Этрусский | |
---|---|
Cippus Perusinus, каменная табличка с надписью 46 строки вырезанного этрусского текста, одна из самых длинных сохранившихся этрусских надписей. 3-й или 2-й век до н.э. | |
Уроженец | Древняя Этрурия |
Регион | Итальянский полуостров |
Вымершие | >20 г. н.э. |
Языковая семья | Тирсенианская ?
|
Система письма | Этрусский алфавит |
Коды языков | |
ISO 639-3 | ett |
Glottolog | etru1241 |
Etruscan() был языком этрусская цивилизация, в Италии, в древнемрегионе Этрурии (современная Тоскана плюс западная Умбрия и северная Лацио ) и в некоторых частях Корсики, Эмилии-Романьи, Венето, Ломбардии и Кампании. Этрусский язык оказал влияние на латынь, но в конце концов был полностью вытеснен ею. Этруски около 13 000 надписей, которые были найдены до сих пор, лишь небольшая часть которых имеет значительную длину; некоторые двуязычные надписи стекстами также на латыни, греческий или финикийский ; и несколько десятков заимствованных слов. Связь этрусков с другими языками, засвидетельствованная с 700 г. до н.э. по 50 г. н.э., была создана длительных спекуляций и исследования, причем время от времени она регистрируется как изолят, один из Тирсеновские языки и других менее известных теорий.
лингвисты сходятся и этрускологиятся во мнении, что этрусский был доиндоевропейскимязыком и соединен с раэтическим языком, на котором говорят в Альпах, и к лемнскому языку, подтвержденному в нескольких надписях на Лемносе.
Грамматически, язык агглютинирует, с существительными и глаголами, показывающее суффиксированное словоизменительное окончание и аблаут в некоторых случаях. Существующие показывают четыре падежа, единственного и множественного числа, с гендерным различием между мужским и женским родами в местах.
этрусские, кажется, имеют кросс -лингвистически распространенная фонологическая система с четырьмя фонематическими гласными и очевидным контрастом между с придыханием и без наддува остановок. Записи языка предполагают, что фонетические изменения происходили с течением времени, с потерей, а затем восстановлением внутренних гласных слов, возможно, из-за эффекта этрусскогословесного начального ударения.
Этрусская религия оказала влияние на религию римлян, и многие из немногих сохранившихся артефактов этрусского языка имеют обет или религиозное значение. Этрусский был написан на алфавите, производном от греческого алфавита ; этот алфавит был латинского алфавита. Этрусский язык также считается одним из важных культурных слов регистрации Европы, таких как «военный» и «человек», которые не имеюточевидных индоевропейских корней.
этрусская грамотность была широкораспространена по берегам, о чем свидетельствуют около 13000 надписей (посвящения, эпитафии и т. Д.), наиболее короткие, но некоторые из них значительная длина. Они датируются примерно 700 годом до нашей эры.
У этрусков была богатая литература, как отмечают латинские авторы. Ливий и Цицерон они знали, что узкоспециализированные этрусские религиозные книги были кодифицированы в наборах, написанных на этрусском языке под общим латинским названием Etrusca Disciplina. Либри Харуспичини справлялись с гаданием, читая внутренности принесенного в жертву животного, в то время как Либри Фульгуралес разъясняли искусство гадания, наблюдая молнию. Третий набор, Libri Rituales, мог дать ключ к этрусской цивилизации: его более широкое охватил этрусские стандарты социальной и политической жизни, а также ритуальные практики. Согласно латинскому писателю IV века Мавру Сервию Гонорату, существовал четвертый наборэтрусских книг; речь идет о животных богах, но маловероятно, чтобы какой-либо ученый, живший в ту эпоху, мог читать этрусский. Однако только одна книга (в отличие от надписи), Liber Linteus, сохранилась, и только потому, что полотно, на котором она была написана, использовалось как мумии обертки.
В 30 г. до н.э. Ливий отметили, что этрусский язык когда-то широко преподавался римским мальчикам, но с тех пор его заменили преподаванием только греческого языка, аВаррон представил, что театральные произведения когда-то были составлены на этрусском языке.
Ученые считают, что датой исчезновения этрусков является конец первого века нашей эры. Проведенный Фрименом анализ письменных свидетельств, по-видимому, подразумевает, что этруски все еще процветали во II веке нашей эры, все еще были живы в первом веке нашей эры и сохранились по крайней мере в одном месте в начале первого века нашей эры; однако замена этрусского налатынь, вероятно, произошла раньше в южных регионах ближе к Риму.
В Южной Этрурии первым этрусским памятником, латинизированным, был Вейи, когда он был разрушен и заселен римлянами в 396 г. до н.э. Цере (Черветери ), еще один южный этрусский город на побережье в 45 км. из Рима, похоже, перешла на латынь в конце 2 века до нашей эры. В Тарквинии и Вульчи латинские надписи сосуществовали с этрусскими надписями нанастенных росписях и надгробиях на протяжении веков, с III века до нашей эры до начала I века до нашей эры, после чего этрусские надписи заменены на исключительное использование латыни.
В Северной Этрурии этрусские надписи продолжаются после их исчезновения в Южной Этрурии. В Clusium (Chiusi ) на гробницах изображены смешанные латинские и этрусские символы в первой половине I века до н.э., причем в случаях, когда два поколения записываются на латыни, а третье, Самоемолодое поколение, что удивительно, переписано на этрусском языке. В Перудже моноязычные монументальные надписи на этрусском языке все еще встречаются в первой половине I века до нашей эры, тогда как период двуязычных надписей, по-видимому, простирался с III века до конца I века до эры. Изолированные двуязычные встречаются на последних трех северных участках. Надписи в Арец включает одну, датируемую 40 г. до н.э., за которую следуют две более поздними датами, в то время как вВольтерре есть одна, датированная сразу после 40 г. до н.э., а последняя датируется 10–20 гг. ОБЪЯВЛЕНИЕ; монеты с этрусской письменностью около Саена также датируются 15 г. до н.э. Фриман отмечает, что в сельской местности язык язык, возможно, просуществовал немного дольше, и выживание в конце I века эры и далее «нельзя полностью игнорировать», особенно с учетом открытия Оскана, написанного в Стены Помпеи.
, несмотря на очевидное исчезновениеэтрусков, похоже, что этрусские религиозные обряды продолжались намного, продолжались использовать этрусские религиозные божеств и, возможно, с некоторым литургическим использованием языка. В конце республиканского и начале августа временные различные латинские источники, включая Цицерон, отмечали уважаемую репутацию этрусских прорицателей. Эпизод, в котором молния ударила надписи с именем Цезарь, превратив ее в Эсара, был истолкован как предчувствиеобожествления Цезаря из-за сходства с этрусским aisar, означающим «боги», хотя это указывает на знание одного слова, а не языка. Спустя столетия и долгое время после того, как этрусский считался вымершим, Аммиан Марцеллин сообщает, что Юлиан Отступник, последний языческий император, по-видимому, сопровождал его в своих военных кампаниях с книгами этрусских прорицателей. о войне, молниях и небесных явлений, но язык этих книг неизвестен. Согласно Зосиму, когдаАларих в 408 году нашей эры столкнулся с разрушением Рима, защита близлежащих этрусских городов была приписана этрусскими языческими жрецами, которые утверждали, что они вызвали бушующую грозу, и они также предлагали свои услуги Риму «в родовой манере», но набожные христиане Рима отказались от этого предложения, предпочитаемая смерть помощи язычников. Фриман отмечает, что эти события могут указывать на то, что ограниченные богословские знания этрусков, возможно, выжили среди жреческойкасты намного дольше. Один писатель 19-го века утверждал в 1892 году, что этрусские божества сохранили влияние на ранний современный тосканский фольклор.
Около 180 лет латинский автор Авл Геллий регистрирует этрусков наряду с галльским языком в анекдоте. Фриман отмечает, что хотя галльский язык явно был еще жив во времена Геллия, его показания могут указывать на то, что этрусский был еще жив, потому что эта фраза указывает на значение типа «для меня это всепо-гречески (непонятно)».
Во время его исчезновения только несколько образованных римлян, интересовавшихся антикваром, таких как Марк Теренций Варрон, могли читать этрусский язык. Считается, что римский император Клавдий (10 г. до н.э. - 54 г. н.э.), возможно, умел читать на этрусском языке и написал трактат по истории этрусков ; отдельное посвящение, сделанное Клавдием, подразумевает знание из «различных этрусских источников», но неясно, свободно ли кто-либоговорил на этрусском. Плаутия Ургуланилла, первая жена императора, была этрусской.
Этруски оказали влияние на латынь, так как несколько десятков этрусских слов и имен были заимствованы римлянами, некоторые из которых остались на современных языках, среди которых, возможно, columna «столбец», voltur «коршун», туба « труба », влагалище" оболочка ", populus" люди ".
Максимальная протяженность этрусской цивилизации и двенадцать городов Этрусского сообщества.Надписи были найдены на северо-западе и западе центральной Италии, в регионе, который даже сейчас носит название этрусской цивилизации, Тоскана (от латинского tuscī «этруски»), а также в современном Лациуме к северу от Рима, в сегодняшнем Умбрии к западу от Тибра, в Кампании и в долине реки По к северу от Этрурии. Этот диапазон может указывать максимум на итальянскую родину, где когда-тоговорили на этом языке.
За пределами материковой Италии надписи были обнаружены в Корсике, Эльбе, Галлии Нарбоненсис, Греция, Балканы, Черное море. Но, безусловно, самая большая оценка в Италии.
Фонология этрусского языка известна благодаря чередованию греческих и этрусских букв в некоторых надписях (например, Таблички игувина ), и многие отдельные слова известны заимствованиямна греческий и латинский языки, а также благодаря объяснениям этрусских слов древними авторами. Сформулировано несколько концепций словообразования (см. Ниже). Современное знание языка неполное.
В 1998 году Гельмут Рикс выдвинул точку зрения, что эттрусский язык связан с другими людьми, что он называл «тирсеновской языковой семьей ». Тирсеновская семья языковРикса, состоящая из раетических, на древних языках восточных Альп, и лемнийских вместе с этрусскими, получила признание ученых. Тирсеновская семья Рикса была подтверждена Стефаном Шумахером, Норбертом Эттингером, Карло Де Симоне и Симоной Марчезини. Общие черты этрусского, раетского и лемний языков были обнаружены в морфологии, фонологии и синтаксисе. С другой стороны, задокументировано мало лексических соответствий, по крайнеймере частично из-за скудного количества раетических и лемнианских текстов. Тирсеновская семья, или Common Tyrrhenic, в этом случае считается палеоевропейской и предшествующей появлению индоевропейских языков в южной Европе. Некоторые полагают, что лемнийский язык мог появиться в Эгейском море в течение позднего бронзового века, когда микенские правители набирали группы наемников из Сицилии., Сардиния и различные части итальянскогополуострова. Такие ученые, как Норберт Эттингер, Мишель Гра и Карло де Симоне, считают, что Лемниан является свидетельством этрусского пиратского или коммерческого поселения на острове, которое произошло до 700 г. до н.э., не связанного с морскими народами.
Некоторые ученые думают, что камунический язык, вымерший язык, на котором говорят в Центральных Альпах в Северной Италии, может быть также связан с этрусский язык и раетическим.
Этрусский язык традиционно считался языковым изолированным. В первом веке до нашей эры греческий историк Дионисий Галикарнасский, заявил, что этрусский язык не похож ни на один другой. Джулиано Бонфанте, ведущий ученый в этой области, в 1990 году утверждал, что «он не похож ни на один другой язык в Европе или где-либо еще».
На протяжении веков было разработано множество гипотез об этрусском языке, многиеиз которых не были приняты или считались весьма спекулятивными. Интерес к этрусским древностям и этрусскому языку нашел свое современное начало в книге доминиканского монаха эпохи Возрождения Аннио да Витербо, каббалиста и востоковеда, о которых теперь вспоминают в основном для литературных подделок. В 1498 году Аннион опубликовал свой сборник антиквариата под названием Antiquitatum Vararum (в 17 томах), в котором он сформулировал теорию, согласно как иврит, так и этрусские языки произошли из одного источника, «арамейского» языка. от Ноя и его потомков, основателей этрусского города Витербо. Аннио также начал раскапывать этрусские гробницы, раскапывать саркофаги и надписи и предпринял смелую попытку расшифровать этрусский язык.
В 19 веке были предприняты попытки переквалифицировать этрусский язык. Идеи семитского происхождения до сих пор находили сторонников. В 1858 году последнюю попытку предпринял Иоганн Густав Штикель, Йенский университет в его «Das Etruskische [...] als semitische Sprache erwiesen». Рецензент пришел к выводу, что Стикель выдвинул все возможные аргументы, подтверждающие эту гипотезу, но он доказал противоположное, что попытка сделать. В 1861 году Роберт Эллис предположил, что этрусский язык связан с армянским, который в настоящее время признан индоевропейским языком. Ровно 100 лет спустя отношения с албанским должен был развитьЗахария Майани, но албанский язык также известен как индоевропейский язык.
Несколько теорий с конца 19 - начала 20 вв. связывали этрусский язык с уральскими или даже алтайскими языками. В 1874 году британский ученый Исаак Тейлор выдвинул идею генетического родства между этрусским и венгерским, которую также Жюль Марта одобрил в своем исчерпывающем исследовании. La langue étrusque (1913). В 1911 году французский востоковед баронКарра де Во предположил связь этрусского языка с алтайскими языками. Связь с Венгрией была восстановлена Марио Алиней, заслуженным профессором итальянских языков в Универсального Утрехта. Предложение Алинея было отвергнуто этрусскими экспертами, такими как Джулио М. Факкетти, финно-угорскими экспертами, такими как Анджей Маркантонио, и венгерскими историческими лингвистами, такими как Бела Бродьяни.
Идея связи между языком народов Минский линейный алфавит Был принят во внимание в качестве основной гипотезы Майклом Вентрисом до того, как он обнаружил, что на самом деле язык, лежащий в основе более позднего линейного письма B, был микенский, греческий диалект. Было высказано предположение, что он, возможно, является частью более широкой палеоевропейской «эгейской» языковой семьи, которая также будет включаться минойский, этеокритский (возможно, происходящий от минойского) иэтеокриотский. Это было предложено Джулио Мауро Факкетти, исследователем, работавшим как с этрусским, так и с минойским языками, и поддержано С. Яцемирским, имея в виду некоторое сходство между этрусским и лемнианским, с одной стороны, и минойским и этеокритским языками с одной стороны. другой. Также было высказано предположение, что эта семья связана с доиндоевропейскими языками Анатолии на основе анализа географических названий.
Другие предположили, чтотирсеновские языки могут быть отдаленно связаны с ранними Индоевропейские языки, например, из анатолийской ветви. Совсем недавно Роберт С.П. Бикс откуда утверждал в 2002 году, что люди, позже известные как лидийцы и этруски, использовались жили на северо-западе Анатолии, с береговой линией до Мраморного моря, они были изгнаны фригийцами около 1200 г. до н.э., оставив остаток, известный в древности как Тирсены. Часть этого народадвинулась на юго-запад в Лидию, ставшими известными как лидийцы, в то время как другие отплыли, чтобы найти убежище в Италии, где они стали известны как этруски. Этот отчет основан на хорошо известной истории Геродота (I, 94) о лидийском происхождении этрусков или тирренцев, который, как известно, отверг Дионисий Галикарнасский (книга I), частично на основании авторитета Ксанфа, лидийского историка, который ничего не знал об этой истории, и частично наосновании того, что он считал разными языками, законами и религиями двух народов.
В 2006 году Фредерик Вудхёйзен пошел дальше по следам Геродота, предположив, что этруски принадлежат анатолийской ветви индоевропейской семьи, в частности, лувийцам. Вудхёйзен возродил гипотезу о том, что тирсенианцы пришли из Анатолии, включая Лидию, откуда они были вытеснены киммерийцами в ранний железный век, 750 –675 гг. до н.э., оставив некоторыхколонистов на Лемносе. Он делает ряд сравнений этрусского языка с лувийским и утверждает, что этрусский является модифицированным лувийским. Он объясняет нелувийские черты мизийским отклонение: «отклонения от лувийских [...] правдоподобно можно приписать диалекту коренного населения Мизии». Согласно Woudhuizen, этруски обыкновенной колонизировали латинян, привезя алфавит из Анатолии.
Другое предложение, выдвинутое в основном лингвистами из бывшегоСоветскогоСоюза, предполагало связь с северо-кавказскими (или дагестанскими) языками.
. Латинское письмо обязано своим существованием этрусскомуалфавиту,который был адаптирован для латыни в форме старый курсива. В этрусском алфавите используется эвбейский вариант греческого алфавита с использованием буквы дигамма и, по всей вероятности, он передавался через Pithecusae и Кумы, два эвбейских поселения на юге Италии. Эта система в конечном итоге происходит от западно-семитских письменностей.
. Этруски распознали 26-буквенный алфавит, который вначале появляется для украшениянанебольшой буккеро терракотовой вазе с формой петушок в Метрополитен-музее, ок. 650–600 гг. до н. э. Полный набор из 26 назван образцом алфавита. Этруски не использовали его четыре буквы, главный, потому что у этрусков не было озвученных остановок b, d и g; а также нет о. Они обновили одну букву для f.
Написание было справа налево, за исключением архаических надписей, где иногда использовался бустрофедон. Пример, найденный в Cerveteri,используется слева направо. В самых ранних надписях слова сплошные. Начало с шестого века до нашей эры, они разделяются точкой или двоеточием, которые также имеют разделение слогов. Письмо было фонетическим; буквы представляли звуки, а не обычное написание. С другой стороны, многие надписи сильно сокращены и часто имеют случайный вид, поэтому отдельные буквы иногда затруднена. Орфография может вести себя от города к городу, вероятно, из-за различий в произношении.
В речи большое ударение на первом слоге слова, что вызывает синкопацию ослаблением остальных гласных, которые тогда не были представлены письменно: Alcsntre для Александроса, Rasna для Расена. Эта речевая привычка - одно из объяснений этрусских «невозможных группных согласных». Однако резонансные могли быть слоговыми, составляющими некоторые кластеры (см. Ниже в разделе Согласные). В других случаях писец иногда вставлял гласную: греческий Hēraklēsпревратился в Hercle путем синкопирования, а затем был расширен путем до Herecele. Паллоттино расценил это изменение в гласных как «нестабильность качества гласных» и объяснил вторую фазу (например, Herecele) как «гармонию гласных, то есть ассимиляцию гласных в соседних слогах....»
Система письма имела две исторические фазы: архаическую с седьмого по пятый века до нашей эры, в которой использовался ранний греческий алфавит, и более позднюю, с четвертого попервое века до нашей эры, который изменил некоторые буквы. В более поздний период обмороки усилились.
Алфавит продолжил свое существование в измененной форме после того, как язык исчез. Было высказано предположение, что он не только являлся источником латинского алфавита, но и перешел на север в Венето, а оттуда через Рэцию в германские земли, где он стал алфавитом Старшего Футарка, старейшей формой рун.
Этрусский корпусредактируется в Corpus Inscriptionum Etruscarum (CIE) и Thesaurus Lingua e Etruscae (TLE).
Таблички Пирги ламинировали листы золота с трактатом на этрусском и финикийском языках в этрусском музее в РимеПирги-скрижали - это двуязычный текст на этрусском и финикийском, выгравированный на трех золотых листах, один для финикийского и два для этрусского. Часть этрусского языка состоит из 16 строк и 37 слов.Дата примерно 500 г. до н.э.
Таблички были найдены в 1964 году Массимо Паллоттино во время раскопок в древнем этрусском порту Пирги, ныне Санта-Севера. Единственным новым этрусским словом, которое можно было извлечь из тщательного анализа табличек, было слово «три», ci.
По словам Рикса и его сотрудников, только два унифицированных ( хотя фрагментарные) тексты доступны на этрусском языке:
Некоторые дополнительные более длинные тексты:
Основное хранилище материалов Этрусская цивилизация, с современной точки зрения, - это ее гробницы. Все остальные общественные ичастные здания были разобраны, а камень повторно использован много веков назад. Гробницы являются основным источником этрусских переносных вещей неизвестного происхождения, хранящихся в коллекциях по всему миру. Их неисчислимая ценность привела к оживленному черному рынку этрусских предметов искусства и столь же энергичным усилиям правоохранительных органов, поскольку незаконно вывозить какие-либо предметы из этрусских гробниц без разрешения правительства Италии.
Масштаб задачи,связанной с их каталогизацией, означает, что общее количество гробниц неизвестно. Они бывают разных типов. Особенно многочисленны гипогеальные или «подземные» камеры или система камер, вырезанных в туф и покрытых курганом. Внутреннее убранство этих гробниц представляет собой жилище живых, обставленное мебелью и любимыми предметами. На стенах могут отображаться расписные фрески, предшественники обоев. Гробницы, идентифицированные как этрусские, датируютсяпериодом Вилланован примерно 100 г. до н.э., когда предположительно кладбища были заброшены в пользу римских. Вот некоторые из основных кладбищ:
См. Вотивные дары.
Зеркало - это круглое или овальное ручное зеркало, используемое преимущественно этрусскими женщинами. Speculum по-латыни; Этрусское слово - малена или мальстрия. Зеркала отливались из бронзы какодно целое или с хвостовиком, в который вставлялась ручка из дерева, кости или слоновой кости. Отражающая поверхность создавалась полировкой плоской стороны. Более высокий процент олова в зеркале улучшал его способность отражать. Другая сторона была выпуклой и содержала инталио или камео сцены из мифологии. Изделие было в целом богато украшено.
Около 2300 зеркал известны из коллекций по всему миру. Поскольку они были предметом массового грабежа, происхождение известнолишь меньшинству. Предполагаемое временное окно - 530–100 гг. Скорее всего, из гробниц.
На многих есть надписи с именами лиц, изображенных в сценах, поэтому их часто называют билингвами. В 1979 году Массимо Паллоттино, тогдашний президент Istituto di Studi Etruschi ed Italici, инициировал комитет Corpus Speculorum Etruscanorum, который постановил опубликовать все размышления и установил для этого редакционные стандарты.
С тех пор комитет вырос, в него вошлиместныекомитеты и представители большинства учреждений, владеющих этрусскими коллекциями зеркал. Каждая коллекция публикуется в отдельной брошюре различными этрусскими учеными.
Cista - это бронзовый контейнер круглой, яйцевидной или, реже, прямоугольной формы, используемый женщинами для хранения всякой всячины.. Они богато украшены, часто с ножками и крышками, к которым можно прикрепить фигурки. На внутренних и внешних поверхностях изображены тщательнопроработанные сцены,обычно из мифологии, как правило, глубокой печати или, реже, частично, частично, частично камея.
Цисты датируются Римской республикой четвертого и третьего веков до нашей эры в этрусских странах. контексты. Они могут иметь различные короткие надписи, касающиеся производителя, владельца или объекта. Письмо может быть латинским, этрусским или и тем, и другим. При раскопках в Пренесте, этрусском городе, ставшем римским, было обнаружено около 118цист, одна из которыхбыла названа искусствоведами "Praeneste cista" или "Ficoroni cista", с особым упором на ту. изготовлен Новиосом Плутием и передан Диндией Маколнией своей дочери, как гласит архаическая латинская надпись. Все они более точно названы «Praenestine cistae».
Среди наиболее грабимых переносных вещей из этрусских гробниц Этрурии - драгоценные камни с мелкой гравировкой оправлены в узорчатое золото, чтобы сформировать круглые илияйцевидные части,предназначенные для продолжения кольца на пальцах. Их размер составляет около одного сантиметра, они датируются этрусским апогеем второй половины шестого - первого веков до нашей эры. Две основные теории производства - этрусская и греческая. В основном это темно-красный сердолик, с агатом и сардом, вошедшим в обиход с третьего по первое века до нашей эры, а также чисто золотые перстни с полостью. гравировка лицевой панели. Гравюры, восновном камеи, ноиногда и глубина, depict scarabs at first and then scenes from Greek mythology, often with heroic personages called out in Etruscan. The gold setting of the bezel bears a border design, such as cabling.
Etruscan-minted coins can be dated between 5th and 3rd centuries BC. Use of the 'Chalcidian' standard, based on the silver unit of 5.8 grams, indicates that this custom, like the alphabet, came from Greece. Roman coinage later supplanted Et ruscan, but the basicRoman coin, theсестерций, как полагают, был основан на этрусской монете номиналом 2,5. Этрусские монеты находили в тайниках или по отдельности в гробницах и раскопках, казалось бы, случайным образом, и концентрировались, конечно, в Этрурии.
. Этрусские монеты были в золоте, серебре и бронзе, причем золото и серебро обычно ударил только с одной стороны. На монетах часто был номинал, иногда название органа чеканки и камео. Номинал золота был в единицахсеребра; Серебряный, вединицах бронзы. Полные или сокращенные имена: в основном Пуплуна (Populonia ), Vatl или Veltuna (Vetulonia ), Velathri (Volaterrae ), Velzu или Velznani (Volsinii) и Cha for Чамарс (Камарс ). Знаки отличия - это в основном головы мифологических персонажей или изображения мифологических зверей, расположенные в символическом мотиве: Аполлон, Зевс, Кулсанс, Афина, Гермес, грифон,горгона, самец[t̪ʰ].
Этрусская система согласных в первую очередь различает придыхательные и не атмосферник останавливается. Озвученных остановок не было, и заимствования с ними обычно были набиты, например Греческий триамбос был заимствован этрусами, ставтриумфом и триумфом налатыни.
Основан на стандартном написании этрусскими писцами слов без гласных или с маловероятными группами согласных (например, cl 'этого (gen.) 'и lautn' freeman '), вероятно, что / mnlr / иногда были слоговыми сонорантами (ср. английский «litt le », «butto n "). Таким образом, cl / kl̩ / и lautn / ˈlɑwtn̩ /.
Рикс постулирует несколько слоговых согласных, а именно / l, r, m, n / и небные / lʲ, rʲ,nʲ /, а такжелабиовелярный спирант / xʷ / и некоторыхученых, таких как Мауро Кристофани также рассматривают аспираты как небезопасные, но эти взгляды не разделяются большинством этрускологов. Рикс поддерживает свои теории с помощью различных вариантов написания, таких как amφare / amφiare, larθal / larθial, aranθ / aranθiia.
этрусский был склонен, изменяя прекращение существительных, местоимений и глаголов. В нем также были прилагательные,наречия и союзы,которые не изменялись.
Этрусские существующие имели пять падежей, единственное и множественное число. Не все пять случаев подтверждаются для каждого слова. Существительные объединяют именительный и винительный падеж; местоимения обычно не объединяют их. Пол появляется в личных именах (мужском и женском) и местеимениях (одушевленных и неодушевленных); в противном случае он не маркируется.
В отличие от индоевропейских языков, у этрусскихсуществующих границ были более агглютинативными, при этом некоторые существующие имели два или три агглютинирующих суффикса. Например, там, где в латыни будут отличаться окончание именительного падежа множественного числа и дательного падежа множественного числа, этрусский суффикс падежа будет указывать на маркер множественного числа: латинский именительный падеж единственного числа fili-us, «сын», формальное число fili-i, дательный падеж множественного числа fili-is,но этрусскийклан, клен-ар и клен-ар-аши. Более того,этрусские существующие могли иметь несколько суффиксов, только из падежной парадигмы: то есть этрусские существующие имели суффиксауфнахме. Паллоттино называет это явление «морфологическим переопределением», которое он определяет как «типичную тенденцию... переопределить синтаксическую функцию с помощью наложения суфф формыиксов». Его пример - Uni-al-θi, «в святилище Юноны», где -al - окончание родительного падежа, а -θi -местный падеж.
Стейнбауэр говорит на этрусскомязыке: «Может быть более одного маркера... для разработки случая, и... один и тот же маркер встречаться более чем в одном падеже».
Личные местоимения нападения к лицам; указательные местоимения указать на: английский это, это, там.
Личное местоимение первого лица имеет именительный падеж mi («я») и винительный падеж mini («я»). Третье лицо имеет личную форму an («он» или «она») и неодушевленное внутри («оно»). Второе лицо не уверено, нонекоторые, например,Бонфанты, утверждали, что дательный падеж имеетединственного числа («тебе») и винительный падеж единственного числа («тебе»).
Демонстрационные выражения ca и ta используются без различия. Формами именительного падежа и винительного падежа единственного числа являются: ica, eca, ca, ita, ta; множественное число: cei, tei. Есть родительный падеж единственного числа: cla, tla, cal и множественное число clal. Винительный падеж единственногочисла: can, cen, cn,ecn, etan, tn; множественное число cnl. Местныйпадеж единственного числа: calti, ceiθi, clθ (i), eclθi; множественное число caiti, ceiθi.
Хотя прилагаемые не изменяются, они делятся на несколько типов, образованных из существующих с суффиксом:
Наречия не помечены: etnam, "снова"; θui, «сейчас»; θuni, «сначала». Большинство индоевропейских наречий образовано из наклонных падежей, которые становятся непродуктивными и переходными в фиксированных формах, поэтому такие падежи, как аблатив, называются «наречиями».
Глаголы имели изъявительное наклонение и повелительноенаклонение. Времена были настоящим и прошедшим. Прошедшее время имело активный голос и пассивный голос.
Этруски использовали глагольный корень с нулевым суффиксом или -a без различия для числа или лица: ар, ар-а, «он, она, мы, ты, они делают ».
Добавление суффикса - (a) ce 'к корню который глаголадает активный элементединственного числа от третьего лица, по-разному именуется«прошедшим», «претерит» ", "идеальный" или "аорист". В отличие от индоевропейской, эта форма не помечена для человека. Примеры: tur / tur-ce, «дает / дает»; sval / sval-ce, «живет / жил» ».
Прошлый пассив от третьего лица формируется с -che: mena / mena-ce / mena-che,« предлагает / предлагал / был предложен ».
Лишь несколькосотен слов этрусского словаря понятны с некоторойуверенностью. Ниже приведена таблица некоторых слов, сгруппированных по темам.
Некоторые слова с поставкой латинскими или другими индоевропейскими формами, вероятно, заимствованы этрусскими или из этрусских. емянник », вероятно, происходит от латинского (лат. Неприс, непритис; это родственник немецкого Неффе, древнескандинавского нефи). Ряд слов и имен, предположительно этрусского,сохранились на латы происхожденияни.
По крайней мере одно этрусское словоимеет очевидное семитское / арамейское происхождение: талифа «девушка», которое могло быть передано финикийцами или греками (греч. Ταλιθα). Слово pera «дом» является ложным родственным коптскому на «дом».
В дополнение к словам, которые, как полагают, были заимствованы этрусским языком из индо- в Европе или где-либо еще существует корпус таких слов, как семья, которая кажется, былазаимствована в латынь из древнейэтрусской цивилизации как влияние суперстрата.Некоторые из этих слов все еще широко используются на английском и латинском языках. Другие слова, предположительно содержащие этрусское происхождение, включают:
По поводу возможного индоевропейское происхождение этрусских кардиналов. По словам Ларисы Бонфанте (1990):« Эти цифры, вне всяких сомнений, показывают неиндоевропейский характер этрусского языка ». И наоборот, другие ученые, в том числе Франсиско Р. Адрадос, Альберт Карной, Марчелло Дуранте, Владимир Георгиев, Алессандро Моранди и Массимо Питтау, предположили близкую Итальянский лингвист Массимо Питтау утверждал, что «все десятьдесятирусских цифр имеют конгруэнтноефонетическое соответствие в таком же количествеиндоевропей». ских языков »и« идеально вписываются в индоевропейский ряд », поддерживая идею о том, что этрусский язык был индо-европейским Европейским происхождением.
Этрусские числа (G. Bonfante 2002: 96):
Неясно, какое из ша и хуθ означало «четыре» и «шесть» соответственно.
|
|
Тестна этрусский язык из Викисловарь в Инкубаторе Викимедиа |