Хетцрон, были сосредоточены на типологическом аргументе, включающем предполагаемое изменение синтаксиса, а также состояли только из пяти различных морфологических особенностей Cushitic. Марчелло Ламберти (1991) разъяснил традиционную классификацию Бежи Серулли, сопоставив этот язык как северную кушитскую ветвь с тремя другими независимыми кушитскими подтипами: низменный кушитский, центральный кушитский и сидама. Дидье Морен (2001) отнес бежу к низменному кушитскому языку на том основании, что этот язык имеет общие лексические и фонологические особенности с идиомами афар и сахо, а также потому, что на этих языках исторически говорили в смежных речевых областях. Однако среди лингвистов, специализирующихся на кушитских языках, традиционная парадигма Серулли принята в качестве стандартной классификации беджа.

Другие расходящиеся языки

Есть также несколько плохо классифицированных языков, в том числе Яаку, Дахало, Аасакс, Кв'адза, Бун, кушитский элемент Мбугу (Ма'а) и Онгота. Существует множество мнений относительно того, как языки взаимосвязаны.

Позиции языков дуллай и яаку неясны. Их традиционно относили к одной из ветвей восточного кушита наряду с высокогорными (сидамийскими) и низинными восточными кушитами. Тем не менее, Хейворд считает, что Восточный Кушитик не может быть допустимым узлом и что его составляющие следует рассматривать отдельно при попытке определить внутренние отношения Кушитика.

Афроазиатская идентичность Онгота имеет также широко подвергался сомнению, как и его позиция в афроазиатском языке среди тех, кто его принимает, из-за «смешанного» внешнего вида языка и скудности исследований и данных. Гарольд К. Флеминг (2006) предполагает, что Онгота является отдельной ветвью афроазиатского языка. Бонни Сэндс (2009) считает, что наиболее убедительным является предложение Савы и Тоско (2003), а именно, что онгота - это восточно-кушитский язык с нило-сахарским субстратом. Другими словами, может показаться, что народ онгота когда-то говорил на нило-сахарском языке, но затем перешел на кушитский язык, сохранив при этом некоторые характеристики своего более раннего нило-сахарского языка.

Hetzron (1980) и Эрет (1995) предположили, что южно-кушитские языки (рифтовые языки) являются частью низменного восточно-кушитского языка, единственной из шести групп с большим внутренним разнообразием.

Ранее считалось, что кушитский также включает омотические языки, которые затем назывались западными кушитскими. Однако от этой точки зрения отказались. Omotic обычно считается независимым ответвлением Afroasiatic, в первую очередь благодаря работам Гарольда К. Флеминга (1974) и Лайонела Бендера (1975); некоторые лингвисты, такие как Пол Ньюман (1980), оспаривают классификацию Омотика внутри самой афроазиатской семьи.

Вымершие языки

Было высказано предположение, что ряд вымерших популяций говорили на афроазиатских языках кушитской ветви. Марианна Беххаус-Герст (2000) предположила, что народы культуры Керма, которые населяли долину Нила в современном Судане непосредственно перед прибытием первых носителей нубийского языка, говорили на кушитском языке. языков. Она утверждает, что нило-сахарский нобийский язык сегодня содержит ряд ключевых слов, связанных со скотоводством заимствований, которые имеют протогорье восточно-кушитское происхождение, включая термины для овец / козьей шкуры, курицы / петух, вольер для скота, масло и молоко. Однако более поздние лингвистические исследования показывают, что люди культуры Керма (которые проживали в южной Нубии ) вместо этого говорили нило-сахарскими языками Восточного Судана ветви, и что народы культуры С-группы к северу (в северной Нубии ) и другие группы в северной Нубии (такие как Меджай и Бельммиес) говорили на кушитских языках с последнее относится к современному языку беджа. Лингвистическая близость древней культуры северной Нубии - предшественницы культуры C-группы - неизвестна, но Рилли (2019) предполагает, что вряд ли она говорила на языке Северной Нубии. Восточно-суданская ветвь Нило-Сахары и, возможно, говорила на кушитском языке, другом афро-азиатском языке или языке, принадлежащем другой (не северно-восточной) ветви нило-сахарской семьи. Рилли также критикует предложения (сделанные Беренсом и Бехаус-Герстом) о значительном раннем афро-азиатском влиянии на Nobiin и считает более сильными доказательства субстратного влияния на Nobiin ранее исчезнувшего восточно-суданского языка.

Лингвистические свидетельства указывает на то, что на кушитских языках говорили в Нижней Нубии, древнем регионе, который охватывает нынешний Южный Египет и Северный Судан, до прихода северо-восточных суданских языков из Верхняя Нубия

Жюльен Купер (2017) утверждает, что в древности на кушитских языках говорили в Нижней Нубии (самая северная часть современного дня Судан ). Он также заявляет, что восточно-суданское говорящее население из южной и западной Нубии постепенно вытеснило ранее говорящее на кушитском языке население этого региона.

В Handbook of Ancient Nubia Клод Рилли (2019) утверждает, что кушитское население когда-то языки доминировали Нижняя Нубия вместе с древнеегипетским языком. Он упоминает исторические записи Blemmyes, кушитоязычного племени, которое контролировало Нижнюю Нубию и некоторые города в Верхнем Египте. Он упоминает лингвистическую связь между современным языком беджа и древним языком блеммиев, и что блемми можно рассматривать как особое племя меджайцев.

Кроме того, историолингвистика указывает на то, что создатели саванны пасторального неолита (культура каменной чаши) в районе Великих озер, вероятно, говорили на южно-кушитских языках.

Кристофер Эрет (1998) предложил на основе заимствованных слов, которые южно-кушитские языки (называемые «Сказка» и «Биша» Эрета) говорили в районе, расположенном ближе к озеру Виктория, чем сегодня.

Кроме того, исторически южно-нилотские языки постоянно контактировали с «пропавшая» ветвь восточного кушита, которую Гейне (1979) называет базой.

Реконструкция

Кристофер Эрет предложил реконструкцию протокушитского периода в 1987 году, но сделал не основывать это на реконструкциях отдельных ветвей. Гровер Хадсон (1989) проделал некоторую предварительную работу по Хайленд-Ист-Кушитик, Дэвид Апплярд (2006) предложил реконструкцию Прото-Агау, а Роланд Кислинг и Маартен Мус (2003) совместно предложили реконструкцию Западного Рифта Южного Кушитика. Реконструкция низменности Восточного Кушитика не была опубликована, хотя Пол Д. Блэк написал свою (неопубликованную) диссертацию на эту тему в 1974 году. Никакая сравнительная работа еще не объединила эти реконструкции ветвей.

Сравнительная лексика

Базовая лексика

Пример базовой лексики кушитских языков из Фоссена и Диммендаала (2020: 318) (с PSC, обозначающим прото-южные кушитские языки):

ФилиалСеверныйЮжныйВосточныйЦентральный
ГлянцевыйБежа Иракв Оромо Авди Кемантни
'фут'рагад / лагадяаеемиила / лукалɨкʷлɨкʷ
«зуб»kwiresihhinooilkeeɨrkʷírkʷ
«волосы»hami / d.ifise'eeengwdabbasaaiʧifíibka
'heart'джин amuunáonneeɨʃewlɨbäka
'housegau / 'andado 'манаŋɨnnɨŋ
'wood'hindislupimukhakanikana
'meat'ʃa/doffu'naayfoonɨʃʃisɨya
'вода'yamma'aybiʃanaɣuaxʷ
'door'ɖefa/yafpiindobalbalalɨmʧi / sankbäla
'grass'siyam/ʃuʃgitsooʧ'itaasigʷianka
'black'hadal/hadodboogurraʧʧaárkíämäna
'red'adal/adardaa/aatdiimaadɨmmísäraɣ
'road'darabloohikaraa/godaanadadgorwa
'гора 'ребаtloomatuulluканdɨba
'spear'fena / gwiʃ'a* laabala (PSC)waraanawerémʃämärgina
«палка» (сущ.)'amis /' adi* hhadaulee / dullaagɨmbkɨnbɨ
'fire'n ' e'aslaibiddalegwɨzɨŋ
'donkey'mekdaqwaayhaaredarídɨɣora
'cat'bissa / kaffanyauwadureanguʧʧadamiya
'dog'yas / maniseeaayseeregɨséŋgɨzɨŋ
'cow'ʃ'a / yiwesleesa'aɨllwakäma
'lion'hadaдирангвленш'авуигамана
'хйена'галаба/карай* бахаа (PSC)waraaboɨɣʷíwäya
'sisterkwahat'ayobboleeytiisénáʃän
'brother'sannanaobboleessasénzän
«мать »deaayihaaɗaʧwágäna
« отец »бабабаабаааббатаблиаба
'sit's'a / aʈamiwiittaa'uuɨnʤikʷ-täkosɨm-
'sleep'diw/nariguu 'rafuuɣur\y-gänʤ-
'eat'там / 'amaagaaʧʧuɣʷ-xʷ-
'drink'gw'a / ʃifiwahɗugaaitizɨq-ʤax-
'kill'dirgaasaʤʤeesuukʷ-kʷ-
'speakhadid/kwinh'oo'dubbattudibs-gämär-
'thin''iyai/bilil* 'iiraw (PSC)hap'iinʧuk'ät'än-
'fat'dah/l'a* du / * iya (PSC)furdaamoríwäfär-
'small'dis/dabali* niinaw (PSC)t'innooigʷey
'big'win/ragaga* dir (PSC)guddaa / dagaagadɨngulífɨraq

Цифры

Сравнение числительных в отдельных кушитских языках:

КлассификацияЯзык12345678910
СеверБежа (бедави) aːlˈmalemheːjˈfaɖiɡэːдж (букв: 'рука')асасир (5 + 1)asaːˈrama (5 + 2)asiˈmheːj (5 + 3)aʃˈʃaɖiɡ (5 + 4)ˈtamin
ЮгАлагва (Васи) wákndʒadtamtsʼiɡaħkooʔanlaħooʔfaanqʼwdakatwelenmibⁱ
SouthBurunge leyiŋ / leẽt͡ʃʼadatamit͡ʃʼiɡaħakoːʔanilaħaʔufaɴqʼudaɡatiwelelimili
ЮгДахало vattúkʷe (mascu) / vattékʷe (fem)líimakʼabasaʕáladáwàtte < possible from 'hand'sita < Swahilisaba < Swahilinanekenda / tis (i) akumi
SouthGorowa (Gorwaa) waktsʼartámtsʼiyáħkooʔánlaħóoʔfâanqʼwdakáatwaléel / ɡweléelmibaanɡw
ЮгИракв wáktsártámtsíyáħkooánlaħoóʔfaaɴwdakaátɡ waleélmibaaɴw
CentralBilin (Bilen) laxʷ / laləŋasəxʷasədʒaankʷawəltaləŋətasəxʷətasəssaka
Центральный, ВосточныйXamtanga lə́wlíŋaáqʷasízaákʷawáltaláŋta / lántasə́wtasʼájtasʼɨ́kʼa
Центральный, ЮжныйАвнги ɨmpɨ́l / láɢúláŋaúɢasedzaáŋkʷawɨ́ltaláŋétasóɢétaséstatsɨ́kka
Центральный, WesternKimant (Qimant) la>a / laliŋasiɣʷasədʒaankʷawəltaləŋətasəɣʷətasəssaka
East, DullayGawwada tóʔonlákkeízzaħsálaħxúpintappitáʔanséttenkóllanТуган
Восток, ДуллайЦамай (Цамакко) doːkːolaːkːizeːħsalaħχobintabːentaħːansezːenolːankuŋko
East, HighlandAlaaba matúlamúsasúʔɔntúlehúlamaláhizzeːtúhɔnsútɔnnsú
Восток, ХайлендБурджи мишчаламафадияфулаумутталияламалахидиттавонфатанна
Восток, ХайлендГедео миттехромойсасешулондǰаанеторбаанесаддитасаллантомм
Восток, ХайлендХадийя матоламосасосоороналохоламарасадинтохонсотоммо
Восток, ХайлендКамбаата матоламоsásoóoloóntoléholamálahezzée tohónsotordúma
East, HighlandLibido matolamosasosooroʔontoleholamarasadeentohonsotommo
East, HighlandСидамо (Сидаама) клещхромойсасеʃooleонтелиламаласеттехонсетонна
восток, Консо-ГидолеБусса (Харсо-Бобасе) тоʔолакки, lam (m) e, lamayezza, siséħsalaħxúpincappicaansásse / séssekollanhúddʼan
East, Konso-GidoleDirasha (Gidole) akka (ha) fem., okko (ha) мужскойlakkihalpattaafurhenlehitappalakkuʃetiцинкутахунда
Восток, Консо-ГидолеКонсо таккалаккисэссаафуркенлехитаппасеттеsaɡalkuan
Восток, OromoOrma tokkōlamāсадиafurīanījatolbāsaddeetīsaɡalīkuɗenī
Восток, ОромоЗапад Центральный Оромо токколамасадииафурaniджахатолбасаддетсаɡалkuan
East, Rendille-BoniBoni kóów, hál-ó (mascu) / hás-só (fem)lábasíddéháfaranlíhtoddóusiyyéèdsaaɡaltammán
Восток, Рендиль-БониРендиль kôːw / ko: kalɖay (изолированная форма)lámːasɛ́jːaħáfːart͡ʃánlíħtɛːbásijːɛ̂ːtsaːɡáːltomón
восток, Сахо-АфарАфар enèki / inìkinammàyasidòħu / sidòħoòyuferèyi / fereèyikonòyu / konoòyuleħèyi / <148èèy>malħiinibaħaàrasaɡaàl атабана
Восток, Сахо-АфарСахо иниклам: аадовдалекеko:nliħmalħinbaarsaɡalтаман
Восток, СомалиГарре (Карре) ковламасиддехвдалекеʃanliʔtoddobesiyeedsaɡaaltommon
Восток, СомалиСомали kówlabásáddeħáfaránliħtoddobásiddèedsaɡaaltoban
Восток, СомалиТунни (Аф-Тунни) kówlámmasíddiʔáfaránlíʔtoddóbosiyéedsaɡáaltómon
Восток, Западная Омо-ТанаArbore tokkó (masc) / takká (фем), ˈtaˈkalaamá, laːmasezzé, sɛːzeafúr, aˈfurtʃénn, t͡ʃɛndʒi, ˈD͡ʒituzba, ˈtuːzbasuyé, suˈjɛsaaɡalɗ, saɡaltommoɲɗ, ˈ tɔmːɔn
Восток, Западный Omo-TanaBayso (Baiso) koo (мужской) / too (женский)lɑ́ɑmsédiɑ́fɑrkenletodobɑ́siddédsɑ́ɑɡɑɑltómon
Восток, Западный Омо-ТанаДаасанах tɪ̀ɡɪ̀ɗɪ̀ ( прил.) / tàqàt͡ʃ ̚ (crd.) / ʔɛ̀ɾ (ord.)nàːmə̀sɛ̀d̪ɛ̀àfʊ̀ɾt͡ʃɛ̀nlɪ̀ʰt̪ɪ̀ːjsíɪ̀t̚sàːlt̪òmòn
Восток, западный Омо-ТанаЭль-Моло t'óko / t'ákal'áámaséépeáfurkên, cênyíitíípa, s'ápafúes'áákalt'ómon

См. также

Notes

References

Further reading

External links

Последняя правка сделана 2021-05-16 12:00:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте