Яшчилан

редактировать
Q'Yaxchilan
Foto en la Zona Arqueológica de Yaxchilan 01.jpg Строение 33 в Яшчилане
Яшчилан расположен в Мезоамерике Яшчилан Местоположение сайта Показать карту Мезоамерики Яшчилан расположен в Мексике Яшчилан Яшчилан (Мексика) Показать карту Мексики
МестоположениеЧьяпас, Мексика
Координаты16 ° 54′N 90 ° 58′W / 16.900 ° N 90.967 ° Вт / 16,900; -90,967 Координаты : 16 ° 54'N 90 ° 58'W / 16,900 ° N 90,967 ° W / 16,900; -90.967
ТипПоселение
История
КультурыЦивилизация майя
Заметки о местонахождении
СостояниеВ руинах

Яшчилан (произносится ) - древний город майя, расположенный на берегу реки Усумацинта в штате Чьяпас, Мексика. В период поздней классики Яшчилан был одним из самых могущественных майя государств на протяжении реки Усумасинта, с Пьедрас Неграс в качестве его главный соперник. Архитектурные стили в подчиненных местах в регионе Усумасинта демонстрируют четкие различия, которые отмечают четкую границу между двумя королевствами.

Яшчилан был крупным центром, важным на протяжении всей классической эпохи, и доминирующая сила района реки Усумацинта. Он доминировал на таких небольших участках, как Бонампак, и долгое время соперничал с Пьедрас Неграс и, по крайней мере, какое-то время с Тикаль ; это был соперник Паленке, с которым Яшчилан воевал в 654 году.

Это место особенно известно своими хорошо сохранившимися каменными скульптурами перемычками, установленными над дверными проемами основные конструкции. Эти перемычки вместе со стелами, воздвигнутыми перед крупными зданиями, содержат иероглифические тексты, описывающие династическую историю города.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Местоположение
  • 3 История
    • 3.1 Ранняя классика
    • 3.2 Поздняя классика
    • 3.3 Новейшая история
  • 4 Городище
    • 4.1 Сооружения
    • 4.2 Памятники
      • 4.2.1 Иероглифические лестницы
      • 4.2.2 Перемычки
      • 4.2.3 Стелы
  • 5 Известные правители
    • 5.1 Лунный Череп
    • 5.2 Птичий Ягуар II
    • 5.3 Узоглазый Ягуар I
    • 5.4 К'инич Татбу Череп II
    • 5.5 Птичий Ягуар III
    • 5,6 Ицамнадж Балам II
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

Этимология

Эпиграфы считают, что древнее название города было, вероятно, таким же, как и название его царства, Па Чан . произносится как, что означает «Расколотое (или сломанное) небо». Ранний археолог Дезире Шарне назвал руины «городом Лорилларда» в честь Пьера Лорилларда, который внес свой вклад в покрытие расходов своей экспедиции в зону майя, а Альфред Модслей назвал его "Менше". произносится как Теоберто Малер дал ему современное название, которое на неуказанном языке майя означает «Зеленые камни». Некоторое время Гильф-эмблема читалась как Сиядж Чан, или «Рожденный Небом».

Местоположение

Западный Акрополь Яшчилана

Яшчилан расположен на южном берегу река Усумасинта, на вершине подковообразного меандра. Эта петля защищает участок со всех сторон, за исключением узкого наземного подхода с юга. Это место находится в 40 километрах (25 миль) вверх по реке от руин Пьедрас-Неграс, его главного соперника. Яшчилан находится в 21 километре от руин Бонампака. Это место находится в муниципалитете Окосинго в штате Чьяпас, на мексиканской стороне международной границы с Гватемалой, которая проходит по линии реки. Он находится в 80 километрах (50 миль) вниз по реке от поселения майя Алтарь жертвоприношений.

История

Вид на главную площадь в Яшчилане

Яшчилан берет свое начало в доклассический период. Большая часть того, что известно об истории города классического периода, происходит из иероглифических текстов царей, правивших в период позднего классического апогея, одним из наиболее важных из которых является Иероглифическая лестница 1. Некоторые ретроспективные надписи, по-видимому, были использовался для переписывания династической истории Яшчилана в соответствии с требованиями короля Птичий Ягуар IV. До правления царя Ицамнаджа Балама II, правившего с 681 по 742 год, город был относительно небольшим. Затем город-государство превратился в региональную столицу, и династия просуществовала до начала 9 века.

Ранняя классика

Известная история Яшчилана начинается с возведения на престол Йопаат Б'алама I, вероятнее всего, 23 июля 359 года. Он был основателем долгой династии и занял трон когда Яшчилан был еще второстепенным местом. Иероглифические надписи, относящиеся к поздней классике, описывают серию войн в эпоху ранней классики между городом и его соседями. К'инич Татбу Череп I правил в начале 5-го века и был первым из правителей Яшчилана, который, как было записано, взял в плен соперничающего короля, причем его пленником был король Птичий Ягуар Бонампака (не путать с четырьмя правителями Яшчилана, носившими то же имя). Давнее соперничество с Пьедрас Неграс началось уже в пятом веке нашей эры, когда оба города изо всех сил пытались доминировать на торговом пути Усумасинта. Королю Лунному Черепу приписывают победу над Пьедрас Неграс в 460 году и пленение вражеского короля, известного только как Правитель А. К середине 5 века Яшчилан имел официальные контакты с великим городом Тикаль. Птица Ягуар II, следующий король Яшчилана, захватил вассала короля Пьедрас-Неграс около 478 г.

Ягуар I с узловатым глазом был воинственным королем, который, как было записано, захватил дворян из Бонампака, Пьедрас-Неграса и великий город Тикаль. В 514 году Ягуар I с узловатым глазом был взят в плен правителем C Пьедрас Неграс, как изображено на Перемычке 12 этого города, где он показан стоящим на коленях перед вражеским королем со связанными запястьями.

Его преемник, Кинич Татбу Череп II был возведен на престол 11 февраля 526 года. Этот царь примечателен серией резных перемычек, которые он заказал, включая династический список, который предоставляет информацию о ранних королях города. К'инич Татбу Череп II наблюдал за возрождением состояния Яшчилана, и он захватил лордов Бонампака и, в частности, лорда Калакмула, одной из двух великих сил майя классического периода, а также добился успеха против Тикаля. вторая великая держава.

Мало что известно об истории Яшчилана с 537 по 629 год, хотя известно, что в этот период правили четыре царя. Узкоглазый Jaguar II, как известно, захватил повелителя в 564 году, что является одним из немногих событий, относящихся к этому периоду. Возможно, что отсутствие письменных источников для этого длительного периода указывает на то, что Яшчилан попал под власть более могущественного соседа, такого как Пьедрас Неграс, Паленке или Тонина, все из которых в то время были влиятельные государства в регионе Усумасинта.

Поздняя классика

Фрески Яшчилано в Строении Бонампака I ознаменовывают назначение Яшчиланом Чан Муваана I подчиненным правителем. Яшчилан перестроил место, чтобы указывать обратно на Яшчилан.

В 629 году Птичий Ягуар III стал королем Яшчилана. В 646 или 647 году он захватил лорда из до сих пор неустановленного места Хикс Витц (что означает «Холм Ягуара»), где-то на северной стороне Усумасинты.

Яшчилан достиг своей величайшей мощи. во время правления короля Ицамнаджа Балама II, который умер в возрасте 90 лет в 742 году, и его сына Птицы Ягуара IV. Ицамнадж Балам II был возведен на престол в октябре 681 года и правил более шестидесяти лет. В течение последней трети своего правления он отвечал за грандиозную строительную программу, которая включала возведение великолепных зданий с богато вырезанными перемычками, иероглифическими лестницами и резными стелами, преобразившими центр города. Во время его правления королевство Яшчилан расширилось, включив близлежащие участки и к северо-западу от города. Иногда кажется, что Лаканья и Бонампак находились под его властью, хотя этот регион контролировался Тониной в 715 году.

В 689 году, относительно в начале его правления, Ицамнадж Б'алам II зарегистрирован как владевший захватил Ай Сак Ичий Пат. В 713 году он захватил Адж Кан Уся, аджав, или владыку Б'уктунна, в остальном неизвестного места. В 726 году Яшчилан потерпел поражение от своего соперника Пьедрас Неграс, событие, описанное на Стеле 8 Пьедрас Неграс. Саджал (подчиненный владыка) Ицамная Б'алама II был захвачен вражеским городом, событие, которое полностью отсутствует в надписях Яшчилана Сама по себе, хотя, что важно, здесь нет ложных заявлений о победе. Именно после этого периода, более сорока лет правления Ицамнаджа Балама II, этот король приступил к реализации своей впечатляющей строительной программы, это может указывать на то, что в это время Яшчилан смог добиться независимости от гегемонии некогда могущественных соседей и требовать большей политической независимости и более прибыльного контроля речной торговли. В 729 году Ицамнадж Балам II захватил Адж Попол Чай, владыку Лаканья. Это событие, вместе с другими победами правления Ицамнаджа Балама II, описано как в иероглифических текстах Структуры 44, так и в серии стел возле Структуры 41. Эту победу над Лаканой сравнивают с более ранней победой Узоглазого Ягуара. II против того же города. Точно так же его захват лорда Хикс Вица в 732 году сравнивается с победой Птичьего Ягуара III над тем же местом.

В 749 году Йопаат Б'алам II из Яшчилана присутствовал на церемонии в честь Ицам К. 'an Ahk II из Пьедрас Неграс. Если бы Йопаат Балам II был королем Яшчилана в это время, это указывало бы на то, что он подчинялся королю Пьедрас Неграс. Это событие было зарегистрировано на панели 3 Пьедрас-Неграс; Нет никаких записей о правлении Йопаат Б'алама II в самом Яшчилане, что указывает на то, что какие-либо записи были позже уничтожены, если он действительно правил там.

Яшчилан нанес ответный удар в 759 году, одержав победу над своим врагом. Приблизительно в 790 году н.э. король Яшчилана Щит Ягуар III наблюдал за установкой Чан Муваана II в Бонампаке и нанял мастеров Яшчилано, чтобы увековечить его (и предыдущего Чан Муваана) на фресках «Структуры I».

В 808 году король К'инич Татбу Череп III ознаменовал захват К'инич Ят Ак II, последнего короля Пьедрас-Неграс, событие, которое, вероятно, представляло собой окончательное свержение давнего врага Яшчилана, положившего конец династическому правлению там и разрушившего город как столицу.

Современная история

Перемычка 24, строение 23, Яшчилан. Скульптура изображает священный ритуал кровопускания, который произошел 28 октября 709 года. Король Ицамнадж Б'алам II изображен держащим факел, а его жена леди Каб'ал Зук протягивает колючую веревку через проколотый язык, Британский музей.

Первое опубликованное упоминание об этом месте, по-видимому, было кратким упоминанием Хуаном Галиндо в 1833 году, опубликованным Королевским географическим обществом. Профессор посетил их в 1881 году и опубликовал еще один краткий отчет.

Исследователи Альфред Модслей и Дезире Шарне прибыли сюда с разницей в несколько дней в 1882 году и опубликовали более подробные отчеты о руинах с рисунками и фотографиями. Модсли приказал удалить несколько перемычек, и Британский музей приобрел перемычки 24 в 1932 году. Отчет Модслея был опубликован Королевским географическим обществом в 1883 году. Теоберто Малер неоднократно посещал это место с 1897 по 1900 год, его подробное двухтомное описание руин и другие близлежащие сайты были опубликованы Музеем Пибоди Гарвардского университета в 1903 году.

В 1931 году Сильванус Морли возглавил Институт Карнеги экспедиция в Яшчилан нанесла на карту место и обнаружила новые памятники.

Начиная с 1970 года, Ян Грэм неоднократно посещал Яшчилан и делал там записи. Эти надписи были опубликованы с 1977 года в Музее Пибоди Гарвардского университета.

Мексиканский Национальный институт антропологии и истории (INAH) проводил археологические исследования в Яшчилане в 1972-1973 годах. снова в 1983 году, а дальнейшая работа INAH проводилась в начале 1990-х годов. INAH объединил и сохранил центральную часть памятника.

Майянист Татьяна Проскурякова провела новаторскую работу по расшифровке письменности майя с использованием надписей Яшчилана и смогла чтобы определить символы смерти, захвата и похитителя. С тех пор Питер Мэтьюз и другие расширили ее ранние работы.

С 1990 года проект La Pintura Mural Prehispánica en México (доиспанская настенная живопись в Мексике) Instituto de Investigaciones Estéticas из Национальный автономный университет Мексики исследовал и зарегистрировал доколумбовые фрески, например, в Яшчилане.

Яшчилан долгое время был труднодоступным, кроме как по реке. До недавнего времени в радиусе 100 миль не было дорог. Единственный способ добраться до места - сотни миль на лодке или на небольшом самолете. С момента постройки мексиканским правительством в начале 1980-х годов его можно посещать туристам. Чтобы добраться до этого места, достаточно совершить часовую прогулку на лодке по реке Усумасинта от Фронтера Коросал.

Некоторые Лакандон майя до сих пор совершают паломничества в Яшчилан, чтобы проводить ритуалы, чтобы боги майя.

Место

Место содержит впечатляющие руины с дворцами и храмами, граничащими с большой площадью на террасе над рекой Усумасинта. Архитектурные останки простираются через более высокие террасы и холмы к югу от реки, откуда открывается вид как на саму реку, так и на низменности за ней. Яшчилан известен большим количеством прекрасных скульптур на этом месте, таких как монолитные резные стелы и сюжетные каменные рельефы, вырезанные на перемычках охватывающий дверные проемы храма. На различных памятниках этого места было обнаружено более 120 надписей.

Основными группами являются Центральный Акрополь, Западный Акрополь и Южный Акрополь. Южный Акрополь занимает самую высокую часть участка. Участок выровнен по отношению к реке Усумасинта, что иногда приводит к нетрадиционной ориентации основных сооружений, таких как две площадки для игры в мяч.

Сооружения

Строение 6, южный фасад

Строение 6 рядом с главной площадью в Центральном Акрополе. Он находится в хорошем состоянии и имеет шесть дверных проемов, три из которых обращены к площади, а три - к реке. Дверные проемы, выходящие на площадь, были заблокированы в древности, и новые дверные проемы были прорезаны по бокам строения. На фасаде здания, обращенном к площади, сохранился фриз со скульптурой головы. Структура имеет сохранившийся перфорированный гребень крыши и считается датируемым ранней классикой.

Строение 7 находится рядом со Строением 6, но находится в гораздо худшем состоянии сохранности, с его сводчатым потолком рухнув. Это строение также имело дверные проемы, выходящие как на реку, так и на главную площадь.

Строение 8 расположено на главной площади перед строением 7 и делит площадь на северо-западную и юго-восточную части.

Строение 9 - это невосстановленный холм к северо-западу от Строения 7. Перед ним стоит Стела 27.

Конструкция 10 делит L-образную платформу со Строениями 13 и 74 в Центральном Акрополе. Строение содержит серию иероглифических перемычек, описывающих рождение и вступление на престол короля Птицы Ягуара IV.

Строение 12 - небольшое строение в Центральном Акрополе, недалеко от реки. В нем было восемь перемычек начала VI века. Строение находится в Центральном Акрополе рядом с одной из площадок для игры в мяч. Перемычки фиксируют девять поколений правителей города. Перемычки были заказаны К'инич Татбу Череп II, их первоначальное местонахождение неизвестно, они были возвращены в Строение 12 в 8 веке королем Птицей Ягуаром IV. Некоторые из перемычек остаются на месте.

Конструкция 13 опирается на L-образную платформу в Центральном Акрополе вместе со Строениями 10 и 74.

Конструкция 14 - это северо-западная площадка для игры в мяч. Он расположен на главной площади Центрального Акрополя. Здесь было найдено пять скульптурных маркеров площадки для игры в мяч, три из которых были выровнены на игровой площадке и по одному на каждой платформе с каждой стороны. Один из маркеров площадки для игры в мяч был удален с площадки, остальные сломаны и размыты.

Строение 16 находится недалеко от северо-западной площадки для игры в мяч. Он содержит перемычки с 38 по 40, которые были возвращены в исходное положение.

Строение 19 в Центральном Акрополе.

Строение 19 также известно как Лабиринт. Он расположен на западной окраине Центрального Акрополя. Структура представляет собой храм с помещениями, расположенными на трех уровнях, связанных между собой внутренними лестницами. Фасад храма имеет четыре дверных проема, между которыми расположены три ниши размером с дверной проем. Два скульптурных алтаря расположены перед строением, в котором до сих пор сохранились остатки перфорированного гребня на крыше.

Строение 20 находится в Центральном Акрополе и имеет три комнаты. Три дверных проема в это сооружение когда-то поддерживали скульптурные перемычки 12, 13 и 14, но сейчас остались только два. От здания сохранилась небольшая часть гребня крыши, а на скатной крыше сохранились фризы с нишами. Строение 20 было раскопано Яном Грэмом в 1982 году, во время раскопок перед зданием была обнаружена иероглифическая ступенька, которую перезахоронили, чтобы сохранить.

Строение 21 находится на террасе под Строениями 25 и 26 Три перемычки над дверными проемами в этом сооружении были перемычками с 15 по 17, хотя они были сняты в 19 веке и сейчас находятся в Британском музее в Лондоне. Строение 21 было раскопано в 1983 году. Сводчатая крыша строения рухнула еще до 1882 года, заполнив комнаты щебнем, который теперь был удален, обнаружив несколько важных памятников, включая Стелу 35 и остатки лепных фигур в натуральную величину на задней стене. за самой стелой.

Структура 22 находится на террасе в Центральном Акрополе недалеко от Главной площади. Здесь до сих пор сохранились скульптурные перемычки.

Структура 23 находится в Центральном Акрополе, с видом на Главную площадь. Он был построен во время правления Ицамнаджа Балама II и особенно важен, потому что это было первое крупное строительство, начатое по прошествии 150 лет. Строение 23 посвящено леди К'аб'ал Зук, жене короля. Первоначально над его дверными проемами были установлены три перемычки, которые, кажется, знаменуют повторное основание Яшчилана в попытке укрепить родословную и право на правление короля Ицамнаджа Б'алама II. Перемычки 24 и 25 были удалены в конце 19 века и сейчас находятся в Британском музее, а перемычки 26 - в Национальном музее антропологии в Мехико. Эта серия перемычек - одна из лучших рельефных скульптур, сохранившихся в регионе майя.

Структура 24 находится на террасе недалеко от главной площади в Центральном Акрополе. Здесь до сих пор сохранились скульптурные перемычки.

Строение 25 находится в Центральном Акрополе, недалеко от Подъезда к Строению 33. Оно не раскопано и не восстановлено, хотя в нем есть сохранившиеся своды.

Строение 26 находится рядом со Структурой 25 в Центральном Акрополе и не подвергался раскопкам. Это наименее хорошо сохранившееся из двух строений.

Строение 30 находится в Центральном Акрополе, оно имеет три дверных проема, выходящих на площадь. В строении есть две параллельные комнаты с хорошо сохранившимися сводами.

Структура 33 в Центральном Акрополе была описана как шедевр из камня и, вероятно, была освящена в 756 году Птичим Ягуаром IV. Сооружение выходит на площадь и реку и в 8 веке могло быть заметно на речном транспорте. У него простые нижние стены с тремя дверными проемами, каждый из которых поддерживает хорошо сохранившуюся перемычку (Яшчиланские перемычки 1–3). В центре задней стены сооружения, напротив центрального дверного проема, находится ниша, в которой находится обезглавленная скульптура человеческой фигуры, вероятно, самого Птичьего Ягуара IV. Крыша сооружения практически не повреждена, включая наклонную крышу, поддерживающую фриз, и хорошо сохранившийся гребень крыши. И в гребне крыши, и во фризе есть ниши, ниша в гребне крыши содержит останки скульптурной фигуры. Тенноны на обеих секциях крыши когда-то поддерживали лепной декор. К передней части Структуры 33 от площади ведет лестница, верхняя ступень которой является скульптурной, эта ступенька известна как Иероглифическая лестница 2.

Южный Акрополь состоит из Структур 39, 40 и 41. С ними связано несколько стел и алтарей.

Структура 39 была восстановлена ​​и находится в Южном Акрополе. Он имеет три ступенчатых дверных проема, которые ведут в единственную комнату неправильной формы. Сохранились остатки перфорированного гребня крыши с шипами, которые когда-то поддерживали лепной декор.

Строение 40 обрамлено строениями 39 и 41. Оно было восстановлено, а также имеет три дверных проема, выходящих на одноместная комната и остатки перфорированной гребенки на крыше. В комнате сохранились остатки фресок, которые когда-то покрывали все внутренние стены. Перед строением 40 стояли стелы 12 и 13, а между ними когда-то стояла стела 11.

Строение 41 также было восстановлено. Как и в двух других зданиях Южного Акрополя, в нем есть три дверных проема, которые ведут в одну комнату. Он не так хорошо сохранился, как Структуры 39 и 40, и большая часть сводчатой ​​крыши обрушилась. Фрагмент лепного фриза скульптуры может датировать здание 740 г., 3-й К'атун годовщиной правления Ицамнадж Б'алама II. Центральный дверной проем ступенчатый, передняя стена укреплена. Это одно из трех основных строений на самой высокой точке города, и перед ним была установлена ​​серия стел, описывающих военные кампании Ицамнадж Балам II.

Строение 42 находится в Западный Акрополь. У этого сооружения была серия резных перемычек из известняка, которые изображают усилия Птицы Ягуара IV по консолидации власти, имитирующие события, проведенные его отцом Ицамнаай Б'аламом II.

Структура 44 находится на Западном Акрополе. Он по-прежнему имеет резную перемычку и скульптурные ступени. Несколько стел изначально были связаны со Структурой 44. Этот храм был построен Ицамнаджем Баламом II и был посвящен около 732 года. Скульптурные тексты этого здания рассказывают о возрождении города в 8 веке. В каждом из трех дверных проемов были скульптурные перемычки и две иероглифические ступени.

Структура 67 - это юго-восточная площадка для игры в мяч, расположенная в Центральном Акрополе.

Памятники

Секция ступени VII от Иероглифической лестницы 2 ведет к Строению 33, относящемуся к игре в мяч и датируемому 757.

Иероглифическая лестница

Иероглифическая лестница 1 ведет к Строению 5 в Центральном Акрополе. Он имеет шесть скульптурных подступенков, состоящих из различных резных блоков, многие из которых сильно разрушены.

Иероглифическая лестница 2 - подступенок самой верхней ступени, ведущей к Строению 33. Он состоит из 13 скульптурных блоков, пронумерованных слева направо как шаги с I по XIII. Ступени VI, VII и XVIII очень хорошо сохранились и изображают Птицу Ягуара IV и двух его предшественников, одетых как игроков в мяч.

Перемычки

Перемычка 1 находится над восточным входом в Строение 33 в Центральной Акрополь. На нем изображен король 8-го века Птичий Ягуар IV в сопровождении его жены леди Большой Череп Зеро.

Перемычка 2 установлена ​​над центральным дверным проемом Строения 33. На нем изображен Птичий Ягуар IV в сопровождении своего сына и наследника, Щитового Ягуара. II.

Перемычка 15, ныне находящаяся в Британском музее, изображающая одну из жен Птичьего Ягуара IV, призывающую Змея Видения в обряде кровопускания.

Перемычка 3 находится над самым западным входом в Строение 33. На нем также изображен Птичий Ягуар IV, на этот раз в сопровождении союзника.

Перемычка 10 - последний известный памятник в Яшчилане, датируемый 808. На нем изображен К'инич Ят Ак II из Пьедрас Неграс в плену у короля ячиланов К'инич Татбу Череп IV.

Перемычка 12 изначально была установлена ​​в Строении 20 в Центральном Акрополе. Сейчас он находится в Национальном музее антропологии в Мехико.

Перемычка 13 находится над дверным проемом в Строении 20. Она упала, когда рухнула крыша здания, но с тех пор она не сохранилась. был сброшен. Скульптура на перемычке очень хорошо сохранилась.

Перемычка 14 установлена ​​над дверным проемом в Строении 20 и особенно хорошо сохранилась.

Перемычка 15 первоначально перекрывала дверной проем в Строении 21, она была перенесен в Британский музей в 1982-1983 гг. Как и перемычки 16 и 17 из той же серии, он был вырезан из известняка. Первоначально он был установлен над юго-восточным входом в центральную комнату. Перемычка 15 изображает леди Вак Туун, одну из жен короля Птичьего Ягуара IV, во время кровопролитного ритуала, в результате которого появляется Змея Видений. Леди Вак Туун несет корзину с инструментами, используемыми для ритуала кровопускания, включая шип ската, веревку и окровавленную бумагу. Змея Видения появляется из чаши с полосками коры бумаги.

Перемычка 16 также перекрывала дверной проем в Строении 21 и была перенесена в Британский музей в 1982–1993 годах. Он был вылеплен из известняка и изначально располагался над центральным входом в центральный зал. На нем изображен Птичий Ягуар IV, держащий копье и стоящий над стоящим на коленях пленником. Птица Ягуар IV носит тот же костюм, что и его отец, изображенный на Перемычке 26. Событие захвата, изображенное на Перемычке 16, произошло в 752 году.

Перемычка 17 была еще одной перемычкой из дверного проема в Строении 21, которая сейчас находится в Британский музей. Он вылеплен из известняка и первоначально был установлен над северо-западным входом в центральный зал. Он датируется периодом правления Bird Jaguar IV. На перемычке изображены Птичий Ягуар IV и его жена леди Б'алам Мут, участвующие в ритуале кровопускания. Король наблюдает, как его жена протягивает веревку через язык и проливает кровь. Зарегистрировано, что этот ритуал состоялся через восемь дней после события поимки, изображенного на Перемычке 16.

Перемычка 16 в Британском музее, изображающая короля Птичьего Ягуара IV с пленником.

Перемычка 24 вылеплен из известняка и считается шедевром искусства майя. Это одна из трех перемычек, которые были установлены над дверными проемами Строения 23, а эта - над юго-восточными дверями. На нем изображен кровопролитный ритуал, проводимый королем Ицамнадж Б'аламом II и его женой леди К'аб'ал Зук, король стоит с горящим факелом над своей женой, которая протягивает через язык веревку с шипами. Складная книга лежит в корзине перед стоящей на коленях принцессой. Перемычка имеет следы красных и синих пигментов. Церемония, изображенная на скульптуре, состоялась 28 октября 709 года. Перемычка 24 была снята в конце 19 века и сейчас выставлена ​​в Британском музее.

Перемычка 25 изначально была установлена ​​над центральным дверным проемом. Строения 23. Он был вырезан из известняка во время правления короля Ицамнаджа Б'алама II и изображает леди Зук, призывающую Змея Видений в ознаменование восшествия на престол ее мужа. Леди Зук держит чашу с аппаратом для кровопускания, состоящим из шипа ската и окровавленной бумаги. Змея-видение, поднимающаяся перед ней, имеет две головы, по одной на каждом конце, из пасти одной выходит воин, из другой - голова центрального мексиканского божества Тлалока, бога воды из далекого мегаполиса Теотиуакан в долине Мексики. Иероглифическая надпись на перемычке необычна, она перевернута, как если бы она была предназначена для чтения в зеркале, хотя значение этого неизвестно. Как и перемычка 24, перемычка 25 была удалена в конце 19 века и теперь выставлена ​​в Британском музее. События, изображенные на перемычке, описаны как произошедшие «перед водами Сиян-Чана», имея в виду главную площадь города, расположенную на берегу реки Усумасинта.

Перемычка 25 в Яшчилане, сейчас в Британском музее.

Перемычка 26 была третьей в серии, установленной над дверными проемами Структуры 23, сейчас она находится в Национальном музее антропологии в Мехико. Он датируется 726 годом и имеет портрет Ицамнадж Балама II.

Перемычка 29 установлена ​​в Строении 10 в Центральном Акрополе. Это часть серии из трех перемычек с непрерывным иероглифическим текстом, детализирующим рождение и вступление на престол короля Птицы Ягуара IV.

Перемычка 30 является частью серии перемычек, вырезанных непрерывным иероглифическим текстом, установленным в Структуре 10.

Перемычка 31 - это еще одна часть серии из трех иероглифических перемычек, установленных в Строении 10.

Перемычка 35 была обнаружена Модслеем среди обломков Строения 12 и сейчас хранится в Британском музее. Он был вылеплен из известняка в VI веке под властью К'инич Татбу Череп II и свидетельствует о ряде побед, в том числе над великим городом Калакмул.

Перемычка 38, Перемычки 39 и Перемычки 40 были возвращены в исходное положение в Структуре 16 в Центральном Акрополе. В отличие от большинства других перемычек в Яшчилане, они вырезаны на краях, а не на нижней стороне.

Перемычка 41 была установлена ​​над южным входом в Строение 42 в Западном Акрополе. Он упал и разбился на две части, когда Модсли нашел его в конце 19 века. Верхняя часть выставлена ​​в Британском музее, нижняя часть повреждена. Перемычка была вырезана из известняка и является одной из серии перемычек, установленных в той же конструкции, что празднует победы короля Птицы Ягуара IV. Показано, что король готовится к битве, которая произошла в 755 году, его жена предлагает ему его копье, это леди Вак Джалам Чан Аджав с места Мотул де Сан-Хосе в Петене Озерный регион Гватемалы.

Перемычка 50 установлена ​​в Строении 13 в Центральном Акрополе.

Перемычка 60 остается в своем первоначальном окружении в Строении 12. Она была обнаружена во время раскопок строения в 1984 году.

Стелы

Стела 35 внутри строения 21, относящаяся к поздней классике. На нем изображено леди Вечерняя Звезда, мать Птичьего Ягуара IV.

Стела 2 находится на самой нижней террасе напротив лестницы, ведущей к Строению 33. Она сильно выветрилась и датируется 613 годом.

Стела 3 стоит на платформе посреди площади возле Строения 20. Она была сильно повреждена, фрагменты были собраны заново, а памятник восстановлен. На одной стороне стелы находится хорошо сохранившаяся скульптура.

Стела 5 находится перед террасой, на которой находится Структура 20. В верхней части этого памятника изображен король Ицамнай Балам II.

Стела 6 стоит перед террасой, поддерживающей Структуру 20. Она практически не повреждена и изображает правителя 7-го века Птицу Ягуара III.

Стела 7 была сильно повреждена и разбита на фрагменты. Памятник восстановлен, а сохранившаяся скульптура отличного качества. Стела стоит перед террасой под Структурой 20. На ней изображена стоящая на коленях фигура.

Стела 11 первоначально стояла перед Строением 40. Стела была снята в 1964 году и отправлена ​​вверх по реке в Агуа-Асуль, чтобы ее доставили туда. Мехико для показа в Национальном музее антропологии. Однако он был слишком тяжелым для полета и был возвращен в Яшчилан в 1965 году и теперь находится недалеко от берега реки. На верхней стороне стелы изображен король Птица Ягуар IV и его отец. Фигуры и сопровождающая их иероглифическая панель очень хорошо сохранились. На стеле нанесены различные даты, самая ранняя из которых - 741 год. Стела разделена на две части.

Стела 18 датируется некоторым временем после 723 года. На ней изображен победоносный король Ицамнай Б'алам II, стоящий над стоящий на коленях пленник, которого опознают как Aj Popol Chaj, правящего лорда Лаканья.

Стела 27 была восстановлена ​​перед Строением 9 на Главной площади в Центральном Акрополе. Памятник датируется 514 годом и изображает короля Узоглазого Ягуара I. Эта стела - самая ранняя из известных в Яшчилане. Стела 27 особенно примечательна тем, что она была явно повреждена в древности и впоследствии отреставрирована в позднем классическом стиле с существенной переработкой нижней трети стелы, относящейся ко времени Птичьего Ягуара IV.

Стела 31 расположена в на небольшом расстоянии перед Строением 33. Это особенно необычный памятник, потому что он вылеплен из сталактита. Он не датирован и изображает три вырезанные фигуры и несколько иероглифов.

Стела 33 - фрагментарный памятник, обнаруженный при раскопках платформы, поддерживающей Стелу 3.

Стела 35 - исключительно хорошо сохранившийся памятник найдена во время раскопок Структуры 21 в 1983 году. Стела довольно маленькая и изображает Леди Вечернюю Звезду (также известную как Леди Ик Череп), мать короля Птицы Ягуара IV.

Известные правители

Все даты нашей эры.

Имя (или псевдоним)Правил
Йопаат Б'алам I359–?
Ицамнаадж Б'алам I («Щитовой Ягуар I»)? -?
Птичий ягуар I378–389
Череп из оленьего рога якса389 – c.402
Правитель 5c.402–?
Череп К'инич Татбу I? -?
Лунный череп-454–467
Птичий Ягуар II467–?
Узоглазый Ягуар I-508 – ок. 518
Череп К'инич Татбу II526–537 +
Узоглазый Ягуар IIок. 560–570
Ицамнадж Б'алам II? -?
К'инич Татбу Череп III? -?
Птичий Ягуар III629–669 +
Ицамнадж Б'алам II («Щитовый Ягуар II»)681–742
Йопаат Б'алам II-749+
Птица Ягуар IV 752–768
Ицамнадж Б'алам IV769–800 +
Череп К'инич Татбу IV-808+

Лунный Череп

Лунный Череп был седьмым известным правителем Яшчилана и правил в 5 веке. Его имя не является фактическим отсылкой к луне, а скорее является словом майя для метателя копья.

Птичий Ягуар II

Птичий Ягуар II был восьмым королем в династической летописи Яшчилана. Двое из его сыновей стали королями после него, Ягуар с узловатым глазом I и К'инич Татбу Череп II.

Ягуар с узловым глазом I

Ягуар с узловым глазом I был девятым известным царь Яшчилана, он правил в начале 6 века. Его глифическое имя, вероятно, следует читать как Джой Б'алам. Он был сыном предыдущего правителя, Птичьего Ягуара II.

К'инич Татбу Череп II

К'инич Татбу Череп II - десятый в династическом списке царей. Он был еще одним сыном Bird Jaguar II.

Bird Jaguar III

Bird Jaguar III описывается в одном тексте как пятнадцатый в строке от Yopaat B'alam I. Bird Jaguar III взял Леди Пакал как его жена, прожившая очень долгую жизнь, умершая в 705 году в возрасте не менее 98 лет. Их сыном и наследником был Ицамнадж Балам II.

Ицамнадж Балам II

Ицамнаак Балам II присоединился к нему в октябре 681 года и правил 60 лет. В иероглифических текстах он часто упоминается как Мастер Aj. Ник, имея в виду захват его первого пленника до того, как он стал царем, эта фраза была добавлена ​​к его имени 32 раза. Сам Ай Ник был подчиненным из места, известного как Маан или Намаан, и не имел высокого ранга.

Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Йашчиланом.

См. Также

Примечания

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-22 11:22:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте