Движение дервишей (Сомали)

редактировать
Движение сомалийских дервишей. Халганки Дараавиишта
1899–1920 гг.
СтолицаТалех
РелигияИслам с суфийской ориентацией
Мулла, Саид
• 1899-1920Мохаммед Абдулла Хасан
История
• Установлено1899
• Ликвидация9 февраля 1920 года
ПредшествовавшаяОсманская империя
Итальянский Сомалиленд
Британский Сомалиленд
Сегодня частьСомали, Сомалиленд, Эфиопия

Движение сомалийских дервишей (Сомали : Halgankii Daraawiishta) было популярным движением, которое возникло в Сомали между 1899 и 1920 годами и призывало к изгнанию всех иностранных держав. из региона Сомалиленд на Африканском Роге. Его возглавил Салихийа суфий мусульманский поэт и лидер боевиков Мохаммед Абдулла Хасан, также известный как Сайид Мохамед, который призвал к удалению британских и итальянских колоний. в Сомали - поражение эфиопских сил, изгнание христианства и создание мусульманского государства в Сомали. Хасан учредил правящий совет под названием Хусуси, состоящий из лидеров и старейшин исламских кланов, добавил советника из Османской империи по имени Мухаммед Али и, таким образом, создал многоклановое исламское движение, что в конечном итоге привело к созданию государство Сомали.

Движение дервишей привлекло от 5000 до 6000 молодых людей из разных кланов в период с 1899 по 1900 годы, приобрело огнестрельное оружие и затем напало на эфиопскую армию в районе Джигджига. Эфиопы отступили, дав дервишам первый военный успех. Затем движение дервишей объявило колониальную администрацию Британского Сомалиленда своим врагом. Чтобы положить конец движению, британцы разыскивали конкурирующие сомалийские кланы в качестве партнеров по коалиции против движения дервишей. Англичане предоставили этим кланам огнестрельное оружие и припасы для борьбы с дервишами. Карательные атаки были начаты против опорных пунктов дервишей в 1904 году. Движение дервишей понесло потери в полевых условиях, перегруппировалось в более мелкие подразделения и прибегло к партизанской войне. Хасан и его лояльные дервиши перебрались в Сомалиленд, контролируемый Италией, в 1905 году, где Хасан подписал Иллигский договор и после этого укрепил свое движение. В 1908 году дервиши снова вошли в Британский Сомалиленд и начали наносить большие потери британцам во внутренних районах Африканского Рога. Британцы отступили в прибрежные районы, оставив хаотичные внутренние районы в руках дервишей. Первая мировая война переключила внимание британцев на другое место, хотя по ее завершении в 1920 году британцы начали массированное общевойсковое наступление на форты Талех, опорные пункты движения дервишей. Наступление привело к значительным потерям среди дервишей, хотя лидеру дервишей Мохаммеду Абдулле Хасану удалось бежать. Его смерть в 1921 году из-за малярии или гриппа положила конец движению дервишей.

Движение дервишей временно создало мобильное сомалийское «протогосударство» в начале 20-х гг. век с жидкими границами и колеблющимся населением. Это было одно из самых кровавых и продолжительных боевых движений в Африке к югу от Сахары в колониальную эпоху, совпавшее с Первой мировой войной. Сражения между различными сторонами в течение двух десятилетий унесли жизни почти трети населения Сомалиленда и разрушили местную экономику. Ученые по-разному интерпретируют возникновение и упадок воинствующего движения дервишей в Сомали. Некоторые считают идеологию «суфийского ислама» движущей силой, другие считают экономический кризис кочевого образа жизни, спровоцированный идеологией оккупации и «колониального хищничества», спусковым крючком для движения дервишей, в то время как постмодернисты заявляют, что религия и национализм создали Движение дервишей.

Содержание
  • 1 Истоки
  • 2 Государство
  • 3 Банадирское сопротивление
    • 3.1 Рисала лил-Бимал
  • 4 Войны против Британской империи, Италии и Эфиопии
  • 5 Современное наследие
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
Истоки
Мохаммед Абдулла Хасан, лидер движения дервишей.

Согласно Абдулле А. Мохамуду, традиционному обществу Сомали придерживалась децентрализованной структуры и кочевого образа жизни, зависящего от домашнего скота и пастбищ. Он также был преимущественно мусульманским. По мере того как европейские колониальные державы расширяли свое влияние на Африканский Рог, регион Сомали попал под влияние эфиопов, британцев и итальянцев. С иностранным правлением пришла централизация экономики, которая сильно нарушила традиционный образ жизни сомалийцев, основанный на использовании пастбищ. Все иностранные державы также были христианами, что вызвало дополнительные подозрения у сомалийской религиозной элиты. Эфиопские войска уже оказались отравой для сомалийцев, поскольку они были традиционными налетчиками и грабителями своих пастбищных стад. Приход колониальных держав и последующий раздел Африки сильно повлияли на сомалийцев: суфийские поэты, такие как Фааракс Нуур, писали стихи, выражающие свое несогласие с иностранным правлением. Таким образом, движение дервишей можно рассматривать как реакцию против установления иностранного контроля в Эфиопии.

Движением дервишей руководил суфийский поэт и религиозный националистический лидер по имени Мохаммед Абдулла Хасан, также известный как Саид Максамад Кабдулле Хасан. По словам Саида М. Мохамеда, он родился в Сакмадеко где-то между 1856 и 1864 годами у отца, который был религиозным учителем. Он учился в сомалийских исламских семинариях, а затем отправился в хадж в Мекку, где встретил шейха Мухаммада Салаха из исламского тарика Салихия, в котором говорится, что Британская энциклопедия была «воинствующим, реформистским и пуританским суфийским орденом». Проповеди Салаха Хасану уходят корнями в саудовский ваххабизм, и он считал своим религиозным долгом «вести священную войну (джихад) против всех других форм ислама, западного и христианского присутствия в мусульманском мире., и религиозное возрождение ", - заявляют Ричард Шульц и Андреа Дью. Когда Хасан вернулся на Африканский Рог, согласно сомалийской традиции, он видел, как в британской колонии миссионеры обращали сомалийских детей в христианство. Хасан начал проповедовать против этого религиозного обращения и британского присутствия. Он вызвал гнев британской колониальной администрации, которая назвала его «безумным муллой», и его суфийскому учению также противостояла конкурирующая с ним Кадирия Тарика - другая традиционная суфийская группа региона, утверждает Саид М. Мохамед. Другая версия ранних событий связывает незаконную продажу оружия Хасану коррумпированным сомалийским офицером в 1899 году, который сообщил, что его оружие было украдено, а не куплено Хасаном. Британские власти потребовали вернуть пистолет, в то время как Хасан ответил, что британцы должны покинуть страну, о чем он ранее заявлял в 1897 году, когда объявил себя «лидером суверенного государства». Хасан продолжал проповедовать против введения британцами христианства в Сомали, заявляя, что «британские неверные разрушили нашу [исламскую] религию и сделали наших детей своими детьми».

Хасан покинул городское поселение и переехал проповедовать В деревне. Его влияние распространилось на сельские районы, и многие старики, а также молодежь стали его последователями. Хасан превратил подверженную влиянию молодежь из разных кланов в мусульманское братство, сплотившись, чтобы защитить ислам от влияния христианских миссионеров. Они сформировали группу вооруженного сопротивления Хасана, чтобы противостоять колониальным державам, и стали известны как дервиши или дараавииш, утверждает Саид М. Мохамед.

Государство
Талех, столица дервишей.

По словам Маркуса Хоне, движение дервишей временно создало сомалийское «протогосударство». Это было мобильное государство с подвижными границами и колеблющимся населением, учитывая воинственный подход дервишей в партизанском стиле и их практику отступления в малонаселенные внутренние районы, когда колониальные силы с превосходным огнестрельным оружием подавляли их. Во главе этого государства стоял суфийский лидер Хасан с властью принимать окончательные решения. Хасан окружил себя группой командиров для боевых операций, поддерживаемых хусууси или советом дервишей. Исламские судьи разрешали споры и следили за соблюдением исламского права в этом государстве дервишей. По словам Роберта Хесса, двумя главными советниками Хасана были Султан Нур - бывший глава Хабр Юниса, и Хаджи Суди Шабил, также известный как Ахмад Варсама из Адана Мадобы Хабр Тольджаала, который свободно говорил по-английски.. Регионы, контролируемые суфийским лидером, утверждает Хоне, в основном принадлежали кланам Дхулбаханте и Огадин, а также некоторым другим, таким как кланы Исаак. Колеблющееся население дервишей часто в основном состояло из «близких по отцовской линии родственников и жен последователей Сайида Мохаммеда Абдуллы Хасана», - утверждает Хёне. Между 1900 и 1913 годами они действовали из временных местных центров, таких как Айнабо и Иллиг на севере Сомали.

Дервиш Хусуси, Хаджи Суди слева со своим зятем Дуале Идрес. Аден, 1892.

Дервиши носили белый тюрбан, а их армия использовала лошадей для передвижения. Они убили лидеров противоборствующих кланов. Солдаты-дервиши использовали дхаанто и традиционные танцевальные песни гираар, чтобы поднять свой дух, а иногда пели их верхом. Хасан командовал солдатами движения дервишей в боевой манере, следя за тем, чтобы они были религиозными, готовыми к войне и людьми с характером, принесшими клятву верности. Чтобы обеспечить единство среди своих войск, вместо того, чтобы позволить им идентифицировать себя по разным племенам, он заставил их идентифицировать себя как дервиши. Движение получило огнестрельное оружие от султана Бокора Османа Махмуда из султаната Маджертин, а также от Османской империи и Судана. Начиная с 1899 года дервиши вели множество сражений против эфиопских войск. В 1904 году дервиши были практически истреблены в Джидбалей. Хасан отступил в итальянский Сомалиленд и заключил с ними договор, согласно которому дервиши взяли под контроль порт Эйл. Этот порт служил штаб-квартирой дервишей между 1905 и 1909 годами. В этот период Хасан восстановил армию движения дервишей, дервиши совершили набеги и грабили их соседние кланы, а в 1909 году убили своего главного соперника суфийского лидера Увайса аль-Барави и сожгли его поселение, согласно Мохамеду Мухтару.

В 1913 году, после ухода британцев на побережье, дервиши построили обнесенный стеной город с четырнадцатью крепостями в Талехе, импортировав масонов из Йемена. Это служило их штабом. Главная крепость Силсилат включала коническую башню зернохранилища, открывающиеся только наверху, колодцы с сернистой водой, поилки для скота, сторожевую башню, огороженный сад и гробницы. Он стал резиденцией Мухаммеда Абдуллы Хасана, его жен и семьи. В состав Талеха входило также Хед Калдиг (буквально «место крови»), где тех, кого не любил Хасан, казнили с пытками или без них, а их тела оставляли гиенам. По словам Муктара, приказы Хасана также были нацелены на десятки его бывших друзей и союзников. Город Талех был в основном разрушен после воздушной бомбардировки британских ВВС в начале февраля 1920 года, хотя Хасан к тому времени уже покинул свою территорию.

«Укрепления муллы в Талехе». Гробницы Мохаммеда Абдуллы Хасана, Султана Нура и неназванных Хабр Джело и Хавийе нотабалес можно увидеть на плане

Движение дервишей, направленное на устранение британского и итальянского влияния в регионе и восстановление «исламской системы правления с Исламское образование как его основа », согласно Мохамед-Рахис Хасан и Салада Робле.

Банадирское сопротивление

В Южном Сомали было другое сопротивление: Бимал или Банадирское сопротивление. Это было большим сопротивлением, возглавляемым кланом Бимал на протяжении 3 десятилетий войны. Поскольку бимал является основным элементом, в конечном итоге соседние соседние племена также присоединились к бималу в их борьбе против итальянцев. Итальянцы опасались, что сопротивление банадиров объединится с движением сомалийских дервишей на севере. Сайид и лидер дервишей даже послали Бималу обширное письмо.

Рисала лил-Бимал

Его письмо к Бималу было задокументировано как наиболее развернутое изложение его ума как мусульманского мыслителя и религиозного деятеля. Письмо сохранилось до сих пор. Говорят, что Бимал, благодаря своему количеству, сильному количеству, традиционно и религиозно преданным жестоким воинам и обладанию большим количеством ресурсов, заинтриговали Махамеда Абдулле Хасана. Но не только то, что сами бималы оказали обширное и серьезное сопротивление итальянцам, особенно в первом десятилетии XIX века. Итальянцы предприняли множество экспедиций против могущественного Бимала, чтобы попытаться усмирить их. Из-за этого у бималов были все причины присоединиться к борьбе дервишей и, таким образом, чтобы заручиться их поддержкой у сайидов, написали подробное богословское заявление, чтобы представить племени бимал, которое доминировало в стратегическом порту Банадир Мерка и его окрестностей.

Одним из величайших опасений итальянцев было распространение «дервишизма» (что стало означать восстание) на юге и сильное племя бимаал Бенадир, которое уже находилось в состоянии войны с Итальянцы, не следуя религиозному посланию и не придерживаясь взглядов Мухаммада Абдуллы Хасана, хорошо понимали его цель и политическую тактику. Дервиши в данном случае занимались поставкой оружия на Бимаал. Итальянцы хотели положить конец восстанию бималов и любой ценой предотвратить альянс бималов и дервишей, который заставил их использовать силы Оббиа и Миджертейн для предотвращения.

Войны против Британской Империи, Италия и Эфиопия

В августе 1898 года армия дервишей заняла Бурао, важный центр Британского Сомалиленда, предоставив Мухаммаду Абдулле Хасану контроль над водоемами города. Хасану также удалось заключить мир между местными кланами и инициировать большое собрание, на котором население было призвано присоединиться к войне против британцев. Его войска были снабжены простой униформой, состоящей из «белой хлопчатобумажной верхней одежды (которую все равно носили большинство сомалийских мужчин того времени), белого тюрбана, тасбиха (или четок) и винтовки».

Исторический форт Дервиш Даарта Сайидка в Эйле, Пунтленде.

В марте 1900 года Хасан вместе со своими силами дервишей атаковал эфиопский форпост около Джиджигы. Капитан Малькольм Макнейл, командовавший полевыми силами Сомали против Хасана, сообщил, что дервиши были полностью разбиты и понесли тяжелые потери в размере 2800 человек убитыми, по словам эфиопов. Подобные набеги дервишей будут продолжаться, несмотря на потери на Сомалийском полуострове до 1920 года. Макнил отмечает, что к июню 1900 года Хасан сделал свои позиции даже сильнее, чем до своего поражения в марте 1900 года, и «практически господствовал над всей южной частью нашего протектората.

Британская администрация начала координировать свои действия с итальянцами и эфиопами, и к 1901 году совместные англо-эфиопские силы начали координировать планы по искоренению джихадистов или ограничению их досягаемости дальше на запад до Огадена или пограничной зоны северной Кения. Отсутствие запасов и доступа к пресной питьевой воде на обширных равнинах сделало это трудным подвигом для британцев и их союзников. Напротив, Хасан и его дервиши адаптировались к суровым условиям земли, поедая туши зверей и пить воду из мертвых животов животных. Несмотря на то, что до 1905 года англо-эфиопские войска обладали превосходным оружием, в том числе пулеметами Максима, англо-эфиопские войска все еще пытались удержать движение дервишей.

Великобритания предприняла по крайней мере два крупных наступления, направленных на убийство или захват Хасана между 1913 и 1920 годами. Хотя они почти преуспели, Хасан оказался неуловимым. Наконец, британский кабинет одобрил воздушные операции против движения дервишей. Говорят, что вызов дервишей предоставил британцам подходящую среду для испытания их новой доктрины ведения войны, в которой подчеркивалось «использование авиации в качестве основного оружия, обычно дополняемого наземными войсками в соответствии с конкретными требованиями».

В кампании в Сомалиленде 1920 для поддержки британских войск использовалось 12 самолетов Airco DH.9A. В течение месяца британцы заняли столицу штата дервишей, и Хасан отступил на запад.

Современное наследие
Логотип Сил дервишей Пунтленда, названный в честь Дервиши

Наследие дервишей в Сомали и Сомалиленде оказало большое влияние. Это были «самые важные исламские движения возрождения» в Сомали, штат Хасан и Робле. Движение и особенно его лидер вызывают споры в Сомали. Некоторые лелеют его как основателя современного сомалийского национализма, в то время как другие рассматривают его как амбициозную воинственность мусульманского братства, которая лишила Сомали возможности двигаться к модернизации и прогрессу в пользу пуританского исламского государства, основанного на исламском образовании - идеи, закрепленные в современной конституции. Сомали. Другие, такие как Айдид, считают, что наследие дервишей было наследием жестокости и насилия по отношению к тем сомалийцам, которые не соглашались с Хасаном или отказывались подчиняться ему. По словам Шульца и Дью, этих сомалийцев «объявили куфром», и Хасан приказал солдатам-дервишам «убить их, их детей и женщин и вырвать все их имущество». Еще одним наследием, которое явилось результатом длительной борьбы и насилия между колониальными державами и движением дервишей, по словам Абдуллы А. Мохамуда, было вооружение сомалийских кланов, за которым последовали десятилетия деструктивного кланового милитаризма ,, жестокие беспорядки и высокие человеческие жертвы после упадка движения дервишей.

Хасан и его движение дервишей вдохновили националистических последователей в современном Сомали. Военное правительство Сомали во главе с Мохамедом Сиадом Барре, например, установило статуи, видимые между Мекка аль-Мукарама и шоссе Шабелле в самом центре Могадишо. Это были три главных символа истории Сомали: Мохаммед Абдулла Хасан из движения дервишей, Метатель камней и Хауо Тако. Замки и крепости, построенные дервишами, были включены в список национальных сокровищ Сомали. Период дервишей породил многих войну поэтов и мирных поэтов, вовлеченных в борьбу, известную как Литературная война, которая оказала глубокое влияние на Сомалийская поэзия и литература с Мохаммедом Абдуллой Хасаном как наиболее выдающимся поэтом того времени. Многие из этих стихов по-прежнему преподаются в сомалийских школах и были прочитаны несколькими президентами Сомали в выступлениях, а также на поэтических конкурсах. В Сомалийских исследованиях период дервишей является важной главой в истории Сомали и ее короткого периода европейской гегемонии, последний из которых вдохновил движение сопротивления. Из-за своей цели создания единого Сомалийского государства или Великого Сомали, преодолевающего региональные и клановые разделения, многие ученые считают дервишей идеологическими архитекторами Сомали, а самого Мухаммада Абдуллу Хасана "отцом" Нация ".

См. Также
Примечания
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-17 14:35:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте