A стела (), или иногда стела (множественное число stelas или stelæ), когда происходит от латинского, представляет собой каменную или деревянную плиту, обычно выше своей ширины, воздвигнутую в древнем мире как памятник. Поверхность стелы часто имеет текст, орнамент или и то, и другое. Они могут быть начертаны, вырезаны на рельефе или окрашены.
Стелы были созданы по многим причинам. Могильные стелы использовались для погребальных или памятных целей. Стелы как каменные плиты также использовались в качестве древних греческих и римских правительственных уведомлений или пограничных знаков для обозначения границ или строки собственности. Иногда стелы возводились как памятник сражениям. Например, наряду с другими мемориалами, на поле битвы при Ватерлоо установлено более полудюжины стел в местах заметных действий участников битвы.
Традиционные западные надгробия технически может считаться современным эквивалентом древних стел, хотя этот термин очень редко применяется таким образом. Точно так же стелеподобные формы в незападных культурах могут называться другими терминами, а слова «стела» и «стелы» наиболее последовательно применяются в археологическом контексте к объектам из Европы, древнего Ближнего Востока. и Египет, Китай, а иногда и доколумбовскую Америку.
Стелы также использовались для публикации законов и указов, для записи подвигов и почестей правителя, для обозначения священных территорий или заложенного имущества, в качестве территориальных маркеров, как пограничные стелы Эхнатона в Амарна, или в память о военных победах. Они широко использовались в древнем Ближнем Востоке, Месопотамии, Греции, Египте, Сомали, Эритрея, Эфиопия, и, скорее всего, независимо, в Китае и в других местах Дальнего Востока, и, независимо, мезоамериканским цивилизации, особенно ольмеков и майя.
Стела Идди-Сина, короля Симуррума. Он восходит к старовавилонскому периоду. Из деревни Карачатан, провинция Сулеймания, Иракский Курдистан. Музей Сулеймании, Ирак.Большое количество стел, включая надписи, сохранившихся в Древнем Египте и в Центральной Америке, составляют один из крупнейших и наиболее значимых источников информации о те цивилизации, в частности стелы майя. Самый известный пример стелы с надписью, ведущей к углубленному пониманию, - это Розеттский камень, который привел к прорыву, позволившему читать египетские иероглифы. Информативная стела Тиглат-Пилесар III хранится в Британском музее. Две стелы, встроенные в стены церкви, являются основными документами, относящимися к этрусскому языку.
Стоячие камни (менгиры ), установленные без надписей из Ливии в <453 г.>Северная Африка - Шотландия, были памятниками дописьменных мегалитических культур в позднем каменном веке. Пиктские камни Шотландии, часто замысловато вырезанные, датируются периодом между VI и IX веками.
обелиск - особый вид стелы. Островные высокие кресты в Ирландии и Британии являются специализированными стелами. Тотемные столбы Северной и Южной Америки, сделанные из камня, также могут считаться особым типом стел. Надгробия, обычно с начертанным именем и часто с надписью эпитафией, являются одними из наиболее распространенных типов стел, встречающихся в западной культуре.
Совсем недавно в Мемориале убитым евреям Европы в Берлине архитектор Питер Эйзенман создал поле размером около 2700 пустых стелы. Мемориал следует рассматривать не только как поле, но и как стирание данных, относящихся к памяти о Холокосте.
Были найдены египетские стелы, датируемые Первой династией Египта. Эти вертикальные каменные плиты используются в качестве надгробий, для религиозных обрядов и для обозначения границ, и чаще всего изготавливаются из известняка и песчаника.
урартские стелы были отдельно стоящими каменными обелисками, которые служили различного назначения, иногда они располагались внутри храмовых комплексов или в монументальных нишах, высеченных в скале (например, ниша в Скале Ван, обнаруженная Марром и Орбели в 1916 г.) или воздвигнуты у гробниц. Другие стояли изолированно и, как, например, Стела Келашина, выполняла памятную функцию или служила пограничными знаками. Хотя иногда это было просто, на большинстве из них была клинопись, в которой подробно описывалось назначение стелы или причины ее возведения. Сталь из "западной ниши" Вана содержала анналы правления Сардури II, с событиями, детализированными ежегодно и с каждым годом, разделенными фразой «Ради Бога Халди я совершил эти дела ". Урартские стелы иногда встречаются повторно как христианские армянские надгробия или как spolia в армянских церквях - Маранчи предполагает, что это повторное использование было намеренным желанием извлекать выгоду из могущества прошлого. Некоторые ученые предположили, что урартские стелы могли повлиять на развитие армянского хачкара.
Греческие надгробные указатели, особенно в Аттике, имел долгую и эволюционную историю в Афинах. От публичных и экстравагантных похоронных церемоний до различных видов глиняной посуды, используемой для хранения пепла после кремации, видимость всегда была значительной частью древнегреческих надгробий в Афинах. Что касается стел (греческое множественное число от стелы), то в период архаического стиля в Древних Афинах (600 г. до н.э.) на стелах часто присутствовали определенные архетипы фигур, например, спортсмен-мужчина. Обычно их числа были единичными, хотя есть примеры двух или более фигур того времени. В 6–5 веках до нашей эры греческие стелы пришли в упадок, а затем снова стали популярными в Афинах и эволюционировали, чтобы показывать сцены с несколькими фигурами, часто изображающими семейную единицу или домашнюю сцену. Одним из таких ярких примеров является стела Гегезо. Как правило, надгробные стелы сделаны из мрамора и имеют рельефную резьбу, и, как и большинство древнегреческих скульптур, они ярко раскрашены. Дополнительные примеры стел можно найти в опубликованном музеем Гетти Каталоге греческой погребальной скульптуры
Стелы (кит.: bēi 碑 ), были основным носителем каменных надписей в Китае со времен династии Тан. Китайские стелы, как правило, представляют собой прямоугольные каменные скрижали, на которых китайские иероглифы вырезаны глубокой печатью с погребальным, памятным или назидательным текстом. Они могут чествовать память талантливых писателей и чиновников, писать стихи, портреты или карты и часто содержать каллиграфию известных исторических личностей. Помимо памятной ценности, многие китайские стелы считаются образцами традиционных китайских каллиграфических шрифтов, особенно церковный шрифт.
Китайские стелы до династии Тан встречаются редко: их очень мало до династии Цинь, примерно дюжина из Западной Хань, 160 из Восточной Хань и несколько сотен из Вэй, Цзинь, Северная и Южная и Суи династии. Во времена династии Хань надписи на гробницах (墓誌, mùzhì), содержащие биографические данные об умерших людях, стали писать на каменных плитах, а не на деревянных.
Установка стел в гробницы или храмы со временем стала широко распространенным социальным и религиозным явлением.. Императоры сочли необходимым принять законы, регулирующие использование населением погребальных стел. В законах династии Мин, установленных в XIV веке ее основателем императором Хуну, перечислено несколько типов стел, доступных в качестве символов статуса для различных чинов знати и чиновничество: высшие аристократы и мандарины имели право на стелы, установленные на каменной черепахе и увенчанные безрогими драконами, в то время как чиновники более низкого уровня должны были довольствоваться стелами с плоскими закругленными вершинами, стоящими на простых прямоугольных пьедесталах.
Стелы находятся почти на всех значительных горных и исторических объектах Китая. Первый император совершил пять туров по своим владениям в III веке до н.э. и приказал Ли Си сделать семь каменных надписей, увековечивающих и восхваляющих его работу, из которых сохранились фрагменты двух. Одна из самых известных горных стел - стела высотой 13 м (43 фута) на горе Тай с личной каллиграфией императора Сюаньцзуна Танского в память о его императорских жертвах там в 725 году.
Ряд таких каменных памятников сохранили происхождение и историю религиозных меньшинств Китая. Христиане 8-го века Сиань оставили после себя несторианскую стелу, которая пережила неблагоприятные события более поздней истории, будучи похороненной под землей на несколько столетий. Стелы, созданные кайфэнскими евреями в 1489, 1512 и 1663 годах, пережили неоднократное наводнение Желтой реки, которое несколько раз разрушало их синагогу, чтобы рассказать нам кое-что об их мире. Мусульмане Китая также имеют ряд стел значительной древности, часто содержащих как китайский, так и арабский текст.
Тысячи стел, превышающих первоначальные требования и больше не связанных с человеком, для которого они были воздвигнуты или которому они были воздвигнуты, были собраны в Лесном музее стелы в Сиане, который является популярная туристическая достопримечательность. В других местах многие нежелательные стелы также можно найти в избранных местах в Пекине, таких как Донг Юэ Мяо, Храм Пяти пагод и Колокольня, которые снова собраны для привлечения туристов, а также как средство решения проблемы, с которой сталкиваются местные власти что с ними делать. Длинные, многословные и подробные надписи на этих стелах почти невозможно прочитать, поскольку большинство из них слегка выгравированы на белом мраморе буквами размером всего в дюйм или около того, поэтому их трудно увидеть, поскольку плиты часто имеют высоту 3 м и более.
В Китае сохранилось более 100 000 каменных надписей. Однако только приблизительно 30 000 были расшифрованы или натерты, и меньше этих 30 000 были официально изучены.
Стела 51 из Калакмуля, датируемая 731 годом, является наиболее хорошо сохранившимся памятником города. На нем изображен король Юкнум Тук Кавил. Стела H, круглая скульптура с горельефом из Копана в ГондурасСтелы майя были созданы цивилизацией майя древней Мезоамерики. Они состоят из высоких скульптурных каменных валов или плит и часто связаны с низкими круглыми камнями, называемыми алтарями, хотя их фактическая функция не ясна. Многие стелы были вылеплены с низким рельефом, хотя простые памятники встречаются по всему региону майя. Скульптура этих памятников распространилась по всей территории майя в классический период (250–900 гг. Н.э.), и эти сочетания скульптурных стел и круглых алтарей считаются отличительной чертой классической цивилизации майя. Самая ранняя датированная стела, обнаруженная in situ в низинах майя, была обнаружена в большом городе Тикаль в Гватемале. В классический период почти каждое царство майя в южных низменностях воздвигало стелы в своем церемониальном центре.
Стелы стали тесно связаны с концепцией божественного царствования и пришли в упадок одновременно с этим институтом.. Создание стел майя началось около 400 г. до н.э. и продолжалось до конца классического периода, около 900 г., хотя некоторые памятники были повторно использованы в постклассике (ок. 900–1521). Главный город Калакмул в Мексике возвел наибольшее количество стел, известных из всех городов майя, по крайней мере 166, хотя они очень плохо сохранились.
Сотни стел были зарегистрированы в регионе майя, демонстрируя широкие стилистические вариации. Многие из них представляют собой вертикальные плиты из известняка, вырезанные на одной или нескольких гранях, с имеющимися поверхностями, вырезанными рельефными фигурами и иероглифическим текстом. Стелы на некоторых участках имеют гораздо более трехмерный вид, чем позволяет местный камень, например, в Копан и Тонина. Похоже, что простые стелы не были раскрашены или перекрыты лепниной, но большинство стел майя, вероятно, были ярко окрашены в красный, желтый, черный, синий и другие цвета.
Камни огама - это вертикальные могилы и пограничные знаки, установленные на сотнях мест в Ирландии в течение первого тысячелетия нашей эры, с надписями в примитивном стиле. Ирландский язык. Иногда их называют «стелами».
Африканский Рог содержит множество стел. В высокогорье Эфиопии и Эритреи аксумиты возвели ряд больших стел, которые в дохристианские времена служили религиозным целям. Одна из этих гранитных колонн является самой большой подобной структурой в мире, ее высота составляет 90 футов.
Кроме того, Тия является одним из девяти мегалитических поселений в центральной зоне Гураге в Эфиопии. По состоянию на 1997 год в этом районе было зарегистрировано 118 стел. Наряду со стелами в зоне Хадия, эти сооружения идентифицируются местными жителями как Еграгн Дингай или «камень Гран» в отношении имама Ахмада ибн Ибрагима аль-Гази (Ахмад «Гурей» или «Гран»), правитель султаната Адаля.
Стелы в Тии и других областях в центральной Эфиопии аналогичны стелам на маршруте между городом Джибути и Лоядой в Джибути. В последнем районе есть ряд антропоморфных и фаллических стел, которые связаны с могилами прямоугольной формы, обрамленными вертикальными плитами. Возраст стел Джибути-Лояда неизвестен, и некоторые из них украшены Т-образным символом.
Рядом с древним северо-западным городом Амуд в Сомали, всякий раз, когда старое место имело префикс Aw в своем названии (например, руины Awbare и Awbube ), оно обозначало место последнего упокоения местного святого. Обзоры А. Кёрл в 1934 году в нескольких из этих важных разрушенных городов обнаружил различные артефакты, такие как керамика и монеты, которые указывают на средневековый период активности в конце концов. правления султаната Адаля. Среди этих поселений Ав Бархадл окружен множеством древних стел. В захоронениях около Бурао также есть старые стелы.
Погребальная плиточная стела принцессы Нефертиабет (ок. 2575 г. до н.э.) из Египта 4-й династии
Египетская могильная стела Нехемес-Ра-Тави, ок. 760–656 гг. До н. Э.
Стела № 25 (ок. 2500 г. до н. Э.) Из Пти-Шассер в Сионе, Швейцария
A Сардинский неолит менгир (ок. 2500 г. до н.э.) обнаружен в Лакони и отнесен к культуре Абелзу-Филигоса
люнет из Кодекса Хаммурапи (около 1750 г. до н.э.), изображение царя, получившего свой закон от бога солнца Шамаша
Ваала с ударом молнии (ок. 14 век до н.э.), угаритская стела из Сирия
Стела Мернептаха (ок. 1200 г. до н.э.), выгравированная на обратной стороне повторно использованной стелы Аменхотепа III, с самым ранним упоминанием имени Израиль
Необычайно хорошо сохранившаяся греческая герма (ок. 520 г. до н.э.), использовавшаяся в качестве пограничного знака и для защиты от зла
Вотивная стела в честь фракийская богиня Бендис (ок. 400 г. до н.э.), высеченная в Афинах
A Герме из Демосфена, ок. 1520 воссоздание гр. Оригинал 280 г. до н.э., расположенный на афинском рынке
Розеттский камень (196 г. до н.э.), установивший божественный культ Птолемея V.
Буддийская стела из Китая, периода Северной Вэй, построенная где-то после 583
A протирания стелы Ямануэ (681) в Такасаки, одна из охраняемых стел в Японии
Стела 35 из Яшчилана (8 век), изображающая леди Вечернюю Звезду, супругу короля Щит Ягуара II
Несторианская стела (781) свидетельствует об успехе миссии Алопена в Тан Китае в китайский и сирийский. Его несет Бикси и запрещено выезжать за границу.
Камень Родни, плиточный крест из раннего средневековья Шотландия
Камень Суэно (ок. 9 век) в Форрес, Шотландия, демонстрируя усилия по современному сохранению пиктских камней
A протертых стелы Сулаймана, Принц Синин (1348 г.), нес мани на шести языках: непальский, тибетский, уйгурский, 'Phags-pa, тангут и китайский.
стела в Галле, оставленная Чжэн Хэ на Шри-Ланка в 1409 г. с трехъязычными надписями на китайском, тамильском и персидском
надгробии (погребальные стелы ) на Общем кладбище и островном кладбище, Ньюпорт, Род-Айленд. Типичные надписи включают имена умерших, погребенных под камнями. Ca. 18 век и позже.
Надгробие в форме диска или иларри в Бидарре, западные Пиренеи, Страна Басков, с типичными геометрическими и солнечными формами, как это было принято с периода, предшествующего римским временам
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с стелами. |