Народ амхара

редактировать

этническая группа в Северной Эфиопии

Амхара
አማራ (амхарский ). አምሓራ ( амхарский ). አምሓሩ (тигринья )
Amhara student.jpg студент амхара
регионы со значительным населением
Эфиопия 19,867,817
США 195260
Израиль Неизвестно
Канада 18020
Соединенное Королевство 8620
Австралия 4515
Финляндия 1515
Языки
Амхарский
Религия
Христианство (Эфиопские Православные ) • Ислам (Сунниты ) • Иудаизм
Родственные этнические группы
ТиграянеТигреГурагеХарариСилтеЗайАгауСахоБежаОромоДжебертиСомалиАфар • другое эфиосемиты и кушитские народы

амхары (амхарский : አማራ, Āmara; геэз : አምሐራ, ʾÄməḥära) являются семитоязычные этническая группа, традиционно проживающая в частях северо-запада нагорья Эфиопии, особенно в регионе Амхара. По данным национальной переписи населения 2007 года, в амхарах проживало 19 867 817 человек, что составляло 26,9% населения Эфиопии, и в основном они были православными членами Эфиопской православной церкви. Они также встречаются среди эфиопских эмигрантов, особенно в Северной Америке. Они говорят на амхарском, афро-азиатском языке семитской ветви, члене эфиосемитской группы, которая служит официальной язык Эфиопии.

Некоторые ученые классифицировали тиграяне и амхара как собственно абиссинцев в соответствии с ультраконсервативным определением идентичности хабеши, постулируемым некоторыми западными ученых и эфиопских этнонационалистических политических партий, но не получили широкого признания широкой публикой или большинством коренных ученых региона.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 История
    • 2.1 Социальная стратификация
  • 3 Язык
  • 4 Религия
  • 5 Культура
    • 5.1 Искусство
    • 5.2 Сельское хозяйство
    • 5.3 Родство и брак
    • 5.4 Кухня
  • 6 Спорная этническая классификация
  • 7 Известные амхары
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки
Этимология
Пример Геэза, взятого из эфиопского писателя XV века Коптский молитвенник

Современное название амхарского языка и его носителей происходит от средневековой провинции Амхара. Последний анклав был расположен вокруг озера Тана в верховьях Голубого Нила и включал немного большую территорию, чем нынешний регион Амхара.

Эфиопии. имени обсуждается. Некоторые связывают это с амари («приятный; красивый; милостивый») или мехаре («милосердный»). Эфиопский историк Гетачев Меконнен Хасен связывает это с этническим именем, связанным с химьяритами древнего Йемена. Третьи говорят, что это происходит от Ge'ez ዓም (ʿam, «люди») и ሓራ (h.ara, «свободный» или «солдат») на иврите עם הר; am עם; заяц הר (አም = ህዝብ) ሀር = ተራራማ) (am = люди, Hare = гора), хотя ученый Дональд Левин отверг это как народную этимологию.

История
Менелик II, царь Шевы

Амхары исторически населяли север, центральную и западную части Эфиопии и в основном занимались земледелием, возможно, составляя самую раннюю группу фермеров в Эфиопии (наряду с другими группами, такими как Agews, Gurages, Gafats, Argobas и Hararis), поскольку они в основном производят и используют одомашненные зерна, произрастающие в их регионе, такие как Teff и Nug. Некоторые предполагают, что их происхождение - современный Йемен (Шева и Химьяр ), Королевство Аксум и перемещенный в (Амхара) Сайинт, ныне известный Волло (названный в честь клана оромо, который мигрировал в эту местность в 16-17 веках), место, которое в прошлом было известно как регион Амхара. Амхара в настоящее время являются одной из двух крупнейших этнических групп в Эфиопии, наряду с оромо. В западных источниках.

их иногда называют «абиссинцами». Провинция «Амхара» исторически находилась в современной провинции Волло (Бете Амхара ), в современном смысле, однако, регион, ныне известный как Амхара в феодальную эпоху, состоял из нескольких провинций с большей или меньшей автономией, включая Гондар, Годжам, Волло, Ласта, Шева, Семьен, Ангот и. Традиционная родина амхарцев - центральное высокогорное плато Эфиопии. Они населяют этот регион более двух тысяч лет. Древнее царство Абиссинии, окруженное высокими горами и рассеченное большими ущельями, было относительно изолировано от влияний остального мира.

Присутствие христиан-аксумитов (Аксум ) в регионе Амхара восходит как минимум к 8 веку, с основанием монастыря Истифанос на озере Хайк.. Несколько других мест и памятников указывают на подобное присутствие аксумитов в этой местности, например, статуи львов Гета, расположенные в 10 км к югу от Комбольча, как полагают, относятся к III веку или даже раньше доаксумских времен. В 1998 году керамические изделия были найдены вокруг гробниц в Ататии в Южном Волло в Хабру к юго-востоку от Хайк и к северо-востоку от Анчаро (Чика Берет). Украшения и символы на глиняной посуде являются надежным археологическим свидетельством того, что аксумская цивилизация распространилась на Южную Амхару за Ангот. Многие другие древние памятники, вероятно, были многочисленны, но, вероятно, почти все были разрушены мстительным правлением Гудита и особенно мусульманскими нашествиями под предводительством имама Ахмада ибн Ибрагима аль-Гази, где Амхара и Особенно пострадали Ангот. Первое конкретное упоминание об амхарах относится к началу 12 века в середине династии Загве, когда было зарегистрировано, что амхара находилась в конфликте с амхарами в 1129 году. Верджихи населяли восточные районы. низины Шева как скотоводы. Это указывает на то, что амхара существовали не только как отдельная этническая группа, но уже присутствовали на южном плато, по крайней мере, с XII века, опровергая распространенное предположение, выдвинутое такими учеными, как Месфин Вольдемариам и Такеле Тадессе, который предположил, что амхара не существует как этническая группа. После окончания правления Ага династии Загве, династия Соломоновых управляла Эфиопской империей на протяжении многих веков, начиная с 1270 года нашей эры и вплоть до вознесения Екуно Амлак, чья политическая база и поддержка происходили из Шевы и Амхары. С тех пор до свержения Хайле Селассие в 1974 г. (за исключением Тигре Йоханнес IV ) Амхара непрерывно правила и составляла политическое ядро Эфиопская империя, значительно расширившая свои границы, богатство и международный престиж, а также основав несколько средневековых королевских мест и столиц, таких как, Дебре Берхан, Барара (расположен в Энтото, в современном Аддис-Абебе ), Гондер, и, первые три из которых находились в Шева

Лебна Денгель, nəgusä nägäst (Император) Эфиопии и член династии Соломоновых

В начале 15 века императоры впервые со времен аксумитов стремились установить дипломатический контакт с европейскими королевствами. Письмо короля Англии Генриха IV императору Абиссинии сохранилось. В 1428 году император Йешак послал двух эмиссаров к Альфонсо V Арагонскому, которые отправили обратно эмиссаров, которые не смогли совершить обратный путь. Первые непрерывные отношения с европейской страной начались в 1508 году с Португалии при императоре Лебне Денгел, только что унаследовавшем трон от своего отца. Это оказалось важным событием, поскольку, когда Империя подверглась нападениям султаната Адаля генерала и имама, Ахмада ибн Ибрагима аль-Гази ( называемая «Гран», или «Левша»), Португалия помогла эфиопскому императору, послав оружие и четыреста человек, которые помогли его сыну Гелавдевосу победить Ахмада и восстановить его власть. Эта война между Эфиопией и Адалом также была одной из первых войн через посредников в регионе, поскольку Османская империя и Португалия приняли сторону конфликта

Теодрос. II, nəgusä nägäst

Амхара на протяжении веков способствовала многим правителям, в том числе Хайле Селассие. Мать Хайле Селассие была потомком оромо, а по матери - потомком Гураге, в то время как его отец был Амхара по отцовской и материнской линии. Это благодаря королевской родословной его бабушки по отцовской линии, благодаря которой он смог взойти на императорский трон.

Социальное расслоение

В традиционном амхарском обществе и в обществе других местных афро-азиатских <В 97>говорящих популяциях насчитывалось четыре основных слоя. По словам эфиопца Дональда Левина, они состояли из высокопоставленных кланов, низших кланов, кастовых групп (ремесленников) и рабов. Рабы были в самом низу иерархии и были в основном взяты из языческих нилотских групп Шанкелла. Также известные как бариа (что означает «раб» на амхарском языке), они были захвачены во время набегов рабов в южные внутренние районы Эфиопии. Военные пленники были еще одним источником рабов, но восприятие, обращение и обязанности этих пленников были заметно иными. По словам Левина, широко распространенное рабство в Великой Эфиопии формально закончилось в 1930-х годах, но бывшие рабы, их потомки и фактические рабы продолжали занимать аналогичные позиции в социальной иерархии.

Отдельная кастовая система амхара, занимали более высокое положение, чем рабы, включали: (1) эндогамию, (2) иерархический статус, (3) ограничения соизмеримости, (4) концепции загрязнения, (5) у каждой касты было традиционное занятие и (6) унаследованное кастовое членство. Ученые признают наличие жесткого, эндогамного и закрытого в профессиональном отношении социального расслоения среди амхара и других афро-азиатских этнических групп Эфиопии. Однако некоторые называют ее экономически закрытой, эндогамной классовой системой или профессиональными меньшинствами, в то время как другие, такие как историк Дэвид Тодд, утверждают, что эту систему можно однозначно назвать кастовой.

Язык

Амхара говорят на амхарском (также известном как Амаринья или Амаринья) как родном языке. На нем говорит 29,3% населения Эфиопии. Он принадлежит к семитской ветви афро-азиатской семьи.

Согласно Дональду Левину, афро-азиатские (хамито-семитские) языковая семья, вероятно, возникла либо в восточной Сахаре, либо в юго-западной Эфиопии. Ранние афро-азиатские народы, говорящие на прото- семитском, прото- кушитском и прото- омотическом языках, разошлись бы к четвертому или пятому тысячелетию до нашей эры. Вскоре после этого прото-кушитские и протоомотические группы поселились бы в Эфиопском нагорье, а прото-семитские носители пересекли Синайский полуостров в Малую Азию. Более позднее возвращение народов из Южной Аравии принесло бы семитские языки в Эфиопию. Согласно археологическим данным, присутствие на этой территории носителей семитского языка датируется примерно 500 годом до нашей эры. Лингвистический анализ предполагает присутствие семитских языков в Эфиопии еще в 2000 году до нашей эры. Левин указывает, что к концу этого тысячелетия основными жителями Великой Эфиопии должны были стать смуглые европеоидные («афро-средиземноморские») агротехники, говорящие на афро-азиатских языках семитской, кушитской и омотической ветвей.

Согласно Роберту Фаю, древние семитские спикеры из Йемена были химьяритами, и они поселились в Аксум в северной Эфиопии. Там они вступили в брак с носителями языка агау и других кушитских языков и постепенно распространились на юг, в современную родину Амхара. Их потомки, ранние предшественники амхара, говорили на геэзе, официальном языке эфиопской православной церкви Тевахедо. С другой стороны, эфиопские ученые, специализирующиеся на эфиопских исследованиях, такие как и в целом не согласны с этой теорией, утверждая, что миграция была результатом взаимного обмена, если он вообще имел место, и что амхары и другие эфиосемики- говорящие этнические группы не следует характеризовать как иностранных захватчиков.

Кебеде утверждает следующее:

«Это не означает, что событий, связанных с завоеванием, конфликтом и сопротивлением, не было. Несомненно, они должны были быть частыми. Но решающее различие заключается в склонности представить их не как процесс, посредством которого иностранное большинство установило свое правление, а как часть продолжающейся борьбы местных сил, конкурирующих за господство в регионе. Устранение чужого правителя делает историю Эфиопии коренной с точки зрения местных акторов ". 412>Амхарский - рабочий язык федеральных властей Эфиопии. Некоторое время он был также языком обучения в начальной школе, но во многих областях был заменен региональными языками, такими как оромифа и тигринья. Тем не менее, амхарский до сих пор широко используется в качестве рабочего языка региона Амхара, региона Бенишангуль-Гумуз, региона Гамбела и южных народов, национальностей и Народный регион. Амхарский язык транскрибируется с использованием эфиопского письма или геэзского письма (фидел), абугида. Амхарский язык - официальный язык Эфиопии.

Большинство эфиопских еврейских общин в Эфиопии и Израиле говорят на амхарском языке. Многие участники популярного движения растафари изучают амхарский как второй язык, так как считают его священным языком.

Религия
Толпы людей собираются в банях Фасилидеса в Гондэре, чтобы отпраздновать Тимкат - Богоявление для эфиопской православной церкви Тевахедо.

Преобладающей религией Амхары на протяжении веков было христианство с эфиопской православной церковью Тевахедо играет центральную роль в культуре страны. Согласно переписи 2007 года, 82,5% населения региона Амхара были эфиопскими православными; 17,2% были мусульманами, 0,2% - протестантами и 0,5 бета - Израилем. Эфиопская Православная Церковь поддерживает тесные связи с Коптской Православной Церковью Александрии. Пасха и Крещение - важнейшие праздники, отмеченные службами, пиршествами и танцами. В течение года также много праздников, когда можно есть только овощи или рыбу.

Браки часто заключаются по договоренности, когда мужчины вступают в брак в подростковом или раннем возрасте. Традиционно девушки выходили замуж с 14 лет, но в 20 веке минимальный возраст был повышен до 18 лет, и это было наложено имперским правительством. После венчания в церкви развод не одобряется. После свадьбы каждая семья устраивает отдельный свадебный пир.

При родах священник посетит семью, чтобы благословить младенца. Мать и ребенок остаются в доме в течение 40 дней после рождения для физических и эмоциональных сил. Младенца отведут в церковь для крещения через 40 дней (для мальчиков) или 80 дней (для девочек).

Культура

Искусство

Фреска с изображением Святой Георгий в церкви Дебре Берхан Селассие в Гондэре.

Искусство Амхары представлено религиозными картинами. Одна из примечательных черт - большие глаза испытуемых, которые обычно являются библейскими фигурами. Обычно это масло на холсте или на шкуре, некоторые сохранились со времен средневековья. Искусство амхара - это ткацкие изделия, украшенные вышивкой. Работы из золота и серебра существуют в виде филигранных украшений и религиозных эмблем.

Сельское хозяйство

Около 90% жителей Амхары живут в сельских районах и зарабатывают себе на жизнь сельским хозяйством, в основном в Эфиопском нагорье. ячмень, кукуруза, просо, пшеница, сорго и теф, а также бобы, перец, нут и другие овощи - самые важные культуры. В высокогорье один урожай в год является нормальным, а в низинах - двумя. Также разводят крупный рогатый скот, овец и коз.

Родство и брак

Культура амхара признает родство, но в отличие от других этнических групп в регионе Африканского Рога, оно играет относительно меньшую роль. Семейные отношения имеют первостепенное значение, и основные экономические, политические и культурные функции не основаны на родственных отношениях между амхарами. Скорее дело в способностях человека. Например, утверждает Дональд Левин, влияние духовенства среди амхара было основано на «ритуальной чистоте, доктринальном знании, способности творить чудеса и способности обеспечивать моральное руководство». Социальные отношения в культуре амхара преимущественно основаны на иерархических моделях и индивидуалистических ассоциациях.

Семья и родственники часто участвуют в организации семанья (брака по восьмидесяти узам, также называемого кал кидан), который был наиболее распространенным и позволяет развод. К другим формам брака относятся курбан, который оформляется в церкви, где развод запрещен, и обычно соблюдается среди православных священников. Патрилинейный спуск - это норма. Хотя жена не имела прав наследования, в случае, если ребенок был зачат во время временного дамозного брака, ребенок мог претендовать на часть собственности отца.

Типичная кухня амхара: инджера (блины- как хлеб) и несколько видов воды (stew).

Кухня

Кухня Амхара состоит из различных овощных или мясных гарниров и закусок, обычно ват, или густое тушеное мясо, подавалось на инжере, большой закваске лепешки из теф муки. Китфо, происходящий из Гураге, является одним из широко распространенных и любимых блюд в Амхаре. Они не едят свинину или моллюсков любого вида по религиозным причинам. Это также обычная культурная практика Амхары - есть одно и то же блюдо в центре стола с группой людей.

Спорная этническая классификация

Журналист Макконен Майкл отметил, что существует точка зрения, согласно которой, несмотря на наличие амхарской идентичности, она состоит из нескольких этнических групп. Другие, тем временем, «отвергают эту концепцию и утверждают, что амхара существует как особая этническая группа с определенной географической границей». По словам Гидеона П.Е. Коэна, ведутся споры о том, «можно ли на законных основаниях рассматривать амхара как этническую группу... с учетом их распространения по всей Эфиопии и инкорпорированной способности группы, которая привела к включению людей из широкого круга лиц. диапазон этнического или языкового происхождения ". Соломон Гашоу пишет: «Внутриамхарского этнического самосознания нет, за исключением северных поселенцев в южной Эфиопии». Он отмечает, что большинство людей, говорящих на амхарском языке, идентифицируют себя по месту рождения. Он спрашивает: «Что такое доминирование амхара?», Отвечая: «Это языковое и культурное доминирование многоэтнической группы, говорящей на амхарском языке». Зигфрид Паузеванг заключает, что: «Термин амхара относится в современной Эфиопии к двум разным и разным социальным группам. Этническая группа амхара, в основном крестьянское население, отличается от смешанной группы городских жителей разного этнического происхождения, которые имеют приняли амхарский как общий язык и идентифицируют себя как эфиопы ».

Вплоть до последней четверти 20-го века« амхара »использовалось только (в форме amariñña) для обозначения амхарского, язык или средневековая провинция, расположенная в Волло (современный регион Амхара). До сих пор большинство людей, которых посторонние называют «амхара», называют себя просто «эфиопами» или своей провинцией (например, Годжаме из провинции Годжам ). По словам эфиопского этнографа Дональда Левина, «говорящие на амхарском языке шуанцы считают себя ближе к не говорящим на амхарском языке шуанам, чем к говорящим на амхарском языке из отдаленных регионов, таких как Гондар». Говорящие на амхарском языке, как правило, представляют собой «надэтническую группу», состоящую из «слитого корня». Таккеле Таддезе описывает Амхара следующим образом:

Таким образом, можно сказать, что Амхара существует в смысле слияния, надэтнически сознательного этнического эфиопского народа, служащего котлом, в котором должны плавиться все другие этнические группы.. Язык, амхарский, служит центром этого процесса плавления, хотя трудно представить себе язык без существования соответствующей особой этнической группы, говорящей на нем как на родном. Однако амхара не существует в смысле того, чтобы быть отдельной этнической группой, продвигающей свои собственные интересы и продвигающей Херренволк философию и идеологию, как это было представлено политиками из элиты. Таким образом, основной принцип тех, кто утверждает существование амхара как отдельной этнической группы, заключается в том, что амхара должна быть вытеснена с позиции господства, и каждая этническая группа должна быть освобождена от господства амхара, чтобы иметь равный статус со всеми остальными. Это ощущение существования Амхары можно рассматривать как миф.

Известные Амхара
См. также
Примечания
Ссылки
Дополнительная литература
  • Вольф Леслау и Томас Л. Кейн (собрано и отредактировано), амхарский читатель по культуре. Wiesbaden: Harrassowitz 2001. ISBN 3-447-04496-9.
  • Дональд Н. Левин, Воск и золото: традиции и инновации в эфиопской культуре (Чикаго: University Press, 1972)) ISBN 0-226-45763-X
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с народом амхара.
Последняя правка сделана 2021-06-10 18:49:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте