Ли Си

редактировать
Ли Си
李斯
Li Si.jpg
Влево Канцлер Империи (左 丞相)
В офисе . ? (?) - 208 г. до н.э. (208 г. до н.э.)
МонархЦинь Ши Хуан / Цинь Эр Ши
ПреемникЧжао Гао
Личные данные
Родилсяc.280 г. до н.э.
умер208 г. до н.э. (возраст 71–72)
Дети
  • Ли Ю
  • многие другие дети
Род занятийКаллиграф, философ, политик, писатель
Ли Си
Китайский 李斯

Ли Си (; c.280 г. до н.э. - сентябрь или октябрь 208 г. до н.э.) был китайским каллиграфом, философом, политиком и писателем из династии Цинь. Он служил канцлером (или премьер-министром) с 246–208 до н.э. при двух правителях: Цинь Ши Хуанге, короле государства Цинь, а позже и Первом. Император династии Цинь; и Цинь Эр Ши, восемнадцатый сын Цинь Шихуанди и Второй император. Что касается административных методов, Ли Си «указал, что он восхищался и использовал идеи Шен Бухай », неоднократно ссылаясь на технику Шен Бухай и Хан Фэй, но в отношении соблюдения закона Шан Ян.

Джон Ноблок, переводчик классических китайских текстов, считал Ли Си «одной из двух или трех самых важных фигур в истории Китая». Имея ясное видение универсальной империи и «единого мира, включающего всех китайцев, несущего с универсальным владычеством всеобщий мир», Ли Си был «в значительной степени ответственен за создание тех институтов, которые сделали династию Цинь первым универсальным государством в истории Китая». 35>

Ли Си помог императору Ши Хуанди объединить законы, правительственные постановления, веса и меры, а также стандартные колесницы, телеги и символы, используемые в письменной форме... [способствуя] культурному объединению Китая. Он «создал правительство, основанное исключительно на заслугах, так что в империи сыновья и младшие братья в имперском клане не были облагорожены, а были достойными министрами», и «усмирил приграничные регионы, покорив варваров на севере и юге». Из оружия феодальных государств он расплавил и отлил в музыкальные колокола и большие человеческие статуи, а также снизил налоги и драконовские наказания, унаследованные от Шан Яна.

Содержание

  • 1 Ранние годы
  • 2 Карьера в Цине
  • 3 Смерть
  • 4 Вклад
  • 5 В популярной культуре
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература

Ранняя жизнь

Ли Си был родом из Шан Цая (上蔡) в штате Чу. В молодости он был мелким чиновником в местной администрации Чу. Согласно записям великого историка, однажды Ли Си заметил, что крысы в ​​уборной были грязными и голодными, но крысы в ​​хлеву были хорошо накормлены. Он внезапно осознал, что «не существует установленного стандарта чести, поскольку жизнь каждого человека индивидуальна. Ценности людей определяются их социальным статусом. И, как крысы, социальный статус людей часто зависит исключительно от случайных жизненных событий вокруг них. из-за того, что всегда ограничены моральными кодексами, люди должны делать то, что они считают лучшим в данный момент ». Он решил заняться политикой как карьерой, что было обычным выбором для ученых не из благородной семьи в период Воюющих царств.

Ли Си не смог продвинуться по карьерной лестнице в Чу. Он считал, что ничего не достигнув в жизни, будучи таким умным и образованным, позорит не только его самого, но и всех ученых. Закончив образование у известного конфуцианского мыслителя Сюньцзы, он переехал в Государство Цинь, самое могущественное государство того времени в попытке продвинуться вперед. его политическая карьера.

Карьера в Цине

Во время своего пребывания в Цине Ли Си стал гостем премьер-министра Люй Бувэй и получил возможность поговорить с Ин Чжэн, который позже стал первым императором объединенного Китая, Цинь Ши Хуан. Ли Си выразил мнение, что государство Цинь было чрезвычайно могущественным, но объединение Китая по-прежнему невозможно, если все остальные шесть государств объединятся для борьбы против Цинь. Цинь Шихуанди был впечатлен взглядом Ли Си на то, как объединить Китай. Приняв предложение Ли Си, правитель Цинь щедро потратил на то, чтобы заманить интеллектуалов в государство Цинь, и послал убийц, чтобы убить важных ученых в других государствах.

Печать Тинвэя. Тингвэй был должностным лицом, отвечавшим за судебную систему, Ли Си был назначен Тингвэем Цинь после инцидента с высылкой приглашенных офицеров.

В 237 г. до н.э. клика при дворе Цинь призвала короля Чжэна изгнать всех иностранцев из государства, чтобы предотвратить шпионаж.. Как уроженец Чу, Ли Си стал целью политики, поэтому он увековечил память короля, объяснив Цину многочисленные преимущества иностранцев, включая «душных девушек Чжао». Король уступил и, впечатленный риторикой Ли Си, повысил его. Сообщается, что в том же году Ли Си призвал короля Чжэна аннексировать соседнее государство Хань, чтобы запугать остальные пять оставшихся штатов. Ли Си также написал «Петицию против изгнания приглашенных офицеров» (Цзяньчжукэ Шу ) в 234 г. до н.э. Хань Фэя, члена аристократии из штата Хань, спросили царем Хань, чтобы пойти в Цинь и разрешить ситуацию дипломатическим путем. Ли Си, который завидовал уму Хань Фэя, убедил царя Цинь, что он не может ни отправить Хань Фэя назад (поскольку его превосходящие способности были бы угрозой для Цинь), ни использовать В результате Хань Фэй был заключен в тюрьму и в 233 г. до н.э. был убежден Ли Си покончить с собой, приняв яд. Государство Хань было позже завоевано в 230 г. до н.э.

После того, как Цинь Ши Хуан стал императором, Ли Си убедил его подавить интеллектуальное инакомыслие. Ли Си считал, что книги о таких вещах, как медицина, сельское хозяйство и пророчества можно было игнорировать, но политические книги были опасны в публичных руках. Было трудно добиться прогресса и изменить страну при противодействии стольких "свободомыслящих" людей. ларс. В результате только государство должно вести политические книги, и только государственным школам должно быть разрешено обучать политологов. Сам Ли Си написал указ об уничтожении исторических записей и литературы в 213 г. до н.э., включая ключевые конфуцианские тексты, которые, по его мнению, наносили ущерб благосостоянию государства. Принято считать, что 460 ученых-конфуцианцев были заживо похоронены во время известного исторического события «сожжение книг и захоронение конфуцианцев » (焚书坑儒).

Смерть

Когда Цинь Ши Хуан умер вдали от столицы, Ли Си и главный евнух Чжао Гао запретили выбор покойным императором преемник, которым был Фусу. В то время Фусу был близким другом Мэн Тянь. Если Фусу станет следующим императором, есть большая вероятность, что Мэн Тянь сменит Ли Си на посту премьер-министра. Опасаясь потери власти, Ли Си решил предать мертвого Цинь Шихуанди. Ли Си и Чжао Гао обманом заставили Фусу совершить самоубийство и поставили на его место другого принца, Цинь Эр Ши (229 г. до н.э. - 207 г. до н.э.). Во время бурных событий Чжао Гао убедил нового императора поставить своих последователей на официальные должности. Когда его база власти была достаточно надежной, Чжао Гао предал Ли Си и обвинил его в измене. Цинь Эр Ши, считавший Чжао Гао своим учителем, не подвергал сомнению его решение. Чжао Гао подвергал Ли Си пыткам, пока он не признал преступление, и однажды даже не перехватил письмо с мольбами, которое он послал Императору. В 208 г. до н.э. Чжао Гао приказал Ли Си подвергнуть Пяти Наказаниям и казнить рубкой по пояс (腰 public) на публичном рынке, а также полностью истребил всю свою семью до третьей степени. Сыма Цянь записывает последние слова Ли Си своему сыну: «Я хочу, чтобы ты и я могли взять нашу коричневую собаку и выйти через восточные ворота Шан Цая, чтобы преследовать хитрого зайца. Но как могли бы мы это сделать! "

Вклад

Веря в сильно бюрократическую систему, Ли Си считается ключевым фактором эффективности государства Цинь и успех его военного завоевания. Он также сыграл важную роль в систематизации стандартных мер и валюты в пост-объединенном Китае. Кроме того, он помог систематизировать письменность китайского языка, провозгласив имперский стандарт письменностью маленькой печати, которая уже использовалась в штате Цинь. В этом процессе были запрещены варианты символов в сценарии Цинь, а также варианты сценариев из разных регионов, которые были завоеваны. Это оказало бы объединяющий эффект на китайскую культуру на тысячи лет. Ли Си был также автором Cangjiepian, первого учебника китайского языка, фрагменты которого все еще существуют.

В популярной культуре

  • Ли Си упоминается в Элиас Канетти Auto-da-fe (1935).
  • Ли Си - одна из 32 исторических фигур, которые появляются как особые персонажи в видеоигре. Романс Троецарствие XI от Koei. Он также появляется как особый персонаж в романе о трех королевствах XIV.
  • Ли Си (李斯, Ри Ши) появляется в популярном манга Королевство Ясухиса Хара. как один из четырех столпов Лу Бувэя, наряду с лордом Чанпином и Мэн У. Заключенный в тюрьму после позора Лу Бувэя после того, как он был заговорщиком в неудавшемся вторжении Ай, перешел на сторону Ин Чжэн и стал законодателем-законником.
  • "Пять болей Ли Си »появляется в The Venture Bros. Сезон 06 Эпизод 07, сначала на «жетоне пыток», затем на «колесе пыток».
  • Ли Си - ключевой персонаж 80-серийного сериала Война короля, также известного как Легенда о Чу и Хане.

См. Также

Примечания

Ссылки

Дополнительная литература

  • Голдин, Пол Р. (2005) "Ли Си, канцлер Вселенной". В книге "После Конфуция: исследования ранней китайской философии", стр. 66–75. Гонолулу: Гавайский университет Press.
  • Леви, Жан (1993). "Хан fei tzu (韓非 子) ». В Loewe, Michael (редактор, 1993). Ранние китайские тексты: библиографический справочник, стр. 115–116. (Серия специальных монографий раннего Китая № 2), Общество изучения раннего Китай и Институт восточноазиатских исследований Калифорнийского университета в Беркли, ISBN 978-1-55729-043-4.
  • Майкл, Франц (1986). Китай сквозь века: история цивилизации. С. 53–67. Westview Press; SMC Publishing, Inc. Тайбэй. ISBN 978-0-86531-725-3 ; 957-638-190-8 (ppbk).
  • Nivison, David S. (1999). «Классические философские сочинения», стр. 745–812. В Loewe, Michael Shaughnessy, Edward L. Кембриджская история древнего Китая: от истоков цивилизации до 221 г. до н. Э. Издательство Кембриджского университета.
  • Яп, Джозеф П. (2009). Войны с хунну, перевод с Цзычжи тунцзян. AuthorHouse, Блумингтон, Индиана, США ISBN 978-1-4490-0604-4. Глава 1.
Политические должности
Предшественник. Ван ВанКанцлер Китая. 210-е годы до н.э. - 203 год до н.э.Преемник. Чжао Гао
Последняя правка сделана 2021-05-27 07:53:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте