Армянская архитектура состоит из архитектурных произведений с эстетикой или историческая связь с армянским народом. Трудно поместить этот архитектурный стиль в точные географические или хронологические рамки, но многие его памятники были созданы в регионах исторической Армении, Армянском нагорье. По общему мнению, величайшим достижением армянской архитектуры являются средневековые церкви, хотя существуют разные мнения о том, в каких именно отношениях.
Средневековье Армянская архитектура и армянские церкви в частности имеют несколько отличительных черт: который некоторые считают первым национальным стилем церковного здания.
Общие характеристики включают:
В рамках вышеупомянутых общих характеристик отдельные церкви демонстрируют значительные различия, которые могут отражать время, место и творческий потенциал их проектировщика. Торос Тораманян, изучая эти вариации в начале ХХ века, выделил следующие классические стили:
Стиль | Армянский номенклатура | Пример | ||
---|---|---|---|---|
Basilica | Bazilik (Բազիլիկ) | Ererouk | ||
Куполообразная базилика | Gmbetakir bazilik (Գմբեթակիր բազիլիկ) | Tekor>Крестообразный | Эчмиадзнатип (Էջմիածնատիպ) | Эчмиадзинский собор |
прямоугольный с вертикальным упором | Oughatzig karankiun (Ուղղագիծ քառանկյուն) | Церковь Святой Гаяне <16913>Радиал 240>Шаравигхайин (Շառավիղային) | Святой Рипсиме | |
Циркуляр | Звартноцатип (Զվարթնոցատիպ) | Звартноц |
Армянская архитектура, поскольку она берет свое начало в сейсмоопасном регионе, как правило, строится с использованием этого хазара. d в виду. Армянские постройки, как правило, имеют довольно низкую конструкцию и толстостенные конструкции. В Армении богатые ресурсы камня и относительно немного лесов, поэтому камень почти всегда использовался для строительства больших зданий. Небольшие здания и большинство жилых зданий обычно строились из более легких материалов, и вряд ли какие-либо ранние образцы сохранились, как, например, в заброшенной средневековой столице Ани.
Камень, используемый в зданиях, обычно добывается в одном и том же месте, чтобы придать структуре однородный цвет. В тех случаях, когда используются камни разного цвета, их часто намеренно контрастируют в виде полосатого или шахматного узора. Порошок, сделанный из однотипного камня, часто наносился вдоль стыков туфовых плит, чтобы придать зданиям цельный вид. В отличие от римлян или сирийцев, которые строили в то же время, армяне никогда не использовали дерево или кирпич при строительстве больших построек.
В армянской архитектуре для создания прочных зданий используется бетон. Это смесь известкового раствора, битого туфа и горных пород, вокруг которой образуется ядро, на котором тонкие плиты туфа располагаются в виде кирпичной кладки. По мере высыхания влажной строительной смеси она образует прочную бетонную массу, склеенную с туфом вокруг нее, и из-за свойств туфа со временем становится тверже. Первоначально при строительстве церквей почти не использовался сердечник, каменные блоки просто склеивались вместе, но когда архитекторы увидели, как те, у которых ядра из строительного раствора выдерживали толчки, размер ядра увеличился. Фрески из мрамора или другого камня часто прикреплялись к сторонам этих зданий, как правило, позже.
Постепенное развитие армянской архитектуры.
В третьем тысячелетии до нашей эры доисторическая армянская архитектура была уже своеобразной. Самой общей чертой была его основа, которая включала множество геометрических форм, в конечном итоге образующих форму клетки. Пример такой архитектуры можно найти в Кюльтепо, недалеко от Нахчывана. Эти здания были примерно 6–7 метров в ширину и около 5 метров в высоту.
Городские архитектурные традиции и другие формы искусства в годы до Рождества Христова продолжали развиваться, а позже на них повлияло греко-римское искусство. Урартская архитектура известна тем, что в ней использовались причудливо вырезанные камни, используемые в качестве фундамента для зданий из сырцового кирпича, обычно построенных компактно (например, в Эребуни ).
Урартские храмы имели массивные каменные стены на нижних уровнях и относительно небольшое внутреннее пространство, обычно квадратное, и высокое; они обычно размещались на самой высокой точке сайта. Более высокие уровни были из сырцового кирпича, который не сохранился, и не совсем понятно, как он появился. Храм Гарни конца I века нашей эры, выполненный в полностью эллинистическом стиле, является единственным языческим памятником, оставшимся в какой-либо целостной форме в Армении, поскольку многие другие были разрушены или преобразованы в христианские храмы при Тиридате III Армении. Гарни включает в себя местные элементы сакральной нумерологии и геометрии. В храме соотношение колонн к межколонным составляет 1/3 (1 - первичное число вселенной, а 3 - самое святое из всех чисел, так как оно представляет греко-римскую триаду Юпитер, Юнона. и Минерва ). Помимо эстетической красоты, дизайн Гарни можно рассматривать как подтверждение универсальных законов, определяющих судьбу человека. Углы, количество столбцов и размеры создавались тщательно; Армянские язычники хотели умилостивить богов и защитить человечество от их гнева. Эта сакральная геометрия проявляется во всем храме. Для людей, создавших его, это было идеальное воплощение их общения со вселенной. Обратите внимание, что хотя сакральная геометрия в основном использовалась в религиозных зданиях, светские здания переняли некоторые ее аспекты.
Институт христианства как официальная религия Армении в 301 году позволил новым событиям в армянской архитектуре, но сохранившей старые традиции. На самом деле было бы почти невозможно найти религию, которая возникла бы сама по себе, без заимствования некоторых традиций из прошлого. Изучение армянских церквей имеет решающее значение для нашего понимания средневековой Армении. Кроме того, армянские церкви описывают нам общий ландшафт христианского Востока в то время, когда свидетельства очевидцев были чрезвычайно редки. В своих посланиях аутентичности и законности церкви формировали и сохраняли общественную память, ведя переговоры между различными языковыми, религиозными, политическими и этническими группами.
Первые армянские церкви были построены по приказу Св. Григория Просветителя, и часто строились на вершинах языческих храмов и имитировали некоторые аспекты дохристианской армянской архитектуры.
Классическая и средневековая армянская архитектура - это разделены на четыре отдельных периода.
Первые армянские церкви были построены между 4 и 7 веками, начиная с обращения Армении в христианство и заканчивая арабским вторжением в Армению. Ранние церкви были в основном простыми базиликами, но некоторые имели боковые апсиды. К V веку широкое распространение получил типичный купольный конус в центре. К 7 веку были построены церкви с централизованным планированием, сформировались более сложные нишевые опоры и излучающий стиль Хрипсиме. Ко времени арабского вторжения сформировалась большая часть того, что мы теперь называем классической армянской архитектурой.
С 9 по 11 века армянская архитектура пережила возрождение под покровительством династии Багратидов с большим количеством Здание построено в районе озера Ван, оно включает как традиционные стили, так и новые инновации. В это время были развиты резные армянские хачкары. За это время было построено много новых городов и церквей, включая новую столицу на озере Ван и новый собор на острове Акдамар. Кафедральный собор Ани также был построен во время этой династии. Именно в это время были построены первые крупные монастыри, такие как Ахпат и Харичаванк. Этот период завершился нашествием сельджуков.
С 12 по 14 века при династии Закаридов количество построенных монастырей резко возросло, в том числе монастырь Сагмосаванк, монастырь Ахтала, монастырь Каймаклы, монастырь Кечарис и монастырь Макараванк. Монастыри были учебными заведениями, и большая часть средневековой армянской литературы была написана в этот период. Вторжение Тимурлана и разрушение Киликийской Армении положили конец архитектурному прогрессу на протяжении следующих 250 лет.
Последний великий период в классическом армянском строительстве был при иранских Сафавиде шахах, при которых было построено несколько новых церквей., как правило, в существующих святых местах, таких как Эчмиадзин, а также в диаспорах таких как Новая Джульфа.
Армянская архитектура пережила огромный этап развития в 19 веке, когда русские вошли в Восточную Армению. Ряд архитектурных шедевров был построен в Александрополе и Эривани, а также в Карсе, который сейчас является частью Турецкой Республики.
Армянские постройки того времени в основном были сделаны из черного туфа, поэтому эти постройки были преимущественно черного цвета.
Одним из самых плодовитых архитекторов армянских архитектурных памятников 20 века был Багдасар Арзуманян. Основанный в Ереване, Армении, он был автором большого количества гражданских и церковных построек, а также других проектов. Легендарными архитекторами ХХ века были Александр Таманян, Рафаэль Исраелян, Г. Кочар, Э. Тигранян, С. Сафарян и др. Сегодня мастерами армянской архитектуры являются С.Гурзадян, С. Калашян, Л.. Христафорян, Р. Асратян и др.
В результате Анти -Армянство, реликвии прошлого Армении, такие как церкви, кладбища и хачкары в соседних странах, были разрушены. В некоторых случаях, например, в Турции или Азербайджане, это было результатом национальных кампаний по уничтожению следов армянского народа, чтобы предотвратить любые потенциальные претензии армянского государства.
Самая большая коллекция в мире раньше была можно найти на развалинах Старого Джуги в Нахичевани (сегодняшний Азербайджан ). Сообщения (см. RFE / RL) и фотографии наблюдателей на иранской территории появились в конце 2005 года, на которых видно, что азербайджанские солдаты сознательно пытаются разрушить надгробия. Недавние фотографии показали, что все кладбище было стерто с лица земли и на этом месте построен военный полигон.
Бурное прошлое Армении за последнее тысячелетие привело к формированию обширной армянской диаспоры в разных уголках земного шара. Армянские общины, стремящиеся сохранить традиции своей родины, повлияли на архитектурный жаргон армянских кварталов в таких городах, как Замосць и Львов. Это влияние наиболее очевидно в сакральной архитектуре церквей, построенных армянской общиной, где проекты основаны на исторических памятниках, таких как соборы Ани, Звартноц и Эчмиадзин использовался в качестве вдохновляющих шаблонов для создания этих структур в их новом окружении. Эта традиция продолжается и по сей день, поскольку армянская иммиграция сместилась из традиционных областей эмиграции в Европе и на Ближнем Востоке в Америку и Австралию.
Хачкары также стали дополнительные символы армянской идентичности и были установлены в последние годы в таких городах, как Вроцлав, Краков, Эльблонг в Польше, Нови-Сад в Сербии, Бейрут в Ливане, а также в Дирборне, Мичиган. Многие из них были также построены местными общинами как памятники в память о Геноциде армян.
Святой Григорий Просветитель - Армянский католический собор Святого Эли (Егише) (1909) в центре Бейрут, Ливан
Армянская Апостольская Церковь Святой Троицы (1914) в Фресно, Калифорния
Св. Армянская Апостольская Церковь Григория Просветителя (1928) в Каире, Египет
Интерьер церкви Святого Григория Просветителя в Каире
Собор Святой Богородицы (1940) в католикосате Великого Дома Киликии в Антелии, Ливан
Церковь Святого Креста (Сурп Ншан) в центре Бейрута, Ливан, рядом с Гранд Сераль
Церковь Пресвятой Богородицы (Сурп Асдвадзадзин) при Армянской семинарии в Бикфая, Ливан
Колокольня Армянский собор сорока мучеников Алеппо построен в 1912 году
Армянская церковь Святого Павла (1979 г.) во Фресно, Калифорния
Св. Армянская апостольская церковь Святой Марии, Торонто (1983) в Торонто, Онтарио, Канада
Армянская церковь Святого Степаноса (1986) в Эльбероне, Нью-Джерси
Армянская католическая церковь Святого Григория Просветителя (2001) в Глендейле, Калифорния
Церковь Святой Троицы (2003) по образцу Собора Звартноц, в Малатия-Себастия район Еревана
Собор Святого Григория Нарека (2005) в Ванадзор, Армения
Армянская церковь Святого Григория в Спрингфилд, Массачусетс, США
Спасо-Преображенский собор, Москва
Армянская церковь Иоанна Крестителя на реке Иордан
Ереванский оперный театр А. Таманян (1926–1939)
Мост Победы на реке Раздан
Жилой дом с армянским декором в Ереване